Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОШЛОГО'

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОШЛОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ / П. Ф. КАПТЕРЕВ / ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

В современной школе успешность реализации воспитательного компонента ФГОС ООО как инновационной педагогической деятельности во многом будет зависеть от использования педагогических достижений прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CHARACTER FORMATION COMPONENT OF THE FSES OF BASIC GENERAL EDUCATION AS AN INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY BASED ON THE PEDAGOGICAL ACHIEVEMENTS OF THE PAST

In a modern school, the success of the implementation of the educational component of the Federal State Educational Standards LLC as an innovative pedagogical activity will largely depend on the use of the pedagogical achievements of the past.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОШЛОГО»

Стратегии развития образования

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 3 (81). С. 11-21. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:3(81):11-21.

УДК 378

А. А. Лубский

Реализация воспитательного компонента ФГОС основного общего

Г и и

образования как инновационном педагогической деятельности с опорой на педагогические достижения прошлого

Аннотация

В современной школе успешность реализации воспитательного компонента ФГОС ООО как инновационной педагогической деятельности во многом будет зависеть от использования педагогических достижений прошлого.

I Ключевые слова: ФГОС основного общего образования, рабочая программа воспитания, инновационный характер воспитания, исторический опыт воспитания, инновационная деятельность школы, П. Ф. Каптерев, воспитание дисциплины у школьников Для цитирования: Лубский А. А. Реализация воспитательного компонента ФГОС основного общего образования как инновационной педагогической деятельности с опорой на педагогические достижения прошлого // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 3 (81). С. 11-21.

A. A. Lubsky

Implementation of the character formation component of the FSES of basic general education as an innovative pedagogical activity based on the pedagogical achievements of the past

Abstract

In a modern school, the success of the implementation of the educational component of the Federal State Educational Standards LLC as an innovative pedagogical activity will largely depend on the use of the pedagogical achievements of the past.

I

Keywords: FSES of basic general education, character formation course specification, innovative nature of education, historical experience of character building, innovative activities of the school, P. F. Kapterev, discipline building in schoolchildren

For Citation: Lubsky, A. A. (2022) Implementation of the character formation component of the FSES of basic general education as an innovative pedagogical activity based on the pedagogical achievements of the past. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 11-21 (In Russian)

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 года был утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), который вступил в действие с 1 сентября того же года [4]. Стандарт, в частности, призван содействовать дальнейшей реализации национального проекта «Образование». В ФГОС ООО значительное внимание уделено проблемам воспитания школьников, обучающихся в основной общеобразовательной школе (5-9-е классы).

Обращение к воспитательной проблематике в образовании вполне соответствует духу нашего времени, той ситуации, которая сложилась в российском обществе и в отечественном образовании в первые десятилетия XXI века. Эта ситуация зафиксирована в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р [3]. Важно подчеркнуть, что стандарт в вопросах воспитания, по сути, продолжает отечественную педагогическую традицию приоритетности воспитания в системе образования, которая, как показал в своих новейших исследованиях Г. Б. Корнетов, восходит к последней трети XVIII века и ясно прослеживается на всем последующем протяжении российской истории [43; 65]. Исключительно ярко эта традиция проявилась в советскую эпоху, но была существенно ослаблена в постсоветский период, в 1990-е. Возрождение традиции приоритетности воспитания прослеживается в содержании всех ФГОС общего среднего образования, которые принимались в нашей стране с 2010 года и принимаются сегодня [49; 66; 73; 74; 77]. По словам Н. Л. Селивановой и П. В. Степанова, «новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги-энтузиасты». Они подчеркивают, что «стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения», что «появилось и новое требование к школам — разрабатывать специальные программы воспитания» [16, с. 4].

С конца второго десятилетия XXI века стратегическое значение воспитательной направленности образовательной политики Российского государства определено Указом Президента РФ В. В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В Указе сформулировано требование, согласно которому при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что в 2024 году прежде всего необходимо обеспечить «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных

традиций», а для этого, в частности, следует обеспечить «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания» [2].

В 2019-2020 годах в нашей стране были сделаны важные подготовительные шаги для обеспечения разработки «воспитательного компонента» ФГОС ООО. В течение этих двух лет была подготовлена, апробирована и рекомендована к внедрению примерная программа воспитания. Так, 31 июля 2020 года были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающие, что «примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специ-алитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы» [1]. Массовое внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных школах началось 1 сентября 2020-го на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении примерной программы воспитания» (№ ДГ-1249/06 от 04.08.2020) [64]. Примерная программа воспитания, несмотря на общую положительную оценку, вызывала у специалистов много вопросов, сомнений и замечаний, которые высказывались и продолжают высказываться российскими педагогами, в том числе и в серии публикаций на страницах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» [50; 62; 84].

ФГОС ООО 2021 года определяет требования к программе основного общего образования конкретной организации (школы). Стандарт устанавливает, что обязательный раздел этой программы — рабочая программа воспитания, и излагает официальное рамочное понимание того, для чего и каким образом должно осуществляться воспитание школьников. Воспитательный компонент ФГОС ООО представлен в форме содержания рабочей программы воспитания организации, которая, в свою очередь, является обязательной частью содержательного раздела программы основного общего образования, прописанной в стандарте. К направлениям осуществляемой основной общеобразовательной школой воспитательной деятельности ФГОС ООО в подпункте 43.1 относит: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание, а также деятельность по обеспечению овладением ценностями научного познания. Умственное воспитание школьников стандарт решает посредством их обучения. Таким образом авторы стандарта попытались придать школьному воспитанию поистине всеобъемлющий характер, стремясь с его помощью способствовать организации управления процессом формирования всех сторон становящейся личности обучающихся в процессе школьного образования. Рассмотрим в самых общих

чертах, каким образом ФГОС ООО регламентирует воспитательную деятельность школы, в чем он усматривает суть школьного воспитания детей и подростков.

В подпункте 32.3 стандарта говорится, что «рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования. Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать: анализ воспитательного процесса в Организации; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики модулей; систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся». Таким образом стандарт акцентирует внимание на том, что рабочая программа воспитания организации должна охватывать все стороны воспитательной деятельности, осуществляемой школой.

К числу того, что должна обеспечивать рабочая программа воспитания школы, подпункт 32.3 стандарта относит: «Создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность, реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне Организации, класса, занятия в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; целостность и единство воспитательных воздействий на обучающегося, реализацию возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию обучающихся, практическую подготовку; <...> организацию лич-ностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур; создание условий для развития и реализации интереса обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и самообразованию на основе рефлексии деятельности и личностного самопознания, самоорганизации жизнедеятельности, формирования позитивной самооценки, самоуважения, поиска социально приемлемых способов деятельностной реализации личностного потенциала; формирование у обучающихся личностных компетенций, внутренней позиции личности, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установок уважительного отношения к своему праву и правам других людей на собственное мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека (обучающийся, работник, гражданин,

член семьи), способствующих подготовке к жизни в обществе, активному неприятию идеологии экстремизма и терроризма; развитие у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения в соответствии с этическими нормами взаимоотношений с противоположным полом, со старшими и младшими; осознание и формирование знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи, стремления к духовно-нравственному совершенствованию; стимулирование интереса обучающихся к творческой и интеллектуальной деятельности, формирование у них целостного мировоззрения на основе научного, эстетического и практического познания устройства мира.». Подпункт 32.3 стандарта определяет также, что «рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе».

