Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ШКОЛА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД И ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ'

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД И ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

Решая в начале III тысячелетия задачу развития российской школы как национального образовательного института, важно рассматривать возникающие при этом проблемы в самом широком историко-педагогическом контексте, создавать и внедрять педагогические инновации, опираясь на укоренившиеся в теории и практике отечественного образования традиции воспитания и обучения подрастающих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SCHOOL AS A NATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION: MODERN VIEW AND HISTORICO-PEDAGOGICAL CONTEXT

Solving the task of developing the Russian school as a national educational institution at the beginning of the 3rd millennium, it is important to consider the problems that arise in this case in the broadest historical and pedagogical context, to create and implement pedagogical innovations, relying on the traditions of character formation and training of the younger generations, rooted in the theory and practice of Russian education.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ШКОЛА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД И ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ»

Стратегии развития образования

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 11-20. Innovative projects and programs in education. 2022:2(80):11-20.

УДК 378

А. А. Лубский

Российская школа как национальный образовательный институт: современный взгляд и историко-педагогический контекст

Аннотация

Решая в начале III тысячелетия задачу развития российской школы как национального образовательного института, важно рассматривать возникающие при этом проблемы в самом широком историко-педагоги-ческом контексте, создавать и внедрять педагогические инновации, опираясь на укоренившиеся в теории и практике отечественного образования традиции воспитания и обучения подрастающих поколений.

Ключевые слова: российская школа, национальный образовательный институт, истори-ко-педагогический контекст, развитие современной российской школы, традиции и инновации в национальном образовании

Для цитирования: Лубский А. А. Российская школа как национальный образовательный институт: современный взгляд и историко-педагогический контекст // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 11-20.

A. A. Lubsky

Russian school as a national educational institution: modern view and historico-pedagogical context

Abstract

Solving the task of developing the Russian school as a national educational institution at the beginning of the 3rd millennium, it is important to consider the problems that arise in this case in the broadest historical and pedagogical context, to create and implement pedagogical innovations, relying on the traditions of character formation and training of the younger generations, rooted in the theory and practice of Russian education.

I Keywords: Russian school, national educational institute, historico-pedagogical context, development of the modern Russian school, traditions and innovations in national education For Citation: Lubsky, A. A. (2022). Russian school as a national educational institution: modern view and historico-pedagogical context. Innovative projects and programs in education, 2, 1120 (In Russian)

После Второй мировой войны (1939-1945) в подавляющем большинстве стран мира прослеживается нарастающий рост реформ, задача которых — обновление школы как основного образовательного института общества. Н. Н. Ставринова отмечает, что и «в нашей стране во второй половине ХХ столетия также периодически проводились реформы школьного образования. Но особенно интенсивными они стали в 1990-е гг. По сути, все последнее десятилетие ХХ в. и начало нового, XXI в., стали периодом сменявших друг друга реформ. Основными их направлениями стали: совершенствование нормативно-правовой базы образования; децентрализация управления системой образования на основе расширения полномочий регионов и образовательных учреждений; расширение прав и полномочий обучающихся, воспитанников и родителей в управлении образовательным процессом, придание управлению образованием государственно-общественного характера; обновление содержания образования; повышение вариативности содержания образования, предоставление возможности выбора программ образования обучающимся, педагогам, родителям; диверсификация сети учреждений, создание новых типов и видов образовательных учреждений, в том числе фермерских школ, лицеев, гимназий, колледжей; разработка государственных образовательных стандартов» [61, с. 6].

В контексте всех многочисленных и, по сути, непрерывных реформ образования всё более остро встает вопрос о необходимости создания школы как национального образовательного института, т. е. образовательного института с выраженной национальной спецификой. На сложность этой проблемы обращал внимание еще в 1915 году философ и психолог, педолог и педагог П. П. Блонский (1884-1941), который в работе «О национальном воспитании» писал: «Воспитываемый есть активное существо, воспринимающее только то, что его природе соответствует, и это воспринимаемое перерабатывающее по-своему. Таков воспитываемый ребенок, таков и воспитываемый народ. С этой точки зрения всякое воспитание есть только стимул для самовоспитания, и цель воспитания — выработать активного деятеля, способного к творческой деятельности, побудить к развитию дремлющий дух. Следовательно, задача и национального воспитания состоит в том, чтобы выработать активную нацию, нацию, способную к национальному творчеству и, следовательно, к национальному самоопределению. Выражаясь проще, надо стараться не так о том, какое положительное национальное содержание должна получить воспитываемая нация, но о том, как сделать активно воспитывающую нацию способной создать в будущем самой свое национальное

содержание, как оживить ее дремлющие силы». П. П. Блонский подчеркивал, что «национальная школа создается не педагогом-теоретиком, а народом, вырабатывается не в кабинете, а в ходе живой национальной истории, когда нация дает школе и содержание, и традицию, ибо без этого, конечно, может идти речь не о какой-либо прочной педагогической традиции, а лишь о капризном вихре сменяющих друг друга педагогических планов» [21, с. 16].

Размышляя об институте национальной школы в России, следует обратить внимание на точку зрения В. Н. Сороки-Росинского (1882-1960), высказанную им в статье «Путь русской национальной школы» (1916). Таланливый педагог, ставший прообразом Викниксора в «Республике ШКИД», писал: «Национальная школа вовсе не какое-либо грандиозное стильное, в русском хотя бы духе, на много лет построенное здание, для которого далее нужен лишь ремонт да кое-какие пристройки. Национальная школа — это движение вперед организованной, дисциплинированной, знающей, зачем она идет, массы» [60, с. 71].

