Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК» РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК» РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ШКОЛЬНЫЙ УРОК / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М. П.

Статья посвящена управлению качеством реализации инвариантного модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания образовательной организации. Особое внимание уделено методике оценки эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (урока). Даются рекомендации по её применению в практической деятельности общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК» РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ»

изяществом решений может самоутвердиться в опыте учащихся, сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования и передать ученику опыт предшествующих поколений.

Современный этап развития образования предъявляет педагогу серьезные требования и усиливает потребность в скорейшем формировании индивидуального стиля творческой педагогической деятельности. Миссия педагога не может заключаться лишь в фиксации происходящих перемен на уровне знаний. Он должен их отражать и в содержании образования, в форме подачи материала, методах организации, поскольку образование, по сути, является универсальной формой деятельности по воспроизводству всех форм культуры общества.

Примечания

1. Бирич И. А., Панченко О. Г. В поисках новой методологии образования: история, современность, прогнозы : монография. - М. ; Екатеринбург : Урал. изд-во «Большая Медведица», 2010. - 256 с.

2. Савостьянов А. И. Артистизм педагога как наиважнейший компонент его профессиональной культуры // Перспективы исследования современных проблем педагогики / отв. ред. С. А. Козлова ; сост. Г. М. Код-жаспирова. - М. : Изд-во «Экон-Информ», 2017. - 254 с.

3. Савостьянов А. И. Роль артистизма в педагогической культуре современного преподавателя // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. - М. : АПК и ППРО, 2016. - 200 с.

4. Смирнов Д. В. Педагогическое искусство: сюжеты и ассоциации на «заданную» тему! // Педагогическое искусство. 2017. № 1. - С. 134-147.

М. П. Нечаев

Оценка эффективности воспитательного воздействия учебного занятия как инструмент управления качеством реализации модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания

Статья посвящена управлению качеством реализации инвариантного модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания образовательной организации. Особое внимание уделено методике оценки эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (урока). Даются рекомендации по её применению в практической деятельности общеобразовательной организации.

Ключевые слова: примерная программа воспитания, рабочая программа воспитания, школьный урок, воспитательный потенциал урока, оценка эффективности воспитательного воздействия учебного занятия.

1 сентября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», который определяет ключевые подходы к содержанию и результатам воспитания и раскрывает механизмы организации воспитательной работы в образовательной организации [2].

С сентября 2021 г. все общеобразовательные организации реализуют рабочие программы воспитания в образовательной организации на основе примерной программы воспитания, разработанной сотрудниками Института стратегии развития образования РАО и утвержденной на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2 июня 2020 г. [1, 2]

Назначение примерной программы воспитания - помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания.

Рабочая программа воспитания должна показать, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т. п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией [1].

Модуль «Школьный урок» является одним из важных инвариантных модулей третьего раздела рабочей программы воспитания. Его наличие в программе предполагает описание видов, форм и содержания деятельности, позволяющее ответить на вопросы:

- как найти, актуализировать, эффективно реализовать и развивать воспитательный потенциал учебного занятия (урока);

- каким образом можно проводить уроки на основе концепции воспитывающего обучения;

- как сделать школьный урок органической частью воспитательной системы образовательной организации;

- какие управленческие решения помогут достичь нового качества образования на основе интеграции процессов обучения и воспитания?

Педагогический анализ в реализации модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания является важной составляющей её успеха. В этой связи рассмотрим методику оценки эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (урока).

Цель - определить эффективность воспитательного воздействия учебного занятия (урока) и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.

При наблюдении за уроком мы рекомендуем использовать метод «фотографии» учебного занятия, который включает в себя фиксацию положительных и отрицательных сторон деятельности участников педагогического процесса (табл. 1).