В подпункте 35.2 говорится, что «в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: <...> развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; <...> формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; <...> включения обучающихся в процессы преобразования внешней социальной среды (населенного пункта, муниципального района, субъекта Российской Федерации), формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ, в том числе в качестве волонтеров; формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности.».

Пункт 41 стандарта устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, «включающим: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сфор-мированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружаю-

щим людям и жизни в целом». В пункте 42 стандарта говорится: «Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности». В подпункте 42.1 определяется, что «личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности».

Анализ ФГОС ООО показывает, что стандарт исчерпывающим образом, хотя и достаточно кратко, определяет общую направленность, конкретные ожидаемые результаты, условия и способы их достижения, а также содержание воспитания школьников. Из стандарта следует, что воспитательные задачи, которые должна решать школа, ее педагогические работники, исключительно сложны и разнообразны. Решение этих задач требует учета множества факторов, в числе которых можно назвать три основных: во-первых, степень готовности работников школы к достижению воспитательных целей, заявленных ФГОС ООО, достаточность имеющейся у каждого из них педагогической культуры, педагогической компетентности как ее важнейшей составной части; во-вторых, достаточность наличных (и потенциально имеющихся) ресурсов школы, причем не только кадровых (о чем сказано выше), но и финансовых, материальных, научно-методических, организационных, нормативно-правовых, информационных; в-третьих, желание и возможность школы выйти за рамки собственного пространства и активно взаимодействовать с местным сообществом, с семьями учеников, осуществляя их воспитание как честных, порядочных и доброжелательных людей, сознательных, самостоятельных и активных граждан, преданных Родине патриотов.

Рассмотрим более подробно инновационный аспект педагогической деятельности, значимый для обеспечения высокой эффективности [32; 44; 63] решения школами тех воспитательных задач, которые обозначены в ФГОС ООО. При этом обратимся к проблеме педагогических инноваций в воспитании, поместив ее в пространство истори-ко-педагогического контекста [13; 40].

Сегодня коллективам школ важно не просто обеспечить требуемое временем инновационное обновление осуществляемой ими воспитательной деятельности, придать инновационный характер ее содержанию, методам и формам. Им следует превратить инновационное обновление в постоянно действующий механизм, постоянно разворачивающийся процесс, который станет элементом функционирования школы, а не только вектором ее развития. И это является объективной необхо-

димостью. Она определяется тем, что современное общество в целом приобретает инновационный характер, который предполагает постоянное, непрерывное, перманентное обновление процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни, в том числе и в такой, по сути, консервативной сфере, как сфера образования [14; 20; 22; 30; 37; 42; 68]. При этом важно иметь в виду, что инновации в воспитании, как неотъемлемом компоненте системы образования [36; 81], должны не противостоять существующим педагогическим традициям, не отрицать их, а творчески взаимодействовать с ними, синтезировать их, продуктивно использовать накопленный воспитательными традициями педагогический потенциал, переосмысливать и перерабатывать его [8; 12; 33; 37]. Педагог, осуществляющий воспитательную деятельность в образовательной организации, должен безусловно становиться инновационным педагогом [18; 31; 59; 72; 75], во-первых, способным к работе в инновационной школе [34; 35; 56; 57; 61; 83], существующей в пространстве современного инновационного общества [25; 70; 81; 86; 87; 88], и, во-вторых, формирующим инновационных личностей [19; 21; 23; 80].

Все перечисленные аспекты инновационной деятельности в современном обществе и современном образовании крайне сложно учесть и реализовать в практической воспитательной работе школы как важнейшей составной части ее целостной образовательной деятельности, если «обнулить» накопленный человечеством на протяжении тысячелетий позитивный и негативный опыт постановки и решения проблем воспитания подрастающих поколений. На конкретном примере попытаемся обозначить подход к воспитанию, разработанный в прошлом и заслуживающий того, чтобы его самым внимательным образом изучать, а также творчески использовать при проектировании инновационной педагогической деятельности, осуществляемой коллективами школ в рамках реализации требований ФГОС ООО к организации воспитания обучающихся.

Важнейшая и «вечная» проблема воспитания — поиск путей и способов формирования у обучающихся необходимой дисциплины, развития у них готовности и способности следовать установленным правилам поведения, умения контролировать и регулировать собственное поведение, выполнять предъявляемые им требования, соблюдать принятые нормы. Сосредоточим внимание именно на этой проблеме.

Прежде всего выясним, что есть дисциплина в педагогическом смысле этого феномена. Авторы «Педагогического энциклопедического словаря» под дисциплиной понимают «определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Известны различные подходы к дисциплине. Например, в авторитарном воспитании для поддержания дисциплины используют методы тотального контроля, подчинения, насилия и т. п. Гуманистические системы воспитания строят дисциплину на пра-

вовых основах и на участии воспитанников в установлении дисциплины». В словаре также отмечается, что «знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения» [69, с. 73].

В разные исторические периоды у различных этнических, социально-классовых, профессиональных и конфессиональных групп в зависимости от культурных особенностей существовали самые разные идеалы, цели, пути и способы воспитания дисциплинированного человека, часто не только не совпадающие, но и прямо противоположные друг другу. Однако реально работающие механизмы воспитания дисциплины, апробированные практикой, действенные инструменты ее преднамеренного формирования неуклонно накапливались, конденсируясь в педагогических традициях, которые передавались из поколения в поколение, развивались, обогащались, совершенствовались, трансформировались, преодолевались. Эти традиции во все эпохи безусловно влияли на инновационный поиск новых форм, методов и средств воспитания, так как этот инновационный поиск так или иначе всегда учитывал традицию — либо позитивно, пытаясь максимально освоить и использовать заключенный в ней опыт, либо негативно, пытаясь найти нечто противоположное этому опыту, отрицая его в силу тех или иных объективных или субъективных причин. Сегодня, выстраивая в школе воспитательную работу в соответствии с требованиями ФГОС ООО и решая при этом важнейшую задачу воспитания дисциплины у обучающихся, важно найти те апробированные историей педагогические идеи и подходы, которые могут быть осознанно положены в основу соответствующих воспитательных инноваций. Возможность такого подхода определяется упрочившейся в последние десятилетия в педагогике линией на соединение исторического и теоретического рассмотрения проблем теории и практики современного образования (воспитания и обучения) [39]. Поэтому всё большее и большее признание получает точка зрения, согласно которой «обращаясь к собственной истории, педагогика может составить представление <...> о причинах педагогических достижений и неудач, о своих возможностях и ограничениях; о том, наконец, что ей, педагогике, действительно известно» [24]. Ведь еще в 20-е годы ХХ века, задаваясь вопросом «Для чего нам надо знать прошлое?», заместитель наркома просвещения, историк, академик АН СССР М. Н. Покровский (1868-1932) писал: «Прошлое мы изучаем именно для того, чтобы понять то, что происходит теперь. <...> Знать — значит предвидеть, а предвидеть — значит мочь или властвовать. Знание прошлого дает, таким образом, власть над будущим» [71, с. 5-6].

