Научная статья на тему 'Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития'

Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задержка психического развития / дети дошкольного возраста / физическое воспитание / физическая культура / двигательная активность / development delay / preschool children / physical education / physical training / physical activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Алена Николаевна

Данная статья посвящена исследованию роли и содержания системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Автором в ходе работы отмечено, что в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека ученые акцентируют внимание на важности влияния двигательного анализатора. Систематическое использование средств физической культуры позволяет предупредить возникновение вторичных отклонений в физическом развитии и способствует интенсивной социальной интеграции детей с ЗПР. Система физического воспитания в комплексном коррекционном воздействии дает возможность ребенку дошкольного возраста с ЗПР стать полноправным членом общества, активно участвовать в дальнейшей школьной жизни, развивать потенциальные возможности и демонстрировать свои природные способности. Также в статье выделено, что физическое развитие должно быть важной частью общей системы обучения, воспитания и коррекции детей с недостатками умственного развития. Основной целью физического воспитания детей данной категории автор считает коррекцию и компенсацию недостатков физического развития, общей и мелкой моторики, препятствующих успешному обучению и воспитанию. Ключевыми направлениями реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР являются: совершенствование основных двигательных функций и сенсорной сферы; развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; улучшение артикуляционной моторики; коррекция отдельных сторон психической деятельности; совершенствование пространственных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы; формирование речевого дыхания; укрепление общего здоровья; воспитание точности, завершенности движений; нормализация мышечного тонуса с использованием для этого разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений; воспитание зрительно-моторной координации. В основе системы физической культуры дошкольников с ЗПР – обучение отдельным движениям, элементам действий, доведение их до вариативного автоматического выполнения, объединение этих элементов в сознательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивлева Алена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Physical Education of Preschool Children with Development Delay: its Role and Content

This article is focused on the study of the role and content of the system of physical education of preschool age children with developmental delay. The author notes that in the development of higher nervous activity and mental functions of human, scientists put emphasis on the importance of the influence of motor analyzer. Systematic usage of means of physical training allows to prevent the occurrence of secondary deviations in physical development and promotes intensive social integration of children with development delay. The system of physical education in special education gives the chance to the preschool child with development delay to become a full member of society, to actively participate in the further school life, to develop potentialities and to show the natural abilities. The article also emphasizes that physical development should be an important part of the general system of education, upbringing and correction of children with intellectual disabilities. The main purpose of physical education of children of this category is defined by the author as correction and compensation of physical development defects, general and fine motor skills that hinder successful learning and upbringing. The key directions of rehabilitation work with children of preschool age with development delays are defined as: improvement of basic motor functions and sensory sphere; development of fine motor skills of hands and fingers; improvement of articulation motor skills; correction of separate sides of mental activity; improvement of spatial representations and orientation, auditory attention and memory; development of different types of thinking; correction of disorders in the development of emotional-volitional sphere; formation of speech breathing; strengthening of general health. Training of separate movements, elements of actions, bringing them to variant automatic performance, combining these elements in conscious activity are at the heart of the system of physical training of preschool children with development delay.

Текст научной работы на тему «Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 616.899; 796.015 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10075

Ивлева А.Н.

Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Ивлева Алена Николаевна* - Армавирский государственный педагогический университет, Центр развития ребенка детский сад №17 (Тихорецк, Краснодарский край, Россия)

Данная статья посвящена исследованию роли и содержания системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Автором в ходе работы отмечено, что в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека ученые акцентируют внимание на важности влияния двигательного анализатора. Систематическое использование средств физической культуры позволяет предупредить возникновение вторичных отклонений в физическом развитии и способствует интенсивной социальной интеграции детей с ЗПР. Система физического воспитания в комплексном коррекционном воздействии дает возможность ребенку дошкольного возраста с ЗПР стать полноправным членом общества, активно участвовать в дальнейшей школьной жизни, развивать потенциальные возможности и демонстрировать свои природные способности. Также в статье выделено, что физическое развитие должно быть важной частью общей системы обучения, воспитания и коррекции детей с недостатками умственного развития. Основной целью физического воспитания детей данной категории автор считает коррекцию и компенсацию недостатков физического развития, общей и мелкой моторики, препятствующих успешному обучению и воспитанию. Ключевыми направлениями реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР являются: совершенствование основных двигательных функций и сенсорной сферы; развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; улучшение артикуляционной моторики; коррекция отдельных сторон психической деятельности; совершенствование пространственных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы; формирование речевого дыхания; укрепление общего здоровья; воспитание точности, завершенности движений; нормализация мышечного тонуса с использованием для этого разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений; воспитание зрительно-моторной координации. В основе системы физической культуры дошкольников с ЗПР - обучение отдельным движениям, элементам действий, доведение их до вариативного автоматического выполнения, объединение этих элементов в сознательную деятельность.

