Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ЮНОШЕСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ / SOCIAL CREATIVITY / COMMUNICATIVE CREATIVITY / YOUTH / CONTINUITY / PROGRAM OF SUMMER RECREATION AND CHILDREN'S HEALTH IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корсакова Анастасия Александровна

В статье раскрывается сущность понятия «социальная креативность», предлагаются показатели и уровни сформированности социальной креативности. Описываются ресурсы загородных детских оздоровительных центров в формировании социальной креативности личности. Представлены результаты исследования, доказывающие возможность формирования социальной креативности средствами проектной деятельности. На выборке студентов 1 курса Костромского государственного университета показано, что юноши и девушки, имеющие опыт проектной деятельности в общеобразовательных школах и во временных детских объединениях, на этапе начала студенческой жизни в вузе проявляют более высокий уровень коммуникативной и социальной креативности, значимо реже испытывают вариативные коммуникативные трудности, способны эффективно взаимодействовать в команде и разрешать конфликтные ситуации. Делается вывод о том, что преемственность в системах общего, дополнительного и профессионального образования является важным механизмом социализации и формирования социальной креативности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF THE SYSTEM OF GENERAL, ADDITIONAL AND PROFESSIONAL EDUCATION AS A MECHANISM FOR THE FORMATION OF THE SOCIAL CREATIVITY OF THE INDIVIDUAL

The article reveals the essence of the concept of "social creativity", it offers indicators and levels of formation of social creativity. The resources of out-of-town children's health centres in the formation of social creativity of the individual are described. The results of the study are presented, proving the possibility of the formation of social creativity by means of project activities. On a sample of the 1st year students of Kostroma State University, it was shown that the young adult who have experience in project activities in general education schools and in temporary children's associations, at the stage of the beginning of their student life at university, show a higher level of communicative and social creativity, are significantly less likely to experience various communication difficulties, are able to effectively interact in a team and resolve conflict situations. It is concluded that continuity in the systems of general, additional and professional education is an important mechanism of socialization and the formation of social creativity of an individual.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-25-32 УДК 159.923

Корсакова Анастасия Александровна

Костромской государственный университет

преемственность системы общего, дополнительного и профессионального образования как механизм формирования социальной креативности личности

В статье раскрывается сущность понятия «социальная креативность», предлагаются показатели и уровни сформированности социальной креативности. Описываются ресурсы загородных детских оздоровительных центров в формировании социальной креативности личности. Представлены результаты исследования, доказывающие возможность формирования социальной креативности средствами проектной деятельности. На выборке студентов 1 курса Костромского государственного университета показано, что юноши и девушки, имеющие опыт проектной деятельности в общеобразовательных школах и во временных детских объединениях, на этапе начала студенческой жизни в вузе проявляют более высокий уровень коммуникативной и социальной креативности, значимо реже испытывают вариативные коммуникативные трудности, способны эффективно взаимодействовать в команде и разрешать конфликтные ситуации. Делается вывод о том, что преемственность в системах общего, дополнительного и профессионального образования является важным механизмом социализации и формирования социальной креативности личности.

Ключевые слова: социальная креативность, коммуникативная креативность, юношество, преемственность, программа летнего отдыха и оздоровления детей

Информация об авторе: Корсакова Анастасия Александровна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-6701-1076, Костромской государственный университет, Кострома, Россия

E-mail: korsakova.a.a@mail.ru

Дата поступления статьи: 23.10.2020

Для цитирования: Корсакова А.А. Преемственность системы общего, дополнительного и профессионального образования как механизм формирования социальной креативности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 25-32. DOI https://doi. org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-25-32

Anastasiya A. Korsakova

Kostroma State University

continuity of the system of general, additional AND professional EDucATioN AS A MEcHANISM For THE FoRMATioN of the social creativity of the individual

The article reveals the essence of the concept of «social creativity», it offers indicators and levels offormation of social creativity. The resources of out-of-town children s health centres in the formation of social creativity of the individual are described. The results of the study are presented, proving the possibility of the formation of social creativity by means of project activities. On a sample of the 1st year students of Kostroma State University, it was shown that the young adult who have experience in project activities in general education schools and in temporary children's associations, at the stage of the beginning of their student life at university, show a higher level of communicative and social creativity, are significantly less likely to experience various communication difficulties, are able to effectively interact in a team and resolve conflict situations. It is concluded that continuity in the systems of general, additional and professional education is an important mechanism of socialization and the formation of social creativity of an individual.