Таблица 1

Наблюдение за учебным занятием

Ход учебного занятия Ценное в работе (положительное) Что требует доработки (отрицательное)

у педагога у обучающихся у педагога у обучающихся

Сбор информации по результатам наблюдения для количественного анализа эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (урока) ведется по 35 показателям. Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе (0, 1 и 2 балла) согласно индикаторам оценивания (табл. 3). Полученный результат оформляется в виде таблицы «Анализ воспитательного воздействия учебного занятия» (табл. 2) для подсчета суммарного балла по всем показателям и определения эффективности воспитательного воздействия учебного занятия.

Таблица 2

Анализ воспитательного воздействия учебного занятия

№ показателя Показатель Оценка

1 Тема занятия

Цель:

2 Воспитательная

3 Развивающая

4 Обучающая

5 Оборудование, ТСО

Качество подготовки:

6 Учителя

7 Обучающихся

Содержание занятия:

8 Научность

9 Связь с жизнью, практикой

10 Межпредметные связи

11 Приобретение новых знаний

12 Закрепление умений и навыков

Воспитательная сторона занятия:

13 Воспитание через содержание

14 Воспитание через формы обучения

15 Воспитание через организацию учебного занятия

16 Обстановка на занятии, психологический климат

Отношение учеников к занятию:

17 Ответственность

18 Интерес

19 Активность

20 Дисциплинированность

Методы ведения занятия:

21 Самостоятельная работа обучающихся

22 Элементы творчества обучающихся и учителя

23 Эмоциональный фон занятия

24 Развитие эстетического вкуса

Личность учителя:

25 Внешний вид

26 Культура речи

27 Актерское мастерство

28 Стиль общения

29 Умение удерживать внимание обучающихся

30 Умение владеть ситуацией на уроке

Результативность занятия:

31 Влияние занятия на совершенствование качества знаний

32 Влияние занятия на совершенствование навыков и умений

33 Влияние занятия на совершенствование культуры речи

34 Влияние занятия на мотивацию дальнейшего обучения

35 Рефлексия, самоанализ учебной деятельности обучающихся

Суммарный балл (^ факт):

Эффективность, %:

Таблица 3 Индикаторы оценивания

№ показателя Показатель Индикаторы оценивания

«2» балла -показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне «1» балл -показатель проявил себя частично «0» баллов -показатель не проявил себя

1 Тема занятия Учитель организует представление учащимся темы и целей урока, обязательных результатов обучения в соответствии с Учитель предъявляет обучающимся тему и цели урока, но не связывает их конструктивно с общей темой и с содержанием кон- Тема и цели урока либо не предъявляются, либо предъявляются без связи с общей темой и дальнейшей проверкой в кон-

Цель:

2 Воспитательная

3 Развивающая

4 Обучающая обязательным минимумом. Связывает цели урока с общими целями темы. Показывает, как цели данного урока будут проверяться в контрольных работах. Связывает представляемые цели и результаты с субъектным опытом учеников. Открывает для ученика над- и межпредметные цели: развивающие, воспитательные трольных работ. Предъявляются преимущественно предметные цели. Развивающие и воспитательные цели раскрываются недостаточно трольных работах. Предъявляются только предметные цели. Развивающие и воспитательные цели остаются скрытыми для обучающихся

5 Оборудование, ТСО Формы работы с оборудованием и ТСО на уроке выбраны с учётом их целесообразности, а время, отведенное на эту работу, оптимально Учитель использует необходимое оборудование и ТСО, однако способы использования не всегда и/или недостаточно оптимальны. Время, отведённое на работу с оборудованием и ТСО, неправомочно завышено или недостаточно Учитель не использует оборудование и ТСО тогда, когда это необходимо и подкреплено материальными возможностями (есть видеофильмы, компьютерные программы, слайды и т. д.)