В начале III тысячелетия, как никогда ранее, становится очевидным диалектическое единство двух фундаментальных цивилизационных процессов: с одной стороны, нарастает тенденция глобализации человеческой цивилизации, происходит обретение ею формата целостной мировой цивилизации, а с другой стороны, нарастает стремление великих и локальных цивилизаций к самоидентификации, к осознанию, сохранению и даже усилению своей уникальности и самобытности. Это в полной мере касается феноменов теории и практики образования, которые, как показал в своей концепции циви-лизационного подхода к рассмотрению исто-рико-педагогического процесса Г. Б. Корнетов, являются атрибутами цивилизационных организмов любого уровня и типа, способствуя поддержанию их функционирования и развития во все исторические эпохи у всех народов [18; 36; 40; 41; 42; 46; 47; 51].

Осмысливая феномен русской (российской) национальной школы в современных цивили-зационных условиях, А. В. Воронцов обращает внимание на то, что «глобализация поставила целый ряд проблем в экономической, политической, социально-культурной сферах, в том числе и в образовании. Проблема состоит в том, как взять современные технологии, современные методики образования, все лучшее от мирового опыта, не утратив национальной идентичности. Именно система образования как стержень социализации общества является, по сути дела, единственной интегрирующей силой, которая способна сохранить традиции, обычаи, нравственные и моральные ценности народа. В этих

условиях особое значение имеют сохранение и развитие национальных школ, в том числе и русской школы». Причем термин русский А. В. Воронцов использует в «обширном смысле». Разъясняя свою позицию, он пишет: «Мы, русские, ценим человека не по крови, а по его отношению к России, русскому человеку, русским духовным сокровищам. Для нас русский — тот, кто Россию считает своей единственной Родиной-матерью, кто предпочитает ее, самоотверженно служит ей и в случае надобности умирает за нее. <...> Мы живем, восстанавливаем и строим великую державу вместе. Наш общий дом — Россия. Все народы, населяющие ее, как соборная личность, как свободное единение людей с русским народом в корню. <...> Новая русская школа вбирает в себя современные концепции экологического, планетарного, ноосферного, космического мышления, сочетает принципы патриотизма и всемирного взаимоуважения народов» [24, с. 28, 30].

Острую проблему отечественного образования И. Ф. Гончаров видит в том, что «школа в России слишком часто строилась не по национальной модели. Может быть, основная трагедия нашей Родины состоит как раз в том, что мы не создали национальной школы. Историческая ошибка почти всех правителей России: невнимание, с которым они относились к национальному воспитанию. Отсюда — отсутствие научно организованной национальной школы». И. Ф. Гончаров формулирует девять общепедагогических принципов, на основе которых должна строиться образовательная и воспитательная работа отечественной школы: «Первый основополагающий принцип: верность истине. Второй принцип: энциклопедизм, культурологическая целостность. Третий принцип: постижение реальной жизни, действительности, той, которая не отражена в науке, культуре, искусстве, религии. Четвертый принцип: русское самоуважение, достоинство, честь. Пятый принцип: сотворчество учителя и ученика. Сотрудничество — лишь первая ступень школьной атмосферы. Шестой принцип: принцип семейной атмосферы в школе. Седьмой принцип: единство образования и самообразования, фундаментальность знаний. Восьмой принцип: соразвитие учителя и ученика, перерастание воспитания в самовоспитание. Девятый принцип: принцип радости узнавания» [25, с. 35, 40].

Решение задачи создания национальной школы неизбежно предполагает «погружение» институтов образования [30; 33; 49; 50] в исто-рико-педагогический, а шире, и в историко-культурный контекст [7; 31; 33; 37; 38; 39; 48; 52] бытия того государства, которое ставит и пытается инновационно решить эту проблему. Ведь, как показывают новейшие исследования Е. Н. Аста-

фьевой, любая педагогическая инновация оказывается эффективной только в том случае, если продуцируется с опорой на существующие и апробированные педагогические традиции, с учетом накопленного человечеством опыта воспитания и обучения подрастающих поколений [3; 4; 5; 11; 12; 13; 16; 19; 20]. Выстраивая модель современной русской (российской) школы, как национального института образования, исключительно важно обратиться к особенностям и традициям школьного образования (воспитания и обучения), которые формировались в нашей стране на протяжении веков и десятилетий, не забывая при этом в полной мере учитывать и взвешенно ассимилировать мировые педагогические достижения.

Издатель первого в России педагогического журнала «Патриот» В. В. Измайлов (1773-1830) в статье «О русском старинном воспитании» (1804) писал о том, что в блеске просвещения русским, как и многим другим народам, не достает заимствования у предков всего того, что было хорошего в их воспитании [28].

Почти 125 лет назад оригинальный русский мыслитель, философ и литератор, выдающийся педагог В. В. Розанов (1856-1919) писал: «Кого не поразит, что так много учась, так тщательно учась, при столь усовершенствованных дидактике, методике и педагогике, мы имеем плод всего этого (новый человек) скорее отрицательный, чем положительный. Забыта именно философия русского воспитания, не приняты во внимание, так сказать, геологические пласты, коих поверхностную пленку "назема" мы, безусловно, пашем» [58]. Обратимся к некоторым из этих «геологических пластов» в поиске решения проблемы развития современной школы в России как национального образовательного института.

Однако, прежде всего, вспомним о том, что великий русский педагог, автор концепции народности общественного воспитания К. Д. Ушинский (1823-1871) предупреждал об опасности бездумных педагогических заимствований, взятых из культуры других народов и не имеющих корней в России: «Конечно, мы можем занять много полезных педагогических изобретений у западных наших братьев, опередивших нас в образовании. Но дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии». Он писал о необходимости «познакомиться с настоящим состоянием воспитания в русском народе прежде, чем захотим внести туда наши теории и улучшения. Русская семья со всеми своими элементами, добрыми и дурными, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целебные, и ядовитые плоды, есть созда-

ние Истории, которую нельзя заменить никакой искусственной постройкой. Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Эта почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. <...> Русское воспитание не поддается и не поддастся нашим усилиям до тех пор, пока мы сами в себе не примирим европейского образования с живущими в нас элементами народности. <...> Если, воспитывая дитя, мы должны с уважением приближаться к душе его, то во сколько раз должно быть больше это уважение к душе народа, когда мы принимаемся за дело его воспитания» [65, с. 196-197, 220, 222].