Keywords: social creativity, communicative creativity, youth, continuity, program of summer recreation and children's health improvement

Information about the author: Anastasiya A. Korsakova, graduate student, Kostroma State University, Kostroma, Russia

E-mail: korsakova.a.a@mail.ru

Article received: October 23, 2020

For citation: Korsakova A.A. Continuity of the system of general, additional and professional education as a mechanism for the formation of the social creativity of the individual. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 4, pp. 25-32 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-25-32

© Корсакова А.А., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

25

Постановка проблемы

Современные тенденции стремительного усложнения человеческой жизни в целом и общественных отношений в частности, а также постоянное возрастание количества социальных контактов подталкивает нас к необходимости целенаправленного формирования особых социальных навыков личности. На наш взгляд, именно социальная креативность как комплексная способность человека быстро определять цели социального взаимодействия, подбирать разнообразные пути решения социальных ситуаций и адекватно их реализовывать, гибко реагировать на изменяющиеся условия при взаимодействии с другими людьми позволяет современному человеку эффективно включаться в межличностные контакты.

Говоря о целенаправленном формировании социальной креативности личности, стоит отметить, что в этом процессе наше внимание обращено к юношескому возрасту. Вслед за Б.Г. Ананьевым мы считаем, что именно этот период становления человека является наиболее сензитивным для развития знаний, умений, навыков и личностных качеств, реализуемых в социальной сфере жизни [Ананьев: 34]. Б.Г. Ананьев, М.Г. Дзугкоева, М.Д. Степанова, Е.Ф. Рыбалко утверждают, что в юношеском возрасте личность достигает максимального результата в развитии психологических свойств и высших психических функций [Маклаков: 104], без которых невозможно представить полноценного и продуктивного межличностного взаимодействия в социальной сфере. Кроме того, в период юности у человека преобладает установка на взаимодействие с внешним миром, стремление испытать свою уникальность и ценность в социокультурном окружении [Адыкулов: 199]. Увеличение круга общения, появление новых социальных ролей, возрастание требований общества к выполнению социальных обязательств и функций, овладение полной палитрой эмоций, приобретение значимых отношений дружеского и романтического характера, возникновение рефлексивных навыков - все это становится предпосылками для наиболее эффективного формирования социальной креативности в период юношества.

Учитывая вышесказанное, организация целенаправленной педагогической деятельности по формированию социальной креативности личности, на наш взгляд, должна начинаться со среднего общего образования и продолжаться при получении молодыми людьми среднего профессионального или высшего образования. Соблюдение условия преемственности разных уровней образования в данном процессе объясняется потребностью накопления знаний и жизненного опыта межличностного взаимодействия в период ранней юности. Ведь без наличия социального багажа личность не достигнет

кульминации творческой продуктивности в социальной сфере.

Само понимание преемственности как педагогического условия образовательного процесса подразумевает, что на «выходе» из программы одного уровня выпускник уже обладает компетенциями, необходимыми для освоения последующей образовательной программы [Смолянинова, Иванов: 156]. В нашем исследовании преемственность реализуется за счет единой программы проектной деятельности по формированию социальной креативности личности, которая предполагает различный уровень сложности для старшеклассников и студентов. Использование этой программы обеспечивает последовательное освоение знаний, постепенный переход умений в прочные навыки взаимодействия, закрепление и углубленное понимание самой сущности социальной креативности как значимой способности личности, заинтересованность и готовность участников к уже знакомой, освоенной ранее деятельности. Таким образом, говоря о преемственности среднего общего, дополнительного и профессионального образования в формировании социальной креативности, мы имеем ввиду реализацию общего содержания программы с последовательным усложнением теоретической информации, повышением уровня требований к объему и глубине усвоения знаний, умений и навыков. Многие исследователи подтверждают эффективность преемственности как механизма, повышающего результативность целенаправленной педагогической деятельности по формированию необходимых качеств и способностей личности [Сердюкова: 131]. Преемственность способствует доступности учебного материала, прочности его усвоения, постепенному развитию познавательных возможностей обучающихся, обеспечивает системность в формировании знаний, умений и навыков.

