Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И УЧЕНИЯ, ПРАКТИКИ И ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И УЧЕНИЯ, ПРАКТИКИ И ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IX НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ РОССИЙСКИХ ИСТОРИКОВ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

21 апреля 2022 года в Академии социального управления (АСОУ) состоялся IX Национальный форум российских историков педагогики, посвященный теме «Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL IDEAS AND THEORIES, EDUCATION PRACTICES AND INSTITUTIONS IN THE HISTORY OF HUMAN SOCIETY AND IN THE MODERN WORLD

On April 21, 2022, the Academy of Public Administration (ASOU) hosted the IX National Forum of Russian Historians of Pedagogy, dedicated to the theme “Pedagogical ideas and teachings, education practices and institutions in the history of human society and in the modern world”.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И УЧЕНИЯ, ПРАКТИКИ И ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Генезис и теоретико-методологические основы

педагогики профессионального образования

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 3 (81). С. 32-36. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:3(81):32-36.

УДК 378

Е. Н. Астафьева

Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире

Аннотация

21 апреля 2022 года в Академии социального управления (АСОУ) состоялся IX Национальный форум российских историков педагогики, посвященный теме «Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире».

I Ключевые слова: IX Национальный форум российских историков педагогики, историко-пе-дагогический процесс, историко-педагогический контекст, проблемы теории и практики современного образования

Для цитирования: Астафьева Е. Н. Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 3 (81). С. 32-36.

E. N. Astafyeva

Pedagogical ideas and theories, education practices and institutions in the history of human society and in the modern world

Abstract

On April 21, 2022, the Academy of Public Administration (ASOU) hosted the IX National Forum of Russian Historians of Pedagogy, dedicated to the theme "Pedagogical ideas and teachings, education practices and institutions in the history of human society and in the modern world".

I Keywords: IX national forum of Russian historians of pedagogy, historical and pedagogical process, historico-pedagogical context, problems of the theory and practice of modern education For Citation: Astafyeva, E. N. (2022) Pedagogical ideas and theories, education practices and institutions in the history of human society and in the modern world. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 32-36 (In Russian)

апреля 2022 года в Академии социального управления (АСОУ) был проведен IX Национальный форум российских историков педагогики, посвященный теме «Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире».

АСОУ — ведущий российский центр истори-ко-педагогических исследований. С 2005 года в АСОУ проводятся международные научные конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия», а с 2013-го — национальные форумы российских историков педагогики [3; 4].

Астафьева Е. Н.

Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире

10 ноября 2022 года планируется проведение XVIII Международной научной конференции «Исто-рико-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация историко-педагогического знания в первой четверти XXI века», в формате которой предполагается издать книгу «Истори-ко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация историко-педагогического знания в первой четверти XXI века: материалы XVIII Международной научной конференции. Москва,

11 ноября 2021 г.».

С 2005 года в АСОУ издается серия книг «Исто-рико-педагогическое знание», в рамках которой издаются монографии, сборники научных трудов и материалов, учебные пособия, антологии и хрестоматии (всего к апрелю 2022 года опубликовано 146 книг). В формате IX Национального форума российских историков педагогики издана монография «Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества» [30] объемом 29 авторских листов, которая является 143-м выпуском книг в серии «Историко-педагогическое знание». Тексты в монографию прислали 34 автора из таких городов, как Брянск, Владимир, Воронеж, Калининград, Калуга, Кострома, Мец (Франция), Москва, Мытищи (Московская область), Оренбург, Пушкино (Московская область), Рязань, Санкт-Петербург, Ставрополь, Таганрог, Хабаровск.

