Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОСТТРЕНИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МИКРООБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Антонина Игоревна, Котова Елена Валерьевна

Лидирующая в настоящее время концепция непрерывного образования делает различные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека одним из приоритетов государственной политики в этой сфере. Корпоративное образование как одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая тесно связана с изменениями в реальном секторе экономики, с производством. Цель корпоративной системы обучения - повысить эффективность работы каждого преподавателя лично и всего учебного заведения. Задачи, которые мы ставим при внедрении корпоративной системы обучения: приобретение новых навыков в области современных технологий; организация специального обучения и профессиональное развитие для сотрудников колледжа; создание эффективного коммуникационного процесса. Методология. Методологической основой исследования выступили принципы деятельностного подхода и системности в анализе практики корпоративного обучения. Результаты. Проведенный анализ системы корпоративного обучения преподавателей колледжа доказывает, что цифровые компетенции представляют собой компетенции высокого уровня, в формировании которых необходимо задействовать как формы формального, так и неформального обучения. Именно неформальное обучение как корпоративная система способна повысить мотивацию преподавателей, а также вовлечь их в практики инновационного обучения. Заключение. Разработанная система корпоративного обучения способствовала качественному развитию цифровых навыков у преподавателей колледжа, это выражается в высоком уровне мотивации педагогов к овладению цифровыми знаниями, а также способствовала увеличению количественных показателей вовлеченности преподавателей к участию в профессиональных конкурсах и конференциях с использованием цифровых образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Антонина Игоревна, Котова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A CORPORATE TRAINING SYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The currently leading concept of continuing education makes various forms of education and socialization throughout a person’s life one of the priorities of state policy in this area. Corporate education as one of the most important subsystems of adult continuing education, which is closely related to changes in the real sector of the economy, with production.The main goal of creating a corporate training system (COE) in our college is to increase the efficiency of each teacher personally and the entire educational institution.Tasks that we set when implementing a corporate training system: Acquisition of new skills in the field of modern technologies. Organization of special training and professional development for college staff. Creation of an effective communication process.Methodology. The methodological basis of the study was the principles of an activity-based approach and consistency in the analysis of corporate training practices.Results. The analysis of the corporate training system of college teachers proves that digital competencies are high-level competencies, in the formation of which it is necessary to involve both forms of formal and informal learning. It is informal learning as a corporate system that can increase the motivation of teachers, as well as involve them in innovative learning practices. Conclusion. The developed corporate training system has contributed to the qualitative development of digital skills among college teachers, this is reflected in the high level of motivation of teachers to master digital skills and knowledge, as well as increased indicators of teachers’ involvement in professional competitions and conferences using digital educational technologies.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Разработка системы корпоративного обучения в условиях цифровизации

Полякова Антонина Игоревна,

цифровой тьютор ГАПОУ «Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий» E-mail: a.polyakova@kasict.ru

Котова Елена Валерьевна,

кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического отдела ГАПОУ «Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий» E-mail: e.kotova@kasict.ru

Лидирующая в настоящее время концепция непрерывного образования делает различные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека одним из приоритетов государственной политики в этой сфере. Корпоративное образование как одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая тесно связана с изменениями в реальном секторе экономики, с производством. Цель корпоративной системы обучения - повысить эффективность работы каждого преподавателя лично и всего учебного заведения.

Задачи, которые мы ставим при внедрении корпоративной системы обучения: приобретение новых навыков в области современных технологий; организация специального обучения и профессиональное развитие для сотрудников колледжа; создание эффективного коммуникационного процесса. Методология. Методологической основой исследования выступили принципы деятельностного подхода и системности в анализе практики корпоративного обучения. Результаты. Проведенный анализ системы корпоративного обучения преподавателей колледжа доказывает, что цифровые компетенции представляют собой компетенции высокого уровня, в формировании которых необходимо задействовать как формы формального, так и неформального обучения. Именно неформальное обучение как корпоративная система способна повысить мотивацию преподавателей, а также вовлечь их в практики инновационного обучения. Заключение. Разработанная система корпоративного обучения способствовала качественному развитию цифровых навыков у преподавателей колледжа, это выражается в высоком уровне мотивации педагогов к овладению цифровыми знаниями, а также способствовала увеличению количественных показателей вовлеченности преподавателей к участию в профессиональных конкурсах и конференциях с использованием цифровых образовательных технологий.