Необходимость педагогического сопровождения в формировании социальной креативности на разных уровнях образования подталкивает нас к поиску новых возможностей межведомственного взаимодействия различных образовательных учреждений. Одну из таких возможностей мы видим во взаимосвязи школьных образовательных программ, программ летнего отдыха и оздоровления для старшеклассников и вуза. Вариант обеспечения преемственности в формировании социальной креативности посредством загородных детских оздоровительных центров имеет ряд преимуществ, отражающих специфику летнего отдыха, среди которых: получение молодыми людьми новых знаний и опыта в новых видах деятельности, их погружение в систему новых социальных связей, постоянное нахождение в коллективе сверстников. Таким образом, площадки летнего отдыха и оздоровления детей наравне с общеобразовательными учрежде-

ниями были использованы нами для обеспечения преемственности в системе «школьник - студент» на первом этапе формирования социальной креативности личности.

Особенности формирования социальной креативности личности

Определение сущности социальной креативности как относительно нового в психолого-педагогической литературе понятия ранее уже было представлено в публикациях, описывающих анализ смежных понятий и немногочисленных исследований в этой области [Корсакова, Самохвалова, Коваленко: 183]. Полученные данные позволяют нам определить социальную креативность как комплексную способность находить и применять оригинальные целесообразные решения задач межличностного взаимодействия, которая включает в себя систему взаимосвязанных компонентов: мотиваци-онного, когнитивного, коммуникативного, эмоционально-регулятивного, поведенческого и рефлексивного. Следовательно, формирование социальной креативности личности станет следствием формирования каждого из обозначенных компонентов.

Показатели и уровни сформированно

В научной литературе отражены различные точки зрения на процесс формирования социальной креативности, наиболее распространенная из которых отражена в работах Э.Д. Кондаковой: формированию социальной креативности будет содействовать интеграция процессов воспитания и обучения при фасилитирующей роли педагога [Кондракова: 171]. Таким образом, говоря о формировании социальной креативности, мы будем подразумевать целенаправленное развитии диапазона знаний, опыта и культуры молодых людей в области социального взаимодействия путем реализации педагогами совокупности форм и методов социально-ориентированной деятельности. Благодаря проведенному теоретико-методологическому исследованию сущности социальной креативности и ее структурных компонентов, мы выделяем следующие показатели сформированности социальной креативности личности, которые могут быть сформированы на трех уровнях: низкий, средний и высокий (табл. 1).

Опираясь на представленные показатели и уровни сформированности социальной креатив-

Таблица 1

социальной креативности личности

Компонент социальной креативности личности: мотивационный. Показатели: - степень активности в установлении социальных контактов; - стремление к самореализации в социальной сфере; - характер взаимодействия с социальной реальностью.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Пассивность в установлении социальных контактов, отсутствие четких представлений о возможностях самосовершенствования в социальной среде, зависимость от социальных стереотипов Ситуативный интерес к приобретению нового опыта взаимодействия с социальной реальностью, недостаточность стремления к личностному росту в социальной сфере, избирательность в новых социальных контактах Активность социального познания, устойчивое стремление к самореализации в социальной среде, ориентация на импровизированный, творческий характер взаимодействия с социальной реальностью

Компонент социальной креативности личности: когнитивный. Показатели: - наличие системы знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия; - способность интерпретировать поведение партнеров; - способность ставить цель социального взаимодействия; - разнообразие сценариев социального взаимодействия.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Отсутствие системы знаний конструктивного межличностного взаимодействия, затрудненность в прогнозировании развития социальной ситуации, слабая способность определения цели социального взаимодействия и путей ее достижения Наличие общих представлений о механизмах конструктивного взаимодействия, умение в большинстве случаев адекватно интерпретировать поведение партнеров, частичная стереотипность стратегий социального взаимодействия Наличие системы знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия, способность к моделированию разнообразных сценариев социального поведения в соответствии с поставленной целью и адекватным пониманием поведения партнера

