Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

10 ноября 2022 года в Академии социального управления (Москва) состоялась XVIII Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE FIRST QUARTER OF THE 21ST CENTURY

On November 10, 2022, the Academy of Public Administration (Moscow) hosted the XVIII International Scientific Conference «Historical and Pedagogical Knowledge at the Beginning of the 3rd Millennium: Actualization of Historical and Pedagogical Knowledge in the First Quarter of the 21st Century».

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА»

Генезис и теоретико-методологические основы

педагогики профессионального образования

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 6 (84). С. 52-58. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:6(84):52-58.

УДК 378

Е. Н. Астафьева

Актуализация историко-педагогического наследия

в первой четверти XXI века

Аннотация

10 ноября 2022 года в Академии социального управления (Москва) состоялась XVIII Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация историко-педагоги-ческого наследия в первой четверти XXI века».

Ключевые слова: международная научная конференция, историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия, актуализация историко-педагогического наследия, история педагогики, современные проблемы теории и практики образования

Для цитирования: Астафьева Е. Н. Актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 6 (84). С. 52-58.

E. N. Astafyeva

Actualization of historical and pedagogical heritage in the first

quarter of the 21st century

Abstract

On November 10, 2022, the Academy of Public Administration (Moscow) hosted the XVIII International Scientific Conference «Historical and Pedagogical Knowledge at the Beginning of the 3rd Millennium: Actualization of Historical and Pedagogical Knowledge in the First Quarter of the 21st Century».

Keywords: international scientific conference, historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III millennium, actualization of the historical and pedagogical heritage, history of pedagogy, modern problems of the theory and practice of education

For Citation: Astafyeva, E. N. (2022). Actualization of historical and pedagogical heritage in the first quarter of the 21st century. Innovative Projects and Programs in Education, 6, 52-58 (In Russian)

Астафьева Е. Н.

Актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века

1 Пноября 2022 года в Академии социального управ-1. мления (Москва) в очно-дистанционном формате состоялась XVIII Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века».

29 авторов из России и Беларуси, Италии и Франции представили 34 текста для публикации в сборнике материалов конференции [6]. В числе авторов академики РАО Б. М. Бим-Бад (Москва) и А. М. Цирульников (Москва), члены-корреспонденты РАО В. П. Бездухов (Самара) и М. А. Лукацкий (Москва), доктора педагогических наук Л. В. Быкасова (Таганрог), Г. Б. Корнетов (Москва), М. И. Макаров (Москва), В. К. Пичугина (Москва), М. А. Полякова (Калуга), О. Г. Прикот (Санкт-Петербург), Е. Ю. Рогачева (Владимир), А. А. Романов (Рязань), Н. В. Семенова (Хабаровск), А. В. Уткин (Екатеринбург), А. Н. Шевелев (Санкт-Петербург), Н. П. Юдина (Хабаровск). Тексты также прислали доктор философских наук М. А. Гусаковский (Минск, Беларусь) и профессор Университета Болоньи Д. Кароли (Болонья, Италия). Авторы сборника также представляют такие города, как Воронеж, Кострома, Мытищи (Московская область), Пушкино (Московская область), Элиста и Мец (Франция).

В сборнике прослеживается стремление авторов переосмыслить многие устоявшиеся трактовки феноменов педагогического прошлого. В предисловии к сборнику говорится, что «идея, согласно которой история педагогики не только реконструирует и объясняет педагогическое прошлое, расширяя и углубляя знания о нем, но и постоянно пересматривает, переинтерпретирует эти знания, наполняет их новыми смыслами, расставляет новые акценты, задает новые ракурсы и фокусы его изучения, последовательно реализуется представителями того направления исследования истории педагогики, которое успешно развивается на базе Академии социального управления (АСОУ). Представители этого направления широко используют метод рациональной реконструкции педагогического прошлого, ориентированный на целенаправленное исследование и осмысление прошлого преимущественно в контексте актуальных проблем теории и практики современного образования, в известном смысле — на его новое прочтение. При этом метод рациональной реконструкции органично дополняется методом исторической реконструкции, который позволяет исследователям восстановить, описать и объяснить события и процессы педагогического прошлого» [Там же, с. 19].

