УДК 614.842
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНОГО ПОЛИГОНА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ВИДИМОСТИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ ОБРУШЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, РАЗРУШЕНИЕМ ИНЖЕНЕРНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ «СТАЛКЕР»
М. В. ВИНОКУРОВ, И. А. КРАСНОВ, В. В. КИЧАЙКИН, А. Н. НИТКИН, Е. С. ЧУМАКОВ, Д. С. БЕЛОВ
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
В настоящее время перед образовательными организациями МЧС России особенно остро стоит вопрос в обучении и воспитании квалифицированных специалистов в области пожарной безопасности. В основе такой подготовки должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной практики. Именно с этой целью на базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России был разработан проект «Учебно-тренажерный полигон для формирования практических умений и навыков проведения аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся обрушением строительных конструкций, разрушением инженерных и технологических коммуникаций «Сталкер»». В статье представлены основные элементы данного комплекса, практические задачи, отрабатываемые на них, а также знания и умения, формируемые у обучаемых, при выполнении аварийно-спасательных работ.
Ключевые слова: тренажерный полигон, Сталкер, аварийно-спасательный работы, практические занятия, знания и умения, чрезвычайная ситуация, пожарный, спасатель.
THE DEVELOPMENT OF A TRAINING GROUND FOR THE FORMATION OF PRACTICAL SKILLS OF CARRYING OUT OF RESCUE WORKS IN CONDITIONS OF LIMITED SPACE AND VISIBILITY FOR FIRE FIGHTING AND EMERGENCIES, ACCOMPANIED BY COLLAPSE OF BUILDING STRUCTURES, DESTRUCTION OF ENGINEERING AND TECHNOLOGY OF COMMUNICATIONS «STALKER»
M. V. VINOKUROV, I. A. KRASNOV, V. V. KICHAYKIN, A. N. NITKIN, E. S. CHUMAKOV, D. S. BELOV
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
Currently, the educational organizations of the Ministry of emergency situations of Russia are particularly concerned with the training and education of qualified specialists in the field of fire safety. Such training should be based on an optimal combination of basic education and applied practice. With this purpose, on the basis of firefighting and rescue Academy Ivanovo state fire service of EMERCOM of Russia developed the project "Training ground for the formation of practical skills of carrying out of rescue works in condi-
© Винокуров М. В., Краснов И. А., Кичайкин В. В., Ниткин А. Н., Чумаков Е. С., Белов Д. С., 2020
85
tions of limited space and visibility for fire fighting and emergencies, accompanied by collapse of building structures, destruction of engineering and technology of communications «Stalker». The article presents the main elements of this complex, practical tasks that are worked out on them, as well as the knowledge and skills that are formed in students when performing emergency rescue operations.
Keywords: training ground, Stalker, emergency rescue, practical training, knowledge and skills, emergency, firefighter, lifeguard.
Обучение в системе Государственной противопожарной службы МЧС России сопровождается специальной физической подготовкой, которая развивает качества, необходимые при осуществлении профессиональной деятельности спасателя [1]. В настоящее время особенно остро стоит вопрос в обучении и воспитании квалифицированных специалистов в области пожарной безопасности. В основе такой подготовки должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной практики.
Как отмечалось в [2] главная задача в обучении курсантов в сфере тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ обеспечивается различным техническим оснащением, учебными комплексами и сооружениями. Основными учебными сооружениями для подготовки пожарных и спасателей относятся учебная башня, 100-метровая полоса с препятствиями, оборудованная бумом и забором, теплодымокамера и разнообразные преобразования тренажерных комплексов для подготовки газодымозащитников и ряд других. Данные сооружения предназначены для развития практических навыков работы у курсантов, однако они не обеспечивают подготовку специалиста в полном объеме.
С целью развития отработки практических навыков, касающихся проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ был разработан проект «Учебно-тренажерный полигон для формирования практических умений и навыков проведения аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся обрушением строительных конструкций, разрушением инженерных и технологических коммуникаций «Сталкер»» (далее - полигон «Сталкер»).
Практическая значимость работы заключается в том, что данный полигон позволяет организовать проведение занятий по различным дисциплинам (безопасность жизнедеятельности, основы первой помощи, медицина катастроф, противопожарное водоснабжение, основы гражданской защиты, радиационная, химическая и биологическая защита, пожарно-спасательная подготовка, организация и веде-
ние аварийно-спасательных работ (далее -АСР), автоматизированные системы управления и связь, пожарная безопасность технологических процессов, охрана труда, поисково-спасательные работы, пожарная техника, пожарная безопасность электроустановок, пожарная тактика).
