Научная статья на тему 'Диагностика психосоматического состояния детей с нарушением интеллекта в процессе адаптивного физического воспитания в семье'

Диагностика психосоматического состояния детей с нарушением интеллекта в процессе адаптивного физического воспитания в семье Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с нарушением интеллекта / адаптивное физическое воспитание / родители / диагностика / психосоматическое состояние / children with intellectual disabilities / adaptive physical education / parents / diagnostics / psychosomatic state

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорова Наталья Игоревна

Представлена методика обучения родителей проведению диагностики психосоматического состояния детей 3–7 лет с нарушением интеллекта в процессе адаптивного физического воспитания, осуществляемого в домашних условиях, с целью всестороннего изучения ребенка, анализа его психического и физического развития и использования полученных данных для коррекции психомоторного развития ребенка в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорова Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF PSYCHOSOMATIC CONDITION OF CHILDREN WITH INTELLECT DISABILITIES IN THE PROCESS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION IN THE FAMILY

The article presents a methodology for teaching parents to diagnose the psychosomatic state of children 3-7 years old with intellectual disabilities in the process of adaptive physical education, carried out at home, in order to comprehensively study the child, analyze his mental and physical development and use the data obtained to correct the psychomotor development of the child in the family.

Текст научной работы на тему «Диагностика психосоматического состояния детей с нарушением интеллекта в процессе адаптивного физического воспитания в семье»

УДК 796.011.1:376 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10809

ДИАГНОСТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Н.И. Федорова

Представлена методика обучения родителей проведению диагностики психосоматического состояния детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в процессе адаптивного физического воспитания, осуществляемого в домашних условиях, с целью всестороннего изучения ребенка, анализа его психического и физического развития и использования полученных данных для коррекции психомоторного развития ребенка в семье.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, адаптивное физическое воспитание, родители, диагностика, психосоматическое состояние.

Существующая в России система абилитации детей 3-7 лет с нарушением интеллекта предусматривает применение адаптивного физиче -ского воспитания в государственных лечебно-профилактических и общеобразовательных учреждениях. Как следует из ряда публикаций в специальной литературе[1, 2], участия родителей в адаптивном физическом воспитании детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в силу различных причин недостаточно. Недостаточная компетентность родителей в умении проводить тестирование и оценку его результатов у детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в сфере адаптивной физической культуры является основной причиной.

Особенности нарушений интеллекта у детей 3-7 лет отражают варианты патологических изменений психосоматического статуса, при которых ограничена жизнедеятельность, способность к обучению и формированию двигательных актов, нарушена социальная адаптация [3, 4].

Процесс обучения родителей основам теории и методики адаптивной физической культуры предполагает приобретение знаний, умений и навыков в области адаптивного физического воспитания для осуществления его в домашних условиях с учетом психосоматических особенностей ребенка, а также оценки практических результатов данной деятельности.

Цель исследования - разработать методику обучения родителей проведению диагностики психосоматического состояния детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в процессе адаптивного физического воспитания, осуществляемого в домашних условиях, для дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении.

В процессе проведенного исследования была разработана программа образования родителей в сфере адаптивного физического

воспитания детей 3-7 лет с нарушением интеллекта, осуществляемого в домашних условиях. Одним из модулей программы является методика обучения родителей диагностике психосоматического состояния детей с нарушением интеллекта в процессе адаптивного физического воспитания, осуществляемого в домашних условиях, в объеме 12 ч. Данная методика обучения родителей была разработана на основе общепринятых методоло -гических принципов адаптивной физической культуры [5, 6].

Обучение родителей проводится в очно-заочной форме. В работе используются организационные формы обучения: лекции, семинары, круг -лые столы, групповые тренинги, практические занятия, самостоятельная работа.

На лекциях родители получают основные знания, касающиеся организации адаптивного физического воспитания в домашних условиях, а также оценку результатов этой деятельности. Практические занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на закрепление навыков проведения диагностики психосоматического состояния детей с нарушением интеллекта в процессе адаптивного физического воспитания, осуществляемого в домашних условиях. Самостоятельная работа родите -лей осуществляется в соответствии с методическими разработками по предложенной тематике. На семинарах проводится текущий контроль самостоятельной деятельности родителей при работе с рекомендованной литературой, выявляются трудности применения на практике полученных в ходе обучения знаний и практических умений.

В связи с тем, что местонахождение участников исследования территориально может быть разное и присутствовать на занятиях не у всех предоставляется возможность, используются специфичные средства интернет-технологий: вебинары, видео-лекции.

Процесс диагностики психосоматического состояния детей с нарушением интеллекта базируется на следующих положениях:

- соблюдение определенных требований к состоянию ребенка в момент обследования и к процедуре выполнения тестов;

- регистрация комплекса психофизиологических показателей, характеризующих психосоматический статус ребенка в процессе обследования;

- использование нескольких тестов, которые преимущественно отражают психологические особенности личности, физическое развитие ребенка;

- выбор тестов в зависимости от задач, условий проводимого исследования и состояния ребенка 3-7 лет с нарушением интеллекта;

- соответствие тестов требованиям информативности и надежности.

