УДК 378
ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Сагитова Р.Р., Гайнуллина А.И.
[email protected] Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования веб-квест технологий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Авторы выделяют основные методы, используемые при работе с данной технологией; определяют условия применения данной технологии на занятиях по иностранному языку; выделяют принципы классификации веб-квестов. Авторами представлена также структура веб-квеста. Авторы подчеркивают, что применение веб-квест технологий в образовательном процессе позволит мотивировать учащихся на уроке и повысить уровень владения иностранным языком. В статье описан один из примеров данной технологии «A Tour Around London», разработанный для учащихся 5 класса на платформе Google.
Ключевые слова: иностранный язык, современные технологии, веб-квест технология, интернет, образование.
В настоящее время изучение иностранных языков вызывает повышенный интерес на всех этапах обучения. Знание языков сегодня играет важную роль и дает преимущества эффективного общения в профессиональной сфере. Знание иностранного языка является одним из факторов, обеспечивающий конкурентоспособность личности в современном обществе. Данный пункт сейчас практически всегда можно найти в различных анкетах при трудоустройстве. Люди, которые двуязычны и совершенствуются в этой категории имеют больше возможности получить достойную работу. Поэтому современный человек без знания иностранных языков не имеет никакого личностного и профессионального развития и не подходит под «заказы» государства. Именно поэтому, ведущая цель образования сегодня заключается в том, чтобы воспитать конкурентоспособную личность, востребованную на современном рынке услуг, развивать у учащихся желание к самосовершенствованию, самообразованию, заинтересовать в получении знаний, которые позволят человеку твердо стоять на ногах и быть уверенным в себе [3; 5; 7; 8].
Наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции, с нашей точки зрения, является применение веб-квест технологий в обучении иностранных языков. Американские ученые Берни Додж и Том Марч [1] в 1995 году разработали новый метод обучения, удовлетворяющий условиям заказа государства и особенностям образовательной среды. Этот метод очень быстро стал популярным в США и уже в конце 90-х годов достаточно широко стал использовался в России.
Рассмотрим подробнее, что такое образовательный веб-квест и как использовать данную технологию на занятиях при обучении иностранному языку.
Веб-квест (Web-Quest) - это использование информационного ресурса Интернета для продолжительного целенаправленного поиска решения какой-либо проблемы или выполнения определенного задания с элементами ролевой игры [2].
Для эффективного применения веб-квест технологии на занятиях по иностранному языку необходимо:
1. Компьютерный класс. Урок в компьютерном классе, как и элемент информационных технологий формируют гиперболу учебной деятельности, который оказывается более комфортным, мобилизующим творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
2. Скоростное соединение Интернета. Сегодня уже доступ во всемирную информационную сеть есть в каждом образовательном учреждении. Интернет является универсальным средством, так как у него неисчерпаемый информационный потенциал. IT-технологии помогают создать комфортную атмосферу обучающимся.
3. Определенный уровень компьютерной грамотности преподавателя и учащихся.
Казанский вестник молодых ученых
Создание урока по технологии веб-квестов является длительным и сложным процессом. Искать материал и добывать знания через зарубежные проверенные сайты на просторах интернета при изучении той или иной темы, повышает мотивацию учеников. Основываясь на эти цели и строятся веб-квест технологии. Предварительно, учителя исключают с ресурсов учащихся сайты с неподтвержденной, ложной или необъективной информацией. Ориентируясь на разные уровни владения языка учеников готовиться материал (интернет-ресурсы) к уроку и содержание веб-квеста. Наиболее популярным и удобным ресурсом для создания своего веб-квеста является платформа JIMDO.
Тематика веб-квестов достаточно разнообразна, начиная от путешествий и заканчиваться обычными викторинами, а проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Исходя их этого, разработчики данной технологии выделяют три принципа классификации веб-квестов:
1. По времени, длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks) компиляция (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистика (journalistic tasks), конструктор (design tasks), творчество (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждение (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), анализ (analytical tasks), оценка (judgment tasks), научные (scientific tasks) [1].