Ключевые слова: корпоративное обучение, посттренинговое сопровождение, микрообучение, цифровые компетенции.

Введение

Под корпоративной системой обучения (далее -СКО) мы понимаем ряд мер, направленных на оптимизацию навыков, способностей и знаний преподавателей и мастеров производственного обучения, используемых в образовании, с точки зрения стратегии развития, принятой в образовательном учреждении.

Согласно законодательству нашей страны система дополнительного профессионального образования, может быть дополнена элементом корпоративного образовательного контента. Корпоративное образование включает в себя: программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, внешние и внутренние формы получения дополнительного профессионального образования.

В настоящее время корпоративное образование в нашей стране не выделено в отдельное направление в «Законе об образовании РФ». Однако на практике отечественные организации довольно активно используют эту форму обучения, создают учебные центры и тратят значительное количество денег на образование. Некоторые крупные компании имеют собственные корпоративные университеты.

По оценкам, исследователей Технического университета Уральской горно-металлургической компании, доктора экономических наук Долженко Руслана Алексеевича, средний и крупный отечественный бизнес вкладывает в образование 1-2% от фонда оплаты труда, аналогично в годовом бюджете рабочего времени среднестатистического российского работника на образование уходит не больше 1-2 дней. Лишь некоторые крупнейшие компании России инвестируют в обучение большие суммы и стимулируют сотрудников учиться 5-8 дней в году [1].

Методология

Рассмотрим этапы реализации системы корпоративного обучения, которая применяется в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий» (далее - ГАПОУ ККАСиЦТ). Организация СКО включает в себя:

1. Анализ потребностей преподавателей в обучении;

2. Процесс обучения (разработка плана, обучение

фокус-группы, обучение целевых групп);

3. Оценка результатов обучения.

Первый этап этого цикла включает анализ потребностей в обучении и развитии. Анализ по-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

требностей организации в обучении проводится с помощью анкет и интервью. Этот опрос основан не на принципе проверки знаний преподавателей, а на том, какие идеи они хотели бы реализовать в своей профессиональной деятельности. Поэтому мы не задавали вопросы по типу: «Какое обучение Вам нужно?». Мы хотели понять потребности преподавателей, поэтому мы спрашивали: «Что нужно изменить в своей работе, что устраивает, что не устраивает, какой должен быть результат, какие существуют сложности, что беспокоит?» После определения требований необходимо составить корпоративный план обучения.

Основными аспектами корпоративного обучения преподавателей могут быть:

• Функциональное обучение, направленное на повышение качества образования в области преподаваемых предметов и методов обучения;

• Развитие навыков использования информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и связываем эту область с цифровыми возможностями преподавателей;

• Развитие социальных навыков, таких как общение, командная работа, решение проблем, принятие решений, управление временем и способность мотивировать себя и других, мы рассматриваем этот аспект наряду с проектным обучением и бережливым производством.

На втором этапе мы начали реализовывать СКО через следующие формы обучения: а) внутренние семинары.

• Информационно-консультационные семинары направлены на передачу информации, необходимой для выполнения образовательных задач и непосредственных должностных обязанностей. В данной форме были проведены семинары «Сопровождение проектной деятельности» (2021 г.), «Современные подходам к аттестации педагогических работников» (2021 г.), «Инновационный потенциал наставничества в СПО» (2021 г.), «Тренды образования» (2021 г.), «Бережливые технологии в образовании» (2021 г.), «Организация работы преподавателя СПО» (2022 г.), «Возможности мобильного обучения» (2022 г.), все перечисленные мероприятия были организованы в формате мастер-класса, тренинга.

• Практические семинары - отработка практических знаний и функциональных навыков. Данную форму мы использовали при проведении таких семинаров, как «Организация работы в ЭОС Мудл», «Разработка цифровых инструментов», а также была проведена игра «Технология Бережливого производства как современный метод организации труда». В этой форме мы организовывали мероприятия в формате игры, спринта (короткий практический семинар), марафона, ворк-шопа, микрообучения.

