Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА / СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсакова А. А.

В статье рассмотрены современные нормативные требования к организации воспитательной работы в учреждениях высшего образования. Описан опыт по разработке и реализации воспитательной программы на базе Института педагогики и психологии Костромского государственного университета. Обозначены потенциалы формирования социальной креативности студентов. Описаны подходы к определению направлений и событийной структуры воспитательной программы вуза. Приведены критерии, показатели и методы, с помощью которых оценивается эффективность реализованной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсакова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE MENTORING PROGRAM AT UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE SOCIAL CREATIVITY FORMATION AMONG STUDENTS

The article deals with modern regulatory requirements for the organization of mentoring work in educational institutions of higher education, and provides a description of the mentoring program development and implementation in the Institute of Pedagogy and Psychology at Kostroma State University. The author indicates the potentials of the social creativity development among university students; describes approaches to the direction definitions and event structure of the university mentoring program, gives criteria, indicators and methods for evaluating the effectiveness of the program implementation.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 237-248. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 3 (114), pp. 237-248.

Научная статья УДК 37.013.42

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-19

Разработка и реализация воспитательной программы вуза в контексте формирования социальной креативности студентов

Анастасия Александровна Корсакова

Костромской государственный университет, Кострома, Россия

korsakova.a.a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6701-1076

Аннотация. В статье рассмотрены современные нормативные требования к организации воспитательной работы в учреждениях высшего образования. Описан опыт по разработке и реализации воспитательной программы на базе Института педагогики и психологии Костромского государственного университета. Обозначены потенциалы формирования социальной креативности студентов. Описаны подходы к определению направлений и событийной структуры воспитательной программы вуза. Приведены критерии, показатели и методы, с помощью которых оценивается эффективность реализованной программы. Ключевые слова: высшее образование, программа воспитания, воспитательная деятельность в образовательных организациях высшего образования, субъектная позиция студента, социальная креативность

Благодарность. Работа выполнена под руководством доктора психологических наук, профессора А. Г. Самохваловой.

Для цитирования: Корсакова А. А. Разработка и реализация воспитательной программы вуза в контексте формирования социальной креативности студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 237-248. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-19.

Development and implementation of the mentoring program at university in the context of the social creativity formation among students

Anastasiya A. Korsakova

Kostroma State University, Kostroma, Russia

korsakova.a.a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6701-1076

Abstract. The article deals with modern regulatory requirements for the organization of mentoring work in educational institutions of higher education, and provides a description of the mentoring program development and implementation in the Institute of Pedagogy and Psychology at Kostroma State University. The author indicates the potentials of the social creativity development among university students; describes approaches to the direction definitions and event structure of the

e Корсакова А. А., 2023

university mentoring program, gives criteria, indicators and methods for evaluating the effectiveness of the program implementation.

Keywords: higher education, mentoring program, mentoring activities in educational institutions of higher education, student's subjective position, social creativity

Acknowledgments. The work was carried out under the supervision of Doctor of Psychological Sciences, Professor A. G. Samokhvalova.

For citation: Korsakova A. A. Development and implementation of the mentoring program at university in the context of the social creativity formation among students. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 3 (114), pp. 237-248. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-19.

Введение

Воспитанию молодежи в соответствии с принятыми в современном обществе социальными нормами, с ориентацией на культурное наследие страны и гражданское самосознание уделяется особое внимание как в общественной, так и в государственной повестке1. Важность организации целенаправленной воспитательной работы в студенческой среде подчеркивается не только в общественном и научном дискурсе, но и на нормативном уровне. Так, в 2020 году в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»2 были внесены изменения по вопросам воспитания обучающихся3. Согласно внесенным правкам, с 1 сентября 2021 года в структуру образовательных программ высшего образования (программы бакалавриата и специ-алитета) должны входить рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной работы. Введенные нормы послужили толчком для преобразования воспитательной системы Костромского госуниверситета, затронув, в первую очередь, организаторов воспитательной деятельности на уровне институтов.

Основанием для разработки рабочих программ воспитания ОПОП (основных профессиональных образовательных программ) стала утвержденная в 2020 году Концепция воспитательной деятельности КГУ на 2020-2025 годы4. Особого внимания заслуживают сформулированные в Концепции стереотипные убеждения в области осуществления воспитательной работы, среди которых:

1 Воронцова А. В. и др. Методика педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / под редакцией А. Г. Самохваловой. Кострома: КГУ, 2018. 180 с.

