Генезис и теоретико-методологические основы
педагогики профессионального образования
Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1. С. 34-40. Innovative projects and programs in education. 2022:(1):34-40.
УДК 378
Е. Н. Астафьева
Историко-педагогическая ретроспектива теории и практики
современного образования
Аннотация
В Академии социального управления 11 ноября 2021 года состоялась XVII Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогическая ретроспектива теории и практики современного образования». Конференция была организована совместно с Российско-Итальянским советом по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики и прошла в очно-дистанционном формате.
Ключевые слова: история педагогики, историко-педагогический контекст, современное образование, XVII Международная научная конференция, история педагогики в России и в Италии
Для цитирования: Астафьева Е. Н. Историко-педагогическая ретроспектива теории и практики современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1. С. 34-40.
E. N. Astafyeva
Historical and pedagogical retrospective of modern education
theory and practice
Abstract
On November 11, 2021, the Academy of Public Administration (ASOU) hosted the XVII International Scientific Conference "Education history at the beginning of the III millennium: historico-pedagogical retrospective of modern education theory and practice". The conference was organized jointly with the Russian-Italian Council for International Research on the History, Education and Pedagogy of Childhood and was held in a face-to-face format.
Keywords: education history, historical and pedagogical context, modern education, XVII international scientific conference, history of pedagogy in Russia and Italy
For Citation: Astafyeva E. N. (2022) Historical and pedagogical retrospective of modern education theory and practice. Innovative projects and programs in education, 1, 34-40 (In Russian)
На рубеже второго и третьего десятилетий XXI века педагогическая наука столкнулась с проблемой создания таких инновационных форм и методов образования, которые смогут обеспечить эффективное и качественное обучение и воспитание новых поколений [10; 22; 28] в условиях пандемии ковида, начавшейся в 2019 году. При поиске, теоретической разработке и внедрении педагогических инноваций в практику образования традиционно встает вопрос об их связи с уже накопленным человечеством многотысячелетним педагогическим опытом [2; 4; 6; 24; 29]. В Академии социального управления (АСОУ) вот уже более 15 лет успешно осуществляется разработка подхода, призванного способствовать актуализации историко-педагогического знания при решении проблем теории и практики современного образования, при создании инновационных моделей воспитания и обучения, при их реализации в работе образовательных организаций [5; 11; 15; 16; 17; 26]. Этот подход был реализован, в частности, в 2021 году главным научным сотрудником Центра педагогической рискологии АСОУ Г. Б. Корнетовым в серии публикаций, в которых он обратился к анализу идей Сократа и Платона о выдающейся роли устного слова наставника и живого общения учителя и ученика в процессе овладения последним новым знанием и обретения им мудрости [14; 18; 19; 20; 21; 25; 27]. Идеи великих античных философов и педагогов Г. Б. Корнетов рассмотрел в контексте резко нарастающей в связи с пандемией корона-вируса тенденцией цифровизации образования и всё более широкого использования различных форм дистанционного (дистантного) обучения на всех уровнях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.
Со второй половины 2000-х годов АСОУ является признанным центром историко-педаго-гических исследований, пользующимся авторитетом как у отечественных, так и у зарубежных историков педагогики [1; 30; 31]. Так, с 2005 года в АСОУ проводятся ежегодные международные научные конференции «Историко-педагогиче-ское знание в начале III тысячелетия», с 2013-го национальные форумы российских историков педагогики [3; 12; 13; 23]. В формате этих мероприятий и в рамках выполнения плановых тем научно-исследовательской работы с 2005 года издается серия книг «Историко-педагогическое знание». А в 2020 году на базе АСОУ создан Российско-Итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики [9]. Совет продуктивно работает уже в течение двух лет.
