Научная статья на тему 'ОРИЕНТИРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ'

ОРИЕНТИРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозовицкая Алёна Андреевна, Сапожникова Юлия Андреевна

Цель исследования - представить основные теоретические и практико-ориентированные аспекты проектирования воспитательной системы современных общеобразовательных школ на основе выделения проблемных аспектов разработки рабочей программы воспитания школы, в том числе с учетом требований, содержащихся в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования. В статье раскрываются основные практические затруднения, с которыми сталкиваются управленческие команды общеобразовательных школ при разработке и внедрении рабочих программ воспитания; с опорой на нормативно-правовые акты представлено авторское видение разрешения указанных проблем. Научная новизна заключается в выделении и обосновании основных направлений совершенствования воспитательной системы в школах посредством доработки и совершенствования рабочих программ воспитания. В результате раскрыт возможный дидактический потенциал консолидации образовательных учреждений для совершенствования учебно-методической и практической воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозовицкая Алёна Андреевна, Сапожникова Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR DESIGNING A WORKING PROGRAMME FOR CHARACTER BUILDING IN THE CONTEXT OF UPDATED FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The study aims to present the main theoretical and practice-oriented aspects of designing the character building system of modern secondary schools based on the identification of problematic aspects in the development of a working programme for character building at schools, including taking into account the requirements contained in the updated federal state educational standards of primary general and basic general education. The paper reveals the main practical difficulties that the management teams of secondary schools may face when developing and implementing working programmes for character building; based on regulatory legal acts, the authors’ vision of how to resolve these problems is presented. The scientific novelty lies in the identification and justification of the main directions of improving the character building system at schools through the refinement and improvement of working programmes for character building. As a result, the possible didactic potential of consolidation of educational institutions for improving educational, methodological and practical character building work has been revealed.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТИРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

Згратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 4. С. 337-343 | 2023. Volume 8. Issue 4. P. 337-343

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Ориентиры проектирования рабочей программы воспитания в контексте обновленных федеральных государственных образовательных стандартов

Лозовицкая А. А., Сапожникова Ю. А.

Аннотация. Цель исследования - представить основные теоретические и практико-ориентированные аспекты проектирования воспитательной системы современных общеобразовательных школ на основе выделения проблемных аспектов разработки рабочей программы воспитания школы, в том числе с учетом требований, содержащихся в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования. В статье раскрываются основные практические затруднения, с которыми сталкиваются управленческие команды общеобразовательных школ при разработке и внедрении рабочих программ воспитания; с опорой на нормативно-правовые акты представлено авторское видение разрешения указанных проблем. Научная новизна заключается в выделении и обосновании основных направлений совершенствования воспитательной системы в школах посредством доработки и совершенствования рабочих программ воспитания. В результате раскрыт возможный дидактический потенциал консолидации образовательных учреждений для совершенствования учебно-методической и практической воспитательной работы.

EN

Guidelines for designing a working programme for character building in the context of updated federal state educational standards

Lozovitskaya A. A., Sapozhnikova Y. A.

Abstract. The study aims to present the main theoretical and practice-oriented aspects of designing the character building system of modern secondary schools based on the identification of problematic aspects in the development of a working programme for character building at schools, including taking into account the requirements contained in the updated federal state educational standards of primary general and basic general education. The paper reveals the main practical difficulties that the management teams of secondary schools may face when developing and implementing working programmes for character building; based on regulatory legal acts, the authors' vision of how to resolve these problems is presented. The scientific novelty lies in the identification and justification of the main directions of improving the character building system at schools through the refinement and improvement of working programmes for character building. As a result, the possible didactic potential of consolidation of educational institutions for improving educational, methodological and practical character building work has been revealed.

Введение

Внесенные в 2020 году поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания в значительной мере «модернизировали» работу общеобразовательных организаций: с 2021 года внедрены рабочие программы воспитания (О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3. Ст. 2. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788), разработка которых призвана помочь образовательным организациям создать собственную, уникальную воспитательную среду, отражающую традиции, учитывающую индивидуальные особенности и направленность деятельности организаций. Разработка и утверждение актуальных программ самостоятельно осуществляется образовательной организацией, но в целях обеспечения единого воспитательного пространства в РФ рабочие программы воспитания составляются по единой структуре Примерной программы воспитания, разработанной Институтом воспитания и утвержденной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 (URL: https://fgosreestr.ru/ poop/primernaja-programma-vospitanija).