В формате конференции сотрудники АСОУ Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова, Г. Б. Корнетов и А. А. Лубский подготовили и издали монографию «Историко-педагогическое знание в России XXI века» [7], в которой подводятся некоторые итоги развития истории педагогики за последние два десятилетия, анализируются наиболее актуальные вопросы познания педагогического прошлого в контексте проблем развития теории и практики современного образования. Книга продолжает исследовательскую линию, которая последовательно реализуется в АСОУ на протяжении последних лет [3; 8; 15; 20; 21; 22; 25; 29; 30; 37; 38].

Авторы монографии отмечают, что «отношение к историческим исследованиям как исследованиям, которые призваны содействовать пониманию совре-

менности, способствовать решению порождаемых ею проблем, в нашей стране» стало наиболее выраженным «в 2010-е годы. Они обращают внимание на то, что «историки педагогики, работающие в АСОУ и сотрудничающие с ней, в поисках ответов на задаваемые современностью вопросы о том, что представляют собой педагогика и образование в постиндустриальном информационном обществе знаний, каким образом следует повышать эффективность и качество всех уровней и типов российского образования в начале III тысячелетия, обращаются к педагогическому прошлому». В основу опубликованных в монографии текстов Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова, Г. Б. Корнетов и А. А. Лубский положили принцип, согласно которому «развитие истории педагогики невозможно без осмысления ее теоретических основ и оснований, без решения тех общих вопросов, от ответа на которые зависят направленность, содержание, пути и способы осуществления историко-педагогического поиска» [6, с. 18-19, 251].

Для дистанционного участия в работе конференции зарегистрировалось 39 человек. Личное участие в работе конференции приняли 12 человек — из Москвы и Московской области (Мытищи и Пушкино), Санкт-Петербурга, Владимира и Калуги.

В приветственном слове председателя оргкомитета, доктора педагогических наук, профессора Г. Б. Кор-нетова, было отмечено то огромное значение, которое имеет для решения актуальных проблем теории и практики современного образования обращение к истори-ко-педагогическому наследию прошлого. Г. Б. Корнетов выразил уверенность, что и в дальнейшей перспективе АСОУ сможет оставаться центром, обеспечивающим продуктивное взаимодействие исследователей, изучающих историю педагогики и образования.

В докладе «Зачем нужно изучать историю педагогики в стремительно меняющемся инновационном обществе?» Г. Б. Корнетов обобщил и развил идеи, сформулированные им в статьях, которые были опубликованы в 2021-2022 годах на страницах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» [9; 11; 12; 13; 14; 16; 23]. По мнению Г. Б. Корнетова, именно то обстоятельство, что в XXI веке общество всё более и более меняется, обусловливая появление новых проблем и, одновременно, выбивая из-под ног людей устойчивую опору традиций и привычных ценностей, апробированных и зарекомендовавших себя способов деятельности, общения и поведения, делает необходимым обращение к прошлому. Он утверждает, что прошлое способствует пониманию истоков и причин того, что происходит сегодня во всех областях социальной жизни, в том числе и в сфере образования, что прошлое содействует ориентации человека в реалиях современной жизни, в том числе и в существующей сегодня, «здесь и сейчас», педагогической реальности. Именно педагогическое прошлое, сконденсированное в педагогической культуре человечества в целом и каждого конкретного народа в отдельности, оказывается прочной основой для самоидентификации себя, своего педагогического мировоззрения, своих педагогических ценностей и установок. На примере обращения к педагогическому наследию великих древнегреческих мыслителей Сократа и Платона (диалог «Федр») Г. Б. Корнетов демонстрирует, каким образом идеи о месте и значении в образовании

человека устного слова и письменной речи, которые были выдвинуты и обоснованны античными мудрецами двадцать четыре века назад, могут существенно помочь в поиске продуктивных ответов на вопросы, порождаемые новейшими процессами информатизации образования и развития его дистанционных форм в пространстве утверждения постиндустриального информационного общества знаний [10; 16; 17; 18; 19; 25]. В заключение своего выступления Г. Б. Корнетов предложил обсудить возможность разработки новой модели учебника по истории педагогики, базирующейся на приоритете актуализации знания о педагогическом прошлом для формирования профессиональных позиций будущих учителей и воспитателей, для осмысления ими различных проблем теории и практики современного образования.