2 Статья 6242. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50.

3 Статья 5063. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон № 304-Ф3: [принят Государственной думой 22 июля 2020 года: одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31.

4 Концепция воспитательной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Костромской государственный университет» на 2020-2025 гг. // Костромской государственный университет. 2022. URL: https://ksu.edu.ru/files/Svedeniya_ob_organisacii/Dokumenty/Normative%20docs/5_1_konc-vospitatelnoy-deyatelnosti.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

- понимание воспитания как отдельного самостоятельного процесса, не связанного с другими видами деятельности в вузе (учебной, научной, исследовательской);

- отношение к воспитательной работе как к дополнительной, необязательной деятельности;

- представление об университетском воспитании как о внеаудиторной активности, связанной преимущественно с досугом студентов.

Дополнить сложившуюся на протяжении последних лет картину воспитательной деятельности в вузах можно, обратившись к методическим рекомендациям по организации воспитательной работы в ООВО (образовательных организациях высшего образования)1, где указаны следующие устаревшие черты воспитательной системы вузов:

- дробность воспитательного процесса, изолирование воспитательных событий по направлениям (патриотическое, спортивное, творческое и т. д.);

- фрагментарность мероприятий, не объединенных общими идеями и не отвечающих интересам и потребностям молодежи;

- предпочтение парадных, массовых мероприятий, не несущих воспитательной нагрузки для большинства задействованных в них студентов.

Эти характеристики находят свое отражение в реальной практике воспитательной работы вузов, в том числе до недавнего времени и в деятельности Костромского госуниверситета. Такие подходы объективно снижали качество воспитательной работы и не соответствовали объективным задачам подготовки нового поколения к

~ 2 продуктивной инновационной деятельности .

Актуальную задачу системы высшего образования мы видим в формировании субъектной позиции студентов, ориентированных на сознательное самосовершенствование и преобразование окружающей реальности в соответствии с нравственными смыслами3. Немаловажной для современного человека является способность гибко планировать модели своего поведения на основе анализа социального контекста, принимать решения, прогнозировать, соотносить результат действия с выдвигаемой целью. Для характеристики такого интегративного качества личности, которое бы включало способность оперативно находить и применять оригинальные, эффективные и социально приемлемые методы для решения актуальных задач межличностного взаимодействия нами было предложено использовать понятие «социальная

1 Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 2021. URL: https://inlnk.ru/kXmYKO (дата обращения: 17.01.2023).

2 Статья 3357. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства № 996-р. [утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 23.

3 Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва: МПСИ, 2010. 448 с.

креативность личности»1. Именно такие ориентиры воспитательной работы стали контекстом для изменений, вносимых в воспитательную программу.

Основы формирования социальной креативности студентов

Понимание социальной креативности (далее - СКр) как интегративного качества предполагает наличие целого комплекса личностных характеристик и способностей, составляющих сущность данного феномена и имеющих определенное функциональное значение в процессе межличностного взаимодействия. Уровень сформированно-сти СКр может быть оценен по трехуровневой системе:

- пассивно-ригидный уровень характеризуется пассивностью и стереотипностью социального поведения, затрудненностью в планировании и прогнозировании социального взаимодействия, предсказуемостью поведенческих сценариев;

- избирательный уровень выражается в ситуативном интересе к оригинальному самовыражению, способности предложить несколько прогнозов социальной ситуации, способности гибко реагировать на социальный контекст при внешней поддержке, использовании различных сценариев поведения из уже освоенного арсенала;

- активно-творческий уровень отличается активностью и оригинальностью социального взаимодействия, способностью к выбору неочевидных сценариев поведения, предпочтением творческой импровизации во взаимодействии, наличием богатого поведенческого репертуара.

В вопросах формирования СКр особое значение придается студенческому возрасту как этапу личностного и профессионального становления. Этот период отличается высокой динамикой психологических и социальных изменений, которые можно отнести к внутренним потенциалам формирования социальной креативности. Среди них можно выделить: развитие критического мышления, формирование компетенций социального взаимодействия, обогащение опыта коммуникации.

