Научная статья на тему 'РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕРНА ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

Примерная программа воспитания - один из важнейших документов, определяющих характер, особенности и направленность воспитательной деятельности современных общеобразовательных школ. Поэтому сегодня необходимо сосредоточить усилия на доработке этой программы на основе как обобщения опыта ее применения, так и включения содержащихся в ней идей, положений и рекомендаций в самый широкий историко-педагогический контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS ABOUT CHARACTER BUILDING FRAMEWORK IN SCHOOL

Character building framework is one of the major documents defining the character, specificity and direction of the activities aimed at character building in modern schools of general education. Therefore, today it is necessary to focus efforts on finalizing this framework on the basis of both generalizing its application experience and including the ideas, provisions and recommendations contained in it in the broadest historical and pedagogical context.

Текст научной работы на тему «РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Стратегии развития образования

УДК 371

А. А. Лубский

Размышления о примерной программе воспитания школьников

Аннотация

Примерная программа воспитания — один из важнейших документов, определяющих характер, особенности и направленность воспитательной деятельности современных общеобразовательных школ. Поэтому сегодня необходимо сосредоточить усилия на доработке этой программы на основе как обобщения опыта ее применения, так и включения содержащихся в ней идей, положений и рекомендаций в самый широкий историко-педагогический контекст.

I Ключевые слова: примерна программа воспитания; понятие воспитания; формирование дисциплины; свободное воспитание.

A. A. Lubsky

Ideas about character building framework in school

Abstract

Character building framework is one of the major documents defining the character, specificity and direction of the activities aimed at character building in modern schools of general education. Therefore, today it is necessary to focus efforts on finalizing this framework on the basis of both generalizing its application experience and including the ideas, provisions and recommendations contained in it in the broadest historical and pedagogical context.

I Keywords: character building framework; the concept of character building; cultivating discipline; freedom-based education.

Воспитание граждан Российской Федерации, и

прежде всего представителей подрастающих поколений, сегодня — приоритетная задача для нашей страны. Правительство РФ распоряжением от 29 мая 2015 года № 996-р утвердило Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой «воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». В документе говорится, что «развитие воспитания в системе образования предполагает», в частности, «содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности»1.

Президент Российской Федерации В. В. Путин 7 мая 2018 года подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ предусматривает, что «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека», должен быть разработан национальный проект "Образование"». В качестве одной из важнейших целей этого проекта заявляется «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»2. Национальный проект «Образование» задал мощный импульс инновационному развитию воспитательной работы в школах3.

В 2019 году по заданию Министерства просвещения РФ для российских школ коллективом исследователей Института стратегии развития образования РАО (ИСРО РАО) была разработана примерная программа воспитания (Н. Л. Селиванова (руководитель проекта по разработке при-

1 URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9t-gUK5Y9qtJ0tEFnyHlBi

2 URL: https://base.garant.ru/71937200/

3 Астафьева Е. Н. Инновационный потенциал порождающей педагогики в реализации федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» // Инноваци-

онные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 30-39; Корнетов Г. Б. Национальный проект «Образование»: инновационный контекст // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 5. С. 6-14.

мерной программы воспитания), П. В. Степанов и др.). Всероссийское установочное совещание по апробации примерной программы воспитания состоялось 3 октября 2019 года. А 3 декабря того же года на заседании Коллегии Министерства просвещения РФ обсуждался вопрос «О проведении апробации примерной программы воспитания в субъектах Российской Федерации». На заседании Федерального учебно-методического совета по общему образованию (2 июня 2020 г.) проект примерной программы был принят большинством голосов (протокол № 2/20). Министерство просвещения РФ подготовило письмо от 4 августа 2020 года № ДГ-1249/06 «О внедрении примерной программы воспитания». И с 1 сентября 2020-го началось масштабное внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных школах России4.

В разделе «Совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания» Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ 12 ноября 2020 года (№ 2945-р), указывается, что к сентябрю 2021-го необходимо обеспечить «внедрение рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях на основе примерной рабочей программы воспитания» [3].

Согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» в Законе «Об образовании в Российской Федерации» изменено понятие воспитания, а также установлено, что «примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы»[2].

Во исполнение Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» 11 декабря того же года Министерство просвещения РФ издало приказ № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», в котором, в частности, требования к рабочим программам воспитания школ приводились в соответствие с рамкой, заданной примерной программой воспитания [4].