В своем выступлении заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО М. А. Лукацкий развил высказанные Г. Б. Корнетовым идеи применительно к изучению педагогических воззрений Л. Н. Толстого. Опираясь на свои многочисленные исследования наследия великого русского писателя и педагога [31; 32; 33; 34; 35; 36], М. А. Лукацкий проанализировал тот идеал школы, который Л. Н. Толстой выдвинул и обосновал в 1890 — 1900-е годы. «Школа жизни» Л. Н. Толстого, как показал М. А. Лукацкий, позволяет по-новому взглянуть на пути преодоления трудностей школьного образования начала III тысячелетия, центрируя педагогический поиск не на путях поиска новых эффективных способов освоения стремительно увеличивающегося объема знаний, а на создании условий для полноценного развития человеческой личности.

Затем в формате конференции был проведен круглый стол «Актуализация историко-педагогического знания в первой четверти XXI века». Перед началом обсуждения заявленной проблемы Г. Б. Корнетов предложил участникам конференции построить ее обсуждение на основе тех исследований, которые они проводят в настоящее время.

К вопросу об особенностях функций историко-пе-дагогического знания в современных условиях обратился заведующий кафедрой педагогики и андрагоги-ки Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор А. Н. Шевелев [46; 47; 48; 49; 50]. По его мнению, сегодня на первый план всё более и более выходят объяснительная, эвристическая и предсказательная функции истории педагогики. А. Н. Шевелев на материалах истории системы школьного образования Санкт-Петербурга продемонстрировал, как эти функции реализуются.

Заведующая кафедрой педагогики Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, доктор педагогических наук, доцент М. А. Полякова в своем выступлении показала, каким образом обращение к педагогике эпохи Возрождения и Реформации может способствовать формированию современного педагогического мышления, а также решению актуальных сегодня педагогических задач [39; 40; 41; 42].

Профессор кафедры педагогики Владимирского государственного университета им. Александра Григо-

рьевича и Николая Григорьевича Столетовых, доктор педагогических наук, профессор Е. Ю. Рогачева привлекла внимание участников конференции к актуальности педагогического наследие Дж. Дьюи в условиях реформирования образования в пространстве постиндустриального информационного общества знаний [43; 44; 45].

К проблеме актуальности обращения к древнейшей истории педагогической деятельности в своем выступлении обратилась автор статьи (Е. Н. Астафьева — научный сотрудник Научно-методического центра педагогической рискологии Института развития образования Академии социального управления. — Прим. ред.). Было показано, какое значение для понимания характера и особенностей феномена образования сегодня имеют концепции его происхождения, разработанные Г. Б. Корнетовым и А. В. Хуторским, а также обращено внимание на стремление современных авторов вывести практику активной педагогики из первобытной эпохи [1; 2].

Преподаватель кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук В. Н. Лисович поставила вопрос о возможности разработки рекомендаций по вовлечению учащихся школ в чтение художественной литературы на основе опыта подобной деятельности, который имел место в Российской империи [26; 27; 28].

Актуализировать педагогическое наследие П. В. Горы, известного советского специалиста по вопросам методики преподавания истории в средней школе, попыталась аспирантка кафедры методики преподавания истории Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Н. С. Донская [4; 5]. Она представила приемы развивающего обучения, концептуализированные в трудах профессора П. В. Горы, в качестве средства реализации значимого для современной российской школы системно-деятельностного подхода в обучении истории.

В дискуссии также приняли участие кандидат педагогических наук, доцент Н. Б. Баранникова (Академия социального управления), доктор педагогических наук, профессор Е. Е. Вяземский (Московский государственный педагогический университет), доктор педагогических наук, доцент М. И. Макаров (Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова) и др.

Подводя итоги конференции, Г. Б. Корнетов поблагодарил всех ее участников и напомнил им о том, что 20 апреля 2023 года в Академии социального управления будет проведен X Национальный форум российских историков педагогики «Теория и практика современного образования в пространстве историко-педагоги-ческого процесса». В формате форума предполагается издать монографию «Теория и практика современного образования в пространстве историко-педагогического процесса». Материалы в монографию принимаются до 6 января 2023 года (объем — от 0,25 до 0,75 авторского листа). Г. Б. Корнетов пригласил к участию в работе форума, который планируется провести в очно-дистанционном формате, всех заинтересованных лиц.

Астафьева Е. Н.

Актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века 55

Список источников

1. Астафьева, Е. Н. Г. Б. Корнетов и А. В. Хуторской: две концепции происхождения педагогической деятельности / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 4. — С. 13-24.