Согласно В. А. Прокохину и О. М. Тамбовскому, «идеологическими и методологическими составляющими философии русского образования могут стать: философия органического развития, разработанная в трудах русских мыслителей славянофильско-почвеннического направления (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский, В. В. Розанов, И. А. Ильин), идеи русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и методологические традиции русской науки (М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев); православное учение о человеке и принципах его духовно-нравственного воспитания, сформулированных в Новом Завете, трудах отцов церкви и православных святых и подвижников; психологическая теория личности и деятельности, разработанная отечественной психологической школой академика А. Н. Леонтьева; идеи русской социологической школы (академик Струмилин)». Обращаясь к российской истории, В. А. Прокохин и О. М. Тамбовский пишут, что «прогрессивные идеи и новаторская практика XIX в. не стали достоянием всего общества, государство не востребовало их. Образовательные реформы свелись к подражанию Западу, к отказу чиновных "просветителей" от русских национальных основ, от опыта русского учительства и его стремлений к созданию собственной полноценной школы». К основным идеям воссоздания национального образования, по их мнению, относится «идея русского космизма» [56, с. 324-325].

Отечественными космистами, хотя и в разных контекстах, были такие выдающиеся мыслители, как Д. Л. Андреев и В. И. Вернадский, В. С. Соловьев и Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский и К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др. Задаваясь вопросом, «что значит идея космизма для национальной школы?», В. А. Прокохин и О. М. Тамбовский пишут: «Образование — это сфера, которую можно представить в простран-

стве. Каждое "Я" имеет внутренний мир в виде множества расширяющихся сфер: культурно-исторической, социальной, эмоционально-образной, интеллектуальной. <...> Сущность образования заключается в работе человека над смыслом и взаимодействием окружающего и находящегося внутри него пространств. Внутренний мир обогащается внешним, внешний дополняется внутренним. Предназначение человека состоит в том, чтобы выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним. Одновременно происходит и обратный процесс: внешнее пространство обогащается внутренней сущностью человека. Внутренний и внешний мир сливаются воедино и представляют единое многомерное пространство. В последние годы в научный оборот введены два новых понятия — глобальный и планетарный. <...> Глобальное и планетарное предназначение современного образования — восстановить естественную связь человека с природой, возродить духовно-чувственное познание, расширить миропонимание до космического уровня» [Там же, с. 326].

Идеология космизма оказала существенное влияние на отечественную педагогику [55; 63; 66; 67]. Выдающимся педагогом-космистом был К. Н. Вентцель (1857-1947) [26; 34; 43; 68]. В статье «Проблемы космического воспитания» (1925) он писал: «То, что человек представляет часть космоса, есть факт, с которым так или иначе надо считаться, и если мы говорим о воспитании человека в качестве члена человеческого общества более или менее широких размеров, то является также совершенно правомерным говорить о воспитании человека в качестве члена космоса, как гражданина Вселенной». По мнению К. Н. Вентцеля, «основою индивидуально -го воспитания является естественное единство жизни индивидуальной человеческой личности, основою социального воспитания — естественное единство жизни данной человеческой личности с окружающим ее человеческим обществом более или менее широких размеров, основою космического воспитания является естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Сделать это единство сознательным и притом в наибольшей возможной степени — такова цель воспитания во всех трех отмеченных случаях» [23, с. 10, 13].

По существу, именно К. Н. Вентцель стоял у истоков космически ориентированной традиции отечественной педагогики [44]. Эта традиции обретает особое звучание в начале III тысячелетия, когда российские школы всё более настойчиво сталкиваются с необходимостью не только создавать условия для реализации потенциала каждого ученика (индивидуальное воспитание), не только готовить школьников к продуктив-

ному взаимодействию с другими субъектами, продуктивному решению задач, значимых для общества и государства, для региона и местного сообщества, для семьи и конкретного коллектива (социальное воспитание), но и формировать гражданина Земли и гражданина Вселенной, ответственного за судьбы своей планеты, за процессы космического значения.

Еще одну весьма значимую для отечественной педагогики традицию религиозный философ и педагог В. В. Зеньковский (1881-1862) связывал с именем великого русского учителя жизни, мыслителя и философа, писателя и педагога Л. Н. Толстого (1828-1910). Он писал, что именно Л. Н. Толстой «выдвинул тот мотив, который сыграл такую огромную роль в педагогике XX века, — мотив свободы <...> во имя личности ребенка, во имя освобождения ребенка от пут, которые мешают его "естественному" развитию. Проблема свободы ребенка становится одной из самых значительных, можно сказать, центральных тем русской педагогической мысли» [27, с. 37-38]. Именно Л. Н. Толстой стоял у истоков отечественной традиции свободного воспитания, интенсивно развивавшейся в нашей стране в 1890-1920-е годы и вновь привлекшей к себя пристальное внимание российских теоретиков и практиков образования в 1990-2010-е (О. С. Газман, Г. Б. Корнетов, Н. Б. Крылова, А. Н. Тубельский, И. Д. Фрумин, М. М. Эпштейн, Н. П. Юдина и др.) [14; 17; 22; 35; 53; 54; 59; 62]. Сегодня, при разработке моделей школ, ориентированных на создание благоприятных условий для максимальной реализации потенциала каждого обучающегося в учебно-воспитательном процессе, на интенсивное вовлечение обучающихся в образовательную деятельность как субъектов созидания собственной личности, отечественные теоретики и практики образования обращаются к педагогическому наследию не только Л. Н. Толстого, но и К. Н. Вентцеля, С. Н. Дурылина (1886-1954), Н. В. Чехова (18651947) [1; 2; 6; 8; 9; 10; 57; 64]. Идеи и опыт этих и других выдающихся представителей свободного воспитания способствуют повороту российской школы к ребенку, к его нуждам и интересам [45].

