УДК 614.847.9
ТРЕНАЖЕР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
А. Д. СЕМЕНОВ, И. А. МАЛЫЙ, Р. И. ХАРЛАМОВ, А. Н. БОЧКАРЕВ
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново [email protected], [email protected], [email protected]
В работе проведен анализ конструктивных особенностей серийно выпускаемых учебных тренажеров для отработки навыков работы пожарных и спасателей по проведению аварийно-спасательных работ (АСР) при дорожно-транспортных происшествиях. Установлено, что на серийно выпускаемых тренажерах отсутствует возможность отработки действий: по сдвигу приборной панели со стороны водителя и пассажира, по снятию крыла переднего со стороны водителя и пассажира, по снятию жесткости (резание порога) с кузова транспортного средства.
В работе предложены конструктивные решения и разработан учебный тренажер, позволяющий отрабатывать весь перечень операций при проведении АСР на автомобильном транспорте как индивидуально каждым обучающимся, так и в составе отделения.
Показано, что использование тренажера «Легковой автомобиль при ДТП» позволяет повысить навыки ведения АСР при авариях на автомобильном транспорте.
Ключевые слова: тренажер, дорожно-транспортное происшествие, обучение.
SIMULATOR FOR TRAINING RESCUERS FOR EMERGENCY RESCUE OPERATIONS IN ROAD ACCIDENTS
A. D. SEMENOV, I. A. MALY, R. I. KHARLAMOV, A. N. BOCHKAREV
Federal State budgetary educational Institution of higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo [email protected], [email protected], [email protected]
The paper analyzes the design features of mass-produced training simulators for working out the skills of firefighters and rescuers to conduct emergency rescue operations (ASR) in road accidents. It is established that on mass-produced simulators there is no possibility of working out actions: to shift the dashboard from the driver and passenger side, to remove the front wing from the driver and passenger side, to remove the stiffness (cutting the threshold) from the vehicle body.
The paper offers design solutions and developed a training simulator that allows you to work out the entire list of operations during (ASR) on road transport as individually for each student, and as part of the Department.
It is shown that the use of the simulator «Passenger car in a road accident» allows you to improve the skills of conducting emergency rescue operations in accidents on road transport.
Key words: simulator, traffic accident, training.
В [1] показано, что своевременное оповещение служб спасения, повышение эффективности действий пожарно-спасательных подразделений, может гарантировать спасение жизни еще 12-15% пострадавшим. Повышение эффективности действий пожарно-
© Семенов А. Д., Малый И. А., Харламов Р. И., Бочкарев А. Н., 2020
спасательных подразделений обеспечивается качественной подготовкой личного состава к выполнению полного спектра работ, связанных с деблокированием пострадавших и стабилизацией транспортных средств.
Подготовка обучаемых сложный процесс, который зависит от развития научной, технической, методической базы, поэтому для обучения необходимо использовать новейшие
технические разработки и методики проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
В настоящее время совершенствование учебно-материальной базы (УМБ) образовательных организаций способствует повышению качества обучения, приобретению обучаемыми необходимых знаний, умений и выработке устойчивых навыков ведения АСДНР.
Модернизация УМБ достигается путем постоянного насыщения учебного процесса современными техническими средствами обучения: пожарная техника, тренажеры, стенды и плакаты, отражающие теорию и практику ведения АСДНР.
Таким образом, совершенствование учебно-материальной базы позволит повысить качество учебного процесса для личного состава к выполнению полного спектра работ, связанных с деблокированием пострадавших и стабилизацией транспортных средств.
Анализ литературы [2-4] показал, что основным практико-ориентированным элементом УМБ, участвующем в формировании требуемых качеств у обучаемых, является тренажер или тренажерный комплекс.
Тренажер - техническое средство профессиональной подготовки человека-оператора, реализующее физическую и/или функциональную модель системы «человек— машина» и ее взаимодействие с предметом труда и внешней средой, обеспечивающее постоянный контроль качества деятельности обучаемого (обучаемых) и предназначенное для формирования и совершенствования у него (у них) профессиональных навыков и умений, необходимых ему (им) для управления системой «человек-машина» [5].