2. Астафьева, Е. Н. Опыт обращения к первобытному образованию в формате разработки проблем активной педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2о22. — № 5. — С. 31-38.

3. Астафьева, Е. Н. Постижение педагогического прошлого и проблемы современного образования: монография / Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова, А. А. Лубский; под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2021. — 152 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 142). — ISBN 978-5-91543-324-2.

4. Донская, Н. С. Метод структурно-функционального анализа содержания исторического образования: к анализу научно-методического наследия профессора П. В. Горы / Н. С. Донская // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 5, вып. 6. — С. 760-765.

5. Донская, Н. С. Научно-методическое наследие профессора П. В. Горы: итоги историко-методического исследования / Н. С. Донская // Преподавание истории в школе. — 2021. — № 10. — С. 68-71.

6. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века: материалы XVIII Международной научной конференции. Москва, 10 ноября 2022 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022 — 338 с. — (Историко-пе-дагогическое знание»; вып. 147). — ISBN 978-5-91543-334-1.

7. Историко-педагогическое знание в России XXI века: монография / Г. Б. Корнетов, Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова, А. А. Луб-ский; под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — 273 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 148). — ISBN 978-5-91543-335-8.

8. Концепции и подходы к образованию, обеспечивающие эффективные способы воспитания и обучения личности в условиях развивающегося общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2020. — 227 с. — ISBN 978-5-91543-306-8.

9. Корнетов, Г. Б. Актуализация возможностей синтеза рассмотрения инновационных и исторических аспектов педагогической действительности на страницах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 6-9.

10. Корнетов, Г. Б. Живое общение и устное слово в образовании человека / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2021. — № 5. — С. 3-9.

11. Корнетов, Г. Б. Историзация педагогического знания в контексте философского и исторического познания / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6. — С. 25-35.

12. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст современной педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 6-9.

13. Корнетов, Г. Б. История педагогики как познание прошлой педагогической реальности для теории и практики современного образования / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 5. — С. 4-10.

14. Корнетов, Г. Б. Логическое и историческое исследование педагогической реальности в контексте идей Э. В. Ильенкова / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 6-11.

15. Корнетов, Г. Б. Методические рекомендации по использованию педагогического наследия прошлого для развития педагогической культуры работников системы образования Московской области / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2021. — 152 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 139).

16. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 1. Содержание мифа Платона об изобретении письменности и его актуализация в эпоху информационно-коммуникационных технологий / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 16-27.

17. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 2. Трактовка мифа Платона в работах Ж. Деррида и М. Фуко / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 33-44.

18. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 3. Трактовка мифа Платона в российский исследованиях 2000-2010-х годов / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 19-30.

19. Корнетов, Г. Б. О значении живого общения наставника и ученика, устного слова педагога в современном образовании / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 5. — С. 6-12.

20. Корнетов, Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педагогического процесса: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2020. — 245 с. — («Историко-педагогическое знание»; вып. 131). — ISBN 978-5-91543-301-3.

21. Корнетов, Г. Б. Образование человека в пространстве общества и культуры: история, теория, практика: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — 457 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 145). — ISBN 978-5-91543-332-7.

22. Корнетов, Г. Б. Педагогика и образование: вчера, сегодня, завтра: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 348 с. — (Историко-педаго-гическое знание; вып. 127). — ISBN 978-5-91543-288-7.

23. Корнетов, Г. Б. Педагогическое прошлое в контексте максим исторического сознания / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 4. — С. 4-12.

24. Корнетов, Г. Б. Психологическая педагогика Эдварда Ли Торндайка. Статья 1. Оценка значения научного наследия американского ученого современными психологами и педагогами / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 2. — С. 30-39.

25. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Российско-итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики — Москва: АСОУ, 2021. — 241 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 136). — ISBN 978-5-91543-314-3.

26. Лисович, В. Н. Историко-педагогический обзор петербургских ученических журналов дореволюционной России / В. Н. Лисо-вич // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 55-11. — С. 31-39.

27. Лисович, В. Н. Круг чтения учащихся дореволюционной средней школы как историко-педагогический феномен (на примере Петербурга XIX — начала XX века): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дисс. ... канд. пед. наук / В. Н. Лисович; Санкт-Петербургская академия постдипломного образования. — Санкт-Петербург, 2022. — 463 с.

28. Лисович В. Н. Формирование круга чтения петербургских школьников XIX — начала ХХ веков / В. Н. Лисович // Проблемы современного образования. — 2022. — № 3. — С. 112-122.

