УДК 614.86
РАЗРАБОТКА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ ПО ВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
А. А. КОСТЯЕВ, И. А. КРАСНОВ, В. В. КИЧАЙКИН, А. Н. НИТКИН, Е. С. ЧУМАКОВ, Д. С. БАРАНОВА
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново Е-mail: [email protected], [email protected],[email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
На базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России был разработан многофункциональный комплекс подготовки пожарных и спасателей по ведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях.
Представленный принцип подготовки пожарных и спасателей с помощью данного тренажера основывается на системном анализе, имитации профессиональной работы пожарных. Для обучения курсантов проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях в различных погодных условиях и оказанию первой помощи пострадавшим созданы программа подготовки и учебный тренажерный комплекс, формирующие профессиональный опыт.
Программа обучения курантов в учебном тренажерном комплексе выполняет условия общепедагогических концепций, способствующие сверхаддитивному эффекту в развитии профессионального опыта пожарных и спасателей.
Результаты практического использования учебного комплекса показали его востребованность, результативность и важность для развития профессионального опыта у курсантов по отработке действий при проведении аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортном происшествии в различных погодных условиях, спасению и оказании первой помощи пострадавшим, морально-психологической подготовки.
Ключевые слова: многофункциональный комплекс; аварийно-спасательные работы; подготовка профессиональных навыков; различные погодные условия; дорожно-транспортное происшествие; оказание помощи пострадавшим.
DEVELOPMENT OF A MULTIFUNCTIONAL COMPLEX FOR TRAINING FIREFIGHTERS AND RESCUERS TO CONDUCT EMERGENCY RESCUE OPERATIONS IN ROAD ACCIDENTS
A. A. KOSTYAEV, I. A. KRASNOV, V. V. KICHAYKIN, A. N. NITKIN, E. S. CHUMAKOV, D. S. BARANOVA
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education
«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo E-mail: [email protected], [email protected],[email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
On the basis of the Ivanovo fire and rescue Academy of the Ministry of emergency situations of Russia, a multi-functional training complex for firefighters and rescuers was developed to conduct emergency rescue operations in road accidents.
© Костяев А. А., Краснов И. А., Кичайкин В. В., Ниткин А. Н., Чумаков Е. С., Баранова Д. С., 2020
83
The presented principle of training firefighters and rescuers using this simulator is based on system analysis, simulation of professional work of firefighters. To train cadets to conduct emergency rescue operations in case of road accidents in various weather conditions and provide first aid to victims, a training program and training gym complex have been created that form a professional experience.
The training program for chimes in the training simulator complex fulfills the conditions of General pedagogical concepts that contribute to a superadditive effect in the development of professional experience of firefighters and rescuers.
The results of practical use of the training complex showed its relevance, effectiveness and importance for the development of professional experience of cadets in practicing actions during emergency rescue operations in a road accident in various weather conditions, rescue and first aid to victims, moral and psychological training.
Key words: multifunctional complex; emergency rescue operations; training of professional skills; various weather conditions; road accident; assistance to victims.
Введение
Современные общеучебные технологии содержат методическое и техническое обеспечение, предназначенное для осуществления учебного процесса, ориентированного на развитие профессионального опыта и знаний. Главная задача в обучении курсантов в сфере тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ обеспечивается различным техническим оснащением, учебными комплексами и сооружениями. Основными учебными сооружениями для подготовки пожарных и спасателей относятся учебная башня, 100-метровая полоса с препятствиями, оборудованная бумом и забором, теплодымо-камера и разнообразные преобразования тренажерных комплексов для подготовки газоды-мозащитников и ряд других. Данные сооружения предназначены для развития общих практических умений у курсантов, но они не обеспечивают подготовку специалиста в полном объеме, а именно умениями и навыками работы в различных климатических условиях при дорожно-транспортном происшествии [1].