Г. Б. Корнетов обращает внимание на то, что «в истории педагогической мысли существуют различные подходы к интерпретации феномена дисциплины» [45, с. 191]. Это положение подтверждается современными исследованиями [47; 51; 85]. Рассмотрим один из классических спосо-

бов воспитания формирования дисциплины применительно к ситуации образования начала III тысячелетия.

К проблеме возможности использования классических методов воспитания в современной российской школе обращается Г. А. Трофимова. Отмечая, что суть «воспитания заключается в такой деятельности, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», она пишет: «На протяжении не только десятилетий, но и столетий вырабатывались методы воспитания — те приемы и способы воздействия на психику ребенка, благодаря которым он приучался быть законопослушным гражданином и духовно развитым, патриотически настроенным членом общества. Именно классические методы воспитания приводили к появлению высокоморальных, уважительно относившихся к правам и свободам других людей граждан, вежливых и заботливых представителей социума». Г. А. Трофимова подчеркивает, что в трудах «знаменитых педагогов можно найти немало формул по правильному воспитанию детей, в том числе идентичных уже указанным» [82, с. 62, 65].

Интереснейший пример решения проблемы обеспечения дисциплины в школе содержится в фундаментальном труде классика русской дореволюционной педагогики П. Ф. Каптерева (18491922) [5; 26; 28; 29; 67] «Дидактические очерки: теория образования» (1885), текст которого был переработан и расширен в 1915 году. П. Ф. Кап-терев, будучи гуманистически ориентированным педагогом, человеком либеральных убеждений и активным членом партии Народной свободы — кадетов, в соответствии со своим политическим мировоззрением исходил из того, что 1) «школьная работа есть совместная работа многих — учителя и учащихся для их взаимной пользы»; 2) «совместная работа и жизнь многих невозможна без определенного порядка»; 3) «порядок есть необходимое условие жизни в обществе и совместной работы»; 4) «порядок школьной жизни есть дисциплина»; 5) «ее задача — устройство личной жизни образуемого в школе в согласии с жизнью других образуемых и учителя»; 6) «дисциплина есть охрана личности учащегося и учителя против насилия школьного общества и школьного общества против насилия отдельного учащегося и учителя». Эта логика размышлений о дисциплине дала возможность П. Ф. Каптереву сделать следующий вывод: «Привести в гармонию интересы отдельных образуемых, учителя и всего школьного общества и тем создать основу для дружной совместной работы всех — вот к чему должна стремиться дисциплина. Очевидно, она должна быть разумна, ясна для всех, быть выражением воли всего школьного общества, интересов всех; она, конечно, должна сообразоваться с возрастом и развитием учащихся». П. Ф. Каптерев видел необходимость в том, чтобы привлечь учащихся «к созданию школьных

законов и порядков, к проведению их в школьную жизнь, к наблюдению за исполнением их и к принятию для этого соответствующих мер. При такой постановке дисциплины, совершенно излишне проповедовать о ее необходимости и неизбежности подчинения ей; дело каждому ясно само по себе. Всем видно, что дисциплина не есть хитрое изобретение учителей и начальства для угнетения учащихся и своего удобства, а есть жизненная необходимость, всем нужная и полезная». По мнению П. Ф. Каптерева, «делать наперёд дисциплинарные указания, не зная ни детей, ни налаживающихся между ними отношений, невозможно; дисциплина должна постепенно создаваться на основании переживаемых отношений, быть их плодом, результатом, а не предварять их. Как постепенно, применительно к возрастам, преподаются учебные предметы, а не сообщаются сразу, также постепенно должны налаживаться и товарищеские отношения, а в связи с ними, создаваться и развиваться дисциплинарные установления. Дисциплина не может быть единой на всю школу, она должна различаться по возрастам и даже по отдельным классам, она должна быть не априорным построением, предваряющим факты, а простыми обобщениями опыта, пережитых столкновений, раздоров, случаев оказания взаимной помощи, выводом из подробного обсуждения всех таких переживаний. Только тогда дисциплина и будет понятна всем и дорога и сделается практическим руководителем учащихся в жизни, а не будет казаться чем-то чужим, сторонним, навязанным, чему заставляют подчиняться насилием». П. Ф. Каптерев обращал внимание на то, что «весьма важным следствием правильно поставленной дисциплины в школе должно быть развитие в учащихся сознания ответственности за свои поступки. Педагогическая дисциплина не только не стремится к подавлению, а, совершенно напротив, имеет целью пробуждение энергии, направление сил образуемого на самоусовершенствование, на выработку настойчивости и выдержки. Идеал педагогической дисциплины не расслабленный, покоренный под иго и забитый человек, а сильный, мужественный и свободный, но при этом вполне отдающий себе отчёт в своих действиях и несущий за них ответственность. Ответственность правильно образованного школьника двойная: за себя и за товарищей, прежде всего, по классу, а потом и по школе. Каждый школьник отвечает за себя: к нему постоянно относятся как к разумному существу, он призывается к участию в обсуждении всех школьных дел и к выработке школьных законов и правил». П. Ф. Каптерев был убежден, что «если дисциплина в школе будет созидаться общими усилиями учащихся и учителей, если она будет излиянием воли и разума класса,

всей школы, тогда между учащимися завяжутся многие внутренние отношения, в которых будут заинтересованы не отдельные учащиеся, а классы в целом и даже вся школа. Тогда возникнет вопрос и о коллективной ответственности». Итак, согласно П. Ф. Каптереву, «высшая цель дисциплины есть развитие внутреннего и внешнего самоуправления образуемых» [27, с. 387, 391, 398].

Идея П. Ф. Каптерева о том, что воспитывать в школе дисциплину следует прежде всего посредством включения самих учащихся в процесс выработки правил и норм поведения, которые они должны осознанно воспринимать как свои, как необходимые для нормального существования близкого и понятного им уклада школьной жизни, является исключительно продуктивной. Она прямо противостоит существующему, авторитарному по своей сути, стремлению принудить обучающихся безропотного принимать и выполнять все те требования, которые им предъявляют учителя с того момента, как они переступают порог школы, и которые изначально им чужды, неприятны и непонятны. Используемые для этого учителями и педагогами поощрения и наказания очень часто воспитывают двуличных, аморальных людей. То, что предлагал П. Ф. Каптерев в рамках совершенно иных идеологических подходов и социальных обстоятельств, блестяще осуществил в своей педагогической практике А. С. Макаренко (1888-1939) [52; 53; 54; 55; 60; 76; 79]. Идеи П. Ф. Каптерева о путях и способах воспитания дисциплины у школьников были также близки выдающимся представителям отечественного свободного воспитания [15; 48; 58] — К. Н. Вентцелю (1857-1947) [9; 41; 78], С. Н. Дурылину (1886-1954) [6], Н. В. Чехову (1865-1947) [7; 10].