• Проблемно-проектные семинары - решение конкретных профессиональных задач под руководством внутреннего или внешнего экспер-

та, в этой форме были проведены мероприятия «Метод кейсов: особенности использования в системе образования» (2021 г.), «Методы фасили-тации групповой работы» (2021 г.), «Стратегическая сессия по планированию развития колледжа» (2021 г.), «Стратегическая сессия по планированию международного сетевого взаимодействия» (2021 г. и 2022 г.). В данной форме мы использовали форматы стратегической сессии, фасилита-ции, кейс-стади.

После проведенных мероприятий каждый участник обучения может восстановить и восполнить свои знания и умения самостоятельно, используя интерактивную доску «Система корпоративного обучения в ГАПОУ ККАСиЦТ. Посттренин-говое сопровождение» на платформе Padlet.

На доске собран материал, который мы наработали за год работы в направлении внедрения корпоративного обучения и данный материал можно использовать, как посттренинговое сопровождение. В процессе опроса преподавателей, который представлен на интерактивной доске, мы выделили три направления в которых преподаватели хотели бы развиваться. Это проектное обучение (выделено розовым), цифровая грамотность (выделено зеленым цветом) и бережливые технологии (выделено синим).

В качестве вида поттренингового сопровождения мы в каждом из этих направлений использовали

б) внутренние стажировки и наставничество, направленные на практическое освоение профессиональных технологий под руководством опытных сотрудников, в нашем колледже с прошлого года действует программа наставничества, 9 пар успешно работали в этом направлении;

в) внутренние тренинги, направленные на формирование навыков деловой эффективности и управленческих навыков, например, к таким тренингам мы можем отнести тренинг по бережливому производству, проектному обучению, методам фасилитации;

г) дистанционное обучение, которое сейчас уже является самостоятельным видом обучения.

Мы использовали такие виды дистанционного обучения:

• электронные курсы, мы предлагаем в качестве посттренингового сопровождения по темам «Педагогический дизайн», «Дизайн-мышление в цифровой среде», «Проектный менеджмент» и другие;

• видео-семинары, которые направлены на конкретизацию и контроль усвоения информации, полученной при прохождении электронных курсов и самостоятельной подготовки, в процессе реализации корпоративного обучения были проведены семинары по темам «Методы разработки цифрового портфолио», «Цифровая грамотность педагога. Онлайн-доски в работе преподавателя»;

д) внешние семинары, направленные на получение информации, необходимой отдельным специалистам по направлениям их деятельности

в интересах ОУ, с целью решения конкретных задач или активного представительства в определенной профессиональной сфере. На доске представлены такие вебинары, как «Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога», «Отечественные цифровые инструменты в работе учителя».

е) самостоятельная подготовка, направленная на освоение новых знаний и навыков по направлениям деятельности сотрудников, постоянное повышение профессиональной квалификации в целях соответствия требованиям к занимаемой должности и профессионального развития;

Как было написано выше, в результате работы с преподавателями мы выявили, что наибольший интерес вызывают такие направления, как проектная деятельность, цифровые компетенции и бережливое производство. В направлении проектной деятельности были разработаны три дистанционного курса в ЭОС Moodle.

В качестве постобучения или посттренинго-вого сопровождения мы предлагаем пройти курс по программам «Дизайн-мышление в цифровой среде», «Проектный менеджмент», «Педагогический дизайн».

В курсе по дизайн-мышлению мы предлагаем рассмотреть три принципа:

• эмпатия: умение поставить себя на место другого человека, понять его чувства и эмоции;

• широта мышления: способность охватить проблему и в целом, и во всех возможных деталях;

• эксперименты: готовность пробовать, ошибаться и пробовать снова.

Метод дизайн-мышления подходит для создания ориентированных на человека продуктов и услуг. Его применяют, чтобы преодолеть стереотипы и решить задачу нестандартно.

В курсе по педагогическому дизайну мы рассматриваем вопросы по созданию дистанционных курсов, проектируем структуру курса, выбираем формы представления материала обучающимся.

В курсе проектный менеджмент рассмотрены пять основных функций проектного менеджмента.

