УДК 614.847.12
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КОНСТРУКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕНАЖЁРОВ К РАБОТЕ С РУЧНЫМ МЕХАНИЗИРОВАННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Р. М. ШИПИЛОВ, С. Г. КАЗАНЦЕВ, Е. Е. МАРИНИЧ, Д. Ю. ЗАХАРОВ
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: [email protected]
Современное развитие организации учебного процесса зависит от эффективности использования новых средств и методов в процессе обучения. Одним из средств обучения является разработка перспективных тренажеров, которые обеспечивают качественную подготовку личного состава по-жарно-спасательных подразделений к непосредственной работе в зоне чрезвычайной ситуации. Исходя из этого, в статье обсуждаются вопросы обеспечения подготовки пожарных-спасателей к применению ручного механизированного аварийно-спасательного инструмента на специализированных тренажерах. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о недостаточной разработанности технических условий и характеристик подобного тренажёрного оборудования. В большинстве случаев при подготовке на тренажерах у обучающихся развивается стереотипность мышления и шаблонность действий. Однако, в реальных условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций данный алгоритм последовательности действий не работает. Это вынуждает разрабатывать новые концепции и методы работы. В статье сформулированы требования по использованию многокоординатной степени подвижности тренажёров и тренажёрных устройств, которая достигается путём использования механизмов или элементов конструкции тренажёров, обеспечивающих колебательную неустойчивость и нестабильность, когда отдельные элементы тренажера могут неконтролируемо смещаться, соскальзывать, складываться, накладываться один на другой.
Ключевые слова: аварийно-спасательные работы; ручной механизированный инструмент; гидравлический аварийно-спасательный инструмент, дорожно-транспортное происшествие; методика обучения; пожарная безопасность; охрана труда.
THE CONCEPTUAL APPROACH OF THE CONSTRUCTIVE EXECUTION OF SIMULATORS TO WORK WITH HAND MECHANIZED TOOLS WHEN CARRYING OUT EMERGENCY AND RESCUE WORKS
R. M. SHIPILOV, S. G. KAZANTSEV, E. E. MARINICH, D. YU. ZAKHAROV
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo E-mail: [email protected]
The modern development of the organization of the educational process depends on the effectiveness of using new tools and methods in the learning process. One of the means of training is the development of promising simulators that provide high-quality training for the personnel of fire-rescue units for direct work in an extremely dangerous area. Based on this, the article discusses the issues of training firefighter-rescuers for the use of manual mechanized rescue tools on specialized simulators. Today, we can confidently talk about the lack of development of technical conditions and characteristics of such training equipment. In most cases, when training on simulators, students develop stereotypical thinking and stereotyped actions. However, in real conditions of emergency response, this sequence of actions algorithm does not work. This forces the development of new concepts and working methods. The article formulates the requirements for using the multi-coordinate degree of mobility of simulators and simulator devices, which is achieved by using mechanisms or simulator design elements that provide oscillatory instability and instability, when individual elements of the simulator can uncontrolledly displace, slip, fold, overlap one another.
© Шипилов P. M., Казанцев С. Г., Маринич Е. Е., Захаров Д. Ю., 2019
122
Key words: emergency rescue operations; manual power tool; hydraulic emergency rescue tool, traffic accident; teaching methodology; Fire safety; occupational Safety and Health.
На сегодняшний момент предметом обсуждения системы подготовки сотрудников ФПС ГПС являются особенности её изменения в процессе готовности пожарных и спасателей к выполнению поставленных задач по ведению аварийно-спасательных работ (АСР) в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. За последние годы увеличилось количество и интенсивность ЧС техногенного характера: дорожно-транспортные происшествия (ДТП), пожары и взрывы в промышленных зданиях и на объектах, обрушения жилых зданий и сооружений, а также ЧС природного характера: наводнения, лесные пожары, оползни, землетрясения. В тоже время особую категорию опасностей представляет нарастающая проблема, связанная с террористической угрозой. Всё это приводит не только к значительному материальному ущербу, но и человеческим жертвам, как мирного населения, так и самих пожарных. Таким образом, перечисленные факторы являются следствием нерешённости ряда концептуальных вопросов, в том числе и связанных с повышенной готовностью пожарных и спасателей.