И сегодня предложенный П. Ф. Каптеревым подход к воспитанию у школьников дисциплины представляется весьма перспективным, естественно, при условии учета реалий современной жизни как самих детей и подростков, так и образовательных учреждений, в которых они обучаются. Важнейшей особенностью этого подхода является то, что ориентирован он на преодоление негативных последствий неприятия обучающимися внешней, чуждой их внутренним установкам, навязываемой извне дисциплины. На место такой дисциплины ставится дисциплина, основанная на развитии способности школьников к саморегуляции, к согласованию своего поведения с особенностями той социальной ситуации, в которой они находятся, с теми образовательными задачами, которые они решают, пребывая в школе, взаимодействуя с учителями и своими товарищами.

Список источников

О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3. — URL: https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/ data_file/1610975194_304-%D0%A4%D0%97.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 19.02.2022).

3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. — URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBi (дата обращения: 09.01.03.2022).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050027 (дата обращения: 19.02.2022).

5. Алиева, Л. В. Основы авторской концепции воспитания в психолого-педагогическом наследии П. Ф. Каптерева / Л. В. Алиева // Педагогическое искусство. -2020. — № 1. — С. 154-161.

6. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Истори-ко-педагогический журнал. -2016. — № 3. — С. 38-53.

7. Астафьева, Е. Н. Идеал свободной школы Н. В. Чехова (1865-1947) в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 3. — С. 93-109.

8. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62-66.

9. Астафьева, Е. Н. Наследие К. Н. Вентцеля в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 2. — С. 96-113.

10. Астафьева, Е. Н. Осмысление представлений Николая Чехова о свободной школе с точки зрения передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 3. — С. 24-31.

11. Астафьева, Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроинновация, ретровведение или традиционная инновация? / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 178-191.

12. Астафьева, Е. Н. Традиции и инновации в образовании: взгляд российских ученых (2000-е — 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 139-151.

13. Астафьева, Е. Н. Эвристический потенциал историко-педагогического контекста педагогических инноваций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 18-27.

14. Ахметвалеева, Э. М. Инновации в сфере образования / Э. М. Ахметвалеева, Г. С. Муллагаяова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2017. — № 1 (5). — С. 97-99.

15. Валеев, А. А. Свободное воспитание: многообразие реализации концепции / А. А. Валеев // Вестник Башкирского университета. — 2007. — Т. 12, № 4. — С. 155-158.

16. Воспитание в современной школе: от программы к действиям: методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова,

B. В. Круглов [и др.]; под ред. П. В. Степанова; Министерство просвещения РФ; ФГБНУ «Институт стратегии образования Российской академии образования». — Москва: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. — 119 с. — (Примерная программа воспитания). — ISBN 978-5-905736-57-5.

17. Гладкова, Е. В. Педагогические взгляды и деятельность С. Н. Дурылина / Е. В. Гладкова // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 1 (62). — С. 96-97.

18. Григорьева, С. Г. Инновационная деятельность учителя как педагогическое явление / С. Г. Григорьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2011. — № 3 (71), ч. 1. — С. 49-56.

19. Делокаров, К. Х. Человек инновационный / К. Х. Делокаров, О. Н. Любина // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2013. — № 8. — С. 134-141.

20. Джумаева, С. А. Педагогические инновации в современной системе образования / С. А. Джумаева, М. Х. Хайруллаева // Научные исследования. -2019. — № 3 (29). — С. 38-39.

21. Ерыгина, Л. В. Субъекты инновационной деятельности / Л. В. Ерыгина, К. В. Орлова // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. — 2016. — Том 17, № 4. — 1113-1118.

22. Инновации в России — неисчерпаемый источник роста. — URL: www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Eu-rope%20and%20Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx (дата обращения: 14.05.2021).

23. Исламутдинов, В. Ф. К вопросу о концепции инновационного человека / В. Ф. Исламутдинов, Р. Г. Шангараев // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 4. — С. 3-12.

24. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогическая ретроспектива теории и практики современного образования. Материалы XVII Международной научной конференции. Москва, 11 ноября 2021 г. В двух частях. Ч. 2. Исследование педагогического прошлого западноевропейскими авторами / редакторы-составители: Г. Б. Корнетов, Д. Кароли; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Российско-Итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики. — Москва: АСОУ, 2021. — 296 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 141). — ISBN 978-5-91543-323-5.

25. Казимова, Г. Х. Инновационное развитие современного общества в сфере образования / Г. Х. Казимова, Г. Д. Хадиева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2013. — № 2. — С. 222-224.

26. Каптерев, П. О школьном самоуправлении учащихся и о школьной дисциплине / П. Каптерев // Педагогическая мысль. — 1921. — № 1/4. — С. 19-31.

27. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки: теория образования / П. Ф. Каптерев. — 2-е изд., перераб. и расшир. — Петроград: Земля, 1915. — VI, 434 с.

28. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев; [вступит. ст. П. А. Лебедева]; под ред. А. М. Арсе-ньева. — Москва: Педагогика, 1982. — 704 с. — (Педагогическая библиотека).

29. Каптерев, П. Ф. Современное воспитание в отношении к возрастам / П. Ф. Каптерев // Наблюдатель. — 1889. — № 5. —

C. 60-65.

30. Кирягина, М. Е. Педагогические инновации в образовании / М. Е. Кирягина // Вестник Казанского технологического университета. — 2012. — Т. 15, № 18. — С. 282-284.

31. Клименко, Т. К. Инновационное образование как фактор формирования личности будущего учителя / Т. К. Клименко // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — № 1 (29). — С. 138-147.

32. Концепции и подходы к образованию, обеспечивающие эффективные способы воспитания и обучения личности в условиях развивающегося общества: монография / Г. Б. Корнетов, Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова и др.; под ред. Г. Б. Кор-нетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2020. — 227 с. — ISBN 978-5-91543-306-8.

33. Корнетов, Г. Б. Актуализация возможностей синтеза рассмотрения инновационных и исторических аспектов педагогической действительности на страницах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 6-9.

34. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: 80-90-е годы XX века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 44-54.

35. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: начало XXI века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 31-40.

36. Корнетов, Г. Б. Единство воспитания и обучения в процессе образования / Г. Б. Корнетов // Теория и практика воспитания: педагогика и психология. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского (7-8 июня 2016 года) / М-во образования и науки Российской Федерации, Российская акад. образования. — Москва: Изд-во Московского психолого-социального ун-та, 2016. — 813 с. — С. 15-22.

37. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 36-48.

38. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в логике эволюционно-культурологического подхода / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 3. — С. 53-71.

39. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст современной педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 6-9.

40. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 172 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 97). — ISBN 978-5-91543-200-9.

41. Корнетов, Г. Б. К. Н. Вентцель — выдающийся представитель свободного воспитания в России / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 3 (43). — С. 91-119.

42. Корнетов, Г. Б. Национальный проект «Образование»: инновационный контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 6-14.

43. Корнетов, Г. Б. Образование и педагогические учения в истории России: монография / Г. Б. Корнетов; М-во образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2017. — 172 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 106). — ISBN 978-5-91543-227-6.

44. Корнетов, Г. Б. Определение школами Московской области путей и способов повышения эффективности своей образовательной деятельности: методические рекомендации / Г. Б. Корнетов; М-во образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2020. — 68 с. — ISBN 978-5-6041584-4-9.

45. Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история: учебное пособие / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — 3-е изд., перераб., доп. — Москва: АСОУ, 2016. — 472 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 95). — ISBN 978-5-91543-184-2.

