Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

Статья посвящена проблеме внедрения новых воспитательных программ и управлению качеством реализации рабочих программ воспитания образовательных организаций. Описана деятельность академической экспериментальной площадки по созданию эффективной системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания, позволяющей обеспечить успешную социализацию обучающихся. Представлены поэтапная программа научно-исследовательской работы площадки, а также содержание деятельности и полученные результаты мотивационно-проектного этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FOR CHARACTER FORMATION CURRICULUM IN THE ACTIVITIES OF THE ACADEMIC EXPERIMENTAL SITE

The article is devoted to the problem of the introduction of new educational programs and quality management of curriculum implementation. Ut describes the activities of the academic experimental platform on creating an effective quality management system for curriculum implementation, which will ensure the successful socialization of students. The author presents a step-by-step program of the site's research work and reveals the activities and results of the motivation-and-project stage.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ»

Переподготовка и повышение квалификации педагогов

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 6 (84). С. 59-63. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:6(84):59-63.

УДК 371; 378.046.4

М. П. Нечаев

Разработка системы управления качеством реализации

т и и

рабочей программы воспитания в деятельности академической

экспериментальной площадки

Аннотация

Статья посвящена проблеме внедрения новых воспитательных программ и управлению качеством реализации рабочих программ воспитания образовательных организаций. Описана деятельность академической экспериментальной площадки по созданию эффективной системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания, позволяющей обеспечить успешную социализацию обучающихся. Представлены поэтапная программа научно-исследовательской работы площадки, а также содержание деятельности и полученные результаты мотивационно-проектного этапа.

I Ключевые слова: воспитание, рабочая программа воспитания, академическая экспериментальная площадка, управление качеством реализации рабочей программы воспитания Для цитирования: Нечаев М. П. Разработка системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания в деятельности академической экспериментальной площадки // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 6 (84). С. 59-63.

M. P. Nechaev

Development of a quality management system for the implementation of the character formation curriculum in the

activity of the academic experimental site

Abstract

The article is devoted to the problem of the introduction of new educational programs and quality management of curriculum implementation. Ut describes the activities of the academic experimental platform on creating an effective quality management system for curriculum implementation, which will ensure the successful socialization of students. The author presents a step-by-step program of the site's research work and reveals the activities and results of the motivation-and-project stage.

I Keywords: education, curriculum, academic experimental platform, quality management of character-building curriculum implementation

For Citation: Nechaev, M. P. (2022). Development of a quality management system for character formation curriculum in the activities of the academic experimental site. Innovative Projects and Programs in Education, 6, 59-63 (In Russian)

60

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2022

Введение с 1 сентября 2021 года в содержательный

раздел основных образовательных программ всех российских школ рабочих программ воспитания [1] остро актуализировало вопрос качественной разработки новых воспитательных программ, а в последующем возникла потребность создания в образовательных организациях целостных систем управления качеством их реализации.

Кафедрой методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления (АСОУ) в этой связи была открыта на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. о. Долгопрудный (директор О. В. Прокофьева) академическая экспериментальная площадка (АЭП) по теме «Управление качеством реализации рабочей программы воспитания» (научный руководитель — профессор М. П. Нечаев). Деятельность площадки направлена на создание эффективной системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания, которая позволит обеспечить успешную социализацию обучающихся.

Цель деятельности АЭП — создание в образовательной организации системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания. Задача — разработать модель системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания:

Этапы деятельности АЭП: сроки, ожидаемые результаты каждого этапа

№ п/п Содержание деятельности (этапы, направления и виды деятельности, мероприятия и т. п.) Сроки реализации Ожидаемый результат Ответственный

1-й этап. Мотивационно-проектный (февраль 2022 г. — декабрь 2022 г.)

