Стратегии развития образования
Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 5 (83). С. 11-19. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:5(83):11-19.
УДК 378
А. А. Лубский
Истарнка-педагогическин контекст инновационной реализации концепции подготовки педагогических кадров для системы
образования на период до 2030 года
Аннотация
Инновационная реализация установок и требований Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года будет значительно более эффективной при последовательной опоре на историко-педагогические знания. Это хорошо прослеживается на примере использования концепции непрерывности образования Дж. Дьюи для инновационного обновления системы непрерывного педагогического образования в современной России.
I Ключевые слова: концепция подготовки педагогических кадров, современная система образования, педагогические инновации в образовании, историко-педагогический контекст, концепция непрерывного образования Дж. Дьюи, обновление российской системы непрерывного педагогического образования
Для цитирования: Лубский А. А. Историко-педагогический контекст инновационной реализации концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 5 (83). С. 11-19.
A. A. Lubsky
Historico-pedagogical context of innovative implementation of the concept of teacher training for the education system for the
period until 2030
Abstract
Innovative implementation of the guidelines and requirements of the Concept of teacher training for the education system for the period up to 2030 will be much more effective with a consistent reliance on historical and pedagogical knowledge. This can be clearly seen on the example of using the concept of continuing education by J. Dewey for the innovative renewal of the system of continuing teacher education in modern Russia.
I Keywords: the concept of teacher training, modern education system, pedagogical innovations in education, historical and pedagogical context, concept of continuing education of J. Dewey, updating of the Russian system of continuing teacher education
For Citation: Lubsky, A. A. (2022). Historico-pedagogical context of innovative implementation of the concept of teacher training for the education system for the period until 2030. Innovative Projects and Programs in Education, 5, 11-19 (In Russian)
В России XXI века, с момента начала широкомасштабной модернизации российского образования, а также после принятия на протяжении 2010-х годов новых ФГОС всех уровней и направлений подготовки кадров, исключительно интенсивно обсуждаются перспективы развития и кардинального изменения системы отечественного педагогического образования. На протяжении последних лет эти проблемы активно исследуются в Академии социального управления, что получило отражение в серии публикаций [48; 49; 53; 58; 62; 63; 64].
Сегодня вопрос о педагогическом образовании обрел качественно новое звучание. 24 июня 2022 года распоряжением Правительства РФ № 1688-р была утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, которая «определяет цели, принципы, задачи, основные мероприятия и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки педагогических кадров для системы образования». Целью концепции, которая основывается на понимании «роли учителя, педагога как ключевой фигуры для обеспечения качества общего образования и для будущего развития страны», заявлено «совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития и с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, актуального контекста развития общего образования для формирования возможностей самореализации и развития талантов у детей и молодежи, личностного роста, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи, вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования». В документе особо подчеркивается, что концепция принята «в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"» [1]. Это обстоятельство с особой остротой ставит вопрос о необходимости обеспечения при реализации требований и установок концепции инновационных подходов к решению проблем развития современного российского педагогического образования [12; 13; 16; 38].
В Академии социального управления (АСОУ) проблемам инновационного развития образования, проблемам разработки педагогических инноваций и их внедрения в деятельность образовательных организаций всех уровней и типов традиционно уделяется самое пристальное внимание. Причем повышенный интерес к этим вопросам проявился у сотрудников АСОУ именно в последние годы [23; 24; 60; 65]. Еще в начале 2010-х годов в АСОУ сформировался особый подход к изучению инновационных процессов в образовании [20; 21; 25; 27]. Суть этого подхода заключается в том, что педагогические инновации рассматриваются в единстве с педагогическим традициями [7; 10; 31; 36; 37] в самом широком историко-педагогическом контексте [5; 6; 8; 14; 32; 33; 47; 50; 52]. Такой подход к изучению инновационных процессов в образовании опирается на тот опыт, который был накоплен в нашей стране в период подъема отечественного общественно-педагогического движения во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов [39; 44; 45], а также в период
наращивания потенциала альтернативными российскими школами в последние десятилетия ХХ — первые десятилетия XXI века [28; 29; 30; 43]. И инновационное общественно-педагогическое движение в России, и движение отечественных альтернативных школ видели один из важнейших источников своего развития в ретроинновациях, направленных на переосмысление опыта обучения и воспитания прошлого применительно к поиску решений современных актуальных образовательных задач [9; 11; 15; 34; 40; 51; 59].
В концепции определен широкий круг проблем, совокупная разработка которых, по мнению авторов документа, должна существенно повысить эффективность и качество функционирования отечественной системы подготовки педагогических кадров. В числе первоочередных проблем указана необходимость обеспечить «непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров» [1].
Сегодня обеспечение непрерывности образования для каждого человека на всем протяжении его жизненного пути признается важнейшим условием успешного развития и личности, и общества, и государства. Это в полной мере касается и профессионального образования, в том числе и образования педагогического, что обусловлено стремительным развитием постиндустриальной цивилизации, особенностями информационного общества знаний начала III тысячелетия, стремительным наращиваем современным человечеством своего научного, технического, культурного потенциала, а также быстрой сменой социальных ситуаций, в которых живут, обучаются и работают люди XXI века.
Авторитетный, неоднократно переиздаваемый в нашей стране «Педагогический энциклопедический словарь» определяет непрерывное образование как «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью непрерывного образования является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека». В «Педагогическом энциклопедическом словаре» подчеркивается, что «непрерывное образование как педагогическая система — это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и распространения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости». А также отмечается, что для государства непрерывное образование является ведущей сферой национальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека» [61, с. 168].
