Научная статья на тему 'Обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности территории Таможенного союза'

Обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности территории Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
947
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности территории Таможенного союза»

Обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности территории Таможенного союза

М.Г. ЧУЙКО, директор

Департамента политики в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Секретариата Комиссии Таможенного союза Н.Д. ТРЯХОВ, советник Н.Н. СОЛОВЬЕВА, заместитель начальника отдела внешнего карантина растений Управления фитосанитарного надзора и качества зерна Россельхознадзора e-mail:tryakhov@tsouz.ru

Развитие мировой экономики неразрывно связано с расширением объемов и географии международных торговых обменов. При этом резко возрастает угроза завоза и распространения карантинных вредных организмов, и национальные организации по карантину и защите растений (НОКЗР) стран-импортеров с целью предотвращения интродукции карантинных вредных организмов на свои территории вынуждены принимать порой жесткие и не всегда достаточно обоснованные фитосанитарные меры. Это приводит к установлению административных барьеров,препятствующих международной торговле.

В этой ситуации особую актуальность приобретает строгое соблюдение основных принципов Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР), положений международных стандартов по фитосанитарным мерам и положений Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам (Соглашение по СФС мерам).

Успешное решение этой задачи позволит минимизировать препятствия для развития бизнеса и одновременно обеспечить карантинную фитосанитарную безопасность территорий государств -членов Таможенного союза. В мировой практике известны многочисленные случаи завоза и распространения карантинных вредных объектов (КВО) в странах, где они раньше отсутствовали. Многие КВО в результате стали аборигенными видами в новых регионах своего обитания и к тому же чрезвычайно вредоносными. Это, например, колорадский жук, возбудители диплодиоза кукурузы, филлоксера винограда, возбудитель бактериального ожога плодовых, западный калифорнийский цветочный трипс, капровый жук, многие вредоносные вирусы, сорные растения, имеющие карантинное значение (амброзия, ценхрус многоцветковый, горчак розовый).

Достаточно хорошо известное чужеродное растение борщевик Сосновского, первоначально широко использовавшееся в качестве силосной культуры, сейчас быстро приобретает статус вредного сорняка. Надо ли говорить о том, какое огромное значение имеет создание и эффективное функционирование надежной и в то же время не обременительной для экономики и торговли системы карантинного фитосанитарного контроля на территории Таможенного союза.

В целях предотвращения завоза и распространения карантинных вредных организмов на единой таможенной территории государств -

членов Таможенного союза экспертами трех стран - Беларуси, Казахстана и России была проведена большая работа по формированию единой законодательной базы в области карантина растений. По взаимной договоренности сторон она была построена на основе положений МККЗР и международных стандартов по фитосанитарным мерам, Соглашения ВТО по СФС мерам. В течение 2009-2010 гг. были разработаны и оформлены в установленном порядке основополагающие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность служб карантина растений государств - членов Таможенного союза (Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г., Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля(надзора) на таможенной границе ТС, Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарно-го контроля (надзора) на таможенной территории ТС, Перечень под-карантинной продукции(подкаран-тинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее Перечень), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 318). Предусмотрено, что в целях минимизации административных барьеров в международной торговле в договорно-правовую базу Таможенного союза по мере накопления результатов карантинного фитосанитарного контроля, их анализа и научного обоснования фитосанитарных мер будут вноситься соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты.

В соответствии с международным стандартом МСФМ № 32 «Классификация товаров в соот-

ветствии с фитосанитарным риском, которые они представляют», действующий в настоящее время на единой таможенной территории Перечень разделен на две группы: подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском и подкарантинная продукция с низким фитосанитарным риском. При этом при ввозе на территорию Таможенного союза продукции высокого фитосани-тарного риска до недавнего времени требовался не только фито-санитарный сертификат, но и импортное карантинное разрешение.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 19.05.2011 г. № 83 в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11.12.2009 г. были внесены изменения, касающиеся отмены импортных карантинных разрешений на ввоз подкарантинной продукции на территорию Таможенного союза. Вместо импортных карантинных разрешений на официальных сайтах уполномоченных органов государств - членов ТС размещена информация о карантинных фитосанитарных требованиях Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В Российской Федерации разрабатывается система публичных электронных уведомлений, которая по запросу участника внешнеэкономической деятельности будет выдавать информацию о карантинных фитосанитарных требованиях к конкретному виду подкарантинной продукции, намечаемой к ввозу. В этом направлении, как и в разработке автоматизированной информационной системы по обмену информацией о выданных фитосанитарных сертификатах при перевозках подкарантин-ной продукции по территории Таможенного союза, много еще предстоит сделать.

Для повышения эффективности карантинного фитосанитарного

контроля необходимо внести изменения в Соглашение Таможенного союза о карантине растений, касающиеся передачи полномочий по утверждению Комиссией ТС правил и норм обеспечения карантина растений, в Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля на таможенной границе и единой таможенной территории Таможенного союза - в отношении ряда фитосанитарных мер, позволяющих оптимизировать исполнение контрольно-надзорных функций уполномоченных органов Сторон в сфере карантина растений.

Необходимо особо отметить актуальность разработки научно обоснованной Концепции совершенствования системы обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности государств - членов ТС, которая послужила бы основой для внесения изменений и дополнений в существующую и вновь разрабатываемую законодательную базу Таможенного союза в сфере карантина растений.

К решению возникающих вопросов привлечена и наука. В рамках Секретариата Комиссии Таможенного союза между научными учреждениями Сторон 05.04.2011 г. был подписан меморандум о научно-методическом обеспечении в области карантина растений. Это - первый документ подобного рода. И теперь перед научными учреждениями Беларуси, Казахстана и России стоит задача разработать Единый перечень карантинных объектов Таможенного союза и Единых карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввозимой на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, а также продукции, произведенной в карантинных фитоса-нитарныхзонах.

Эти два документа являются базисными компонентами системы

управления фитосанитарными рисками, позволяющей предотвратить занос и распространение КВО при международной торговле с третьими странами и внутренней торговле между государствами -членами ТС, а также значительно снизить административные барьеры в торговле и максимально реализовать один из важнейших принципов Соглашения ВТО по СФС мерам - принцип регионализации. Кроме того, эти разработки чрезвычайно актуальны в связи с переносом с 1 июля 2011 г. карантинного фитосанитарного контроля на внешнюю границу Таможенного союза на казахстанском участке государственной границы.

Занимаются этим сейчас рабочая группа экспертов Сторон по направлению «Фитосанитарные меры» и научно-исследовательские учреждения Сторон, подписавшие Меморандум о научно-методическом обеспечении в области карантина растений.

Важное значение для повышения эффективности карантинного фитосанитарного контроля имеют материально-техническая оснащенность пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза и их укомплектование высококвалифицированными кадрами. С этой целью в рамках Секретариата Комиссии Таможенного союза активно работает группа экспертов по направлению «Обустройство и оснащение пунктов пропуска на внешней границе государств - членов Таможенного союза» под руководством заместителя руководителя Федерального агентства по обустройству границы Российской Федерации В.И. Гончарова. В 2011 г. эксперты этой группы проинспектировали значительную часть пунктов пропуска на белорусском, казахском и российском участках внешней границы ТС и подготовили свои предложения по их обустройству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.