Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованов В.П.

В статье автор размышляет о проблемах программирования воспитания в сфере современного дополнительного образования детей. Речь идет о разработке примерной программы воспитания в системе дополнительного образования. В свете законодательной инициативы Президента РФ В. В. Путина об усилении воспитательной составляющей в системе образования в российском обществе вопрос программирования воспитания в сфере дополнительного образования детей приобретает особую актуальность. Принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся», на основании которого Министерство просвещения РФ предложило разработать примерные программы воспитания не только в общеобразовательной организации, но и в образовательных организациях дошкольного, профессионального образования, в том числе в организациях дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

том стандарта WorldSkills Russia по компетенции «Организация экскурсионных услуг», 144 ч.). Важным условием реализации дополнительной образовательной программы является участие обучающихся в олимпиадах различного уровня, конкурсах, чемпионатах профессионального мастерства.

Таким образом, участие в международном движении WorldSkills может стать стимулом к обновлению содержания дополнительного образования детей и подростков, что послужит ориентации на будущее профессиональное развитие обучающихся по самым разным траекториям с учетом требований международного и отечественного рынков труда и будет способствовать реализации задач национального проекта «Образование».

В. П. Голованов

К вопросу о разработке примерной программы воспитания в сфере дополнительного образования детей1

В статье автор размышляет о проблемах программирования воспитания в сфере современного дополнительного образования детей. Речь идет о разработке примерной программы воспитания в системе дополнительного образования. В свете законодательной инициативы Президента РФ В. В. Путина об усилении воспитательной составляющей в системе образования в российском обществе вопрос программирования воспитания в сфере дополнительного образования детей приобретает особую актуальность. Принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся», на основании которого Министерство просвещения РФ предложило разработать примерные программы воспитания не только в общеобразовательной организации, но и в образовательных организациях дошкольного, профессионального образования, в том числе в организациях дополнительного образования детей.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная составляющая, воспитательный потенциал, воспитательная компонента, дополнительное образование детей, программа воспитания, воспитательные модули.

Происходящие изменения в сфере дополнительного образования детей позволяют рассматривать его как важнейшую составляющую социальной политики государства в области детства, как воспитательное пространство детства, сложившегося в современном российском обществе. Сегодня образовательные организации дополнительного образования детей являются одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, отличающиеся от общеобразовательных и профессиональных организаций тем, что детям предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения дополнительной общеобразовательной или дополнительное предпрофессиональной программы в избранной сфере познания.

Вопрос программирования воспитания в сфере дополнительного образования, разработки рабочей программы воспитания приобретает осо-

1 Статья подготовлена в рамках госзадания №073-00015-21-01 НИР «Разработка примерной программы воспитания в системе дополнительного образования».

бую актуальность в свете законодательной инициативы Президента РФ В. В. Путина об усилении воспитательной составляющей в системе образования.

В соответствии с государственным заданием Министерства просвещения РФ в ФГБНУ «ИИДСВ РАО» был создан ВНИК «Примерная программа воспитания в системе дополнительного образования», который в течение 2021 года должен подготовить научно-методические материалы, связанные с разработкой примерной программы воспитания в сфере дополнительного образования детей.

В принятом 31 июля 2020 г. Федеральном законе № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» нет прямого указания на необходимость и обязательность разработки примерной программы воспитания в системе дополнительного образования, в организациях дополнительного образования детей [7]. Речь в принятом законе идет о примерных основных общеобразовательных программах, примерных образовательных программах среднего профессионального образования, примерных образовательных программах высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета), которые и включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

Но сегодня дополнительное образование детей - значимая и полноправная часть российской образовательной системы, а поэтому требует внимания не меньшего, чем дошкольное, общее или профессиональное. Объективно требуется рассмотрение вопроса об усилении воспитывающей составляющей дополнительного образования детей. Это определяется еще и тем, что увлечение образовательными аспектами современного дополнительного образования детей приводит к отходу от исконных форм дополнительного образования детей, где в приоритете всегда был потенциал внешкольного воспитания. Требуется новое осмысление воспитательного потенциала дополнительного образования детей, и объективно возникает потребность разработки рабочей программы воспитания как составной части дополнительной образовательной программы [4].

Рассматривая современное дополнительное образование детей, необходимо, прежде всего, видеть в нем параллельное образование уровням образования: домашнему, дошкольному, школьному, профессиональному. В этой связи важно обратить внимание руководящих и педагогических работников на то, что сегодня можно выделить три типа воспитания: во-первых, внутриинституциональное (внутришкольное) воспитание, связанное с привитием ребенку определенных ценностей и привычек поведения внутри педагогического процесса; во-вторых, воспитание в контексте формирования способности общественного действия в «открытом» социуме; и, в-третьих, воспитание в контексте социокультурного

развития, когда человек должен дорастить себя до возможности стать субъектом развития [2].