Ключевые слова: задержка психического развития, дети дошкольного возраста, физическое воспитание, физическая культура, двигательная активность.

Для цитирования: Ивлева А.Н. Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Современное дошкольное образование. -2020. - №2(98). - С. 60-69. DOI: 1 0.24411/1 997-9657-2020-1 0075 Материалы статьи получены 08.01.2020.

* Контакты: ivleva.alena2015@yandex.ru

UDC 616.899; 796.015 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10075 System of Physical Education of Preschool Children with Development Delay: its Role and Content Alyona N. Ivleva, Center for Child Development Kindergarten No.17 "Zhuravushka", Tikhoretsk, Russia This article is focused on the study of the role and content of the system of physical education of preschool age children with developmental delay. The author notes that in the development of higher nervous activity and mental functions of human, scientists put emphasis on the importance of the influence of motor analyzer. Systematic usage of means of physical training allows to prevent the occurrence of secondary deviations in physical development and promotes intensive social integration of children with development delay. The system of physical education in special education gives the chance to the preschool child with development delay to become a full member of society, to actively participate in the further school life, to develop potentialities and to show the natural abilities. The article also emphasizes that physical development should be an important part of the general system of education, upbringing and correction of children with intellectual disabilities. The main purpose of physical education of children of this category is defined by the author as correction and compensation of physical development defects, general and fine motor skills that hinder successful learning and upbringing. The key directions of rehabilitation work with children of preschool age with development delays are defined as: improvement of basic motor functions and sensory sphere; development of fine motor skills of hands and fingers; improvement of articulation motor skills; correction of separate sides of mental activity; improvement of spatial representations and orientation, auditory attention and memory; development of different types of thinking; correction of disorders in the development of emotional-volitional sphere; formation of speech breathing; strengthening of general health. Training of separate movements, elements of actions, bringing them to variant automatic performance, combining these elements in conscious activity are at the heart of the system of physical training of preschool children with development delay. Keywords: development delay, preschool children, physical education, physical training, physical activity. For citation: Ivleva A.N. (2020). System of physical education of preschool children with development delay: its role and content. Preschool Education Today. 3:14, 60-69 (in Russian). DOI: 10.24411/1 997-9657-2020-1 0075 Original manuscript received 08.01.2020. * Contacts: ivleva.alena2015@yandex.ru

Постановка проблемы

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для закладки основ физической прочности, выносливости человека, его долголетия. С помощью систематических физических нагрузок, постоянной двигательной активности ребенок познает окружающий мир, овладевает опытом взаимодействия с ним. Активная двигательная деятельность стимулирует иммунитет ребенка и способствует его всестороннему развитию. В исследованиях по проблемам развития детей с ЗПР отмечается их отставание в физическом развитии. Физическое воспитание является чрезвычай-

но важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии. Двигательные нарушения, даже при своем минимальном проявлении, негативно влияют на общее состояние здоровья, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно сказываются на развитии всех систем организма и нервно-психической деятельности. С первых месяцев жизни дети с нарушениями психического развития нуждаются в комплексной системе физического воспитания.

Можно предположить, что применение традиционных методов физической реабилитации в сочетании с альтернативными для

Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А н И Я

детей с ЗПР будет эффективным методом коррекции их физического состояния. Цель работы - исследовать содержание и обосновать необходимость применения средств и методов физического воспитания детей при задержке психического развития. Методы исследования: анализ и обобщение специальной научной и методической литературы, педагогические наблюдения.

Специфические аспекты общего развития детей с ЗПР. Проблема низкого уровня успешности значительной части учащихся дошкольных и школьных образовательных учреждений давно обратила на себя внимание специалистов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах приобретенных знаний они проявляют достаточные способности. Эти дети были отнесены к особой категории - дети с задержкой психического развития (ЗПР).

