Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

В статье представлена репрезентативная выборка результатов экспертизы рабочих программ воспитания образовательных организаций Свердловской области; выявлены основные затруднения, которые испытывали педагогические коллективы в разработке программ; обоснован перечень актуальных рисков при их реализации; систематизированы управленческие решения по осуществлению научно-методического сопровождения и их успешной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF CHARACTER FORMATION PROGRAMS AS THE MOST SIGNIFICANT ELEMENT OF ASSESSING THE QUALITY OF REGIONAL EDUCATION

The article presents a representative sample of the results of the examination of character formation programs of educational organizations (Sverdlovsk region). It identifies the main difficulties experienced by pedagogical collectives in the development of programs, substantiates the list of actual risks in their implementation, and systematize managerial decisions on the implementation of scientific and methodological support.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Регионализация профессионального образования

в условиях единого образовательного пространства

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1. С. 41-48. Innovative projects and programs in education. 2022:(1):41-48.

УДК 37.018.8

А. В. Уткин

Мониторинговое исследование рабочих программ воспитания

и и Г

как важнеишии элемент оценки качества регионального образования

Аннотация

В статье представлена репрезентативная выборка результатов экспертизы рабочих программ воспитания образовательных организаций Свердловской области; выявлены основные затруднения, которые испытывали педагогические коллективы в разработке программ; обоснован перечень актуальных рисков при их реализации; систематизированы управленческие решения по осуществлению научно-методического сопровождения и их успешной реализации.

I Ключевые слова: инновации в образовании, рабочая программа воспитания, содержание воспитания, оценка качества воспитания школьников

Для цитирования: Уткин А. В. Мониторинговое исследование рабочих программ воспитания как важнейший элемент оценки качества регионального образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1. С. 41-48.

A. V. Utkin

Monitoring of character formation programs as the most significant element of assessing the quality of regional education

Abstract

The article presents a representative sample of the results of the examination of character formation programs of educational organizations (Sverdlovsk region). It identifies the main difficulties experienced by pedagogical collectives in the development of programs, substantiates the list of actual risks in their implementation, and systematize managerial decisions on the implementation of scientific and methodological support.

I Keywords: innovations in education, character formation programs, content of education, assessment of the quality of character formation activities at school

For Citation: Utkin A. V. (2022) Monitoring of character formation programs as the most significant element of assessing the quality of regional education. Innovative projects and programs in education, 1, 41-48 (In Russian)

Прогноз развития российского общества третьего десятилетия XXI века невозможен без определения ориентиров в социальной политике, в том числе в образовании подрастающего поколения. Стратегия развития воспитания, определяющая ориентиры государственной образовательной политики, — важная составляющая инновационной основы будущего страны, так как именно она формирует комплекс действий, адекватных динамике общественно-исторических и социально-экономических изменений, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России; формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений [6]. Приоритетной задачей является обоснование развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.

Перспективы развития воспитания рассматриваются в контексте стратегических общенациональных приоритетов, предполагающих духовно-нравственное развитие личности, в том числе с использованием вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.

Принятые в июле 2020 года Государственной думой РФ изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся нормативно закрепляют систему организации воспитательной работы в сфере образования. Согласно изменениям Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ уточнил понятие «воспитание»; ввел рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы образовательных организаций в структуру образовательных программ; определил содержание примерной основной образовательной программы; конкретизировал общие требования к организации воспитания обучающихся; указал на то, что «в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие... советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии)»; определил срок приведения в соответствие образовательных программ — не позднее 1 сентября 2021 года [1].

Примерная программа воспитания [12], разработанная сотрудниками Института стратегии развития образования РАО, обосновала общие

подходы к структуре и содержанию рабочей программы воспитания, включающей как инвариантные, так и вариативные модули. Последние выбираются каждой образовательной организацией самостоятельно с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Именно наличие ресурсов конкретизирует содержание и определяет специфику реализации рабочей программы воспитания (РПВ) образовательной организацией, при этом каждый блок инвариантной и вариативной частей может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий [7; 8].