В проведённых исследованиях Севериным Н. Н.; Ткачевым В. И. (2007); Алдоши-нойЕ. А. (2010); Шкитроновым М. Е. (2010); Кондыковым А. В. (2012); Фадеевым А. С. (2013) в области профессиональной подготовки пожарных-спасателей, уделяется внимание проблеме низкого уровня подготовленности личного состава при работе в зонах ЧС [1-6]. Авторы отмечают на необходимость применения инновационных подходов и процессов в сфере профессиональной подготовки, увеличение тренировочных занятий по отработке практических действий, где возможна интеграция научной, образовательной и профессиональной деятельности [4]. Эти вопросы на сегодняшний момент являются актуальными, так как современные условия профессиональной подготовки по решению возникающих проблем в действиях пожарных-спасателей при ликвидации последствий ЧС выдвигают все новые требования к образовательным организациям МЧС России в области теоретических знаний и практических умений.
На современном этапе особую роль образовательные организации МЧС России отводят практической подготовке личного состава. Учебно-тренировочные занятия являют-
ся базовым видом профессиональной подготовки пожарных и спасателей к выполнению служебных задач на пожарах и авариях [7]. Именно практика позволяет формировать компетенции в аналитическом мышлении, сравнении и сопоставлении результатов деятельности, определении оптимальных вариантов выполнения задач, минимум времени для оценки обстановки и принятия правильного решения, а также предвидеть последствия принятия того или иного решения [7, 8]. На практических занятиях будущие пожарные и спасатели отрабатывают действия, максимально приближенные к реальным: работа в ограниченном пространстве, прокладка рукавной линии, демонтаж конструкций, транспортировка пострадавших и т.д. Все это личный состав должен выполнять в средствах индивидуальной защиты и уметь работать с различного рода механизированным инструментом, так как именно этот инструмент находится на вооружении в пожар-но-спасательных подразделениях Главных управлений МЧС России (ГУ МЧС России) и активно применяется при проведении аварийно-спасательных работ.
Согласно сведениям, представленным ГУ МЧС России по Ивановской области на сегодняшний день в пожарно-спасательных подразделениях имеется и активно используется 46 единиц гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ), это гидравлический инструмент «ПРОСТОР», «Медведь», «СПРУТ», «АГРЕГАТ» (рисунок).
Проведенный анализ представленных сведений ГУ МЧС России по Ивановской области по использованию ГАСИ позволил прийти к выводу, что данный инструмент применяется достаточно активно на пожарах и при ДТП. В среднем за пять лет эксплуатации ГАСИ, время, затраченное на выполнение работ по ликвидации ЧС составило более 230 часов, что несомненно говорит не только о его востребованности, но и важности обладания пожарными необходимыми компетенциями по работе с ГАСИ.
Статистика применения пожарно-спасательными подразделениями ГУ МЧС России по Ивановской области ГАСИ на пожарах и ДТП представлена в таблице. Данные сведения собраны за период с 2014 года по 2018 год. Цифровые значения таблицы приведены в часах.