4 О примерной программе воспитания. URL: http://form. instrao.ru/

Итак, примерная программа воспитания сегодня является одним из важнейших документов, определяющих характер, особенности и направленность воспитательной деятельности общеобразовательных школ. При этом в примерной программе не содержится определения воспитания, которого придерживаются авторы программы [44]. Не содержится оно и в подготовленном теми же авторами методическом пособии «Воспитание в современной школе: от программы к действи-ям»[17]. Возникает естественный вопрос: почему авторы не ознакомили читателя со своим пониманием этого феномена? Ведь сегодня существует огромное множество определений того, что есть воспитание. Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Обратимся к статье П. В. Степанова «Понятие "воспитание" в современных педагогических исследованиях» (2017). В ней один из ведущих авторов примерной программы воспитания пишет, что «от того, как исследователь определяет воспитание, во многом зависят дальнейший ход его научных рассуждений, разрабатываемые им системы или методики воспитания, предлагаемые им рекомендации педагогам-практикам». П. В. Степанов обращает внимание на то, что «воспитание чаще всего рассматривается как составляющая процесса образования». Критически проанализировав целый спектр трактовок воспитания, содержащихся в отечественной и зарубежной педагогической литературе последних трех десятилетий, он останавливает свое внимание на понимании воспитания как «управления процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий». П. В. Степанов пишет: «Данный подход представляется нам наиболее убедительным. Определение небольшое по объему. В нем сведены к оптимальному минимуму все возможные уточнения, пояснения, оговорки, подчеркивания нюансов, а это немаловажно для удобства его использования. В нем четко обозначена специфика цели воспитания — развитие личности ребенка. Наконец, в нем наиболее удачно отражена суть феномена воспитания — управление через создание благоприятных условий» [50].

Подход к пониманию воспитания, который, по мнению П. В. Степанова наиболее продуктивный, вот уже полвека успешно развивается научной школой академика РАО Л. И. Новиковой (1918-2004) [43]. Представителями этой научной школы являются и П. В. Степанов, и Н. Л. Селиванова, и другие авторы примерной программы воспитания. Понимание воспитания как «управления процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий» было развернуто изложено Л. И. Новиковой, В. А. Караковским и Н. Л. Селивановой в 1996 году в книге «Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем»[20], удостоен-

ной Премии Президента Российской Федерации в области образования (1996). Очевидно, что именно на этот подход к определению воспитания и ориентировались авторы примерной программы. Но почему они его отрыто не заявили в созданном ими тексте? Ведь практически во всех своих работах, касающихся воспитательной проблематики, они отрыто его обозначают. Вероятно, дело заключается в том, что примерная программа — это не научное исследование, не публицистическая статья, не методическая рекомендация. Это — официальный документ, обсуждаемый, одобряемый и принимаемый на достаточно высоком уровне (Министерство просвещения РФ, Федеральный учебно-методический совет). А из этого следует, что текст примерной программы воспитания должен соответствовать терминологии нормативных актов и, прежде всего, терминологии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». А в законе четко определено, что, во-первых, «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. А также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Во-вторых, «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». В-третьих, «обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта приобретения знаний в повседневной жизни и формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [1].

Дело в том, что Л. И. Новикова, ее соратники, ученики и последователи не рассматривают образование как систему, которая включает в себя воспитание, наряду с обучением, как подсистему. Для них воспитание — главная, базовая, систе-

мообразующая педагогическая категория, что, в частности, нашло отражение в трактовке ими этого педагогического феномена. Но такой взгляд не вполне созвучен формулировкам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также формулировкам других официальных нормативных документов. Он созвучен той педагогической традиции, которая была ведущей на протяжении всей истории нашей страны.

Одна из проблем разрабатываемого научной школой Л. И. Новиковой понимания воспитания заключается в том, что это понятие недостаточно последовательно рассматривается авторами в системе понятий воспитание — обучение — образование. Между тем, если Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (как, впрочем, и многие исследователи) последовательно различает воспитание и обучение как подсистемы образования, то представляется необходимым определить, на каком основании это происходит, каким образом цели, методы и формы воспитания отличаются от цели, методов и форм обучения. Если этого не сделать, то становится непонятным, зачем вообще различать обучение и воспитание и готовить под это разные программные документы, к числу которых относится и примерная программа воспитания.