С обращением к свободе связывал перспективы развития отечественной школы философ и публицист И. А. Ильин (1883-1954), который писал в статье «О воспитании в грядущей России» (1953): «Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь. <...> Ей нужно новое воспитание: в свободе и к свободе; в любви и к любви; в предметности и к предметности. Новые поколения русских людей должны воспитываться в сердечной и предметной свободе. Эта директива — и на сегодня,

и на завтра, и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России» [29].

История отечественной школы и педагогики богата великими идеями и выдающимися практическими достижениями, которые могут существенно поспособствовать поиску путей и способов решения современных проблем, возникающих в связи с необходимостью решения задачи создания сегодня эффективно работающей модели национальной школы в России. Так, отмечая, что «исключительную роль в модернизации отечественной школы может и должен сыграть педагогический опыт Российской цивилизации», Е. Н. Астафьева призывает, в частности, обратиться к уникальному педагогическому наследию ординарного профессора Московского университета, создателя оригинальной концепции национальной русской сельской школы С. А. Рачинского (1833-1902). Е. Н. Астафьева пишет: «В ряду выдающихся отечественных мыслителей и практиков образования блистательной педагогической эпохи последней трети XIX — начала ХХ века заметное место занимает С. А. Рачинский. Опираясь на идеи И. В. Киреевского (1806-1856) о самобытности развития просвещения в России, К. Д. Ушинского (18231871) о народности воспитания, Л. Н. Толстого (1828-1910) о необходимости выстраивать образование народа, крестьян исходя из их реальных потребностей и запросов, он разработал и реализовал на практике оригинальную концепцию русской сельской школы». Е. Н. Астафьева подчеркивает, что «для правильного понимания значения педагогической позиции С. А. Ра-чинского исключительное значение имеет то обстоятельство, что он связывал свой идеал русской сельской школы с реальными запросами крестьянских масс по отношению к образовательной деятельности, стремясь учитывать интересы и родителей, и самих детей. <...> Интерес, который сегодня вызывает педагогическое наследие С. А. Рачинского, обусловлен не только значимостью обсуждаемых им теоретических проблем национального образования, но и теми дидактико-методическими материалами, которые он разрабатывал для школьников» [15, с. 25-26, 32].

Решая в начале III тысячелетия задачу развития школы как национального образовательного института России, важно рассматривать возникающие при этом современные проблемы в самом широком историко-педагогическом контексте, создавать и внедрять педагогические инновации, опираясь на укоренившиеся в теории и практике отечественного образования традиции воспитания и обучения подрастающих поколений.

Список источников

1. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. -2016. — № 3. — С. 38-53.

2. Астафьева, Е. Н. Идеал свободной школы Н. В. Чехова (1865-1947) в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. -2018. — № 3. — С. 93-109.

3. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62-66.

4. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49-52.

5. Астафьева, Е. Н. Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 41-45.

6. Астафьева, Е. Н. Институт школы в педагогическом наследии Н. В. Чехова / Е. Н. Астафьева // Историко-педаго-гический журнал. — 2017. — № 1. — С. 67-78.

7. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56-58.

8. Астафьева, Е. Н. Критика С. Н. Дурылиным школы-казармы с позиций теории свободного воспитания / Е. Н. Астафьева // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. — 2017. — № 30 (49). — С. 18-25.

9. Астафьева, Е. Н. Наследие К. Н. Вентцеля в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2018. -№ 2. — С. 96-113.

10. Астафьева, Е. Н. Осмысление представлений Николая Чехова о свободной школе с точки зрения передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 3. -С. 24-31.

11. Астафьева, Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроинновация, ретровведение или традиционная инновация? / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 178-190.

12. Астафьева, Е. Н. Понимание соотношения традиций и инноваций в образовании в отечественной науке XXI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 15-22.

13. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования: варианты интерпретаций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 41-49.

14. Астафьева, Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX — первой четверти XX века / Е. Н. Астафьева // Исто-рико-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 80-99.

15. Астафьева, Е. Н. Сергей Александрович Рачинский: концепция русской сельской школы / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 5. — С. 25-34.

16. Астафьева, Е. Н. Традиции и инновации в образовании: взгляд российских ученых (2000-е — 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. -2019. — № 4. — С. 139-151.

17. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века / Е. Н. Астафьева // Исто-рико-педагогический журнал. — 2016. — № 1 — С. 115-129.

18. Астафьева, Е. Н. Цивилизационный подход в отечественной истории и теории педагогики: 1990-2010-е годы / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. -№ 4. — С. 21-33.

19. Астафьева, Е. Н. Эвристический потенциал историко-педагогического контекста педагогических инноваций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 18-27.

20. Астафьева, Е. Н. Эвристичность обращения к историко-педагогическому осмыслению инноваций в образовании / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 3. — С. 38-52.

21. Блонский, П. П. О национальном воспитании / П. П. Блонский. — Москва: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушне-рев и К, 1915. — 40 с.

22. Валеев, А. А. Свободное воспитание: многообразие реализации концепции / А. А. Валеев // Вестник Башкирского университета. — 2007. — Т. 12, № 4. — С. 155-158.

23. Вентцель, К. Н. Проблема космического воспитания / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание. ВЛАДИ — VLADI: педагогический альманах / науч. ред. Г. Б. Корнетов. — Москва: Кром, 1993. — Вып. 2. — С. 9-13.

24. Воронцов, А. В. На пути к русской национальной школе / А. В. Воронцов // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2010. — № 2 (76). — С. 28-31.