1. Целеполагание. Заключается в постановке одной или нескольких целей и разработке концепции их достижения.

2. Планирование. Предполагает разработку стратегии и маркетингового плана, распределение ресурсов, определение бюджета и сроков выполнения.

3. Организация. Подразумевает реализацию плана, подготовку команды, обмен информацией.

4. Мотивация. Предполагает внедрение системы для эффективного стимулирования работы каждого члена команды и достижения поставленных целей.

5. Контроль. Заключается в оценке качества выполняемых работ, мониторинге сроков и бюджета, подготовке отчетов.

Знания и умения, формируемые у преподавателей на данных курсах, необходимы для организации индивидуального проектирования и для

подготовки педагогических проектов на различные конкурсы.

Для преподавателей основ проектной деятельности и индивидуального проекта мы разработали интерактивную доску «Основы проектной деятельности». Подобрали внешние бесплатные курсы по направлению проектной деятельности такие, как «Основы проектной деятельности по ФГОС», «Как стать наставником проектов», предложили цифровые ресурсы для реализации проектов и цифровые упражнения в качестве геймифика-ции. Преподаватель также с помощью нашей интерактивной доски может проверить свои знания по проектной деятельности с помощью теста.

Требования к профессиональной компетентности преподавателей обновляются в связи с прогрессивным развитием технологичности общества и цифровизацией. В «Профессиональном стандарте педагога профессионального образования» от 2015 г. № 608н говорится о необходимости преподавателями обладать такими профессиональными умениями как: «применять современные технические средства обучения... осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы» [13]. По мнению С.В. Авилкиной [1], Л.М. Андрюхиной [2], Н.В. Ломовцевой[4], В.И. Ко-лыхматов [8], А.А. Шариков [17] именно подготовка информационно грамотного преподавателя профессионального образования является одним из главных условий в развитии показателей цифровых навыков у студентов как будущих специалистов, и как следствие окажет влияние на развитие цифровой экономики.

В рамках корпоративного обучения ГАПОУ ККАСиЦТ по направлению «цифровая компетентность» был разработан сайт «Центр цифровых компетенций ГАПОУ ККАСиЦТ». На сайте можно восстановить знания по работе с цифровыми инструментами, принять участие в конкурсах, написать вопросы разработчикам. На страницах сайта представлены такие разделы, как конкурсы, конференции по уровням образования, дистанционный курс «Педагогический дизайн» - этот курс можно изучить без регистрации и подходит такой формат работы для преподавателей других образовательных учреждений. Для преподавателей нашего колледжа этот курс сформирован в ЭОС Moodle и написано о нем было в направлении «Проектное обучение».

На сайте также есть страница, посвященная микрообучению, на странице размещены видеоролики, позволяющие понять возможности цифровых платформ и даже самостоятельно разработать интерактивные упражнения на основе алгоритмов, представленных в видеороликах. Микрокурсы разработаны по цифровым ресурсам Learnis, Quiziz, MS Powerpoint, CoreApp, Borisbot, а также есть информация по использованию бесплатных сервисов для работы на странице «Бес-

сэ о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

платные полезные сервисы». Обучающие приложения представлены в разделе «Обучающие приложения для смартфонов», также есть страница для связи с разработчиками «Страница разработчика».

По направлению цифровая компетентность были разработаны сайт с практиками корпоративного обучения, телеграм - канал «Цифровой гуманитарий», телеграм - канал «Курсы ККАСиЦТ», образовательный курс «Изучаем Яндекс». Также 2021 году была реализована программа марафона «Цифровой ликбез - финансовая грамотность» в котором приняли участие все цикловые методические комиссии нашего колледжа, программа по дням марафона полностью представлена на сайте ГАПОУ ККАСиЦТ в разделе «Дополнительное образование», «Марафоны».

В рамках корпоративного обучения по направлению цифровая компетентность мы приняли участие в вебинарах: в формате баркемпа по теме «Корпоративное обучение в формате bite-size learning»; в формате каскадных воркшопов по теме «Онлайн-доски в работе преподавателя» и «Методы разработки цифрового портфолио». Все вебинары размещены на интерактивной доске и участники корпоративного обучения могут обратиться к ним в любой момент. На доске «Система корпоративного обучения» есть также посты, расширяющие знания по выбранным направлениям корпоративного обучения:

• О сторонних вебинарах по актуальным темам цифровизации, например, «Отечественные цифровые инструменты в работе учителя», «Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога».