На разных возрастных этапах у детей с ЗПР наблюдается пониженная потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения со взрослыми, отмечается недостаточный уровень владения языковыми и неязыковыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (Амплеева, 2017). Многие авторы доказали, что у детей этой категории наблюдаются нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости (Исмаилов, Магомедов, Абдулбасиров, 2017).

Данные медицинской статистики свидетельствуют, что количество физически здоровых среди детей дошкольного возраста с задержкой психического развития составляет лишь 15%, что становится основной причиной трудностей их адаптации к предстоящей школьной нагрузке (Максимова, Скрябина, 2019). У детей наблюдаются долговременная соматическая недостаточность различного происхождения, тяжелые соматические заболевания, которые проявляются в первые годы жизни (Прописнова, Черкашин, Мартынов, 2013).

С замедленным темпом формирования познавательной деятельности дошкольников с ЗПР связана не недостаточность их интеллектуальной мотивации, а физические рас-

стройства - нарушение регуляция мышечного тонуса и подвижность психических процессов (Суворова, 2011).

При задержке психического развития ребенка характерны нарушения, которые проявляются в снижении психической выносливости, работоспособности, познавательной активности, эмоционально-волевых расстройствах, неустойчивости внимания и в недостатках памяти, сенсомоторной координации. В то же время способность мыслить (интегративная функция мозга) достаточно сохранена (Сорокоумова, Егорова, 2017). В общем развитии детей этой категории оказываются недостаточно сформированными сенсомоторные функции, то есть умение видеть, слушать, выполнять различные движения, особенно - движения руками. Зрение и слух у детей нормальные, а недостатки зрительного и слухового восприятия проявляются в неспособности сосредоточиться на объекте восприятия, в неумении его анализировать, сравнивать с виденным ранее (Бутко, Суворова, Сорокоумова, 2019).

Формирование поведения и черт характера личности детей с задержкой психического развития не является следствием только болезненного состояния их нервной системы. Испытывая влияния микросоциальной среды (семьи и ближайшего окружения), в которой они проживают, получая примеры взаимодействия с другими для подражания, они овладевают отведенным им местом в данном окружении (родителей, родственников, друзей, одноклассников). Воспитывать таких детей можно только через поиск в них положительного, что могло бы стать опорой для поддержания их веры в себя и развития доверия и чувства защищенности (Азина, Сорокоумова, Туманова, 2019).

Патологии двигательной сферы, характерные для детей с ЗПР

У детей с ЗПР выражена патология двигательной сферы, которая отображается в деятельности различных систем организма: моторике рук и зрительной моторной координации; стереотипах движений и измененной структуре движений (Бахнова, Осипова, 2018). У них часто диагностируют нарушение дыхательной функции, особенно при мышечной гипотонии. Дыхание может быть затруд-

нено вследствие слабости (гипотоничности) межреберных мышц. При нарушении регуляции мышечного тонуса вдох и выдох неполноценный и дыхание оказывается поверхностным. Задержка двигательного развития приводит к нарушению дыхательной функции. Жизненная емкость легких может значительно ограничиваться, что в свою очередь приводит к частым застойным явлениям в легких, заболеваниям дыхательных органов, недостатку кислорода в организме. Недостаток кислорода в организме оказывает негативное влияние на развитие двигательных, речевых и психических функций. Поэтому в работе с данной категорией детей большое значение придается обучению правильно дышать во время выполнения упражнений, то есть умению сочетать дыхание и мышечную деятельность (Кудрявцева, 2018).

Функции дыхательного аппарата у детей не достигают уровня, присущего взрослым: у них еще недостаточная глубина дыхания. Это проявляется при физической нагрузке, когда повышенная потребность организма в кислороде удовлетворяется главным образом за счет увеличения частоты дыхания и в меньшей степени за счет его глубины. Несмотря на это, на занятиях по физической культуре следует постоянно заботиться о постановке равномерного и глубокого дыхания, которое обеспечивает организм кислородом, положительно влияет на развитие дыхания, кровообращения и всего организма в целом (Долгачева, Чернова, 2007). Для этого используют упражнения преимущественно с циклическими движениями, которые эффективно способствуют равномерному и глубокому дыханию (ходьба, бег и т.д.).

