Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ВЕБ-КВЕСТА ПО ТЕХНОЛОГИИ'

РАЗРАБОТКА ВЕБ-КВЕСТА ПО ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Мария Никифоровна, Чекурова Анастасия Юрьевна

В статье раскрывается авторская разработка веб-квеста по технологии для обучающихся 5-7 классов. Представлена его структура. Веб-квест «Технология 5-7 класс» состоит из 4-х разделов. Дается краткое описание использованных интернет ресурсов. Наиболее удобной и практичной является Google платформа. Веб-квест предназначен для работы с такими браузерами, как Opera, Mozilla, Firefox, Internet Explorer 5.0 и другие. Одним из самых важных преимуществ разработанного веб-квеста является то, что инициатором, активным участником процесса является ученик. Также, в зависимости от уровня подготовки школьника и его индивидуальных способностей, предусмотрены необходимые пояснения. Представлены результаты апробации веб-квеста. Приводятся отзывы рецензентов. Основной вывод заключается в том, что выполнение заданий дает возможность учащимся ориентироваться, анализировать, мыслить самостоятельно и творчески.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A WEB QUEST ON TECHNOLOGY

The article reveals the author's development of a web quest on technology for students in grades 5-7. Its structure is presented. Web quest "Technology grade 5-7" consists of 4 sections. A brief description of the Internet resources used is given. The most convenient and practical is the Google platform. WebQuest is designed to work with browsers such as Opera, Mozilla, Firefox, Internet Explorer 5.0 and others. One of the most important advantages of the developed web quest is that the student is the initiator, an active participant in the process. Also, depending on the level of preparation of the student and his individual abilities, the necessary explanations are provided. The results of approbation of the web quest are presented. Reviewers' reviews are given. The main conclusion is that the performance of tasks enables students to navigate, analyze, think independently and creatively.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ВЕБ-КВЕСТА ПО ТЕХНОЛОГИИ»

4. Арипов, М.А. Инновационные процессы в образовании: Коллективная монография Кафедры Юнеско «Психология и педагогика высшего образования» МИГУП / М.А. Арипов, Н.М. Арипова, У.М. Асадулаева [и др.]. - Москва: Московский институт государственного управления и права, 2017. - 200 с. - ISBN 978-5-9909673-5-9. - EDN YMKUPD.

5. Брыксина, О.Ф., Тараканова Е.Н. STEM-образование: дань моде или необходимость? / О.Ф. Брыксина, Е.Н. Тараканова // Инфо-стратегия 2016: общество, государство, образование: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. - Самара, 2016. - С. 306-309

6. Буеракова, М.А. Внедрение элементов «STEM-образования» в начальной школе / М.А. Буеракова, Л.Л. Ламанова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 1-4 (45). - С. 48-50

7. Восторгова, Е.В. Модель и технологии организации проектной деятельности учащихся в условиях образовательного технопарка / Е.В. Восторгова, А.Е. Васильева, Д.А. Махотин, В.В. Михайлов, Д.С. Смирнова, В.В. Черников // Интерактивное образование. - 2017. - №3. - С. 18-25

8. Дикой, А.А. Возможности использования STEAM-технологий в образовательной робототехнике / А.А. Дикой, И.В. Дикая // Методический поиск: проблемы и решения. - 2018. - № 2 (26). - С. 88-94

9. Осипенко, Л.Е., Лесин С.М. Технологическая насыщенность в проектировании образовательной среды на основе STEM-технологий / Л.Е. Осипенко, С.М. Лесин // Интерактивное образование. - 2017. - №3. - С. 51-55

10. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: Аркти, 2013. - 112 с.

11. Петров, В. Основы теории решения изобретательских задач / В. Петров. - Тель-Авив, 1999. - 255 с.

12. Плиева, А.О. Применение интернет-технологий в обучении студентов иностранному языку / А.О. Плиева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№2 (81). - С. 325-327

13. Репин, А.О. Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики / А.О. Репин // Научная идея. - 2017. - № 1. - С. 76-82

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант Чекурова Анастасия Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗРАБОТКА ВЕБ-КВЕСТА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье раскрывается авторская разработка веб-квеста по технологии для обучающихся 5-7 классов. Представлена его структура. Веб-квест «Технология 5-7 класс» состоит из 4-х разделов. Дается краткое описание использованных интернет ресурсов. Наиболее удобной и практичной является Google платформа. Веб-квест предназначен для работы с такими браузерами, как Opera, Mozilla, Firefox, Internet Explorer 5.0 и другие. Одним из самых важных преимуществ разработанного веб-квеста является то, что инициатором, активным участником процесса является ученик. Также, в зависимости от уровня подготовки школьника и его индивидуальных способностей, предусмотрены необходимые пояснения. Представлены результаты апробации веб-квеста. Приводятся отзывы рецензентов. Основной вывод заключается в том, что выполнение заданий дает возможность учащимся ориентироваться, анализировать, мыслить самостоятельно и творчески.