Согласно Н. В. Ипполитовой, непрерывное педагогическое образование есть «динамическая, вариативная, открытая, социально-, личностно- и практико-ориен-тированная педагогическая мезосистема, реализация которой обеспечивается государственными и обще-
ственными институтами. Целью данной системы является создание благоприятных условий для развития личности педагога в различные периоды жизни (профессиональной подготовки, профессиональной деятельности)». Н. В. Ипполитова подчеркивает, что «личностный аспект системы непрерывного педагогического образования характеризует прогрессивные изменения в личности педагога, в частности, в уровне его готовности к педагогической деятельности (от уровня профессиональной грамотности до уровня профессионального мастерства, культуры)» [22, с. 7, 8].
По мнению Ю. А. Чекулаевой, в XXI веке «непрерывное образование перестает быть прерогативой исключительно образования, а становится в большей степени идеологической концепцией, образом мышления, стилем жизни». Она обращает внимание на то, что «среда непрерывного образования должна вдохновлять на обучение, формировать стремление у индивида к дальнейшему развитию» [66, с. 36, 50].
Е. Л. Шарафутдинова отмечает, что «непрерывное образование действительно способно полноценно удовлетворить все элементы профессионально-педагогической компетентности на сегодняшний день и стать условием личностно-профессионального развития педагога» [67, с. 49].
При этом, констатируют А. В. Маланичева и Д. В. Ратникова, неотъемлемой частью современного непрерывного педагогического образования «являются инновационные процессы, реализация которых предполагает изменения в подходах к обучению. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося. Педагогическая инновация — это нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности» [56, с. 343].
Инновационная реализация установок и требований Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года будет значительно более эффективной при последовательной опоре на историко-педагогические знания. В 2015 году А. Н. Шевелев опубликовал статью «Методология историко-педагогического прогнозирования развития непрерывного педагогического образования», в которой убедительно обосновал свое видение того, каким образом знание о педагогическом прошлом может использоваться для преодоления современных трудностей в деле подготовки кадров учителей и воспитателей. Осмысливая актуальные пути и способы модернизации российской системы непрерывного педагогического образования в контексте историко-педагогического знания, он особо подчеркнул, что «история педагогики не может оставаться только историей должного (историей науки, педагогической мысли как идеального проекта), она должна стать объективированной областью понимания педагогического сущего (историей образования как взаимодействия в прошлом и настоящем педагогической теории, практики и социокультурного окружения)» [68, с. 67-68].
Обозначенная А. Н. Шевелевым методологическая позиция представляется весьма перспективной при определении инновационных форм решения вопроса
обеспечения непрерывности профессионального развития педагогических кадров, того вопроса, который заявлен Концепцией подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года в качестве одной из стержневых проблем.
Примером продуктивности встраивания инновационного педагогического поиска решений развития системы непрерывного педагогического образования в историко-педагогический контекст может стать оригинальная трактовка феномена непрерывности образования американским философом-прагматистом и пе-дагогом-прогрессивистом Джоном Дьюи (1859-1952) [35], идеи которого были исключительно популярны в нашей стране в 1920-е годы [2; 3; 4].
В современной педагогической литературе отмечается, что «обращаясь к наследию Дж. Дьюи, прежде всего следует признать, что его интерпретация непрерывного образования разительно отличается от тех трактовок этого феномена, которые сегодня существуют и обсуждаются в науке и обществе. Дело в том, что Дж. Дьюи выводил непрерывность образования из самой природы образования. Для американского мыслителя образование при любых условиях и обстоятельствах всегда и везде может быть только и исключительно непрерывным. И это определялось пониманием образования как такового, из которого исходил Дж. Дьюи». При этом подчеркивается, что «осмысливая образование, Дж. Дьюи фиксировал внимание на феномене опыта, который накапливает, расширяет, совершенствует и, что самое главное, перестраивает, реконструирует действующий и общающийся человек, взаимодействующий с окружающей его социальной и природной средой, оказывающейся средой образовательной (воспитывающей и обучающей) постольку, поскольку способствует росту и развитию человека, в той или иной степени изменяя его» [26, с. 80, 84].
Б. М. Бим-Бад следующим образом интерпретирует дьюистское понимание феномена образования сквозь призму феномена реконструкции опыта человека: «В своем фундаментальном труде "Демократия и образование" Дьюи называл свою систему "прогрессивным воспитанием". <...> С понятиями изменения, роста, опыта, непрерывного, постоянного, прогрессирующего опыта, тесно связаны у Дьюи понятия прогрессивности и прогрессивного воспитания. <...> Прогрессивное воспитание — это вовсе не воспитание, противоположное реакционному или традиционному. Прогрессивное значит: постепенное, каждый этап которого добавляет способы роста, прогресса, развития, совершенствования; это пожизненный процесс. Главная идея дьюист-ского воспитания, таким образом, заключена в идее постоянного прогрессирующего реконструирования опыта. Эта идея противостоит идеям воспитания как подготовки к будущей жизни (к отдаленному будущему), как "развертывания спонтанных внутренних сил", как формирования извне и как воспроизведения прошлого. Эта главная идея Дьюи согласуется с его учением о личности и ее социальной природе» [17].