Нормальное развитие легких происходит лучше при правильной осанке, поскольку создаются благоприятные условия для работы органов дыхания и кровообращения. Особое значение имеет чистота воздуха, поэтому занятия следует чаще проводить на свежем воздухе. В развитии дыхательной системы у ребят дошкольного возраста наблюдается четкое отличие: жизненная емкость легких и сила дыхательных мышц у девочек меньше вплоть до подросткового возраста (Медведева, 2007). Все это свидетельствует о том, что дыхательный аппарат у девочек меньше приспособлен к большим физическим нагрузкам. Во время выполнения физических упражнений происходит сложная нервно-мышечная координация, которая является важной предпосылкой

в формировании правильной осанки и нормализации работы кисти руки при письме (Максимова, 2012).

Ряд авторов указывают на связь клинических проявлений моторики с этиологией умственного отставания (Максимова, Скрябина, Садовая, 2014). Однако связь эта более выражена во внешней картине двигательной активности. Двигательные нарушения (парезы, ги-перкинезы) не объясняют всего разнообразия двигательных проявлений детей. Мышечное напряжение и двигательная активность находятся в двойственной связи. Гиперкинезы могут не мешать выполнению двигательного действия, хотя оно будет проходить с осложнением, недостаточной скоростью, с лишними сопутствующими движениями. Иногда даже отсутствие двигательных нарушений не способствует выполнению двигательного действия (Бутко, 2017).

Основы физического воспитания в развитии детей дошкольного возраста с ЗПР

Особое внимание при применении различных форм физической культуры при обучении детей дошкольного возраста с ЗПр должно уделяться современным научным достижениям в данной области. Характерной чертой различных форм занятий является их добровольность. Поэтому нужно заботиться о том, чтобы вызвать у учащихся интерес к занятиям (Ломакина, 2014).

Отсутствие индивидуального подхода к обучению дошкольников на занятиях физкультуры и во внеклассных формах физкультурно-массовой работы, ограничение рамками единых требований без учета пределов их возможностей наносит ущерб развитию личности. Специалистам в области здравоохранения и физической культуры необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим дошкольника, что способствует повышению функциональных возможностей организма (Боброва, 2019).

В процессе занятий физической культурой многие дефекты моторики и физического развития сглаживаются и корректируются, однако они являются серьезным препятствием в овладении бытовыми, школьными и трудовыми навыками. Поэтому необходимо в начале обучения еще в дошкольном возрасте обеспечивать работу по усовершенствованию

в

Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я

простейших движений, осуществлять контроль за их выполнением, поскольку исправлять недостатки труднее, чем давать правильное направление в развитии движений (Бутко, 2006). Очень важно, чтобы все навыки и умения формировались на основе правильных элементарных движений детей. Новое движение следует предлагать после усвоения сходного с ним движения, но более простого. Исходное разучивание движений нужно вести в медленном темпе, для того чтобы проследить ошибки, которые допускают ученики, и своевременно попытаться их устранить (Левченко, Гусейнова, 2016).

Особенностью методики проведения занятий по физической культуре при задержке психического развития является четкое планирование занятия и сосредоточение внимания на решении задач, которые сводятся к следующему:

• определение уровней физического развития и физической подготовленности детей, умение выполнять элементарные движения и простые команды (Галкина, 2017);

• выявление индивидуальных особенностей двигательной сферы и элементарных знаний по физическому воспитанию;

• обучение построению в шеренгу и колонну по одному (Майнулова, 2018).

Особое значение во время занятий приобретает учет особенностей развития сердечнососудистой и дыхательной систем. Вредными являются упражнения с длительным статическим напряжением, из-за которого нарушается нормальная циркуляция крови, а также упражнения, связанные со значительным силовым напряжением, которые требуют большой скорости и продолжительности движений. Выполняя физические упражнения, требующие значительного усиления деятельности сердца, следует чаще чередовать их со специальными успокаивающими упражнениями и глубокими дыхательными движениями.

Разучивание новых движений происходит быстрее во время выполнения упражнений на неполную силу. Развитие скелета детей тесно связано с формированием мышц, сухожилий и связок. Уже в школьном возрасте продолжается развитие мышечной системы. Увеличивается мышечная масса, возрастает сила мышц. Однако это развитие несколько отстает от роста костей скелета, в результате чего мышцы становятся очень натянутыми, тонкими и длинными. Все это усиливает их утомляемость при физических на-

грузках, временно снижает их двигательные возможности.

