Педагогика
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Конышева Юлия Романовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВЕБ-КВЕСТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА
Аннотация. В данной статье рассматривается особенность использования технологии веб-квест на уроках английского языка. Выявлена отличительная структура веб-квеста. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность и эффективность реализации технологии веб-квест для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Ключевые слова: технология веб-квест, коммуникативные навыки, Интернет-ресурсы, монолог, урок английского языка.
Annotation. This article discusses the peculiarities of using the web quest technology in English lessons. The distinctive structure of the web quest is revealed. The data of experimental and practical work, which confirm the feasibility and effectiveness of the implementation of the web-quest technology for the development of communication skills in English lessons, are presented.
Keywords: technology web quest, communication skills, Internet resources, monologue, English lesson.
Введение. В настоящее время существует множество различных средств для формирования коммуникативных навыков у обучающихся. Несмотря на это, проблема языкового барьера продолжает препятствовать большинству учащихся осуществлять коммуникативный акт на иностранном языке, что побуждает преподавателей разрабатывать новые средства для развития коммуникативных навыков. Современные технологии дают возможность разнообразить материал, тем самым повысить мотивацию и, как следствие происходит совершенствование речевых навыков.
Одной из таких технологий является веб-квест, предполагающий применение гибкого вида заданий, что позволяет максимально адаптировать его содержание под цель урока, а также потребности и возможности учеников. Характерной чертой веб-квестов является максимально возможное взаимодействие с Интернет-ресурсами, что привлекает подростков и вызывает интерес к заданию. В дополнение к этому, существует множество направлений веб-квестов и видов заданий к ним, а сюжет учитель моделирует самостоятельно, что дает возможность развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения [2].
Изложение основного материала статьи. На данный момент, под веб-квестом в педагогике понимается поисковое задание c элементами ролевой игры, вызывающее потребность обращения к Интернет-ресурсам для его выполнения. Преподаватель, в свою очередь, также пользуется интернетом для подбора информации в процессе составления задания, с целью предоставления гиперссылок учащимся в качестве опоры для его выполнения в дальнейшем. Все отобранные материалы, в том числе и инструкции, размещаются на каком-либо веб-ресурсе, формируя веб-квест [10].
Как отмечает Е.В. Нечитайлова, результатом работы учащихся является предоставление веб-страниц по теме, найденных самостоятельно, либо творческая работа в электронном, печатном виде или же в устной форме [6].
По мнению разработчика веб-квеста Бернс Доджа необходимо придерживаться четкого списка заданий, использующихся для формирования веб-квестов: retelling task, compilation task, mystery task, journalistic task, design task, creative product task, consensus building task, persuasion task, self-knowledge task analytical task, judgment task, scientific task [9].
Согласно автору, веб-квест страница должна обязательно включать в себя следующие разделы: Introduction, Task, Process, Evaluation, Сonclusion, Credits, Teacher Page [9].
Для первого раздела «Вступление» (Introduction) обязательно наличие четкой и понятной для учащихся вводной информации, определяющей их дальнейшую активность. Раздел «Задание» (Task) предоставляет участникам подробное описание центрального задания для выполнения. На данном этапе важно обозначить требуемый результат от самостоятельной работы. Результатом может являться ответы на заранее предоставленные вопросы, творческая работа, презентация, устный ответ и так далее в зависимости от вида веб-квеста [3].
Далее следует раздел «Выполнение» (Process) с четкими инструкциями к выполнению задания. Приветствуется предоставление пошагового алгоритма выполнения работы необходимой для самостоятельного выполнения учащимися. Обязательным в данном разделе является указание списка рекомендованных информационных ресурсов, которые будут служить опорой для качественной работы.
Раздел «Оценивание» (Evaluation) является важной составляющей для понимания учащимися критериев оценки итоговых работ. В данном разделе предоставляется четкая формулировка критериев выполнения / невыполнения заданий, традиционно в форме оценочной таблицы или рейтинга [9].