Цель: обеспечить деятельность педагогического коллектива и управленческого сопровождения процесса создания и развития системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания

1.1 Изучение имеющихся систем управления качеством воспитательного процесса и возможностей их применения при построении системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Февраль-май 2022 г. Концепция эксперимента М. П. Нечаев, Л. И. Косикова

1.2 Анализ исходного состояния нынешней воспитательной системы Февраль-май 2022 г. Аналитическая записка И. В. Старцева

1.3 Разработка и обсуждение структурной модели создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Май-июнь 2022 г. Структурная модель системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания О. В. Прокофьева

1.4 Формирование и обсуждение пилотного варианта методических рекомендаций по созданию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Сентябрь-ноябрь 2022 г. Первый вариант методических рекомендаций по созданию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Л. И. Косикова

1.5 Частичная апробация технологии создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Октябрь-декабрь 2022 г. Апробированная технологии создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания А. А. Гугучкина

1.6 Проведение научно-практического семинара Ноябрь 2022 г. Методические рекомендации по организации работы системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания М. П. Нечаев, Л. И. Косикова

2-й этап. Созидательно-коррекционный (январь 2023 г. — декабрь 2023 г.)

Цель: обеспечить деятельность педагогического коллектива по апробации и корректировке пилотного варианта системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания

• разработать и внедрить методики управления качеством реализации инвариантных и вариативных модулей рабочей программы воспитания;

• разработать и внедрить методику коллективного анализа воспитательного процесса;

• подготовить методические рекомендации для массовой педагогической практики.

Ожидаемые результаты деятельности АЭП:

• разработка модели системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания;

• внедрение и тиражирование методик управления качеством реализации инвариантных и вариативных модулей рабочей программы воспитания;

• создание системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей в вопросах воспитания и социальной адаптации;

• повышение качества воспитательного процесса. Полученные в результате деятельности академической площадки АСОУ результаты, а именно разработанные и апробированные методики управления качеством реализации рабочей программы воспитания и подготовленные научно-методические рекомендации могут быть использованы для обмена опытом как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

Нечаев М. П. Разработка системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания в деятельности академической экспериментальной площадки

№ п/п Содержание деятельности (этапы, направления и виды деятельности, мероприятия и т. п.) Сроки реализации Ожидаемый результат Ответственный

2.1 Разработка и корректирование концепции создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Январь 2023 г. Концепция создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания М. П. Нечаев, Л. И. Косикова

2.2 Апробирование и корректирование методических рекомендаций по планированию деятельности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Февраль-май 2023 г. Скорректированные педагогами методические рекомендации по планированию деятельности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Л. И. Косикова

2.3 Апробирование и корректирование модели системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Апрель-июнь 2023 г. Модель системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания О. В. Прокофьева

2.4 Частичная апробация системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Сентябрь-декабрь 2023 г. Апробированная технология деятельности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания А. А. Гугучкина

2.5 Научно-практический семинар по организации деятельности в рамках системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Ноябрь 2023 г. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов М. П. Нечаев, Л. И. Косикова

3-й этап. Аналитико-обобщающий (январь 2024 г. — декабрь 2024 г.)

Цель: обеспечить деятельность педагогов методическими рекомендациями по созданию и функционированию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания

3.1 Изучение итогового состояния сформиро-ванности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Январь 2024 г. Аналитическая записка А. А. Гугучкина, И. В. Старцева

3.2 Изучение итогового состояния профессиональной компетенции педагогов, необходимой для эффективного функционирования и развития системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Февраль 2024 г. Аналитическая записка О. В. Прокофьева

3.3 Теоретическое обоснование методических рекомендаций по созданию и функционированию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Март 2024 г. Методические рекомендации по созданию и функционированию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания М. П. Нечаев

3.4 Обобщение и теоретическое обоснование целостного пакета методических рекомендаций по созданию и функционированию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Апрель-май 2024 г. Целостный пакет методических рекомендаций по созданию и функционированию системы школьного самоуправления на основе детского движения российских школьников М. П. Нечаев, Л. И. Косикова

3.5 Обобщение и подготовка методических рекомендаций по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного функционирования и развития системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Октябрь-декабрь 2024 г. Методические рекомендации по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов Л. И. Косикова