Качество подготовки Учебное занятие продумано и подготовлено системно, на высоком уровне. Обучающиеся класса имеют оптимальный уровень готовности к проведению учебного занятия Учебное занятие хорошо продумано и подготовлено на высоком уровне. Большинство обучающихся класса имеют оптимальный уровень готовности к проведению учебного занятия Не все этапы учебного занятия продуманы и подготовлены на высоком уровне. Большинство обучающихся класса не имеют оптимальный уровень готовности к проведению учебного занятия

6 Учителя

7 Обучающихся

Содержание занятия: Содержание учебного материала соответствует требо- Содержание учебного материала не всегда соответ- При отборе учебного содержания учитель не руко-

8 Научность

9 Связь с ваниям использу- ствует требовани- водствуется требо-

жизнью, емой программы и ям стандарта - ваниями государ-

практикой обязательного ми- иногда неправо- ственного стан-

10 Межпред- нимума, учитывает мочно завышается, дарта, воспита-

метные воспитательный а иногда - занижа- тельный ресурс

связи ресурс содержания ется. Воспитатель- содержания учеб-

11 Приобре- учебного занятия. ный ресурс содер- ного занятия не

тение но- В содержании обу- жания учебного учитывается. В со-

вых зна- чения превалирует занятия учитыва- держании обуче-

ний формирование ется частично. В ния учитывается

12 Закрепле- научных представ- содержании обу- не в полной мере

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ние уме- лений, понятий, чения учитывается или не учитывает-

ний и законов, теорий, формирование ся формирование

навыков специальных и научных представ- научных представ-

общеучебных уме- лений, понятий, лений, понятий,

ний и навыков. законов, теорий, законов, теорий,

Этот процесс одно- специальных и специальных и

временно содей- общеучебных уме- общеучебных уме-

ствует решению ний и навыков. ний и навыков, что

задач воспитания и Однако этот про- в итоге не содей-

развития, форми- цесс не в полной ствует решению

руя диалектико- мере содействует задач воспитания и

материалистиче- решению задач развития, форми-

ское мировоззре- воспитания и раз- рованию диалек-

ние обучаемых вития, формированию диалектико-материалистического мировоззрения обучаемых тико- материалистического мировоззрения обучаемых

Воспитательная В содержании В содержании В содержании

сторона занятия учебного занятия учебного материа- учебного занятия

13 Воспита- учитывается вос- ла не в полной ме- не учитывается

ние через питательный по- ре представлены воспитательный

содержа- тенциал урока. Со- мировоззренче- потенциал урока. В

ние держание учебного ские идеи, факты предметный мате-

материала обра- из истории и тео- риал мировоззрен-

щает учащихся к рии изучаемых ческие идеи, факты

гуманитарным наук, жизненная из истории и тео-

идеям образования позиция и челове- рии изучаемых

через включение в ческие качества наук, жизненная

ткань предметного ученых, писателей позиция и челове-

материала фило- художников, ком- ческие качества

софских, аксиоло- позиторов, исто- ученых, писателей

гических, истори- рических деятелей художников, ком-

ко-научных зна- и т. п. позиторов, исто-

ний, биографий рических деятелей

ученых и т. п. и т. п. не включены

14 Воспитание через формы обучения Формы деятельности обучающихся на уроке разнообразны, выбраны в соответствии с предметной логикой и особенностями обучающихся. Оптимально сочетаются индивидуальные, групповые и парные формы работы Формы деятельности обучающихся на уроке разнообразны, но выбраны в соответствии только с предметной логикой На уроке используются одна-две формы деятельности обучающихся. При выборе форм работы для ученика учитель опирается лишь на логику предмета

15 Воспитание через организацию учебного занятия Организация учебного занятия является рациональной. Обучающиеся приобщены к научной организации труда. Условия обучения способствуют эстетическому воспитанию обучающихся Организация учебного занятия в основном является рациональной. Обучающиеся приобщаются к научной организации труда. Условия обучения способствуют эстетическому воспитанию обучающихся Организация учебного занятия не является рациональной. Условия обучения требуют улучшения

16 Обстановка на занятии, пси-хологиче-ский климат Обстановка на занятии доброжелательная. Психологический климат благоприятный Обстановка на занятии доброжелательная. Психологический климат ненапряженный Психологический климат на занятии напряженный