Для оценки эффективности занятий адаптивной физической

культурой в домашних условиях с детьми 3-7 лет с нарушением

интеллекта, а также создания оптимальных условий для физической, психической и социальной адаптации ребенка родителям необходимо:

- осуществлять педагогическое наблюдение за реакцией ребенка во время проведения занятий физическими упражнениями (какой двигательной активности отдает предпочтение, какому спортивному инвентарю, какие действия выполняет самостоятельно, а какие не может выполнить без посторонней помощи, какой вид восприятия доминирует);

- учитывать, что такой ребенок не способен ощутить усталость, контролировать внешние признаки дыхания, такие как задержка дыхания или учащенное дыхание, вялость;

- в зависимости от реакции ребенка и его действий определять, какому из видов стимулов он отдает предпочтение, как осуществляется поиск понравившегося стимула (предмета), какой способ коммуникации доминирует, какие игры и какую форму занятий (индивидуальную, групповую) он предпочитает.

Незнание родителями особенностей функциональной и поведенческой реакции на физическую нагрузку, адаптационных возможностей ребенка может привести к ухудшению состояния его здоровья. Без этой информации невозможно определить методологические подходы к реализации комплексных задач по абилитации детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Особенностью обследования детей с нарушением интеллекта явля -ется возможность применения лишь наиболее простых методов функцио -нальной диагностики, так как сложные тестовые задания этим детям недоступны.

В ходе диагностики психосоматического статуса ребенка решаются следующие задачи:

- оценка физического развития и уровня проявления двигательных качеств детей 3-7 лет с нарушением интеллекта;

- определение характерологических особенностей психофизиче-ского развития ребенка с нарушением интеллекта;

- выявление потенциальных возможностей и способности к подражанию;

- использование полученной информации при разработке индиви -дуальных программ адаптивного физического воспитания в домашних ус -ловиях, в зависимости от нарушения интеллекта и морфофункциональных особенностей ребенка.

Методические приемы работы родителей с ребенком 3-7 лет с нарушением интеллекта во время тестирования:

- использование педагогического наблюдение за реакцией ребенка на физическую нагрузку с целью предупреждения переутомления, так как «особый» ребенок не в состоянии ощутить усталость;

- использование методов и приемов исследования с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;

- опора на приоритетные каналы восприятия информации ребенком во время взаимодействия с окружающими;

- создание благоприятной коррекционно-развивающей и психологической среды.

Применяемые в домашних условиях средства и методические приемы адаптивной физической культуры позволяют оптимизировать режим организованной двигательной активности, корригировать или компенсировать нарушения психосоматического статуса ребенка с нарушением интеллекта [7].

Основой диагностики психосоматического состояния детей 3-7 лет с нарушением интеллекта являются правильно подобранные задачи исследования, условия организации и проведения диагностики, инструментарий диагностики психического и физического развития ребенка [8]. Анализ и интерпретация полученных данных до проведения диагностики и после проводятся с целью индивидуализации коррекци-онно-педагогического воздействия, регулирования физической нагрузки и, таким образом, повышения эффективности адаптивного физического воспитания, осуществляемого в домашних условиях.

В процессе обучения родителей проведению диагностики предлагается следовать следующим этапам:

1-й этап. Измерение и фиксация результатов.

Измерение проводятся в игровой форме в знакомой ребенку обстановке. Использовать только 2-3 теста в день. Вначале родители знакомят ребенка с тестовым заданием, дают возможность пробного выполнения. Оценка качества выполнения тестов проводилась в баллах: 0 баллов - ребенок не выполнил тест; 1 балл - ребенок затрудняется самостоятельно выполнить или закончить тест; 2 балла - ребенок выполняет тест с помощью или вербальным сопровождением взрослого; 3 балла - ребенок начинает, выполняет и заканчивает выполнение теста самостоятельно. Полученные данные заносятся в протокол.

2-й этап. Обработка полученного материала.

Результаты позволяют корректировать применяемые средства и методические приемы адаптивного физического воспитания, осуществляемого в домашних условиях, направленные на психическое и физическое развитие ребенка.

3-й этап. Повторное измерение, оценка динамики полученных результатов диагностики ребенка с нарушением интеллекта.

Динамика результатов свидетельствует о состоянии психофизического развития детей с нарушением интеллекта, а также об эффективности коррекционно-педагогического воздействия на детей.

В таблице представлены тесты для определения психосоматиче -ского состояния детей с нарушением интеллекта.