• О статьях по направлению цифровая компетентность.

• О визуальных конспектах, которые упрощают быстрое восстановление навыков, полученных на обучающих мероприятиях в колледже.

• О конкурсах, акциях и др.

• Об элементах геймификации обучения, которые включают интерактивные упражнения.

В оценке эффективности корпоративного обучения мы взяли самый известный и распространенный подход - это модель, разработанная Дональдом Киркпатриком (Donald Kirkpatrick) в конце 50-х гг. ХХ века. За это время она доказала свою практичность, удобство в использовании, и, главное, для нее характерно наличие внутренней логики, позволяющей обучающимся и исполнителям обучения оценивать различные стороны проделанной работы не с точки зрения входных результатов (сколько было затрачено средств на образование, какие преподаватели привлекались), но с позиции результатов (насколько удовлетворены обучающиеся, как изменилось их поведение, какой эффект получила организация).

Д. Киркпатрик выделил 4 уровня в оценке эффективности обучения.

1 уровень - реакция. На нем можно узнать, в какой степени участники обучения после его

проведения реагируют на обучающие события. В нашем случае это 93,75% преподавателей проявили интерес к дальнейшему обучению.

2 уровень - научение. На данном уровне оценивается, насколько участники обучения смогли приобрести ожидаемые знания, представления, установки после участия в обучающем событии. Методом опроса мы установили, что 72,5% обучающихся были удовлетворены приобретенными знаниями и умениями.

3 уровень - поведение. Предполагается, что на данном уровне должно оцениваться, каким образом участники применяют на своих рабочих местах то, что они изучили во время обучения. По анализу проведенных открытых занятий и административного контроля, среди обучающихся по системе корпоративного обучения мы определили, что 52,5% используют на практике полученные знания и умения.

4 уровень - результаты. Самый сложный уровень, на котором изучается, в какой степени изменения в результатах деятельности организации являются следствием обучающих мероприятий и последующих постобучающих или посттренин-говых событий. В нашем случае на этот уровень вышли 27,5% участников обучения, и мы считаем, что вклад этих педагогов является значительным в формирование рейтинга образовательного учреждения.

Результаты

На основе мониторинга был сформирован интерактивный график - дашборд, где учитывались все мероприятия, в которых участвовали преподаватели, все учтенные в дашборде мероприятия влияют на рейтинг ПОО и, соответственно, являются результатом деятельности организации.

На основе анализа дашборда мы получили следующие данные, во втором полугодии 2021 года количество призовых мест составило 16 дипломов, а в первом полугодии 2022 года - 52 диплома. Таким образом, призовых документов стало в 3.25 раза больше предыдущего периода, что свидетельствует о положительной динамике внедрения системы корпоративного обучения и влиянии её на результаты деятельности образовательного учреждения в целом.

Системообразующим фактором развития профессионального образования в России и мире являются именно информационные технологии, которые подвергают трансформации содержание, дидактику и средства обучения, а также требуют внутренних ресурсов и компетентностей педагогов, которые объединяются общим понятием «цифровая грамотность педагога». Поскольку цифровая грамотность представляет собой формирование компетенции высокого уровня, то формироваться она может в двух формах: во-первых, в качестве формального обучения, то есть в специализированных организациях (университеты, институты повышения квалификации пре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подавателей); во-вторых, в менее формальных, неструктурированных пространствах, таких как онлайн-сообщества, программы наставничества, корпоративные программы обучения. В этом контексте именно неформальные пространства следует использовать для повышения мотивации и вовлеченности педагогов для обучения цифровым знаниям и навыкам

Литература

1. Авилкина, С.В. Статистический анализ уровней цифровых компетенций преподавателей / С.В. Авилкина // Статистика и экономика. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/statisticheskiy-analiz-urovney-tsifrovyh-kompetentsiy-prepodavateley (дата обращения: 27.11.2022).