В следующем разделе «Заключение» (Сonclusion) требуется логическое завершение квеста. В данном разделе также можно указать направления для дальнейшей работы по теме, для информирования учащихся о возможности дальнейшего расширения своего опыта в данном направлении. Предпоследний раздел «Использованные материалы» (Credits) подразумевает указание учебника, а также всех дидактических материалов, на основе которых был сформирован квест.
Последним разделом в структуре страницы веб-квеста является «Блок информации для преподавателей» (Teacher Page), предназначающийся для педагогов, проявивших интерес к разработанному веб-квесту. В данном разделе следует указать уровень обучающихся, для которых был разработан квест, а также всевозможные рекомендации по организации эффективной работы.
Стоит отметить, что вышеописанные элементы являются опорой. Преподаватель может дополнять или сокращать их, отталкиваясь от своей цели, а также уровня и потребностей своих учеников.
Использование технологии веб-квест тесно связано с вопросом формирования таких коммуникативных навыков как: навыки, обеспечивающие адаптацию в различных ситуациях; навыки интерпретации исходного текста (коммуникативной ситуации): самостоятельно определять тему, проблему, позицию автора и способы ее выражения, вырабатывать собственное отношение; навыки проектирования собственного текста; навыки для презентации собственного текста: определять цель коммуникативной ситуации, следовать законам этикета, поддерживать взаимодействие в процессе
общения, понимать другое мнение, корректировать действия в соответствии с коммуникативной ситуацией, эффективно вести диалог [1; 8].
Опытно-практическая работа проводилась на базе МБОУ «Школа №43» в Нижнем Новгороде в 7 «Б» классе (подгруппа из 12 человек). Целью нашего исследования явилось применение технологии веб-квест с целью развития коммуникативных навыков на уроках по английскому языку в средней общеобразовательной школе.
На подготовительном этапе нашего исследования мы ставили перед собой задачу определения оценки уровня сформированности коммуникативных навыков на уроках английского языка. За основу тестирования было взято задание устной части первого варианта ВПР для 7 класса 2020 года, а также критерии его оценивания. Перед обучающимися стояла задача выбрать и описать одну из предложенных картинок с опорой на предоставленный план. Данное упражнение проверяло группу коммуникативных навыков необходимых для ориентирования в конкретной ситуации общения и составления собственного высказывания.
На основе результатов тестирования, можно сделать вывод, что сформированность коммуникативных навыков у половины подгруппы (50%) находится на среднем уровне. 33% учащихся обладают низким уровнем развития навыков, а 17% испытуемых продемонстрировали высокий уровень владения коммуникативными навыками.
Исходя из результатов анализа, можно утверждать, что большая часть подгруппы показала хороший результат, в то время как треть учащихся продемонстрировала низкий уровень владения коммуникативными навыками.
В процессе формирующего этапа нами был спланирован и проведен ряд уроков с целью развития коммуникативных навыков с применением веб-квеста.
Разработанный нами квест можно отнести к творческому виду веб-квестов, так как итогом его прохождения является высказывание, построенное на основе прочитанного текста и предоставленных опор, которое необходимо презентовать. В качестве основы для веб-квеста был выбран текст из раздела «Reading & Speaking» УМК «FORWARD 7».
На этапе подготовки учащиеся получили ссылку на сайт, содержащий все элементы веб-квеста. Затем, был проведен инструктаж по работе с интернет-страницей и гиперссылками. На первом этапе «Вступление» (Introduction) участники веб-квеста были погружены в ситуацию - подготовка к школьной конференции. Так же они узнали свою роль - главный спикер от класса, и главную цель веб-квеста - написать речь для конференции.
Вступление представляло собой стимул к речи, посредством предоставления ситуативного задания, подразумевающего временное принятие какого-либо образа, с целью формирования коммуникативных навыков решения проблемных задач. Затем участники перешли к следующему этапу веб-квеста «Задание» (Task). В процессе ознакомления с заданием, ученики развивали коммуникативный навык адаптивности к конкретной ситуации общения. На данном этапе учащиеся получили четкую формулировку задания и форму представления итогового результата [3; 4].
После прочтения задания участники веб-квеста перешли к этапу «Выполнение» (Process). Каждый шаг при выполнении задания подробно прописан и сопровожден необходимыми гиперссылками.