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230054

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

В течение 2021-2022 учебного года научным и педагогическим сообществом непрерывно осуществлялась рефлексия практик воспитательной работы, появлялись новые рекомендации и проекты, требующие актуализации уже действующих рабочих программ воспитания. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» предлагал проекты рабочих программ воспитания с различным наполнением (Проект от 07.10.2021. URL: https://alt.izh.one/ Ыез/соП:еп1Д84/проект%20программы^Г; Проект от 31.08.2021. URL: https://rcotradny.ru/index.php/programma-vospitaniya/item/primernaya-rabochaya-programma-vospitaniya-dlya-obshcheobrazovatelnykh-organizatsij-s-kor-rektirovkoj-ot-31-08-2021-g), а также внедрялись региональные изменения. Так, в Ростовской области в октябре 2021 года был утвержден Примерный региональный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год (Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.10.2021 № 920), а с января 2022 г. в рабочие программы воспитания был добавлен модуль «Экологическое воспитание» (Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 24.12.2021 № 1165). В настоящее время рабочие программы воспитания актуализируются согласно требованиям обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (ФГОС НОО. URL: https://fgosreestr.ru/ educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia) и основного общего образования (ФГОС ООО. URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosu-darstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia), а «отправной точкой» для проектирования становится обновленная Примерная рабочая программа воспитания, разработанная Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования совместно с профильным департаментом Минпросвещения, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 № 3/22) и внесенная в реестр примерных основных общеобразовательных программ (Государственная информационная система «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» (URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii)).

Таким образом, актуальность исследования обусловлена, на наш взгляд, наличием методологических сложностей при разработке рабочих программ воспитания, дефицитом апробированных комплексных технологий оценки качества разработки и реализации актуальных программ, необходимостью развития профессиональных компетенций управленческих команд школ, а также чрезвычайной важностью и многоаспектно-стью направлений воспитательной деятельности в современной школе.

Задачи исследования:

- рассмотреть основные принципы разработки рабочих программ воспитания общеобразовательных школ;

- описать технологию внесения изменений в рабочую программу воспитания;

- раскрыть содержательные аспекты обновленных рабочих программ воспитания;

- охарактеризовать особенности осуществления анализа результативности воспитательной деятельности общеобразовательных школ.

Теоретической базой исследования, наряду с основными нормативными документами, регламентирующими разработку и реализацию рабочих программ воспитания, являются публикации экспертов и разработчиков примерной рабочей программы воспитания, мнения педагогов-практиков (Нечаев, 2021, с. 117; Усова, 2021, с. 43; Щербаков, Кисляков, Журба и др., 2022, с. 19; Харланова, Рослякова, Калугина и др., 2021, с. 356), а также собственная практическая деятельность в актуальной сфере.

Методы исследования. Для описания проблемного поля проектирования рабочих программ воспитания использовались методы теоретического анализа основополагающих нормативно-правовых актов и публикаций по теме исследования. На основе сравнения и сопоставления обобщены и классифицированы взгляды на проблемные аспекты разработки актуальных программ. Описательно-аналитический метод с опорой на данные исследования позволил уточнить направления совершенствования воспитательных программ, а также научной и экспертной деятельности коллективов общеобразовательных школ, составляющие приоритетные задачи педагогического поиска в актуальной области.

Практическая значимость статьи состоит в том, что она раскрывает основные затруднения, с которыми сталкиваются управленческие команды общеобразовательных школ при разработке и внедрении рабочих программ воспитания, представлено авторское видение разрешения указанных проблем, что позволит усовершенствовать воспитательную деятельность общеобразовательных школ, обеспечить ее эффективное организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение.

Обсуждение и результаты

Основные принципы разработки рабочих программ воспитания общеобразовательных школ

По требованиям обновленных ФГОС (URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard), рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы (ООП) каждого отдельного уровня обучения. Если школа приняла решение постепенного перехода на обновленные стандарты (например, в 2022-2023 году на обучение по обновленным ФГОС переходят только 1 и 5 классы), то она сталкивается с необходимостью работать по пяти ООП: по двум на уровне НОО и ООО (по предыдущей версии и «новому» ФГОС) и одной на уровне среднего общего образования (СОО), что подразумевает сразу пять рабочих

программ воспитания. Принципиально иная точка зрения выражена в методических рекомендациях (Степанов, Селиванова, Круглов и др., 2020, с. 6), закрепляющих принцип «одна школа - одна программа», а также в документах Минпросвещения и Рособрнадзора (О снижении документационной нагрузки учителей: Письмо Минпросвещения России № СК-578/08, Рособрнадзора № 01-350/13-01 от 18.12.2020), предусматривающих разработку одной рабочей программы воспитания.