Отношение учеников к занятию: Отмечается высокая активность обучающихся на занятии, они проявляют интерес к учению, ответственность и дисциплинированность Отношение большинства обучающихся к занятию отличается высокой активностью и интересом к учению, ответственностью и дисциплинированностью Отношение большинства обучающихся к занятию не отличается высокой активностью и интересом к учению, ответственностью и дисциплинированностью

17 Ответственность

18 Интерес

19 Активность

20 Дисциплинированность

Методы ведения занятия: Методы обучения разнообразны и выбраны в соответствии с предметной логикой и Методы обучения разнообразны, но выбраны в соответствии только с предметной логи- На уроке используются один-два метода обучения. При выборе метода учитель опирается

21 Самостоятельная работа

обучающихся особенностями контингента. Учитель отводит оптимальный объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Учитель организует уровневую дифференциацию и индивидуализацию самостоятельной работы. Стимулируется и проявляется творчество обучающихся кой. Самостоятельная работа обучающихся организована без достаточной дифференциации (в основном по объему и сложности). Стимулируется творчество обучающихся, проявляются его элементы лишь на логику предмета. Самостоятельная работа обучающихся практически не дифференцирована. Творчество обучающихся не стимулируется

22 Элементы творчества обучающихся и учителя

23 Эмоциональный фон занятия Учебное занятие проводится на эмоциональном фоне в течение всего времени урока Учебное занятие проводится на эмоциональном фоне в течение основного времени урока Учебное занятие проводится неэмоционально

24 Развитие эстетического вкуса Учебное занятие в полной мере нацелено и способствует развитию эстетического вкуса у обучающихся Учебное занятие способствует развитию эстетического вкуса у обучающихся Учебное занятие не способствует развитию эстетического вкуса у обучающихся

Личность учителя: Учитель является эмоциональным, деловым и информационным лидером. Оптимально использует все точки опоры имиджа педагога Учитель является эмоциональным, деловым и информационным лидером. Использует основные точки опоры имиджа педагога Учитель не в полной мере является эмоциональным, деловым и информационным лидером. Частично использует точки опоры имиджа педагога

25 Внешний вид

26 Культура речи

27 Актерское мастерство

28 Стиль общения

29 Умение удерживать внимание учащихся

30 Умение владеть ситуацией на уроке

Результативность занятия:

31 Влияние

занятия на

совершен-

ствование

качества

знаний

32 Влияние

занятия на

совершен-

ствование

навыков и

умений

33 Влияние

занятия на

совершен-

ствование

культуры

речи

34 Влияние

занятия на

мотива-

цию даль-

нейшего

обучения

35 Рефлексия,

самоана-

лиз учеб-

ной дея-

тельности

Оптимальный или достаточный уровень достижения поставленных целей (65-100% степень обученности учащихся (СОУ), выполнения всех задач. После урока обучающиеся удовлетворены собственной деятельностью, у них хорошее настроение, отсутствие ощущения усталости. Учитель демонстрирует высокий уровень навыков организации самоанализа учебной деятельности обучающихся. Обучающиеся умеют анализировать свою деятельность и результативность учебного занятия

Недостаточный или критический уровень достижения поставленных целей, выполнения всех задач (50-64% СОУ). Обучающиеся после урока могут быть слегка уставшими. Учитель организует коллективный анализ учебной деятельности обучающихся

Недопустимый уровень достижения поставленных задач (ниже 50% СОУ). Обучающиеся после урока уставшие. Учитель практически не владеет навыками организации самоанализа учебной деятельности обучающихся. Этап рефлексии отсутствует

Эффективность воспитательного воздействия учебного занятия рассчитывается по следующей формуле:

L факт

Эффективность = —--100%,

L max

где LФакт - суммарное количество баллов по всем показателям; L max - количество показателей, умноженное на два (L max = 35 • 2 = 70).