Опираясь на работы Дж. Дьюи попытаемся кратко изложить, каким образом американский мыслитель трактовал идею непрерывности образования сквозь призму понятия опыт. Акцентируя внимание на том, что «образование состоит прежде всего в передаче опыта посредством общения», что «общение — про-
цесс соучастия в опыте, превращающий его в общее достояние», что «общий опыт изменяет установки всех участников», Дж. Дьюи писал: «Быть субъектом общения означает иметь постоянно расширяющийся и изменяющийся опыт. <...> Сам процесс жизни сообща имеет образовательное значение. Он расширяет и освещает опыт, стимулирует и обогащает воображение, порождает ответственность за прочность и живость мысли и высказывания. <...> Мерой ценности любого социального института — экономического, хозяйственного, политического, правового или религиозного — становится то влияние, которое он оказывает на расширение и совершенствование опыта, обычно такое влияние не входит в его намерения, как правило более узкие и утилитарные». Дж. Дьюи был убежден, что «опыт не может служить задачей образования, если он не способствует освоению все большего и большего числа фактов и идей. <...> Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика, и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека» [19, с. 11-12, 14, 267, 371]. Исходя из того, что «опыт ставится в ряд с самой жизнью как процессом, а ощущения рассматриваются как отправные точки новых приспособлений к среде», Дж. Дьюи подчеркивал, что «подлинным "потоком" опыта признаются процессы адаптивных действий, привычки, активные функции, связи действия и страдания, сенсорно-моторные координации. Опыт в самом себе несет принципы связи и организации. Эти принципы ничуть не хуже от того, что они жизненные и практические, а не гносеологические. <...> Организация, присущая жизни внутренне, делает ненужным сверхъестественный, надэмпириче-ский синтез. Она представляет основу и материал для позитивной эволюции интеллекта как организующего фактора в рамках опыта» [18, с. 68-69].
Именно Дж. Дьюи «ввел категорию непрерывности, или континуума опыта» в теорию образования. Он использовал эту категорию «при выяснении, какой опыт имеет педагогическую ценность, а какой — нет». Акцент на опыте, как центральном понятии педагогической теории, способствовал тому, что Дж. Дьюи пришел «к принципу континуальности (непрерывности) опыта как критерию его ценности». Он писал: «В основе этого принципа лежит привычка, причем понимаемая как биологическое изменение. Всякий испытанный, пережитый человеком опыт изменяет его, что, хотим мы этого или нет, воздействует на качество последующего опыта — в него вступает уже несколько другой человек. Такое понимание привычки очевидно глубже, чем обыденное представление о ней как более или менее фиксированном способе действий, хотя оно и включает последнее в качестве частного случая. На основе этого принципа формируются одновременно эмоциональные и интеллектуальное отношения. Он учитывает наши базовые ощущения, способы восприятия и реакции на все обстоятельства. Согласно принципу континуальности, всякий опыт заключает в себе прежние события и влияет на то, что произойдет в будущем. <...> Образовательный процесс можно понимать как рост, активное вырастание. Рост или вырастание — не только физическое, но умственное и нравственное — может служить примером принципа континуальности» [19, с. 337-338].
Согласно Дж. Дьюи, человек прежде вовлекается в образовательной процесс именно через опыт: «Опыт
пробуждает любопытство, инициирует и формирует желания и цели, достаточно сильные, чтобы в будущем переносить развитие через "мертвые точки". <...> Всякий опыт — движущая сила. Его ценность определяется только на основании того, к чему он подталкивает. <...> Недооценка движущей силы опыта, недостаток стремления организовать и направить его означает измену самому принципу организации образования на основе опыта. <...> Весь человеческий опыт в конечном счете социален и предполагает общение. <...> Опыт продолжает движение внутри человека, влияет на формирование желаний и целей, но это отнюдь не все. Всякий подлинный опыт обладает активностью, он изменяет объективные условия проживания последующего опыта. <...> Источники, которыми опыт постоянно подпитывается, находится вне индивидуума» [Там же, с. 340-341].
Разработанное Дж. Дьюи в первой трети ХХ века представление об образовании, как непрерывной реконструкции человеческого опыта, может стать теоретической ретроосновой для инновационного обновления российской системы непрерывного педагогического образования. На это обратил внимание в 2020 году Г. Б. Корнетов в статье «Подход Джона Дьюи к образованию: непрерывная реконструкция опыта человека в пространстве социальной среды». Отмечая, что «концепция непрерывного образования, предложенная и обоснованная Дж. Дьюи, акцентирует внимание на необходимости в ходе педагогической деятельности организовывать процесс постоянного, непрекращающегося освоения, расширения, углубления, реорганизации человеком опыта, опираясь при этом на уже имеющийся у него опыт и реконструируя его», Г. Б. Корнетов пишет: «Признавая образование непрерывным по определению, Дж. Дьюи, по сути, снимал вопрос о создании особой модели непрерывного образования. Он говорил о необходимости институционально поддерживать тот непрерывный процесс образования, в который погружен каждый человек, постоянно реконструирующий свой опыт, живя, действуя и общаясь в пространстве социума. Для Дж. Дьюи центральной проблемой становилась педагогическая задача максимально продуктивного использования среды жизни человека, в которой он взаимодействовал с другими людьми и культурными объектами, рос и развивался для достижения максимально эффективного уровня непрерывной реконструкции его расширяющегося и обогащающегося опыта» [46, с. 26].
Важно иметь в виду, что предложенный Дж. Дьюи подход прежде всего может быть реализован в системе повышения квалификации педагогических кадров, которая должна развернуться от преимущественно «традиционного» (хотя, конечно, и обновленного за последние годы) учебного процесса, в его достаточно многообразных формах, к выстраиванию индивидуально-групповых образовательных траекторий, ориентированных либо на конкретных отдельных педагогов, либо на группы педагогов, вовлеченных в совместную профессиональную деятельность. При этом при новом формате разработки учебные программы повышения профессиональной квалификации учителей, воспитателей, психологов, администраторов и т. д. должны стать не «программами учебных дисциплин», а программами помощи в выявлении и решении реальных проблем, с
которыми сталкиваются работники образовательных организаций всех уровней, типов и видов. Этим программам следует, с одной стороны, максимально учитывать опыт, а также интересы, потребности, возможности, затруднения каждого лица, повышающего свою квалификацию, а с другой стороны, они должны быть направлены на то, чтобы опыт этих лиц непрерывно и продуктивно реконструировался, перестраивался, обогащался, позволяя в итоге качественно и эффективно работать в реальных ситуациях их жизни и осуществления педагогической деятельности.