46. Корнетов, Г. Б. Рациональная реконструкция педагогического прошлого / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4. — С. 115-134.

47. Корнетов, Г. Б. Феномен дисциплины в российской педагогике / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2006. — № 6. — С. 15-18.

48. Кулешова, И. В. Идеи свободного воспитания в России начала ХХ века и их использование в современной школе: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дисс. ... канд. пед. наук / И. В. Кулешова. — Москва, 1995. — 137 с.

49. Лебедев, О. Е. Цели воспитания как системоформирующий фактор / О. Е. Лебедев // Педагогика. — 2021. — Т. 85, № 5. — С. 5-16.

50. Лубский, А. А. Размышления о примерной программе воспитания школьников / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 10-18.

51. Луков, В. А. Парадигмы воспитания / В. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — 139-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко; [сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин]. — Москва: Педагогика, 1972. — 334 с.

53. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко; под ред. Г. С. Макаренко, В. Н. Колбановского. — Москва: Учпедгиз, 1947. — 104 с. — (Родителям о воспитании).

54. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания / А. С. Макаренко; под ред. Г. С. Макаренко; Академия пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — Москва: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1949. — 131 с.

55. Макаренко, А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания / А. С. Макаренко; [сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Нижегородский гос. пед. ун-т, Исследовательская лаб. «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко». Ч. 4. — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2010. — 350 с. — ISBN 978-5-85152-855-2.

56. Малинин, В. А. Школа как инновационный образовательный комплекс / В. А. Малинин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 5 (1). — С. 19-23.

57. Малинин, В. А. Институализация образовательного пространства инновационной школы / В. А. Малинин, О. В. Тулупо-ва // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 6 (1). — С. 38-43.

58. Мартиросьян, О. В. Теория свободного воспитания в России и за рубежом / О. В. Мартиросьян // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1 (189). — С. 59-64.

59. Млочешек, Л. И. Профессиональная подготовка учителя к педагогическим инновациям в современном образовании / Л. И. Млочешек // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2008. — № 51. — 233-237.

60. Морозов, В. В. Технологии А. С. Макаренко: возможности выбора для современного педагога / В. В. Морозов // Социальная педагогика. — 2012. — № 4. — С. 40-46.

61. Мусабекова, Г. А. Особенности школы инновационного типа / Г. А. Мусабекова // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2012. — № 1. — 86-91.

62. Нечаев, М. П. Обучение проектированию рабочей программы воспитания в электронной образовательной среде Академии социального управления / М. П. Нечаев, Г. А. Романова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 45-49.

63. Нечаев, М. П. Как начать эффективное управление качеством реализации модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания / М. П. Нечаев // Школьные технологии. — 2022. — № 1. — С. 97-107.

64. О примерной программе воспитания. — URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 05.12.2021).

65. Образование в России и мире в контексте Октябрьской революции 1917 года: сборник научных трудов и материалов / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2017. — 280 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 108). — ISBN 978-5-91543-230-6.

66. Остапенко, А. Человек между восхождением и нисхождением. Воспитательный вектор не может быть неопределенным столь долго / А. Остапенко // Воспитание школьников. — 2020. — № 8. — С. 3-15.

67. Палий, Е. Н. Петр Федорович Каптерев — выдающийся русский педагог-психолог (к 170-летию со дня рождения) / Е. Н. Палий // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 2. — С. 30-33.

68. Педагогические инновации и традиции в истории, теории и практике образования: монография / под ред. Г. Б. Корнето-ва; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 308 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 129). — ISBN 978-5-91543-291-7.

69. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с. — ISBN 5-85270-230-7.

70. Патутина, Н. А. Инновационная составляющая современного общества как фактор социализации / Н. А. Патути-на, М. А. Ревина // Интернет-журнал «Науковедение». — 2015. — Т. 7, № 3. — URL: https://cyberleninka.ra/article/n/ innovatsionnaya-sostavlyayuschaya-sovremennogo-obschestva-kak-faktor-sotsializatsii/viewer (дата обращения: 27.02.2022).

71. Покровский, М. Н. Русская история в самом сжатом очерке. — 4-е посмертное изд. — Москва: Партиздат, 1934. — XIV, 543 с.

72. Поляков, Л. П. Мотивационная готовность педагогического коллектива к введению инноваций / Л. П. Поляков, А. А. Под-горнова // Эксперимент и инновации в школе. — 2014. — № 2. — С. 28-32.

73. Поляков, С. Д. От советской школы к российской школе XXI века: вопросы воспитания / С. Д. Поляков, И. Ю. Шустова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2021. — Т. 1, № 4 (77). — С. 150-158.

74. Ромм, Т. А. Теория воспитания в изменяющемся обществе / Т. А. Ромм // Вопросы воспитания. — 2014. — № 1 — С. 57-65.

75. Рустамова, С. У. Формирование готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности / С. У. Рустамова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2013. — № 3. — С. 57-61.

76. Ряпасова, К. А. А. С. Макаренко о сознательной дисциплине / К. А. Ряпасова // Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности учащихся: сб. науч. тр. / отв. ред. А. С. Белкин; Свердловский гос. пед. институт. — Свердловск, 1987. — С. 15-22.

77. Синицына, Г. П. Современное воспитание: поиск новых подходов / Г. П. Синицына // Педагогическая наука и практика. — 2016. — № 4 (14). — С. 123-126.

78. Смирнов, И. П. Свободное воспитание: утопия или предсказание? (К. Н. Вентцель) / И. П. Смирнов // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 4. — С. 7-17.

79. Строганова, Л. В. Жизнеспособность педагогических идей А. С. Макаренко или почему не «стареет» его педагогическое наследие? / Л. В. Строганова // Социальная педагогика. — 2019. — № 1. — С. 121-124.

80. Струк, Е. Н. Инновационная личность современного общества: теоретический анализ / Е. Н. Струк, Н. М. Струк // Вестник Иркутского государственного университета. — 2011. — № 4 (51). — С. 272-277.

81. Струк, Н. М. Модернизация современного российского образования: формирование инновационной образовательной среды / Н. М. Струк, Н. И. Гаврилова // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2014. — № 10 (93). — С. 331-335.

82. Трофимова, Г. А. Классические методы воспитания в современной школе / Г. А. Трофимова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2013. — № 3. — С. 62-67.

83. Уваров, А. Ю. Инновационные технологии в современной школе: Международный проект «Инновационные школы» / А. Ю. Уваров // Школьные технологии. — 2011. — № 6. — С. 72-85.

84. Усова, С. Н. Рабочая программа воспитания образовательной организации: типичные ошибки проектирования и вероятные риски внедрения / С. Н. Усова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 5. — С. 40-46.

85. Хамдамова С. О. Проблема воспитания дисциплинированности личности / С. О. Хамдамова // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 10 (22). — С. 145-146.

86. Цветкова, И. В. Теоретические подходы к определению национальной инновационной системы / И. В. Цветкова // Концепт. — 2015. — № 3. — С. 26-30.