Нельзя допускать перегрузки дошкольников длительным напряжением, статической работой. Такая перегрузка может вредно повлиять на развитие опорно-двигательного аппарата - задержать рост костей, вызвать необратимые деформации костей, суставов. Вместе с тем умеренные и посильные упражнения, в которых кратковременные напряжения чередуются с расслаблением мышц, а работа одних мышц - с отдыхом других, стимулируют развитие костей и мышц, способствуют их укреплению. Для этого используют различные упражнения в беге, прыжки (Левченко, Гусейнова, Мануйлова, 2016).

Овладение двигательными действиями и формирование у детей дошкольного возраста двигательных качеств связано с функциональным развитием коры головного мозга, с особенностями протекания нервных процессов. Высокая пластичность нервной системы детей данной возрастной категории способствует лучшему и быстрому усвоению двигательных навыков. Однако во время выполнения движений с повышенными усилиями привитие навыков осложняется тем, что при таких условиях возбуждение распространяется в коре головного мозга, захватывает в свою сферу различные центры и привлекает тем самым к работе ненужные мышцы, которые тормозят движение и мешают хорошо усвоить двигательный навык. Поэтому разучивание движений обычно происходит быстрее и точнее во время выполнения упражнений на неполную силу.

Для нормального развития ребенок должен достаточно двигаться. У детей с нарушениями психического развития часто наблюдаются стереотипные движения или двигательная расторможенность. И стереотипные движения, и двигательная расторможенность не способствуют нормальному развитию, потому что, во-первых, ребенок не может выйти за пределы своих стереотипов и расширить свой двигательный опыт самостоятельно, во-вторых - истощает нервную систему лишними движениями. В комплексном процессе реабилитационной работы с такими детьми следует применять средства физической реабилитации (физические упражнения и природные факторы) с профилактической и лечебной целью (Максимова, Животова, 2012).

Часто физическое и эмоциональное развитие ребенка заменяют информационным.

В результате у большинства детей наблюдается дефицит движений в течение дня, обусловленный появлением гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме ребенка. Детям для адаптации в обществе необходима восстановительная программа. Специалисты, родители, учителя, воспитатели должны осознавать, что такие психомоторные проявления не являются ленью или нежеланием выполнять задачи качественно, это физиологическая проблема, с которой может помочь справиться квалифицированный специалист по физической реабилитации, применяя специальные коррекци-онные мероприятия.

Содержание методов физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР

Для занятий по физической культуре детей дошкольного возраста с ЗПР игры и упражнения подбирают так, чтобы максимально облегчить им произвольную деятельность, привлечь внешние формы контроля. Например, совместная деятельность со взрослыми, выполнение упражнений в паре, кругу, в виде полосы гонки, спортивных игр. Упражнения помогают детям в имитации различных действий и по возможности должны озвучиваться.

В физкультурно-оздоровительной, реабилитационной работе используют комплексы упражнений психомоторной коррекции. Эти упражнения, требующие достаточно высокого тонуса, координируют взаимодействие всех частей тела, позволяют ребенку чувствовать свое тело, управлять им, чувствовать состояние напряжения и расслабления, произвольно переходить из одного состояния в другое, то есть чувствовать свое мышечно-динамическое состояние (Максимова, 2014).

В занятия вводят физические упражнения прикладного характера. Это большая группа упражнений обучения основным жизненно необходимым двигательным действиям естественного типа. Основные движения содержат способы передвижения (ползание, бег, ходьба), сохранение равновесия, прыжки, метание, лазание, которые используются в обычных условиях. использование основных движений в занятиях физкультурой способствует развитию внимания, восприятия представлений, волевых качеств, развитию пространственной ориентировки, умения взаимодействовать в коллекти-

ве и улучшению эмоционального тонуса, что делает занятия насыщенными и интересными, повышает их моторную плотность (Лакомкина, 2014).

Особое значение в системе физического развития дошкольников с ЗПр имеет массаж. Клинико-физиологическим основанием использования массажа как одного из средств физической реабилитации в комплексе развития детей с ЗПР являются процессы, происходящие в определенных участках тела во время массажа, и общие нейрогуморальные изменения в организме, обусловленные рефлекторными реакциями и выделением биологически активных веществ. В основе действия массажа на организм ребенка лежат различные местные изменения и сложные взаимообусловленные нейрогуморальные и нейроэндокринные процессы, регулируемые высшими отделами центральной нервной системы и вызванные рефлекторными реакциями от рецепторной зоны кожи, подкожной клетчатки и мышц. Двигательная активность у детей раннего возраста - мощный фактор, который способствует правильному развитию ребенка. Для детей очень важным моментом в развитии является ранняя сенсорная интеграция, которую можно обеспечить с помощью сеансов лечебного и профилактического массажа.