Такой подход требует от преподавателей системы повышения квалификации работников образования, чтобы они способствовали превращению этой системы не в совокупность учебных занятий, а в постоянное, соответствующим образом оформляемое сопровождение учителей и воспитателей, реконструирующих свой опыт не только «здесь и сейчас», но также «всегда и везде». В этих условиях существенно актуализируется педагогика поддержки, ориентированная на то, что смыслом образования становится оказание содействия обучающимся в развитии имеющегося у них потенциала, в удовлетворении их интересов, запросов и потребностей, в осознании существующих у них проблем и поиске ими путей и способов решения этих проблем [41; 42; 54; 55]. Рассмотренный выше подход к непрерывному педагогическому образованию будет способствовать
реализации современного дидактического требования, о котором пишут Т. Г. Навазова и Е. П. Шеболкина: «Педагог должен уметь подавать учебный материал как имеющий смысл и значимость для жизненной самореализации ученика, стимулировать субъектное, мировоззренческое отношение к изучаемому, научить осмысливать содержание образования как основу для удовлетворения собственных запросов и потребностей, выводить учащихся на эвристические позиции в освоении предмета, формировать у них потребность в собственной интерпретации любых фактов, развивать креативное начало» [57, с. 15].
В рассматриваемой ситуации исторический контекст решения проблемы развития системы непрерывного образования определяется обращением к наследию Дж. Дьюи, которое оказывается отправной теоретической точкой для разработки и внедрения инновационных форм повышения квалификации работников системы образования на протяжении всей их профессиональной жизни. Такой подход будет способствовать практической реализации установки Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, требующей уделить особое внимание качественному обновлению системы непрерывного педагогического образование в нашей стране.
Список источников
1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р. — URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 04.08.2022).
2. Астафьева, Е. Н. Встреча и знакомство Д. Дьюи с С. Т. Шацким в России в 1928 г. / Е. Н. Астафьева // Педагогические технологии. — 2020. — № 1-2. — С. 143-154.
3. Астафьева, Е. Н. Д. Дьюи и С. Т. Шацкий: встреча и знакомство двух выдающихся педагогов ХХ столетия / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 4. — С. 64-75.
4. Астафьева, Е. Н. Дж. Дьюи и С. Т. Шацкий о своих впечатлениях от общения в 1928 году / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 1. — С. 54-62.
5. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. -№ 1. — С. 62-66.
6. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49-52.
7. Астафьева, Е. Н. Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 41-45.
8. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56-58.
9. Астафьева, Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроинновация, ретровведение или традиционная инновация? / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 178-190.
10. Астафьева, Е. Н. Понимание соотношения традиций и инноваций в образовании в отечественной науке XXI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 15-22.
11. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования: варианты интерпретаций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 41-49.
12. Астафьева, Е. Н. Традиции и инновации в образовании: взгляд российских ученых (2000-е — 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Исто-рико-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 139-151.
13. Астафьева, Е. Н. Трактовка педагогических инноваций и педагогической инноватики в отечественной науке (2000-е — 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 44-57.
14. Астафьева, Е. Н. Эвристический потенциал историко-педагогического контекста педагогических инноваций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 18-27.
15. Астафьева, Е. Н. Эвристичность обращения к историко-педагогическому осмыслению инноваций в образовании / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 3. — С. 38-52.
16. Астафьева, Е. Н. Постижение педагогического прошлого и проблемы современного образования: монография / Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова, А. А. Лубский; под редакцией Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2021. — 152 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 142). — ISBN 978-5-91543-324-2.
17. Бим-Бад, Б. М. «Прогрессивная педагогика» Джона Дьюи / Б. М. Бим-Бад. — URL: https://zenon74.ru/school/pedagogika-dzhona-dyui (дата обращения: 21.07.2022).
18. Дьюи, Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Д. Дьюи; пер с англ. Л. Е. Павловой. — Москва: Республика, 2003. — 494 с. — (Мыслители ХХ века). — ISBN 5-250-01849-1.
19. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи; пер. с англ. Ю. И Турчаниновой, Э. Н. Гусинского, Н. Н. Михайлова. — Москва: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с. — (Педагогика: классические труды). — ISBN 5-7155-0773-1.
20. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнето-ва; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — Т. 1. — 208 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 125). — ISBN 978-5-91543-283-2.
21. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнето-ва; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — Т. 2. — 260 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 126). — ISBN 978-5-91543-284-9.
22. Ипполитова, Н. В. Система непрерывного педагогического образования / Н. В. Ипполитова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2018. — Т. 10, № 1. — С. 6-12.
23. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: инновации в истории педагогики и современном образовании: материалы XV Международной научной конференции. Москва, 14 ноября 2019 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 160 с. — (Истори-ко-педагогическое знание; вып. 128). — ISBN 978-5-91543-293-1.
24. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогическая ретроспектива теории и практики современного образования: материалы XVII Международной научной конференции. Москва, 11 ноября 2021 г. В двух частях. Ч. 1: Российские исследования педагогического прошлого и настоящего / редакторы-составители: Г. Б. Корнетов, Д. Кароли; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Российско-Итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики. — Москва: АСОУ, 2021. — 297 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 140). — ISBN 978-5-91543-322-8.
25. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. Материалы Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 100). — ISBN 978-5-91543-206-1.
26. Концепции и подходы к образованию, обеспечивающие эффективные способы воспитания и обучения личности в условиях развивающегося общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2020. — 227 с. — ISBN 978-5-91543-306-8.
27. Корнетов, Г. Б. Актуализация возможностей синтеза рассмотрения инновационных и исторических аспектов педагогической действительности на страницах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 6-9.
28. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: 80-90-е годы
XX века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 44-54.
29. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: начало
XXI века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 31-40.
30. Корнетов, Г. Б. Изучение альтернативных школ и альтернативного образования в отечественной педагогической традиции (19802010-е гг.) / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. — 2019. — № 1. — С. 65-90.
31. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в логике эволюционно-культурологического подхода / Г. Б. Корнетов // Исто-рико-педагогический журнал. — 2019. — № 3. — С. 53-71.
32. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 15-40.
33. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст современной педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 6-9.
34. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 68-83.
35. Корнетов, Г. Б. К 155-летию со дня рождения Джона Дьюи (1859-1952) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2014. — № 4. — С. 33-53.
36. Корнетов, Г. Б. Концептуализация исторического развития педагогических инноваций в контексте теории культурогенеза А. Я. Флиера / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. -2019. — № 4. — С. 6-17.
37. Корнетов, Г. Б. Культурологическая интерпретация инноваций в образовании в историко-педагогическом процессе / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 34-50.
38. Корнетов, Г. Б. Национальный проект «Образование»: инновационный контекст/ Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 6-14.
39. Корнетов, Г. Б. Образование и педагогические учения в истории России: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2017. — 172 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 106). — ISBN 978-5-91543-227-6.
40. Корнетов, Г. Б. Образование человека в пространстве общества и культуры: история, теория, практика: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — 457 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 145). — ISBN 978-5-91543-332-7.
41. Корнетов, Г. Б. Парадигма педагогики поддержки / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2006. — № 2. — С. 39-48.
42. Корнетов, Г. Б. Педагогика авторитета, манипуляции и поддержки / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 3. — С. 46-56.
43. Корнетов, Г. Б. Педагогика и образование: вчера, сегодня, завтра: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 348 с. — (Историко-педаго-гическое знание; вып. 127). — ISBN 978-5-91543-288-7.
44. Корнетов, Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья 1 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 72-100.
45. Корнетов, Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья 2 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 58-86.
46. Корнетов, Г. Б. Подход Джона Дьюи к образованию: непрерывная реконструкция опыта человека в пространстве социальной среды / Г. Б. Корнетов // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2019/20. (7). — Москва: АСОУ, 2020. — С. 4-28. — ISBN 978-5-91543313-6.
47. Корнетов, Г. Б. Темпоральный режим культуры как рамка историко-педагогического контекста инноваций в образовании / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 26-46.
48. Корнетов, Г. Б. Подготовка гуманистического и демократического учителя в России: монография / Г. Б. Корнетов, А. И. Салов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2011. — 96 с. — ISBN 9785-91543-036-4.
49. Корнетов, Г. Б. Российское учительство: история и современность: монография / Г. Б. Корнетов, А. И. Салов, А. Н. Шевелев; под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2012. — 160 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 50). — ISBN 978-5-91543-084-5.
50. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.
51. Лубский, А. А. Постижение педагогической реальности прошлого и настоящего: монография / А. А. Лубский; под ред. Г. Б. Кор-нетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — 162 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 146). — ISBN 978-5-91543-333-4.
52. Лубский, А. А. Проблема историко-педагогического контекста педагогических инноваций в образовании / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 1. — С. 21-33.
53. Лубский, А. А. Проблемы развития российского педагогического образования в начале III тысячелетия: подходы отечественных исследователей / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4. — С. 6-17.
54. Лубский, А. А. Разработка концепций педагогической поддержки и педагогики поддержки ребенка в образовании российскими исследователями: 1990-2010-е годы / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6. — С. 14-24.
55. Лубский, А. А. Современные подходы к педагогической поддержке и педагогике поддержки детей в отечественной науке конца ХХ — первых десятилетий XXI века / А. А. Лубский // Школьные технологии. — 2022. — № 1. — С. 17-30.
56. Маланичева, А. В. Инновационные процессы в системе непрерывного педагогического образования / А. В. Маланичева, Д. В. Рат-никова // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 3 (76). — С. 343-344.
57. Навазова, Т. Г. Социокультурный контекст непрерывного педагогического образования / Т. Г. Навазова, Е. П. Шеболкина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2013. — Т. 11, ч. 2. — С. 14-17.
58. Научно-методическое обеспечение высшего педагогического образования в условиях внедрения нового поколения ФГОС: сборник научных статей и учеб.-метод. материалов / под ред. Л. Н. Антоновой, Г. Б. Корнетова, А. И. Салова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2016. — 236 с. — ISBN 978-5-91543-186-6.
59. Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — 436 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 143). — ISBN 978-5-91543-329-7.
60. Педагогические инновации и традиции в истории, теории и практике образования: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 308 с. — (Историко-педагогическое знание; вып; 129). — ISBN 978-5-91543-291-7.
61. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — 3-е изд., стер. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2009. — 528 с. — (Золотой фонд) — ISBN 978-5-85270-230-2.
62. Подготовка демократического учителя в условиях перехода к новым образовательным стандартам: сборник научных статей и учебно-методических материалов / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2011. — 200 с. — ISBN 978-5-91543-0.
63. Подготовка педагогических кадров для системы высшего образования в условиях реализации компетентностно-ориентирован-ных образовательных стандартов: сб. науч. трудов и метод. материалов / под ред. Л. Н. Антоновой, Г. Б. Корнетова, А. И. Салова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2017. — 196 с. — ISBN 9785-91543-229-0.
64. Подготовка педагогических кадров: история, теория, практика: сборник научных трудов и методических материалов / под ред. Г. Б. Корнетова, А. И. Салова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2013. — 188 с. — ISBN 978-5-91543-103-3.
65. Традиции и инновации в истории и теории педагогики: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 200 с. — (Историко-педаго-гическое знание; вып 130). — ISBN 978-5-91543-292-4.