2. Андрюхина, Л.М., Ломовцева, Н.В., Садов-никова, Н.О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения / Л.М. Андрюхина, Н.В. Ломовцева, Н.О. Садовникова. - Текст: электронный // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1 (40). URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/kontsepty-tsifrovoy-didaktiki-kak-osnovaniya-proektirovaniya-operezhayuschego-obrazovaniya-pedagogov-professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 14.02.2022).

3. Булычева, Е.А. Внутрифирменное обучение педагогических работников техникума / Е.А. Булычева. - Текст: электронный // Образование. Карьера. Общество. 2016. № 2 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrifirmennoe-obuchenie-pedagogicheskih-rabotni (дата обращения: 01.10.2022).

4. Гаврилова, Л.Г., Топольник, Я.В. Цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность // Информационные технологии и средства обучения, Том: 61. № 5. 2017 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30393178(дата обращения: 15.09.2022).

5. Горелова, И.Н. Корпоративное обучение как элемент формирования и развития трудовых ресурсов в инновационной экономике / И.Н. Горелова. - Текст: электронный // Мир экономики и управления. 2016. № 3. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-kak-element-formirovaniya-i-razvitiya-trudovyh-resursov-v-innovatsionnoy-ekonomike (дата обращения: 07.10.2022).

6. Долженко, Р.А., Система корпоративного обучения: содержание, место в системе образования и основные подходы к реализации в компании. / Р.А. Долженко. - Текст: электронный // Профессиональное образование. Педагогическое образование в России - 2017. - № 3. С. 6-17. - URL: https://core.ac.uk/download/ pdf/84885771.pdf (дата обращения 28.09.2022).

7. Ключарев, Г.А. Об «Обучающихся организациях» и корпоративном образовании в инно-

вационном контексте / Г.А. Ключарев. - Текст: электронный // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ob-obuchayuschihsya-organizatsiyah-i-korporativnom-obrazovanii-v-innovatsionnom-kontekste (дата обращения: 01.11.2022).

8. Колыхматов, В.И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога / В.И. Колыхматов. - Текст: электронный // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 8 (186). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-i-navyki-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 27.02.2022).

9. Колесникова, Л.И. Корпоративная практика развития и повышения квалификации педагогов как объективная реальность / И.Н. Горелова. - Текст: электронный // Вестник ИГЛУ. 2013. № 3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ korporativnaya-praktika-razvitiya-i-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-kak-obektivnaya-realnost (дата обращения: 08.10.2022).

10. Малышева, В. А., Кабышева, С.А. Проблемы внутрифирменного профессионального обучения рабочих и служащих / В.А. Малышева, С.А. Кабышева. - Текст: электронный // Научные исследования в образовании. 2006. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnutrifirmennogo-professionalnogo-obucheniya-rabochih-i-sluzhaschih (дата обращения: 01.10.2022).

11. Погорелова, Т.М. Обучение преподавателей, инструкторов, наставников -условие повышения эффективной работы организации / Т.М. Погорелова. - Текст: электронный // // Научные исследования в образовании. 2006. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-prepodavateley-instruktorov-nastavnikov-uslovie-povysheniya-effektivnoy-raboty-organizatsii (дата обращения: 01.10.2022). kov-tehnikuma (дата обращения: 01.10.2022).

12. Программа 2035 г. Развития профессионально-педагогического образования «Профессионально-педагогические кадры России» (проект) // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1 (40). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/programma-2035-razvitiya-professionalno-pedagogicheskogo-obrazovaniya-professionalno-pedagogicheskie-kadry-rossii-proekt (дата обращения: 01.10.2022).

13. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N38993) https://www.volgmed.ru/up-loads/files/2017-10/74264-professionalnyj_stan-dart_pedagog_professionalnogo_obucheniya_ professionalnogo_obrazovaniya_i_dopolnitelno-go_professionalnogo_obrazovaniya.pdf (дата обращения: 02.02.2022)

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

14. Родин, А.И., Система корпоративного обучения как серьезный фактор профессионального развития кадров образовательной организации. / А.И. Родин. - Текст: электронный // URL: https://prodod.moscow/archives/1413 (дата обращения 28.09.2022).