Внешние потенциалы формирования СКр следует искать среди особенностей той социальной среды, в которой взаимодействуют студенты. Поэтому при разработке воспитательной программы вуза следует обратиться к специфическим характеристикам среды высшей школы, определяющим успешность формирования социальной креативности студентов.

Эмоциональная комфортность университетского сообщества возникает благодаря общности интересов и способов организации жизнедеятельности студентов, их возрастной и интеллектуальной однородности.

Многообразие сфер деятельности студентов определяется на уровне нормативного регулирования (ФГОС ВО, ОП ВО и др.) и подразумевает включение студентов в учебное, практическое, научно-исследовательское, воспитательное направления. Дополнительные возможности для самореализации можно получить в творческой и спортивной деятельности, социальном служении, гражданских инициативах, профессиональном становлении, предпринимательстве, медийном пространстве.

1 Корсакова А. А. Преемственность системы общего, дополнительного и профессионального образования как механизм формирования социальной креативности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. Кострома, 2020. Т. 26, № 4. С. 25-32.

240 ISSN 1994-0637 (print)

Возможность выбора видов, форм и способов решения социальных задач обеспечивается низкой регламентированностью образовательного процесса вуза, ориентированностью на самостоятельность студента, смещением акцента оценивания и контроля с процесса на результат.

Неопределенность событий и открытость обществу выражается в интенсивности и множественности контактов с широким спектром социальных партнеров вузов. Зачастую в реализации партнерских соглашений принимают участие сами студенты.

Взаимообогащающее взаимодействие с различными субъектами, общностями и коллективами заключается в субъект-субъектных равноправных взаимоотношениях участников образовательного процесса; богатом выборе партнеров для совместной деятельности в рамках выбранного направления; в возможности смены статусов и их многообразии (староста, практикант, стажер, молодой ученый, волонтер и т. д.).

В исследованиях, посвященных формированию креативных качеств студентов вуза, отмечается необходимость наличия трех компонентов для данного процесса: творческой среды, творческой личности и творческого процесса. Именно реализация воспитательной программы вуза способна обеспечить насыщенное коммуникативное творческое взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Практика реализации программы воспитания в Институте педагогики и психологии (ИПП) Костромского государственного университета

Новые требования общества, актуальные задачи формирования социальной креативности и субъектной позиции студентов, устаревание стереотипных принципов построения воспитательных систем, усиление фрагментарности воспитательного процесса внутри отдельного структурного подразделения вуза привели к необходимости разработать актуальную программу по воспитательной работе в ИПП. Уникальность опыта по трансформации воспитательной деятельности именно в этом институте (одного из восьми институтов Костромского госуниверситета) заслуживает особого внимания в связи с наличием особых потенциалов подразделения.

Во-первых, педагогический коллектив института имеет положительный опыт реализации комплексной программы сопровождения «Палитра фестивалей», разработанной около 20 лет назад, но утратившей свою актуальность на сегодняшний день. Во-вторых, локальное расположение института в отдельном здании упрощает трансляцию профессиональных норм, идей, ценностей и образа жизни, обеспечивает их интериоризацию студентами. В-третьих, преподавателями института ведется подготовка студентов по так называемым «помогающим» профессиям (педагоги, дефекто-логи, психологи, специалисты по социальной работе). Поэтому профессорско-преподавательский состав имеет не только богатый опыт осуществления воспитательной деятельности в образовательных организациях различного типа, но и научный фундамент в этой сфере.

Определение приоритетных направлений воспитательной работы в институте строилось на анализе нескольких программно-методических документов (см. табл. 1).

Таблица 1

Направления воспитательной работы в ООВО

Комплексная программа воспитания «Палитра фестивалей», реализуемая с 2003 г. Концепция воспитательной деятельности ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» на 2020-2025 гг. Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы ООВО Министерства науки и высшего образования РФ, 2021 год

Направления внеаудиторной деятельности института Направления воспитательной деятельности в университете Направления воспитательной работы в ООВО

- профессиональная ориентация; - творческое развитие; - добровольчество; - художественная самодеятельность; - научная деятельность; - спортивная деятельность - профессиональное воспитание (развитие компетенций и талантов обучающихся); - поддержка молодежных инициатив (организация деятельности студенческих объединений, в том числе студенческого самоуправления); - формирование позиции ответственного гражданина и патриота; - профилактика негативных явлений в молодежной среде; - сохранение и укрепление здоровья обучающихся - гражданское; - патриотическое; - духовно-нравственное; - физическое; - экологическое; - профессионально-трудовое; - культурно-творческое; - научно-образовательное