На сегодняшний день существует большое количество различных учебно-тренажерных комплексов для обучения в проведении аварийно-спасательных работ (АСР) при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) (рис. 1, 2), которые используются для подготовки обучаемых, что позволяет сформировать требуемые умения и навыки, увеличить профессионализм, уменьшить сроки обучения.
Анализ конструктивных особенностей учебно-тренажерных комплексов, разрабатываемых для проведения АСР и порядка технологических операций при ДТП [6], показал, что на тренажерах отсутствует возможность проведения действий: по сдвигу приборной панели со стороны водителя и пассажира, по снятию крыла переднего со стороны водителя и пассажира, по снятию жесткости (резание порога) с кузова транспортного средства.
Таким образом, разработка учебно-тренажерного комплекса, сочетающего в себе недостающие технологические операции деблокирования и извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств, позволит повысить качество обучения для выполнения полного перечня работ, связанных с деблокированием пострадавших и стабилизацией транспортных средств.
Рис. 1. Тренажер-макет легкового автомобиля на боку, поврежденного в результате столкновения для обучения методам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий
Рис. 2. Многофункциональный учебно-тренажерный комплекс для обучения методам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий «Деблокатор - 1.01 В» (автомобиль на крыше)
На базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России разработан тренажер (рис. 3-6) для обучения методам проведения АСР и оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
Рис. 3. Общий вид тренажера «Легковой автомобиль при ДТП»
Рис. 4. Компоновка разборных деталей тренажера «Легковой автомобиль при ДТП»: 1 - водительская дверь, 2 - пассажирская дверь, 3 - капот, 4 - крышка багажника, 5 - крыша автомобиля, 6 - левое крыло, 7 - пассажирские сиденья, 8 - порог автомобиля
Разработанный тренажер «Легковой автомобиль при ДТП» (рис. 3, 4) имитирует дорожно-транспортное происшествие, при котором пострадали 2 взрослых человека и ребенок, водитель и пассажир автомобиля оказались зажатыми приборной панелью и другими частями автомобиля, ребенок находится на заднем сиденье. Ликвидацию последствий ДТП проводят согласно основным принципам щадящего извлечения пострадавших из транспортного средства [6]: стабилизация транспортного средства; полная разборка и разрезка основных конструктивных элементов автомобиля вокруг пострадавших; отжатие и разрезание конструкций, исключающих дополнительное зажатие пострадавших. Ликвидация последствий ДТП с использованием тренажера производится по классической технологии [6]: отключение аккумулятора; срезание крыши кузова; срезание дверей; отжим рулевой ко-
лонки; последовательный отжим различных элементов с учетом сохранения эффекта от предыдущего отжатия. В качестве вставок для разрезаемых элементов используются профильные трубы сечением 24 мм, металлические пластины толщиной 1-4 мм.
В конструкции тренажера предусмотрены быстросъемные соединения (рис. 5), состоящие из профильной трубы сечением 24 мм (1), которая вставляется в профильную трубу сечением 32 мм (2). Таким образом, все разбираемые элементы тренажера являются легкосъемными, что позволяет быстро привести тренажер в исходное состояние.
Рис. 5. Общий вид механизма быстросъемного крепления разборных элементов тренажера «Легковой автомобиль при ДТП»
1 - профильная труба сечением 24 мм,
2 - профильная труба сечением 32 мм
Рис. 6. Общий вид разобранного тренажера «Легковой автомобиль при ДТП»
Конструктивные особенности разработанного тренажера рис. 3-6 учитывают недостатки конструкции промышленных образцов:
- реализована возможность проведения действий по сдвигу приборной панели со стороны водителя и пассажира;
- предложен конструктивный элемент, имитирующий снятие переднего крыла со стороны водителя и пассажира;
- разработана конструкция, имитирующая снятие жесткости (резание порога) с кузова транспортного средства.
Специализированный тренажер «Легковой автомобиль при ДТП» при подготовке пожарных и спасателей предназначен для повышения эффективности действий пожарно-спасательных подразделений к выполнению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте.