Ключевые слова: веб-квест, технология, обучающиеся,интернет-ресурсы, структура.

Annоtation. The article reveals the author's development of a web quest on technology for students in grades 5-7. Its structure is presented. Web quest "Technology grade 5-7" consists of 4 sections. A brief description of the Internet resources used is given. The most convenient and practical is the Google platform. WebQuest is designed to work with browsers such as Opera, Mozilla, Firefox, Internet Explorer 5.0 and others. One of the most important advantages of the developed web quest is that the student is the initiator, an active participant in the process. Also, depending on the level of preparation of the student and his individual abilities, the necessary explanations are provided. The results of approbation of the web quest are presented. Reviewers' reviews are given. The main conclusion is that the performance of tasks enables students to navigate, analyze, think independently and creatively.

Key words: web quest, technology, students, internet resources, structure.

Введение. Веб-квест - это технология, которая является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях проведения урока или внедрения во внеурочной деятельности [2].

Преподаватель, который создаёт веб-квест, вынужден обладать высоким уровнем предметной, методической, а также инфокоммуникационной компетенции. Тематика веб-квестов может быть совершенно разнообразной, разрабатываемые проблемные задания могут отличаться своей степенью сложности [2].

Разработка веб-квеста - длительный и сложный процесс. Хорошо продуманный веб-квест делает процесс обучения интересным. Есть много других причин, по которым веб-квест является эффективным средством обучения.

Во-первых, исследуя какую-то научную проблему, используем огромное количество информации в интернет-ресурсах. Учим школьников использовать эту информацию, чтобы манипулировать ею и открывать для себя новые горизонты и не ограничиваться материалами, которые можно предоставить на уроке.

Во-вторых, выполняя задание Веб-квеста, учащиеся выбирают наиболее удобный темп выполнения задания, независимо от того, как работает ученик, индивидуально или в командах через веб-квесты.

В-третьих, веб-квест дает возможность найти дополнительную информацию по заданной теме.

Таким образом, работа в веб-квесте идеально подходит для группы учеников с разным уровнем развития познавательного интереса так, как не всегда возможно разделить детей по данному критерию. Мы считаем, что разработанный веб-квест является эффективным средством активного вовлечения учащихся в творческий процесс исследования, активного «извлечения» информации.

Изложение основного материала статьи. Безусловно, одним из самых важных преимуществ нашего веб-квеста является то, что ученики с разным уровнем подготовки могут выполнить задания одновременно.

Процесс создания веб-квеста не основывается на конкретных алгоритмах, но определены требования, следуя которым можно разработать собственный веб-сайт.

Перед началом работы над Веб-квестом мы учитывали следующие аспекты:

1) Какие учебные материалы (какую информацию) ученики должны освоить в рамках нашего веб-квеста?

2) Каково значение этого материала в рамках работы над учебным материалом?

3) Какое место занимает работа над веб-квестом в общем контексте учебной программы?

4) Ценность информации, полученной на междисциплинарном уровне.

Сначала мы попытались прогнозировать потенциальные проблемы, чтобы успешно внедрить веб-квест в учебную программу. Например, убедиться в том, есть ли у всех учащихся доступ к интернету. Адаптирован ли наш сайт для разных разрешений экранов (телефон, компьютер, планшет)? Имеется ли у детей навык самостоятельного пользования вебстраницей?

В нашем веб-квесте мы внимательно рассмотрели связующие звенья, чтобы логические нити помогли учащимся завершить его. В зависимости от уровня подготовки школьника и его индивидуальных способностей даем необходимые пояснения, по желанию самого ребенка, то есть инициатором, активным участником процесса является ученик.

Разработанный нами веб-квест состоит из шести основных этапов:

1) Сформулированное, четкое и краткое введение, которое предоставляет актуальную информацию, содержит необходимую информацию и является отправной точкой.

2) Интересные задания.

3) Список необходимых информационных ресурсов.

4) Пошаговое объяснение выполнения задания.

5) Руководство по правильной организации и систематизации материалов.

6) Возможность связи с учителем, если возникнут какие-либо вопросы.

Веб-квесты - это не только современный способ преподавания и контроля знаний учителем, которые усвоили ученики, но и новый способ их приобретения учениками знаний. Это инновационный подход в образовании. Учитель не диктует какие-то знания, а выступает помощником и координатором в самостоятельной, творческой работе обучающихся.

Наш веб-квест дает учащимся навыки, необходимые людям в 21 веке. Умение ориентироваться, анализировать, мыслить самостоятельно и творчески, объективно оценивать свои достижения в огромном потоке информации.