Оперативная деятельность личного состава подразделений пожарной охраны проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортном происшествии сопровождается специфичной кинематикой столкновения автомобилей. Аварийно-спасательные работы при ликвидации дорожно-транспортных происшествий характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требующих специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Основные критерии, которые определяют привлечение пожарно-спасательной службы МЧС России к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, являются ситуации, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова технического средства и его эвакуация невозможна без применения специального
спасательного оборудования, существует угроза падения на аварийное техническое средство с пострадавшими конструкций здания или другого аварийного технического средства, а также сложная метеорологическая обстановка на месте аварии.
Аварийно-спасательные работы при дорожно-транспортных происшествиях выполняются с целью спасания людей и ликвидации опасности их жизни и здоровью, спасению материальных ценностей и защиты окружающей среды [2].
Спасатели координируют свою деятельность по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с представителями ГИБДД (сотрудниками ДПС) и подразделений медицинских служб [3].
Непосредственному началу аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий должны предшествовать разрешительные действия со стороны представителя ГИБДД (руководителя работ) и сотрудника (врача) службы медицинской помощи, которые в дальнейшем являются участниками АСР до их завершения [3].
Актуальность создания данного учебного комплекса состоит в обучении, отработке действий пожарных и спасателей проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях в различных погодных условиях, а также способствует морально-психологической подготовке пожарных и спасателей.
Обзор литературы
Создание новых учебно-тренировочных комплексов для обучения пожарных и спасателей способствует увеличению диапазона практических навыков. В настоящее время происходит разработка новейших тренировочных комплексов, включая математическое и визуальное моделирование пожаров и чрезвычай-
ных ситуаций, имитация реальных движений для приложений дополнительной реальности и многие другие, которые способствуют повышению квалификации и улучшению подготовки специалистов [4].
В работе [5] продемонстрирован учебно-тренажерный комплекс на основе металлоконструкций контейнерного типа, специализированный на подготовке пожарных и спасателей в условиях моделирования опасных факторов пожара, формированию у обучающихся навыков автоматического действия, развитию умений по принятию правильных решений в условиях дезориентирующих и угрожающих факторов [5]. Данный тренажерный модуль предусматривает контроль факторами пожара в одиночном помещении путем быстрой смены модулей, воспроизводящих разнообразные типы помещений с системами образования огневого, дымового и теплового воздействий.
Проведение аварийно-спасательных работ на различный объектах, включая транспортные системы, требует от личного состава пожарно-спасательных подразделений необходимых навыков и опыта работы. Опыт ликвидации дорожно-транспортных происшествий показывает, что технология проведения аварийно-спасательных работ зависит от большого количества разнообразных факторов, так как каждой отдельной ситуации нужно предусматривать число и положение оказавшихся в дорожно-транспортном происшествии технических средств, виды их конструкций, степень их повреждений, число пострадавших, их состояние и виды травм, ход извлечения пострадавших и иные факторы, которые могут осложнить проведение работ. Для развития профессиональных навыков и приемов работы разработан многофункциональный учебно-тренажерный комплекс для обучения методам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий «Деблокатор - 1.01 В» (автомобиль на крыше). Тренажер позволяет осуществлять многократные занятия по деблокированию пострадавших, что способствует формированию опыта работы с аварийно-спасательным инструментом и морально-психологической подготовке спасателей.
Использование учебно-тренировочных комплексов при обучении пожарных и спасателей способствует развитию требуемых навыков и умений при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Примером получения таких навыков и умений является тренажер «ДТП с легковым автомобилем», который используется для приобретения таких навыков как: обесточивание аккумулятора, срезание крыши кузова и дверей, от-
жим различных элементов. Работа [6] воспроизводит дорожно-транспортное происшествие, в результате которого два человека, находящихся на переднем сидении и один человек на заднем сидении оказались зажатыми рулевой колонкой, приборной панелью и иными частями автомобиля. Отработка действий по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия основывается на принципах максимальной разборки и разрезке автомобиля вокруг пострадавших, выполнения отжатия конструкций [7].