Проблемы различения воспитания и обучения как подсистем единой системы образования с начала 2000-х годов продуктивно разрабатывает Г. Б. Корнетов [24; 30; 31; 32; 33; 34; 38; 39; 49]. Так, в статье «Единство воспитания и обучения в процессе образования» (2016) он, признавая продуктивность содержащегося в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимания образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, указывает на возникающие при этом проблемы. Г. Б. Корнетов пишет: «Определения воспитания и обучения, используемые в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", вызывают ряд вопросов. Во-первых, почему воспитание рассматривается как деятельность, а обучение как процесс, в то время как и обучение, и воспитание одновременно являют собой виды педагогической деятельности и педагогического процесса? Во-вторых, почему с деятельностью, направленной на развитие личности, связывается только воспитание, разве обучение не призвано обеспечивать развитие личности? В-третьих, почему создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения провозглашается функцией воспитания, ведь и обучение решает эту задачу? В-четвертых, разве задача формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни может быть решена без воспитательной деятель-

ности? Таким образом, при рассмотрении образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения возникает проблема уточнения сущности и соотношения воспитания и обучения как форм педагогической деятельности». Г. Б. Корнетов отмечает, что «"воспитание" и "обучение" являются важнейшими понятиями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу аспекты педагогической деятельности, осуществляемой в рамках процесса образования человека».

Обобщив педагогические идеи Платона, И. Г. Песталоцци, Н. И. Новикова, К. Д. Ушинско-го, А. В. Луначарского, И. Я. Лернера, В. В. Кра-евского, А. В. Петровского, Б. М. Бим-Бада, Т. А. Ильиной, О. С. Газмана, В. А. Петровского, И. А. Колесниковой, Г. Б. Корнетов пришел к следующим выводам: «Во-первых, воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной отечественной литературе все чаще интерпретируется как образование; во-вторых, и воспитание, и обучение есть целенаправленно организованные, т.е. педагогические по своей сути процессы развития человека; в-третьих, обучение преимущественно обращено к развитию интеллектуально-практической (рациональной) стороны человека, а воспитание — его мотива-ционно-ценностной (эмоциональной) стороны; в-четвертых, воспитание и обучение есть процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспе-чивающие друг друга». По мнению Г. Б. Корнето-ва, «говоря о единстве воспитания и обучения в рамках целостного процесса образования, важно иметь в виду то обстоятельство, что воспитание в системе педагогической деятельности будет обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями будут ставиться и реализовываться цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и реализовы-ваться цели воспитания. Это определяется самой природой педагогического процесса как процесса целенаправленно организованного и, соответственно, природой воспитания и обучения, являющихся его целенаправленно организованными подсистемами» [27].

Следует признать, что в примерной программе воспитания идея единства воспитания и обучения содержится только и исключительно в скрытом, не отрефлексированном виде. Она не представлена как инструмент, позволяющий эффективно решать задачи управления развитием обучающихся в целостном процессе школьного образования.

К сожалению, авторы примерной программы воспитания оставили без сколько-нибудь серьезного внимания целый ряд проблем, которые в силу своей значимости являются смыслообразующими при организации воспитательного процесса в школе. К числу таких проблем, например, можно отне-

сти проблему дисциплины. Вопросы дисциплины в примерной программе воспитания затрагиваются, но они оказываются как бы отодвинутыми на второй план, растворенными в общем потоке положений и рекомендаций. Иллюстрацией этого могут служить следующие фрагменты примерной программы воспитания: «быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим»; «выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе»; «побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации» (курсив мой. — А. Л.).

Между тем вопрос о школьной дисциплине всегда стоял, стоит и будет стоять исключительно остро. Как правило, его решение прежде всего связывается с организацией воспитательной деятельности в образовательном учреждении. При этом существует огромное множество трактовок самого понятия дисциплины, ее задач и функций, путей и способов ее формирования у обучающихся. Эти трактовки не просто различаются между собой, но часто являются взаимоисключающими [26; 35; 36; 37; 46; 53].

Представляется, что авторы примерной программы воспитания могли бы предложить различные модели «дисциплинирования» школьников, используя также идеи и опыт свободного воспитания. И. В. Степанова (Кулешова), соавтор примерной программы воспитания, ученица Л. И. Новиковой, защитившая под ее руководством в 1996 году диссертацию «Идеи свободного воспитания в России начала ХХ века и их использование

в современной школе» [41], в 2017-м опубликовала статью «Теория "свободного воспитания": из прошлого в будущее». В этой статье она попыталась «ответить на вопрос, есть ли у идей свободного воспитания будущее на нынешнем этапе развития образования в России». И. В. Степанова пришла к обоснованному выводу, согласно которому потенциал идей свободного воспитания «для воспитания свободной личности настолько велик, что, несомненно, всегда в педагогической среде в том или ином виде эти идеи будут обсуждаться, присутствовать, реализовываться» [51].