Рисунок. Оснащённость пожарно-спасательных подразделений ГУ МЧС России по Ивановской области ГАСИ
Таблица 1. Статистика применения пожарно-спасательными подразделениями ГУ МЧС России по Ивановской области ГАСИ на пожарах и ДТП
Наименование ГАСИ в наличии Год
2014 2015 2016 2017 2018
Пожар ДТП Пожар ДТП Пожар ДТП Пожар ДТП Пожар ДТП
«ПРОСТОР» 14 7 16 8 12 6 17 4 11 3
«Медведь» 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
«СПРУТ» 5,5 28,6 2,6 21,4 6,8 15,2 4,0 13,0 5,6 12,8
«АГРЕГАТ» 0,8 2,2 0,8 2,6 1,2 2,4 1,4 2,6 1,8 3,0
Отработка действий по работе с аварийно-спасательным инструментом осуществляется на специально оборудованных учебно-тренажёрных комплексах (УТК), включающих в себя различные тренажёры, модули, позволяющие создавать условия ЧС приближенные к реальным [6]. К таким УТК можно отнести: УТК «Спрут», который включает в себя: тренировочный модуль «Плиты», тренировочный модуль «Здание» [7], тренажер ПТС «Штурм», тренажер «Горящий вагон», тренажер ПТС «Т-Мобиль» [9], тренажер «Лабиринт» [10], тренажёр «Альфа-Спас», тренажёр «Деблокатор», тренажёр «Плита»1 и т.д. Необходимость использования перечисленных комплексов на практических занятиях обусловлена профес-
! Спасательные работы [Электронный ресурс] // ОГАПОУ «Технологический колледж» [сайт]. URL: https://vnovtk.ru/cpasatelnye-raboty/ (дата обращения 28.05.2019).
сиональными задачами, поставленными перед образовательными организациями МЧС России в процессе подготовки личного состава. Также хотелось бы выделить особую категорию тренажёрных устройств, созданных самими пожарными с целью отработки определённых тактических действий. К ним относятся: УТК «Диггер» [11], тренажёр «Имитация пола одноэтажного здания» ', тренажёр «Подъём плиты под отрицательным уклоном»трена-
2 Учебный центр. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.fdcbomberos.com/centro / (дата обращения 08.11.2018).
3 Бранд Мастер. Аварийно-спасательное и противопожарное оборудование. [Электронный ресурс]. - URL: https://brmaster.ru/catalog/
trenirovochnie_kompleksi_v_sisteme_mchs/spetsi alizirovannie_trenirovochnie_ kompleksi/ trenazher-podjem-pliti-pod-otritsatelnim-uklonom/ (дата обращения 12.10.2018).
жёр «Наклонная плита»4 и др. Разработка и создание перечисленных выше тренажёров и тренажёрных комплексов базируется на моделировании их функциональных узлов и механизмов, а также работы с ними с использованием оборудования на гидро- и электроприводах.
При теоретико-практическом анализе данных УТК (изучение характеристик и практической направленности имеющихся тренажёрных устройств) были выявлены недостатки их конструктивных элементов. Существующие тренажёры и тренажёрные устройства имеют специфику ограниченности в степени свободы движения, что приводит их к значительной статичности или работе в одной плоскости. С одной стороны, исходя из концепции систематичности и последовательности отработки упражнений, у личного состава развивается стереотипность мышления и шаблонность действий. Это положительным образом влияет на запоминание алгоритма последовательности работы. Таким образом, формируется навык выполнения упражнения. С другой стороны, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в реальных условиях ликвидации последствий ЧС данный алгоритм последовательности действий не работает, так как ситуации, при которых приходится действовать пожарному и спасателю, нестандартны и, возможно, конструктивные элементы будут не стабильны [12, 13]. Это может привести к замешательству и потере времени, что повлечёт за собой гибель людей.
Исследуя современные средства обучения, можно сделать вывод о существовании некоторых требующих решения противоречий: между требованиями к формированию компетенций при работе с ГАСИ на УТК и развитием стереотипности (шаблонности) мышления к действиям. Это определяется недостаточной разработанностью технических условий и характеристик тренажёрного оборудования.
Таким образом, имеющиеся УТК и тренажёрные модули по профессиональной подготовке пожарных-спасателей свидетельствуют о том, что проблема формирования у них профессиональных компетенций остаётся открытой в сфере практической подготовки. Процесс обучения работе с ГАСИ должен строиться не за счёт повторяющихся движений и действий, а за счёт создания различных ситуационных задач, которые заставляют думать и
4 Тверские спасатели с манекеном Гошей тренируются доставать людей из-под завалов. [Электронный ресурс]. - URL: https://tvernews.ru/news/206272/ (дата обращения 10.11.2018).