В предисловии к монографии доктор педагогических наук, профессор Г. Б. Корнетов следующим образом раскрывает смысл и значение историко-педагогических конференций и форумов, проводимых в АСОУ: «Форумы и конференции — это реализация идеи создания пространства профессионального и личностного общения для историков педагогики, для всех педагогов-исследователей, которые видят в педагогическом наследии прошлого важнейший источник осмысления и понимания самых разнообразных проблем теории и практики современного образования. На форумах и конференциях в течение семнадцати лет в режиме свободной дискуссии обсуждаются актуальные проблемы историко-педагогического знания, его роли и места как в педагогическом познании, так и в педагогическом образовании, презентуются результаты новейших историко-педаго-гических исследований. Форумы и конференции стимулируют осмысление вопроса о перспективах развития истории педагогики и движения историков педагогики в нашей стране и во всем мире. Они являются важным инструментом организации их сетевого взаимодействия, обмена информацией» [Там же, с. 15].

В формате форума был издан «Историко-пе-дагогический ежегодник. 2022 год» [10]. В числе авторов книги — академики РАО Б. М. Бим-Бад и А. М. Цирульников, член-корреспондент РАО М. А. Лукацкий, профессор Университета Болоньи Д. Кароли и другие известные историки педагогики. В издании представлены фрагменты материалов, раскрывающих особенности развития теории и практики зарубежного и отечественного образования в конце XIX — начале ХХ века. Их авторы —

У. Джеймс, П. Наторп, Э. Дюркгейм, С. Цвейг, Н. В. Чехов.

В работе форума очно приняли участие 8 человек (Москва, Мытищи, Калуга, Оренбург), дистанционно — 27 человек. Несмотря на технические трудности с подключением к работе форума, дистанционно были представлены такие российские города, как Москва, Владимир, Воронеж, Дмитров, Калининград, Нижний Тагил, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск, Ставрополь, Хабаровск, Южно-Сахалинск и др. И. Зульфугарова подключилась из США.

Заедание открыл ректор АСОУ, кандидат экономических наук, доцент А. А. Лубский. Он поприветствовал участников форума, рассказал о тех историко-педагогических исследованиях, которые в последние годы проводятся в АСОУ, подчеркнув их связь с осмыслением инновационных процессов в современном образовании [26; 27]. А. А. Луб-ский предложил участникам форума разработать и реализовать в ближайшие годы совместный исследовательский проект на базе АСОУ, посвященный изучению становления гуманистических традиций в историко-педагогическом процессе в контексте актуальных проблем теории и практики современного образования.

С докладом «Единство исторического и теоретического рассмотрения педагогического прошлого и настоящего при исследовании исто-рико-педагогического процесса в контексте актуальных проблем теории и практики современного образования» выступил председатель оргкомитета форума, главный научный сотрудник Научно-методического центра педагогической риско-логии Института педагогической рискологии АСОУ, доктор педагогических наук, профессор Г. Б. Корнетов. В своем выступлении Г. Б. Корнетов, во-первых, проанализировал характер и особенности педагогических идей и учений, практик и институтов образования в истории человеческого общества и в современном мире [9; 12; 13; 16; 17; 19; 23; 24]. Во-вторых, он раскрыл значение обращения к историко-педагогическому контексту для правильного понимания особенностей возникающих сегодня проблем теории и практики современного образования [11; 14; 15; 25; 32]. В-третьих, Г. Б. Корнетов раскрыл особенности единства исторического и теоретического исследования педагогической реальности сквозь призму рациональной и исторической реконструкции педагогического прошлого [18; 20; 21; 22].

Профессор Института образования Высшей школы экономики, доктор педагогических наук, доцент В. К. Пичугина (Москва) выступила на форуме с докладом «История античной педагогической культуры как научное направление и стратегия популяризации историко-педагогического знания». Она рассказала, в частности, о созданном в 2017 году сначала ежегодном сборнике, а затем ежегодном журнале по истории античной педагогической культуры «Hypotekai», на страницах которого рассматривается широкий спектр актуальных вопросов становления античного образования и развития античных образовательных практик

34

Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2022

в разные исторические периоды греко-римской и эллинистической истории. Авторы сборника стремятся представить читателю широкий спектр мнений, принадлежащих представителям различных научных школ и направлений, а также инициировать междисциплинарное поле для научных дискуссий. Концепция каждого выпуска сборника выстраивается вокруг присланных текстов потенциальных авторов [7; 8].