При проектировании полигона «Сталкер» предусматривалась прежде всего возможность моделирования как можно более широкого спектра условий, в которых работают спасатели при выполнении аварийно-спасательных работ (рис. 1).
При работах по ликвидации последствий пожаров на объектах с присутствием источников ионизирующих излучений, с возможностью выброса радиоактивных и химически опасных веществ повышается опасность личного состава спасательных звеньев из-за угрозы возникновение опасных уровней радиации, радиоактивного облучения людей, загрязнения боевой одежды и пожарной техники радиоактивными веществами.
Учебная точка «Место выполнения работ по обнаружению радиоактивных и отравляющих веществ с помощью приборов радиационной и химической разведки» (рис. 2) позволит отрабатывать вопросы применения учебных средств имитации радиоактивного и химического заражения, их обнаружения для выработки рациональных действий в разных условиях химической и радиационной обстановки с применением средств индивидуальной защиты и приборов мониторинга заражения.
Отдельный блок полигона «Сталкер», посвященный вопросам становления практических умений и навыков при проведении работ на электрических и технологических коммуникациях объектов защиты, представлен учебными точками «Проведение работ с проводами и электроустановками, находящимися под напряжением» (рис. 3) и «Проведение работ на технологических коммуникациях водоснабжения и газоснабжения для прекращения подачи воды и газа, и устранения аварий, связанных с утечкой воды и газа из технологических коммуникаций» (рис.4). Отработка основных требований охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ на сетях электроснабжения без фактического подключения к
электросети, работа с диэлектрическим инструментом при извлечении пострадавшего при имитации воздействии на него электрического тока, оказание ему первой помощи, работа с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом (далее - ГАСИ), деблокирование пострадавшего из-под завалов, отработка алгоритма действий по пере-
крытию трубопровода с последующей ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации (далее - ЧС). Эти и многие другие упражнения с различными вводными, отрабатываемые здесь, позволят обучаемым сформировать знания и умения практической работы при проведении АСР на коммунально-энергетических инженерных сетях объекта.
Рис. 1. Проект учебно-тренажерного полигона для формирования практических умений и навыков проведения аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся обрушением строительных конструкций, разрушением инженерных и технологических коммуникаций «Сталкер»: 1, 2, - участок формирования пожарно-спасательных подразделений; 3 - участок проведения инструктажа; 4 - участок осмотра аварийно-спасательного инструмента (далее - АСИ); учебные точки: 5 - выполнение работ по обнаружению радиоактивных и отравляющих веществ с помощью приборов радиационной и химической разведки; 6 - проведение работ с проводами и электроустановками, находящимися под напряжением; 7 - проведение работ на технологических коммуникациях водоснабжения и газоснабжения для прекращения подачи воды и газа, и устранения аварий, связанных с утечкой воды и газа
из технологических коммуникаций; 8 - установка оборудования для организации освещения участка проведения аварийно-спасательных работ;
9 - полоса препятствий; 10 - откачка воды для обеспечения выполнения АСР; 11 - разбор завалов с использованием гидравлического, электрического аварийно-спасательного инструмента и ручного механизированного инструмента; 12 - проведение работ по извлечению пострадавших из колодцев и шахт; 13 - проведение эвакуации пострадавших с использованием различных способов транспортировки; 14 - проведение реанимационных мероприятий и оказания первой помощи; 15 - проведение работ по извлечению пострадавших из завалов
Рис. 2. Место выполнения работ по обнаружению
Радиоактивных и отравляющих веществ с помощью приборов
радиационной и химической разведки
Рис. 3. Место проведения работ с проводами и электроустановками, находящимися под напряжением
Рис. 4. Место проведения работ на технологических коммуникациях водоснабжения и газоснабжения для прекращения подачи воды и газа, и устранения аварий, связанных с утечкой воды и газа из технологических коммуникаций
Согласно [3] личный состав аварийно-спасательных подразделений принимает участие в проведении АСР и других неотложных работ по таким направлениям, как: поиск пострадавших в зоне ЧС; тушение возникших пожаров в зоне ЧС; деблокирование, извлечение, спасение пострадавших из аварийной среды; защита пострадавших от поражающих факторов источников ЧС; оказание пострадавшим первой помощи; обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом; санитарная очистка территории, подвергшейся воздействию ЧС.
Отработка этих моментов осуществляется на основном модуле полигона «Сталкер», непосредственно предназначенном для подготовки и проведению аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости при ликвидации пожаров и чрез-
вычайных ситуаций, сопровождающихся обрушением строительных конструкций.