При активном участии Российско-Итальянского совета 11 ноября 2021 года в АСОУ со-
стоялась XVII Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогиче-ская ретроспектива теории и практики современного образования». В формате конференции подготовлены и изданы две части сборника материалов, представленных ее участниками [7; 8]. Общий объем сборников составляет более 41 печатного листа. В первую часть сборника вошли 20 текстов, авторами которых стали 25 российских исследователей из Москвы, Московской области, Калининграда, Петрозаводска, Калуги, Рязани, Владимира, Иванова, Самары, Костромы, Таганрога, Хабаровска, а также из Меца (Франция). Во вторую часть сборника включены 28 текстов (28 авторов), авторами которых стали исследователи из Италии (25 авторов), из Франции (один автор), из Греции (один автор) и из России (один автор). Очно в работе конференции приняли участие шесть человек (Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова, Г. Б. Корнетов, М. А. Полякова, А. В. Сеничкина, Н. Р. Яковлева), дистанционно — 43 человека, в том числе четыре представителя Италии (Л. Бра-ви, Д. Кароли, С. Салустри, Л. Сальварини) и 39 историков педагогики из России. В их числе — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор М. А. Лукацкий (Москва), доктора педагогических наук, профессора И. А. Колесникова, О. Г. Прикот и А. Н. Шевелев (Санкт-Петербург), Е. Е. Вяземский, М. И. Макаров, А. В. Овчинников и В. К. Пичугина (Москва), Н. А. Асташова (Брянск), Е. Ю. Рогачева (Владимир), А. А. Романов (Рязань), Н. Б. Рома-ева (Ставрополь), А. В. Уткин (Екатеринбург), А. М. Аллагулов (Оренбург), Н. В. Семенова, Н. П. Юдина (Хабаровск) и др.
Перевод выступления участников конференции с русского языка на итальянский и с итальянского на русский осуществляла кандидат педагогических наук, доцент Российского нового университета М. А. Полякова, которая в 2013-2016 годах была докторантом кафедры педагогики АСОУ.
Обращаясь к участникам конференции, ректор АСОУ, кандидат экономических наук, доцент А. А. Лубский поблагодарил их за интерес к научным мероприятиям, которые проводит Академия социального управления. Он отметил, что совместная работа отечественных и зарубежных историков педагогики на базе АСОУ, осуществляющаяся вот уже более 15 лет, дает прекрасные научные результаты, которые, в частности, представлены в 142 опубликованных в серии «Историко-педагогическое знание» монографиях, сборниках научных трудов, учебных пособиях, антологиях и хрестоматиях.
В своем вступительном слове председатель оргкомитета конференции, доктор педагогиче-
ских наук, профессор Г. Б. Корнетов обратил внимание участников пленума на то, что сегодня всё более очевидной становится потребность педагогической науки в использовании познавательного, эвристического, прогностического потенциала историко-педагогического знания. Это ставит перед историками педагогики задачи, которые отнюдь не сводятся к реконструкции (конструированию), описанию, объяснению и интерпретации педагогического прошлого. Не менее актуальным и наиболее востребованным широкой педагогической общественностью оказывается привлечение историко-педагогиче-ского знания при разработке новых, инновационных по своей сути, педагогических подходов, концепций, теорий, систем, образовательных моделей, институций, практик, технологий, методик. Г. Б. Корнетов в своем выступлении на конкретном примере различения и синтеза изучения феноменов педагогического прошлого с точки зрения генеалогического подхода (Ф. Ницше, М. Фуко, Р. Шартье), с одной стороны, и единства исторического и логического подходов (Г. Гегель, К. Маркс, Э. В. Ильенков), с другой стороны, показал, каким образом в исследовательской практике может осуществляться целостное историческое и рациональное осмысление событий историко-педагогического процесса, открывая дополнительные возможности для эффективной актуализации и истори-ко-педагогического знания.
М. А. Лукацкий, заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, также в своем выступлении обратился к вопросам методологии историко-педагогических исследований. Он подчеркнул необходимость различения двух подходов к интерпретации событий прошлого. Первый подход ориентирует историков педагогики на анализ историко-педагогического процесса сквозь призму действия объективных законов и закономерностей, второй подход исходит из необходимости сосредоточить внимание на внутреннем мире субъектов изучаемых событий прошлого. Каждый из этих подходов, подчеркнул М. А. Лукацкий, решает свои задачи и обладает большими познавательными возможностями, которые не исключают, а дополняют друг друга.
А. Н. Шевелев, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академия постдипломного педагогического образования, говоря о перспективах реализации принципов междисциплинарного подхода в историко-педагогических исследованиях, поделился наработанным им опытом изучения образования в российских городах Х1Х-ХХ веков с привлечением познавательных ресурсов урба-
нистики, ставшей сегодня междисциплинарной отраслью знания.