25. Гончаров, И. Ф. Новая народная русская школа / И. Ф. Гончаров // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2011. — №5. — С. 48-58.

26. Емельянов, Б. В. Космическая педагогика К. Н. Вентцеля / Б. В. Емельянов // Школа мысли: альманах гуманитарного знания. — Новосибирск, 2003. — Вып. 2. — С. 109-113.

27. Зеньковский, В. В. Русская педагогика в ХХ веке / В. В. Зеньковский // Хрестоматия по истории школы и педагогики России в первой трети ХХ века: П. Н. Игнатьев, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен, Д. Дьюи: учебное пособие / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2009. — С. 36-64.

28. Измайлов, В. В. О русском старинном воспитании / В. В. Измайлов // Патриот. Журнал воспитания, издаваемый Владимиром Измайловым. Т. II, кн. 1. Апрель. — Москва: В университетской типографии, у Любия, Гария и Попова, 1804. — С. 3-19.

29. Ильин, И. А. О воспитании в грядущей России / И. А. Ильин. — URL: http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_2/180 (дата обращения: 21.11.2021).

30. Институты образования, педагогические идеи и учения в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — (Историко-педагогическое знание; вып. 104). — Москва: АСОУ, 2017. — 384 с. — ISBN 978-5-91543-223-8.

31. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики: сборник научных трудов и материалов / под ред. Г. Б. Корнетова; Российская академия образования, Институт теории и истории педагогики. — Москва: ФГНУ ИТИП РАО: ИЭТ, 2012. — ISBN 978-5-904212-05-6.

32. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования: материалы Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 100). — ISBN 978-5-91543-206-1.

33. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические институции в истории человеческого общества: материалы Тринадцатой Международной научной конференции. Москва, 16 ноября 2017 г. / редактор-составитель Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2017. — 199 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 111). — ISBN 978-5-91543-236-8.

34. Корнетов, Г. Б. Апостол свободного воспитания (к 160-летию со дня рождения К. Н. Вентцеля) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 4. — С. 21-56.

35. Корнетов, Г. Б. Восхождение к ребенку (к 80-летию со дня рождения О. С. Газмана / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 1. — С. 115-124.

36. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход / Г. Б. Корнетов // Педагогика. — 1995. — № 3. — С. 23-29.

37. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2011. — № 1. С. 68-83.

38. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 172 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 97). — ISBN 978-5-91543-200-9.

39. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Г. Б. Корнетов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов практических конференций. — 2016. — № 4. — С. 1185-1204. — URL: http://new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf (дата обращения: 30.10.2021).

40. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический процесс в зеркале цивилизационного подхода / Г. Б. Корнетов // Вестник Университета Российской академии образования. — 2002. — № 4. — С. 3-57.

41. Корнетов, Г. Б. История педагогики за рубежом с древнейших времен до начала XXI века: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2013. — 435 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 63). — ISBN 978-5-91543-100-2.

42. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учебное пособие / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — 3-е изд. — Москва: АСОУ, 2011. — (Историко-педагогическое знание; вып. 38). — 978-591543-042-5.

43. Корнетов, Г. Б. К. Н. Вентцель — выдающийся представитель свободного воспитания в России / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 3 (43). — С. 91-119.

44. Корнетов, Г. Б. Космическая педагогика Константина Вентцеля / Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский // Свободное воспитание. ВЛАДИ — VLADI: педагогический альманах / науч. ред. Г. Б. Корнетов. — Москва: Кром, 1993. — Вып. 2. — С. 14-19.

45. Корнетов, Г. Б. На пути к педагогике свободы / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2006. -№ 4. — С. 12-18.

46. Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история: учебное пособие / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — 3-е изд., перераб., доп. — Москва: АСОУ, 2016. — 472 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 95). — ISBN 978-5-91543-184.

47. Корнетов, Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дис. в форме научного доклада ... доктора пед. наук / Г. Б. Корнетов; ИТПМИО РАО. — Москва, 1994. — 64 с.

48. Корнетов, Г. Б. Темпоральный режим культуры как рамка историко-педагогического контекста инноваций в образовании / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2. — С. 26-46.

49. Корнетов, Г. Б. Теоретическое и историческое осмысление институтов образования и педагогических институций. Статья 1 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 51-81.

50. Корнетов, Г. Б. Теоретическое и историческое осмысление институтов образования и педагогических институций. Статья 2 // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 3. — С. 43-83.

51. Корнетов, Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса / Г. Б. Корнетов; Российская академия образования, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании. — Москва: ИТПИМИО, 1994. — 265 с.

52. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.

53. Кулешова, И. В. Идеи свободного воспитания в России начала ХХ века и их использование в современной школе: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дис. ... канд. пед. наук / И. В. Кулешова. — Москва, 1995. — 137 с.

54. Мартиросьян, О. В. Теория свободного воспитания в России и за рубежом / О. В. Мартиросьян // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1 (189). — С. 59-64.

55. Перекусихина, Н. А. Педагогическая концепция русского космизма: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Перекусихина; Московский гос. ун-т культуры и искусств. — Москва, 2004. — 218 с.

56. Прокохин, В. А. Философско-образовательное обоснование проблемы русской национальной школы / В. А. Про-кохин, О. М. Тамбовский // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2015. — № 1 (64). — С. 324-327.

57. Раскрытие творческого потенциала личности ребенка. Принцип свободы в педагогической деятельности (по трудам С. Н. Дурылина) / сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: Амрита-Русь; ИД Шалвы Амонашвили, 2019. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 978-5-413-01579-7.

58. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. — Москва: Педагогика, 1990. — 624 с. — ISBN 5-7155-0429-5.

59. Свободное воспитание: хрестоматия / сост. Г. Б. Корнетов; Российский открытый университет. — Москва: Издательство РОУ, 1995. — 222 с.- ISBN 5-204-00030-5.

60. Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / Сорока-Росинский; сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Т. Губ-ко; АПН СССР. — Москва: Педагогика, 1991. — 239 с. — (Педагогическая библиотека). — ISBN 5-7155-0316-7.

61. Ставринова, Н. Н. О необходимости изменений в системе образования в контексте новой образовательной парадигмы / Н. Н. Ставринова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2010. — № 3 (10). — С. 5-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62. Степанова, И. В. Теория «свободного воспитания»: из прошлого в будущее / И. В. Степанова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 6 (45). — С. 153-166.

63. Строганова, Т. Идеи космизма в воспитании / Т. Строганова // Магистр. — 1991. — Сентябрь. — С. 50-52.

64. Теория свободного воспитания. Идеальный детский сад (по трудам К. Вентцеля) / сост. Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский. — Москва: Амрита-Русь: ИД Шалвы Амонашвили, 2020. — 252 с. — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 978-5-413-02187-3.

65. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательство УРАО, 2002. — С. 180-224.

66. Хуторской, А. В. Педагогика русского космизма / А. В. Хуторской // Частная школа. — 1993. — №2. — С. 11-22.

67. Хуторской, А. В. Педагогическое развитие русского космизма / А. В. Хуторской // Известия Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского. — 2005. — № 3. — С.41-45.

68. Шарошкина, Т. А. Принципы космической педагогики К. Н. Вентцеля / Т. А. Шарошкина // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 567-570.

References

1. Astafieva, E. N. (2016). Approach to the child in S.N. Durylin's theory of free education. History of education journal, 3, 3853. (In Russian)

2. Astafieva, E. N. (2018). N. V. Chekhov's ideal of free school in the context of transmitting, generating and transformative pedagogy. History of education journal, 3, 93-109. (In Russian)

3. Astafieva, E. N (2019). N. Astafieva. Innovative projects and programs in education, 1, 62-66. (In Russian)

4. Astafieva, E. N. (2019). Innovations in education theory and practice: ideas of pedagogy historians. Innovative projects and programs in education, 3, 49-52. (In Russian)

5. Astafyeva, E. N. (2019). Innovations and traditions in the past and present of pedagogy. Innovative projects and programs in education, 6, 41-45. (In Russian)

6. Astafieva, E. N. (2017). The institution of school in pedagogical heritage of N. V. Chekhov. History of education journal, 1, 67-78. (In Russian).

7. Astafyeva, E. N. (2016). Historico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education. Academia. Pedagogicheskii zhurnalPodmoskovia, 4, 56-58.

8. Astafieva, E. N. (2017). Kritika S. N. Durylinym shkoly-kazarmy s pozitsii teorii svobodnogo vospitaniia [S. N. Durylin's criticism of kaserne-like schools from the viewpoint of the theory of freedom-based education]. Vestnik Vladimirskogo go-sudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigorevicha i Nikolaia Grigorevicha Stoletovykh. Seriia: Pedagogicheskie i psik-hologicheskie nauki, 30 (49), 18-25.

9. Astafieva, E. N. (2018). The heritage of K. N. Wentzel in the context of transmitting, generating and transformating pedagogy. History of education journal, 2, 96-113. (In Russian)

10. Astafyeva, E. N. (2018). Osmyslenie predstavlenii Nikolaia CHekhova o svobodnoi shkole s tochki zreniia peredaiushchei, porozhdaiushchei i preobrazuiushchei pedagogiki [The conceptualization of the ideas of Nikolai Chekhov on free school in terms of the transmitting, generating and transforming pedagogy]. Innovative projects and programs in education, 3, 24-31.

11. Astafieva, E. N. (2019). Pedagogicalinnovations based on the case to the past: retronasal, retrouvera or traditional innovation? History of education journal, 1, 178-190. (In Russian)

12. Astafieva, E. N. (2019). Understanding the balance of tradition and innovation in Russian science of the XXI century. Innovative projects and programs in education, 5, 15-22. (In Russian)

13. Astafieva, E. N. (2019). Retro-innovations in education theory and practice: interpretation variant. Innovative projects and programs in education, 2, 41-49. (In Russian)

14. Astafieva, E. N. (2015). Free education in Russia in the late XIX — the first quarter of the XX century. History of education journal, 2, 80-99. (In Russian)

15. Astafyeva, E. N. (2020). Sergey Aleksandrovich Rachinsky: the concept of Russian rural school. Innovative projects and programs in education, 5, 25-34. (In Russian)

16. Astafieva, E. N. Traditions and innovations in education: view of Russian scientists (2000s-2010s). History of education journal, 4, 139-151.

17. Astafieva, E. N. (2016). Values of humanism as the image of a good school in the first third of the 20th century. History of education journal, 1, 115-129. (In Russian)

18. Astafyeva, E. N. (2021). Civilizational approach in the history and theory of russian education: 1990-2010. Innovative projects and programs in education, 4, 21-33. (In Russian)

19. Astafieva, E. N. (2019). Heuristic potential of the historical approach to educational innovations. Innovative projects and programs in education, 4, 18-27. (In Russian)

20. Astafieva, E. N. (2019). Evristichnost obrashcheniia k istoriko-pedagogicheskomu osmysleniiu innovatsii v obrazovanii [Euristics of treatment to historical and pedagogical understanding innovations in education]. History of education journal, 3, 38-52.

21. Blonsky, P. P. (1915). O natsionalnom vospitanii [On the national character formation]. Moskva: Tipolitografiia T-va I. N. Kushnerev i K.

P

22. Valeev, A. A. (2007). Svobodnoe vospitanie: mnogoobrazie realizatsii kontseptsii [Free education: the diversity of the implementation of the concept]. VestnikBashkirskogo universiteta, 12-4, 155-158.

23. Venttsel, K. N. (1993). Problema kosmicheskogo vospitaniia [The problem of cosmic education]. Svobodnoe vospitanie. VLADI — VLADI: pedagogicheskii almanakh, 2, 9-13. Moskva: Krom.