15. Титов, В.Н. Эволюция и теоретические предпосылки становления концепции «Образование в течение жизни» / В.Н. Титов. - Текст: электронный // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-i-teoreticheskie-predposylki-stanovleniya-kontseptsii-obrazovanie-v-techenie-zhizni (дата обращения: 15.02.2022).

16. Узунова, Г.П., Каменский, А.М. Дополнительное профессиональное образование преподавателя колледжа как фактор его профессионального роста / Г.П. Узунова, А.М. Каменский. - Текст: электронный // Чи О. 2021. № 4 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-prepodavatelya-kolledzha-kak-faktor-ego-professionalnogo-rosta (дата обращения: 01.10.2022).

17. Шариков, А.А. Концепция цифровой грамотности: Российский опыт. / А.А. Шариков. -Текст: электронный // Коммуникации. Медиа. Дизайн, Том 3, № 3, 2018 URL: file:///C:/Users/ User/Downloads/8559-%23%23default.genres.ar-ticle%23%23-12720-2-10-20220111.pdf (дата обращения: 15.02.2022).

DEVELOPMENT OF A CORPORATE TRAINING SYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Polyakova A.I., Kotova E.V.

Kuzbass College of Architecture, Construction and Digital Technologies

The currently leading concept of continuing education makes various forms of education and socialization throughout a person's life one of the priorities of state policy in this area. Corporate education as one of the most important subsystems of adult continuing education, which is closely related to changes in the real sector of the economy, with production.

The main goal of creating a corporate training system (COE) in our college is to increase the efficiency of each teacher personally and the entire educational institution.

Tasks that we set when implementing a corporate training system: Acquisition of new skills in the field of modern technologies. Organization of special training and professional development for college staff. Creation of an effective communication process. Methodology. The methodological basis of the study was the principles of an activity-based approach and consistency in the analysis of corporate training practices.

Results. The analysis of the corporate training system of college teachers proves that digital competencies are high-level competencies, in the formation of which it is necessary to involve both forms of formal and informal learning. It is informal learning as a corporate system that can increase the motivation of teachers, as well as involve them in innovative learning practices. Conclusion. The developed corporate training system has contributed to the qualitative development of digital skills among college teachers, this is reflected in the high level of motivation of teachers to master digital skills and knowledge, as well as increased indicators of teachers' involvement in professional competitions and conferences using digital educational technologies.

Keywords: corporate training, post-training support, micro-training, digital competencies.

References

1. Avilkina, S.V. Statistical analysis of the levels of digital competencies of teachers / S.V. Avilkina // Statistics and economics. 2020. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/statisticheskiy-analiz-urovney-tsifrovyh-kompetentsiy-prepodavateley (accessed: 11/27/2022). (In Russian).

2. Andriukhina, L.M., Lomovtseva, N.V., Sadovnikova, N.O. Concepts of digital didactics as the basis for designing advanced education of teachers of vocational training / L.M. Andriukhina, N.V. Lomovtseva, N.O. Sadovnikova. - Text: electronic // Vocational education and the labor market. 2020. No. 1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsepty-tsifrovoy-didaktiki-kak-osnovaniya-proektirovaniya-operezhayuschego-obrazovaniya-pedagogov-professionalnogo-obucheniya (accessed: 02/14/2022). (In Russian).

3. Bulycheva, E.A. In-house training of pedagogical workers of the technical school / E.A. Bulycheva. - Text: electronic // Education. Career. Society. 2016. No.2 (49). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/vnutrifirmennoe-obuchenie-pedagogicheskih-rabotni (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

4. Gavrilova, L.G., Topolnik, Ya.V. Digital culture, digital literacy, digital competence // Information technologies and learning tools, Vol.: 61. No.5. 2017 URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=30393178 (accessed: 09/15/2022). (In Russian).

5. Gorelova, I.N. Corporate training as an element of the formation and development of labor resources in the innovative economy / I.N. Gorelova. - Text: electronic // The world of economics and management. 2016. No.3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/korporativnoe-obuchenie-kak-element-formirovaniya-i-razvitiya-trudovyh-resursov-v-innovatsionnoy-ekonomike (accessed: 07.10.2022). (In Russian).