С сообщением о том, что собой представляет феномен образования и как понимал цель педагогической деятельности школы Л. Н. Толстой выступил кандидат философских наук, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова М. А. Лукацкий. Анализируя педагогическое наследие Л. Н. Толстого, он выделил следующее обстоятельство: великий русский писатель и педагог последовательно обосновывал необходимость направить школьное образование на понимание обучающимися того, что есть истина, добро и красота [27; 28].

В связи со стремлением теоретиков и практиков современного образования максимально эффективно решать проблемы, связанные с созданием наиболее благоприятных педагогических условий для развития потенциала каждого конкретного ребенка и подростка, автор статьи обратилась к отечественной традиции свободного воспитания и обсудила возможность использования наработок К. Н. Вентцеля (1857-1947), С. Н. Ду-рылина (1886-1954), Н. В. Чехова (1865-1947) при разработке методических рекомендаций для организации работы российских школ в третьем десятилетии XXI века [1; 2; 5; 6].

Институт гувернерства в России на рубеже ХУШ-ХК веков рассмотрела учитель иностранного языка гимназии № 3 г. Оренбурга Д. М. Шахто-рина. Говоря о том, что еще в конце XVII столетия

термин «гувернер» получил официальный статус благодаря князю В. В. Голицыну, она подчеркнула, что на законодательном уровне он был закреплен лишь в 1834 году. По словам Д. М. Шахториной, в конце XVIII — начале XIX века гувернерство в России было достаточно широко распространено в дворянских семьях. Гувернерами преимущественно были выходцы из германских государств и Франции. Она проанализировала содержание, формы и методы педагогической деятельности гувернеров и подчеркнула, что в конце XX — первых десятилетиях XXI столетия институт гувернерства в России существенно актуализировался, что требует осмысления исторического опыта работы гувернеров [31].

В обсуждении выступлений Г. Б. Корнетова, В. К. Пичугиной, М. А. Лукацкого, Е. Н. Астафьевой, Д. М. Шахториной активное участие приняли доктор педагогических наук, доцент М. И. Макаров (Москва), кандидат педагогических наук, доцент М. А. Полякова (Калуга), доктор педагогических наук, профессор Е. Ю. Рогачева (Владимир). Они обратили особое внимание на то обстоятельство, что во всех сделанных на форуме сообщениях особое внимание уделяется необходимости рассматривать различные феномены педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования.

Подводя итоги форума, Г. Б. Корнетов поблагодарил его участников и высоко оценил результаты их работы. В заключение он пригласил участников форума принять участие в очередной XVIII Международной научной конференции «Исто-рико-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация историко-педагогического знания в первой четверти XXI века», которая состоится 10 ноября 2022 года в АСОУ (Москва). До 1 июня можно прислать для публикации статью в сборник материалов конференции (публикация бесплатная).

Список источников

1. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Истори-ко-педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 38-53.

2. Астафьева, Е. Н. Идеал свободной школы Н. В. Чехова (1865-1947) в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 3. — С. 93-109.

3. Астафьева, Е. Н. История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 4. — С. 161-180.

4. Астафьева, Е. Н. Международные форумы и национальные конференции историков педагогики в Академии социального управления — центре историко-педагогических исследований / Е. Н. Астафьева // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2019/20 (7). — Москва: АСОУ, 2021. — С. 34-45.

5. Астафьева, Е. Н. Наследие К. Н. Вентцеля в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 2. — С. 96-113.

6. Астафьева, Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX — первой четверти XX века / Е. Н. Астафьева // Истори-ко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 80-99.

7. Hypothekai: журнал по истории античной культуры. — 2020. — Вып. 4. Воспитание воина в Греции и Риме. — ISSN 25877127.

8. Hypothekai: сборник статей по истории античной педагогической культуры / под ред. В. К. Пичугиной. — Москва: Неолит, 2017. — Вып. 1. Концепция воспитания культурой Марка Туллия Цицерона. — 288 с. — ISBN 978-5-9500805-1-7.