Вместе с тем, поскольку практика воспитания в школах многообразна, а результативность воспитательного процесса во многом определяется потенциалом внешней и внутренней среды, особенностями окружающего школу историко-культурного пространства, доминирующими у населения традициями, спецификой родительской аудитории, мастерством педагогического коллектива, особенностями контингента учащихся и т. д., формируется поле проблем (научно-методических, организационно-управленческих, психолого-педагогических и др.), связанных с отсутствием систематизированной информации об особенностях реализации РПВ как необходимой составляющей мониторинга системы воспитания в регионе. С этой точки зрения для развития системы воспитания необходимым условием становится не только анализ процессов обновления содержания воспитательной работы, но и анализ затруднений, которые испытывают педагогические коллективы в разработке и реализации РПВ обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

В проведенном кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» исследовании (май-июнь 2021 г.) приняли участие 49 муниципальных образований области, 382 образовательные организации общего образования, более 2700 работников системы образования. Цель исследования — получить систематизированную информацию об уровне готовности общеобразовательных организаций к реализации рабочих программ воспитания; проанализировать затруднения, которые испытывают педагогические коллективы в разработке и реализации РПВ обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Среди основных задач исследования: определить соответствие требованиям ФЗ-302, ФГОС общего образования, Примерной программы воспитания в части организационно-методического сопровождения разработки РПВ; проанализировать ресурсное обеспечение реализации РПВ общеобразовательных организаций; выявить основ-

ные затруднения, которые испытывают педагогические коллективы в разработке и реализации РПВ; определить перечень актуальных рисков при их реализации; обосновать и систематизировать управленческие решения по осуществлению научно-методического сопровождения и успешной реализации рабочих программ воспитания в 2021/22 учебном году в муниципальных образованиях Свердловской области.

В качестве основных использовались такие методы сбора информации, как анкетирование и анализ документов образовательных организаций. Инструментарий исследования включал информационную карту «Готовность общеобразовательных организаций муниципальных образований к реализации рабочих программ воспитания» и лист экспертной оценки состояния методического сопровождения процесса разработки рабочих программ воспитания в муниципальном образовании. Применяемые методы: обработка первичной статистической и социологической информации; экспертная оценка полученных данных.

В ходе проведения исследования руководителям (специалистам) методических служб муниципальных образований было предложено ответить на ряд вопросов о том, какие меры, обеспечивающие процесс разработки и реализации рабочих программ воспитания, приняты на уровне образовательных организаций и администраций муниципальных образований. Содержание разделов информационной карты «Готовность образовательной организации к реализации Рабочей программы воспитания» определялось структурой примерной программы, включая вопросы о специфике организации процесса воспитания, внедрении в образовательной организации форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте, инновационных практиках.

Анализ ответов на вопросы информационной карты показал, что в состав разработчиков программ, как правило, были включены руководители и заместители образовательных организаций, педагоги-организаторы и педагоги-психологи, социальные педагоги, старшие вожатые, классные руководители, представители ученического соуправления, родительской общественности. Активно были задействованы в разработке советы организаций (попечительские, административные, наблюдательные, координационные и т. д.) и родительская аудитория. Планы разработки и внедрения рабочих программы, планы проведения заседаний подтверждены дорожными картами, протоколами и решениями педагогических советов. Проекты рабочих программ после обсуждения как правило корректировались муниципальными методическими службами, при этом большая часть

программ отправлялась на доработку с конкретными адресными предложениями.

Контент-анализ нормативной базы, используемой при разработке РПВ показал, что подавляющее большинство педагогических коллективов в той или иной степени знакомы с документами, нормативно-правовыми актами, сопровождающими воспитательную деятельность. Вместе с тем педагоги лучше знакомы с содержанием документов, разработанных на уровне школы, чем с документами федерального и регионального уровней. В частности, при обосновании и разработке РПВ некоторыми коллективами не были актуализированы: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; План основных мероприятий до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р); Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена 25 августа 2014 года № 1618-р) и другие [2; 3; 9;10].

Почти 90% педагогических коллективов отметили постоянный мониторинг выявления образовательных запросов обучающихся и родителей (блок «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»), результаты которого активно используются для сбора предложений по развитию системы воспитания. Анализ воспитательной работы имеет открытый характер, включает внешнюю оценку воспитательного процесса со стороны участников образовательных отношений (детей, родителей, общественности). Результаты мониторинговых исследований становятся основанием для принятия решений на разных уровнях управления.

Ответы респондентов на вопросы информационной карты наглядно показали разнообразие управленческих и организационных решений, обеспечивающих содержательное наполнение программ воспитания.