Разъяснения по вопросу о разработке общеобразовательными организациями рабочих программ воспитания (О направлении разъяснений: Письмо Минпросвещения России № СК-114/06, Рособрнадзора № 01-115/0801 от 26.04.2021) также указывают на «одну, единую для всех уровней общего образования рабочую программу воспитания, которая будет включаться в качестве общего раздела в основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования», а «конкретизация воспитательной работы по уровням образования может осуществляться лишь в календарных планах воспитательной работы, прилагаемых к рабочей программе воспитания». Таким образом, рабочая программа воспитания должна включаться в ООП уровней образования как общий раздел, но являться единым документом.

Аксиологический аспект воспитательной деятельности на основании национального воспитательного идеала и базовых общечеловеческих ценностей обозначает единые приоритетные цели воспитания, что говорит о единстве воспитательного пространства школы, ненужности излишней «бюрократизации» и невозможности на практике реализовывать пять различных направлений воспитательной деятельности. Стратегические ориентиры и единые цели государственной образовательной политики свидетельствуют о взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодополнении всех компонентов единого воспитательного пространства, а единая цель воспитательной деятельности школы конкретизирована в форме «целевых ориентиров -ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22. URL: https://fgosreestr.ru/ poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii). Согласимся с мнением, высказанным П. В. Степановым, Н. Л. Селивановой, В. В. Кругловым и др., о том, что реализация требований ФГОС «происходит не всегда просто» и «требует работы, связанной с созданием соответствующих условий для педагогов» (2020, с. 4).

На основании проведенного сопоставительного анализа нормативных документов, отражающих основные задачи государственной образовательной политики в области воспитания, подведем итог первому «затруднению»: составлять рабочую программу воспитания на каждый уровень образования не нужно, конкретизация целевых ориентиров результатов воспитания в зависимости от уровня образования должна осуществляться в содержательном разделе, а разделение конкретных мероприятий - в календарном плане воспитательной работы, являющемся организационным разделом рабочей программы воспитания. Именно эти конкретизированные части рабочей программы воспитания должны входить в содержательные разделы ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, вместе с тем необходимо разработать разные (по уровням образования) календарные планы воспитательной работы и включить их в организационные разделы ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО соответственно.

Технология внесения изменений в рабочую программу воспитания

Модернизация и существенное изменение обновленной Примерной рабочей программы воспитания ставят перед административными командами образовательных организаций закономерный вопрос о том, каким образом необходимо актуализировать действующие документы. При анализе разработанных рабочих программ воспитания нередко встречается указание сроков реализации (чаще всего 5 лет), однако это является ошибочным. Рабочая программа воспитания распространяется на уровень образования, а не на календарный период, а календарный план воспитательной работы - на 1 год, соответственно модулям воспитательной деятельности, перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат, а также Примерному календарному плану воспитательной работы (утвержден заместителем Министра просвещения РФ Д. Е. Грибовым 10.06.2022 № ДГ-120/06 ВН. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/bf1/vg53u06e01 ojk28uwqlv2xlpjq7i0kwi/Утверждённый%20календарный%20план%20воспитательной%20работы%20на%20202 2-2023%20учебный%20год^^.

Министерство просвещения РФ отмечает, что «разработка новых рабочих программ не требуется», но необходимо «организовать работу... по актуализации и уточнению рабочих программ воспитания» (Об актуализации примерной рабочей программы воспитания: Письмо Минпросвещения РФ от 08.07.2022 № АБ-1951/06).

Таким образом, необходимо внести изменения в действующую рабочую программу воспитания согласно приказу или другому локальному акту образовательной организации (в т. ч. Положению, Решению педагогического совета и т. п.). Отметим, что в обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО изъята норма о том, что советы родителей (законных представителей) обучающихся имеют право участвовать в процессе разработки рабочей программы воспитания, однако юридически мнение представительных органов учитывать необходимо (Об образовании: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 12.1 и 26.6). Следовательно, по усмотрению школы в разработке рабочих программ воспитания могут быть задействованы сотрудники администрации, рабочие группы педагогических кадров, а также «советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся» (Приказ Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 № 712).