В соответствии с идеей целостности и неделимости воспитательного процесса нами были определены четыре смысловых вектора воспитательной деятельности в институте, которые включают все отраженные в ОПОП направления:

1) поддержка молодежных инициатив (гражданское и экологическое направления);

2) профессиональное воспитание (научно-образовательное, профессионально-трудовое направления);

3) культурно-творческое развитие (патриотическое, духовно-нравственное, культурно-творческое направления);

4) сохранение и укрепление здоровья обучающихся (физическое направление).

Событийная структура воспитательной вузовской программы (см. табл. 2) имеет

формат матрицы, отражающей перечень мероприятий, предлагаемых для студентов каждого курса, а также смену ролевой позиции и логику формирования у студентов опыта самостоятельной деятельности.

Таблица 2

Матрица воспитательных событий программы воспитания ИПП

Реализуются в рамках ОПОП Реализуются воспитательной службой Института Осенний семестр Весенний семестр

Ролевые позиции в области профессиональной ориентации Ролевые позиции в области гражданской и личностной самореализации События, обеспечивающие социальные пробы студентов в заданной ролевой позиции События, заключающиеся в самостоятельной практической деятельности в рамках ролевой позиции

1 курс Погружение в профессию Зритель, участник События События

2 курс Погружение в профессиональные технологии Созидатель, активист События События

3 курс Погружение в научную деятельность Инициатор, организатор События События

4, 5 курсы Погружение в трудовую сферу Специалист, наставник, консультант События События

Такой подход к планированию гибкого и вариативного участия студентов в событиях института создает дополнительные возможности для обеспечения оригинального и нестандартного социального взаимодействия студентов с другими субъектами воспитания.

Ролевая динамика обучающегося формирует его субъектную позицию, способность к трансформации. По мере адаптации воспитательной системы к новым программным подходам в данную матрицу могут включаться новые события, которые обеспечат достаточность и/или избыточность воспитательных возможностей для каждого студента. Такая мобильность и динамичность воспитательного процесса представляется нам как эффективное условие развития социальной креативности обучающихся.

Формы и методы организации событий, включаемых в матрицу, должны отвечать потребностям современной молодежи, естественным образом вплетаясь в их интересы. Состав участников может формироваться по разным критериям, таким как: принадлежность к академической группе, направлению подготовки, курсу, студенческому объединению, сообществу по интересам.

Эффективными для формирования компетенций социального взаимодействия и СКр признаются технологии, способствующие приобретению опыта по постановке задач и поиску их эффективного неординарного решения в средней и далекой перспективе. Таким ресурсом обладает студенческое самоуправление, которое при-

знается одним из ключевых механизмов организации воспитательной работы в вузах. Увеличение количества студенческих сообществ с уникальными целями и содержанием деятельности является самым очевидным путем для обеспечения индивидуального сопровождения треков развития и реализации студентов. Оценка эффективности реализации воспитательной программы Одним из инструментов управления воспитательной программой института выступает мониторинг процесса и результатов воспитательной деятельности (см. табл. 3).

Таблица 3

Критерии и методы оценки процесса воспитательной деятельности

Критерии оценки процесса воспитания Методы оценки процесса воспитания

Качественные критерии: - качество, разнообразие и доступность воспитательных событий и мероприятий института; - вовлеченность обучающихся в воспитательную деятельность института (заинтересованность, инициатива, отзывчивое участие); - информационная насыщенность образовательной среды; - использование сетевого взаимодействия и социального партнерства; - участие студенческого самоуправления в работе коллегиальных органов по обсуждению вопросов воспитания ООВО - экспертная оценка; - анкетирование студентов и преподавателей; - интервью

Количественные критерии: - степень вовлеченности студентов в воспитательную деятельность; - степень вовлеченности преподавателей в воспитательную деятельность; - динамика социальной активности студенческой молодежи - анализ статистических данных

Наиболее показательной является динамика количественных критериев оценки воспитательного процесса в ИПП. В табл. 4 представлены статистические данные, относящиеся к трем временным точкам: 2017 - 2018 учебный год характеризуется отсутствием актуальной программы воспитания в институте; 2020 - 2021 учебный год демонстрирует показатели воспитательного процесса в период жестких ограничений, связанных с пандемией соу1^19; 2021 - 2022 учебный год - начало реализации описанной программы воспитания в ИПП.