Первый шаг представлял собой дотекстовый этап, на котором учащимся предлагалось бегло просмотреть текст, размещенный на интернет-ресурсе Padlet, и догадаться о значении новых слов по контексту, развивая языковую догадку, являющуюся элементом, влияющим на совершенствование коммуникативных навыков.
Вышеприведённое задание участники выполняли на базе ресурса Word Wall. После завершения задания, сервис автоматически проверял правильность выполнения, что позволяло учащимся верно определить значение представленных выражений и скорректировать ответы при необходимости.
Текстовый этап выступал в качестве второго шага, в процессе которого ученики формировали коммуникативные навыки, применяемые при работе с текстами, а именно - извлечение необходимой информации. Данное задание было также расположено на ресурсе Word Wal, что позволило участникам веб-квеста оценить степень понимания текста и перечитать его в случае неудовлетворительного результата выполнения задания на онлайн ресурсе [7].
После проверки понимания информации, содержащейся в тексте, учащиеся приступили к следующему шагу -составление плана монолога. Для выполнения этого шага, участники веб-квеста посетили ресурс Learning Apps.
Следующий шаг заключался в составлении монолога на основе полученного плана, прочитанного текста с выражением личного мнения. Задание, направленное на составление «речи для конференции» развивало коммуникативные навыки, необходимые для процесса проектирования собственного высказывания, выражение мнения и сообщения запрашиваемой информации. На этапе «Conclusion» учащимся предлагалось заполнить Google форму, с целью проведения рефлексии [5].
Следующий урок был посвящен проверке получившихся монологов, организованный в формате импровизированной конференции. Формат общеклассной конференции выступает инициативным видом коммуникативных упражнений. Критерии оценки монолога представлены в веб-квесте в разделе «Оценивание» (Evaluation).
После выступления, ученики отвечали на вопросы одноклассников и учителя. Это способствовало формированию таких коммуникативных навыков, как: способность слушать и слышать собеседника, воспринимать сообщаемую информацию, здоровая реакции на критику, антиципация хода ситуации общения, использование невербальных средств общения и других.
Целью заключительного этапа явилось выявление динамики уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся 7 «Б» класса после проведенной работы. Данный этап нашего исследования решал следующие задачи:
1) Повторное проведение диагностики и интерпретация результатов.
2) Сравнение их с результатами, полученными в ходе подготовительного этапа опытно-практической работы.
Результаты итогового тестирования демонстрируют положительную динамику. Количество учащихся с низкими
показателями сформированности навыков снизилось с 33% до 8%. Значительно возрос результат среднего уровня - на 17%, что составляет 68% от всей подгруппы. Процент учащихся обладающих высоким уровнем коммуникативных навыков увеличился на 8%.
Исходя из этого можно сделать следующий вывод: в результате проведения опытно-практической работы, большинство учеников развили свои коммуникативные навыки. Следовательно, веб-квест является эффективным средством развития коммуникативных навыков.
Выводы. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что целенаправленное применение технологии веб-квест способствует развитию коммуникативных навыков на уроках по английскому языку. Мы считаем, что педагогическому сообществу следует начать работу по формированию банка веб-квестов направленных на развитие различных коммуникативных навыков, с целью модернизации данного процесса.
Литература:
1. Алиева М.И.К., Королева Е.В. Использование технологии сотрудничества на уроках английского языка // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции: НГПУ им. К. Минина. - 2018. - С. 14-17
2. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - С. 3.
3. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 185-188
4. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Современные технологии в обучении иностранным языкам: "Мозговой штурм" // Известия Балтийской Академии Рыбопромыслового Флота: психолого-педагогические науки(теория и методика профессионального образования). - Калининград: Издательство БГГАРФ. - С. 162-167
5. Мусина Н.И., Мухина Т.Г., Яркова Д.Д. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-3 [дата обращения 17.10.2021].
6. Нечитайлова Е.В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет-ресурсов // Проблемы современного образования. - 2012. - №2. - С. 147-155.
7. Сандракова Н.С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1396-1400.
8. Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. - М.: Панорама, 2006. - 62 с.
9. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests [Electronic resource]. http://webquestsdsu.edu/webquestrubric.html, 2001.
10. Hockly N. What is a WebQuest? // Entre Lеnguas. - 2008. - 117 p.
Педагогика
УДК 378
кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. С целью решения задачи подготовки подрастающего поколения к безопасному поведению в повседневной жизни, обучения рациональному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». При изучении данной дисциплины используются самые разнообразные методы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения знаний обучающимися. На сегодняшний день одной из важнейших целей школьного образования остается стремление достичь лучшего качества получаемых знаний. В приоритете использование таких методов обучения, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют учащихся к самостоятельной работе, повышают интерес к изучаемой дисциплине. К таким методам можно смело отнести принцип наглядности обучения, который позволяет показывать развитие различных явлений, демонстрировать их динамику, дозировать учебную информацию с целью лучшего ее усвоения.
Ключевые слова: наглядные методы обучения, образовательный процесс школы, урок, практические умения.
Annotation. In order to solve the problem of preparing the younger generation for safe behavior in everyday life, teaching rational behavior in dangerous and emergency situations, the course "Fundamentals of life safety"was introduced in educational organizations. When studying this discipline, a wide variety of teaching methods are used to increase the efficiency of learning by students. Today, one of the most important goals of school education is the desire to achieve the best quality of the knowledge obtained. The priority is the use of such teaching methods that form practical skills of information analysis, self-learning, stimulate students to independent work, increase interest in the discipline being studied. Such methods can be safely attributed to the principle of visual learning, which allows you to show the development of various phenomena, demonstrate their dynamics, dose educational information in order to better assimilate it.
Keywords: visual teaching methods, the educational process of the school, the lesson, practical skills.
Введение. Известно, что наглядность выступает в качестве универсального средства для обучения и воспитания учеников, отражающее многообразие ряда предметов явлений объективной действительности. Более того, именно наглядность способна организовать наблюдение и правильное восприятие того или иного явления, оказать влияние на сенсорную сферу, воображение, мышление, активность. Более того, наглядность повышает интерес ученика к обучению и, как следствие, повышает качество образовательного процесса в целом [2].
Максимально ярко наглядный метод характеризуется применением такой категории, как педагогический рисунок. Например, такой рисунок можно применять для отражения механизма появления и развития того или иного явления (процесса). Более того, именно таким рисунком может быть задана структура всего урока.
Отметим, что метод иллюстраций подразумевает использование в рамках учебного процесса карт, таблиц, плакатов, рисунков и иных средств, которые обеспечивают наглядное представление материала и активно способствуют тому, что ученики достаточно активно воспринимают и запоминают учебный материал, а представление о предмете формируется в правильном направлении. В вою очередь, метод демонстрации состоит в том, что ученикам демонстрируются опыты, приборы, видеоматериалы и иное, что необходимо для того, чтобы в полной мере раскрыть сущность явления, подлежащего изучению, а также его динамику, развитие, взаимосвязи с миром.
Не менее интересным методом изложения учебного материала будет являться эксперимент, который достаточно часто применяется в изучении курса безопасности жизнедеятельности и направлен на моделирование той или иной ситуации в рамках учебного класса. Представляется, что как ход эксперимента, так и стратегия применения его в действительности является задачей педагога, так как эксперимент выступает в качестве структурного элемента учебного занятия с иллюстративным элементом. Стоит отметить, что демонстрация эксперимента со стороны педагога должна сопрягаться с комментариями педагога, так как разъяснения в данном случае объективно необходимы [5].
Одновременно с этим, в рамках использования наглядных методов обучения стоит соблюдать широкую совокупность условий. Во-первых, весь наглядный материал должен находиться в соответствии с возрастом класса и применяться умеренно. Во-вторых, материал должен быть доступен для всех, а контролировать это должен учитель. И, наконец, в-третьих, этот материал должен быть непосредственно связан с темой занятия, быть достоверным и подкрепляться устными разъяснениями.
Как уже отмечалось ранее, наглядность в образовательном процессе способна развить и обогатить образное мышление учеников, обеспечить им прочное закрепление знаний. Кроме того, такой материал способен обогатить речь, память,