Следует обратить внимание на уровень владения языков учащихся, так как на основе веб-квестов технологии ученики работают с аутентичными ресурсами Интернета. Если будет выполнятся нижеуказанные условия, то веб-квест технология будет эффективно влиять обучение: на при завершении изучения какой-либо темы создается творческий продукт; наличие тренировочных упражнений на иностранном адаптированном языке, либо в оригинале (зависит от уровня владения учеников).
Структуру веб-квеста, которую предлагает Берни Додж можно использовать только как опорную точку, которую при необходимости можно изменить [4]. Учитель может создавать квест в соответствии с уровнем владения языка и интересами большинства своих учеников. Структура веб-квеста состоит из следующих элементов:
1. Introduction (Введение) - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, обзор всего квеста. Цель состоит в том, чтобы создать необходимую атмосферу и смотивировать учащихся.
2. Task (Заданда) - описание проблемы в мельчайших деталях и формы представления конечного результата.
4. Process (Выполнение) - инструкция с описанием основных этапов работы и полезные советы по сбору информации. С методической точки зрения материал должен содержать вспомогательные и дополнительные задания для выполнения.
4. Evaluation (Оценивание) - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Методическая оценка включает точные описания критериев и параметров оценки, возможность определения результатов работы.
5. Conclusion (Заключение) - учащиеся знакомятся кратким описанием знаний, умений и навыков, которые он приобретут, пройдя данный веб-квест. Прослеживается взаимосвязь с введением.
6. Credits (Использованные материалы) - список литературы и электронных источников, необходимы при создании данного веб-квеста.
7. Teacher Page (Комментарии для преподавателя) - данный этап включает историю создания, цели и задачи квеста, содержание и планируемые (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) результаты, методические рекомендации для преподавателей, которые будут ее использовать веб-квест; необходимые ресурсы; достоинства и недостатки данного веб-квеста [4].
Следует отметить, что технология веб-квест - универсальна, так как может быть применена к любому УМК и на различных этапах обучения иностранному языку. Со вступлением в силу ФГОС педагоги для того, чтобы достичь в своей работе требуемых
117
Педагогические науки
результатов, должны пересмотреть свои методы и приемы в работе с детьми. Применение технологии веб-квеста будет способствовать формированию языковых и информационных компетенций (из ФГОС). В начале урока по данной технологии преподаватель обязан четко обозначить ситуацию, либо проблемное задание, продукт, который должен получится у учащихся в результате решения веб-квеста, алгоритм выполнения заданий и источники, которые могут быть использованы.
Веб-квест как новая дидактическая модель приобретает всё большую популярность в процессе обучения иностранным языкам. Основные методы, используемые в данной технологии следующие:
■ Методы организации и осуществления образовательной деятельности: дея-тельностные, интерактивные.
■ Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: мозговой штурм, интрига, ролевая игра, занимательность, поощрение, похвала, убеждение.
■ Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
■ Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная [4].
Применение информационных технологий, а именно веб-квестов, на уроках иностранного языка предоставляет большое количество возможностей для учащихся и учителей. Данная методика делает процесс изучения языка интересным и более привлекательным, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развивать и выявлять творческие способности школьников, независимо от того, на какой ступени обучения они находятся. Учитель, включая в процесс обучения иностранному языку новые методики, повышает свой профессиональный уровень и авторитет среди учащихся и коллег.
Рассмотри один из примеров данной технологии. «A Tour Around London» разработан для учащихся 5 класса на платформе Google. Он является проблемным заданием, завершающим изучение темы «Достопримечательности Лондона». Данный веб-квест направлен на формирование устойчивой мотивации к изучению английского языка и расширение кругозора учащихся, а также на пополнение словарного запаса благодаря работе с аутентичными ресурсами. Таким образом, цель данного веб-квеста - рассказать о достопримечательностях Лондона. Для достижения цели учащимся предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить слова, которые понадобятся при прохождении квеста и выполнить творческое задание.