Учитывая сложность заболеваний, наряду с традиционными методами физического воспитания применяют нестандартные методы и подходы в реабилитации детей с ЗПР. Среди них такие альтернативные методы физической реабилитации, как: дельфинотерапия, иппо-терапия, музыкотерапия, интегративная танцевально-двигательная терапия и песочная терапия. Сочетание альтернативных и традиционных методов позволяет получать более эффективные результаты.

Выводы

Задержка психического развития проявляется как в медленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Как показал проведенный анализ литературных источников в данном исследовании, специфика проведения занятий по физической культуре для детей дошкольного возраста с ЗПР предусматривает:

• постоянный поиск индивидуальных подходов к ребенку и дифференцированный подбор задач;

• комбинированный и игровой характер занятий;

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

• систематическое формирование подражательной деятельности;

• развитие произвольного внимания;

• использование наглядности в ходе обучения упражнениям;

• наблюдение педагога за внутренним состоянием дошкольника;

• моделирование ситуаций достижения, положительный эмоциональный настрой детей на занятиях;

• формирование постоянной потребности в приобретенных умениях и навыках;

• игровые, нетрадиционные формы обучения и воспитания.

Критериями эффективности методов физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР является: совершенствование имеющихся и развитие новых умений, навыков двигательных функций; готовность к вариативному применению приобретенных умений и навыков, формирование альтернативного перемещения при нарушении моторных функций; сохранение имеющегося и укрепление общего здоровья ребенка; мотивация ребенка к активной учебной и двигательной деятельности.

Учитывая сложность заболеваний, наряду с традиционными методами физического воспитания применяют нестандартные методы и подходы в реабилитации детей с задержкой психического развития. Сочетание альтернативных и традиционных методов реабилитации позволяет получать более эффективные результаты.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке практических рекомендаций и комплексных программ реабилитационных мероприятий, направленных на повышение умственной и физической работоспособности детей с задержкой психического развития. ■

Информация об авторе

Ивлева Алена Николаевна, аспирант факультета физической культуры и спортивной тренировки Армавирского государственного педагогического университета, инструктор по физической культуре, Центр развития ребенка детский сад №17 «Журавушка», Тихорецк, Краснодарский край, Россия, ivleva. alena2015@yandex.ru

Information about the author

Alyona N. Ivleva, postgraduate student of Chair Physical Education, Sports Training and

Special Physical Education at Armavir State Pedagogical University, physical education instructor, Center for Child Development Kindergarten No.17 "Zhuravushka", the town of Tikhoretsk, Krasnodar Territory, Russia, ivleva. alena2015@yandex.ru

Литература

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокор-рекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - №1. - С. 10.

2. Амплеева В.В. Диагностика психомоторного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Аллея науки. - 2017. - Т. 1. - №15. - С. 713-716.

3. Бахнова Т.В.,ОсиповаЕА. Обоснование возможности применения средств гимнастики на занятиях по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2018. - №1 (13). - С. 111-113.

4. БоброваАА. Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами физической культуры // Глобальный научный потенциал. - 2019. - №5 (98). - С. 64-66.

5. Бутко ГА. Современные подходы к физическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2017. -№3(13). - С. 39-46.

6. Бутко ГА. Физическое развитие детей с задержкой психического развития. - М.: Книголюб, 2006. - 144 с.

7. Бутко ГА., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2019. -Т. 7. - №3 (28). - С. 6.

8. Галкина Е.Н. Влияние средств АФК на физическое развитие детей возраста второго детства с легкой степенью задержки психического развития // Синергия Наук. - 2017. -№16. - С. 1034-1040.

9. Долгачева А.В., Чернова В.Н. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №2. - С. 78-79.

10. Исмаилов Ш.О., Магомедов М.Г., Абдулбасиров ГД. Эффективность физкуль-

турно-оздоровительной программы в процессе физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2017. - Т. 11. - №4. - С. 73-78.

11. Кудрявцева И.Е. Общая физическая подготовка с элементами атлетической гимнастики для детей с задержкой психического развития // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - 2018. -№13. - С. 126-130.