Р

29. Лубский, А. А. Постижение педагогической реальности прошлого и настоящего: монография / А. А. Лубский; под ред. Г. Б. Кор-нетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — 162 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 146). — ISBN 978-5-91543-333-4.

30. Лубский, А. А. Человек, общество, образование: пути и способы становления субъекта социального бытия: монография / А. А. Лубский; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2021. — 96 с. — ISBN 978-5-91543-317-4.

31. Лукацкий, М. А. Л. Н. Толстой о настоящем и будущем культуры и образования / М. А. Лукацкий // Историко-педагогический журнал. — 2013. — № 3. — С. 147-170.

32. Лукацкий, М. А. Л. Н. Толстой об императивах нравственного самосовершенствования человека / М. А. Лукацкий // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2015. — № 2 (38). — С. 42-54.

33. Лукацкий, М. А. Лев Толстой о миссии педагогической науки / М. А. Лукацкий // Известия Российской академии образования. — 2008. — № 1. — С. 22-30.

34. Лукацкий, М. А. Образование и культура в творчестве Л. Н. Толстого / М. А. Лукацкий; Московский психолого-социальный институт. — Москва: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. — 232 с. — (Библиотека студента). — ISBN 5-89502-914-0.

35. Лукацкий, М. А. Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дисс. ... доктора пед. наук / М. А. Лукацкий; Тверской областной институт усовершенствования учителей. — Тверь, 1999. — 307 с.

36. Лукацкий, М. А. Культура и образование в трудах Льва Толстого и Эриха Фромма — мыслителей, изменивших наше понимание мира: [монография] / М. А. Лукацкий, Е. А. Крикунова. — Москва: МАКС Пресс, 2018. — 184 с. — ISBN 978-5-317-05635-3.

37. Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2022. — 436 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 143). — ISBN 978-5-91543-329-7.

38. Педагогические инновации и традиции в истории, теории и практике образования: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 308 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 129). — ISBN 978-5-91543-291-7.

39. Полякова, М. А. Зарождение антропологического подхода к учебным текстам в начале «печатной эпохи»: на примере «Наставления в христианской вере» Челио Секондо Курионе / М. А. Полякова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 5. — С. 39-45.

40. Полякова, М. А. Историко-педагогический компонент в системе подготовки современного педагога / М. А. Полякова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 3. — С. 45-53.

41. Полякова, М. А. Социологические и мистические аспекты сакрализации в образовании / М. А. Полякова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 4. — С. 56-61.

42. Полякова, М. А. Становление базовых моделей западноевропейской школы в XV-XVI веках: специальность 5.8.1 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дисс. ... доктора пед. наук / М. А. Полякова. — Москва, 2021. — 380 с.

43. Рогачева, Е. Ю. Искусство в экзистенциальном пространстве Джона Дьюи / Е. Ю. Рогачева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 3. — С. 48-52.

44. Рогачева, Е. Ю. Последователи Джона Дьюи в Израиле и Японии / Е. Ю. Рогачева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4. — С. 67-72.

45. Рогачева, Е. Ю. На пути к новой школе: Джон Дьюи и Константин Вентцель / Е. Ю. Рогачева, Н. В. Долганова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 4. — С. 48-55.

46. Шевелев, А. Н. Глобальные вызовы современному школьному образованию и перспективы отечественных историко-педагогиче-ских исследований / А. Н. Шевелев // Народное образование. — 2021. — № 3. — С. 57-66.

47. Шевелев, А. Н. К проблеме эффективности историко-педагогических подходов / А. Н. Шевелев // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 2. — С. 74-95.

48. Шевелев, А. Н. Петербургская дореволюционная школа как историко-образовательный феномен: XIX — начало XX вв.: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дисс. ... доктора пед. наук / А. Н. Шевелев. — СПб., 2007. — 420 с.

49. Шевелев, А. Н. Потенциал феноменологического подхода в историко-педагогических исследованиях / А. Н. Шевелев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2006. — № 14. — С. 151-158.

50. Шевелев, А. Н. Современный научный тезаурус отечественной истории педагогики и образования / А. Н. Шевелев // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1. — С. 41-53.