Повышение эффективности действий пожарно-спасательных подразделений обеспечивается качественной подготовкой обучающихся к выполнению полного спектра работ, связанных с деблокированием пострадавших и стабилизацией транспортных средств.
Авторами [8] показано, что эффективность проведения АСР при ДТП определяется выражением:
Э=ехр(-аЧ), (1)
где: а - показатель интенсивности гибели людей при отсутствии спасательных работ; t -время от момента наступления ЧС до окончания работ по ликвидации ее последствий.
Таким образом, успешность проведения аварийно-спасательных работ при ДТП определяется временным показателем, характеризующим быстроту выполнения работ при спасении пострадавшего.
В работе [9] проводится оценка времени операций (табл. 1) по организации и проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Разработаны рекомендации по проведению занятий с пожарными-спасателями, участвующими в ликвидации ДТП, по оказанию необходимой помощи пострадавшим в этих происшествиях. Показано, что процесс спасения пострадавших, как и тушение пожара, является трудоемким, включающим в себя большее количество операций (рис. 7).
Технологический порядок выполнения работ представляет собой сетевой график выполнения работ (рис. 7), а объем работ определен по принятому типовому единичному объему (измерителю). Перечень наименований операций, представленный на рис. 7, приведен в табл. 1.
Таблица 1. Операции, проводимые спасателями при АСР на ДТП [9]
Операция Наименование операции Время выполнения, мин
А0 Получение сигнала о ДТП 0
А1 Погрузка дополнительной техники. Выезд на место ДТП 3
А2 Следование к месту ДТП 10
А3 Выбор места остановки АСМ. Ограждение, освещение (при необходимости) места ДТП. Установка огнетушителя, отключение АКБ 5
А4 Оценка обстановки. Организация взаимодействия с сотрудниками ГИБДД 3
А5 Осмотр пострадавшего 3
А6 Разгрузка и подготовка инструмента. Ликвидация вторичных поражающих факторов. Запуск гидравлических станций, генератора и подача энергии 7
А7 Стабилизация аварийного автомобиля 3
Ав Удаление стекла и обеспечение защиты от его осколков 2
А9 Уборка стекла 2
А10 Снятие остаточного напряжения кузова ТС 3
А11 Вскрытие и удаление дверей, установка домкратов для увеличения расстояния более критического (80 мм) 5
А12 Оценка состояния пострадавшего, рекомендации о способе его извлечения. Оказание медицинской помощи 2
А13 Выдвигание передней части ТС. При необходимости, удаление педалей 3
А14 Принятие решения о способе деблокирования пострадавшего 1
А15 Перекусывание стоек, отгибание или удаление крыши 5
А16 Обеспечение защиты от порезов 3
А17 Оказание медицинской помощи 10
А1в Выключение станций и расчековка инструмента 3
А19 Фиксация пострадавшего на эвакуационном щите перед извлече- 3
Операция Наименование операции Время выполнения, мин
нием
А20 Предварительная чистка и подготовка инструмента к транспортировке и применению 3
А21 Проведение щадящей эвакуации из ТС до машины БСМП 3
А22 Оформление установленных документов 3
А23 Доклад оперативному дежурному о выполнении работ и готовности к выполнению других заданий 1-2
А24 Возвращение на место постоянной дислокации 10
Рис. 7 Технологический порядок выполнения АСР при ДТП
Проведение аварийно-спасательных работ при ДТП может проводиться в неблагоприятной обстановке: днем и ночью, в сильные морозы, при высокой температуре и сильном нервно-психическом напряжении, а проведение операций трудоемкий процесс. В связи с этим, отработка пожарными и спасателями практических действий ведения АСР при ДТП позволит сократить время выполнения операций, что повысит эффективность работ. Навыки ведения АСР при авариях на автомобильном транспорте приобретаются в процессе обучения.
Таким образом, необходимо оценить изменение времени проведения операций при отработке АСР с использованием разработанного тренажера «Легковой автомобиль при ДТП», что позволит спрогнозировать и усилить направленность в проведении обучения и тренировки обучаемых.