действовать нестандартно с максимальным эффектом. Также, действия личного состава при работе с ГАСИ должны осуществляться не в одной плоскости, а в нескольких плоскостях с проведением работ по стабилизации тренажёра, тем самым отрабатывая точность движений и слаженность действий. В качестве примера можно привести тренажёры «Лабиринт»5 и «иЕ1\ЮА»6. В результате работы на данных тренажёрах формируется чувство баланса, стабилизации, воспитывается точность движений и расчёт последствий выполняемых действий.
Разработка и создание тренажёров и тренажёрных устройств с использованием многокоординатной степени подвижности конструктивных элементов, позволит создавать различные ситуационные условия при ведении АСР, что является важной и актуальной задачей. В качестве примера по созданию многокоординатной тренажёрной системы можно обратиться к исследованиям в области подготовки космонавтов и авиационных тренажёров (Л.В.Львов 2002; Е.А.Супрунов 2012; О. А. Кравченко, Д. Ю. Богданов,
Д. В. Барыльник 2014) [8, 14, 15]. Однако следует обратить особое внимание на тот факт, что данные исследования в большей степени акцентированы на особенностях акселераци-онных воздействий на человека или его обез-вешивания, т.е. направлены на создание условий, имитирующих невесомость. В нашем случае специфика работы тренажёров во многом отличается статическим положением, где непосредственно сам пожарный воздействует на них.
Следовательно, назрела необходимость в разработке инновационных тренажёров и тренажёрных устройств, имеющих многокоординатную степень подвижности. Это достигается путём использования механизмов или элементов конструкции тренажёров, обеспечивающих колебательную неустойчивость, нестабильность при балансировке конструкции. Данные тренажёры должны иметь такие конструктивные особенности, которые позволяют создать различные режимы нестандартных ситуаций, не зависимо от поставленной
5 Absolute Rescue. Another Great Stabilization Maze Drill: Defreestville, NY [Video, Pics] [Электронный ресурс]. - URL: https://www.absoluterescue.com/vehicle/another-great-stabilization-maze-drill-defreestville-ny-video-pics/ (дата обращения 11.10.2018).
6 WEST MEAD 1 Volunteer fire company. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.westmead1 .com/pre-plans-hydraulic-rescue-tools-drill/ (дата обращения 06.10.2018).
задачи, заставляя пожарного и спасателя принимать решения, исходя из ситуации, и находить оптимальные решения не только по стабилизации объекта, но и по фиксации его при помощи стабилизирующих спасательных устройств [12]. Алгоритм работы данных тренажёрных устройств должен заключаться в том, чтобы его элементы могли неконтролируемо смещаться, соскальзывать, складываться, накладываться один на другой. Использование ручного, механического, гидравлического ин-
Список литературы
1. Северин Н. Н. Управление физической подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. С.-Петербург, 2005. 28 с.
2. Ткачев В. И. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России с использованием упражнений в составе пожарного расчета: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Белгород, 2007. 21 с.
3. Алдошина Е. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 2 (60). С. 3-6.
4. Шкитронов М. Е. Педагогические условия совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. С.-Петербург, 2010. 208 с.
5. Кондыков А. В. Профессиональная подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. С.-Петербург, 2012. 23 с.
6. Фадеев А. С. Профессиональная подготовка пожарных расчётов военно-учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. С.-Петербург, 2013. 24 с.
7. Учебно-тренажерный комплекс «Спрут» / Ш. Ш. Дагиров [и др.]. Вытегра, 2011. 103 с.
8. Львов Л. В. Дидактические условия формирования умений профессиональной деятельности курсантов военного авиационного института в процессе тренажной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2002. 188 с.
9. Практическое использование учеб-но-тренировочных комплексов для подготовки пожарных и спасателей / М. Ю. Легошин [и др.]