Компонент социальной креативности личности: коммуникативный. Показатели: - владение вербальными и невербальными коммуникативными средствами; - степень коммуникативной активности; - степень выраженности коммуникативных трудностей.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Затрудненность в использовании вербальных и невербальных средств общения адекватно ситуации, наличие коммуникативных трудностей, пассивность в межличностном общении Фрагментарная способность к выбору коммуникативных средств адекватно ситуации общения, достаточная способность понимать собственные ошибки в общении, ситуативное проявление коммуникативной активности Устойчивое владение вербальными и невербальными коммуникативными средствами общения и их адекватное использование, способность осознавать и преодолевать коммуникативные трудности, коммуникативная активность и оригинально сть

Окончание таблицы 1

Компонент социальной креативности личности: эмоционально-регулятивный. Показатели: - степень эмоциональной открытости и естественности; - адекватность проявления эмоциональных реакций; - способность дифференцировать эмоциональные состояния партнеров.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Эмоциональная замкнутость, затрудненность в осознании и контроле своих эмоций, низкая способность дифференцировать чувства партнера Достаточная эмоциональная выразительность, наличие стандартного круга способов эмоционального самовыражения, адекватность проявления эмоциональных реакций наблюдается в большинстве случаев, способность понимать наиболее распространенные эмоциональные состояния партнеров Эмоциональная открытость и спонтанность, способность проявлять эмоциональные реакции адекватно социальной ситуации, умение поддерживать оптимальный эмоциональный фон благодаря эмоциональной чуткости

Компонент социальной креативности личности: поведенческий. Показатели: - разнообразие поведенческого репертуара; -способность гибко подстраиваться под требования социальной ситуации; - характер поведения в трудных социальных ситуациях.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Обладание ограниченным набором сценариев социального поведения, стандартность и предсказуемость поведения, избегание трудных, отклоняющихся от плана социальных контактов Модели социального взаимодействия часто носят стереотипный характер, периодически проявляется способность выбирать сценарий поведения, отклоняясь от намеченного плана взаимодействия, периодическое использование новых способов преодоления социальной трудности Наличие богатого поведенческого репертуара, регулярное использование неожиданных форм социального взаимодействия, позволяющих гибко подстраиваться под социальную реальность, готовность к решению сложных ситуаций межличностного взаимодействия благодаря подбору оптимальной модели поведения

Компонент социальной креативности личности: рефлексивный. Показатели: - способность к пониманию причин возникающих социальных трудностей; - умение определять, признавать и исправлять свои ошибки социального взаимодействия; - готовность к принятию самостоятельного решения относительно ситуаций социального взаимодействия.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Затрудненность в определении собственных ошибок и трудностей в социальном взаимодействии, нежелание признавать и исправлять ошибки поведения, избегание ситуаций, требующих принятия решения Достаточная способность к пониманию причин возникновения социальных трудностей, адекватное оценивание последствий собственных действий в большинстве случаев, готовность к ситуации самостоятельного выбора Способность адекватно оценивать, признавать и исправлять ошибки в социальных контактах, устойчивая готовность принимать взвешенные осознанные решения.

ности, можно говорить о том, что задачей педагога будет создание условий для планомерного продвижения обучающихся от низкого уровня сформиро-ванности каждого компонента к более высокому. Практическая необходимость реализации данного процесса подталкивает к поиску оптимальных возможностей системы образования. Такую возможность мы видим в обеспечении преемственности как механизма последовательного формирования социальной креативности личности, затрагивающего разные уровни образования.

Необходимость обеспечения преемственности, на наш взгляд, очевидна. Во-первых, при недостатке коммуникативных знаний, техник межличностного взаимодействия, эмпатических и саморегулятивных умений в ранней юности последующий творческий поиск новых сценариев социального взаимодействия значительно ограничен. Во-вторых, отсутствие непрерывности в формировании креативного потенциала личности приведет к утрате достигнутого ранее уровня развития и за-

медлению темпов его формирования в будущем. В связи с этим не следует забывать, что период ранней юности приходится еще на школьные годы, позволяющие сформировать базовые способности межличностного взаимодействия в условиях обучения в общеобразовательном учреждении. Но не только школа может обеспечить их формирование. На сегодняшний день создана широкая сеть учреждений дополнительного образования и загородных детских оздоровительных центров, чьи ресурсы позволят в наибольшей степени раскрыть креативные способности в области межличностного взаимодействия старшеклассников.