87. Шиндина, Н. И. Особенности инновационного развития в современном обществе: социологический аспект / Н. И. Шин-дина // Концепт. — 2017. — № 4 (апрель). — URL: https://cyberleninka.ra/article/n/osobennosti-mnovatsionnogo-razvitiya-v-sovremennom-obschestve-sotsiologicheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 27.02.2022).

88. Шитов, С. Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний / С. Б. Шитов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2009. — № 4 (12). — С. 35-41.

References

1. O vnesenii izmenenii v Federalnyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" po voprosam vospitaniia obuchaiushchikhsia: Federalnyi zakon ot 31 iiulia 2020 g. № 304-FZ [On amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students: Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ]. Retrieved March 12, 2021, from https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/data_file/1610975194_304-%D0%A4%D0%97.pdf

2. O natsionalnykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 7 maia 2018 g. № 204 [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204]. Retrieved February 19, 2022, from http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

3. Ob utverzhdenii Strategii razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 29 maia 2015 g. № 996-r [On the approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r]. January 29, 2022, from http://static.government.ru/media/files/ f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBi

4. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniia: prikaz Ministerstva prosvesh-cheniia RF ot 31 maia 2021 g. N 287 [On the approval of the federal state educational standard of basic general education: order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021 N 287]. Retrieved February 19, 2022, from http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050027

5. Alieva, L. V. (2020). Osnovy avtorskoi kontseptsii vospitaniia v psikhologo-pedagogicheskom nasledii P. F. Kaptereva [The basis of the original concept of character formation in the psychological and pedagogical heritage of P. F. Kapterev]. Pedagogicheskoe Iskusstvo, 1, 154-161.

6. Astafieva, E. N. (2016). Approach to the child in S.N. Durylin's theory of free education. Istorico-Pedagogicheskiy Zhurnal, 3, 38-53. (In Russian)

7. Astafieva, E. N. (2018). N. V. Chekhov's ideal of free school in the context of transmitting, generating and transformative pedagogy. Istorico-Peda-gogicheskiy Zhurnal, 3, 93-109. (In Russian)

8. Astafyeva, E. N. (2019). Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative Projects and Programs in Education, 1, 62-66. (In Russian)

9. Astafieva, E. N. (2018). The heritage of K. N. Wentzel in the context of transmitting, generating and transformating pedagogy. Istorico-Pedagogich-eskiy Zhurnal, 2, 96-113. (In Russian)

10. Astafieva, E. N. (2018). Osmyslenie predstavlenii Nikolaia Chekhova o svobodnoi shkole s tochki zreniia peredaiushchei, porozhdaiushchei i preo-brazuiushchei pedagogiki [The conceptualization of the ideas of Nikolai Chekhov on free school in terms of transmitting, generating and transforming pedagogy]. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 24-31.

11. Astafieva, E. N. (2019). Pedagogicheskie innovatsii na osnove obrashcheniia k proshlomu: retroinnovatsiia, retrovvedenie ili traditsionnaia innovat-siia? [Pedagogical innovations based on the case to the past: retronasal, retrouvera or traditional innovation?]. Istorico-Pedagogicheskiy Zhurnal, 1, 178-191.

12. Astafieva, E. N. (2019). Traditions and innovations in education: view of Russian scientists (2000s-2010s). Istorico-Pedagogicheskiy Zhurnal, 4, 139151. (In Russian)

20

HHH0Bap0HHbie npoeKTbi h nporpaMMM B oOpa3QBaHHH № 3, 2022

13. Astafieva, E. N. (2019). Heuristic potential of the historical approach to educational innovations. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 18-27. (In Russian)

14. Akhmetvaleeva, E. M. & Mullagaiaova G. S. (2017). Innovatsii v sfere obrazovaniia [Innovations in education]. Sankt-Peterburgskii Obrazovatelnyi Vestnik, 1, 97-99.

15. Valeev, A. A. (2007). Svobodnoe vospitanie: mnogoobrazie realizatsii kontseptsii [Free education: the diversity of the implementation of the concept]. Vestnik Bashkirskogo Universiteta, 12 (4), 155-158.

16. Stepanov, P. V., Selivanova, N. L., Kruglov V. V. et al. (2020). Vospitanie v sovremennoi shkole: ot programmy k deistviiam: metodicheskoe posobie [Character formation in a modern school: from program to action: a methodological guide]. P. V. Stepanov (Ed.). Moskva: FGBNU «ISRO RAO».

17. Gladkova, E. V. (2017). Pedagogical views and work of S. N. Durylin. MirNauki, Kultury, Obrazovaniia, 1, 96-97. (In Russian)

18. Grigoreva, S. G. (2011). Innovatsionnaia deiatelnost uchitelia kak pedagogicheskoe iavlenie [Innovative activities of the teacher as a pedagogical phenomenon]. Vestnik Chuvashskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta im. I. Ya. Yakovleva, 3 (1), 49-56.

19. Delokarov, K. Kh. & Liubina O. N. (2013). Chelovek innovatsionnyi [Innovative man]. Fundamentalnye i Prikladnye Issledovaniia: Problemy i Re-zultaty, 8, 134-141.

20. Dzhumaeva, S. A. &. Khairullaeva, M. Kh. (2019). Pedagogicheskie innovatsii v sovremennoi sisteme obrazovaniia [Pedagogical innovations in the modern education system]. NauchnyeIssledovaniia, 3, 38-39. (In Russian).

21. Erygina, L. V. & Orlova, K. V. (2016). Subjects of innovative activity. Vestnik Sibirskogo Gosudarstvennogo Aerokosmicheskogo Universiteta im. Akade-mika M. F. Reshetneva, 17 (4), 1113-1118. (In Russian)

22. Tsentr po razvitiiu innovatsii McKinsey Innovation Practice. (2018, July). Innovatsii v Rossii - neischerpaemyi istochnik rosta [Innovations in Russia as an inexhaustible source of growth]. McKinsey Innovation Practice. Retrieved May 14, 2021, from www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Loca-tions/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx

23. Islamutdinov, V. F. & Shangaraev, R. G. (2011). On the question of concept of innovative human. Voprosy Innovatsionnoi Ekonomiki, 4, 3-12. (In Russian)

24. Kornetov, G. B. & Karoli D. (Eds.). (2021). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-pedagogicheskaia retrospektiva teorii ipraktiki sovremennogo obrazovaniia. Materialy XVIIMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 11 noiabria 2021 g. V dvukh chastiakh. Ch. 2. Issledovanie pedagogicheskogo proshlogo zapadnoevropeiskimi avtorami [Education history at the beginning of the III Millennium: historico-peda-gogical retrospective of modern education theory and practice. Proceedings of the XVII international scientific conference.. Moscow, November 11, 2021. In 2 parts. P. 2. The study of the pedagogical past by European authors]. Moskva: ASOU.

25. Kazimova, G. Kh. & Khadieva, G. D. (2013). Innovatsionnoe razvitie sovremennogo obshchestva v sfere obrazovaniia [Innovative development of modern society in the sphere of education]. Innovatsionnaia Ekonomika: Perspektivy Razvitiia ISovershenstvovaniia, 2, 222-224.

26. Kapterev, P. (1921). O shkolnom samoupravlenii uchashchikhsia i o shkolnoi distsipline [On school students self-government and on school discipline]. Pedagogicheskaia Mysl, 1921, 1/4, 19-31.