струмента, а также применение стабилизирующих конструкций будет направлено на придание тренажёру устойчивости и стабилизации со всех сторон. Таким образом, мы получаем тренажёр или тренажёрный комплекс, как инструмент подготовки пожарных-спасателей к реальным действиям в условиях ЧС, перекрывая, тем самым профессиональные компетенции по работе с механизированным инструментом.
// Международный научно-исследовательский журнал. INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. Екатеринбург. 2017. № 11(65). Часть 4. С. 44-51.
10.Применение тренажёрных комплексов в учебно-тренировочных занятиях по отработке способов самоспасания и спасения пострадавших в условиях ограниченного пространства / Р. М. Шипилов [и др.] // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России (Современные проблемы гражданской защиты). 2018. № 3(28). С. 48-56.
11 .Ниткин А. Н., Краснов И. А., Костя-ев А. А. Разработка многофункционального модульного тренажёрного комплекса подготовки пожарных и спасателей к работе в ограниченном пространстве // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, посвященной Году культуры безопасности, Иваново, 29-30 ноября 2018 г. Часть I. Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. С.448-450.
12.Шаерман А. В. Проведение спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Екатеринбург: ООО «Издательство «Калан», 2013. 264 с.
13.Разработка проекта тренажёра по работе с ГАСИ / Р. М. Шипилов [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность. 2019. №2(13). С. 31-38.
14.Сапрунов Е. А. Система компьютер-но-имитационного моделирования шестисте-пенных динамических стендов авиационных тренажёров: дис. канд. тех. наук: 05.13.18. Пенза, 2012. 168 с.
15.Кравченко О. А., Богданов Д. Ю., Барыльник Д. В. Математическая модель электромеханической многокоординатной силоком-пенсирующей системы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Энергетика. 2014. С 71-77.
References
1. Severin Н. Н. Upravleniye fizlcheskoy podgotovkoy lichnogo sostava podrazdeleniy
gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MCHS Rossii s uchetom osobennostey profes-sional'noy deyatel'nosti. Author, diss. cand. ped. nauk [Management of physical training of personnel of units of the state fire service of the Ministry of Emergencies of Russia, taking into account the characteristics of professional activity. Cand. ped. sei. author, diss.]. St. Petersburg, 2005. 28 p.
2. TkachevV. I. Fizicheskaya podgotovka sotrudnikov GPS MCHS Rossii s ispol'zovaniyem uprazhneniy v sostave pozharnogo rascheta. Author. diss. cand. ped. nauk [Physical training of employees of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia using exercises as part of the fire brigade. Cand. ped. sei. author, diss.]. Belgorod, 2007. 21 p.
3. Aldoshina E. A. Pedagogicheskaya texnologiya primeneniya trenirovochnyx kom-pleksov v processe professionalnoj podgotovki chlenov dobrovolnyx pozharnyx druzhin selskoxozyajstvennyx obektov [Pedagogical technology for the use of training complexes in the process of training members of voluntary fire brigades of agricultural facilities], Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2010, vol. 2(60), pp. 3-6.
4. Shkitronov M. E. Pedagogicheskiye usloviya sovershenstvovaniya podgotovki inzhen-erov pozharnoy bezopasnosti v protsesse izucheniya obshcheprofessional'nykh distsiplin v vuzakh GPS MCHS Rossii. Diss. cand. ped. nauk [Pedagogical conditions for improving the training of fire safety engineers in the process of studying general professional disciplines at universities of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia. Cand. ped. sei. diss.]. St. Petersburg, 2010. 208 p.
5. KondykovA. V. Professional'naya podgotovka neshtatnykh avariyno-spasatel'nykh formirovaniy. Author, diss. cand. ped. nauk [Professional training of emergency contingent and rescue units. Cand. ped. sei. author, diss.]. St. Petersburg, 2012. 23 p.
6. Fadeev A. S. Professional'naya podgotovka pozharnykh raschotov voyenno-uchebnykh zavedeniy. Author, diss. cand. ped. nauk [Vocational training of fire brigades of military schools. Cand. ped. nauk. author, diss.]. St. Petersburg, 2013. 24 p.