References

1. Astafyeva, E. N. (2022). G. B. Kornetov and A. V. Khutorskoy: two concepts of the origin of pedagogical activity. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 13-24. (In Russian)

2. Astafyeva, E. N. (2022). Experience of addressing primeval education in the format of research into active pedagogy history. Innovative Projects and Programs in Education, 5, 31-38. (In Russian)

3. Astafyeva, E. N., Barannikova, N. B. & Lubsky, A. A. (2021). Postizheniepedagogicheskogoproshlogo i problemy sovremennogo obrazovaniia: monografiia [Comprehension of the pedagogical past and problems of modern education: monograph]. Moskva: ASOU.

4. Donskaya, N. S. (2020). Method of structural-functional analysis of historical content: scientific and methodological heritage of professor P. V. Gora. Pedagogika. Voprosy Teorii i Praktiki, 5 (6), 760-765. (In Russian).

5. Donskaya, N. S. (2021). Scientific and methodological heritage of professor P.V. Gora: results of historical and methodological research. Prepodavanie Istorii v Shkole, 10, 68-71. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kornetov, G. B. (Ed.). (2022). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachaleIII tysiacheletiia: aktualizatsiia istoriko-pedagogicheskogo naslediia v pervoj chetverti XXI veka: materialy XVIIIMezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Moskva, 10 noiabria 2022 g. [History of education at the beginning of the III millennium: Actualization of the historical and pedagogical heritage in the first quarter of the 21st century: Proceedings of the XVIII International Scientific Conference. Moscow, November 10, 2022]. Moskva: ASOU.

7. Kornetov, G. B., Astafyeva, E. N., Barannikova, N. B. & Lubsky, A. A. (2022). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v RossiiXXI veka: monografiia [Knowledge of Education History in Russia of the 21st century: monograph]. Moscow: ASOU, 2022 Moskva: ASOU.

8. Kornetov, G. B. (Ed.). (2020). Kontseptsii ipodkhody k obrazovaniiu, obespechivaiushchie effektivnye sposoby vospitaniia i obucheniia lichnosti v usloviiakh razvivaiushchegosia obshchestva: monografiia [Concepts and approaches to education that provide effective ways of education and character formation in a developing society: monograph]. Moskva: ASOU.

9. Kornetov, G. B. (2021). On realizing the potential of the synthesis of innovative and historical aspects of educational reality in the journal «Innovative Projects and Programs in Education». Innovative Projects and Programs in Education, 1, 6-9. (In Russian)

10. Kornetov, G. B. (2021). Live communication and the spoken word in human education. Shkolnye Tekhnologii, 5, 3-9. (In Russian)

P

Астафьева Е. Н.

Актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века

11. Kometov, G. B. (2021). Historization of pedagogical knowledge in the context of philosophical and historical cognition. Innovative Projects and Programs in Education, 6, 25-35. (In Russian)

12. Kornetov, G. B. (2021). Pedagogical reality of today in the context of education history. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 6-9. (In Russian)

13. Kornetov, G. B. (2022). Education history as knowledge of the preceding pedagogical reality for the theory and practice of modern education. Innovative Projects and Programs in Education, 5, 4-10. (In Russian)

14. Kornetov, G. B. (2021). Logical and historical research on the pedagogical reality in view of the ideas of E. V. Ilyenkov. Innovative Projects and Programs in Education, 2, 6-11. (In Russian)

15. Kornetov, G. B. (2021) Metodicheskie rekomendatsiipo ispolzovaniiupedagogicheskogo naslediiaproshlogo dlia razvitiiapedagogicheskoi kul-tury rabotnikov sistemy obrazovaniia Moskovskoi oblasti [Methodological recommendations on the use of the pedagogical heritage of the past for the development of the teacher pedagogical culture in Moscow roblast]. Moskva: ASOU.

16. Kornetov, G. B. (2021). The myth of the creation of writing in Plato's dialogue "Phaedrus": modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. Article 1. the storyline of Plato's myth of the creation of writing and its relevance in the era of information and communication technologies. Innovative Projects and Programs in Education, 1, 16-27. (In Russian)

17. Kornetov, G. B. (2021). The myth of the creation of writing in Plato's dialogue "Phaedrus": modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. Article 2. Plato's myth in the works of J. Derrida and M. Foucault. Innovative Projects and Programs in Education, 2, 33-44. (In Russian)

18. Kornetov, G. B. (2021). The myth of the creation of writing in Plato's dialogue "Phaedrus": modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. article 3. interpretation of Plato's myth in Russian studies of the 2000s-2010s. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 19-30. (In Russian)

19. Kornetov, G. B. (2021). On the importance of real-life communication between a mentor and a student, and teacher's spoken word in modern education. Innovative Projects and Programs in Education, 5, 6-12. (In Russian)

20. Kornetov, G. B. (2020). Obrazovanie cheloveka v kontekste antropologicheskogo izmereniia istoriko-pedagogicheskogoprotsessa: monografiia [Human education in the context of the anthropological dimension of the historical and pedagogical process: monograph]. Moskva: ASOU.