2. Соотнести изображения достопримечательностей Лондона и их названия.
3. Выбрать правильный вариант ответа в соответствии с текстами об интересных местах Лондона.
4. Изучить предоставленные интернет ресурсы, познакомиться с известными парками Лондона и узнать их историю.
5. Пройти тест-квиз для понятия и закрепления пройденного материала. После выполнения каждого задания учащиеся получают подсказки: ключевые слова, адреса известных мест Лондона.
6. С помощью сети Интернет участникам нужно выяснить, что находится по каждому адресу. Выбрать место, которое его заинтересовало, и загадать загадку другим участникам. Написать об этом месте, не называя его.
Для этого они могут использовать ответы на следующие вопросы:
1. What is it? (a palace, a museum, a house, a park, etc.)
2. Where is it? What's its address?
3. What is it famous for?
4. Who lives\lived there?
5. Is it worth visiting? Why?
Таким образом, одной из самых эффективных и перспективных информационно- коммуникационных технологий обучения иностранным языкам является веб-квест, так как: во-первых, используется демонстративно-иллюстративный принцип обучения, что помогает сделать процесс познания оригинальным, а жажда поиска от-
Казанский вестник молодых ученых
вета на проблему - развлечением. Во-вторых, использование как можно большего количества сенсорных каналов восприятия информации, а память, речь и мышление также развивают наглядность и демонстративность материала. В-третьих, структурированная информация, реализуемая с помощью гиперссылок, формирует четкие логические связи у учащихся, фокусирует на понимании проблемы и корректирует объем изучаемой темы. Наконец, поисковый характер технологии веб-квест позволяет увеличить исследовательскую активность как учителя, так и учащихся. Работа с большим объемом информации развивает навыки критического мышления, способность делать первым шаг и нести за него ответственность.
Литература
1. Dodge B. Webquests: A technique for Internet-based learning // Distance Educator 30. 1995. No 1(2). P. 10-13.
2. Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении: [электронный ресурс] http://www.eidos.ru/j ournal/2008/1216 .html
3. Гали Г.Ф. Проблемное обучение как средство развития творческого потенциала студентов: сб. статей Международной науч.-практической конф // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки: Ч. 2. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 145-148.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
5. Сагитова Р.Р. Интерактивные технологии формирования самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам: метод проектов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2016. N° 4. С. 151-154.
6. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. C. 87-97.
7. Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г. Построение учебно-воспитательного процесса вуза. Современное понимание принципа организации // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2015. Т. 224. № 4. С. 233-236.
8. Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г. Вопросы непрерывного и гибкого образования // В сборнике: Иностранные языки в современном мире. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. / Под редакцией Д.Р. Сабировой, А.В. Фахрутдиновой. 2017. С. 140-147.
WEB QUEST TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES R. Sagitova, A. Gainulllna Kazan Federal University, Kazan, Russia
Annotation: The article discusses the possibility of using web quest technologies in the formation of foreign language communicative competence of students. The authors identify the main methods used in working with this technology; determine the conditions for the use of this technology in the classroom in a foreign language; identify the principles of classification of web quests. The authors also present the structure of the web quest. The authors emphasize that the use of web quest technologies in the educational process will allow motivating students in the classroom and improving the level of foreign language proficiency. The article describes one of the examples of this technology "A Tour around London", developed for 5 th grade students on Google platform.
Keywords: web quest technologies, foreign language, authentic resources, education
Сведения об авторах
Сагитова Римма Раисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет. [email protected]
Гайнуллина Айгуль, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет. [email protected]
Authors of the publication
Rimma Sagitova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kazan Federal University.
Aigul Gainullina, student, Kazan Federal University.
Дата поступления: 16.06.2019