Научная статья на тему 'Особенности проявления креативности молодых ученых'

Особенности проявления креативности молодых ученых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ОБЩАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / GENERAL CREATIVITY / ЛИЧНОСТНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / PERSONAL CREATIVITY / СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / SOCIAL CREATIVITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кущазли Мария Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества проявлению креативности молодых ученых. В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей проявления креативности у молодых ученых. Рассматриваются три вида креативности: общая, личностная и социальная. В зависимости от уровня общей креативности образовались три подгруппы. Общая креативность молодых ученых проявляется в умении создавать новые и необычные предметы. Общая креативность объединяет в себе личностные и социальные достижения. Характеристики общей креативности: чувствительность к проблеме, беглость, гибкость, находчивость, воображение, оригинальность, нестандартность, самодостаточное поведение. Было выделено три подгруппы в зависимости от уровня личностной креативности. Личностная креативность молодых ученых строится на особых возможностях, реализуемых человеком в решении текущих задач. Личностная креативность складывается из опыта, воспитания, знаний и культуры. Параметры личностной креативности: склонность к риску, сложность, воображение, любознательность. Исследование социальной креативности позволило обнаружить четыре подгруппы молодых ученых. Социальная креативность учитывает мотивационные, коммуникационные, эмоциональные, коммуникативные и экзистенциональные параметры. Социальная креативность проявляется в нестандартном решении социальных задач и в способности создавать новое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities manifestation of creativity youth scientists

The article is devoted to an actual problem of modern society the manifestation of the creativity of young scientists. The article presents and analyzes the results of empirical studies of the manifestations of creativity young scientists. It was explored three types of creativity: general, personal and social. Depending on the level of general creativity formed three subgroups. The general creativity of young scientists is manifested in the ability to create new and unusual items. The general creativity combines personal and social achievements. Characteristics of general creativity: the sensitivity to the problem, fluency, flexibility, resourcefulness, imagination, originality, unusual, self-sufficient behavior. It was divided into three subgroups depending on the level of personal creativity. The personal creativity of young scientists is based on the special opportunities implemented by the person in dealing with the current challenges. The personal creativity develops from experience, education, knowledge and culture. The parameters of personal creativity: the inclination to risk, complexity, imagination, curiosity. The study of social creativity has revealed four subgroups of young scientists. The social creativity incorporate motivation, communication, emotional, communicative and existential parameters. The social creativity is manifested in a non-standard solution of social problems and the ability to create something new.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления креативности молодых ученых»

Мир Науки

парный и тар от-журнаг

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/33PSMN516.pdf Статья опубликована 17.11.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Кущазли М.И. Особенности проявления креативности молодых ученых // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/33PSMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 159.99

Кущазли Мария Ивановна

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва

Аспирант

E-mail: [email protected]

Особенности проявления креативности молодых ученых

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного общества -проявлению креативности молодых ученых. В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей проявления креативности у молодых ученых. Рассматриваются три вида креативности: общая, личностная и социальная. В зависимости от уровня общей креативности образовались три подгруппы. Общая креативность молодых ученых проявляется в умении создавать новые и необычные предметы. Общая креативность объединяет в себе личностные и социальные достижения. Характеристики общей креативности: чувствительность к проблеме, беглость, гибкость, находчивость, воображение, оригинальность, нестандартность, самодостаточное поведение. Было выделено три подгруппы в зависимости от уровня личностной креативности. Личностная креативность молодых ученых строится на особых возможностях, реализуемых человеком в решении текущих задач. Личностная креативность складывается из опыта, воспитания, знаний и культуры. Параметры личностной креативности: склонность к риску, сложность, воображение, любознательность. Исследование социальной креативности позволило обнаружить четыре подгруппы молодых ученых. Социальная креативность учитывает мотивационные, коммуникационные, эмоциональные, коммуникативные и экзистенциональные параметры. Социальная креативность проявляется в нестандартном решении социальных задач и в способности создавать новое.

Ключевые слова: креативность; творческое мышление; общая креативность; личностная креативность; социальная креативность; личность

Благодаря новым социально-экономическим условиям современное общество нуждается в креативной личности, способной нестандартно решать возникающие вопросы, умеющей по-новому подходить к привычной ситуации. Интерес к творческой личности повысился не только в профессиональной, но и в образовательной сфере. Все больше заданий направлено на проявление креативных способностей учащихся, обнаружение их творческого потенциала.