Есть множество платформ, где можно создать сайт. Нами было проанализировано множество ресурсов. В итоге, наиболее подходящей и практичной оказалась Google платформа. Веб-квест предназначен для работы такими с браузерами, как Opera, Mozilla, Firefox, Internet Explorer 5.0 и другие.

Разработанный веб-квест «Технология 5-7 класс» состоит из 4-х разделов:

• «Главная». На главной странице указаны название сайта, а также подразделы.

• «Учебные материалы». На сайте есть учебники в pdf формате, по которым школьники обучаются.

• «Уроки». Для каждого класса есть свой урок, материалы к уроку и задания, которые нужно выполнить.

• «Обратная связь». Предназначена для быстрой связи с учителем с вопросами по теме уроков.

Веб-квест создан в формате Google. В его создании использовались следующие программы: программа для создания веб-страниц, сайтов и редактирования языка гипертекстовой разметки HTML Macromedia Dreamweaver 8.0, программа для создания растровой графики Adobe Photoshop, Microsoft Office.

Порядок составления нашего веб-квеста:

1. Поиск подходящего конструктора под функционал учебного веб-квеста. На данном этапе были рассмотрены множество разных сервисов для создания сайтов. Мы выбрали наиболее подходящий для пользования им школьников и соответствующий всем современным требованиям.

2. На начальном этапе создания сайта нужно выбрать дизайн. Для образовательного контента, очень важно выбрать не сильно броский интерфейс, чтобы дизайн не отвлекал учеников. Но и не сильно скучный, чтобы детям было интересно заходить на сайт.

3. Далее, нужно с помощью HTML создать нужное количество отдельных страниц с отдельной ссылкой к каждой. Например, первая страница для 5 класса, вторая для 6 класса и третья для 7 класса.

4. Также, к каждым тестам, отсылкам создаем дополнительные отдельные страницы. К тестам вводим также ответы, к учебникам вставляем pdf файлы.

5. В нашем веб-квесте также имеется такая страница, как «Обратная связь». Ученики могут задать интересующие их вопросы по теме прямо на этом сайте и получить ответ на электронную почту.

6. Утвердить веб-квест как действующий, поделиться ссылкой и начать им пользоваться.

Необходимым условием является актуальность предоставляемой информации. Материалы веб-сайта можно неоднократно дополнять и изменять, улучшать дизайн.

Разработанный нами веб-квест предназначен для учащихся 5-7 классов. В веб-квесте содержатся уроки и задания к ним. В первую очередь, загрузили в сайт учебные материалы, чтобы ученикам было удобно ориентироваться по теме и выполнить задание исходя из того, что прочитали в учебнике. Также, там есть дополнительная информация по каждой теме.

Задания у каждого класса разные. Например, для 5 классов мы подготовили тест, для 6 классов - задание по изготовлению лекала по пошаговой инструкции, и наконец, 7 классы - разработают свой рецепт салата по всем критериям и правилам приготовления блюда.

Ход работы ученика в веб-квестве:

- Ученик, с помощью ПК либо других устройств с доступом в сети Интернет, заходит по ранее отправленной учителем ссылке.

- Пройти регистрацию, то есть ввести адрес электронной почты, ФИО и класс.

- На главной странице кликнуть на свой класс, далее будет тема урока и необходимая информация по уроку. После прочтения темы, выполнить задание, которое в конце страницы (тест, устное задание, очное задание и др.).

- А также в веб-квесте на главной странице есть ссылки к учебникам каждого класса, чтобы у учеников был полный допуск к учебнику дистанционно.

На каждое задание были разработаны критерии оценивания выполненных заданий.

Например, в 5 классе для выполнения теста, состоящем из десяти вопросов, определили такие критерии:

Оценка 5 ставится, если ученик ответил правильно на 9-10 правильных ответов.

Оценка 4 ставится, если ученик ответил правильно на 8-7 вопросов.

Оценка 3 ставится, если ученик ответил правильно на 6-5 вопросов.

Незачет ставится, если ученик ответил правильно на 4 и меньше вопросов или не выполнил задание.

Например, разберем тест Насти С. Она выполнила тест вовремя, ответила правильно на 8 вопросов из 10. Итоговая оценка - 4.

Обучающиеся 6 класса выполняли задание по построению чертежа плечевой одежды по собственным меркам.

Оценка 5 ставится, если ученик понял тему урока и выполнил задание без грубых ошибок.

Оценка 4 ставится, если ученик выполнил задание с небольшими ошибками, которые были исправлены в ходе работы с учителем.

Оценка 3 ставится, если ученик выполнил задание с грубыми ошибками, но в ходе работы с учителем понял ошибки и исправил их.

Незачет ставится, если ученик задание выполнил неверно.