Луана Сальварини, ординарный профессор Университета Пармы, проанализировала перспективы и возможности изучения истории западноевропейского образования ХУ-ХУП веков. Она отметила, что при этом необходимо выйти за рамки собственно историко-педагоги-ческих источников и привлечь данные теологии, политики, медицины, искусства и т. п. Л. Саль-варини предложила участникам конференции продумать возможность разработки и совместной реализации российско-итальянского проекта по изучению и актуализации педагогического наследия эпохи Возрождения, Реформации и начала Нового времени.
Дорена Кароли, профессор Университета Болоньи, рассмотрела значение распространения в России произведений Э. Де Амичиса (18461908) — итальянского писателя, обращавшегося в своем творчестве к проблемам школы, педагогики, ребенка. Д. Кроли показала, что такие сочинения Э. Де Амичиса, как «Сердце. Книга для мальчиков», «Учительница рабочих», были переведены на русский язык, неоднократно переиздавались в первой половине ХХ века и в Российской империи, и в СССР. Его идеи содействовали развитию представлений об идеальной школе в России и введению обязательного школьного обучения. Они вдохновили В. В. Маяковского на написания сценария фильма «Барышня и хулиган», а В. П. Катаева на написание повести «Сын полка». Судьба произведений Э. Де Амичиса в России есть конкретное свидетельство продуктивной связи ее педагогической культуры с педагогической культурой Италии. Д. Кароли обратила внимание на то, что Российско-Итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики призван продолжать и развивать уже имеющиеся традиции в этой области, подчеркнув роль АСОУ в данном процессе.
Лука Брави, исследователь Университета Флоренции, посвятил свое выступление изложению концепции междисциплинарного подхода к изучению образования в прошлом и настоящем, разработанной известным итальянским интеллектуалом А. Руджу (1921-2011). В 1979 году А. Руджу издал книгу «Социальная история образования», в которую включил критику господствовавшей в то время в Италии традиции изучать историю образования как элемент истории философии. Он также обосновал необходимость исследовать педагогическое прошлое в широком социальном, экономическом и культурном контекстах. Л. Брави акцентировал внимание участников конференции на продуктивности использования этого подхода в современных историко-педаго-гических исследованиях.
Симона Салустри, исследователь Университета Падуи, показала на материале летних детских лагерей эпохи фашистского правления Б. Муссолини, каким образом в Италии в 1930-е годы готовили лиц, воспитывающих подрастающее поколение в духе фашистской идеологии. При этом она рассмотрела эту проблему в контексте педагогического опыта других европейских тоталитарных режимов того времени.
Все выступившие на конференции итальянские историки педагогики выразили благодарность организаторам мероприятия за предоставленную им возможность ознакомить российских ученых со своими идеями и подчеркнули свою готовность продолжать сотрудничество с российскими исследователями.
Е. Ю. Рогачева, профессор кафедры педагогики Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВГУ), обратилась к проблеме использования педагогического наследия прошлого при подготовке будущих учителей и воспитателей в системе высшего педагогического образования. Она рассказала об опыте преподавателей ВГУ по включению исто-рико-педагогического материала в различные педагогические дисциплины, тем самым создавая дополнительные условия для развития педагогического мышления и педагогического мировоззрения будущих учителей и воспитателей.
Эту тему продолжила М. А. Полякова, конкретизируя идеи Е. Ю. Рогачевой примерами использования материалов по истории педагогики эпохи Возрождения и Реформации в своей работе со студентами. М. А. Полякова также рассказала о том, как этот историко-педагогиче-ский материал используется в образовательной практике итальянских университетов.
Участники конференции активно обсуждали все выступления спикеров, задавали вопросы, вступали в дискуссии.
Подводя итоги конференции, Г. Б. Корнетов подчеркнул продуктивность состоявшегося живого диалога между итальянскими и российскими учеными. По его мнению, такой диалог способствует расширению исследовательского кругозора и обогащению исследовательских позиций историков педагогики, которые работают в различных научных парадигмах. В заключение Г. Б. Корнетов поблагодарил всех участников конференции за активную и интересную работу. Он пригласил их принять участие в предстоящем IX Национальном форуме российских историков педагогики, который планируется провести 21 апреля 2022 года в АСОУ. Его тема — «Педагогические идеи и учения, практики и институты образования в истории человеческого общества и в современном мире». В формате форума предполагается издать монографию.
Список источников
1. Астафьева, Е. Н. Академия социального управления — центр историко-педагогических исследований / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2014. — № 2. — С. 45-49.
2. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49-51.
3. Астафьева, Е. Н. История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 4. — С. 161-180.
4. Астафьева, Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроинновация, ретровведение или традиционная инновация? / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 178-190.
5. Астафьева, Е. Н. Эвристический потенциал историко-педагогического контекста педагогических инноваций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 18-27.
6. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. Материалы Двенадцатой Международной научной конференции: Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 100). — ISBN 978-5-91543-206-1.
7. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогическая ретроспектива теории и практики современного образования: материалы XVII Международной научной конференции. Москва, 11 ноября 2021 г. В двух частях. Ч. 1. Российские исследования педагогического прошлого и настоящего / редакторы-составители: Г. Б. Корнетов, Д. Кароли; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Российско-Итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики. — Москва: АСОУ, 2021. — 297 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 140). — ISBN 978-5-91543-322-8.
8. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогическая ретроспектива теории и практики современного образования: материалы XVII Международной научной конференции. Москва, 11 ноября 2021 г. В двух частях. Ч. 2. Исследование педагогического прошлого западноевропейскими авторами / редакторы-составители: Г. Б. Корнетов, Д. Кароли; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Российско-Итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики. — Москва: АСОУ, 2021. — 296 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 141). — ISBN 978-5-91543-323-5.
9. Кароли, Д. О создании Российско-Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики на базе Академии социального управления / Д. Кароли // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 6. — С. 34-36.
10. Концепции и подходы к образованию, обеспечивающие эффективные способы воспитания и обучения личности в условиях развивающегося общества: монография / Г. Б. Корнетов, Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова и др.; под редакцией Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2020. — 227 с. — ISBN 978-5-91543-306-8.
11. Корнетов, Г. Б. Актуализация возможностей синтеза рассмотрения инновационных и исторических аспектов педагогической действительности на страницах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 6-9.
12. Корнетов, Г. Б. Девятая международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: познавательный потенциал истории педагогики» / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2013. — № 4. — С. 7-10.
13. Корнетов, Г. Б. Ежегодная национальная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2011. — № 3. — С. 5-12.
14. Корнетов, Г. Б. Живое общение и устное слово в образовании человека / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2021. — № 5. — С. 3-9.
15. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 36-48.
16. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1. — С. 15-40.
17. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст современной педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы образовании. — 2021. — № 3. — С. 6-9.
18. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 3. Трактовка мифа Платона в российский исследованиях 2000-2010-х годов / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 19-30.
19. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретения письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 1. Содержание мифа Платона об изобретении письменности и его актуализация в эпоху инновационно-коммуникационных технологий / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 16-27.
20. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретения письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 2. Трактовка мифа Платона в работах Ж. Дерри-да и М. Фуко / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 33-44.
21. Корнетов, Г. Б. О значении живого общения наставника и ученика, устного слова педагога в современном образовании / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 5. — С. 6-12.
22. Корнетов, Г. Б. Педагогика и образование: вчера, сегодня, завтра: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 348 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 127). — ISBN 978-5-91543-288-7.
23. Корнетов, Г. Б. Первый национальный форум российских историков педагогики / Г. Б. Корнетов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2013. — № 3 (31). — С. 251-273.
24. Корнетов, Г. Б. Прогностическая функция истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 1 (17). — С. 90-105.
25. Корнетов,Г.Б. Сократ / Платон о письменном и устном слове в обучении и восхождении к истине: интерпретации диалога Платона «Федр» (1960-2010-е гг.) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический ежегодник. 2021 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управлении. — Москва: АСОУ, 2021. — (Историко-педагогическое знание; вып. 138). — С. 40-91.
26. Корнетов, Г. Б. Темпоральный режим культуры как рамка историко-педагогического контекста инноваций в образовании / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 26-46.
27. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления; Российско-итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики. — Москва: АСОУ, 2021. — 241 с. — (Историко-педаго-гическое знание; вып. 136). — ISBN 978-5-91543-314-3.
28. Корнетов, Г. Б. Что такое эффективность образования? / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4. — C. 10-29.
29. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.
30. Лубский, А. А. Уроки историко-педагогических исследований в Академии социального управления для теории и практики современного образования: обзор публикаций второй половины 2010-х годов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 12-20.