Исследования современными авторами традиций отечественного свободного воспитания [14; 15; 16; 25; 42; 47], наследия его наиболее выдающихся представителей — К. Н. Вентцеля [10; 23; 29; 48; 52], С. Н. Дурылина [5; 9; 11; 13;18; 45], Н. В. Чехова [6; 7; 12] и др. — свидетельствуют о возможности взвешенного использования разработанных ими подходов к воспитательной работе школ начала III тысячелетия в рамках реализации установок гуманистической педагогики. Об этом, например, со всей определенностью говорит опыт альтернативных образовательных учреждений [21; 22]. Дело в том, что свободное воспитание, ставя в центр педагогического процесса ребенка, успешно отрабатывало способы управления его развитием исходя из его индивидуалах особенностей, запросов и интересов, что обеспечивало создание максимально благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала ребенка.

Примерная программа воспитания — своевременный, интересный и полезный документ. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на ее доработке, не только на основе обобщения опыта ее применения, но и на включении содержащихся в ней идей, положений и рекомендаций в самый широкий историко-педагогический контекст [8; 19; 28; 40].

Литература

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3:[принят Государственной Думой 22 июля 2020 г.: одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г]. — URL: https:// school.moscow/api/navigator/public/uploads/data_ file/1610975194_304-%D0%A4%D0%97.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]: текст с изменениями и дополнениями на 2021 г. — Москва: Эксмо, 2021. — 192 с. — (Законы и кодексы). — ISBN 978-5-04-118626-5.

3. Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р. — URL: https://school.moscow/api/ navigator/public/uploads/data_file/1605723691_%D0 %A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80% D1%8F (дата обращения: 12.03.2021).

4. О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся: приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712. — URL: https://school. moscow/api/navigator/public/uploads/data_file/1610 975207_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B 0%D0%B7 (дата обращения: 12.03.2021).

5. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 38-53.

6. Астафьева, Е. Н. Идеал свободной школы Н. В. Чехова (1865-1947) в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2018. - № 3. - С. 93-109.

7. Астафьева, Е. Н. Институт школы в педагогическом наследии Н. В. Чехова / Е. Н. Астафьева // Исто-рико-педагогический журнал. - 2017. - № 1. -С. 67-78.

8. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2016. - № 4. - С. 56-58.

9. Астафьева, Е. Н. Критика С. Н. Дурылиным школы-казармы с позиций теории свободного воспитания / Е. Н. Астафьева // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. -2017. - № 30 (49). - С. 18-25.

10. Астафьева, Е. Н. Наследие К. Н. Вентцеля в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педаго-гический журнал. - 2018. - № 2. - С. 96-113.

11. Астафьева, Е. Н. Образ свободного ребенка в педагогическом наследии С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Известия АСОУ: научный ежегодник. -2016 (4). - С. 116-123.

12. Астафьева, Е. Н. Осмысление представлений Николая Чехова о свободной школе с точки зрения передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. - № 3. -С. 24-31.

13. Астафьева, Е. Н. Ребенок и его свобода в педагогике С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Школьные технологии. - 2016. - № 4. - С. 136-149.

14. Астафьева, Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX - первой четверти XX века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. -2015. - № 2. - С. 80-99.

15. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2016. -№ 1 - С. 115-129.

16. Валеев, А. А. Свободное воспитание: многообразие реализации концепции / А. А. Валеев // Вестник Башкирского университета. - 2007. - Т. 12, № 4. -С. 155-158.

17. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова; Министерство просвещения РФ; ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». - Москва: ИСРО РАО, 2020. -119 с. - (Примерная программа воспитания). -ISBN 978-5-905736-57- 5.

18. Гладкова, Е. В. Педагогические взгляды и деятельность С. Н. Дурылина / Е. В. Гладкова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 1 (62). -С. 96-97.

19. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования: материалы

Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. - Москва: АСОУ, 2016. - 256 с. -(Историко-педагогическое знание; вып. 100). -ISBN 978-5-91543-206-1.

20. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - Москва: Новая школа, 1996. -160 с. - ISBN 5-7301-0248-8.

21. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: 80-90-е годы ХХ века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 1. - С. 44-54.

22. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: начало XXI века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 2. - С. 31-40.

23. Корнетов, Г. Б. Апостол свободного воспитания (К 160-летию со дня рождения К. Н. Вентцеля) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. - 2017. - № 4. - С. 21-56.

24. Корнетов, Г. Б. Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования / Г. Б. Корнетов // Завуч. - 2002. - № 3. -С. 137-140.

25. Корнетов. Г. Б. Восхождение к ребенку (к 80-летию со дня рождения О. С. Газмана) / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 1. -С. 115-125.

26. Корнетов, Г. Б. Дисциплина: педагогические подходы и позиции / Г. Б. Корнетов // Новые ценности образования. - 2009. - № 1. - С. 90-106.

27. Корнетов, Г. Б. Единство воспитания и обучения в процессе образования / Г. Б. Корнетов // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. 7-8 июня 2016 года / М-во образования и науки Российской Федерации, Российская акад. образования. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ун-та, 2016. -С. 15-22.

28. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. - Москва: АСОУ, 2016. - 172 с. - (Историко-педагогическое знание; вып. 97). - ISBN 978-5-91543-200-9.

29. Корнетов, Г. Б. К. Н. Вентцель - выдающийся представитель свободного воспитания в России / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. - 2017. - № 3 (43). - С. 91-119.

30. Корнетов, Г. Б. Образование, воспитание, обучение: содержание и соотношение понятий / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. - 2007. -№ 1 (5). - С. 6-20.

31. Корнетов, Г. Б. Понятие педагогического действия / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 4 (16). - С. 36-51.

32. Корнетов, Г. Б. Современные подходы к социализации и образованию одаренных детей и подростков / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. - 2017. - № 1. - С. 72-81.

33. Корнетов, Г. Б. Социализация одаренных детей и подростков / Г. Б. Корнетов // Academia. Педаго-

гический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 47-55.

34. Корнетов, Г. Б. Сущность и соотношение воспитания и обучения / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 4. — С. 50-56.

35. Корнетов, Г. Б. Феномен дисциплины в педагогике: подходы и интерпретации / Г. Б. Корнетов // Завуч. — 2005. — № 6. — С. 116-129.

36. Корнетов, Г. Б. Феномен дисциплины в российской педагогике / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2006. — № 6. — С. 15-18.

37. Корнетов, Г. Б. Феномен дисциплины в теории и истории образования / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2006. — № 5. — С. 45-50.

38. Корнетов, Г. Б. Феномен образования // Школьные технологии. — 2017. — № 4. — С. 9-14.

39. Корнетов, Г. Б. Что такое образование? / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 3. — С. 48-54.

40. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.

41. Кулешова, И. В. Идеи свободного воспитания в России начала ХХ века и их использование в современной школе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Кулешова. — Москва: [б. и.], 1995. — 137 с.

42. Мартиросьян, О. В. Теория свободного воспитания в России и за рубежом / О. В. Мартиросьян // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1 (189). — С. 59-64.

43. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / Л. И. Новикова; под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. — Москва: ПЕР СЭ, 2010. — 336 с. — ISBN 978-5-9292-0191-2.

44. Примерная программа воспитания. 2020. — URL: https://akr.gppc.ru/wp-content/uploads/2020/06/ Primernaya-programma-vospitaniya_2020.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

45. Раскрытие творческого потенциала личности ребенка. Принцип свободы в педагогической де-

ятельности (по трудам С. Н. Дурылина) / сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: Амрита-Русь; ИД Шалвы Амонашвили, 2019. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 978-5-413-01579-7.

46. Свобода и дисциплина как цель, условие и способ педагогической деятельности в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях / авт.-сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ: ООО «Тинго», 2018. — 24 с.

47. Свободное воспитание: хрестоматия / сост. Г. Б. Корнетов; Российский открытый университет. — Москва: Издательство РОУ, 1995. — 222 с. — ISBN 5-204-00030-5.

48. Смирнов, И. П. Свободное воспитание: утопия или предсказание? (К. Н. Вентцель) / И. П. Смирнов // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 4. — С. 7-17.