Подготовка пожарных и спасателей помимо практической деятельности может осуществляться применением виртуальных тренажеров [8, 9]. В работе [10] приведены примеры использования моделирования различных ситуаций при подготовке пожарных и спасателей.
Широкое применение и разработка данного типа тренажеров [8; 9] в зарубежных странах позволяет обеспечивать подготовку пожарно-спасательных подразделений исходя из специфики застройки города, имитации аварий как дорожно-транспортных, так и промышленных объектов. Анализ применения данных технологий при подготовке пожарно-спасательных подразделений, представлен в работе [11].
Обзор научной литературы показал отсутствие методик обучения и разработок подготовки пожарных проведению аварийно-спасательных работ в различных погодных условиях.
Обоснование разработки, материалы и методы
В основании программы обучения находится концепция проблемного обучения. Проблемное обучение основывается на ана-литико-синтетической деятельности обучающихся, путем построения проблемной ситуации. Применение данной теории обучения в основе программы подготовки пожарных и спасателей проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях осуществляется через решение поставленной задачи в обстановке, максимально подобным в деятельности личного состава подразделений пожарно-спасательных служб. Решение данных проблемный ситуации способствует развитию навыков анализа обстановки ситуации, принятию решений, поиск способов действия [3].
Согласно алгоритму подготовки в учебно-тренировочном комплексе осуществляются дидактические принципы ассоциативно-рефлекторной теории обучения, необходимых
для закрепления навыков и умений проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Проведение обучения в игровой форме с применением теории проблемного обучения способствует мыслительной деятельности учащихся, обеспечивает активное, целенаправленное восприятие, запоминание информации.
В основании структуры учебно-тренажерного комплекса лежит имитационно-моделирующий принцип построения на основе штатных блоков. Рациональное размещение штатных блоков позволяет проводить групповые занятия по отработке тактических умений при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий [12].
Совокупность применяемых педагогических концепций при осуществлении групповых занятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий способствует более высокому, качественному результату деятельности, поскольку от осуществления взаимодействия между участниками процесса зависит эффективность ликвидации различных аварий и чрезвычайных ситуаций.
В основе конструкции тренажерного комплекса лежит модульный принцип его построения, позволяющий формировать практическое занятие в зависимости от его целей и отработки необходимых практических умений и навыков в различной последовательности. Модульный принцип позволяет значительно расширить спектр применения тренажерного комплекса, в том числе за счет создания новых модулей и включения их в конструкционную схему тренажера.
Комплекс педагогических теорий и технологий, реализованных в методике подготовки с помощью тренажерного комплекса, способствует сверхаддитивному эффекту в формировании практических умений и навыков пожарных и спасателей.
Результаты исследования и обсуждение
Для выполнения алгоритма практического обучения в различных погодных условиях разработан учебно-тренажерный комплекс по отработке действий ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Нововведением тренажерного комплекса является имитирование различных погодных ситуаций, возгорание автомобиля для формирования навыков деблокирования пострадавших, работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием. Особенностью тренажерного комплекса является изучение конструкций автомобиля, таких как салон, двери, рамы легкового автомобиля и кабины, грузовой платформы грузовых автомобилей,
особенностей их кинематики при столкновении транспортных средств и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в различных погодных условиях и имитации возгорания автомобиля.
В ходе поведения подготовки пожарные должны хорошо понимать возможность различных ответных механических реакций и потенциальных последствий в корпусе автомобиля, которые могут быть вызваны деформациями автомобиля после столкновения. Для эффективной работы необходимо исключать неустойчивые или потенциальные эластичные точки, чтобы избежать нежелательных обратных перемещений материала во время резки
1
или расширения конструкции .
Тренажерный комплекс размещен в учебной пожарно-спасательной части (УПСЧ) ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Тренажерный комплекс состоит из 7 функциональных модулей на штатной основе.