24. Vorontsov, A. V. (2010). Na puti k russkoi natsionalnoi shkole [On the way to the Russian national school]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2, 28-31.

25. Goncharov, I. F. (2011). Novaia narodnaia russkaia shkola [New people's Russian school]. Universum: Vestnik Gertsenovsk-ogo universiteta, 5, 48-58.

26. Emelyanov, B. V. (2003). Kosmicheskaia pedagogika K. N. Venttselia [Cosmic pedagogy of K. N. Ventsel]. Shkola mysli: almanakh gumanitarnogo znaniia, 2, 109-113. Novosibirsk, 2003.

27. Zenkovsky, V. V. (2009). Russkaia pedagogika v XX veke [Russian Pedagogy in the XX century]. In G. B. Kornetov (Ed.). Khrestomatiia po istorii shkoly i pedagogiki Rossii v pervoi treti XX veka: P. N. Ignatev, V. V. Zenkovskii, S. I. Gessen, D. Diui: uchebnoe posobie [Chrestomathy on the history of schools and pedagogy in Russia in the first third of the XX century: P. N. Ignatiev, V. V. Zenkovsky, S. I. Gessen, J. Dewey]. (Pp. 36-64). Moskva: ASOU.

28. Izmailov, V. V. (1804). O russkom starinnom vospitanii [About Russian ancient education]. Patriot. Zhurnal vospitaniia, izdavaemyi Vladimirom Izmailovym, II-1, 3-19. Aprel. Moskva: V universitetskoi tipografii, u Liubiia, Gariia i Popova.

29. Ilyin, I. A. (s.d.). O vospitanii vgriadushcheiRossii [On education in the future Russia]. Retrieved November 21, 2021, from http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_2/180

30. (2017). Instituty obrazovaniia, pedagogicheskie idei i ucheniia v istorii chelovecheskogo obshchestva: monografiia [Educational institutions, pedagogical ideas and teachings in the history of human society: monograph] G. B. Kornetov (Ed.). Moskva: ASOU.

31. (2012). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekstepedagogicheskoi teorii ipraktiki: sbornik nauchnykh trudov i materialov [Historical and pedagogical knowledge in the context of pedagogical theory and practice: a collection of scientific papers and materials]. G. B. Kornetov (Ed.). Moskva: FGNU ITIP RAO: IET.

32. (2016). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii ipraktiki sovremen-nogo obrazovaniia: materialy Dvenadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 17 noiabria 2016 g. [Education history at the beginning of the III millennium: proceedings of the 12th international scientific conference. Moscow, November 17, 2016]. G. B. Kornetov (Comp.). Moskva: ASOU.

33. (2017). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: pedagogicheskie institutsii v istorii chelovecheskogo obshchestva: materialy Trinadtsatoi mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 16 noiabria 2017g. [Education history at the beginning of the III millennium: Pedagogical institutions in the history of human society: proceedings of the 13th international scientific conference. Moscow, November 16, 2017]. G. B. Kornetov (Comp. ed). Moskva: ASOU.

34. Kornetov, G. B. (2017). The apostle of free education (by the 160th birthday anniversary of K. N. Wentzel). History of education journal, 4, 21-56. (In Russian)

35. Kornetov, G. B. (2016). Ascending to the child: commemorating the 80th birth anniversary of O.S. Gazman. Psychological and pedagogical search, 1, 115-124. (In Russian)

36. Kornetov, G. B. (1995). Vsemirnaia istoriia pedagogiki: tsivilizatsionnyi podkhod [World history of pedagogy: civilizational approach]. Pedagogika, 3, 23-29.

37. Kornetov, G. B. (2011). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste pedagogicheskoi teorii i praktiki [Historico-pedagog-ical knowledge in the context of pedagogical theory and practice]. Otechestvennaia izarubezhnaiapedagogika, 1, 68-83.

38. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii ipraktiki obrazovaniia: monografiia [Historico-pedagogical context of the theory and practice of education: monograph]. Moskva: ASOU.

39. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia [Historico-pedagog-ical context of the theory and practice of modern education]. Conferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov prakticheskikh konferentsii, 4, 1185-1204. Retrieved October 30, 2021, from http://new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/ sb-4-2016.pdf

40. Kornetov, G. B. (2002). Istoriko-pedagogicheskii protsess v zerkale tsivilizatsionnogo podkhoda [Historico-pedagogical process in the mirror of civilizational approach]. Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniia, 4, 3-57.

41. Kornetov, G. B. (2013). Istoriia pedagogiki za rubezhom s drevneishikh vremen do nachala XXI veka: monografiia [History of pedagogy abroad from ancient times to the beginning of the 21st century: monograph] Moskva: ASOU.

42. Kornetov, G. B. (2011). Istoriia pedagogiki. Vvedenie v kurs «Istoriia obrazovaniia i pedagogicheskoi mysli»: uchebnoe posobie [History of pedagogy. introduction to the course "History of education and pedagogical thought"]. Moskva: ASOU.

43. Kornetov, G. B. (2017). K. N. Ventsel — an outstanding adherent of liberal education in Russia. Psychological and pedagogical school, 3, 91-119. (In Russian)

44. Kornetov, G. B. & Boguslavsky, M. V. (1993). Kosmicheskaia pedagogika Konstantina Ventselia [Cosmic pedagogy of K. Wentsel]. Svobodnoe vospitanie. VLaDi — VLADI: pedagogicheskii almanakh. 2, 14-19. Moskva: Krom.

45. Kornetov, G. B. (2006). Na puti k pedagogike svobody [On the way to the pedagogy of freedom]. Shkolnye tekhnologii, 4, 12-18.

46. Kornetov, G. B. (2016). Pedagogika: teoriia i istoriia: uchebnoe posobie [Pedagogy: theory and history]. Moskva: ASOU.