66. Чекулаева, Ю. А. Актуальные проблемы системы непрерывного образования в Российской Федерации и возможные пути их решения с учетом зарубежного опыта / Ю. А. Чекулаева // Управление образованием: теория и практика. — 2018. — № 1 (29). — С. 36-52.
67. Шарафутдинова, Е. Л. К проблеме непрерывного педагогического образования / Е. А. Шарафутдинова // Вестник «0РЛЕУ»-ЮТ. — 2017. — № 3 (17). — С. 47-49.
68. Шевелев, А. Н. Методология историко-педагогического прогнозирования развития непрерывного педагогического образования / А. Н. Шевелев // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 1. — С. 64-87.
References
1. Kontseptsiia podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlia sistemy obrazo-vaniia na period do 2030 goda: rasporiazhenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 24 iiunia 2022 g. № 1688-r [The concept of training teachers for the education system for the period up to 2030: Order of the Government of the Russian Federation dated June 24, 2022 No. 1688-r]. Retrieved August 24, 2022, from http://government.ru/docs/ all/141781/
2. Astafyeva, E. N. (2020). Vstrecha i znakomstvo D. Diui s S. T. Shatskim v Rossii v 1928 g. [Meeting and acquaintance of D. Dewey with S. T. Shatsky in Russia in 1928]. Pedagogicheskie Tekhnologii, 1-2, 143-154.
3. Astafiyeva, E. N. (2016). D. Dewey and T. Shatsky: meeting of two outstanding teachers of xx-th century. Istoriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 4, 64-75. (In Russian)
4. Astafyeva, E. N. (2018). J. Dewey and S. T. Shatsky about their impression of communication in 1928. Academia. Pedagogicheskii Zhurnal Podmoskovia, 1, 54-62. (In Russian)
5. Astafyeva, E. N. (2019). Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 62-66. (In Russian)
6. Astafyeva, E. N. (2019). Innovations in education theory and practice: ideas of pedagogy historians. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 49-52. (In Russian).
7. Astafyeva, E. N. (2019). Innovations and traditions in the past and present of pedagogy. Innovative Projects and Programs in Education, 6, 41-45. (In Russian)
8. Astafyeva, E. N. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i prak-tiki sovremennogo obrazovaniia [Historical and pedagogical context of the theory and practice of modern education]. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskovia, 4, 56-58.
9. Astafieva, E. N. (2019). Pedagogical innovations based on the case to the past: retronasal, retrouvera or traditional innovation? Istoriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 1, 178-190. (In Russian)
10. Astafieva, E. N. (2019). Understanding the balance of tradition and innovation in Russian science of the XXI century. Innovative Projects and Programs in Education, 5, 15-22. (In Russian)
11. Astafieva, E. N. (2019). Retro-innovations in education theory and practice. Innovative Projects and Programs in Education, 2, 41-49. (In Russian)
12. Astafieva, E. N. (2019). Traditions and innovations in education: view of russian scientists. (2000s-2010s). Istoriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 4, 139-151. (In Russian)
P
18
HHH0Bap0HHbie npoeiTbi h nporpaMMM B 0Qpa30B3HHH № 5, 2022
13. Astafieva, E. N. (2019). The interpretation of pedagogical innovations and pedagogical innovatics in domestic science (2000s-2010s). Is-toriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 2, 44-57. (In Russian)
14. Astafieva, E. N. (2019). Heuristic potential of the historical approach to educational innovations. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 18-27. (In Russian)
15. Astafieva, E. N. (2019). Euristics of treatment to historical and pedagogical understanding innovations in education. Istoriko-Pedagogich-eskii Zhurnal, 3, 38-52. (In Russian)
16. Astafeva, E. N. (2021). Postizheniepedagogicheskogoproshlogo iproblemy sovremennogo obrazovaniia: monografiia [Comprehension of the pedagogical past and the problems of modern education: monograph]. Moskva: ASOU.
17. Bim-Bad, B. M. (s.d.) «Progressivnaiapedagogika» Dzhona Diui ["Progressivist Pedagogy" by John Dewey]. Retrieved July 21, 22, from https://zenon74.ru/school/pedagogika-dzhona-dyui
18. Dewey, J. (2003). Rekonstruktsiia v filosofii. Problemy cheloveka [Reconstruction in Philosophy] (L. E. Pavlova, trans. from Eng.). Moskva: Respublika. (Originally published in 1920)
19. Dewey, J. (2000). Demokratiia i obrazovanie [Democracy and education]. (Yu. I. Turchaninova, E. N. Gusinsky, N. N. Mikhailova, trans. from English). Moskva: Pedagogika-Press. (Originally published in 1916)
20. Kornetov, G.B. (Ed.). (2019). Innovatsii v teorii ipraktike obrazovaniia: istoriko-pedagogicheskii kontekst: monografiia: v 21. [Innovations in the education theory and practice: historical and pedagogical context: monograph: in 2 volumes.]. Vol.1. Moskva: ASOU.
21. Kornetov, G.B. (Ed.). (2019). Innovatsii v teorii ipraktike obrazovaniia: istoriko-pedagogicheskii kontekst: monografiia: v 21. [Innovations in the education theory and practice: historical and pedagogical context: monograph: in 2 volumes.]. Vol. 2. Moskva: ASOU.
22. Ippolitova, N. V. (2018). Sistema nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia [The system of continuing pedagogical education]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriia: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, 10 (1), 6-12.
23. Kornetov, G.B. (Ed.). (2019). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: innovatsii v istoriipedagogiki i sovremennom obra-zovanii: materialy XV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 14 noiabria 2019 g. [Education history at the beginning of the III millennium: innovations in the history of pedagogy and modern education: proceedings of the XV International Scientific Conference. Moscow, November 14, 2019]. Moskva: ASOU.