27. Kapterev, P. F. (1915). Didakticheskie ocherki: teoriia obrazovaniia [Didactic essays: educational theory], 2nd edition. Petrograd: Zemlia.

28. Kapterev, P. F. (1982). Izbrannyepedagogicheskiesochineniia [Selected works on education]. A. M. Arsenev (Ed.). Moskva: Pedagogika.

29. Kapterev, P. F. (1889). Sovremennoe vospitanie v otnoshenii k vozrastam [Modern education in relation to age]. Nabliudatel, 5, 60-65.

30. Kiriagina, M. E. (2012). Pedagogicheskie innovatsii v obrazovanii [Pedagogical innovations in education]. VestnikKazanskogo Tekhnologicheskogo Universiteta, 15(18), 282-284.

31. Klimenko, T. K. (2012). Innovatsionnoe obrazovanie kak faktor formirova-niia lichnosti budushchego uchitelia [Innovative education as a factor in the formation of the personality of the teacher-to-be]. Gumanitarnyi Vektor. Seriia: Pedagogika, Psikhologiia, 1, 138-147.

32. Kornetov, G. B., Astafieva, E. N., Barannikova, N. B. et al. (2020). Kontseptsii ipodkhody k obrazovaniiu, obespechivaiushchie effektivnye sposoby vos-pitaniia i obucheniia lichnosti v usloviiakh razvivaiushchegosia obshche-stva: monografiia [Concepts and approaches to education providing effective ways of education and character formation of a person in a developing society: monograph]. G. B. Kornetov (Ed.). Moskva: ASOU.

33. Kornetov, G. B. (2021). On realizing the potential of the synthesis of innovative and historical aspects of educational reality in the journal "Innovative Projects and Programs in Education". Innovative Projects and Programs in Education, 1, 6-9. (In Russian)

34. Kornetov, G. B. (2019). Alternative schools and alternative education in Russian pedagogical tradition of 80-90s of the XX century. Innovative Projects and Programs in Education, 1, 44-54. (In Russian)

35. Kornetov, G. B. (2019). Alternative schools and alternative education in the Russian pedagogical tradition: the beginning of XXI century. Innovative Projects and Programs in Education, 2, 31-40. (In Russian)

36. Kornetov, G. B. (2016). Edinstvo vospitaniia i obucheniia v protsesse obrazovaniia [The unity of education and character formation]. Teoriia iprakti-ka vospitaniia: pedagogika ipsikhologiia: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 120-letiiu so dnia rozhdeniia L. S. Vygotskogo (7-8 iyunia 2016 goda) [The theory and practice of character formation: proceedings of the international scientific conference dedicated to the 120th anniversary of L. S. Vygotsky (June 7-8, 2016)] (15-22). Moskva: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo un-ta.

37. Kornetov, G. B. (2019). Innovations in education history in the context of culture time regime. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 36-48. (In Russian)

38. Kornetov, G. B. (2019). Innovations in the history of education in the logic of evolutionary and cultural approaches. Istorico-Pedagogicheskiy Zhurnal, 3, 53-71. (In Russian)

39. Kornetov, G. B. (2021). Pedagogical reality of today in the context of education history. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 6-9. (In Russian)

40. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii ipraktiki obrazovaniia: monografiia [Historico-pedagogical context of education theory and practice]. Moskva: ASOU.

41. Kornetov, G. B. (2017). K. N. Ventsel — an outstanding adherent of liberal education in Russia. Psychological and Pedagogical Search, 3, 91-119. (In Russia)

42. Kornetov, G. B. (2019). National project "education": innovative context. Innovative Projects and Programs in Education, 5, 6-14. (In Russian)

43. Kornetov, G. B. (2017). Obrazovanie i pedagogicheskie ucheniia v istorii Rossii: monografiia [Education and pedagogical schools in the history of Russia: monograph]. Moskva: ASOU.

44. Kornetov, G. B. (2020). Opredelenie shkolami Moskovskoi oblasti putei i sposobov povysheniia effektivnosti svoei obrazovatelnoi deiatelnosti: metodi-cheskie rekomendatsii [Determination by schools of Moscow oblastof ways and means to increase the effectiveness of their educational activities: methodological recommendations]. Moskva: ASOU.

45. Kornetov, G. B. (2016). Pedagogika: teoriia i istoriia: uchebnoeposobie [Pedagogy: theory and history], 3rd ed. Moskva: ASOU.

46. Kornetov, G. B. (2019). Rational reconstruction of pedagogy of the past. Psychological and Pedagogical Search, 4, 115-134. (In Russian)

47. Kornetov, G. B. (2006). Fenomen distsipliny v rossiiskoi pedagogike [The phenomenon of discipline in Russian pedagogy]. Shkolnye Tekhnologii, 6, 15-18.

48. Kuleshova, I. V. (1995). Idei svobodnogo vospitaniia v Rossii nachala XX veka i ikh ispolzovanie v sovremennoi shkole: spetsialnost 13.00.01 «Obshchaia pedagogika, istoriiapedagogiki i obrazovaniia»: diss.... kand. ped. nauk [Ideas of freedom-based education in Russia at the beginning of the XX century and their use in modern school: 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education: PhD thesis]. Moskva.

49. Lebedev, O. E. (2021). Educational goals as a system-forming factor. Pedagogika, 85 (5), S. 5-16. (In Russian)

50. Lubsky, A. A. (2021). Ideas about character building framework in school. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 10-18. (In Russian)

51. Lukov, V. A. (2005). Paradigmy vospitaniia [Paradigms of character formation]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 3, 139-151.

52. Makarenko, A. S. (1972). Kollektiv i vospitanie lichnosti [Community and character formation in a person]. Moskva: Pedagogika.

53. Makarenko, A. S. (1947). Lektsii o vospitanii detei [Lectures on character formation in children]. G. S. Makarenko, V. N. Kolbanovsky (Eds.). Moskva: Uchpedgiz.

54. Makarenko, A. S. (1949). Problemy shkolnogo sovetskogo vospitaniia [Problems of the Soviet school education]. G. S. Makarenko (Ed.). Moskva: Izd-vo Akademii ped. nauk RSFSR.

55. Makarenko, A. S. (2010). Shkola zhizni, truda, vospitaniia: uchebnaia knigapo istorii, teorii ipraktike vospitaniia [School of life, work, and education: a book on the history, theory and practice of education]. Nizhnii Novgorod: Izd-vo Volgo-Viatskoi akad. gos. sluzhby.

56. Malinin, V. A. (2011). School as an innovative educational complex. Vestnik Nizhegorodskogo Universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 5, 19-23. (In Russian)

57. Malinin, V. A. & Tulupova O. V. (2011). Institutionalization of innovative school's educational environment. Vestnik Nizhegorodskogo Universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 6-1, 38-43. (In Russian)

58. Martirosyan, O. V. (2018). Theory of free education in Russia and abroad. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, 1, 59-64. (In Russian)

59. Mlocheshek, L. I. (2008). Professionalnaia podgotovka uchitelia k pedagogicheskim innovatsiiam v sovremennom obrazovanii [Teacher training for pedagogical innovations in modern education]. Vestnik Taganrogskogo Instituta imeni A. P. Chekhova, 51, 233-237.