3.6 Научно-практический семинар по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного формирования, функционирования и развития системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Ноябрь 2024 г. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов М. П. Нечаев, Л. И. Косикова

3.7 Анализ эффективности деятельности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Декабрь 2024 г. Аналитическая записка И. В. Старцева, А. А. Гугучкина, О. В. Прокофьева

62

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2022

В ходе реализации первого этапа работы АЭП была апробирована и в дальнейшем модернизирована авторская методика «Коллективный анализ воспитательного процесса» (М. П. Нечаев). Методика включает три опросника для обучающихся, их родителей и педагогов образовательной организации, а также структуру годового анализа воспитательной работы школы. Проведенный коллективный анализ позволил определить исходное состояние нынешней воспитательной системы школы, обозначить имеющиеся проблемы и поставить актуальные и реальные задачи воспитательной работы школы на 2022/2023 учебный год. Апробированную методику рекомендовано включить в четвертый раздел рабочей программ воспитания «Самоанализ воспитательной работы» как системный и объективный инструмент управления качеством реализации рабочей программы воспитания образовательной организации.

Изучение исходного состояния профессиональной компетенции педагогов, необходимой для эффективного функционирования и развития системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания, показало необходимость развития профессионального мастерства руководящих и педагогических работников. В этой связи весь коллектив школы прошел обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации (ДПП ПК) «Рабочая программа воспитания: от проектирования к эффективной реализации» (18 час.) и «Современный классный руководитель: инструменты и технологии эффективной работы».

Описанная выше деятельность позволила обсудить и наметить контуры структурной модели создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания, а также начать содержательную работу над инвариантным модулем «Школьный урок» рабочей программы воспитания.

Был проведен педагогический совет на тему «Воспитательный потенциал современного учебного занятия (урока)», апробирована и в дальнейшем модифицирована авторская методика «Оценка эффективности воспитательного воздействия урока» (М. П. Нечаев). Были выявлены ресурсы развития воспитательного потенциала урока через содержание учебного материала, организацию урока, методы и формы обучения, личность учителя. Под эти ресурсы выделены показатели оценивания и определены оценочные индикаторы, позволяющие определить уровень эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый). Разработанная программа наблюдения за уроком с использованием метода фотографии позволяет осуществлять количественный (параметрический) и качественный анализ реализации учителем воспитательного потенциала урока и включить ее во внутреннюю систему оценки качества образования. При этом вну-тришкольный контроль по форме является взаимо- и самоконтролем, делая его демократическим, системным, действенным и объективным. Взаимопосещение уроков по единой программе наблюдения позволяет не только быть инструментом управления качеством реализации модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания, но и инструментом непрерывного развития профессионального мастерства педагога в сфере воспитания в процессе обучения.

Результаты проделанной научно-исследовательской работы включены в содержание ДПП ПК «Эффективная реализация модуля "Школьный урок"» рабочей программы воспитания», вошедшей в федеральный реестр программ дополнительного профессионального образования. По данной программе прошли обучение более 300 педагогических работников Московской области. В качестве методических рекомендаций для массовой педагогической практики опубликовано учебно-методическое пособие «Модуль "Школьный урок"» рабочей программы воспитания: управление качеством реализации» (издано в АСОУ). В нем содержатся управленческие методики, нацеленные на поиск, актуализацию, реализацию и развитие воспитательного потенциала процесса обучения. Описываются механизмы интеграции процессов обучения и воспитания в достижении нового качества образования.

Осуществляя поиск инструментов управления качеством реализации инвариантного модуля «Классное руководство» рабочей программы воспитания, было обновлено Положение о классном руководстве школы на основе Примерного положения об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Московской области [2]. Материалы по содержанию ДПП ПК «Современный классный руководитель: инструменты и технологии эффективной работы» опубликованы в учебно-методическом пособии «Инструменты и технологии в работе классного руководителя» (издано в АСОУ). Пособие нацелено на развитие инструментально-технологического ресурса воспитательной работы современного классного руководителя. В нем описываются диагностические и игровые технологии, инструменты ученического самоуправления, технология интерактивного ситуационного классного часа как основной коллективной формы индивидуального воспитания.