Содержательные аспекты обновленных рабочих программ воспитания

Существенные уточнения также касаются структуры и содержания актуализированных рабочих программ воспитания в части их наполнения, расположения и даже названий. В контексте практической ориентированности нашей статьи представим сравнительную таблицу, разработанную нами для наглядного анализа изменений и имеющую функцию своеобразного «чек-листа» для оценки, в т. ч. самооценки, качества разработанных программ (Таблица 1).

Таблица 1. Сравнение структуры и содержания разделов примерных программ воспитания

Примерная программа воспитания, утвержденная 02.06.2020 Примерная рабочая программа воспитания, утвержденная 23.06.2022

Наименование раздела № 1 Особенности организуемого в школе воспитательного процесса Целевой

Содержание Специфика расположения школы; особенности ее социального окружения; партнеры школы, особенности контингента обучающихся, воспитательные особенности и важные для школы принципы и традиции воспитания. 1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся. 1.2. Направления воспитания. 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания.

Наименование раздела № 2 Цель и задачи воспитания Содержательный

Содержание На основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решить для ее достижения. 2.1. Уклад общеобразовательной организации. 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.

Наименование раздела № 3 Виды, формы и содержание деятельности Организационный

Содержание Перечень направлений воспитательной работы школы, каждое из которых представлено в соответствующем инвариантном или вариативным модуле. 3.1. Кадровое обеспечение. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение. 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. 3.5. Анализ воспитательного процесса. 3.6. Примерный календарный план воспитательной работы.

Наименование раздела № 4 Основные направления самоанализа воспитательной работы -

Содержание Перечень основных направлений самоанализа организуемой в школе воспитательной работы -

Приложение Ежегодный календарный план воспитательной работы по уровням образования -

Отметим, что существенные изменения коснулись самого большого раздела, посвященного видам, формам и содержанию воспитательной работы в рамках определенных направлений деятельности образовательных организаций. Традиционно эта структура представлена инвариантными (обязательными для всех школ) и вариативными (добавляемыми на усмотрение образовательной организации) модулями. Представим эти изменения в Таблице 2.

Таблица 2. Изменения модулей воспитательной деятельности

Раздел № 3 Примерной программы воспитания, утвержденной 02.06.2020 Раздел № 2.2 Примерной рабочей программы воспитания, утвержденной 23.06.2022

Инвариантные модули 1. Классное руководство 2. Школьный урок 3. Курсы внеурочной деятельности 4. Работа с родителями 5. Самоуправление 6. Профориентация * Два последних модуля не являются инвариантными для уровня НОО 1. Урочная деятельность 2. Внеурочная деятельность 3. Классное руководство 4. Основные школьные дела 5. Внешкольные мероприятия 6. Организация предметно-пространственной среды 7. Взаимодействие с родителями (законными представителями) 8. Самоуправление 9. Профилактика и безопасность 10. Социальное партнерство 11. Профориентация

Вариативные модули 1. Ключевые общешкольные дела 2. Детские общественные объединения 3. Школьные медиа 4. Экскурсии, экспедиции, походы 5. Организация предметно-эстетической среды

Образовательные организации вправе вносить в рабочую программу воспитания дополнительные (вариативные) модули, если они реализуют деятельность по другим направлениям, не нашедшим отражения в перечне, предлагаемом примерной программой. Отметим, что частой ошибкой при анализе рабочих программ воспитания является разделение воспитательной работы на инвариантные и вариативные разделы, ведь содержание воспитательной работы конкретной школы не может разделяться, поэтому такое ранжирование предусмотрено только в примерных программах. Согласимся с мнениями экспертов, что в перечне модулей должна прослеживаться «стратегичность - отказ от преждевременной детализации мероприятий» (Усова, 2021, с. 43).

Анализ результативности воспитательной деятельности общеобразовательных школ

1. Вместе с разработкой перечня модулей рабочей программы воспитания возникает вопрос о качественном анализе воспитательной работы по всем направлениям, а также использовании его результатов. Рабочая программа воспитания предполагает только конкретизацию общих подходов, принципов, направлений и диагностического инструментария, на которых ежегодно строится анализ воспитательного процесса в конкретных образовательных организациях. Дискуссионным остается вопрос и о методиках анализа воспитательной деятельности образовательных организаций. Примерная рабочая программа воспитания прежде всего акцентирует внимание на анализе динамики личностного развития обучающихся (Поташева, Ермакова, 2021, с. 24), осуществляемого при помощи педагогического наблюдения, а также исследовании «состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых» (Примерная программа воспитания: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 № 2/20. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija), определяемого анкетированием. Такой подход «не позволяет эффективно оценить эффективность воспитательной деятельности образовательного учреждения, а также проследить, насколько эффективно в школе решается задача оптимизации личностного развития учащихся» (Усова, 2021, с. 44).

