Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования договорно- правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере карантина растений'

Основные направления совершенствования договорно- правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере карантина растений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования договорно- правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере карантина растений»

Основные направления совершенствования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере карантина растений

гут свести на нет все усилия земледельцев. На примере трехгодичных экспериментов в ООО «Дубовицкое» он привел экономические расчеты затрат на возделывание озимой пшеницы при планируемой урожайности. За последние четыре года на 40-60 % подорожали наиболее востребованные минеральные удобрения, поэтому предлагается уменьшать нормы внесения минеральных удобрений, сформировать оптимальный севооборот, максимально использоватьлистовое минеральное питание, гуминовые вещества, стимуляторы роста, полную систему защиты растений.

Было показано, что нельзя недооценивать роль протравливания семян, задача этого приема - обеспечить высокий уровень защиты всходов от болезней, в частности, от корневых гнилей, а также от вредителей - хлебных блошек, сформировать мощную корневую систему. Нельзя экономить на химпрополке, ее надо проводить с учетом эффективности гербицидов, выбранных для уничтожения доминирующих сорных растений и последействия на последующие культуры. В условиях потепления климата иногда бывает целесообразным переносить сроки химпрополки на осень. Одна из причин потерь урожая в Центральном федеральном округе в последние годы - недооценка защиты посевов озимых зерновых культур от злаковых мух осенью, снежной плесени и мучнистой росы - весной.

На совещании были заслушаны краткие выступления руководителей ряда департаментов Минсельхоза России, представителей Росагроли-зинга, финансовых структур, научно-исследовательских учреждений, семенных компаний, директора Гидрометцентра России и др.

Участников совещания приветствовал министр сельского хозяйства Н.В. Федоров. Он ответил на заданные вопросы и вручил награды и подарки лучшим работникам отрасли.

Г.Н. ДАНИЛЕНКОВА

О.В. АРНАУТОВ, директор

Департамента по санитарным, фитосанитарным и ветеринарным мерам Евразийской экономической комиссии Н.Д. ТРЯХОВ, начальник

отдела фитосанитарных мер Департамента по санитарным, фитосанитарным и ветеринарным мерам Евразийской экономической комиссии

Интеграция Российской Федерации в мировую экономику с присоединением ее к ВТО предопределяет рост импорта продукции растительного происхождения на территорию Таможенного союза. В ближайшей перспективе к ВТО присоединится и Казахстан.

С ростом объемов импорта продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю, возрастает угроза завоза и распространения карантинных объектов. Поэтому возрастает и необходимость применения всего комплекса научно обоснованных карантинных фитосанитарных мер, повышающих эффективность карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и уровень защиты территории Таможенного союза, и в то же время не создающих необоснованных административных барьеров в процессе международной и взаимной торговли. В достижении этих целей следует руководствоваться основными принципами Международной конвенции по карантину и защите расте-

ний (МККЗР), положениями международных стандартов по фитосанитарным мерам (МСФМ) и Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам (Соглашение ВТО по СФС мерам).

Евразийская экономическая комиссия уделяет большое внимание совершенствованию договорно-правовой базы Таможенного союза в сфере карантина растений и вопросам научно-методического обеспечения деятельности национальных организаций по карантину и защите растений государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, осуществляющих контрольно-надзорные функции при импорте/экспорте и перемещении подкарантинной продукции по территории Таможенного союза.

В настоящее время законодательная база ЕЭК состоит из Соглашения Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г., Положения о порядке осуществления карантинногофитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза, Положения о порядке осуществления карантинного фи-тосанитарного контроля(надзора) на таможенной территории Таможенного союза, Перечня подкарантинной продукции (подкаран-тинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (над-

3 Защита и карантин растений № 3, 2013

зору) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза. Эта база до последнего времени являлась достаточной правовой основой для проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза и позволяла решать вопросы обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности территории Таможенного союза.

С присоединением России к ВТО, как показала практика реализации нормативных правовых актов Таможенного союза в области карантина растений в течение 2010-2012 гг., назрела необходимость внесения изменений и дополнений в существующую законодательную базу, научного обоснования фитосанитарных мер, разработки Единого перечня карантинных объектов Таможенного союза (Перечень) и Единых карантинных фитосанитарных требований (Требования), являющихся базисными компонентами системы управления фитосанитарными рисками.

В течение 2011-2012 гг. научно-исследовательскими учреждениями Беларуси, Казахстана и России разработаны проекты Перечня и Требований. Однако и Требования, и Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитар-ного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза (Положение - 2) должны быть взаимно увязаны. Департаментом по санитарным, фитосани-тарным и ветеринарным мерам ЕЭК с учетом предложений Рос-сельхознадзора была разработана новая редакция Положения - 2.

В июле 2012 г. завершилось публичное обсуждение Перечня. В декабре ЕЭК направила Сторонам проект Перечня, доработанный проект Требований и проект изме-

нений и дополнений в Положение - 2, который в значительной степени переработан и взаимно увязан с проектом Требований. В ходе публичного обсуждения этих материалов были высказаны замечания, которые будут проанализированы на заседании рабочей группы по направлению «Фитоса-нитарные меры» и Подкомитете по фитосанитарным мерам. С учетом этих замечаний проект изменений и дополнений будет внесен для рассмотрения на очередное заседание Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Крайне остро стоит вопрос о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений, без которых не представляется возможным утвердить в установленном порядке Перечень и Требования. Протокол о внесении этих изменений прошел внутригосударственное согласование (ВГС) в Республике Беларусь в апреле 2012 г. и в Республике Казахстан в мае 2012 г. В Российской Федерации внутригосударственное согласование не завершено до настоящего времени. Полагаем, что российская Сторона в ближайшее время завершит ВГС по Протоколу о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений, что позволит Сторонам и бизнес-сообществу активно включиться в процесс обсуждения указанных выше проектов документов.