Он состоит из следующих учебных точек: «Место установки оборудования для организации освещения участка проведения аварийно-спасательных работ» (рис. 5), «Место откачки воды для обеспечения выполнения АСР» (рис. 6), «Место разбора завалов с использованием гидравлического, электрического аварийно-спасательного инструмента и ручного механизированного инструмента» (рис. 7), «Место проведения работ по извлечению пострадавших из колодцев и шахт» (рис. 8), «Место проведения эвакуации пострадавших с использованием различных способов транспортировки» (рис. 9), «Место проведения реанимационных мероприятий и оказания первой помощи» (рис. 10), «Место проведения работ по извлечению пострадавших из завалов» (рис. 11).
Рис. 5. Место установки оборудования для организации освещения участка проведения аварийно-спасательных работ
Рис. 6. Место откачки воды для обеспечения выполнения АСР
Рис. 7. Место разбора завалов с использованием гидравлического, электрического аварийно-спасательного инструмента и ручного механизированного инструмента
Рис. 8. Место проведения
работ по извлечению пострадавших из колодцев и шахт
Рис. 9. Место проведения эвакуации пострадавших с использованием различных способов транспортировки
В результате выполнения заданий в модуле у обучающихся формируются практические навыки оперативно-тактических действий при выполнении специальных работ (организация связи и освещение места работы пожарно-спасательных подразделений, работа с ГАСИ), работ по забору огнетушащих веществ из труднодоступных водоисточников с помощью различных насосных установок).
Выполнение основной задачи при проведении АСР - действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций [3] реализуется при работе с
гидравлическим аварийно-спасательным инструментом для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций, деблокировании пострадавшего из завалов и колодцев с последующей транспортировкой различными способами и оказанием первой помощи в условиях, максимально приближенных к реальным.
Для развития двигательной способности, скоростно-силовой и общей выносливости, устойчивости организма к физическим нагрузкам, формированию морально-волевых качеств, овладения навыками коллективных действий на фоне повышенных физических нагрузок на полигоне «Сталкер» оборудована учебная точка «Полоса препятствий» (рис. 12).
Рис. 12. Полоса препятствий
Функциональные возможности проектируемого учебно-тренажерного полигона «Сталкер», предназначенного для формирования практических умений и навыков проведения аварийно-спасательных работ в условиях
ограниченного пространства и видимости при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, позволят выработать практический опыт подготовки обучаемых, повысить слаженность и безопасность работы личного состава.
Список литературы
1. Шарабанова И. Ю., Шипилов Р. М., Харламов А. В. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. https://science-education.ru/ru/article/view ?id=14213
2. Разработка многофункционального комплекса подготовки пожарных и спасателей по ведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях / А. А. Костяев, И. А. Краснов, В. В. Кичайкин [и др.] // Современные проблемы гражданской защиты. 2020. №3(36). С. 83-93.
References
1. Sharabanova I. Yu., Shipilov R. M., Kharlamov A. V. Primenenie novyh metodov pod-gotovki i obucheniya spasatelej, rabotayushchih v chrezvychajnyh situaciyah [Application of new methods of training and training of rescuers working in emergency situations]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya, 2014, issue 4. 90 p.
2. Razrabotka mnogofunkcional'nogo kompleksa podgotovki pozharnyh i spasatelej po vedeniyu avarijno-spasatel'nyh rabot pri dorozh-no-transportnyh proisshestviyah [Development of a multifunctional complex for training firefighters and rescuers to conduct emergency rescue operations in road accidents] / A. A. Kostyaev, I. A. Krasnov, V. V. Kichaykin [et al.]. Sovremennye problemy grazhdanskoj zashchity, 2020, vol. 3(36), pp. 83-93.
Винокуров Михаил Владимирович
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново начальник кафедры E-mail: [email protected]
Vinokurov Mikhail Vladimirovich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
head of Department
E-mail: [email protected]
Краснов Иван Александрович
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
заместитель начальника кафедры
E-mail: [email protected]
Krasnov Ivan Alexandrovich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
Deputy head of the Department
E-mail: [email protected]
Кичайкин Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
старший преподаватель
E-mail: [email protected]
Kichigin Vladimir Vasilyevich,
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
senior lecturer
E-mail: [email protected]
Ниткин Андрей Николаевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
старший преподаватель
E-mail: [email protected]
Nitkin Andrey Nikolaevich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
senior lecturer
E-mail: [email protected]
Чумаков Евгений Сергеевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
преподаватель
E-mail: [email protected]
Chumakov Evgeniy Sergeevich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo lecturer
E-mail: [email protected]
Белов Даниил Сергеевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново преподаватель Belov Daniil Sergeevich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo lecturer