Рабочие программы воспитания включают:

а) вариативные модули, отражающие развитие форм добровольчества (волонтерства), представлены в 89% образовательных организаций; в 98% детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и т. д.);

б) направления работы по развитию семейного воспитания, поддержке семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, выделены в 88% образовательных организаций;

в) направления работы по развитию детского со- и самоуправления представлены в 86% образовательных организаций;

г) направления работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся — в 80% образовательных организаций (планы мероприятий с детьми группы риска; работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, а также мероприятия, направленные на профилактику противоправных деяний, употребления ПАВ, алкогольной и табакосодер-жащей продукции, профилактику суицидов, ки-бербуллинга, зацепинга и иных форм деструктивного поведения несовершеннолетних);

д) направления работы по профилактике безопасного поведения детей в сети Интернет представлены в программах 79% образовательных организаций (модули «Классное руководство», «Работа с родителями», «Школьный урок», «Комплексная профилактика»);

е) направления работы по охвату детей различными формами деятельности в период каникулярного отдыха представлены в 76% образовательных организаций.

Подавляющее большинство респондентов, принявших участие в исследовании, считают необходимым условием реализации рабочих программ воспитания взаимодействие с другими организациями и социальными партнерами. В 78% РПВ обоснованы мероприятия по взаимодействию образовательных организаций общего образования с организациями дополнительного и среднего профессионального образования. Они отражены в модулях «Ключевые школьные дела» и «Профориентация», а также в календарных планах мероприятий, однако авторы-разработчики программ указывают на спонтанность и фрагментарность такого взаимодействия, подчеркивают необходимость раз-

вития механизмов партнерства, их обязательную фиксацию в нормативных документах как локального, так и муниципального уровней.

Около 75% образовательных организаций отметили, что в качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации программы воспитания обучающихся выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Вместе с тем более трети образовательных организаций отметили лишь частичное соответствие такому показателю, как «в программах воспитания определены конкретные технологические решения, методики воспитательной работы, в том числе инновационные», а основные затруднения у авторов-составителей РПВ возникли при разработке раздела «Основные направления самоанализа воспитательной работы», на это указали 82-87% опрошенных. Учитывая то, что самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и ежегодно проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания с последующим их решением [11], к началу учебного года в 74% образовательных организаций данный раздел находился в стадии научно-практического обоснования и содержательной разработки.

Таблица 1

Направления воспитательной работы, которые определены в качестве ключевых в рабочих программах воспитания (% от общего числа образовательных организаций)

Направления воспитательной работы Доля ОО (%)

1. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 86

2. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 86

3. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 81

4. Гражданское воспитание 78

5. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 71

6. Экологическое воспитание 69

7. Приобщение детей к культурному наследию 58

8. Поддержка семейного воспитания 56

9. Популяризация научных знаний среди детей 42

10. Все направления представлены в равной степени (ответ малокомплектных сельских школ) 15

Таблица 2

Распределение ответов на открытый вопрос «Наиболее типичные проблемы и затруднения образовательных организаций при разработке рабочих программ воспитания»

Наиболее типичные проблемы и затруднения при разработке рабочих программ воспитания Доля ответов (%)

Разработка раздела «Основные направления самоанализа воспитательной работы». Отсутствие четких критериев самоанализа воспитательной работы 87

Разработка оценочного инструментария для оценки эффективности реализации программы воспитания 82

Загруженность классных руководителей 80

Учет интересов всех субъектов воспитательного процесса, выбор приоритетных для ОО модулей 76

Большой поток конкурсов и проектов от разных организаций, которые не спланированы в начале учебного года 75

Распределение традиционных коллективных творческих дел, комплексных мероприятий ОО в конкретные рекомендуемые модули рабочей программы воспитания 68

Трудности в определении диагностируемости цели (наличие критериев и способов оценки достижения целей и поставленных задач) 67

Отсутствие рекомендаций по мониторингу и критериям оценивания деятельности школы и классных руководителей в рамках программы воспитания 64

Недостаточное количество методических разработок и рекомендаций для создания рабочих программ воспитания 62

Обеспечение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия организаций и специалистов, имеющих отношение к воспитанию подрастающего поколения 58

Разработка календарных планов для разных уровней образования 46

Недостаточная систематизация имеющейся практики воспитания в ОО 45

Отсутствие в примерной программе воспитания модулей по актуальным вопросам воспитания обучающихся: по профилактике безнадзорности и правонарушений, по формированию у обучающихся здорового и безопасного образа жизни 38

Двухсменный режим работы ОО, нехватка помещений и др. не позволяют в полной мере реализовать инновационные практики 36

Формирование плана воспитательной работы по модулям 32

Критерии оценивания работы классного руководителя 32

Взаимосвязь теории и практики воспитания, соотнесение заявленных в основной части программы направлений, форм и содержания деятельности школы, их конкретизация в планах воспитательной работы классных руководителей 26

Следует учитывать, что оценка качества воспитания школьников не является оценкой конкретного ребенка и производится на основе неперсонифицированных диагностических методик для выявления проблемного поля школьного воспитания и совершенствования воспитательной деятельности педагогов. Ведущими методами при этом являются: экспертные суждения (родителей, партнеров образовательной организации); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности, различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста, самооценочные суждения детей [13].