Необходимо обратить внимание, с одной стороны, на усиление воспитывающего потенциала дополнительного образования детей при разработке примерной программы воспитания, а с другой стороны, примерная программа в системе дополнительного образования детей должна существенно отличаться от примерной программы воспитания в общеобразовательной организации, среднем профессиональном или высшем образовании.

Прежде всего надо осознавать, что основное и дополнительное образование детей несут две разные функции: основное общее - воспроизводство культуры нации; дополнительное образование детей - развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. Эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; его осознание себя неповторимойличностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; а главное, становиться субъектом собственной деятельности. Дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но сфера социальной политики государства, важный компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения, самоорганизации и саморазвития индивидуальности).

Основное базовое образование - это универсальный способ трансляции исторического опыта, механизм социального наследования, а дополнительное образование детей - всеобщая историческая форма становления и развития сущностных сил человека, его фундаментальных способностей, обретение человеком образа человеческого, способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

Базируясь на теории, разработанной А. В. Мудриком, мы рассматриваем дополнительное образование детей как одну из инфраструктур социального воспитания, при этом разделяя понятия семейного, религиозного, социального, коррекционного воспитания [3]. Именно в дополнительном образовании детей личность себя формирует, развивает, совершенствует, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

В процессе программирования воспитания в дополнительном образовании детей необходимо сформулировать цель - идеал. Смысл такой цели состоит, прежде всего, в определении масштабов охвата детей разных групп семейным и социальным воспитанием. Например, возможно определить отношение к следующему тезису французского философа XVIII века Клода Адриана Гельвеция: «Воспитание никогда не сумеет превратить всех жителей какой-либо страны в выдающихся людей... Хорошее воспита-

ние способно умножить число выдающихся людей в данной нации, а из остальных граждан сделать людей здравомыслящих и умных [1]».

Воспитание в сфере дополнительного образования детей - это куль-туросообразный, социо- и личностно-персонифицированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребёнка к ценностям культуры, овладение им специальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности. Цель воспитательной деятельности в сфере дополнительного образования детей - ценностно-смысловое развитие ребенка.

Найти смыслы - значит понять и принять феномен детства, осознать свое личностное и профессиональное отношение к нему. В современном дополнительном образовании детей как социокультурной инфраструктуре детства проявляется личностный смысл, который можно определить как персонифицированное (индивидуализированное) отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы.

Преимущества и возможности дополнительного образования детей: структурирование пространства и времени образовательного (воспитательного) процесса не связано рамками классно-урочной системы; предметная деятельность в разновозрастных событийных общностях; проектирование и построение индивидуального жизненного маршрута, обусловленного закономерностями взросления; реализации растущего человека в сфере социально значимой активности.

Дополнительное образование детей выступает настоящим инициатором позитивного опыта, генератором идей в вопросах социально-позитивного индивидуального развития личности; формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту; поиска и обретения человеком самого себя. Для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное, персонифицированное - по выбору, по характеру, «по душе».

Современное дополнительное образование детей может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Рассматривая дополнительное образование детей как особую образовательную сферу в социальной политике государства, необходимо отметить, что оно имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитывающей (воспитательной) деятельности с детьми.

Воспитание является приоритетной составляющей образовательного процесса дополнительного образования детей, представляя целенаправленно организованную деятельность детей, вовлекающую их во вза-

имодействие с окружающим миром и формирующую у них систему ценностных отношений к этому миру как стимулирование процессов, детерминирующих качественные изменения в личности.

Если воспитание (социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в организации дополнительного образования детей, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой организаций дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения растущего человека.

В 2022 году исполнится 30 лет современной системе дополнительного образования детей. 3а годы становления и развития современной сферы дополнительного образования детей убедительно было показано, что воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем: мощное средство формирования мотивации развития личности; многочисленные возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка; расширение культурного пространства самореализации личности, стимулирование ее к творчеству (путем обмена видами деятельности); сокращение пространства девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Основными компонентами развития воспитательного потенциала дополнительного образования детей стали:

- ценностно-ориентационный, включающий идеи, принципы, цели и ценности работы с детьми;

- функционально-деятельностный, который включает функции, направления и содержательные виды предметной деятельности;

- пространственно-временной - образовательно-оздоровительное пространство и разграниченная деятельность по времени: летом превалируют оздоровление и отдых; зимой - обучение;

- индивидуально-групповой (педагогический и управленческий персонал и контингент детей в своем многообразии);

- диагностико-аналитический, включающий аналитические и диагностические средства по обучению, воспитанию, оздоровлению и творческому развитию детей; рефлексию занятий, этапов реализации программы, всей деятельности в целом на уровне детского и педагогического коллектива.