Модуль 1 (рис. 1) представляет собой водительскую кабину КАМАЗа, которая вмонтирована в стену. Под кабиной находиться задняя часть кузова машины марки «Жигули» для имитации наезда грузового автомобиля на легковой. Особенностью модуля 1 является проведение аварийно-спасательных работ с учетом кинематики данного типа столкновения транспортных средств. Данный модуль предназначен для отработки действий деблокированию пострадавших, стабилизации транспортного средства, получение навыков работы с гидравлическим пожарным механизированным инструментом. Для этого кабина КАМАЗа имеет специальные рельсы, позволяющие поднять кузов на 20 см. В целях имитации возникновения горения под модулем 1 установлен дымогенератор.
Модуль 2 (рис. 2) представляет собой переднюю часть кузова автомобиля марки ВАЗ, возле которого находится манекен, для имитации столкновения транспортного средства и человека на пешеходном переходе. Данный модуль формирует навыки по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП.
Модуль 3 исполнен в виде корпуса автомобиля марки «Таврия», в которой на водительском сидении находиться пострадавший, зажатый рулевой колонкой и приборной панелью. С целью осложнения обстановки на данном модуле под кузовом автомобиля размещен дымогенератор для имитации загорания транспортного средства. Данный модуль предназначен для получения опыта и навыков работы по обесточиванию аккумулятора, деблокированию пострадавшего, отжима рулевой колонки, резке конструкций автомобиля. Полу-
чение навыков работы по резке крыши автомобиля может быть осуществлено многократно, путем использования в местах резки кон-
струкции металлических вставок в каркас корпуса автомобиля 13.
Рис. 1. Изображение модуля 1, имитирующего лобовое столкновение и наезд КАМАЗа на переднюю часть автотранспортного средства ВАЗ - 2102 с имитацией возгорания при помощи дымогенератора и модуля 4, имитирующего опрокидывание автотранспотного средства ЗАЗ
Рис. 2. Изображение модуля 1, имитирующего лобовое столкновение и наезд автотранспортного средства КАМАЗ на автотранспортное средство ВАЗ и модуля 2, имитирующего лобовое столкновение автотранспортного средства ВАЗ и пешехода с велосипедом, модуля 3, имитирующего возгорание автотранспортного средства «Таврия» вследствие замыкания проводки
Как показывает статистика, достаточное количество дорожно-транспортных происшествий составляет с заблокированными пассажирами. Одновременно наличие новых разработок и конструкций, обеспечивающих безопасность пассажиров, способны сильно усложнить процесс проведения аварийно-спасательных работ. Поэтому для обеспечения безопасной деблокировки пострадавших необходимо приобретение и усовершенствование навыков и умений работы с аварийно-спасательным оборудованием.
Модуль 4 выполнен в виде опрокинутого на бок автомобиля «Жигули» для выполнения работ по стабилизации автомобиля с применением креплений и опор. Стабилизация транспортного устройства необходима для предотвращения перемещений автомобиля, которое в следствии может оказать негативное воздействие на находящихся в нем людей. Данный вид работ производиться до проведения действий по эвакуации пострадавших (рис. 3).
Технология отработки действий на данном модуле включает в себя: установку опор под передней и задней стойками лежащего автомобиля; подпорка днища автомобиля
механическими, гидравлическими домкратами; деблокировка пострадавшего и оказание первой помощи.