Таблица 4

Динамика количественных показателей оценки эффективности воспитательного

процесса ИПП

Мониторинговые критерии Показатели 2017 -2018 уч. год 2020 -2021 уч. год 2021 -2022 уч. год

Степень вовлеченности студентов в воспитательную деятельность Количество первокурсников, регулярно принимающих участие в воспитательных событиях (доля от курса, %) 17,5 % 15,8 % 31,7 %

Количество студентов выпускных курсов, регулярно принимающих участие в воспитательных событиях (доля от курса, %) 11 % 7 % 23 %

Количество студентов-участников воспитательных событий (сумма не уникальных участников, чел.) 845 чел. 670 чел. 1135 чел.

Степень вовлеченности преподавателей в воспитательную деятельность Количество преподавателей, регулярно участвующих в воспитательных событиях (доля от ППС, %) 10,9 % 9,6 % 21,9 %

Динамика социальной активности студенческой молодежи Количество событий, инициированных студентами (доля от общего числа событий, %) 9 % 3,6 % 13,5 %

Приведенные в таблице данные демонстрируют значительный прирост участников и организаторов воспитательных событий, что в первую очередь связано с началом целенаправленной деятельности по трансформации воспитательной среды института. Дополнительным фактором, обуславливающим рост показателей, на наш взгляд, является возвращение к очным форматам взаимодействия и снятие напряженности из-за эпидемиологических ограничений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оценки качественных результатов воспитания нами будут использованы критерии, рекомендованные в Концепции воспитательной деятельности КГУ:

- уровень сформированное™ профессиональной культуры (отношение к осваиваемой профессии) обучающихся;

- уровень сформированности общекультурных (универсальных) компетенций.

Результаты сформированности СКр также будут выражаться в компетентностных

маркерах:

- студент готов самостоятельно справляться с нестандартными социальными ситуациями;

- студент ориентирован на поиск творческого инновационного решения социальных задач.

На данном этапе работы нами были разработаны бланки опросных методик и

проведен мониторинг первичных показателей по данным критериям, которые послужат отправной точкой дальнейших исследований эффективности воспитательной программы.

Выводы

Описанные подходы к разработке и реализации программы воспитания института демонстрируют попытку «примирить» стратегию государственной молодежной политики, курс на воспитание молодежи, принятый университетом, и конкретные ориентиры профессионального воспитания в рамках многочисленных образовательных программ.

Ключевыми характеристиками воспитательной программы института, которые не только отвечают новым нормативным требованиям, но и способствуют формированию социальной креативности студентов, являются:

- событийная насыщенность, достигаемая не масштабностью мероприятий, а большим набором разнообразной деятельности, предлагаемой для узкого круга заинтересованных субъектов образовательного процесса;

- коллективная самоорганизация студентов через создание новых студенческих сообществ по различным направлениям деятельности;

- сопровождение индивидуальных треков самореализации студентов не назначенными «сверху» кураторами академических групп, а значимыми и авторитетными для обучающихся наставниками за счет включения большего числа педагогов в организацию внеаудиторной деятельности (проектные команды, студенческие объединения, межпрофессиональные сборные и т. д.);

- гибкость и адаптивность матрицы воспитательных событий, позволяющая отказаться от «обязательных» мероприятий в пользу событий по запросу различных субъектов образовательного процесса, в том числе благодаря налаживанию системы обратной связи и мониторинга.

В результате разработки воспитательной программы был определен курс на сформированность социальной креативности студентов как интегративного качества личности, готовой к эффективному инновационному взаимодействию в социальной и профессиональной сферах.

Список источников

Воронцова А. В. и др. Методика педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / под редакцией А. Г. Самохваловой. Кострома: КГУ, 2018. 180 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва: МПСИ, 2010. 448 с.

Концепция воспитательной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Костромской государственный университет» на 2020 - 2025 гг. // Костромской государственный университет. 2022. URL: https://ksu.edu.ru/files/Svedeniya_ob_organisacii/Dokumenty/Normative%20docs/5_1_konc-vospitatelnoy-deyatelnosti.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

Корсакова А. А. Преемственность системы общего, дополнительного и профессионально-

го образования как механизм формирования социальной креативности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2020. Т. 26. № 4. С. 25-32.

Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 2021. URL: https://inlnk.ru/kXmYKO (дата обращения: 17.01.2023).

Статья 3357. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства № 996-р. [утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 23.

Статья 5063. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон № 304-ФЗ: [принят Государственной думой 22 июля 2020 года: одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31.

Статья 6242. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50.

References

Kontseptsiia vospitatel'noi deiatel'nosti Federal'nogo gosudarstvennogo biudzhetnogo obra-zovatel'nogo uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia «Kostromskoi gosudarstvennyi universitet» na 2020 - 2025 gg. [Concept of mentoring activity of FSFEI HE "Kostroma State University" for 20202025]. Kostroma: Kostromskoi gosudarstvennyi universitet. 2022. Available at: https://ksu.edu.ru/files/Svedeniya_ob_organisacii/Dokumenty/Normative%20docs/5_1_konc-vospitatelnoy-deyatelnosti.pdf (accessed: 17.01.2023).

Korsakova A. A. Preemstvennost' sistemy obshchego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovaniia kak mekhanizm formirovaniia sotsial'noi kreativnosti lichnosti [Continuity of the system of general, additional and professional education as a mechanism for the formation of the social creativity of the individual]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, no. 4, pp. 25-32.

Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke rabochei programmy vospitaniia i kalendarnogo plana vospitatel'noi raboty obrazovatel'noi organizatsii vysshego obrazovaniia [Methodological recommendations for the development of the mentoring program and the planning calendar of mentoring work of the educational organization of higher education]. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniia RossiiskoiFederatsii [Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation]. 2021. Available at: https://inlnk.ru/kXmYKO (accessed: 17.01.2023).

Stat'ia 3357. Strategiia razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: Rasporiazhenie Pravitel'stva № 996-r. [utverzhdeno rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 maia 2015 g.] [Article 3357. Strategy for the Development of Upbringing in the Russian Federation for the period until 2025: Government Order No. 996-r. [approved by the Order of the Government of the Russian Federation of 29 May 2015]]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Legislation Bulletin of the Russian Federation], 2015, no. 23.

Stat'ia 5063. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» po voprosam vospitaniia obuchaiushchikhsia: Federal'nyi zakon № 304-FZ: [priniat Gosudarstvennoi dumoi 22 iiulia 2020 goda: odobren Sovetom Federatsii 24 iiulia 2020 goda] [Article 5063. On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on Educating Students:

Federal Law No. 304-FZ: [adopted by the State Duma on 22 July 2020: approved by the Federation Council on 24 July 2020]]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Legislation Bulletin of the Russian Federation], 2020, no. 31.

Stat'ia 6242. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon № 273-FZ: [priniat Gosudarstvennoi dumoi 21 dekabria 2012 goda: odobren Sovetom Federatsii 26 dekabria 2012 goda] [Article 6242. On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ: [adopted by the State Duma on 21 December 2012: approved by the Federation Council on 26 December 2012]]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Legislation Bulletin of the Russian Federation], 2007, no. 50.

Vorontsova A. V. i dr. Metodika pedagogicheskogo soprovozhdeniia realizatsii Strategii razviti-ia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii [Methodology of pedagogical support for the implementation of the strategy for upbringing development in the Russian Federation; ed. by A. G. Samokhvalova]. Kostroma: KGU, 2018. 180 p.

Zimniaia I. A. Pedagogicheskaiapsikhologiia [Pedagogical psychology]. Moscow: MPSI, 2010. 448 p.

Сведения об авторе

Анастасия Александровна Корсакова - ассистент; https://orcid.org/ 0000-0002-6701-1076, korsakova.a.a@mail.ru, Костромской государственный университет (д. 17, ул. Дзержинского, 156005 Кострома, Россия); Anastasiya A. Korsakova - Assistant Lecturer; https://orcid.org/ 00000002-6701-1076, korsakova.a.a@mail.ru, Kostroma State University (17, ul. Dzerzhinskogo, 156005 Kostroma, Russia).

Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 10.04.2023; принята к публикации 17.04.2023.

The article was submitted 03.02.2023; Approved after reviewing 10.04.2023; Accepted for publication 17.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.