2. Соглашаясь с мнением коллег о важности экспертной оценки воспитательной деятельности (в т. ч. С. Н. Усовой (2021), Г. Н. Фомицкой (2021), Н. Е. Щурковой (2015)), отметим необходимость научной разработки и апробации комплексных диагностических методик, учитывающих многоаспектные целевые ориентиры результатов воспитания и согласующихся с модернизационным развитием отечественной системы образования. Вместе с тем целесообразными видятся практики включения в актуальную аналитическую деятельность методик экспертных оценок и методического сопровождения, которые, на наш взгляд, могут быть эффективно реализованы при консолидации школ и педагогических вузов. Вопрос о количестве и качестве воспитательных мероприятий также требует внимания, ведь педагоги-практики открыто говорят, что современная школа находится в «лавине» информации и декларируемых «сверху» воспитательных мероприятий, а их качество и эффективность тем временем остаются под вопросом. Соглашаясь с Т. А. Остапенко, Я. Е. Зобовым, отметим, что «ребята часто принимают участие в мероприятиях, придуманных взрослыми, формы этих мероприятий придумывают тоже взрослые и роли в них тоже раздают взрослые, чаще всего учащиеся являются пассивными зрителями профилактических бесед, викторин, акций и т. д.» (2021, с. 77).

На протяжении ряда лет в обществе не стихает вопрос избыточной бюрократической нагрузки на школу, педагоги и администрация школы «чрезмерно загружены бумажной работой (подготовкой отчетности и информационных справок), и времени на организацию досуга детей у них часто не остается» (Блинова, 2021, с. 111), вместе с тем очевидно, что практика работы в школах вновь появившихся советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями не будет в полной мере помогать выстраиванию продуктивного взаимодействия с учреждениями науки, культуры и т. п., так как сфера деятельности этих специалистов направлена именно на вовлечение обучающихся в деятельность детских общественных объединений типа создающегося на базе Российского движения школьников (РДШ) Российского движения детей и молодежи (РДДМ) «Движение первых», Юнармии, Отряда юных инспекторов движения (ЮИД) и др. Таким образом, вопрос организации эффективного, системного и продуктивного взаимодействия школы с организация-ми-стейкхолдерами (образовательными организациями различных уровней, учреждениями дополнительного образования, спортивными организациями и учреждениями культуры и т. п.) становится весьма актуальным.

Другим «трудным» аспектом анализа результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения является организация и оценка деятельности классных руководителей. С одной стороны, работа классного руководителя закреплена в инвариантном блоке рабочей программы воспитания, а с другой стороны, не может ограничиться только им, так как именно классный руководитель в первую очередь поддерживает связь с родительской общественностью класса и педагогами-предметниками, организует участие класса в общешкольных мероприятиях, проводит мониторинг достижения личностных результатов обучающихся и т. д. Требованием, закрепленным в нормативных документах, является разработка классным руководителем только плана воспитательной работы (О снижении документационной нагрузки учителей: Письмо Минпросвещения России № СК-578/08, Рособрнадзора № 01-350/13-01 от 18.12.2020), который составляется на основании рабочей программы воспитания. Отметим, что единой утвержденной формы такого плана нет и каждая школа самостоятельно разрабатывает его. Из опыта работы считаем, что составление плана воспитательной работы в классах по модулям рабочей программы воспитания (см. Таблицу 2) существенно увеличивает документарную нагрузку и становится излишним, т. к. зачастую только «дублирует» мероприятия, слишком «расширяя» планы, формализуя и оставляя значимые мероприятия «на бумаге».

Таким образом, анализ эффективности и результативности воспитательной работы школы по новой рабочей программе воспитания, выявление и формулировка существующих проблем и соответствующих им управленческих решений, постановка новых задач образовательно-воспитательной деятельности, на наш взгляд, также должны осуществляться комплексно. Необходимой видится и оптимизация социального взаимодействия общеобразовательных школ и организаций-стейкхолдеров для повышения качества организационного, методического и собственно педагогического сопровождения реализации рабочей программы воспитания.