При этом если какой-либо показатель не может проявиться на данном учебном занятии в силу особенностей типа урока или специфики учебного предмета, он не оценивается, а Lmax пропорционально уменьшается.

Обработка результатов:

•высокая эффективность (оптимальный уровень) - 100-85%;

•средняя эффективность (допустимый уровень) - 84-60%;

•низкая эффективность (критический уровень) - 59-50%;

•очень низкая эффективность (недопустимый уровень) < 50%.

Полученные данные можно представить также в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат - полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направления дальнейшей методической работы ОУ.

Заключение по анализу воспитательного воздействия учебного занятия оформляется в виде аналитической справки, которая состоит из трех частей - вводной, основной и итоговой.

Во вводной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т. е. осуществить анализ по формуле «результат ^ факторы ^ причины».

В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положительный).

Также отметим, что предложенные разработки по оценке эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (урока) можно использовать в двух режимах. Во-первых, как мониторинг - тогда необходимо включить рассматриваемые показатели в единый мониторинг качества уроков. Во-вторых, как микроисследование - например, к тематическим педсоветам «Воспитательный ресурс современного учебного занятия (урока)», «Воспитание в процессе обучения», «Обучение, воспитание и развитие личности обучающегося в едином образовательном пространстве» и т. п.

В заключение подчеркнём, для того чтобы рабочая программа воспитания получила высокую экспертную оценку и отражала реальные особенности воспитательной системы образовательной организации, будучи «живым» и рабочим документом, необходимо предварительно организовать коллективный анализ воспитательной системы школы и коллективное планирование её развития.

Примечания

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175600/8f794304f87d0a73 627377dcbce2a62cf5263b06 (дата обращения: 15.08.2021).

2. Апробация и внедрение примерной программы воспитания» [Электронный ресурс]. - URL: http://form.instrao.ru (дата обращения: 15.08.2021).

Е. В. Харунжева, И. В. Грылёв

Теоретические основы использования сторителлинга в образовательном процессе

Практика рассказывания различных историй (сказок, былин, притч, басен и т. п.) началась немногим позднее возникновения речи как таковой. Термин «сторителлинг» начал использоваться в образовании в XXI веке, после обретения популярности и признания в областях журналистики и бизнеса. В ходе анализа тематической литературы найдены его виды, произведено разделение по признакам классификации. Также выделены присущие сторителлингу качества личностного развития, правила эффективности истории.

Ключевые слова: сторителлинг, рассказывание истории, виды сторителлинга, правила сторителлинга, критерии эффективности рассказа, образование, обучение, методы обучения, образовательные технологии.

Термин «сторителлинг» довольно молод. В русском языке используется транслитерация английского слова «storytelling», образованного путём объединения слов «story» (история, рассказ) и «tell» (говорить, рассказывать, сообщать). Дословно оно переводится как «рассказывание истории». Как известно, человек начал рассказывать истории с момента формирования речи как таковой. Древние люди обменивались между собой информацией различных категорий. Из поколения в поколение передавалась накопленная за годы жизни мудрость, такая как навыки строительства жилищ и убежищ, охоты, рыбалки, аграрного дела и т. д. С развитием языка и культуры формы и масштабы (от одной семьи до всего человечества) передаваемой информации также развивались и менялись, возникали новые. Появились сказки, басни, сказания, мифы, легенды, песни, которые люди передавали, коммуницируя.

Хотя практика рассказывания историй существует с незапамятных времён, рассматривать её в контексте образовательной технологии начали лишь в XXI веке, после того как она прочно закрепилась и обрела популярность в таких областях деятельности, как журналистика и бизнес [1, 2, 3, 4].

В результате терминологического анализа было решено сформулировать собственную трактовку определения сторителлинга в рамках исследования его применения с целью повышения интереса школьников к науке и технике. Согласно этой трактовке, образовательный сторителлинг представляет собой технологию преподнесения специальной информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.