12. Лакомкина И.В. Влияние оздоровительных мероприятий на состояние детей с ограниченными возможностями // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. -№4. - С. 14-17.

13. Левченко И.Ю., Гусейнова АА. К проблеме стандартизации специальных условий образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - Т.4. - №4. -С. 45-49.

14. Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. -2016. - №5. - С. 30-36.

15. Максимова С.Ю. Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Адаптивная физическая культура. - 2014. - №1 (57). - С. 20-22.

16. Максимова С.Ю., Животова С.С. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №1 (83). - С. 86-90.

17. Максимова СЮ, Скрябина ИД. Педагогическое взаимодействие как важная составляющая адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - №1 (27). - С. 143-148.

18. Максимова С.Ю., Скрябина ИД., Садовая С.С. Методы развития физических качеств детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Адаптивная физическая культура. - 2014. - №3 (59). - С. 8-10.

19. Мануйлова В.В. Предметно-развивающая среда: условие успешного развития до-

школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2018. - №5. -С. 27-35.

20. МедведеваЕА Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства // Дефектология. - 2007. - №3. -С.49-55.

21. Прописнова Е.П., Черкашин В.П., Мартынов АА. Методика повышения функциональных возможностей организма детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №1 (95). -С. 123-128.

22. Сорокоумова С.Н., Егорова ПА. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т. 5(66). -С. 258-268.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Suvorova O.V. The model of a polysubject communicative-cognitive environment of an educational institution // University Bulletin (State University of Management). - 2011. - Vol. 14. -Pp. 127-131.

Reference

1. Ampleeva V.V. (2017) Diagnostika psikho-motornogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Diagnosis of psychomotor development of preschool children with mental retardation]. Alleya nauki [Alley of science]. 15, 713-716.

2. Azina E.G., Sorokoumova S.N., Tumanova T.V. (2019) Ispol'zovanie ritmizatsii v psikhokorrektsionnom razvitii mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [The use of rhythmization in the psychocorrectional development of primary schoolchildren with mental retardation in an inclusive education]. Vestnik Mininskogo universiteta [Herald of the University of Minin]. 1, 10.

3. Bakhnova T.V., Osipova E.A. (2018) Obosnovanie vozmozhnosti primeneniya sredstv gimnastiki na zanyatiyakh po adaptivnomu fizicheskomu vospitaniyu detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Justification of the possibility of using gymnastics in classes on adaptive physical education of children with mental retardation ]. Forum. Seriya: Gumanitarnye i ekonomicheskie nauki [Forum. Series: Humanities and Economics]. 1, 111-113.

TEORMS U nPAKTMKA 0BPA30BAHMS

4. Bobrova A.A. (2019) Formirovanie proizvol'nogo vnimaniya u detey doshkol'nogo vozrasta s ZPR sredstvami fizicheskoy kul'tury [The formation of voluntary attention in preschool children with ZPR by means of physical education]. Global'nyy nauchnyy potentsial [Global Scientific Potential]. 5, 64-66.

5. Butko G.A. (2006) Fizicheskoe razvitie detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Physical development of children with mental retardation]. Moskow.: Knigolyub, 144.

6. Butko G.A. (2017) Sovremennye podkhody k fizicheskomu vospitaniyu doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Modern approaches to the physical education of preschool children with disabilities in an inclusive education]. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskov'ya [Academia. Pedagogical magazine of Moscow region]. 3, 39-46.

7. Butko G.A., Suvorova O.V., Sorokoumova S.N. (2019) Izuchenie dvigatel'noy sfery doshkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Studying the motor sphere of preschool children with mental retardation]. Vestnik Mininskogo universiteta [Herald of the University of Minin]. 3, 6.

8. Dolgacheva A.V., Chernova V.N. (2007) Innovatsionnaya metodika fizicheskogo vospitaniya detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [An innovative technique of physical education of children with mental retardation]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: education, training, training]. 2, 78-79.

9. Galkina E.N. (2017) Vliyanie sredstv AFK na fizicheskoe razvitie detey vozrasta vtorogo detstva s legkoy stepen'yu zaderzhki psikhicheskogo razvitiya [The effect of ROS on the physical development of children of the second childhood age with a slight degree of mental retardation]. Sinergiya Nauk [Synergy Science]. 16, 1034-1040.