Рис. 3. Схема размещения модулей учебно-тренировочного комплекса для подготовки пожарных проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях в различных погодных условиях: 1 - учебный модуль «КАМаЗ»; 2 - учебный модуль - «Пострадавший при ДТП
на пешеходном переходе»; 3 - «Таврия»; 4 - «Жигули» ( автомобиль опрокинутый на бок); 5 - «Скорая помощь»; 6 и 7 - боковые части кузова пожарной техники, используемой для хранения аварийно-спасательного инструмента и пожарно-технического вооружения, а также используется для
подачи огнетушащих веществ; 8 - смотровая для размещения преподавательского состава; 9 - пульт управления; 10 - лебедка подъемно- спускового типа; 11 - ливневая система водоотвода; 12 - сценических вентилятор; 13 - места обозначения загазованности; 14 - дренчерные оросители; 15 - трубопровод системы подачи воды; 16 - трубопровод ливневой системы; 17 - обозначение
направления движения воды; 18 - «лежачий полицейский»; 19 - пешеходный переход; 20 - канализация; 21 - провода от пульта управления до дымогенератора; 22 - дымогенератор;
23 - стробоскопы
Модуль 5 (рис. 4) представлен в виде задней части кабины машины «Скорая помощь». Применение данного модуля обусловлено отработкой действий по эвакуации, переноске пострадавшего на носилки из деформированного автомобиля в кабину машины «Скорая помощь». Обучение и подготовка данным работам необходима для пожарных и спасателей, поскольку неправильная транспортировка или перенос пострадавшего способна в несколько раз увеличить степень тяжесть полученных им травм. Модули 6, 7 (рис. 5) исполнены в виде боковых частей кузова пожарных автоцистерн, монтируемых в стену и используются для хранения, применения аварийно-спасательного оборудования, а также для по-
дачи огнетушащих веществ на ликвидацию имитационного горения автомобилей.
В помещении учебно-тренировочного комплекса размещается смотровая площадка для размещения преподавательского состава, откуда же и осуществляется управление различными имитационными системами, например, для имитации проведения работ во время дождя используется дренчерная система; для имитации возгорания используется дымогенератор; для имитации проведения работ по ликвидации последствий ДТП в условиях сильного ветра применяется сценический вентилятор; в целях подготовки проведению аварийно-спасательных работ в ночное время на окнах установлены роль-ставни. Также для мораль-
но-психологической подготовки личного состава используются различные световые и звуковые имитационные системы (имитация звука
столкновения машин; крики пострадавших и другие).
Рис. 4. Изображение модуля 5 «Скорая помощь» и смотровой площадки (пульт управления) для преподавательского состава «Пост ДПС»
Рис. 5. Изображение модулей 6, 7 и закрепления носилок с помощью универсальных носилок «Спайдер» и подъемно-спусковой лебедки
Помещение учебного комплекса оборудовано ливневой системой водоотведения подаваемых огнетушащих веществ, на потолке размещается лебедка, необходимая для отработки действий по эвакуации пострадавшего с помощью носилок и специального крепления для них универсальных носилок «Спайдер» в лечебно-профилактическое учреждение на вертолете.
Таким образом, совокупность педагогических концепций, лежащих в основе програм-
мы подготовки пожарных и спасателей с помощью учебно-тренировочного комплекса содействует в развитии и формировании у обучаемых профессиональных навыков и опыта.
Заключение
Созданный многофункциональный комплекс подготовки пожарных и спасателей проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях в различных погодных условиях внедрен в учебный
процесс Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России.
Функциональные возможности учебно-тренажерного комплекса способствуют формированию практического опыта и подготовки обучаемых в области ликвидации последствий
дорожно-транспортных происшествий в различных погодных условиях.
Устройство и методологический план учебного комплекса позволяют повысить слаженность работы личного состава, безопасность персонала за счет снижения риска получения тяжелых травм при обучении, на качество подготовки будущих выпускников.
Список литературы:
1. Рондырев-Ильинский В. Б. Пожарно-строевая подготовка как основа профессионального обучения пожарных-спасателей // Вопросы педагогики. 2017. № 12. С. 61-64.
2. Афлятунов Т. И., Твердохле-бов Н. В., Камышанский М. И. Действия пожарных, спасателей и участников дорожного движения при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий: учебно-методическое пособие. М.:Институт риска и безопасности, 2012. 240 c.
3. Чуприян А. П. Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП» (утв. МЧС России), Научно-техническое управление МЧС России. М., 2012. 61 c.
4. Шарабанова И. Ю., Шипилов Р. М., Харламов А. В. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. 90 c.