24. Kornetov, G. B. & Caroli, D. (Eds.). (2021). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-pedagogicheskaia retros-pektiva teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia: materialy XVII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 11 noiabria 2021 g. V dvukh chastiakh. Ch. 1: Rossiiskie issledovaniia pedagogicheskogo proshlogo i nastoiashchego [Education history at the beginning of the III millennium: historico-pedagogical retrospective of modern education theory and practice: proceedings of the XVII international scientific conference. Moscow, November 11, 2021. In 2 parts. P. 1. Russian studies of the pedagogical past and present]. Moskva: ASOU
25. Kornetov, G. B. (Ed.). (2016). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii ipraktiki sovremennogo obrazovaniia. Materialy DvenadtsatoiMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii: Moskva, 17 noiabria 2016g. [Education history at the beginning of the III millennium: education theory and practice in the context of education history. Proceedings of the 12th int. sc. conf.: Moscow, November 17, 2016]. Moskva: ASOU.
26. Kornetov, G.B. (Ed.). (2020). Kontseptsii ipodkhody k obrazovaniiu, obespechivaiushchie effektivnye sposoby vospitaniia i obucheniia lichnosti v usloviiakh razvivaiushchegosia obshchestva: monografiia [Concepts and approaches to education providing effective ways of education in a developing society: monograph]. Moskva: ASOU.
27. Kornetov, G. B. (2021). On realizing the potential of the synthesis of innovative and historical aspects of educational reality in the journal "Innovative Projects and Programs in Education". Innovative Projects and Programs in Education, 1, 6-9. (In Russian)
28. Kornetov, G. B. (2019). Alternative schools and alternative education in Russian pedagogical tradition of 80-90s of the XX century. Innovative Projects and Programs in Education, 1, 44-54. (In Russian)
29. Kornetov, G. B. (2019). Alternative schools and alternative education in the Russian pedagogical tradition: the beginning of XXI century. Innovative Projects and Programs in Education, 2, 31-40. (In Russian)
30. Kornetov, G. B. (2019). Studying alternative schools and alternative education in the national pedagogical tradition (1980s-2010s). Izvestiia Rossiiskoi Akademii Obrazovaniia, 1, 65-90. (In Russian)
31. Kornetov, G. B. (2019). Innovations in the history of education in the logic of evolutionary and cultural approaches. Istoriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 3, 53-71. (In Russian)
32. Kornetov, G. B. (2019). Social and educational innovations in the context of history of pedagogy. Psikhologo-Pedagogicheskii Poisk, 1, 15-40. (In Russian)
33. Kornetov, G. B. (2021). Pedagogical reality of today in the context of education history. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 6-9. (In Russian)
34. Kornetov, G. B. (2011). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste pedagogicheskoi teorii i praktiki [Education history in the context of education theory and practice]. Otechestvennaia iZarubezhnaiaPedagogika, 1, 68-83.
35. Kornetov, G. B. (2014). By the 155-th birthday anniversary of John Dewey. (1859-1952). Istoriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 4, 33-53. (In Russian)
36. Kornetov, G. B. (2019). Conceptualization of the historical development of educational innovations in the context of the culture genesis theory of A. Ya. Flier. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 6-17. (In Russian)
37. Kornetov, G. B. (2019). Culturological interpretation of educational innovations through the prism of history of pedagogy. Psikhologo-Ped-agogicheskii Poisk, 3, 34-50. (In Russian)
38. Kornetov, G. B. (2019). National project "education": innovative context. Innovative Projects and Programs in Education, 5, 6-14. (In Russian)
39. Kornetov, G. B. (2017). Obrazovanie ipedagogicheskie ucheniia v istorii Rossii: monografiia [Education and Pedagogical Teachings in the History of Russia: Monograph]. Moskva: ASOU.
40. Kornetov, G. B. (2022). Obrazovanie cheloveka vprostranstve obshchestva i kultury: istoriia, teoriia, praktika: monografiia [Human education in the space of society and culture: history, theory, practice: monograph]. Moskva: ASOU.
41. Kornetov, G. B. (2006). Paradigma pedagogiki podderzhki [The paradigm of support pedagogy]. Shkolnye Tekhnologii, 2, 39-48.
42. Kornetov, G. B. (2015). Pedagogika avtoriteta, manipuliatsii i podderzhki [Pedagogy of authority, manipulation and support]. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskovya, 3, 46-56.
43. Kornetov, G. B. (2019). Pedagogika i obrazovanie: vchera, segodnia, zavtra: monografiia [Pedagogy and education: yesterday, today, tomorrow: monograph]. Moskva: ASOU.
44. Kornetov, G. B. (2019). Teachers-innovators, new pedagogical thinking and innovative movement in the domestic school education (the second half of the 1980s-the second third of the 1990s.) Article 1. Istoriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 1, 72-100. (In Russian)
45. Kornetov, G. B. (2019). Teachers-innovators, new pedagogical thinking and innovative movement in the domestic school education (the second half of the 1980s - the second third of the 1990s.). Article 2. Istoriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 2, 58-86. (In Russian)
46. Kornetov, G. B. (2020). Podkhod Dzhona Diui k obrazovaniiu: nepreryvnaia rekonstruktsiia opyta cheloveka v prostranstve sotsialnoi sredy [John Dewey's approach to education: a continuous reconstruction of the human experience in the space of the social environment]. Izvestiia ASOU. Nauchnyi Ezhegodnik, 2019/20 (7). Moskva: ASOU.