Однако эта группа требований при разработке системы диагностических исследований

большинством образовательных организаций не учитывалась.

В таблице 3 представлено распределение ответов на открытый вопрос «Наиболее явные риски для реализации рабочих программ воспитания». Отвечая на этот вопрос, респонденты отмечают риски, обусловленные не только внешними причинами (по отношению к педагогическим коллективам), но и причинами внутренними.

Организационно-управленческие механизмы реализации РПВ предусматривают: привлечение субъектов общественно-государственного управления школой к созданию условий для реализации РПВ; защиту и обсуждение программ с привлечением широкого круга общественности; развитие механизмов эффек-

Таблица 3

Наиболее явные риски для реализации рабочих программ воспитания

Наиболее явные риски для реализации рабочих программ воспитания Доля ответов (%)

Неготовность родителей стать полноправными участниками образовательных отношений при реализации рабочей программы воспитания 71

Низкая мотивация педагогов и классных руководителей 67

Невозможность выполнения плана воспитательной работы в полном объеме из-за ограничительных мер в связи с пандемией 62

Участие школы в мероприятиях сторонних ведомств и по инициативам «сверху» 54

Недопонимание классными руководителями цели внедрения программы воспитания, сопротивление нововведениям 52

Отсутствие финансирования для прохождения педагогами курсов повышения квалификации и переподготовки по дополнительным профессиональным программам 43

Изменение кадрового состава классных руководителей в течение года (замена или смена классного руководителя) 38

тивного взаимодействия школы с социальными партнерами по вопросам воспитания и образования детей в современных условиях; совершенствование системы наставничества; организацию тематических площадок по реализации программ на открытых форумах образовательного сообщества; совершенствование системы стимулирования и мотивации педагогических работников к воспитательной работе; внесение изменений в локальные акты по классному руководству, по внеурочной деятельности.

Научно-методическое сопровождение разработки и реализации РПВ предполагает: формирование банка данных лучших инновационных практик воспитания и их распространение; популяризацию педагогического и управленческого опыта; использование метода управления проектами на этапе введения и реализации программы; организацию адресного повышения квалификации по вопросам воспитания и методики воспитательной работы; повышение профессиональной компетентности классных руководителей по развитию классного самоуправления, применению педагогами эффективных технологий, форм деятельности в классном и школьном коллективах, использование при планировании воспитательной деятельности диагностических и аналитических материалов; промежуточный мониторинг реализации рабочих программ, своевременная корректировка по мере необходимости и выявления проблем и рисков в дальнейшем; привлечение родителей к реализации вариативных модулей рабочей программы воспитания. Выводы:

• Педагогическими коллективами образовательных организаций разработаны рабочие программы воспитания, которые в соответ-

ствии со структурой примерной программы воспитания РАО включают четыре основных раздела: «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» (краткое описание специфики деятельности школы в сфере воспитания); «Цель и задачи воспитания» (в разделе на основе базовых общественных ценностей формулируются цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели); «Виды, формы и содержание деятельности» (раздел, описывающий способы достижения поставленных цели и задач воспитания); «Основные направления самоанализа воспитательной работы» (содержание раздела определяется школой, осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания для последующего их решения).