В перспективе необходимо внести в Соглашение Таможенного союза о карантине растений дополнения и изменения, касающиеся регламентации в отношении проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинных объектов (земля различного назначения, склады, хранилища, предприятия по пере-

работке подкарантинной продукции и многие другие объекты) научного обоснования применения фитосанитарных мер, установления карантинного фитосанитарно-го состояния территории Таможенного союза и карантинного фитосанитарного районирования с определением потенциальных ареалов карантинных объектов, включенных в проект Перечня, определения границ карантинных фитосанитарных зон, свободных зон, свободных мест и участков производств, а также множества других важных вопросов, требующих законодательного оформления. Именно поэтому в проект Договора о Евразийском экономическом союзе, который планируется подготовить и подписать до 15 мая 2014 г., нами предложено включить эти положения.

Важными составляющими совершенствования нормативной правовой базы ТС и ЕЭП является ее гармонизация с международным законодательством в области фитосанитарных мер и научно-методическое обеспечение деятельности национальных организаций по карантину и защите растений.

В целях гармонизации нормативной правовой базы ТС и ЕЭП с международным законодательством в области фитосанитарных мер Комиссией Таможенного со-юза(ее преемница - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)) принят ряд важных решений («Об обеспечении гармонизации правовых актов Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер с международными стандартами» от 07.04.2011 г. № 625; «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств» от 22.06.2011 г. № 721; «О вступлении в силу Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 721 «О приме-

нении международных стандартов, руководств и рекомендаций» от 16.08.2011 г. № 773; «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска» от 18.10.2011 г. № 835).

Практическая реализация этих решений будет свидетельствовать о том, что фитосанитарные меры, разрабатываемые Евразийской экономической комиссией, основываются на положениях Международной конвенции по карантину и защите растений, международных стандартов по фито-санитарным мерам и принципах Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам и обеспечат выполнение задачи по предотвращению заноса и распространения карантинных объектов на территорию Таможенного союза, а также устранению необоснованных административных барьеров в международной и внутренней торговле.

В этой связи исключительную значимость приобретают международное сотрудничество, изучение международного законодательства и мирового опыта в области карантина растений, а также непосредственное участие представителей ЕЭК в разработке новых и пересмотре существующих международных стандартов по фитосанитарным мерам. Департаментом по СФС мерам ЕЭК запланировано взаимодействие с Секретариатом МККЗР, Комитетом ВТО по СФС мерам, Европейской и Средиземноморской организацией по карантину и защите растений (ЕОКЗР), Постоянным комитетом по здоровью растений ЕС, региональным офисом ФАО по Европе и Центральной Азии, Азиатской и Тихоокеанской комиссией по защите растений, Координационным советом по карантину растений государств - участников

СНГ. В настоящее время Департаментом осуществляется международное сотрудничество по ряду направлений (ЕОКЗР, региональный офис ФАО по Европе и Центральной Азии), устанавливаются контакты с Секретариатом МККЗР, Постоянным комитетом по здоровью растений ЕС.

В январе 2012 г. представители Комиссии Таможенного союза провели переговоры с генеральным директором ЕОКЗР Р. Арни-тисом по вопросам взаимодействия в области карантина растений. Был подписан протокол рабочей встречи, в котором сформулированы основные направления сотрудничества. Этот протокол во многом предопределил участие представителей ЕЭК в мероприятиях, проводимых ЕОКЗР. Так, в июле 2012 г. представители Департамента по СФС мерам ЕЭК приняли участие в международном семинаре для русскоязычных стран по рассмотрению проектов ряда новых международных стандартов по фитосанитарным мерам; совместно с сотрудниками Секретариата Члена Коллегии (Министра) по вопросам технического регулирования В.Н. Корешко-ва участвовали в международном семинаре, организованном ЕОКЗР совместно с Ближневосточной организацией по карантину и защите растений по теме «К гармонизированному подходу применения международных стандартов -по фитосанитарным мерам № 7 «Фитосанитарная сертификация» и № 12 «Фитосанитарные сертификаты», который проходил в Турции 20-23 ноября 2012 г.

В соответствии с положениями МККЗР и Соглашения ВТО по СФС мерам фитосанитарные меры должны быть научно и технически обоснованы, и в этой ситуации трудно переоценить значение науки. Давно назрела необходи-

мость привлечения к этой работе научного потенциала Сторон. Вопросы научно-методического обеспечения, в том числе и в сфере карантина растений, в настоящее время реализуются в ЕЭК соответствующими приказами. Приказом Председателя ЕЭК от 27 июля 2012 г. № 231 «Об организации в Евразийской экономической комиссии деятельности, связанной с научными исследованиями» определен порядок организации конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ по направлениям деятельности ЕЭК, в том числе и в области фитосанитарных мер. Приказом Председателя ЕЭК от 25 сентября 2012 г. № 281 «Об утверждении Плана научно-исследовательских работ Евразийской экономической комиссии на 2012 год и на плановый период 20132014 годов» были утверждены две темы в области карантина растений, которые являются базисными компонентами системы управления фитосанитарными рисками. Результаты научно-исследовательских работ по этим темам будут представлены исполнителем на публичную защиту в четвертом квартале 2013 г.

В ближайшее время следует сконцентрировать усилия на разработке концептуальных подходов, направленных на повышение эффективности карантинного фи-тосанитарного контроля и обеспечение стабильности карантинной фитосанитарной обстановки на территории ТС, а также устранение необоснованных барьеров в международной и взаимной торговле.

Решение задач, изложенных в статье, по нашему мнению, могло бы во многом усовершенствовать систему карантинного фитосани-тарного контроля в рамках Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.