7. Uchebno-trenazhernyy kompleks «Sprut» [Training simulator complex «Octopus»] / Sh. Sh. Dagirov [et al.]. Vytegra, 2011. 103 p.
8. Lvov L. V. Didakticheskiye usloviya formirovaniya umeniy professional'noy deyatel'nosti kursantov voyennogo aviatsionnogo instituta v protsesse trenazhnoy podgotovki. Diss, cand. ped. nauk [Didactic conditions for the formation of skills of professional activity of cadets of the military aviation institute in the process of sim-
ulator training. Cand. ped. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2002.188 p.
9. Prakticheskoe ispolzovanie uchebno-trenirovochnyx kompleksov dlya podgotovki pozharnyx i spasatelej [The practical use of educational complexes for the training of firefighters and rescuers] / M. Yu. Legoshin [et al J. International Scientific Journal. INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL, 2017, vol. 11(65), part 4, pp. 44-51.
10.Primenenie trenazhyornyx kompleksov v uchebno-trenirovochnyx zanyatiyax po otrabotke sposobov samospasaniya i spaseniya postra-davshix v usloviyax ogranichennogo prostranstva [The use of simulator complexes in training sessions for practicing self-rescue and rescue methods in a limited space] / R. M. Shipilov [et al.]. Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MChS Rossii (Sovremennye problemy grazhdanskoj zash-hity), 2018, vol. 3(28), pp. 48-56.
11.Nitkin A. N., Krasnov I. A., Kosty-aev A. A. Razrabotka mnogofunkcionalnogo mod-ulnogo trenazhyornogo kompleksa podgotovki pozharnyx i spasatelej k rabote v ogranichennom prostranstve [Development of a multifunctional modular training complex for preparing firefighters and rescuers for work in a confined space], Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost: sbornik materialov XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj Godu kultury bezopasnosti, Ivanovo, 29-30 noyabrya 2018 g. Chast I. Ivanovo: FGBOU VO Ivanovskaya pozharno-spasatelnaya akademiya GPS MChS Rossii, 2018, pp. 448-450.
12.Shaerman A. V. Provedeniye spa-satel'nykh rabot pri dorozhno-transportnykh proisshestviyakh [Conducting rescue operations in road traffic accidents], Ekaterinburg: OOO "Iz-datelstvo «Kalan», 2013. 264 p.
13.Razrabotka proekta trenazhyora po rabote s GASI [Development of a simulator project for working with the Hydraulic Rescue Tool] / R. M. Shipilov [et al.]. Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost, 2019, vol. 2(13), pp. 31-38.
14.Saprunov E. A. Sistema komp'yuterno-imitatsionnogo modelirovaniya shestistepennykh dinamicheskikh stendov aviatsionnykh trenazho-rov. Diss. cand. ped. nauk [The system of computer simulation of six-step dynamic stands of flight simulators. Cand. ped. sci. diss.]. Penza, 2012. 168 p.
15.Kravchenko O. A., Bogdanov D. Yu., Barylnik D. V. Matematicheskaya model el-ektromexanicheskoj mnogokoordinatnoj si-lokompensiruyushhej sistemy [Mathematical model of an electromechanical multi-coordinate force compensating system], Vestnik Vuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Energetika, 2014, pp 71-77.
Шипилов Роман Михайлович
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected],
Shipilov Roman Mlkhallovlch
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor E-mail: [email protected]
Казанцев Семен Гоигорьевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
старший преподаватель кафедры
E-mail: [email protected]
Kazantsev Semen Grigorievich
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo senior lecturer
E-mail: [email protected] Маринич Евгений Евгеньевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
кандидат педагогических наук, преподаватель
E-mail: [email protected]
Marinich Evgeny Evgenievich
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State
Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of
Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
candidate of pedagogical Sciences, teacher
E-mail: [email protected]
Захаров Дмитрий Юрьевич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
преподаватель
E-mail: [email protected] Zakharov Dmitry Yuryevich
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo teacher
E-mail: [email protected]