49. Социализация, образование, обучение, воспитание лиц, обучающихся в школах, которые функционируют в неблагоприятных социальных условиях, урочная и внеурочная, школьная и внешкольная работа с ними с опорой на их жизненный опыт в пространстве местного сообщества / авт.-сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ: ООО «Тинго», 2018. — 28 с.

50. Степанов, П. В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях / П. В. Степанов // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 121-129.

51. Степанова, И. В. Теория «свободного воспитания»: из прошлого в будущее / И. В. Степанова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 6 (45). — С. 153-166.

52. Теория свободного воспитания. Идеальный детский сад (по трудам К. Вентцеля) / сост. Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский. — Москва: Амрита-Русь: ИД Шалвы Амонашвили, 2020. — 252 с. — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 978-5-413-02187-3.

53. Шищенко, О. С. Развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли / О. С. Шищенко // Концепт. — 2013. — № 10 (октябрь). — URL: http://e-koncept.ru/2013/13202.htm. (дата обращения: 14.03.2021).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i.

2.

On amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» on the education of students: Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ: adopted by the State Duma on July 22, 2020: approved by the Federation Council July 24, 2020. Available at: https:// school.moscow/api/navigator/public/uploads/data_ file/1610975194_304-%D0%A4%D0%97.pdf (accessed 12 March, 2021).

On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ: adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012. Moscow: Eksmo.

On approval of the Action Plan for the implementation in 2021-2025 of the Strategy for the Development ofEduca-tion in the Russian Federation for the Period until 2025: Order of the Government of the Russian Federation on November 12, 2020 No. 2945-r. Available at: https:// school.moscow/api/navigator/public/uploads/data_fi le/1605723691_%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0% BF%D0%BE%D1%80%D1%8F (accessed 12 March, 2021).

4. On amendments to a number of federal state educational standards of general education on the education of students: order of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 11, 2020 No. 712. Available at: https://school.moscow/api/navigator/ public / uploads / data_file / 1610975207_% D0% 9F% D1% 80% D0% B8% D0% BA% D0% B0% D0% B7 (accessed 12 March, 2021).

5. Astafieva, E. N. (2016). Approach to the child in S. N. Durylin's theory of free education. History of education journal, 3, 38-53.

6. Astafieva, E. N. (2018). N. V. Chekhovs ideal of free school in the context of transmitting, generating and transformative pedagogy. History of education journal, 3, 93-109.

7. Astafieva, E. N. (2017). The institution of school in pedagogical heritage of Chekhov. History of education journal, 1, 67-78.

8. Astafyeva, E. N. (2016). Historico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education.

Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 4, 56-58.

9. Astafieva, E. N. (2017). N. Durylin's critique of barrack school from the standpoint of the theory of free education. Bulletin of Vladimir state university named after A. G. and N. G. Stoletovs. Series: pedagofical and psychological sciences, 30, 18-25.

10. Astafieva, E. N. (2018). The heritage of k. N. Wentzel in the context of transmitting, generating and trans-formating pedagogy. History of education journal, 2, 96-113.

11. Astafyeva, E. N. (2016). Image of a free child in the pedagogical heritage of S. N. Dourilin. Izvestiya ASOU, 4, 116-123.

12. Astafyeva, E. N. (2018). Osmyslenie predstavlenii Ni-kolaia CHekhova o svobodnoi shkole s tochki zreniia peredayushchei, porozhdayushchei i preobrazuyush-chei pedagogiki [The conceptualization of the ideas of Nikolai Chekhov on free school in terms of the transmitting, generating and transforming pedagogy]. Innovative projects and programs in education, 3, 24-31.

13. Astafieva, E. N. (2016). Rebenok i ego svoboda v ped-agogike S. N. Durylina [A Child and their freedom in the pedagogy of S.N. Durylin]. Shkolnye tekhnologii, 4, 136-149.

14. Astafieva, E. N. (2015). Free education in Russia in the late XIX — the first quarter of the XX century. History of education journal, 2, 80-99.

15. Astafieva, E. N. (2016). Values of humanism as the image of a good school in the first third of the 20th century. History of education journal, 1, 115-129.

16. Valeev, A. A. (2007). Svobodnoe vospitanie: mnogoo-brazie realizatsii kontseptsii [Freedom-based education: variety of implementation]. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 12, 4, 155-158.

17. Stepanov, P. V., Selivanova, N. L., Kruglov, V. V. et al. (2020). Vospitanie v sovremennoi shkole: ot programmy k deistviiam. Metodicheskoe posobie [Character building in modern school: from a programme to activities. Teacher guide]. Ed. P. V. Stepanov. Moskva: ISRO RAO.