На современном этапе развития науки психологов все больше интересует креативность, как с теоретической, так и с прикладной точки зрения. Несмотря на большое количество исследований на данный момент не существует единой теории креативности. На сегодняшний день природа креативности в психологических исследованиях трактуется

2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99

н д у .. ,1 и й и тер d t - * , р м л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com

неоднозначно. На протяжении последних нескольких лет все чаще объектом многочисленных исследований становится творческий потенциал личности. Это связано в первую очередь с тем, что в последнее время возрастает потребность в творческой личности в различных профессиональных сферах деятельности. Это довольно-таки ярко показывает нам целый ряд профессий, который благодаря приставке «креативный» подчеркивает особый статус: «креативная группа», «креативный менеджер», «креативный директор» и т.д. [6] Именно общественная потребность подталкивает к проведению психологических исследований, где предметом выступают творчество, креативность личности, их природа структура и механизмы развития.

Так, современное общество можно охарактеризовать как динамичное, неоднозначное, противоречивое, сложное, изменчивое. Высокий уровень конкурентно способности обеспечивает развитие инновационных технологий, а также это ускоряет процесс взаимодействия и изменения в различных сферах жизнедеятельности. С одной стороны, такие особенности позволяют расширить возможности для более успешной самореализации личности во всех сферах деятельности. А с другой стороны, постоянно изменяющееся общество предъявляет к личности высокие требования к способности самостоятельно принимать решения, разрабатывать и использовать нестандартные идеи, переносить полученные знания в другие области жизни, изменять тактики поведения при решении разнообразных задач. Перечисленные характеристики являются составляющими понятия креативность [7].

Проведенный теоретический анализ психологической литературы по проблеме позволил провести нам исследование креативности молодых ученых гуманитарного направления. В эмпирическом исследовании приняло участие 120 человек — молодых ученые гуманитарных направлений в возрасте 23-30 лет. При диагностике креативности применялись следующие методики: Опросник креативности Д. Джонсона, адаптированный Е.Е. Туник [8]; Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник) [8]; Определение социальной креативности личности (А.В. Батаршев) [3].

В результате проведенного психологического диагностирования креативности молодых ученых были получены следующие результаты. Для более подробного интерпретирования результатов сначала рассмотрим полученные данные по отдельности, а уже потом в совокупности.

Опросник креативности Д. Джонсона (адаптированный Е.Е. Туник) [8] позволил нам проследить уровень общей креативности молодых ученых. Рассматривая более подробно полученные результаты, мы обнаружили, что средний интегральный показатель оценки общей креативности по выборке равен 30,8. Такой результат свидетельствует о том, что уровень общей креативности соответствует высокому (выше среднего). Это означает, что творческое мышление молодых ученых развито. Оно может проявляться в умении создавать новые и необычные предметы, при этом отклоняясь от стандартных традиционных форм мышления, а также быстро и виртуозно справляться с трудными, проблемными задачами. Поэтому в зависимости от ситуации респондент может действовать, отходя от стандартного мышления, проявляя самостоятельно инициативу, придумывая новые интересные и оригинальные варианты. Это доставляет не только удовлетворение, но и стимулирует к появлению новых целей, что в дальнейшем способствует продвижению в различных сферах деятельности. Однако следует отметить, что могут возникать трудности. Зачастую респонденты могут пасовать и стесняться своего неординарного мышления, что в свою очередь может вызвать страх и боязнь. Этот страх может проявлять в личностных переживаниях, боязнь потерпеть неудачу, а также со стороны социума - страх общественного осуждения за новое.

Мир Науки

Мир Науки

парный и тар от-журнаг

На рисунке 1 представлена диаграмма: соотношение уровней общей креативности молодых ученых. Представленные данные разделили исследуемую выборку молодых ученых на три группы в зависимости от уровня креативности. В первую группу вошли 15 человек (12,5% от общей выборки), обладающие очень высоким уровнем креативности. Выделенную группу можно охарактеризовать наличием широкого круга интересов, знаний, умений и навыков, также они отличаются более осознанным отношением к делу. Им присуща творческая активность и самостоятельность в принятии нестандартных решений. Отличаются дивергентностью мышления, быстротой решения проблемных задач и критичностью ума, что позволяет в кратчайшие сроки предлагать множество вариантов решения проблем.