5. Разработка модульного мобильного учебно-тренировочного комплекса на основе металлоконструкций контейнерного типа для подготовки пожарных-спасателей / А. Я. Садовский, А. М. Дубовик, В. В. Лахвич [и др.] // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2012. № 2 (16). С. 411.
6. Многофункциональный учебно-тренажерный комплекс для обучения методам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий «Деблокатор - 1.01 В» (автомобиль на крыше). https://zarnitza.ru.
7. Одинцов Л. Г., Курсаков А. В., Бон-даренко Л. А. Тренажеры для обучения и контроля подготовленности спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2007. № 2 (14). С. 56-61.
8. A Virtual Training Platform For Real Emergencies. https://www.faac.com/training-
simulators/public-safety/incident-management-simulator/- (Дата обращения 14.12.2019)
9. Практическое использование учебно-тренировочных комплексов для подготовки пожарных и спасателей / М. Ю. Легошин, И. М. Чистяков, С. Н. Никишов [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11-4(65). С. 44-51.
10. Zuo-fu Yu, Jia-lin Guana. Fire and Rescue Combat Technical Training System Construction for Dangerous Chemicals// Procedia Engineering, 135(2016), pp. 654-659.
11. Julie Dugdale, Bernard Pavard, Nico Pallamin, Mehdi el Jed GRIC. EMERGENCY FIRE INCIDENT TRAINING IN A VIRTUAL WORLD - IRIT (Cognitive Engineering Research Group - Computer Science Research Institute of Toulouse). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kipdf.com/emergency-fire-incident-training-in-a-virtual-
world_5b0cec468ead0ec72d8b4606.html/- (Дата обращения 16.12.2019)
12. Подготовка личного состава пожарной охраны с помощью ситуационных тренингов / А. А. Шарафутдинов, И. Ф. Хафизов, А. А. Кудрявцев [и др.] // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 2015. № 4. C.131-136.
References
1. Rondyrev-Ilinsky V. B. Pojarno-stroevaya podgotovka kak osnova profession-al'nogo obucheniya pojarnih-spasatelei [Fire drill training as the basis for professional training of firefighters and rescuers]. Voprosy pedagogiki, 2017, vol. 12, pp. 61-64.
2. Aflyatunov T. I., Tverdokhlebov N. V., Kamyshansky M. I. Dejstviya pozharnyh, spa-satelej i uchastnikov dorozhnogo dvizheniya pri likvidacii posledstvij dorozhno-transportnyh proisshestvij: uchebno-metodicheskoe posobie [Educational and methodical manual: Actions of firefighters, rescuers and road users in eliminating the consequences of road accidents]. Moscow: Institute of risk and safety, 2012, 240 p.
3. Chupriyan A. P. Rukovodstvo po vedeniyu avarijno-spasatel'nyh rabot pri likvidacii posledstvij dorozhno-transportnyh proisshestvij s
komplektom «Tipovyh texnologicheskih kart raz-borki transportnyh sredstv, deblokirovaniya i izvlecheniya postradavshih pri likvidacii posledstvij DTP» [Guidelines for the management of rescue works at liquidation of consequences of road accidents with a set of «Standard technological charts dismantling vehicles, release and extraction of victims at liquidation of consequences of accident» (app. EMERCOM of Russia)] Scientific-technical Directorate of EMERCOM of Russia. Moscow, 2012, 61 p.
4. Sharabanova I. Yu., Shipilov R. M., Kharlamov A. V. Primenenie novyh metodov pod-gotovki i obucheniya spasatelej, rabotayushhih v chrezvy'chajnyh situaciyah [Application of new methods of training and training of rescuers working in emergency situations]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya, 2014, vol. 4, 90 p.