Исследования потенциала летних загородных программ указывают на уникальную возможность расширения позитивного социального опыта личности. Это происходит за счет нескольких факторов: погружения в новую социальную среду, включения в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми, приобщения к новым видам творческой деятельности, дистанцирования

от привычного, нередко неблагоприятного окружения [Мурашова: 15]. К тому же весь воспитательный процесс в лагере построен на коллективных началах, объединении вокруг общественно значимых интересов, совместной созидательной активности и идеи открытых, доверительных отношений [Кателина: 227]. Таким образом, одним из возможных условий формирования социальной креативности личности будет обеспечение преемственности не только среднего общего образования и вуза, но и программ летнего отдыха.

Поскольку под преемственностью в сфере образования нами понимается последовательная реализация единого содержания образования и применение единых форм и методов работы, мы разработали общую программу проектной деятельности по формированию социальной креативности старшеклассников и студентов. Проектная деятельность в данном случае выступает технологией обеспечения продуктивной активности воспитанников, поскольку в основе социальной креативности заложено активное познание и преобразование социальной действительности [Банюхова: 201]. Проведенное нами ранее теоретико-методологическое исследование возможности формирования социальной креативности средствами проектной деятельности позволяет сформулировать следующие преимущества метода проектов:

- творческий, изобретательский характер проектной деятельности, стимулирующий развитие креативного потенциала;

- специфический способ познания, основанный на прогнозировании возможных «белых пятен», способствующий усвоению широкого круга знаний и умений;

- возможность многовариантного решения заданной проблемы, стимулирующая поиск неординарных сценариев поведения;

- нематериальный характер проектной деятельности, работа с мысленными моделями, способствующая развитию социального воображения и прогнозирования;

- активное взаимодействие с социальной реальностью, способствующее приобретению опыта конструктивного межличностного взаимодействия.

Таким образом, преемственность в формировании социальной креативности личности будет осуществляться через реализацию программы проектной деятельности старшеклассников и студентов.

Процедура исследования

Вышеизложенные заключения позволяют выдвинуть исследовательскую проблему: является ли преемственность в общем и профессиональном образовании, а также в дополнительном и профессиональном образовании механизмом формирования социальной креативности личности?

Цель исследования: подтвердить, что преемственность общего, дополнительного и професси-

онального образования выступает эффективным механизмом формирования социальной креативности личности.

Объект: формирование социальной креативности личности в юношеском возрасте.

Предмет: преемственность в формировании социальной креативности личности средствами проектной деятельности в системе общего, дополнительного и профессионального образования.

Гипотетически мы предположили, что обеспечение преемственности системы общего, дополнительного и профессионального образования повысит эффективность формирования социальной креативности личности средствами проектной деятельности.

Выборка

В исследовании приняли участие 286 студентов 1 курса Костромского госуниверситета в возрасте от 17 до 20 лет (М = 18,3; юношей - 42; девушек -244), обучающихся на направлении подготовки «Педагогическое образование». В контрольную группу вошли студенты-первокурсники в количестве 212 человек в возрасте 17-19 лет (М = 17,8; 23 юноши и 189 девушек). Экспериментальная группа состояла из 74 студентов в возрасте от 17 до 20 лет (М = 18,5; юношей - 19; девушек - 55) и была разбита на три подгруппы. Первая состояла из 14 студентов, уже принимавших участие в программе проектной деятельности с целью формирования социальной креативности в период обучения в МБОУ г. Костромы «Лицей № 34». Вторая подгруппа состояла из 16 студентов, участвовавших в программах областного лагеря актива молодежи «Комсорг». Третья подгруппа включала 44 студента, ранее не включенных в целенаправленную деятельность по формированию социальной креативности личности. В течение первого учебного семестра каждая из экспериментальных подгрупп была включена в программу проектной деятельности по формированию социальной креативности студентов. Таким образом, условие преемственности в формировании социальной креативности личности средствами проектной деятельности было реализовано только для первой и второй экспериментальных подгрупп.