Примечание: 1 - 12,5% - очень высокий уровень креативности; 2 - 67,5% - высокий

(выше среднего) уровень креативности; 3 - 20% - средний уровень креативности

Рисунок 1. Диаграмма: Соотношение уровня общей креативности по выборке, п=120

(составлено автором)

Вторую группу, самую большую по объёму, составил 81 человек (67,5% от общей выборки). В данной группе наблюдается высокий уровень креативности. По сравнению с предыдущей группой круг интересов этой уже, способность применять знания, умения и навыки развита слабее. Порой могут возникать проблемы в правильности и обстоятельности использования обретенных ранее знаний, умений и навыков. Отличительной чертой является более медленный темп решения творческой задачи. Зачастую это связано с ограниченным количеством предлагаемых вариантов выхода из сложившейся ситуации.

И наконец, в третью группу вошли 24 человека (20% от общей выборки), которым свойственен средний уровень креативности. Выделенная группа молодых ученых характеризуется проявлением креативности в отдельных видах деятельности. Не имеют ярко выраженного интереса к чему-нибудь, но проявляют избирательную активность и работоспособность; они испытывают трудность в решении творческих задач.

Однако стоит отметить, что опросник Джонсона включает в себя 8 характеристик креативности. Представленные характеристики можно рассматривать по отдельности, как при индивидуальном, так и групповом диагностировании. Таким образом, мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 2.

Мир Науки

парный и тар с I • ж ; р и л г

4,4

4,3

1 2 3 4 5 6 7 8

Примечание: 1 - Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей; 2 - Беглость;

3 - Гибкость; 4 - Находчивость, изобретательность; 5 - Воображение, способности к структурированию; 6 - Оригинальность,изобретательность и продуктивность;

7 - Независимость, нестандартность; 8 - Уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение

Рисунок 2. Диаграмма: Степень выраженности характеристик креативности (Д. Джонсон), п=120 (составлено автором)

При обработке полученных данных можно говорить о том, что такая характеристика как «независимость/нестандартность» (7) наиболее выражена в исследуемой группе молодых ученых. Данная характеристика может проявляться в способности респондента воздержаться от принятия первой пришедшей в голову идеи, так как всплывшая идея носит типичный, общепринятый характер. В связи с этим независимость и нестандартность мышления дают респонденту возможность выдвигать различные идеи, а уже затем выбирать из сложившегося круга идей лучшую.

Менее всех выражена такая характеристика креативности как «гибкость» (3). Это проявляется в способности предлагать разные виды, типы и категории идей.

Характеристика «чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей» (1) выражается в умении ощущать тонкие, неопределенные и сложные особенности окружающего мира. Характеристика «беглость» (2) проявляется в способности предлагать и использовать значительное количество разнообразных способов в определенных условиях. Характеристика «находчивость, изобретательность» (4) выражается в способности быстро ориентироваться и предлагать всевозможные варианты, версии, способы или решения в возникших ситуациях. Характеристика «воображение, способности к структурированию» (5) соответствует сспособности выражать чувство юмора и развивать гипотетические возможности. Характеристика «уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение» (8) свидетельствует о способности проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы. Характеристика «оригинальность, изобретательность и продуктивность» (6) находит свое отражение в

2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99

н л у .. ,1 и й и тер d т - * , р и Л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com

способности демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы.

В результате проведения методики диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник) [8], нам удалось подсчитать результаты по 4 интегральным показателям. Таким образом, в данной работе мы рассмотрели выделенные интегральные показатели, как в совокупности, так и каждый в отдельности.

Для проведения анализа полученных данных в совокупности, нами были рассчитаны средние значения по каждому показателю. На рисунке 3 отображены результаты по каждому показателю.