Исследование изменения временных показателей при проведении операций при АСР с использованием разработанного тренажера «Легковой автомобиль при ДТП» проводилось с курсантами 4-го года обучения на базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Эксперимент заключался в выполнении упражнений по разгрузке и подготовке инструмента, ликвидации вторичных поражающих факторов, запуске гидравлических станций, генератора и подаче энергии. Обучаемых разбивали на группы, по пять че-
ловек, случайным образом, которые проводили полное развертывание, ГАСИ на время, причем каждой группе давалось две попытки.
Результаты эксперимента по выполнению упражнений по разгрузке и подготовке инструмента, ликвидации вторичных поражающих факторов, запуске гидравлических станций, генератора и подаче энергии представлены в табл. 2.
Таблица 2. Результаты выполнения упражнения «Разгрузка и подготовка инструмента. Ликвидация вторичных поражающих факторов. Запуск
гидравлических станций, генератора и подача энергии»
№ п/п Время выполнения (мин)
1 попытка 2 попытка
1. 8,5 7,5
2. 8,3 7,2
3. 7,8 6,8
4. 8,2 7,4
5. 8,1 7,2
Установлено, что результаты вторых попыток большинства, участвующих в эксперименте, групп лучше (табл. 2), что связано с анализом ошибок сделанных в ходе выполнения первой попытки и повышения качества проводимых операций по разгрузке и подготовке инструмента, ликвидации вторичных пора-
жающих факторов, запуске гидравлических станций, генератора и подаче энергии.
Таким образом, использование тренажера «Легковой автомобиль при ДТП» позволяет повысить навыки ведения АСР при авариях на автомобильном транспорте. Однако необходимо провести серию экспериментов направленных на отработку последовательности операций при АСР и выбрать оптимальное время и методику осуществления работ, что позволит спрогнозировать и усилить направленность в проведении обучения и тренировки обучаемых.
Использование тренажера «Легковой автомобиль при ДТП» для подготовки обучаемых является многофункциональным, что достигается применением нескольких мобильных учебных тренажеров. Изменение положения мобильных учебных тренажеров относительно друг друга позволяет создавать уникальные условия для проведения действий по проведению аварийно-спасательных работ, как в составе отделения, так и индивидуально.
Тренажер «Легковой автомобиль при ДТП» для подготовки пожарных и спасателей позволяет осуществлять моделирование следующих видов ДТП:
• лобовое столкновение;
• касательное столкновение с опрокидыванием на крышу;
• касательное столкновение с опрокидыванием на бок;
• боковой удар.
позволяет:
• приобретать навыки проведения де-блокировки пострадавших при ДТП из транспорта;
• приобретать практические навыки по оказанию первой помощи;
• психологически подготавливать спасателей к внешнему проявлению всевозможных травм у пострадавших;
• приобретать навыки эвакуации с места происшествия;
• приобретать навыки оказания первой помощи на месте происшествия;
• приобретать навыки проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР) на тренажерах-манекенах разного возраста;
• выявлять и исправлять ошибки, допущенные при проведении деблокировки и проведения мероприятий по СЛР.
Тренажер «Легковой автомобиль при ДТП» снабжен запасными сменными частями, позволяющими без усилий и в короткий срок привести его в состояние готовности для проведения упражнений на манекенах, что позволяет наиболее полно охватить весь спектр реанимационного воздействия на пострадавших.
Рабочее место подготовки пожарных и спасателей снабжено системой свето-шумового воздействия с системой визуализации, осуществляющей задымление салона автомобиля, а также системой имитирующей осадки (дождь). Функциональные возможности тренажера позволяют проводить многократные практические занятия с обучающимися по деблокированию пострадавших при ДТП с использованием современного механизированного и немеханизированного аварийно-спасательного инструмента.