Разработанные и апробированные в экспериментальной деятельности АЭП аналитические продукты и оценочные инструменты также нашли свое отражение в учебно-методическом пособии «Внутренняя система оценки качества образования: воспитательный компонент», изданном в АСОУ. В пособии рассматривается воспитательный компонент внутришкольной оценки качества образования (ВСОКО).

Таким образом, в ходе первого (мотивационно-про-ектного) этапа деятельности АЭП получены следующие результаты:

• определены контуры структурной модели создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания на основе изучения имеющихся систем управления качеством воспитательного процесса и возможностей их применения при построении системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания, проведения коллективного анализа исходного состояния нынешней воспитательной системы;

• осуществлена частичная апробация технологии создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания;

• разработаны и опубликованы методические рекомендации для массовой педагогической практики по управлению качеством реализации инвариантных модулей «Школьный урок» и «Классное ру-

Нечаев М. П. Разработка системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания в деятельности академической экспериментальной площадки

ководство» и по четвертому разделу «Самоанализ воспитательной работы» рабочей программы воспитания;

• подготовлен пилотный вариант методических рекомендаций для массовой педагогической практики по управлению качеством реализации инвариантных модулей «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация», расширенных рекомендаций по модулю «Классное руководство» рабочей программы воспитания.

Надеемся, что дальнейшая деятельность АЭП при научном сопровождении кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ позволит выстроить эффективную систему управления качеством реализации рабочей программы воспитания и окажет действенную помощь в практической деятельности образовательных организаций Московской области.

Список источников

О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 // Гарант:[ин-формационно-правовой портал]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400042312/ (дата обращения: 24.09.2022). Примерное положение об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Московской области»: принято на заседании Учебно-методического объединения в системе общего образования в Московской области (протокол от 25 июня 2021г. № 2/21). — URL: http://www.momos.ru/uploads/posts/2021-07/210726-esoko2021_23_3_polojenie. pdf (дата обращения: 24.09.2022).

References

1. O vnesenii izmenenii v nekotorye federalnye gosudarstvennye obrazovatelnye standarty obshchego obrazovaniyapo voprosam vospitaniya obu-chayushchikhsya: prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii ot 11 dekabrya 2020 g. № 712 [On amendments to some federal state educational standards of general education on the education of students: order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated December 11, 2020 No. 712]. Retrieved September 24, 2022, from https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400042312/ (In Russian)

2. Primernoe polozhenie ob osushchestvlenii funktsii klassnogo rukovoditelya pedagogicheskimi rabotnikami gosudarstvennykh obshcheobrazo-vatelnykh organizatsiiMoskovskoi oblasti»:prinyato na zasedanii Uchebno-metodicheskogo obieedineniya v sisteme obshchego obrazovaniya v Moskovskoi oblasti (protokol ot 25 iyunya 2021g. № 2/21) [Approximate regulation on the implementation of the function of a homeroom teacher by the teaching staff of state general educational organizations of Moscow Oblast": adopted at a meeting of the Educational and Methodological Association in the system of general education in Moscow Oblast (minutes ofJune 25, 2021 No. 2/21)]. Retrieved September 24, 2022, from http://www.momos.ru/uploads/posts/2021-07/210726-esoko2021_23_3_polojenie.pdf (In Russian)

Информация об авторе

Михаил Петрович Нечаев

Академия социального управления (АСОУ), кафедра методики воспитания и дополнительного образования, профессор, доктор педагогических наук, профессор, Москва, Россия, mpnechaev@mail.ru

About the author

M. P. Nechaev

Academy of Public Administration (ASOU), Chair of Teaching Methodology and Additional Education, Professor, Doctor of Education, Moscow, Russia, mpnechaev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.