6. Dolzhenko, R.A., Corporate training system: content, place in the education system and the main approaches to implementation in the company. / R.A. Dolzhenko. - Text: electronic // Vocational education. Pedagogical education in Russia -2017. - No. 3. pp. 6-17. - URL: https://core.ac.uk/download/ pdf/84885771.pdf (accessed 28.09.2022). (In Russian).

7. Klyucharev, G.A. About "Learning organizations" and corporate education in an innovative context / G.A. Klyucharev. -Text: electronic // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2014. No.6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/ob-obuchayuschihsya-organizatsiyah-i-korporativnom-obrazovanii-v-innovatsionnom-kontekste (accessed: 01.11.2022). (In Russian).

8. Kolykhmatov, V.I. Digital literacy and skills of a modern teacher / V.I. Kolykhmatov. - Text: electronic // Scientific notes of Lesgaft University. 2020. No. 8 (186). URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/tsifrovaya-gramotnost-i-navyki-sovremennogo-pedagoga (accessed: 02/27/2022). (In Russian).

9. Kolesnikova, L.I. Corporate practice of development and professional development of teachers as an objective reality / I.N. Gorelova. - Text: electronic // Bulletin of IGLU. 2013. No.3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-praktika-razvitiya-i-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-kak-obektivnaya-realnost (accessed: 08.10.2022). (In Russian).

10. Malysheva, V. A., Kabysheva, S.A. Problems of intra-company vocational training of workers and employees / V.A. Malysheva, S.A. Kabysheva. - Text: electronic // Scientific research in education. 2006. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-vnutrifirmennogo-professionalnogo-obucheniya-rabochih-i-sluzhaschih (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

11. Pogorelova, T.M. Training of teachers, instructors, mentors -a condition for improving the effective work of the organization / T.M. Pogorelova. - Text: electronic // // Scientific research in education. 2006. No.6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obuchenie-prepodavateley-instruktorov-nastavnikov-uslovie-povysheniya-effektivnoy-raboty-organizatsii (accessed: 01.10.2022). kov-tehnikuma (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

12. The program of 2035 for the development of vocational and pedagogical education "Professional and pedagogical personnel of Russia" (project) // Vocational education and the labor market. 2020. No. 1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ programma-2035-razvitiya-professionalno-pedagogicheskogo-obrazovaniya-professionalno-pedagogicheskie-kadry-rossii-proekt (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

13. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 08.09.2015 N608n "On approval of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 24.09.2015 N38993) https://www.volgmed.ru/uploads/ files/2017-10/74264-professionalnyj_standart_pedagog_pro-fessionalnogo_obucheniya_professionalnogo_obrazovaniya_i_ dopolnitelnogo_professionalnogo_obrazovaniya.pdf (accessed: 02.02.2022) (In Russian).

14. Rodin, A.I., The system of corporate training as a serious factor in the professional development of the personnel of an educational organization. / A.I. Rodin. - Text: electronic // URL: https:// prodod.moscow/archives/1413 (accessed 28.09.2022). (In Russian).

15. Titov, V. N. Evolution and theoretical prerequisites for the formation of the concept of "Education during life" / V.N. Titov. - Text: electronic // Vocational education in Russia and abroad. 2014.

No.1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-i-teoreticheskie-predposylki-stanovleniya-kontseptsii-obrazovanie-v-techenie-zhizni (accessed: 02/15/2022). (In Russian).

16. Uzunova, G.P., Kamensky, A.M. Additional professional education of a college teacher as a factor of his professional growth / G.P. Uzunova, A.M. Kamensky. - Text: electronic // Ci O. 2021. No. 4 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-prepodavatelya-kolledzha-kak-faktor-ego-professionalnogo-rosta (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

17. Sharikov, A.A. The concept of digital literacy: Russian experience. / A.A. Sharikov. - Text: electronic // Communications. Media. Design, Volume 3, No.3, 2018 URL: file:///C:/ Users/User/Downloads/8559-%23%23default.genres.ar-ticle%23%23-12720-2-10-20220111.pdf (accessed: 02/15/2022). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.