Таким образом, использование тренажера «Легковой автомобиль при ДТП», сочетающего в себе недостающие технологические операции деблокирования и извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств, позволит повысить качество обучения для выполнения полного перечня работ, связанных с деблокированием пострадавших и стабилизацией транспортных средств. Занятия на учебном тренажере «Легковой автомобиль при ДТП» для подготовки пожарных и спасателей сформируют у обучающихся четкое понимание практического применения аварийно-спасательного инструмента, последовательности действий и особенности извлечения пострадавших из автомобилей с различными формами повреждений в результате ДТП, а так же позволяют отработать навыки оказания первой помощи в экстремальных условиях. Выполнение задач на тренажере возможно как индивидуально каждым обучающимся, так и в составе отделения, что позволяет выбрать оптимальное время и методику осуществления работ, а также спрогнозировать и усилить направленность в проведении обучения и тренировки обучаемых.
Выводы
В работе проведен анализ конструктивных особенностей серийно выпускаемых учебных тренажеров для отработки навыков работы пожарных и спасателей по проведению АСР при ДТП. Установлено, что на серийно выпускаемых тренажерах отсутствует возможность отработки действий: по сдвигу приборной панели со стороны водителя и пассажира, по снятию крыла переднего со стороны водителя и пассажира, по снятию жесткости (резание порога) с кузова транспортного средства.
В работе предложены конструктивные решения, позволяющие отрабатывать весь перечень операций при проведении АСР на автомобильном транспорте:
- реализована возможность проведения действий: по сдвигу приборной панели со стороны водителя и пассажира;
- предложен конструктивный элемент, имитирующий снятие переднего крыла со стороны водителя и пассажира;
- разработана конструкция, имитирующая снятие жесткости (резание порога) с кузова транспортного средства;
- разработана конструкция крепления съемных частей тренажера, с помощью быст-роразъемных элементов, из профильной трубы разного сечения;
- проведено оборудование учебного тренажера системой визуализации, осуществляющей задымление салона автомобиля.
В работе показано, что эффективности действий пожарно-спасательных подразделений обеспечивается качественной подготовкой обучающихся к выполнению полного спектра работ, связанных с деблокированием пострадавших и стабилизацией транспортных средств, а успешность проведения аварийно-спасательных работ при ДТП определяется временным показателем, характеризующим
быстроту выполнения работ при спасении пострадавшего.
Установлено, что использование тренажера «Легковой автомобиль при ДТП», сочетающего в себе недостающие технологические операции деблокирования и извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств, позволит повысить качество обучения для выполнения полного перечня работ, связанных с деблокированием пострадавших и стабилизацией транспортных средств.
Выполнение задач на тренажере возможно как индивидуально каждым обучающимся, так и в составе отделения, что позволяет выбрать оптимальное время и методику осуществления работ, а также спрогнозировать и усилить направленность в проведении обучения и тренировки обучаемых.
Авторы статьи выражают благодарность заместителю начальника Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России Костяеву Александру Алексеевичу
Список литературы
1. Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации. IV Всероссийская научно-практическая конференция. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2010. Ч. 2. 116 с.
2. Одинцов Л. Г. Разработка тренажеров для подготовки спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4(30). С. 16-21.
3. Кудрин А. Ю., Бондаренко Л. А. К вопросу о материально-техническом обеспечении подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2007. Т. 4. № 2(14). С.69-73.
4. Одинцов Л. Г., Курсаков А. В., Бон-даренко Л. А. Тренажеры для обучения и контроля подготовленности спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2007. Т. 4. № 2(14). С. 56-61.
5. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
6. Руководство по ведению аварийно-спасательных работ (АСР) при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с комплектом типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП. М.: Научно-техническое управление МЧС России, 2012. 49 с.
7. Семенов А. Д., Моисеев Ю. Н. О работе спасателей с гидравлическими аварийно-спасательными инструментами // Технологии техносферной безопасности. 2011. № 5 (39). С. 5.
8. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с пожарными-спасателями, участвующими в ликвидации ДТП, по оказанию необходимой помощи пострадавшим в этих происшествиях. М., 2010. Ч. 2. 390 с.
9. Епихин А. В., Резников В. М. Вероятностная оценка эффективности проведения аварийно-спасательных работ // Технологии гражданской безопасности. 2007. № 3(15). С. 45.