Современным педагогам дополнительного образования предоставлена возможность самим моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям. В основе организации воспитательной деятельности в сфере дополнительного образования детей лежат гуманистические концепции воспитания, построенные на научных знаниях о закономерностях воспитательного процесса. Сегодня на первый план среди разнообразных ка-

честв личности выходят такие, как мобильность, инициативность, фантазия, способность к деловому общению, вариативность мышления.

При разработке примерной программы воспитания в сфере дополнительного образования детей необходимо учитывать несколько важных положений. Прежде всего, следует исходить из того, что дополнительное образование детей является новой педагогической практикой, так как соответствует природе детства; имеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; учитывает индивидуальные склонности и возрастные особенности детей; осуществляется добровольно; удовлетворяет многообразные образовательные потребности детей; создает условия и возможности для личностного, профессионального, творческого и духовного развития растущего человека.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Поэтому и будет подготовлена примерная программа воспитания для системы дополнительного образования детей, на основе которой каждая образовательная организация разрабатывает рабочую программу воспитания [8].

Напомним, что по закону организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

С 11 декабря 2018 года педагоги дополнительного образования организуют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года № 196. Данному приказу должны следовать организации, которые осуществляют лицензионную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, а именно: организации дополнительного образования; дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; организации высшего образования; индивидуальные предприниматели (ФЗ № 273 - ст. 23, п. 1).

Задачи дополнительных общеобразовательных программ: формирование и развитие творческих способностей; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания; выявление, развитие и поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда; подготовку спортивного резерва и спортс-

менов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе; формирование общей культуры; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов детей, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Особого внимания требует разъяснение позиции «рабочие программы», так как именно перенос «школьной» истории в дополнительное образование вносит путаницу. В общем (школьном) образовании ФЗ № 273 и ФГОС ввел 2 категории образовательных программ: основные образовательные программы, которые разрабатываются для каждого уровня образования; рабочие программы предметов, курсов, дисциплин, которые входят в состав основной образовательной программы. В дополнительном образовании реализуются дополнительные образовательные программы (ФЗ № 273 - ст. 12, п. 2), которые подразделяются на дополнительные профессиональные и дополнительные общеобразовательные программы. В том случае, если дополнительная общеобразовательная программа комплексная, имеет в своем составе несколько предметов, курсов, дисциплин (модулей), то как раз эти предметы, курсы и дисциплины могут условно называться «рабочими», при этом ни в одном документе нормативно такая ситуация не закреплена. В этом контексте может быть и рабочая программа воспитания.

Таким образом, только комплексное решение всех «проблемных линий» программирования примерной программы воспитания в сфере дополнительного образования детей позволит обеспечить качественное ее педагогическое проектирование, что выступает условием совершенствования, повышения качества воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей.

Список литературы

1. Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 403-426.

2. Голованов В. П. Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность // Социально-политические исследования. 2020. № 3(8). С. 123-132.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М. : Изд. центр «Академия», 2000. 200 с.

4. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. URL: http://edu.ru/ Ше5/Ш5Ш55юп/арреа1Мт1 (дата обращения: 13.08.2020).

6. Ушинский К. Д. Опыт педагогической антропологии // Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. М. : Изд-во УРАО, 2002. С. 23-56.

7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, № 0001202007310075) (вступил в силу с 1 сентября 2020 года).

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 17 февраля 2021 года). Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru

Е. В. Ложкина

Театрализованная деятельность как один из нетривиальных методов экологического воспитания

В статье представлен один из методов экологического воспитания - театрализованная деятельность. Метод активно используется в МБУДО ЦДО «Созвездие», г. Воронеж.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологический спектакль, ценностные ориентации, нравственно-этические и эстетические отношения.

Ни для кого не секрет, что учебный материал, поданный педагогом в интересной, необычной, нетривиальной форме, запоминается лучше, находит отклик в душе ребенка, останется в памяти обучающихся надолго.

Дополнительное образование с его вариативностью, разнообразием направлений деятельности, отсутствием обязательных стандартов предоставляет педагогу бесконечное множество возможностей провести занятие творчески, интересно и занимательно для детей.

Прекрасно показывает себя практика обращения на занятиях к театральной деятельности, использование ее элементов, так как суть этой деятельности - игра - близка и понятна любому ребенку. Процесс работы над спектаклем, выбор произведения, читка, анализ, обсуждения, репетиции, выступления юных артистов-экологов открывают широчайшие возможности в формировании экологической культуры, позитивного отношения к природе, в воспитании экологически грамотного человека.

Представляем опыт постановки экологических спектаклей с детьми начальной школы в центре дополнительного образования детей «Созвездие» г. Воронежа. В 2019 учебном году в естественнонаучном отделе обучающиеся под руководством педагога Е. В. Ложкиной подготовили эколо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.