18. Gladkova, E. V. (2017). Pedagogical views and work of S. N. Durylin. Mir nauki, kultury, obrazovaniia, 1 (62), 96-97.

19. Kornetov, G. B. (Ed.). (2016). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-pedagogich-eskii kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia. Materialy Dvenadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii: Moskva, 17 noiabria 2016 g. [History of education at the beginning of the III millennium: education theory and practice in the context of education history. Proceedings of the 12th int. sc. conf.: Moscow, 17 November, 2016]. Moskva: ASOU.

20. Karakovsky, V. A., Novikova, L. I. & Selivanova N. L. (1996). Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie! Teoriia i praktika shkolnykh vospitatelnykh sistem [Education? Education... Education! Theoty and practice of school educational systems]. Moskva: Novaia shkola, 1996.

21. Kornetov, G. B. (2019). Alternative schools and alternative education in Russian pedagogical tradition of 80-90s of the XX century. Innovative projects and programs in education, 1(61), 44-54.

22. Kornetov, G. B. (2019). Alternative schools and alternative education in the Russian pedagogical tradition: the beginning of XXI century. Innovative projects and programs in education, 2(62), 31-40.

23. Kornetov, G. B. (2017). The apostle of free education (by the 160th birthday anniversary of K. N. Wentzel). History of education journal, 4, 21-56.

24. Kornetov, G. B. (2002). Vospitanie i obuchenie kak dve podsistemy tselostnogo protsessa obrazovaniia [Char-

acter building and training as the two subsystems of education process]. Zavuch, 3, 137-140.

25. Kornetov, G. B. (2016). Ascending to the child: commemorating the 80th birth anniversary of O. S. Gazman. Psychological and pedagogical search, 1(37), 115-125.

26. Kornetov, G. B. (2009). Discipline: pedagogical approaches and positions. Novye tsennosti obrazovaniia, 1, 90-106.

27. Kornetov, G. B. (2016) Edinstvo vospitaniia i obucheni-ia v protsesse obrazovaniia / G. B. Kornetov [The unity of character building and training in education]. In Te-oriia i praktika vospitaniia: pedagogika i psikho-logiia: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, po-sviashchennoi 120-letiiu so dnia rozhdeniia L. S. Vygotskogo. 7-8 iiunia 2016 goda. (pp. 15-22). Moskva: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo un-ta, 2016.

28. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia: monografiia [Education history and practice in the context of education history]. Moskva: ASOU, 2016.

29. Kornetov, G. B. (2017). K. N. Ventsel — an outstanding adherent of liberal education in Russia. Psychological and pedagogical search, 3, 91-119.

30. Kornetov, G. B. (2007). Obrazovanie, vospitanie, obuchenie: soderzhanie i sootnoshenie poniatii [Education, character building, training: content and correlation of the concepts]. Psychological and pedagogical search, 1 (5), 6-20.

31. Kornetov, G. B. (2010). Poniatie pedagogicheskogo de-istviia [The concept of an educational action]. Psychological and pedagogical search, 4 (16), 36-51.

32. Kornetov, G. B. (2017). Sovremennye podkhody k sot-sializatsii i obrazovaniiu odarennykh detei i podrostkov [Modern approaches to the education and socialization of children and teenagers]. Izvestiia Rossiiskoi akademii obrazovaniia, 1, 72-81.

33. Kornetov, G. B. (2016). Sotsializatsiia odarennykh detei i podrostkov [Socialization of gifted children and teenagers]. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskov-ia, 4, 47-55.

34. Kornetov, G. B. (2015). The essence and correlation of upbringing and training. Academia. Pedagogicheskii zhurnalPodmoskovia, 4, 50-56.

35. Kornetov, G. B. (2005). Fenomen distsipliny v peda-gogike: podkhody i interpretatsii [The phenomenon of discipline in education: approaches and interpretations]. Zavuch, 6, 116-129.

36. Kornetov, G. B. (2006). Fenomen distsipliny v rossiiskoi pedagogike [The phenomenon of discipline in Russian pedagogy]. Shkolnye tekhnologii, 6, 15-18.

37. Kornetov, G. B. (2006). Fenomen distsipliny v teorii i istorii obrazovaniia [The phenomenon of discipline in the theory of education history]. Shkolnye tekhnologii, 5, 45-50.