Заключение

Таким образом, изучение контекста проектирования рабочей программы воспитания позволило сделать следующие выводы:

1) в общеобразовательной школе должна быть составлена одна рабочая программа воспитания и три календарных плана воспитательной работы, которые должны быть включены в организационные разделы ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО;

2) рабочая программа воспитания не должна быть ограничена временными рамками реализации, а календарные планы воспитательной работы разрабатываются ежегодно. Для корректировки имеющихся рабочих программ воспитания в соответствии с обновленными требованиями достаточно просто внести изменения, зафиксировав их локальным актом школы;

3) структуру актуализированной рабочей программы воспитания можно проанализировать, обратившись к Таблице 1. Содержание рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы может и не должно быть излишне детализированным;

4) представленная в примерной рабочей программе воспитания оценка результативности воспитательной деятельности школы по рабочей программе воспитания, осуществляемая посредством педагогического наблюдения и анкетирования, может быть существенно модернизирована (что, очевидно, коррелирует с необходимостью актуализации исследовательских усилий в разработке методик комплексного анализа воспитательной работы).

Перспективы дальнейшего исследования. Обозначенные положения определяют необходимость дальнейшей оптимизации примерной рабочей программы воспитания, учитывая указанные дефициты комплексных диагностических методик анализа результатов воспитания, необходимость разработки и апробации моделей многоаспектного сотрудничества школы и социума.

Источники | References

1. Блинова Т. И. Размышления о введении должности советника директора школы по воспитательной работе // Совершенствование качества образования: сб. ст. XVIII (XXXIV) всерос. науч.-метод. конф. (г. Братск, 3-5 марта 2021 г.). Братск: Изд-во Братского государственного университета, 2021.

2. Нечаев М. П. Развитие профессиональной компетентности педагогов в сфере проектирования рабочих программ воспитания // Вестник Российской международной академии туризма. 2021. № 3.

3. Остапенко Т. А., Зобов Я. Е. Формирование новых коммуникационных каналов в условиях перехода к новой программе воспитания в общеобразовательных организациях // Совершенствование качества образования: сб. ст. XVIII (XXXIV) всерос. науч.-метод. конф. (г. Братск, 3-5 марта 2021 г.). Братск: Изд-во Братского государственного университета, 2021.

4. Поташева И. И., Ермакова Т. Н. Развитие личностного потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса // Педагогика и психология образования. 2021. № 3.

5. Степанов П. В., Селиванова Н. Л., Круглов В. В., Степанова И. В., Парфенова И. С., Шустова И. Ю., Черка-шин Е. О., Мирошкина М. Р., Тихонова Т. Н., Добровольская Е. Ф., Попова И. Н. Воспитание в современной школе: от программы к действиям: метод. пос. / под ред. П. В. Степанова. М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2020.

6. Усова С. Н. Рабочая программа воспитания образовательной организации: типичные ошибки проектирования и вероятные риски внедрения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 5 (77).

7. Фомицкая Г. Н. Эффективные инструменты организации воспитательной деятельности в новых реалиях // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51).

8. Харланова Е. М., Рослякова С. В., Калугина Т. Г., Буравова С. В. К вопросу о взаимодействии школы и детских общественных объединений в разработке рабочей программы воспитания // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 8 (198).

9. Щербаков А. В., Кисляков А. В., Журба Н. Н., Семиздралова О. А. Развитие профессионального мастерства педагогов как воспитателей в процесс реализации рабочей программы воспитания школы // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3 (152).

10. Щуркова Н. Е. «Новое воспитание» в практике школьной жизни // Народное образование. 2015. № 8 (1451).

Информация об авторах | Author information Лозовицкая Алёна Андреевна1

RU

EN

Сапожникова Юлия Андреевна2 1 2 Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Lozovitskaya Alyona Andreevna1 Sapozhnikova Yuliya Andreevna2

1 2 Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of RSEU (RINH)

1 [email protected], 2 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 22.02.2023; опубликовано (published): 28.04.2023.

Ключевые слова (keywords): воспитание; воспитательная работа; рабочая программа воспитания; примерная программа воспитания; календарный план воспитательной работы; муниципальная система образования; character building; character building work; working programme for character building; exemplary programme for character building; calendar plan of character building work; municipal education system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.