31. CaroliD., Kornetov G., Ivanova S., Utkin A. New Russian Academic Journals and Yearbooks about the History of Pedagogy and Education in Russia (2003-2019) // Espacio, Tiempo y Educación, v. 8, n. 1, January-June / Enero-Junio 2021, pp. 192-217.
References
1. Astafyeva, E. N. (2014). Academy of Public Administration: history of pedagogics research center. Academia. Pedagogiches-kiy zhurnalPodmoskovya, 2, 45-49. (In Russ.).
2. Astafieva, E. N. (2019). Innovations in education theory and practice: ideas of pedagogy historians. Innovative projects and programs in education, 3, 49-51. (In Russ.).
3. Astafyeva, E. N. (2017). History of pedagogy at the Academy of Social Management: analysis of recent scientific events. History of education journal, 4, 161-180. (In Russ.).
4. Astafieva, E. N. (2019). Pedagogical innovations based on the case to the past: retronasal, retrouvera or traditional innovation? History of education journal, 1, 178-190. (In Russ.).
5. Astafieva, E. N. (2019). Heuristic potential of the historical approach to educational innovations. Innovative projects and programs in education, 4, 18-27. (In Russ.).
I
6. Kornetov, G. B. (Comp. ed.). (2016). Istoriko-pedagogicheskoe znaniye v nachale III tysyacheletiya: istoriko-pedagogicheskiy kontekst teorii ipraktikisovremennogo obrazovaniya: materialy Dvenadtsatoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: Moskva, 17 noyabrya 2016g. [Education history at the beginning of the III Millennium: modern education theory and practice from the viewpoint of education history: proceedings of the 12th International scientific conference: Moscow, 17 November, 2016]. Moscow: ASOU.
7. Kornetov, G. B. & Caroli, D. (Comp. eds). (2021). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-peda-gogicheskaia retrospektiva teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia. Materialy XVII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 11 noiabria 2021 g. Vdvukh chastiakh. Ch. 1: Rossiiskie issledovaniiapedagogicheskogoproshlogo i nastoiashchego [Education history at the beginning of the III Millennium: historico-pedagogical retrospective of modern education theory and practice. Proceedings of the 17th international scientific conference. Moscow, 11 November, 2021. In 2 parts. P. 1. Research on the pedagogical past and present in Russia]. Moskva: ASOU.
8. Kornetov, G. B. & Caroli, D. (Comp. eds). (2021). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-ped-agogicheskaia retrospektiva teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia. Materialy XVII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 11 noiabria 2021 g. V dvukh chastiakh. Ch. 2: Issledovanie pedagogicheskogo proshlogo zapadnoevropeiskimi avtorami [Education history at the beginning of the III Millennium: historico-pedagogical retrospective of modern education theory and practice. Proceedings of the 17th international scientific conference. Moscow, 11 November, 2021. In 2 parts. P. 2. Research on the pedagogical past and present in Western Europe]. Moskva: ASOU.
9. Caroli, D. (2020). On the creation of the Russian-Italian council for international research on the history of childhood, education and pedagogy on the basis of the Academy of Public Administration. Innovative projects and programs in education, 6, 34-36. (In Russ.).
10. Kornetov, G. B., Astafyeva, E. N., Barannikova, N. B. et al. (2020). Kontseptsii ipodkhody k obrazovaniiu, obespechivaiushchie effektivnye sposoby vospitaniia i obuchenie lichnosti v usloviiakh razvivaiushchegosia obshche-stva: monografiia [Concepts and approaches to education that provide effective ways of training and character formation in a developing society: monograph]. Moskva: ASOU.
11. Kornetov, G. B. (2021). On realizing the potential of the synthesis of innovative and historical aspects of educational reality in the journal "innovative projects and programs in education". Innovative projects and programs in education, 1, 6-9. (In Russ.).
12. Kornetov, G. B. (2013). Deviataia mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia «Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: poznavatelnyi potentsial istorii pedagogiki» [The ninth international scientific conference "Education history at the beginning of the III Millennium: the epistemic potential of education history]. History of education journal, 4, 7-10.
13. Kornetov, G. B. (2011). Ezhegodnaia natsionalnaia nauchnaia konferentsiia «Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia» [The annual national scientific conference "Education history at the beginning of the III Millennium"]. History of education journal, 3, 5-12.
14. Kornetov, G. B. (2021). Live communication and the spoken word in human education. Shkolnye tekhnologii, 5, 3-9. (In Russ.).