Подавляющее большинство общеобразовательных организаций в качестве ключевых направлений воспитательной работы выделяют: «Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности», «Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей», «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья». В программах предусмотрены различные форматы воспитательной деятельности: комплексы ключевых школьных дел, внеурочная деятельность, реализация воспитательного потенциала урока, работа с родителями. В рабочие программы воспитания включены направления деятельности, учитывающие специфику работы с такими категориями детей, как дети, входящие в группу риска,

одаренные дети, дети-инвалиды, дети с ОВЗ, дети с девиантным поведением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• В целом представленные на экспертизу рабочие программы воспитания при единой структуре имеют достаточно разный качественный содержательный уровень — большая часть представляет собой калькированный текст примерной программы воспитания с небольшой конкретизацией направлений воспитания и содержания инвариантных и вариативных модулей; вторая группа представлена программами, в которых корректно расписано содержание инвариантных и вариативных модулей, конкретизированных с учетом специфики работы образовательной организации. Вместе с тем и в первом, и во втором случае предлагаемая педагогическими коллективами специфика реализации РПВ сводится к обоснованию нормативно-правового, организационно-управленческого и кадрового обеспечения. Информационно-технологическое обеспечение — организация на современной технологической базе информационной поддержки реализации РПВ с привлечением региональных ресурсов (СМИ, интернет-сайты, страницы сайтов образовательных организаций,

интернет-конференции, вебинары, форумы) — отражено в программах лишь частично, а мониторинговое обеспечение программы, предполагающее комплексную оценку качественных и количественных показателей эффективности воспитания и социализации обучающихся, практически не представлено. С нашей точки зрения, данная особенность проявляется как объективный показатель первого этапа — этапа разработки и апробации программ. Основные сложности образовательные организации связывают с внешними факторами и возможными рисками, что указывает на слабое представление педагогических коллективов о масштабах и трудоемкости качественных изменений, обусловленных реализацией РПВ. Рассматривая РПВ в координатах поддержки личностного развития, формирования позитивных ценностей и установок в целенаправленно организуемой образовательной и социально значимой деятельности, выбора и самоопределения личности, следует признать реализацию рабочих программ воспитания одной из радикальных инноваций современной системы российского образования.

Список источников

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 02.02.2021).

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. — URL: http:// static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 20.06.2021).

3. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р. — URL: http://static. government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfgovernment.ru/docs/14494/ (дата обращения: 25.08.2021).

4. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года № 2950-р. — URL: http://static.government. ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf (дата обращения: 22.06.2021).

5. План основных мероприятий до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства: утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р. — URL: http://static.government.ru/media/files /3WkqE4GAwQXaIGxpAipFLmqCYZ361Kj0.pdf (дата обращения: 14.06.2021).

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.06.2021).

7. О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012280006 (дата обращения: 04.06.2021).

8. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях: письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях». — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74073067/ (дата обращения: 14.06.2021).

9. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года: постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 №2 900-ПП. URL: — https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.06.2021).

10. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Да-нилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — URL: https://txts.mgou.ru/06.07.2016/Kontseptsiya.pdf (дата обращения: 20.06.2021).

11. Круглов, В. В. Самоанализ воспитательной работы в школе. — URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/10/ samoanaliz-sostoyaniya-vospitatelnoj-raboty-v-shkole.pdf (дата обращения: 16.06.2021).

12. Примерная программа воспитания. — URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 26.06.2021).

13. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях города Москвы: методическое пособие / Л. В. Алиева, Д. В. Григорьев, Н. Л. Селиванова, И. В. Степанова, П. В. Степанов; МКЦО, ИТИП РАО. — Москва: [б. и.], 2010. — 55 с.

References

1. O vnesenii izmenenii v Federalnyi zakon «Ob obrazovanii v Rossii-skoi Federatsii» po voprosam vospitaniia obuchaiush-chikhsia: Federalnyi zakon ot 31 iiulia 2020 g. № 304-FZ [On the amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students: Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ]. Retrieved 02 February, 2021, from http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788

2. Gosudarstvennaia programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Ros-siiskoi Federatsii na 2016-2020 gody»: utverzh-dena Postanovleniem Pravi-telstva Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabria 2015 g. № 1493 [State program "Patriotic education the Russian Federation citizens for 2016-2020": approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 No. 1493]. Retrieved 20 June, 2021, from http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzV kH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

3. Kontseptsiia gosudarstvennoi semeinoi politiki v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: utverzhdena Postanovleniem Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 25 avgusta 2014 goda № 1618-r [The concept of the state family policy in the Russian Federation for the period up to 2025: approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of August 25, 2014 No. 1618-r]. Retrieved 25 August, 2021, from http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsK AErrx2dE4q0ws.pdfgovernment.ru/docs/14494/

4. Kontseptsiia razvitiia dobrovolchestva (volonterstva) v Rossiiskoi Fe-deratsii do 2025 goda: utverzhdena rasporiazheniem Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 27 dekabria 2018 goda № 2950-r [The concept of the development of volunteering in the Russian Federation until 2025: approved by the order of the Government of the Russian Federation dated December 27, 2018 No. 2950-r]. Retrieved 22 June, 2021, from http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HCl CGR8esYBYgq.pdf