10. Ismailov Sh.O., Magomedov M.G., Abdulbasirov G.D. (2017) Effektivnost' fizkul'turno-ozdorovitel'noy programmy v protsesse fizicheskogo vospitaniya doshkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [The effectiveness of the fitness program in the process of physical education of preschool children with mental retardation]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [News of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences]. 4, 73-78.

11. Kudryavtseva I.E. (2018) Obshchaya fizicheskaya podgotovka s elementami atleticheskoy

gimnastiki dlya detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [General physical preparation with elements of athletic gymnastics for children with mental retardation]. Sotsial'noe obsluzhivanie semey i detey: nauchno-metodicheskiy sbornik [Social services for families and children: a scientific and methodical collection]. 13, 126-130.

12. Lakomkina I.V. (2014) Vliyanie ozdorovitel'nykh meropriyatiy na sostoyanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami [The influence of recreational activities on the condition of children with disabilities ]. Fizicheskaya kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice]. 4, 14-17.

13. Levchenko I.Yu., Guseynova A.A. (2016) K probleme standartizatsii spetsial'nykh usloviy obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [To the problem of standardization of special education conditions for students with disabilities]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education]. 4, 45-49.

14. Levchenko I.Yu., Guseynova A.A., Manuylova V.V. (2016) Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detey doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh realizatsii FGOS [Socio-pedagogical support of preschool children with disabilities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard]. Doshkol'nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya [Preschooler. Methodology and practice of education and training]. 5, 30-36.

15. Maksimova S.Yu. (2014) Differentsirovannyy podkhod v adaptivnom fizicheskom vospitanii detey doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [A differentiated approach in adaptive physical education of preschool children with mental retardation ]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical education]. 1, 20-22.

16. Maksimova S.Yu., Skryabina I.D. (2019) Pedagogicheskoe vzaimodeystvie kak vazhnaya sostavlyayushchaya adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya doshkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Pedagogical interaction as an important component of adaptive physical education of preschool children with mental retardation]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical Education and Sports Training]. 1, 143-148.

17. Maksimova S.Yu., Skryabina I.D., Sadovaya S.S. (2014) Metody razvitiya fizicheskikh kachestv detey doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Methods of developing

physical qualities of preschool children with mental retardation]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical education]. 3, 8-10.

18. Maksimova S.Yu., Zhivotova S.S. (2012) Effektivnost' igrovykh fizkul'turnykh zanyatiy v praktike adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoy psikh-icheskogo razvitiya [The effectiveness of physical education classes in the practice of adaptive physical education of preschool children with mental retardation]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Uchenye Zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft]. 1, 86-90.

19. Manuylova V.V. (2018) Predmetno-razvivayushchaya sreda: uslovie uspeshnogo razvitiya doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Subject-developing environment: a condition for the successful development of preschoolers with disabilities]. Doshkol'nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya [Preschooler. Methodology and practice of education and training.]. 5, 27-35.

20. Medvedeva E.A. (2007) Izuchenie osobennostey sotsiokul'turnogo stanovleniya lichnosti rebenka s zaderzhkoy psikhicheskogo

razvitiya sredstvami iskusstva [The study of the characteristics of the socio-cultural formation of a child's personality with mental retardation by means of art]. Defektologiya [Defectology]. 3, 49-55.

21. Propisnova E.P., Cherkashin V.P., Martynov A.A. (2013) Metodika povysheniya funktsional'nykh vozmozhnostey organizma detey doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [A technique for increasing the functional capabilities of the body of preschool children with mental retardation]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Uchenye Zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft]. 1, 123-128.

22. Sorokoumova S.N., (2017) Psikhologicheskoe obuchayushchikhsya s vozmozhnostyami zdorov'ya obrazovatel'noy organizatsii [Psychological support for students with disabilities in an educational organization]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 5, 258-268.

23. Suvorova O.V. (2011) The model of a poly-subject communicative-cognitive environment of an educational institution. University Bulletin (State University of Management). 14, 127-131.

Egorova P.A. soprovozhdenie ogranichennymi v usloviyakh

ST

Читайте все самые актуальные новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool

Посещайте страницу журнала «СДО» в Facebook:

https://www.facebook.com/sdojournal

Смотрите видеоканал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube. com/user/JournalPreschool

Следите за новостями

от журнала «СДО» в Instagram:

https://www.instagram.com/sdo_preschool/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.