38. Kornetov, G. B. (2017). Fenomen obrazovaniia [The phenomenon of education]. Shkolnye tekhnologii, 4, 9-14.

39. Kornetov, G. B. (2016). Chto takoe obrazovanie? [What is education?]. Academia. Pedagogicheskii zhurnalPod-moskovia, 3, 48-54.

40. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia» [Round-table discussion "Education theory and practice in the context of education history]. Pedagogika, 3, 84-118.

41. Kuleshova, I. V. (1995). Idei svobodnogo vospitaniia v Rossii nachala XX veka i ikh ispolzovanie v sovremennoi shkole: diss.... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Ideas of freedom-based education in Russia at the beginning of the XX century: PhD thesis 13.00.01]. Moskva: s.n..

18

HHHOBapoHHbie npoeKTbi h nporpaMMM B 0Qpa30BaHHH № 3, 2021

42. Martirosyan, O. V. (2018). Theory of free education in 49. Russia and abroad. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1, 59-64.

43. Novikova, L. I. (2010). Pedagogika vospitaniia: iz-brannye pedagogicheskie trudy [Pedagogy of character building: selected pedagogical works]. N. L. Selivano-va, A. V. Mudrik (eds.), E. I. Sokolov (comp). Moskva: PER SE.

44. Primernaia programma vospitaniia. 2020. [Character building framework. 2020]. Available at: https:// akr.gppc.ru/wp-content/uploads/2020/06/Prim-ernaya-programma-vospitaniya_2020.pdf (accessed 12 50. March, 2021).

45. Kornetov, G. B. (Comp. ed.). (2019). Raskrytie tvorches-kogo potentsiala lichnosti rebenka. Printsip svobody v 51. pedagogicheskoi deiatelnosti (po trudam S. N. Duryli-na) [The development of creative potential of a child. The principle of freedom in education (after the works of S. N. Durylin)]. Moskva: Amrita-Rus; ID Shalvy Amonashvili. 52.

46. Kornetov, G. B. (Ed.). (2018). Svoboda i distsiplina kak tsel, uslovie i sposob pedagogicheskoi deiatelnosti v shkolakh, funktsioniruiushchikh v neblagopriiatnykh sotsialnykh usloviiakh [Freedom and discipline as the aim, condition and means of pedagogical activities of schools functioning in unfavorable social conditions]. . 53. Moskva: ASOU: OOO «Tingo».

47. Kornetov, G. B. (Comp. ed.). (1995). Svobodnoe vospi-tanie: khrestomatiia [Anthology of freedom-based education]. Moskva: Izdatelstvo rOu.

48. Smirnov, I. P. (2020). Free education: utopia or prediction? (K. Wentzel). Kazanskiipedagogicheskii zhurnal, 4, 7-18.

Kornetov, G. B. (Comp. ed.). (2018). Sotsializatsiia, obrazovanie, obuchenie, vospitanie lits, obuchaiushchikh-sia v shkolakh, kotorye funktsioniruiut v neblagopriiat-nykh sotsialnykh usloviiakh, urochnaia i vneurochnaia, shkolnaia i vneshkolnaia rabota s nimi s oporoi na ikh zhiznennyi opyt v prostranstve mestnogo soobshchestva [Socialization, education and training in schools functioning in unfavorable social conditions, curricular and extracurricular activities with students based on their life experience in the local community]. Moskva: ASOU: OOO «Tingo».

Stepanov, P. V. (2017). The concept of «upbringing» in modern pedagogical studies. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2, 121-129.

Stepanova, I. V. (2017). Teoriia «svobodnogo vospitaniia»: iz proshlogo v budushchee [Theory of «free-dom-based education»: from the past to the future].

Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika, 1, 6 (45), 153-166.

Kornetov, G. B., Boguslavskii, M. V. (Eds). (2020). Teoriia svobodnogo vospitaniia. Idealnyi detskii sad (po trudam K. Venttselia) [Theory of freedom-based education. An Ideal kindergarten (based on the works of K. Ventzel)]. Moskva: Amrita-Rus: ID Shalvy Amonash-vili.

Shishchenko, O. S. (2013). Razvitie idei vospitaniia distsipliny v istorii pedagogicheskoi mysli [The development of the idea of cultivating discipline in the history of educational thought]. Kontsept, 10 (October). Available at: http://e-koncept.ru/2013/13202.htm. (accessed 14 March, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.