47. Kornetov, G. B. (1994). Razvitie istoriko-pedagogicheskogo protsessa v kontekste tsivilizatsionnogo podkhoda: spetsialnost 13.00.01 «Obshchaia pedagogika, istoriia pedagogiki i obrazovaniia»: dis. v forme nauchnogo doklada ... doktora ped. nauk [Development of the historico-pedagogical process in the context of a civilizational approach: specialty 13.00.01 "General Pedagogy, History of Pedagogy and Education": Doctoral thesis in the form of a scientific report]. ITpMiO RAO. Moskva: [s.n].

48. Kornetov, G. B. (2019). Temporal culture as a frame of historical and pedagogical context of innovations in education. Psychological and pedagogical search, 2, 26-46. (In Russian)

49. Kornetov, G. B. (2017). Theoretical and historical considerations of institutes of education and educational institutions. Article 1. History of education journal, 2, 51-81. (In Russian)

50. Kornetov, G. B. (2017). Theoretical and historical considerations of institutes of education and educational institutions. Article 2. History of education journal, 3, 43-84. (In Russian)

51. Kornetov, G. B. (1994). Tsivilizatsionnyi podkhod k izucheniiu vsemirnogo istoriko-pedagogicheskogo protsessa [Civilizational approach to the study of the world historico-pedagogical process]. Moskva: ITPIMIO.

52. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia» [Round-table discussion "Education theory and practice in the context of education history]. Pedagogika, 3, 84-118.

53. Kuleshova, I. V. (1995). Idei svobodnogo vospitaniia v Rossii nachala KHKH veka i ikh ispolzovanie v sovremennoi shkole: spet-sialnost 13.00.01 «Obshchaiapedagogika, istoriiapedagogiki i obrazovaniia»: dis.... kand. ped. nauk [Ideas of free education in Russia at the beginning of the 20th century and their use in modern school: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education": PhD thesis]. Moskva: [s.n.].

54. Martirosyan, O. V. (2018). Teoriia svobodnogo vospitaniia v Rossii i za rubezhom [Theory of free education in Russia and abroad]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 1, 59-64.

55. Perekusikhina, N. A. (2004). Pedagogicheskaia kontseptsiia russkogo kosmizma: spetsialnost 13.00.01 «Obshchaiapedagogika, istoriia pedagogiki i obrazovaniia»: dis.... kand. ped. nauk [The pedagogical concept of Russian cosmism: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education": PhD thesis]. Moskva: [s.n.].

56. Prokokhin, V. A. & Tambovsky, O. M. (2015). Filosofsko-obrazovatelnoe obosnovanie problemy russkoi natsionalnoi shko-ly [Philosophical and educational substination of the problems of Russian national school]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1, 324-327.

57. (2019). Raskrytie tvorcheskogo potentsiala lichnosti rebenka. Printsip svobody vpedagogicheskoi deiatelnosti (po trudam S. N. Durylina) [Disclosure of the creative potential of the child's personality. The principle of freedom in pedagogical activity (according to the works of S. N. Durylin)]. G. B. Kornetov (Comp.) Moskva: Amrita-Rus; ID Shalvy Amonashvili.

58. Rozanov, V. V. (1990). Sumerkiprosveshcheniia [The enlightenment in twilight]. Moskva: Pedagogika.

59. (1995). Svobodnoe vospitanie: khrestomatiia [Freedom-based education: chrestomathy]. Moskva: Izdatelstvo ROU.

60. Soroka-Rosinsky, V. N. (1991). Pedagogicheskie sochineniia [Works on education]. Moskva: Pedagogika.

61. Stavrinova, N. N. (2010). O neobkhodimosti izmenenii v sisteme obrazovaniia v kontekste novoi obrazovatelnoi paradigmy [Need of educational system's changes in the context of a new educational paradigm]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3, 5-11.

62. Stepanova, I. V. (2017). Teoriia «svobodnogo vospitaniia»: iz proshlogo v budushchee [The theory of "free education": from the past to the future]. Otechestvennaia izarubezhnaiapedagogika, 1 (6), 153-166.

63. Stroganova, T. (1991). Idei kosmizma v vospitanii [Ideas of cosmism in education]. Magistr, Sentiabr, 50-52.

64. (2020). Teoriia svobodnogo vospitaniia. Idealnyi detskii sad (po trudam K. Venttselia) [The theory of free education. Ideal kindergarten (according to the works of K. Wentzel)]. G. B. Kornetov & M. V. Boguslavskii (Comps). Moskva: Amrita-Rus: ID Shalvy Amonashvili.

65. Ushinsky, K. D. (2002). On the moral element in Russian education. In K. D. Ushinsky. Problemy pedagogiki. (P. 180-224). Moskva: Izdatelstvo URAO.

66. Khutorskoy, A. V. (1993). Pedagogika russkogo kosmizma [Pedagogy of Russian cosmism]. Chastnaia shkola, 2, 11-22.

67. Khutorskoy, A. V. (2005). Pedagogicheskoe razvitie russkogo kosmizma [Pedagogical development of Russian cosmism]. Izvestiia Mezhdunarodnoi slavianskoi akademii obrazovaniia im. IA. A. Komenskogo, 3, 41-45.

68. Sharoshkina, T. A. (2014). Printsipy kosmicheskoi pedagogiki K. N. Venttselia [Principles of cosmic pedagogy of K. N. Wentzel]. Molodoi uchenyi, 7, 567-570.

Информация об авторе

Андрей Александрович Лубский

Академия социального управления (АСОУ), ректор, кандидат экономических наук, Москва, Россия, mo_asou@mosreg.ru

About the author

Р

Р

A. A. Lubsky

Academy of Public Administration, Rector, PhD in Economics, Moscow, Russia, mo_asou@mosreg.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.