Тестовые задания для определения психосоматического состояния детей 3-7 лет с нарушением интеллекта

Виды тестов Содержание исследования

1. Методы оценки психического развития

Экспертная оценка познавательного процесса. Тест 1. Нанизывание бус разного диаметра на леску толщиной 5-8 мм. Тест 2. Рисование по точкам. Тест 3. Найди отличия. Тест 4. «Собери пазл» Характеризует способность ребенка к восприятию, подражанию, наглядно-образному мышлению

2. Методы оценки физического развития

Тесты. 1. Передвижение приставными шагами влево/вправо (расстояние 2-3, 5-7 м). 2. Бег со сменой направления, огибая ко- нусы или другие предметы на полу (расстояние 2-3, 5-7 м). Характеризует показатели статического и динамического равновесия, степень устойчивости, длительность сохранения равновесия

Характеризует показатель устойчивости в вертикальном положении

3. Удержание равновесия в положении стоя на линии одна нога за другой (пя-точно-носочная поза), руки прямые, подняты вперед на уровне плеч. 4. Ходьба вперед по обозначенной линии на полу длиной 2-3 м и шириной 2 см. 5. Ловля мяча двумя руками с расстояния 1 -2 м. 6. Бросок-передача мяча двумя руками от груди «партнеру» на расстояние 1-2 м Характеризует уровни развития общей моторики, физических качеств, ориентировки в пространстве, выявляет отклонения в их развитии

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о целесо -образности разработанной нами методики обучения родителей проведе-нию диагностики психосоматического состояния детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в процессе адаптивного физического воспитания, осуществляемого в домашних условиях. Диагностика психосоматического состояния детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в условиях семьи позволяет всесторонне изучить ребенка, проанализировать его психическое и физическое развитие и использовать полученные данные для коррекции психомоторного развития.

Список литературы

1. Федорова Н.И. Проблемы оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4(73). С. 369-370.

2. Шелехов А.А. Вовлечение родителей в процесс физического вос -питания детей с нарушением интеллекта как фактор нормализации родительских установок // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 4(146). С. 311-315.

3. Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Кузенкова Л.М. Дети с наруше -нием интеллекта: реабилитация средствами образования // Педагогическая фармакология. 2012. Т. 9. № 6. С. 80-84.

4. Антипанова Н.А., Дацко М.А. Особенности развития детей с на -рушениями интеллекта // Международный журнал гуманитарных и есте -ственных наук. 2016. № 2. С. 24-27.

5. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2009. 464 с.

6. Евсеева О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник. М.: Спорт, 2016. 284 с.

7. Парицкая И.В. Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося развития в раннем возрасте // Молодой ученый. 2015. № 23(103). С. 1000-1003.

8. Велиева С.В. Диагностика психических состояний и отношений дошкольников в семье // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2014. № 10. С. 38-59.

Федорова Наталья Игоревна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, doc_fni777@, mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры спорта и туризма

DIAGNOSIS OF PSYCHOSOMA TIC CONDITION OF CHILDREN WITH INTELLECT DISABILITIES IN THE PROCESS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION IN THE FAMILY

N.I. Fedorova

The article presents a methodology for teaching parents to diagnose the psychosomatic state of children 3-7 years old with intellectual disabilities in the process of adaptive physical education, carried out at home, in order to comprehensively study the child, analyze his mental and physical development and use the data obtained to correct the psychomotor development of the child in the family.

Key words: children with intellectual disabilities, adaptive physical education, parents, diagnostics, psychosomatic state.

Fedorova Natalya Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department, [email protected], Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

References

1. Fedorova N.I. Problemy optimizacii adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah semejnogo byta [Problems of optimizing adaptive physical education of preschool children with disabilities in family life] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki [Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences]. 2016. No. 4(73). P. 369-370.

2. Shelekhov A.A. Vovlechenie roditelej v process fizicheskogo vospitaniya detej s narusheniem intellekta, kak faktor normalizacii roditel'skih ustanovok [Involvement of parents in the process of physical education of children with intellectual impairment, as a factor in the normalization of parental attitudes] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2017. No. 4(146). P 311-315.

3. Strebeleva E.A., Lazurenko S.B., Kuzenkova L.M. Deti s narusheniem intellekta: reabilitaciya sredstvami obrazovaniya [Children with intellectual impairment: rehabilitation by means of education] // Pedagogicheskaya farmakologiya [Pedagogical pharmacology]. 2012. V. 9. No. 6. P. 80-84.

4. Antipanova N.A., Dacko M.A. Osobennosti razvitiya detej s narusheniyami intellekta [Features of the development of children with intellectual disabilities] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences]. 2016. No. 2. P. 24-27.

5. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Private methods of adaptive physical education]: textbook. allowance / ed. L.V. Shapkova. M.: Soviet Sport, 2009. 446 p.

6. Evseeva O.E., Evseev S.P. Tekhnologii fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti v adaptivnoj fizicheskoj kul'ture [Technologies of physical culture and sports in adaptive physical education]: a textbook. M.: Sport, 2016. 284 p.

7. Parickaya I.V. Teoreticheskie aspekty kompleksnoj diagnostiki otklonyayushche-gosya razvitiya v rannem vozraste [Theoretical aspects of a comprehensive diagnosis of abnormal development at an early age] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2015. No 23(103). P.1000-1003.

8. Velieva S.V. Diagnostika psihicheskih sostoyanij i otnoshenij doshkol'nikov v sem'e [Diagnosis of mental conditions and relationships of preschool children in the family] // Vestnik psihiatrii i psihologii Chuvashii [Bulletin of psychiatry and psychology of chuvashia]. 2014. No. 10. P. 38-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.