60. Morozov, V. V. (2012). Technology of A. S. Makarenko: the options for modern teacher. Sotsialnaia Pedagogika, 4, 40-47. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61. Musabekova, G. A. (2012). Osobennosti shkoly innovatsionnogo tipa [Specificity of innovative schools]. Sovremennaia Vysshaia Shkola: Innovat-sionnyi Aspect, 1, 86-91.

62. Nechaev, M. P. (2021). The how of moral education program design in the electronic educational environment at the Academy Of Public Administration. Innovative Projects and Programs in Education, 2, 45-49. (In Russian)

63. Nechaev, M. P. (2022). How to manage the quality of the implementation of the module "school lesson" of the work program of education. Shkolnye Tekhnologii, 1, 97-107. (In Russian)

64. O primernoi programme vospitaniia [On the exemplary program of character formation]. Retrieved December 5, 2021, from http://form.instrao.ru

65. Kornetov, G.B. (Ed.). (2017). Obrazovanie vRossii i mire v kontekste Oktiabrskoi revoliutsii 1917goda: sbornik nauchnykh trudov i materialov [Education in Russia and in the world in the context of the October revolution of 1917: collection of scientific papers]. Moskva: ASOU.

66. Ostapenko, A. (2020). Man between ascent and descent. The educational vector cannot be undefined for so long. Vospitanie Shkolnikov, 8, 3-15. (In Russsin)

67. Paliy, Ye. N. (2020). Pyotr Fyodorovich Kapterev - eminent Russian educational psychologist (to the 170th anniversary of his birth). Pedagogicheskoe Obrazovanie i Nauka, 2, 30-33.

68. Kornetov, G. B. (Ed.). Pedagogicheskie innovatsii i traditsii v istorii, teorii ipraktike obrazovaniia: monografiia [Educational innovations and traditions in education theory and practice: monograph]. Moskva: ASOU.

69. Pedagogicheskii entsiklopedicheskiislovar [Encyclopedic dictionary of education]. B. M. Bim-Bad (Ed.). Moskva: Bolshaia Rossiiskaia entsiklopediia.

70. Patutina, N. A. & Revina, M. A. (2015). Innovative component of modern society as a factor of socialization. Internet-Zhurnal «Naukovedenie», 7 (3). Retrieved February 27, 2022, from https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-sostavlyayuschaya-sovremennogo-obschestva-kak-faktor-sotsializatsii/viewer

71. Pokrovsky, M. N. (1934). Russkaia istoriia v samom szhatom ocherke [Russian history in a very concise essay], 4th posthumous edition. Moskva: Partizdat.

72. Poliakov, L. P. & Podgornova, A. A. (2014). Motivatsionnaia gotovnost pedagogicheskogo kollektiva k vvedeniiu innovatsii [Motivational readiness of the teaching staff to introduce innovations]. Eksperiment iInnovatsii v Shkole, 2, 28-32.

73. Poliakov, S. D. & Shustova, I. Yu. (2021). Ot sovetskoi shkoly k rossiiskoi shkole XXI veka: voprosy vospitaniia [From the Soviet school to the Russian school of the XXI century: issues of character formation]. Otechestvennaia i Zarubezhnaia Pedagogika, 1 (4), 150-158.

74. Romm, T. A. (2014). Theory of education in the changing society. Voprosy Vospitaniia, 1, 57-65. (In Russian)

75. Rustamova, S. U. (2013). Formirovanie gotovnosti pedagogov obshcheobrazovatelnoi shkoly k innovatsionnoi deiatelnosti [Formation of the readiness of teachers of a general education school for innovative activities]. Munitsipalnoe Obrazovanie: Innovatsii iEksperiment, 3, 57-61.

76. Riapasova, K. A. (1987). A. S. Makarenko o soznatelnoi distsipline [A. S. Makarenko on social discipline]. In Vospitanie soznatelnoi distsipliny i preduprezhdenie pedagogicheskoi zapushchennosti uchashchikhsia: sb. nauch. tr. [Formation of conscious discipline and prevention of pedagogical neglect of students: collection of scientific papers] (15-22). Sverdlovsk.

77. Sinitsyna, G. P. (2016). Sovremennoe vospitanie: poisk novykh podkhodov [Modern education: in search of new approaches]. Pedagogicheskaia Nauka i Praktika, 4, 123-126.

78. Smirnov, I. P. (2020). Svobodnoe vospitanie: utopiia ili predskazanie? (K. N. Venttsel) [Freedom-based education: utopia or prediction? (K. N. Vent-sel)]. Kazansky Pedagogicheskii Zhurnal, 4, 7-17.

79. Stroganova, L. V. (2019). A. S. Makarenko's ideas are still of importance nowadays and why are they not getting "old"? Sotsialnaia Pedagogika, 1, 121-124. (In Russian)

80. Struk, E. N. & Struk, N. M. (2011). Innovative personality of modern society: theoretical analysis. VestnikIrkutskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 4, 272-277. (In Russian)

81. Struk, N. M. & Gavrilova, N. I. (2014). Modernization of today's Russian education: formation of innovative learning environment. Vestnik Irkutskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta, 10, 331-335. (In Russian)

82. Trofimova, G. A. (2013). Classical methods of education in the modern school. Obshchestvo: Sotsiologiia, Psikhologiia, Pedagogika, 3, 62-67. (In Russian)

83. Uvarov, A. Yu. (2011). Innovative technology in modern school: an international project "innovative schools". Shkolnye Tekhnologii, 6, 72-85. (In Russian)

84. Usova, S. N. (2021). Character formation work program of an educational organization: typical design errors and potential implementation risks. Innovative Projects and Programs in Education, 5, 40-46. (In Russian)

85. Khamdamova, S. O. (2018). Problema vospitaniia distsiplinirovannosti lichnosti [The problem of discipline formation in a person]. Voprosy Nauki i Obrazovaniia, 10, 145-146.

86. Tsvetkova, I. V. (2015). Teoreticheskie podkhody k opredeleniiu natsionalnoi innovatsionnoi sistemy [Theoretical approaches to determination of the national system innovation]. Kontsept, 3, 26-30.

87. Shindina, N. I. (2017). Osobennosti innovatsionnogo razvitiia v sovremennom obshchestve: sotsiologicheskii aspect [Specificity of innovative development in modern society: sociological aspect]. Kontsept, 4, 107-111. Retrieved February 27, 2022, from https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-innovatsionnogo-razvitiya-v-sovremennom-obschestve-sotsiologicheskiy-aspekt/viewer

88. Shitov, S. B. (2009). Innovatsionnoe obrazovanie v formiruiushchemsia obshchestve znanii [Innovative education in the emerging society of knowledge]. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. Povolzhsky Region. Gumanitarnye Nauki, 4, 35-41.

Информация об авторе

Андрей Александрович Лубский

Академия социального управления (АСОУ), ректор, кандидат экономических наук, доцент, Москва, Россия, mo_asou@mosreg.ru

About the author

A. A. Lubsky

Academy of Public Administration, Rector, PhD in Economics, Docent, Moscow, Russia, mo_asou@mosreg.ru

P

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.