9. Институты образования, педагогические идеи и учения в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2017. — 384 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 104). — ISBN 978-5-91543-223-8.

10. Историко-педагогический ежегодник. 2022 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — 284 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 144). — ISBN 978-5-91543-331-0.

Астафьева Е. Н.

Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире 35

11. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования: материалы Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 100). — ISBN 978-5-91543-206-1.

12. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические институции в истории человеческого общества: материалы Тринадцатой Международной научной конференции. Москва, 16 ноября 2017 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2017. — 200 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 111). — ISBN 978-5-91543-236-8.

13. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: материалы Одиннадцатой Международной научной конференции. Москва, 19 ноября 2015 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2015. — 260 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 93). — ISBN 978-5-91543-166-8.

14. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 172 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 97). — ISBN 978-5-91543-200-9.

15. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Г. Б. Корнетов // Кон-ференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов практических конференций. — 2016. — № 4. — С. 1185-1204. — URL: http://new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf (дата обращения: 09.01.2022).

16. Корнетов, Г. Б. История педагогических идей / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2015. — № 1 (33). — С. 197-203.

17. Корнетов, Г. Б. Педагогические идеи и учения в истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 44-68.

18. Корнетов, Г. Б. Логическое и историческое исследование педагогической реальности в контексте идей Э. В. Ильенкова / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 6-11.

19. Корнетов, Г. Б. Педагогические учения в историко-педагогическом процессе: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2015. — 260 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 90). — ISBN 978-5-91543-163-7.

20. Корнетов, Г. Б. Перспективы познания педагогического прошлого в зеркале метода рациональной реконструкции Р. Рор-ти / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 106-126.

21. Корнетов, Г. Б. Рациональная реконструкция педагогического прошлого / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4 (52). — С.115-134.

22. Корнетов, Г. Б. Теоретические подходы к основам рациональной реконструкции прошлого в историко-педагогических исследованиях / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 28-40.

23. Корнетов, Г. Б. Теоретическое и историческое осмысление институтов образования и педагогических институций. Статья 1 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 51-81.

24. Корнетов, Г. Б. Теоретическое и историческое осмысление институтов образования и педагогических институций. Статья 2 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 3. — С. 43-83.

25. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.

26. Лубский, А. А. Проблема историко-педагогического контекста педагогических инноваций в образовании» / А. А. Луб-ский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 1. — С.21-33.

27. Лубский, А. А. Уроки историко-педагогических исследований в Академии социального управления для теории и практики современного образования: обзор публикаций второй половины 2010-х годов / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 12-20.

28. Лукацкий, М. А. Образование и культура в творчестве Л. Н. Толстого: учебное пособие / М. А. Лукацкий; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. — Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2006. — 230 с. — (Библиотека студента). — ISBN 5-89502-914-0 (МПСИ).

29. Лукацкий, М. А. Очеловечивание человека, или Воспитание без тайн: монография / М. А. Лукацкий, М. И. Макаров, Е. А. Крикунова. — Москва: Маска, 2021. — 580 с. — ISBN: 978-5-6045747-5-1.

30. Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — 436 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 143). — ISBN 978-5-91543-329-7.

31. Челпаченко, Т. В. Институт гувернерства в России на рубеже XVIII-XIX веков / Т. В. Челпаченко, Д. М. Шахторина // Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — С. 152-156. — (Историко-педагогическое знание; вып. 143). — ISBN 978-5-91543-329-7.

32. Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнето-ва; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 420 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 96). — ISBN 978-5-91543-182-8.