21. Kornetov, G. B. (2022). Obrazovanie cheloveka vprostranstve obshchestva i kultury: istoriia, teoriia, praktika: monografiia [Human education in the space of society and culture: history, theory, practice: monograph]. Moskva: ASOU.

22. Kornetov, G. B. (2019). Pedagogika i obrazovanie: vchera, segodnia, zavtra: monografiia [Pedagogy and education: yesterday, today, tomorrow]. Moskva: ASOU.

23. Kornetov, G. B. (2022). Pedagogical past in the context of the maxims of historical consciousness. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 4-12. (In Russian)

24. Kornetov, G. B. (2022). Psychological pedagogy of Edward Lee Thorndike. Article 1. Assessment of the value of the scientific heritage of the American scientist by modern psychologists and educators. Innovative Projects and Programs in Education, 2, 30--39. (In Russian)

25. Kornetov, G. B. (2021). Ustnoe slovo ipismennaia rech v deiatelnosti nastavnika: pedagogicheskaia interpretatsiia dialoga Platona «Fedr» v epokhu IKT i tsifrovizatsii obrazovaniia: monografiia [Spoken word and written speech in the activity of a mentor: pedagogical interpretation of Plato's dialogue "Phaedrus" in the age of ICT and digitalization of education: monograph]. Moskva: ASOU.

26. Lisovich, V. N. (2017). Historical and pedagogical review of the St. Petersburg pupils' journals of pre-revolutionary Russia. Problemy Sovre-mennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniia, 55-11, 31-39. (In Russian)

27. Lisovich, V. N. (2022). Krug chteniia uchashchikhsia dorevoliutsionnoi srednei shkoly kak istoriko-pedagogicheskii fenomen (na primere Pe-terburga XIX- nachala XXveka): spetsialnost 13.00.01 «<Obshchaiapedagogika, istoriiapedagogiki i obrazovaniia»: diss. ... kand. ped. nauk [The reading course of pre-revolutionary secondary school students as a historical and pedagogical phenomenon (on the example of St. Petersburg in the 19th — early 20th centuries): specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education": PhD thesis]. Sankt-Peterburgskaia Akademiia Postdiplomnogo Obrazovaniia. Sankt-Peterburg.

28. Lisovich V. N. (2022). Formation of the reading circle of St. Petersburg pupils in the XIX — early XX centuries. Problemy Sovremennogo Obrazovaniia, 3, 112-122. (In Russian)

29. Lubsky, A. A. (2022). Postizhenie pedagogicheskoi realnosti proshlogo i nastoyashchego: monografiya [Comprehension of the pedagogical reality of the past and present: monograph]. Moskva: ASOU.

30. Lubsky, A. A. (2021). Chelovek, obshchestvo, obrazovanie: puti i sposoby stanovleniya subiyekta sotsialnogo bytiya: monografiya [Man, society, education: ways and means of becoming a subject of social life: monograph]. Moskva: ASOU.

31. Lukatskiy, M. A. (2013). L. H. Tolstoy about present-day and future state of culture and education. Istoriko-Pedagogicheskii Zhurnal, 3, 147-170. (In Russian)

32. Lukatskiy, M. A. (2015). L. N. Tolstoy about the moral imperatives of human self-perfection. Novoe v Psikhologo-Pedagogicheskikh Issledo-vaniyakh, 2, 42-54. (In Russian)

33. Lukatskiy, M. A. (2008). Leo Tolstoy on the mission of pedagogical science. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Obrazovaniya, 1, 22-30.

34. Lukatskiy, M. A. (2006). Obrazovanie i kultura v tvorchestve L. N. Tolstogo [Education and culture in the works of Leo Tolstoy]. Moskva: Izdatelstvo MPSI; Voronezh: NPO MODEK.