Методический дизайн исследования

Для определения уровня сформированности социальной креативности студентов нами был создан комплекс диагностических методов, включающий:

- опросник А.Г. Самохваловой «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми», предназначенный для изучения актуальных коммуникативных трудностей студентов [Самохвалова: 57];

- тест Т.Ю. Осиповой «Креативность коммуникативная» для определения уровня развития коммуникативной креативности;

- авторский опросник определения уровня социальной креативности личности (СКр), выявляю-

щий степень развития всех структурных компонентов изучаемого феномена.

Результаты исследования

Анализ эмпирических данных, полученных на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, показал более высокий уровень сформированности СКр у первой и второй экспериментальных подгрупп в основном по двум компонентам: коммуникативному и поведенческому (в среднем на 9 % выше показателей контрольной группы и третьей экспериментальной подгруппы). В целом значимых различий по критерию и Манна - Уитни в степени коммуникативных трудностей, коэффициенте коммуникативной креативности и уровне сформированности социальной креативности в контрольной и трех экспериментальных подгруппах не выявлено (р > 0,05).

После завершения формирующего этапа, заключающегося в реализации комплексной программы включения студентов в проектную деятельность, способствующей формированию социальной креативности [Корсакова, Самохвалова, Коваленко: 183], контрольный этап исследования показал следующие результаты.

Реализация программы проектной деятельности способствовала преодолению студентами содержательных коммуникативных трудностей, а также рефлексивных. В то время как контрольная группа не продемонстрировала положительной динамики в умении преодолевать трудности

общения. У всех трех экспериментальных подгрупп студентов общая степень выраженности коммуникативных трудностей снизилась на 1,6; 1,7 и 1,3 балла соответственно (рис. 1). Эти данные демонстрируют, что наибольшего успеха в преодолении коммуникативных трудностей добились студенты, для которых была обеспечена преемственность в формировании СКр.

Коммуникация студентов экспериментальной группы стала более конструктивной, чаще приводящей к решению задачи межличностного взаимодействия. Сами участники эксперимента отмечали, что стали яснее понимать логику развития дискуссии и ее конечную цель, чаще предугадывать реакции партнеров, замечать допущенные в коммуникации ошибки.

Результаты теста Т.Ю. Осиповой «Креативность коммуникативная» (КРК) демонстрируют следующую динамику: у контрольной группы коэффициент КРК повысился на 0,2 балла, у первой экспериментальной подгруппы - на 2,1 баллов, у второй подгруппы - на 2 балла, у третьей подгруппы - на 1,7 баллов. Таким образом, первая и вторая экспериментальные подгруппы вплотную приблизились к нижней границе показателя коэффициента КРК «выше среднего» (рис. 2). Заметим, что, как и на предыдущем графике, значительных расхождений в прогрессе первой и второй экспериментальных подгрупп не наблюдается.

5 __,

>- X

8 2 ™

2 г ^

^тп

й:=»о ¡Й £

i i! £ Г ° соа

и

ш

16 15 14 13 12 11

15,2 15,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14,7

14,5

13,1

Контрольная группа

1 экспериментальная подгруппа

2 экспериментальная подгруппа

15,1

12,8

13,8

□ Констатирующий этап

□ Контрольный этап

3 экспериментальная подгруппа

Группы студентов

Рис. 1. Выраженность коммуникативных трудностей у студентов разных групп: 0-13 - низкая степень выраженности; 14-27 - средняя; 28-40 - высокая

2£ а 2£

i р *

Ф1П

о-о. а

т

20 19 18 17 16 15

17,5

16,8 17

19,6

17,6

19,6

18,4

16,7

□ Констатирующий этап

□ Контрольный этап

Контрольная 1 экспери- 2 экспери- 3 экспери-группа ментальная ментальная ментальная подгруппа подгруппа подгруппа

Группы студентов

Рис. 2. Выраженность коммуникативной креативности у студентов разных групп: 0-13 - коэффициент «низкий» и «ниже среднего»; 14-19 - «средний»; 20-26 - «выше среднего» и «очень высокий»