References

1. Astafieva, E. N. (2016). Approach to the child in S.N. Durylin's theory of free education. Istorico-Pedagogicheskiy Zhurnal, 3, 38-53. (In Russian)

2. Astafieva, E. N. (2018). N. V. Chekhov's ideal of free school in the context of transmitting, generating and transformative pedagogy. Istorico-Peda-gogicheskiy Zhurnal, 3, 93-109. (In Russian)

3. Astafyeva, E. N. (2017). History of pedagogy at the Academy of Social Management: analysis of recent scientific events. Istorico-Pedagogicheskiy Zhurnal, 4, 161-180. (In Russian)

4. Astafyeva, E. N. (2019/20). International forums and national conferences of education historians at the Academy of Public Administration - center for research on the history of education and pedagogy. Izvestiya ASOU. Nauchny ezhegodnik (7, 34-45). Moskva: ASOU.

5. Astafieva, E. N. (2018). The heritage of K. N. Wentzel in the context of transmitting, generating and transformating pedagogy. Istorico-Pedagogi-cheskiy Zhurnal, 2, 96-113. (In Russian)

6. Astafieva, E. N. (2015). Free education in Russia in the late XIX — the first quarter of the XX century. Istorico-Pedagogicheskiy Zhurnal, 2, 80-99. (In Russian)

7. Pichuguna, V. K. (Ed.). (2020). Hypothekai: zhurnalpo istorii antichnoipedagogicheskoy kultury [Hypothekai: journal on the history of ancient culture of education]. Vyp. 4. Vospitanie voina v Gretsii i Rime [Is. 4. Education of a warrior in Greece and Rome].

8. Pichuguna, V. K. (Ed.). (2017). Hypothekai: zhurnal po istorii antichnoi pedagogicheskoi kultury. [Hypothekai: journal on the history of ancient culture of education]. Vyp. 1. Kontseptsiia vospitaniia kulturoi Marka Tulliia Tsitserona [Is. 1. The concept of education through culture of Marcus Tullius Cicero]. Moskva: Neolit.

P

36

Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2022

9. G. B. Kornetov (Ed.). (2017). Instituty obrazovaniia, pedagogicheskie idei i ucheniia v istorii che-lovecheskogo obshchestva: monografiia [Educational institutions, pedagogical ideas and teachings in the history of human society: monograph]. Moskva: ASOU.

10. Kornetov G. B. (Ch. Ed.) (2022). Istoriko-pedagogicheskii ezhegodnik. 2022 god [Education history annuary. 2022]. Moskva: ASOU.

11. (2016). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii ipraktiki sovremennogo obrazovaniia: ma-terialy Dvenadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 17 noiabria 2016 g. [Education history at the beginning of the III millennium: proceedings of the 12th international scientific conference. Moscow, November 17, 2016]. G. B. Kornetov (Comp. ed.). Moskva: ASOU.

12. (2017). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: pedagogi-cheskie institutsii v istorii chelovecheskogo obshchestva: materialy Trinadt-sa-toi mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 16 noiabria 2017 g. [Education history at the beginning of the III millennium: Pedagogical institutions in the history of human society: proceedings of the 13th international scientific conference. Moscow, November 16, 2017]. G. B. Kornetov (Comp. ed). Moskva: ASOU.

13. (2015). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: pedagogicheskie napravleniia v teorii ipraktike obrazovaniia: materialy Odinnadt-satoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 19 noiabria 2015 g. [Education history at the beginning of the III millennium: pedagogical trends in education theory and practice. Proceedings of the 11th international scientific conference. Moscow, November 19, 2015]. G. B. Kornetov (Comp. ed.). Moskva: ASOU.

14. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia: monografiia [Historico-pedagogical context of the theory and practice of education: monograph]. Moskva: ASOU.

15. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia [Historico-pedagogical context of the theory and practice of modern education]. Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialovprakticheskikh konferentsii, 4, 1185-1204. Retrieved January 9, 2022, from http://new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf

16. Kornetov, G. B. (2015). History of pedagogy. Psychological and Pedagogical Search, 1, 197-203. (In Russian)

17. Kornetov, G. B. (2015). Pedagogical ideas and doctrines in the history of pedagogy. History of Education Journal, 2, 44-68. (In Russian)

18. Kornetov, G. B. (2021). Logical and historical research on the pedagogical reality in view of the ideas of E. V. Ilyenkov. Innovative Projects and Programs in Education, 2, 6-11. (In Russian)

19. Kornetov, G. B. (2015). Pedagogicheskie ucheniia v istoriko-pedagogicheskomprotsesse: monografiia [Pedagogical theories in the historico-pedagogical process: monograph]. Moskva: ASOU.