5. Plan osnovnykh meropriiatii do 2027 goda, provodimykh v ramkakh Desia-tiletiia detstva: utverzhden rasporiazheniem Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 23 ianvaria 2021 g. № 122-r [The plan of major events until 2027, carried out within the framework the Childhood Decade: approved by the order of the Government of the Russian Federation dated January 23, 2021 No. 122-r]. Retrieved 14 June, 2021, from http://static.government.ru/media/files/3WkqE4GAwQXaIGxpAipFLmq CYZ361Kj0.pdf

6. Strategiia razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: utverzhdena rasporiazheniem Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 29 maia 2015 g. № 996-r [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: approved by the order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r]. (2015, June 8). RG. Retrieved June 20, 2021, from https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

7. O vnesenii izmenenii v nekotorye federalnye gosudarstvennye obra-zovatelnye standarty obshchego obrazovaniia po voprosam vospitaniia obuchaiushchikhsia: prikaz Ministerstva prosveshcheniia Rossiiskoi Federatsii ot 11 dekabria 2020 g. № 712 [On amendments to a number of federal state educational standards of general education on character formation in learners: order of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 11, 2020 No. 712]. Ofitsialnyi internet-portal pravovoi informatsii. Retrieved 04 June, 2021, from http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012280006

8. Metodicheskie rekomendatsii organam ispolnitelnoi vlasti subieektov Rossiiskoi Federatsii, osushchestvliaiushchim gosu-darstvennoe upravlenie v sfere obrazovaniia, po organizatsii raboty pedagogicheskikh rabotnikov, osushchestvliaiu-shchikh klassnoe rukovodstvo v obshcheobrazovatelnykh organizatsiiakh: pismo Mini-sterstva prosveshcheniia RF ot 12 maia 2020 g. № VB-1011/08 «O metodicheskikh re-komendatsiiakh» [Methodological recommendations to the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation, exercising public administration in the field of education, on the organization of the work of pedagogical workers who carry out class leadership in general educational organizations: letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 12, 2020 No. VB-1011 / 08 "On methodological recommendations"]. Garant. Informatsionno-pravovoi portal. Retrieved 14 June, 2021 from https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74073067/

9. Strategiia razvitiia vospitaniia v Sverdlovskoi oblasti do 2025 goda: post-anovlenie Pravitelstva Sverdlovskoi oblasti ot 07.12.2017 №2 900-PP [Strategy for the development of education in the Sverdlovsk region until 2025: Decree of the Government of the Sverdlovsk region of December 7, 2017 No. 2 900-PP]. (2015, June 8). RG. Retrieved June 1, 2021, from https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

10. Daniliuk, A. Ya., Kondakov, A. M. & Tishkov, V. A. (2009). Kontseptsiia dukhovno-nravstvennogo razvitiia i vospitaniia lichnostigrazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and character formation of the personality of a Russian citizen]. Retrieved June 20, 2021, from https://txts.mgou.ru/06.07.2016/Kontseptsiya.pdf

11. Kruglov, V. V. (s.a.). Samoanaliz vospitatelnoiraboty vshkole [Self-analysis of educational work at school]. Retrieved June 16, 2021, from https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/10/samoanaliz-sostoyaniya-vospitatelnoj-raboty-v-shkole.pdf

12. Primernaia programma vospitaniia [Approximate program of character formation]. Institut strategii razvitiia obrazovaniia. Retrieved June 26, 2021, from http://form.instrao.ru/

13. Alieva, L. V., Grigorev, D. V., Selivanova, N. L., Stepanova, I. V. & Stepanov P. V. (2010). Otsenka kachestva vospitaniia v obrazovatelnykh uchrezhdeniiakh goroda Moskvy: metodicheskoe posobie [Assessment of education quality in Moscow educational institutions: a methodological guide]. Moskva: [s.n.].

Информация об авторе

Анатолий Валерьевич Уткин

Российский государственный профессионально-педагогический университет, профессор кафедры педагогики и психологии,

доктор педагогических наук, Екатеринбург, Россия, ava-utkin@yandex.ru

Information about the author

A. V. Utkin

Russian State Vocational Pedagogical University, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Doctor of Pedagogical

Sciences, Yekaterinburg, Russia, ava-utkin@yandex.ru

P

P

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.