Мир Науки

Л

Склонность к риску

Сложность

Воображение

Любознательность

19,5 6,5

20,1 5,9

14,7 9,3

19,3 4,7

/ / S

10 15 20 25

30

0

5

Рисунок 3. Гистограмма: Средние значения интегральных показателей (Е.Е. Туник), п=120

(составлено автором)

На представленной гистограмме (рисунок 3) отображены средние результаты по каждому показателю. Рассматривая представленную гистограмму, мы видим, что полученные средние значения интегральных показателей по исследуемой группе нельзя назвать высокими. Интегральные показатели «Любознательность» (19,3) и «Воображение» (14,7) имеют максимальное значение 24. Следовательно, полученные нами средние значения по интегральному показателю «Любознательность» (19,3) свидетельствуют о том, что исследуемая группа обладает менее выраженной любознательностью. Это может выражаться в проявлении интереса к новому, в поиске новых путей и способов мышления, в изучении новых вещей и идей, в познании как можно большего посредством изучения книг, карт, игр и т.д. Интегральный показатель «Воображение» (14,7) имеет средний результат. Это означает, что воображение у исследуемой группы развито недостаточно. То есть существуют проблемы с придумыванием рассказов о местах, которых никогда не видели, с решением проблем, с которыми никогда не сталкивались, с нестандартным применением обыденных вещей, с интерпретацией увиденного на картинах или рисунках и т.д.

Результаты интегральных показателей «Сложность» и «Склонность к риску» имеют максимальное значение 26. Соответственно, полученные нами данные по интегральному показателю «Сложность» (20,1) говорят нам о стремлении испытуемых к познанию сложных явлений. Это может проявляться в постановке перед собой трудных задач, в самостоятельном решении проблем. Результаты по интегральному показателю «Склонность к риску» (19,5)

Мир Науки

IU Т 4 II L И

тер в I • х f р н а г

говорят нам о том, что испытуемые ставят перед собой высокие цели, которые будут стараться достичь, несмотря на провалы и ошибки. Такой результат характеризует исследуемую группу, как готовую пойти против других, рискнуть и узнать, что из этого получится.

Следует также отметить, что в данной методике присутствует суммарный балл, судя по которому можно оценить общий уровень личностной креативности исследуемой группы. Среднее значение суммарного балла по исследуемой группе равно 73,7. Полученный результат говорит нам о том, что уровень личностной креативности по исследуемой группе выше среднего. Это означает, что молодые ученых могут достигать значительных результатов в различных сферах деятельности. Личностная креативность базируется на особых возможностях, которые реализуются самим человеком в процессе решения текущих задач. Молодые ученые на основе полученного жизненного опыта, воспитания, знаний и освоения культуры, традиций могут проявлять личный интерес в сложившихся ситуациях. Повышение уровня личностной креативности зависит от активности молодых ученых. В свою очередь активность включает в себя расширение кругозора, приобретение новых знаний, умений и навыков, а также установление взаимодействия с другими людьми.

По окончанию проведенной методики на определение социальной креативности личности (А.В. Батаршев) [3] исследуемой группы мы получили результаты, которые отображают уровень социальной креативности молодых ученых. На рисунке 4 представлена диаграмма соотношение уровня социальной креативности молодых ученых.

Примечание: 1 - 17% - средний уровень социальной креативности; 2 - 49% - чуть выше среднего уровень социальной креативности; 3 - 27% - выше среднего уровень социальной креативности; 4 - 7% - высокий уровень социальной креатвиности

Рисунок 4. Диаграмма: Соотношение уровня социальной креативности по выборке, п=120

(составлено автором)

Таким образом, исследуемая выборка молодых ученых разделилась на 4 группы. Первую группу составили 20 человек (17% от общей выборки). Выделенной группе присущ средний уровень социальной креативности. В данной группе социальная креативность может иметь свое проявление в стремлении к творческому взаимодействию, в попытках личностного роста, в поведенческой сензитивности, в поддержании эмоционального фона.

2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99

н л у .. ,1 и й и тер d т - * , р и л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com

Во вторую группу, самую большую по численности, вошли 59 человек (49% от общей выборки). Они обладают уровнем социальной креативности чуть выше среднего. Такой уровень социальной креативности позволяет охарактеризовать группу как способную к продуктивному взаимодействию, к ощущению временной перспективы, к использованию языковых средств, к восприятию информации без искажений.

Третью группу образовали 33 человека (27% от общей выборки) с уровнем социальной креативности выше среднего. Отстаивание своей творческой позиции, адекватное интерпретирование поведения других, наличие цели в жизни, использование речевых конструкций, сопереживание состоянию партнера.