47. Kornetov, G. B. (2019). Temporal culture as a frame of historical and pedagogical context of innovations in education. Psikhologo-Pedagog-icheskii Poisk, 2, 26-46. (In Russian)
48. Kometov, G. B. & Salov, A. I. (2011). Podgotovka gumanisticheskogo i demokraticheskogo uchitelia v Rossii: monografiia [Training of a humanistic and democratic teacher in Russia: monograph]. Moskva: ASOU.
49. Kornetov, G. B., Salov, A. I. & Shevelev, A. N. (2012). Rossiiskoe uchitelstvo: istoriia i sovremennost: monografiia [Russian teachers: history and modernity: monograph]. Moskva: ASOU.
50. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia» [Round-table discussion "Education theory and practice in the context of education history]. Pedagogika, 3, 84-118.
51. Lubsky, A. A. (2022). Postizheniepedagogicheskoi realnostiproshlogo i nastoiashchego: monografiia [Comprehension of the pedagogical reality of the past and present: monograph]. Moskva: ASOU.
52. Lubsky, A. A. (2022). The problem of the historico-pedagogical context of educational innovations. Innovative Projects and Programs in Education, 1, 21-33. (In Russian)
53. Lubsky, A. A. (2020). Problems of teacher education development at the beginning of the iii millennium: approaches of Russian researchers. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 6-17. (In Russian)
54. Lubsky, A. A. (2021). Development of the concepts of pedagogical support and child support pedagogy in education by Russian researchers: 1990s-2010s. Innovative Projects and Programs in Education, 6, 14-24. (In Russian)
55. Lubsky, A. A. (2022). Modern approaches to pedagogical support and pedagogy of child support in Russian science in the late 20th - first decades of the 21st century. Shkolnye Tekhnologii, 1, 17-30. (In Russian)
56. Malanicheva, A. V. & Ratnikova, D. V. (2019). Innovative processes in the system of continuous pedagogical education. MirNauki, Kultury, Obrazovaniia, 3, 343-344. (In Russian)
57. Navazova, T. G. & Shebolkina, E. P. (2013). Sotsiokulturnyi kontekst nepreryvnogo pedago-gicheskogo obrazovaniia [Sociocultural context of continuing pedagogical education]. Obrazovanie cherez vsiu zhizn: nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiia, 11 (2), 14-17.
58. Antonova, L. N., Kornetov, G.B. & Salov, A.I. (Eds). (2016). Nauchno-metodicheskoe obespechenie vysshegopedagogicheskogo obra-zovaniia v usloviiakh vnedreniia novogopokoleniiaFGOS: sbornik nauchnykhstatei iucheb.-metod. materialov [Scientific and methodological support of higher pedagogical education in the context of the introduction of a new generation of Federal State Educational Standards: a collection of scientific articles and method. materials]. Moskva: ASOU.
59. Kornetov, G.B. (Ed.). (2022). Pedagogicheskie idei i ucheniia, praktiki i instituty obrazovaniia v istorii chelovecheskogo obshchestva i v sovre-mennom mire: monografiia [Pedagogical ideas and teachings, practices and institutions of education in the history of human society and in the modern world: a monograph]. Moskva: ASOU.
60. Kornetov, G.B. (Ed.). (2019). Pedagogicheskie innovatsii i traditsii v istorii, teorii ipraktike obrazovaniia: monografiia [Pedagogical innovations and traditions in the history, theory and practice of education: a monograph]. Moskva: ASOU.
61. Bim-Bad, B.M. (Ed.). (2009). Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar [Encyclopedic dictionary of education], 3rd edition. Moskva: Bol-shaia Rossiiskaia entsiklopediia.
62. Kornetov, G.B. (Comp. Ed.). (2011). Podgotovka demokraticheskogo uchitelia v usloviiakhperekhoda k novym obrazovatelnym standartam: sbornik nauchnykh statei i uchebno-metodicheskikh materialov [The training of a democratic teacher in the context of the transition to new educational standards: a collection of scientific articles and methodological materials]. Moskva: ASOU.
63. Antonova, L. N., Kornetov, G.B. & Salov, A.I. (Eds). (2017). Podgotovkapedagogicheskikh kadrov dlia sistemy vysshego obrazovaniia v usloviiakh realizatsii kompetentnostno-orientirovannykh obrazovatelnykh standartov: sb. nauch. trudov i metod. materialov [Training of teaching staff for the system of higher education in the context of the implementation of competence-oriented educational standards: a collection of scientific works and method. materials]. Moskva: ASOU.
64. Kornetov, G. B. & Salov, A.I. (Eds). (2013). Podgotovka pedagogicheskikh kadrov: istoriia, teoriia, praktika: sbornik nauchnykh trudov i meto-dicheskikh materialov [Training of teaching staff: history, theory, practice: a collection of scientific papers and methodological materials]. Moskva: ASOU.
65. Kornetov, G. B. (Ed). (2019). Traditsii i innovatsii v istorii i teoriipedagogiki: monografiia [Traditions and innovations in education history and theory: a monograph]. Moskva: ASOU.
66. Chekulaeva, Yu. A. (2018). Current issues of life-long learning system in russian federation and possible ways of their solution considering international experience. Upravlenie Obrazovaniem: Teoriia i Praktika, 1, 36-52. (In Russian)
67. Sharafutdinova, E. L. (2017). K probleme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia [On the problem of continuing pedagogical education. Vestnik «6RLEU»-KST, 3, 47-49.
68. Shevelev, A. N. (2015). Methodology of historical and pedagogical prediction of the development of continuous pedagogical education. Istoriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 1, 64-87. (In Russian)
Информация об авторе
Андрей Александрович Лубский
Академия социального управления (АСОУ), ректор, кандидат экономических наук, доцент, Москва, Россия, [email protected]
About the author
A. A. Lubsky
Academy of Public Administration, Rector, PhD in Economics, Docent, Moscow, Russia, [email protected]
P
P