УДК 378.635.5
DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10229
Поляков Олег Александрович
Адъюнкт
ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, (342)270-39-01 e-mail: ns_5562@bk. ru
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Oleg A. Polyakov
Associate
Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation» 1, Gremyachy Log, Perm, Russia, 614112, e-mail: ns_5562@bk.ru
DEVELOPMENT OF A TECHNOLOGY FOR PREPARING FUTURE OFFICERS FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION IN POLYETHNIC COLLECTIONS AS AN ACTUAL PROBLEM
Аннотация. Рассматривается проблема разработки технологии формирования профессиональной коммуникации выпускников военных вузов в полиэтнических коллективах. Основное внимание сосредоточено на эффективной подготовке курсантов военных вузов к профессиональной коммуникации в полиэтнических коллективах, умении офицера сплачивать полиэтнический коллектив, воспитывать в нем толерантные этнические отношения и, как следствие, повышение боевой готовности подразделения, сохранение боеспособности в экстремальной обстановке и управление в повседневной деятельности. Автор делает вывод о необходимости разработки технологии подготовки будущих офицеров к профессиональной коммуникации в полиэтнических коллективах. Рассматриваются терминологические понятия и основные научные характеристики предстоящего исследования.
Ключевые слова: военный вуз, будущие офицеры, профессиональная коммуникация, этнос, военный коллектив, технология подготовки.
Abstract. The problem of developing technology for the formation of professional communication of graduates of military universities in multi-ethnic groups is considered. The main attention is focused on the effective preparation of
© Поляков О.А., 2019
cadets of military universities for professional communication in multi-ethnic groups, the officer's ability to rally a multi-ethnic team, cultivate tolerant ethnic relations in it, and, as a result, increase the combat readiness of the unit, maintain combat readiness in extreme situations and manage everyday activities. The author concludes that it is necessary to develop a technology for preparing future officers for professional communication in multi-ethnic groups. The terminological concepts and basic scientific characteristics of the upcoming study are considered.
Key words: military university, future officers, professional communication, ethnic group, military collective, training technology.
Полиэтнический состав военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, а также динамично развивающиеся миграционные процессы в современном обществе существенно видоизменяют систему отношений в этническом аспекте.
В стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 703) отмечается, что имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации, таких как: распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности; непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации; возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов [6].
Возникающие проблемы межэтнических отношений во многом вызваны недостаточностью образовательных и культурно-просветительных мер по воспитанию толерантности в сфере межэтнических отношений и изучению истории и традиций народов России. Требуют ответа на практические вопросы проблемы снижения конфликтности, напряженности, этнической нетерпимости. Исходя из этого одним из актуальных аспектов в системе военного образования становится эффективная подготовка курсантов к профессиональной коммуникации в полиэтнических коллективах, позитивного межэтнического взаимодействия. От умения офицера сплачивать полиэтнический коллектив, воспитывать в нем толерантные этнические отношения зависит боевая готовность подразделения, сохранение его боеспособности в экстремальной обстановке и управление личным составом в повседневной деятельности.
Проблема полиэтнических отношений не нова. Она возникла с появлением гражданского общества, и в разные времена ее старались решить ученые многих отраслей знания: философы, педагоги, психологи и др. Так, Платон, Сократ, Аристотель, Квинтилиан, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, Д. Дидро раскрыли философские и педагогические основы межнациональных
и межличностных отношений; Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев отмечали, что путь к общечеловеческому лежит через национальное: чем больше в явлении культуры подлинно национального, тем глубже его общечеловеческое содержание.
В ходе компаративистского анализа литературы по исследуемой проблеме был выявлен ряд направлений ее изучения: Е.А. Зайцева, А.В. Нуждин рассматривают особенности деловой коммуникации в полиэтнической образовательной среде [3]; А.П. Садохин конкретизирует основные понятия, структуру и пути формирования межкультурной компетентности [5]; О.Б. Суханов исследует вопросы профессиональной компетентности командиров военных вузов как фактор развития культуры межнационального общения курсантов [7].
С целью определения границ терминологического поля изучаемой нами проблемы обратимся к основным понятиям, раскрывающим сущностные характеристики исследуемых нами явлений: «этнос», «профессиональная коммуникация», «воинский коллектив».
Понятия «этнос», «нация», «народ» воспринимаются и определяются зачастую как синонимы. В то же время имеет место и использование их как терминов, отличающихся друг от друга по смыслу. Это прослеживается как в работах исследователей, так и встречается в текстах нормативных правовых актов Российской Федерации. К примеру, в вышеупомянутом указе Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» наблюдается терминологическая неоднозначность, связанная именно с использованием рассматриваемых понятий. В частности, не ясно, каким образом соотносятся в ней термины «этнос», «нация», «народ», которые в одних фрагментах текста документа синонимизируются, в других - дифференцируются.
В отечественной науке понятие «этнос» укрепилось в терминологическом аппарате только в 1960-х гг. Обосновал его русский этнолог С.М. Широкогоров, по мнению которого, этнос представляет собой группу людей, говорящих на одном языке, признающих общность своего происхождения, обладающих общим укладом жизни, комплексом обычаев, хранимых и освященных традицией, отличающих ее от других групп. Ученый указывает на то, что в основе жизни этноса лежат факторы биологического свойства (этнос рассматривается автором как биологический вид). Также следует отметить, что в определении С.М. Широкогорова заложена идея множественности этносов: обычаи, жизненный уклад и традиции, присущие одному этносу, обязательно отличаются от обычаев укладов и традиций других.