15. Kornetov, G. B. (2019). Innovations in education history in the context of culture time regime. Innovative projects and programs in education, 3, 36-48. (In Russ.).
16. Kornetov, G. B. (2019). Social and educational innovations in the context of history of pedagogy. Psychological andpeda-gogical search, 1, 15-40.
17. Kornetov, G. B. (2021). Pedagogical reality of today in the context of education history. Innovative projects and programs in education, 3, 6-9. (In Russ.).
18. Kornetov, G. B. (2021). The myth of the creation of writing in Plato's dialogue "Phaedrus": modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. Article 3. Interpretation of Plato's myth in Russian studies of the 2000s-2010s. Innovative projects and programs in education, 3, 19-30. (In Russ.).
19. Kornetov, G. B. (2021). The myth of the creation of writing in Plato's dialogue "Phaedrus": modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. Article 1. The storyline of Plato's myth of the creation of writing and its relevance in the era of information and communication technologies. Innovative projects and programs in education,1 , 16-27. (In Russ.).
20. Kornetov, G. B. (2021). The myth of the creation of writing in Plato's dialogue "Phaedrus": modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. Article 2. Plato's myth in the works ofJ. Der-rida and M. Foucault. Innovative projects and programs in education, 2, 33-44. (In Russ.).
21. Kornetov, G. B. (2021). On the importance of real-life communication between a mentor and a student, and teacher's spoken word in modern education. Innovative projects and programs in education, 5, 6-12. (In Russ.).
22. Kornetov, G.B. (2019). Pedagogika i obrazovanie: vchera, segodnia, zavtra: monografiia [Pedagogy and education: yesterday, today, tomorrow]. Moskva: ASOU.
23. Kornetov, G.B. (2013). The first national forum of Russian historians of education. Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniiakh, 3, 251-273. (In Russ.).
24. Kornetov, G. B. (2011). Prognosticheskaia funktsiia istorii pedagogiki [The prognostic function of education history]. Psychological and pedagogical search, 1 , 90-105.
25. Kornetov, G.B. (2021). Sokrat / Platon o pismennom i ustnom slove v obuchenii i voskhozhdenii k istine: interpretatsii dialoga Platona «Fedr» (1960-2010-e gg.) [Socrates/Plato on written speech and spoken word in education and ascent to the truth: interpretation of the dialogue "Phaedrus" (1960-2010s)]. Istoriko-pedagogicheskii ezhegodnik. 2021 god. G. B. Kornetov (ed.). Moskva: ASOU.
26. Kornetov, G. B. (2019). Temporal culture as a frame of historical and pedagogical context of innovations in education. Psychological and pedagogical search, 2, 26-46. (In Russ.).
27. Kornetov, G. B. (2021). Ustnoe slovo i pismennaia rech v deiatelnosti nastavnika: pedagogicheskaia interpretatsiia dialoga Platona «Fedr» v epokhu IKT i tsifrovizatsii obrazovaniia: monografiia [The spoken word and written speech in a mentor's activity: educational interpretation of the dialogue "Phaedrus" in the era of iCt and education digitalization: monograph]. Moskva: ASOU.
28. Kornetov, G. B. (2020). Chto takoe effektivnost obrazovaniia? [What is the effectiveness of education?"]. Innovative projects and programs in education, 4, 10-29. (In Russ.).
29. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia» [Round-table discussion "Education theory and practice in the context of education history]. Pedagogika, 3, 84-118.
30. Lubsky, A. A. (2021). Value of research on education history at the Academy of Public Administration for the theory and practice of modern education: overview of publications of the second half of the 2010s. Innovative projects and programs in education, 2, 12-20. (In Russ.).
31. Caroli, D., Kometov, G., Ivanova, S. & Utkin, A. New Russian Academic Journals and Yearbooks about the History of Pedagogy and Education in Russia (2003-2019). Espacio, Tiempo y Educación, 8, 1, January-June / Enero-Junio 2021, pp. 192-217.
Информация об авторе
Елена Николаевна Астафьева
Академия социального управления (АСОУ), научный сотрудник Научно-методического центра педагогической рискологии Института педагогической рискологии, Москва, Россия, [email protected]
Information about the author
E. N. Astafyeva
Academy of Public Administration, Researcher of the Scientific and Methodological Center for Pedagogical Riskology, Moscow, Russia, [email protected]