5. Razrabotka moduTnogo mobiPnogo uchebno-trenirovochnogo kompleksa na osnove metallokonstrukcij kontejnernogo tipa dlya podgo-tovki pozharnyh-spasatelej [Development of a modular mobile training complex based on container-type metal structures for training firefighters and rescuers] / A. Ya. Sadovskiy, A. M. Dubovik, V. V. Lakhvich [et al.]. Bulletin of the University of civil protection of the Ministry of emergency situations of Belarus, 2012, vol. 2(16), pp. 4-11.
6. Mnogofunkcionarnyj uchebno-trenazhernyj kompleks dlya obucheniya metodam okazaniya pervoj pomoshhi liczam, postradavshim v rezul'tate dorozhno-transportnyh proisshestvij «Deblokator - 1.01 V» (avtomobil' na kryshe) [Multifunctional training and training complex for teaching first aid to people injured in road accidents «Deblokator-1.01 V» (car on the roof)]. https://zarnitza.ru. (accessed 14.12.2019).
7. Odintsovo L. G., Kursakov A. V., Bondarenko L. A. Trenazhery dlya obucheniya i kontrolya podgotovlennosti spasatelej [Simulators for training and monitoring the readiness of rescuers]. Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti, 2007, vol. 2(14), pp. 56-61.
8. A Virtual Training Platform For Real Emergencies. https://www.faac.com/training-simulators/public-safety/incident-management-simulator/-(accessed 14.12.2019).
9. Prakticheskoe ispoPzovanie uchebno-trenirovochnyh kompleksov dlya podgotovki pozharnyh i spasatelej [Practical use of training complexes for training firefighters and rescuers] / M. Yu. Legoshin, I. M. Chistyakov, S. N. Nikishov [at al.]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, vol. 11-4(65), pp. 44-51.
10. Zuo-fu Yu, Jia-lin Guana. Fire and Rescue Combat Technical Training System Construction for Dangerous Chemicals. Procedia Engineering, vol.135 (2016), pp.654-659.
11. Julie Dugdale, Bernard Pavard, Nico Pallamin, Mehdi el Jed GRIC. EMERGENCY FIRE INCIDENT TRAINING IN A VIRTUAL WORLD - IRIT (Cognitive Engineering Research Group - Computer Science Research Institute of Toulouse). https://kipdf.com/emergency-fire-incident-training-in-a-virtual-world_5b0cec468ead0ec72d8b4606.html/- (accessed 16.12.2019)
12. Podgotovka lichnogo sostava pozhar-noj oxrany s pomoshh'yu situacionnyh treningov [Training of fire protection personnel using situational trainings] / A. A. Sharafutdinov, I. F. Kha-fizov, A. A. Kudryavtsev [at al.]. Izvestiya vyshix uchebnyh zavedenij. Neft' i gaz, 2015, vol. 4, pp. 131-136.
Костяев Александр Алексеевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново Заместитель начальника академии E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
deputy head of the Academy
E-mail: [email protected]
Краснов Иван Александрович
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново
Заместитель начальника кафедры специальной подготовки института профессиональной подготовки E-mail: [email protected] Krasnov Ivan Alexandrovich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
Deputy head of the Department of special training
Institute of professional training
Кичайкин Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново
Старший преподаватель кафедры специальной подготовки института профессиональной подготовки E-mail: [email protected] Kichigin Vladimir Vasilyevich,
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
senior lecturer of the Department of special training
E-mail: [email protected]
Ниткин Андрей Николаевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново
Старший преподаватель кафедры специальной подготовки института профессиональной подготовки E-mail: [email protected] Nitkin Andrey Nikolaevich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
senior lecturer of the Department of special training
E-mail: [email protected]
Чумаков Евгений Сергеевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
Преподаватель кафедры специальной подготовки
института профессиональной подготовки
E-mail: [email protected]
Chumakov Evgeniy Sergeevich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
lecturer of the Department of special training
E-mail: [email protected]
Баранова Дарья Сергеевна
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново
Слушатель 621 учебной группы E-mail: [email protected] Baranova Daria Sergeyevna
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
student of 621 study group
E-mail: [email protected]