35. Lukatskiy, M. A. (1999). Filosofsko-metodologicheskie osnovypedagogikiL. N. Tolstogo: spetsialnost 13.00.01 «Obshchayapedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya»: diss. ... doktoraped. nauk [Philosophical and methodological foundations of pedagogy of L. N. Tolstoy: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education": doctoral thesis]. Tverskoi Oblastnoi Institut Usovershenstvovaniya Uchitelei. Tver.

36. Lukatskiy, M. A. & Krikunova, E. A. (2018). Kultura i obrazovanie v trudakh Lva Tolstogo i Erikha Fromma - myslitelei, izmenivshikh nashe ponimanie mira: monografiya [Culture and education in the writings of Leo Tolstoy and Erich Fromm - thinkers who changed our understanding of the world: monograph]. Moskva: MAKS Press.

37. Kornetov, G.B. (Ed.) (2022). Pedagogicheskie idei i ucheniya, praktiki i instituty obrazovaniya v istorii chelovecheskogo obshchestva i v sovre-mennom mire: monografiya [Pedagogical ideas and teachings, practices and institutions of education in the history of human society and in the modern world: monograph]. Moskva: ASOU.

38. Kornetov, G.B. (Ed.) (2019). Pedagogicheskie innovatsii i traditsii v istorii, teorii ipraktike obrazovaniya: monografiya [Pedagogical innovations and traditions in the history, theory and practice of education: monograph]. Moskva: ASOU.

39. Polyakova, M. A. (2022). The origin of the anthropological approach to the educational text at the beginning of the "printing era": on the example of "instruction in the Christian faith" by Celio Secondo Curione. Innovative Projects and Programs in Education, 5, 39-45. (In Russian)

40. Polyakova, M. A. (2020). Education history as part of modern teacher training. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 45-53. (In Russian)

41. Polyakova, M. A. (2021). Sociological and mystical aspects of sacralization in education. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 56-61. (In Russian)

42. Polyakova, M. A. (2021). Stanovlenie bazovykh modelei zapadnoevropeiskoi shkoly v XV-XVI vekakh: spetsialnost 5.8.1 «Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya»: diss.... doktora ped. nauk [The formation of the basic models of the Western European school in the XV-XVI centuries: specialty 5.8.1 "General pedagogy, history of pedagogy and education": doctoral thesis]. Moskva.

43. Rogacheva, E. Yu. (2022). Art in John Dewey's existential space. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 48-52. (In Russian)

44. Rogacheva, E. Yu. (2020). John Dewey's followers in Israel and Japan. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 67-72. (In Russian)

45. Rogacheva, E. Yu. & Dolganova, N. V. (2021). Towards a new school: John Dewey and Konstantin Ventzel. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 48-55. (In Russian)

46. Shevelev, A. N. (2021). Global challenges to modern school education and prospects for domestic historical and pedagogical research. Narodnoe Obrazovanie, 3, 57-66. (In Russian)

47. Shevelev, A. N. (2018). To the problem of the effectiveness of the historical-pedagogical approaches. Istoriko-Pedagogicheskii zhurnal, 2, 74-95. (In Russian)

48. Shevelev, A. N. (2007). Peterburgskaya dorevolyutsionnaya shkola kak istoriko-obrazovatelnyi fenomen: XIX - nachalo XX vv.: spetsialnost 13.00.01 «Obshchayapedagogika, istoriyapedagogiki i obrazovaniya»: diss. ... doktoraped. nauk [St. Petersburg pre-revolutionary school as a historical and educational phenomenon: XIX — early XX centuries: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education": doctoral thesis]. SPb.

49. Shevelev, A. N. (2006). The potential of the phenomenological approach to the research of history of education. Izvestiya Rossiiskogo Gosu-darstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta im. A. I. Gertsena, 14, 151-158. (In Russian)

50. Shevelev, A. N. (2019). A contemporary thesaurus of Russian history of pedagogy and education. Psikhologo-Pedagogicheskii Poisk, 1, 41-53.

Информация об авторе

Елена Николаевна Астафьева

Академия социального управления (АСОУ), научный сотрудник Научно-методического центра педагогической рискологии Института педагогической рискологии, Москва, Россия, abc1089@yandex.ru

About the author

E. N. Astafyeva

Academy of Public Administration (ASOU), Researcher of the Scientific and Methodological Center for Pedagogical Riskology, Moscow, Russia, abc1089@yandex.ru

P

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.