По идеологическим причинам взгляды С.М. Широкогорова не принимались в отечественной науке долгое время. Это было связано с тем, что до середины 60-х гг. прошлого века понятие «этнос» не рассматривалось, так как на протяжении нескольких десятков лет исследования этнических проблем осуществлялись в рамках марксистской теории наций. Считалось, что этнические общности развивались по мере смены экономических формаций.
Так, капиталистической формации соответствовали формы этнических сообществ - нация и народность (социализму соответствовали «социалистические нации», трактовавшиеся и как этнические общности, и как гражданские сообщества) [8].
Понятие термина «нация», по мнению А.Г. Дугина и В.А. Тишкова, - это сообщество граждан одного государства, которое может включать и один этнос, и их богатое разнообразие (как в случае с Россией). То есть в нации происходит осознание гражданами страны своей принадлежности к единому государству, что не должно исключать права и на этническую самоидентификацию [1].
В связи с проблемой терминологической неопределенности в ходе предстоящего исследования понятия «нация» и «этнос» будут использованы как синонимы. Применительно к объекту нашего исследования необходимо также конкретизировать понятие «коммуникация», которое традиционно рассматривается как целенаправленный информационный обмен в различных процессах общения [9].
Профессиональная коммуникация, по мнению А.Э. Жалинского, - это специфическая форма взаимодействия людей, предполагающая их общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д., в процессе осуществления трудовой деятельности в определенной предметной области [2]. Профессиональная коммуникация как феномен, относящийся к сфере социального взаимодействия, предполагает наличие субъектов общения, а в контексте военной службы - воинского коллектива. Воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества [4].
Понятие воинского коллектива, как правило, употребляется для характеристики такой общности военнослужащих и таких подразделений, которые в своем социальном развитии достигли высокого уровня.
Сопоставление вышеобозначенных понятий позволяет сделать попытку авторского определения профессиональной коммуникации в полиэтнических коллективах и рассматривать ее как форму взаимодействия военнослужащих, предполагающую их общение, обмен мыслями, сведениями, идеями в процессе общей деятельности, объединенных идеологическими, моральными ценностями, осознанием воинского долга, а также отношениями войскового товарищества с учетом этнокультурных особенностей каждого.
Проблема подготовки будущих офицеров к профессиональной коммуникации в полиэтнических коллективах мало изучена, отсутствуют технологии и методики ее формирования, что обусловлено рядом противоречий:
- между реально существующей ситуацией возможных конфликтных отношений на фоне этнической нетерпимости и этнического экстремизма в ходе взаимодействия военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации между собой и гражданским населением по роду
службы и отсутствием теоретических оснований организации работы по предупреждению таких конфликтов в программе подготовки курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации;
- потребностью в специалистах, способных и готовых к работе в полиэтнической среде и низким уровнем готовности выпускников военных вузов к выполнению этой деятельности;
- научными исследованиями в области подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в полиэтнических коллективах и отсутствием технологических разработок по вопросам подготовки специалистов, владеющих основами психолого-педагогических и этнокультурных знаний.
Имеющиеся обстоятельства и выявленные противоречия дают основания считать проблемой исследования необходимость научного обоснования и экспериментальной верификации технологии подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в полиэтнических коллективах.
Технология подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии к профессиональной деятельности в полиэтнических коллективах может быть эффективной, как представляется, при соблюдении следующих условий:
- теоретического обоснования сущности профессиональной коммуникации будущих офицеров в полиэтническом коллективе, специфики подготовки курсантов военных вузов с учетом современного многонационального общества;
- учета этнического разнообразия курсантов военных вузов, военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации;
- выявления и описания сущностных характеристик профессиональной коммуникации курсантов для выполнения служебных задач в полиэтнических коллективах, конкретизации и определения основных параметров (показателей, критериев, уровней и т.д.) данного личностного образования;
- разработанности модели и верификация методов подготовки курсантов военных вузов к профессиональной деятельности в полиэтнических коллективах.
Для проверки обозначенного предположения необходимо решить ряд
задач:
1. Изучить этнический состав курсантов учебных групп военного института.
2. Произвести теоретическое обоснование сущности коммуникации в полиэтническом коллективе, специфики подготовки курсантов военных вузов с учетом современного многонационального общества.
3. Конкретизировать основные параметры и диагностический инструментарий по выявлению уровня профессиональной коммуникации в полиэтнических коллективах.
4. Разработать модель и технологию подготовки курсантов военных вузов к профессиональной деятельности в полиэтнических коллективах, осуществить ее экспериментальную проверку, определить эффективность реализации.
Последовательное решение данных задач позволит разработать актуальную для военного образования педагогическую технологию подготовки будущих офицеров к профессиональной коммуникации в полиэтнических коллективах.
Список литературы
1. Дугин А.Г. Этносоциология. - М.: Академический Проект, 2015. - 848 с.
2. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: учеб. - М.: Проспект, 2009. - С. 166.
3. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Особенности деловой коммуникации в полиэтнической образовательной среде // Известия Самар. науч. центра Рос. акад. наук. - 2015. - Т. 17, № 1 (5).
4. Официальный сайт Министерства обороны РФ [Электронный ресурс]. -URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn. htm? id=12847@morfDictionary (дата обращения: 15.12.2019).
5. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие структура и пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. -2007. - Т. 10, № 1.
6. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 703) [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 15.12.2019).
7. Суханов О.Б. Профессиональная компетентность командиров военных вузов как фактор развития культуры межнационального общения курсантов: дис. канд. ... пед. наук: 13.00.01. - Пермь, 2013. - 198 с.
8. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология. Политические функции этничности: учеб. для вузов / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. -М., 2013. - 416 с.
9. Философский словарь «В Словаре.ру» [Электронный ресурс]: онлайн-словарь. - URL: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar (дата обращения: 15.12.2019).