В четвертую группу вошли всего 8 человек (7% от общей выборки), которым свойственен высокий уровень социальной креативности. Высокий уровень социальной креативности молодых ученых может находить свое отражение в стремлении к самосовершенствованию, к личностному росту, к продуктивному взаимодействию, к эмпатии, к осмысленности и аутентичности личности, а также вербальная/невербальная оригинальность и использование различных поведенческих стилей.

Средний показатель уровня социальной креативности по исследуемой выборке равный 110,8 говорит нам о наличии чуть выше средней социальной креативности. В структуре социальной креативности можно выделить мотивационный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный и экзистенциональный параметры. Наличие в исследуемой группе уровня социальной креативности чуть выше среднего свидетельствует о слабой развитости параметров. Так способность нестандартно и творчески подходить к решению сложных социальных проблем, а также способность ставить и решать творческие задачи в сфере социальной реальности не всегда могут быть проявлены в полную меру. Могут возникать трудности в построении новых межличностных отношений, приводящие впоследствии к ситуационному напряжению в социуме.

Таким образом, в ходе исследования особенностей проявления креативности были выделены виды креативности, позволяющие нам определить специфичность творческой деятельности молодых ученых. Развитие и дальнейшее поддержание общей, личностной и социальной креативности могут способствовать благополучному процветанию общества, так как это не только техническая проблема, но и проблема новой культуры и нового строя мышления. Требования, предъявляемые сегодняшним обществом, заставляют превосходить человеческие возможности, приобретать людям мощные средства для самовыражения, использовать современные технологии для дальнейшей интеграции различных видов креативности молодых ученых.

Именно постоянное продуцирование новых идей, технологий и творческого содержания является в сегодняшнем мире решающим источником успешной конкуренции, позволяющей двигаться далее и достигать новых высот.

Мир Науки

Мир Науки

парный и тар d I • ж ; р и a г

ЛИТЕРАТУРА

1. Банюхова А.Е., Шемелина О.С. Личностные аспекты креативности // Ярославский педагогический вестник - 2010 - №4 - Том II с. 205-211.

2. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 257 с.

3. Батаршев, А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство [Текст]: учеб.-практич. Пособие / А.В. Батаршев. - М., 2005.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности и одаренности. - СПб.: Питер, 2009.

6. Кущазли М.И. Креативность как фактор самореализации личности // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Москва, РУДН, 21-22 апреля 2016 г. / науч. ред. В.И. Казаренков, М.А. Рушина. - Москва: РУДН, 2016 Ч.1 - 696 с.: ил - с. 603-607.

7. Кущазли М.И. Проблема определения креативности в психологии // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. №11 (32): сборник статей по материалам XXXII международной заочной научно-практической конференции.

- М., Изд. «Международный центр науки и образования», 2014. - 228 с. - с. 143

- 148.

8. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

9. Фишер Г. Развитие социальной креативности: пусть все голоса будут услышаны // Психология. Журнал высшей школы экономики 2005. Т. 2. №4. С. 57-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Fischer G. Distances and Diversity: Sources for Social Creativity // Procee - dings of Creativity & Cognition. London, 2005. April. P. 128-136.

Мир Науки

парный и тар d I • ж ; р и a г

Kushchazli Maria Ivanovna

Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Peculiarities manifestation of creativity youth scientists

Abstract. The article is devoted to an actual problem of modern society - the manifestation of the creativity of young scientists. The article presents and analyzes the results of empirical studies of the manifestations of creativity young scientists. It was explored three types of creativity: general, personal and social. Depending on the level of general creativity formed three subgroups. The general creativity of young scientists is manifested in the ability to create new and unusual items. The general creativity combines personal and social achievements. Characteristics of general creativity: the sensitivity to the problem, fluency, flexibility, resourcefulness, imagination, originality, unusual, self-sufficient behavior. It was divided into three subgroups depending on the level of personal creativity. The personal creativity of young scientists is based on the special opportunities implemented by the person in dealing with the current challenges. The personal creativity develops from experience, education, knowledge and culture. The parameters of personal creativity: the inclination to risk, complexity, imagination, curiosity. The study of social creativity has revealed four subgroups of young scientists. The social creativity incorporate motivation, communication, emotional, communicative and existential parameters. The social creativity is manifested in a non-standard solution of social problems and the ability to create something new.

Keywords: creativity; creative thinking; general creativity; personal creativity; social creativity; personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.