Научная статья на тему 'Разрешительная система ввоза растительной продукции должна обеспечивать карантинную фитосанитарную безопасность'

Разрешительная система ввоза растительной продукции должна обеспечивать карантинную фитосанитарную безопасность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разрешительная система ввоза растительной продукции должна обеспечивать карантинную фитосанитарную безопасность»

Разрешительная система ввоза растительной продукции должна обеспечивать карантинную фитосанитарную безопасность

А.А. ИСАЕВ, начальник Управления фитосанитарного надзора и качества зерна Россельхознадзора

Как известно, начиная с 19 мая 2011 г в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС «О вступлении в силу протоколов от 21 мая 2010 года в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер» отменено применение импортного карантинного разрешения.

Произошло это в рамках проведения мероприятий по снижению административных барьеров и «давления на бизнес», однако за деталями, к сожалению, забыли о главном, или, как в свое время сказал известный немецкий реформатор Мартин Лютер, «выплеснули из ванны с грязной водой и самого ребенка».

Разрешительная система эффективно используется в США, Канаде, Аргентине, Китае и других странах, а само право «регулировать ввоз растений, растительных продуктов и других под-карантинных материалов» (то есть предъявлять к ввозимой подкарантинной продукции фитосанитарные требования и контролировать их соблюдение, что и достигается такими разрешениями) закреплено Международной конвенцией по карантину и защите растений и международным стандартом по фитосанитарным мерам № 20 «Руководство по фитосанитарной системе регламентации импорта».

Кстати, во время переговорного процесса по вступлению России в ВТО экспертами других стран поднимался вопрос о соответствии действовавшей в то время системы выдачи разрешений принципам ВТО, что и не удивительно, так как упомянутые выше международные документы признаются за основу фитосанитарных мер, применяемых членами ВТО в рамках Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер.

Разрешительная система, кроме такой важной функции, как реализация на практике запретов и ограничений, позволяет информировать о конкретных требованиях к ввозимой продукции в зависимости от ее вида и карантинного фитосанитарного состояния региона выращивания, причем не только участников внешней экономической деятельности, но и компетентные органы страны-экспортера.

Мне, кстати, довелось пообщаться в свое время с нашими немецкими коллегами, которые, хоть это тогда и не было предусмотрено законодательством, с большим энтузиазмом относились к практике выдачи Россель-хознадзором тех самых импортных карантинных разрешений, запрашивали у экспортеров их копии и оформляли фитосанитарный сертификат строго в соответствии с требованиями, изложенными в разрешениях. Проще говоря, достигалось более эффективное информирование служб,а также экономилось вре-

мя на «разыскивание» требований.

Сейчас же службы стран-экс-портеров, впрочем как и участники внешней экономической деятельности, вынуждены самостоятельно анализировать Правила обеспечения карантина растений при ввозе подкарантин-ной продукции на территорию России, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, утвержденные приказом Мин-сельхоза России от 29.12.2010 № 456, которые, к слову сказать, занимают около 300 страниц машинописного текста.

Тут следует понимать, что помимо временных затрат, существуют и так называемые «трудности перевода», когда иностранцы некорректно толкуют те или иные положения Правил, что еще больше усугубляет ситуацию. Например, неоднократно приходилось и приходится буквально по буквам вычитывать вместе с коллегами из Евросоюза отдельные положения Правил и давать по ним комментарии.

В части запретов и ограничений, несмотря на своевременное информирование Россель-хознадзором служб других стран, а также участников внешней экономической деятельности, нельзя исключать «человеческий фактор», когда то или иное письмо не дошло до адресата, а комментарии в информационных средствах либо забылись, либо вообще не читались. В результате импортер продукции может понести существенные убытки, когда уже на Государственной границе выяснится, что продукцию ввозить запрещено.

Кстати, из опыта работы мож-

3 Защита и карантин растений № 8, 2013

но сказать, что просьбы о разъяснении требований и наличии запретов поступают в Рос-сельхознадзор в значительном количестве, что тратит время и «заявителя» и «ответчика».

Всего перечисленного можно было бы избежать, если бы существовала четко действующая разрешительная система.

Хотелось бы отметить и то, что продолжаются интеграционные процессы в рамках Евразийской экономической комиссии, однако, к сожалению, работа по созданию единых карантинных фитосанитарных требований и единого перечня карантинных объектов не завершена. Факти-

чески у России, Белоруссии и Казахстана требования и перечни карантинных объектов сейчас разные. На практике получается, что в Россию из стран - партнеров по Таможенному союзу ввозится продукция, которая в Казахстане и Белоруссии не выращивается, а происходит реэкспорт из Китая, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана - стран распространения особо опасных карантинных объектов. И эту проблему могла бы решить разрешительная система.

А когда, наконец, единые требования сформированы, службам стран-экспортеров и участникам внешней экономической

деятельности опять приходится переводить, «вычитывать» новые правила, просить разъяснения и т.д.

Какое здесь может быть решение? Ответ один - четко работающая информативная разрешительная система.

Понимая все это, необходимо признать, что такая система должна быть разработана и внедрена в практику, а чтобы она не вызывала страха в виде «еще одной бумаги, без которой ни проехать ни пройти», создавать ее нужно в электронном виде, и это не дань моде, то есть всему электронному, а необходимая реальность.

РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР ИНФОРМИРУЕТ

Заседание рабочей группы по фитосанитарным мерам Евразийской экономической комиссии

На базе Всероссийского центра карантина растений (ФГБУ «ВНИИКР») 25-28 июня прошло заседание рабочей группы по направлению «Фитосанитарные меры» Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии. В ходе заседания были обсуждены планы дальнейшей работы рабочей группы и Подкомитета по фитосанитарным мерам; внесение изменений в Перечень подка-рантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза; проект Руководства по гармонизированному применению МСФМ № 7 «Система фитосанитарной сертификации» и МСФМ № 12 «Фитосанитарные сертификаты»; проект Порядка осуществления карантинного фитосанитарного мониторинга на таможенной территории Таможенного союза.

Садоводы уклонились от проверки

Мировой судья Балтийского района Калининградской области рассмотрел материалы дела об административных правонарушениях в отношении двух собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения садового товарищества «Тихореченское» - Е.А. Баклановой и О.А. Банщикова. Эти члены садового товарищества воспрепятствовали осуществлению законной деятельности должностного лица Управления Россельхознадзора по проведению проверки. Несмотря на то, что они были уведомлены о проведении плановой проверки, землепользователи не явились на свои участки для проведения осмотра, тем самым уклонившись от проверки.

Рассмотрев обстоятельства дела, мировой судья признал Е.А. Бакланову и О.А. Банщикова виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 с. 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок» и назначил им наказание в виде штрафа в размере 500 и 700 рублей соответственно.

Группа общественных связей Управления Россельхознадзора по Калининградской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.