х п

п 1С ю

а 2£ и л

I

ш ш о

а

>

4,1

2,9 3 3,3 3,2 3

□ Констатирующий этап

□ Контрольный этап

Контрольная группа

1 экспериментальная подгруппа

2 экспериментальная подгруппа

3 экспериментальная подгруппа

Группы студентов

Рис. 3. Выраженность социальной креативности у студентов разных групп: 1-2,4 - низкий уровень СКр; 2,5-3,9 - средний; 4-5 - высокий

Студенты экспериментальной группы стали проявлять большую готовность к коммуникации с незнакомыми партнерами или в новых для них условиях, заметно расширился репертуар стилей общения с разными партнерами. Значительная часть студентов этой группы стала проявлять оригинальность в вербальной и невербальной коммуникации, использовать в межличностном общении юмор и самоиронию.

По результатам авторского опросника определения уровня социальной креативности (СКр) у студентов третьей экспериментальной подгруппы, впервые включенных в программу проектной деятельности, уровень СКр повысился в среднем на 10 %. У 1-й и 2-й подгрупп, чей уровень СКр был на 4 % выше на констатирующем этапе, прогресс в уровне СКр составил 16 % (рис. 3). Таким образом, повторное включение студентов в программу привело к большей продуктивности в формировании социальной креативности. Это подталкивает нас к выводу о возможности многократного использования проектной деятельности студентов для формирования социальной креативности личности. Постепенное усложнение предъявляемых к студентам требований позволит соразмерно увеличивать уровень форсированности их социальной креативности на каждом из последующих витков спирали.

На этапе завершения экспериментальной работы студенты, принявшие в ней участие, стали демонстрировать способности к осознанному выбору оптимальных путей решения ситуаций межличностного взаимодействия. В целом сократилось время, требуемое им для принятия решения, выбора альтернативных стратегий поведения, адаптации к непредвиденным социальным обстоятельствам.

Выводы

1. Процесс формирования социальной креативности представляет собой повышение уровня сфор-мированности каждого из компонентов социальной креативности в совокупности. Эффективным средством формирования социальной креативности личности является проектная деятельность, так как именно она включает в себя целый перечень специфических свойств, способствующих развитию

неординарного, креативного подхода к решению ситуаций межличностного взаимодействия: творческий, изобретательский характер проектной деятельности; запрос на многовариантное решение заданной проблемы; активное взаимодействие с социальной реальностью; развитие навыков прогнозирования и социального воображения.

2. Преемственность уровней общего, дополнительного и профессионального образования в формировании социальной креативности позволяет студентам выйти на более высокий, осознанный уровень межличностного взаимодействия за счет наращивания уже заложенных ранее знаний и умений в области межличностного взаимодействия. Обеспечение преемственности будет способствовать значительным результатам в формировании социальной креативности студентов при равенстве прочих условий, что подтвердило наше исследование.

3. Сравнение достигнутых результатов в формировании социальной креативности, обеспеченной преемственностью общего и профессионального образования, а также дополнительного и профессионального образования, не выявило значимых различий. Таким образом, загородные детские оздоровительные центры, входящие в систему дополнительного образования, а также авторские программы отдыха и оздоровления детей, реализуемые на их базе, могут выступать эквивалентной заменой образовательных программ, реализуемых в школах, в процессе формирования базового уровня социальной креативности личности у обучающихся старшего школьного возраста.

Список литературы

Адыкулов А.А. Творчество и психологические детерминанты в юношеском возрасте // Вестник КРСУ 2017. Т. 17, № 9. С. 198-200.

Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1969. Вып. 2. С. 34-35.

БанюховаА.Е. Психологические аспекты развития социальной креативности студентов // Вестник ТГПУ 2011. № 6. С. 199-203.

4

Кателина А.А. Воспитательный потенциал детского лагеря // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vospitatelnyy-potentsial-detskogo-lagerya (дата обращения: 17.09.2020).

Кондракова Э.Д. Современные подходы к развитию социальной креативности студентов // Педагогическое образование в России: научное издание ФГБОУ ВПО «Уральский госпедуниверситет». 2012. № 5. С. 169-173.