References
1. Aktualnye problemy obespecheniya bezopasnosti v Rossijskoj Federacii. IV Vse-rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [Actual problems of ensuring security in the Russian Federation. IV All-Russian Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg: Uralskij institut GPS MCHS Rossii, 2010, part 2. 116 p.
2. Odintsov L. G. Razrabotka trenazherov dlya podgotovki spasateley [Development of simulators for rescue training]. Tekhnologii gra-zhdanskoj bezopasnosti, 2011, vol. 8, issue 4(30), pp. 16-21.
3. Kudrin A. Yu., Bondarenko L. A. K vo-prosu o material'no-tekhnicheskom obespechenii podgotovki spetsialistov avariyno-spasatel'nykh
sluzhb MCHS Rossii [On the issue of material and technical support for training specialists of emergency rescue services of the EMERCOM of Russia]. Tekhnologii grazhdanskoj bezopasnosti, 2007, vol. 4, issue 2(14), pp. 69-73.
4. Odintsov L. G., Kursakov A. V., Bondarenko L. A. Trenazhery dlya obucheniya i kontrolya podgotovlennosti spasateley [Simulators for training and monitoring the readiness of rescuers]. Tekhnologii grazhdanskoj bezopasnosti, 2007, vol. 4, issue 2(14), pp. 56-61.
5. Mescheryakova B. G., Zinchen-ko V. P. Bolshoj psihologicheskij slovar [Great psychological dictionary]. Moscow: Prajm-Evroznak, 2009. 811 p.
6. Rukovodstvo po vedeniyu avarijno-spasatelnyh rabot (ASR) pri likvidacii posledstvij dorozhno-transportnyh proisshestvij (DTP) s kom-plektom tipovyh tekhnologicheskih kart razborki transportnyh sredstv, deblokirovaniya i izvlecheni-ya postradavshih pri likvidacii posledstvij DTP [Guidelines for the conduct of emergency rescue operations (ACS) during the liquidation of the consequences of road traffic accidents (traffic accidents) with a set of standard technological cards for disassembling vehicles, releasing and recovering the victims of the accident.]. Moscow: Nauch-
no-tekhnicheskoe upravlenie MCHS Rossii, 2012. 49 p.
7. Semenov A. D., Moiseev Yu. N. O rabote spasateley s gidravlicheskimi avariyno-spasatel'nymi instrumentami [About the work of rescuers with hydraulic rescue tools]. Tekhnologii tekhnosfernoj bezopasnosti, 2011, vol. 5(39), p. 5.
8. Metodicheskie rekomendacii po organ-izacii i provedeniyu zanyatij s pozharnymi-spasatelyami, uchastvuyushchimi v likvidacii DTP, po okazaniyu neobhodimoj pomoshchi postra-davshim v etih proisshestviyah [Guidelines for organizing and conducting classes with firefighters-rescuers involved in the elimination of road accidents, to provide the necessary assistance to those who suffered in these incidents]. Moscow: Ivanovskij institut GPS MCHS Rossii, Part 2, 2010. 390 p.
9. Epikhin A. V., Reznikov V. M. Veroyatnostnaya otsenka effektivnosti provedeni-ya avariyno-spasatel'nykh rabot [Probabilistic assessment of the effectiveness of emergency rescue operations]. Tekhnologii grazhdanskoj bezopasnosti, 2007, vol. 3(15), p. 45.
Семенов Андрей Дмитриевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново
кандидат технических наук, заместитель начальника кафедры E-mail: [email protected] Semenov Andrey Dmitriyevich
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State
Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of
Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
candidate of technical Sciences, deputy chief of chair
E-mail: [email protected]
Малый Игорь Александрович
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
кандидат технических наук, доцент, начальник академии
Malyy Igor' Aleksandrovich
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo
candidate of technical Sciences, assistant professor, head of the academy Харламов Роман Игоревич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново старший преподаватель E-mail: [email protected]
Kharlamov Roman Igorevich
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State
Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of
Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
senior lecturer
E-mail: [email protected]
Бочкарев Артем Николаевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
старший преподаватель
E-mail: [email protected]
Bochkarev Artem Nikolayevich
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» Russian Federation, Ivanovo senior lecturer
E-mail: [email protected]