20. Kornetov, G. B. (2019). Prospects of knowledge of the pedagogical past in the mirror of the method of rational reconstruction R. Rorty. Istorico-Ped-agogicheskiy Zhurnal, 4, 106-126. (In Russian)

21. Kornetov, G. B. (2019). Rational reconstruction of pedagogy of the past. Psychological and Pedagogical Search, 4, 115-134. (In Russian)

22. Kornetov, G. B. (2019). Theoretical approaches to the basics of rational reconstruction of the past in research on pedagogy history. Innovative Projects and Programs in Education, 6, 28-40. (In Russian)

23. Kornetov, G. B. (2017). Theoretical and historical considerations of institutes of education and educational institutions. Article 1. Istorico-Pedagog-icheskiy Zhurnal, 2, 51-81. (In Russian)

24. Kornetov, G. B. (2017). Teoreticheskoe i istoricheskoe osmyslenieinstitutov obrazovaniia i pedagogicheskikh institutsii (statia 2) [Theoretical and historical considerations of institutes of education and educational institutions. Article 2]. Istorico-Pedagogicheskiy Zhurnal, 3, 43-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia» [Round-table discussion "Education theory and practice in the context of education history]. Pedagogika, 3, 84-118.

26. Lubsky, A. A. (2022). The problem of the historico-pedagogical context of educational innovations. Innovative Projects and Programs in Education, 1 , 21-33. (In Russian)

27. Lubsky, A. A. (2021). Value of research on education history at the academy of public administration for the theory and practice of modern education: overview of publications of the second half of the 2010s Innovative Projects and Programs in Education, 2, 12-20. (In Russian)

28. Lukatsky, M. A. (2006). Obrazovanie i kultura v tvorchestve L. N. Tolstogo: uchebnoeposobie [Education and culture in the oeuvre of L.N. Tolstoy]. Moskva: Moskovskii psikhologo-sotsialnyi institut; Voronezh: MODEK.

29. Lukatsky, M. A., Makarov, M. I. & Krikunova, E. A. (2021). Ochelovechivanie cheloveka, ili Vospitanie bez tain: monografiia [Humanization of a person, or Education without secrets: monograph]. Moskva: Maska.

30. Kornetov, G.B. (Ed.). (2022). Pedagogicheskie idei i ucheniia, praktiki i instituty obrazovaniia v istorii chelovecheskogo obshchestva: monografiia [Pedagogical ideas and teachings, practices and institutions of education in the history of human society: a monograph]. Moskva: ASOU.

31. Chelpachenko, T. V. & Shakhtorina, D. M. (2022). Institut guvernerstva v Rossii na rubezhe XVIII-XIX vekov [The institute of tutorship in Russia at the turn of the 18th — 19th centuries]. In Kornetov G. B. Pedagogicheskie idei i ucheniia, praktiki i instituty obrazovaniia v istorii chelovecheskogo obshchestva: monografiia [Pedagogical ideas and teachings, practices and institutions of education in the history of human society: a monograph] (152-156). Moskva: ASOU.

32. Kornetov, G. B. (Ed.). (2016). Evoliutsiia pedagogicheskoi teorii i praktiki v istorii chelovecheskogo obshchestva: monografiia [Evolution of education theory and practice in the history of human society]. Moskva: ASOU.

Информация об авторе

Елена Николаевна Астафьева

Академия социального управления (АСОУ), научный сотрудник Научно-методического центра педагогической рискологии Института педагогической рискологии, Москва, Россия, abc1089@yandex.ru

About the author

E. N. Astafyeva

Academy of Public Administration, Researcher of the Scientific and Methodological Center for Pedagogical Riskology, Moscow, Russia, abc1089@yandex.ru.

P

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.