Корсакова А.А., Самохвалова А.Г., Коваленко М.Ю. Включение студентов в проектную деятельность как механизм формирования социальной креативности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 180-185.

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2012. 583 с.

Мурашова А.Г. Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

Самохвалова А.Г. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков / А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, М.В. Метц, Н.М. Иванова. Кострома: КГУ 2018. С. 57.

Сердюкова Е.Я. Современные подходы к организации непрерывного профессионального образования педагогических работников // Вестник Луганского национального университета им. Т. Шевченко. 2020. № 1 (40). Сер. 1, Пед. науки. Образование. С. 126-133.

Смолянинова О.Г., Иванов Н.А. Некоторые аспекты профессиональной подготовки в системе «бакалавриат - магистратура» в условиях информационного общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 154-160.

References

Adykulov A.A. Tvorchestvo i psikhologicheskiye determinanty v yunosheskom vozraste [Creativity and psychological determinants in adolescence]. Vestnik KRSU [Vestnik KRSU], 2017, vol. 17, № 9, pp. 198200. (In Russ.)

Ananyev B.G. K psikhofiziologii studencheskogo vozrasta [To the psychophysiology of student age]. Sovremennyye psikhologicheskiye problemy vysshey shkoly [Modern psychological problems of higher education], 1969, issue 2, pp. 34-35. (In Russ.)

Banyukhova A.E. Psikhologicheskiye aspekty razvitiya sotsialnoy kreativnosti studentov [Psychological aspects of the development of social creativity of students]. Vestnik TGPU [Vestnik TSPU], 2011, № 6, pp. 199-203. (In Russ.)

Katelina A.A. Vospitatelnyy potentsial detskogo lagerya [Educational potential of the children's camp]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin Leningrad

State University named after A.S. Pushkin], 2016, № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vospitatelnyy-potentsial-detskogo-lagerya (access date: 17.09.2020). (In Russ.)

Kondrakova E.D. Sovremennyye podkhody k razviti-yu sotsialnoy kreativnosti studentov [Modern approaches to the development of social creativity of students]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii: Nauchnoy eizdaniye FGBOU VPO «Uralskiy gospeduniversitet» [Pedagogical education in Russia. Scientific publication FSBEI HPE "Ural State Pedagogical University"], 2012, № 5, pp. 169-173. (In Russ.)

Korsakova A.A., Samokhvalova A.G., Kovalenko M.Yu. Vklyucheniye studentov v proyektnuyu deyatelnost kak mekhanizm formirovaniya sotsialnoy kreativnosti [Formation of social creativity of the personality through inclusion of students in project activities]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, № 2, pp. 180-185. (InRuss.)

Maklakov A.G. Obshchaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [General psychology: textbook for universities]. SPb., Piter Publ., 2012, 583 p. (In Russ.)

Murashova A.G. Razvitiye vospitatelnoy deyatelnosti pedagogovdetskogo ozdorovitelnogo tsentra v sovremennykh usloviyakh [Development of educational activities of teachers of the children's health center in modern conditions]: dis. kand. ped. nauk [dissertation of the candidate of pedagogical sciences dis]. M., 2002. (In Russ.)

Samohvalova A.G. Razvitiye mezhkulturnoy kom-munikativnoy kompetentnosti detey i podrostkov [Development of intercultural communicative competence of children and adolescents], A.G Samokhvalova, O.B. Skryabina, M.V Metts, N.M. Ivanova. Kostroma, KGU Publ., 2018, 172 p. (In Russ.)

Serdyukova E.Ya. Sovremennyye podkhody k organizatsii nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya pedagogicheskikh rabotnikov [Modern approaches to the organization of continuing professional education ofteachers]. VestnikLuganskogo natsionalnogo universiteta im. T. Shevchenko. Ser. 1, Ped. nauki. Obrazovaniye [Vestnik of Luhansk National University T. Shevchenko. Ser. 1, Ped. Sciences. Education], 2020, № 1 (40), pp. 126133. (In Russ.)

Smolyaninova O.G., Ivanov N.A. Nekotoryye aspekty professionalnoy podgotovki v sisteme «bakalavriat - magistratura» v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [Some aspects of training in bachelor-master system in the information society]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, № 2, pp. 154- 160. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.