Например, разберем работу М. Вики. Работа выполнена самостоятельно и отправлена вовремя. Допустила небольшие ошибки, которые были исправлены в ходе работы с учителем. Итоговая оценка - 4.

В 7 классе выполняли задание по изготовлению салата по собственному рецепту.

Оценка 5 ставится, если ученик самостоятельно придумал рецепт салата и этот салат не встречается нигде.

Оценка 4 ставится, если ученик самостоятельно выполнил задание, но рецепт салата.

Оценка 3 ставится, если ученик выполнил задание, но рецепт салата похож на другой общеизвестный салат.

Например, разберем работу А. Кристины. Задание было выполнено и отправлено вовремя. Ученица освоила тему урока и правильно выполнила задание. Придумала и приготовила салат по собственному рецепту.

В ходе исследования была проведена экспертная оценка разработанного веб-квеста учителями технологии и информатики Булгунняхтахской СОШ им. С.П. Ефремова Республики Саха (Якутия).

Учитель технологии В. Н. Егорова в своей рецензии отмечает, что в веб-квесте учитывается специфика предмета «Технология», которая аккумулирует знания из смежных наук, распредмечивает образовательный процесс, является интегрирующим компонентом общего среднего образования. Также, она отмечает о новых возможностях учителей и учащихся в связи с выходом в Интернет. Рецензент подчеркивает о новых возможностях цифрового образовательного ресурса - это дистанционная поддержка обучения, повышение познавательного интереса, семейная форма обучения, самостоятельное обучение, использование как на уроке, так и во внеклассной работе. В заключении, В.Н. Егорова высоко оценивая данный веб-квест отмечает, что он повышает познавательный интерес ученика, уровень наглядности учебного материала, развивает профессиональный рост и навыки учителей технологии.

И.Е. Аркадьева - учитель информатики в своей рецензии на веб-квест, в общем, положительно отзывается о нем. Она выделяет наличие разработанных планов конспектов уроков и дополнительных занятий по технологии. Также она отмечает, что разработка была апробирована на базе Булгунняхтахской СОШ в 5-7 классах на уроках технологии. Учащиеся продемонстрировали хорошие результаты сформированности универсальных умений и действий по применению информационных технологий.

Созданный веб-квест будет постоянным и периодически будет обновляться.

Создание веб-квеста способствует глубокому осознанию сделать учебный процесс разнообразным и интересным, помочь учащимся улучшить свои знания и привить познавательный интерес. Материал представлен в тесной связи с различными видами искусства. Это способствует более глубокому усвоению материала.

В последние годы количество школ, использующих современные цифровые технологии все больше и больше. Многие преподаватели находят в предлагаемых ресурсах материалы, которые помогут учащимся поддержать их стремление к знаниям, осознанное и самостоятельное приобретение знаний, навыков и умений.

Используя веб-квест в процессе обучения, мы смогли:

- проявить у школьников интерес к академическим исследованиям;

- повысить уровень учебной мотивации;

- внести разнообразие в подаче информации (текст, графика, видео и аудио);

- визуализировать различные статусные задачи;

- воспитывать информационную культуру у обучающихся.

Учителя имеют возможность разрабатывать и использовать квесты в образовательном процессе, чтобы:

- Однажды созданный квест можно было бы использовать повторно, что позволяет легко распространять опыт преподавания той или иной дисциплины другим учителям.

- Внедрять разные методы обучения для разных категорий учащихся одновременно, тем самым персонализируя процесс обучения.

- Использовать демонстрационное моделирование, чтобы уменьшить количество представляемого материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Использовать ПК в качестве тренажера для развития различных навыков и умений обучаемых.

- Осуществлять постоянный и непрерывный мониторинг процесса приобретения знаний.

- Сократить объем ежедневной работы, тем самым больше времени уделить индивидуальной и творческой работе с учащимися.

- Делать более эффективную и самостоятельную работу для учеников, которая будет более контролируемой.

С помощью квестов учащиеся имеют возможность:

- работать в индивидуальном режиме;

- выполнять задания поэтапно, при этом иметь возможность циркулировать между этапами;

- развивать компетенции и способности, необходимые для выполнения творческих работ на уроках технологии.

Выводы. Таким образом, использование веб-квеста в образовательной области «Технология» способствует

формированию компетенций по использованию информационных технологий, развитию организационных, творческих способностей, самостоятельности.

Литература:

1. Образовательный веб-квест как педагогическая технология / Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В. [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 12. - [Электронный ресурс]. -URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88151 (дата обращения: 13.10.2022).

2. Щербина, А.Н. Веб-квест - как инновационная технология в системе реализации ФГОС / А.Н. Щербина // Электронный научный журнал «Науки и перспективы». - 2016. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-v-sisteme-realizatsii-fgos

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.