Экономические науки Е conomics
УДК 331.108.45 DOI: 10.30914/2411 -9687-2019-5-4-440-448
Персонифицированная модель профессиональной подготовки
преподавателей СПО как механизм персонификации финансовых ресурсов по кадрам
Д. В. Бочков, О. А. Лукьяненко
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
В статье раскрываются актуальные вопросы, обусловленные требованиями к профессионализму работников системы среднего профессионального образования (СПО), в частности авторским коллективом анализируется проблема соответствия кадрового ресурса учреждения СПО требованиям федерального государственного стандарта среднего профессионального образования ТОП-50, обосновывается необходимость построения в учреждениях СПО персонифицированных моделей профессиональной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения и системы внутреннего контроля ее реализации. На основании исследования периодики и монографических исследований по заявленной проблематике авторами уточняется содержание понятий персонифицированная подготовка педагога, персонифицированная модель повышения квалификации педагога, а также дается оценка степени изученности научности исследуемой проблемы в системе СПО. В материалах статьи представлен региональной опыт на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения среднего профессионального образования «Оренбургский государственный колледж» по построению и реализации персонифицированной модели профессиональной подготовки работников СПО, уточнен механизм персонификации финансовых ресурсов по кадрам. В рамках модели проанализированы базовые принципы ее построения, заявленные цель и задачи по ее реализации, описана структура, а также отличительные особенности модели от идентичных моделей других учреждений СПО и регионов. Кроме того, представлен механизм реализации модели в рамках трехосного измерения (знания, отношения к процессу, способность действовать), что позволяет в первом приближении оценить уровень присвоенных компетенций различными по профилю педагогами и мастерами производственного обучения на основании шкалы дифференциации набора компетенций у персонала по удельному весу каждой присвоенной субъектом компетенции. Представлены первые результаты опытно-экспериментальной работы по реализации персонифицированной модели на основе компетентностного подхода в Оренбургском государственном колледже. В завершении статьи даны рекомендации на уровне управления колледжем по обеспечению достижения системных, устойчивых результатов и большей эффективности в ходе реализации заявленной модели.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, персонифицированная подготовка, компетенция, компетентность, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, квалификация, трудовая функция, профессиональный рост, модель, персонифицированная модель повышения квалификации, дуальное обучение, модель управления профессиональной подготовкой кадров, среднее профессиональное образование.
a personified model of professional training of teachers of secondary vocational education as a mechanism for personifying financial resources by personnel
D. V. Bochkov, O. A. Lukyanenko
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
The article reveals the topical issues caused by the requirements to the professionalism of the employees of the system of secondary vocational education (SVE), in particular, the team of authors analyzes the problem of compliance of the personnel resource of the institution of SVE with the requirements of the Federal State Educational
Standard of SVE TOP-50, justifies the necessity of building in the institutions of SVE personalized models of professional training of teachers and masters of vocational training and the system of internal control of its implementation. Based on the study of periodicals and monographic studies on the stated issues, the authors clarify the content of the concepts of personalized teacher training, a personalized teacher development model, as well as an assessment of the degree of scientific knowledge of the studied problem in the system of SVE. The article presents the regional experience on the basis of SAPEO "OSC" on the construction and implementation of a personalized model of professional training of employees of SVE, clarified the mechanism of personification of financial resources for personnel. Within the framework of the model, the basic principles of its construction, the stated goal and objectives for its implementation are analyzed, the structure and distinctive features of the model from identical models of other institutions of secondary vocational education and regions are described. In addition, a mechanism of implementation of the model within the three-axis measurement (knowledge, attitude to the process, the ability to act) is presented. It allows to assess the level of assigned competencies by different teachers and masters of vocational training on the basis of the scale of differentiation of the set of competencies of personnel by the specific weight of each competence assigned by the subject. The first results of the experimental work on implementation of the personalized model on the basis of the competence approach in SAPEO "OSC". At the end of the article, recommendations are given at the level of management of the College to ensure the achievement of systematic, sustainable results and greater efficiency in the implementation of the declared model.
Keywords: professional training, personalized training, competency, competence, professional competency, professional competence, qualification, labor function, professional growth, model, personalized model of professional development, dual training, model of management of vocational training, secondary vocational education.
Сегодня наблюдается усиление требований к профессионализму работников системы СПО. Центральной проблемой в рамках реализации обозначенных профессиональными стандартами требований является соответствие кадрового ресурса системы СПО требованиям ФГОС СПО ТОП-50. Профессиональная компетентность педагогических работников и мастеров производственного обучения в системе СПО работодателями и органами власти сегодня рассматривается в качестве одного из наиболее важных факторов, оказывающих прямое воздействие на результативность и, как следствие, на эффективность работы не только отдельных педагогов, но и в целом всей образовательной организации [1; 5; 6; 7], определяя уровень качества получаемого образования студентами СПО, что в свою очередь выступает основным параметром государственного заказа системе СПО.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по той или иной специальности СПО должна обеспечиваться кадрами, имеющими соответствующее образование и профессиональную подготовку, соответствующую реализуемой дисциплине или модулю программы. Наличие опыта деятельности у преподавателей СПО в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным условием, отвечающим требованиям ФГОС СПО.
Кроме того, преподаватели в обязательном порядке должны проходить стажировку в профильных производственных организациях не реже 1 раза в 3 года, подтверждая присвоение компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога по владению информационно коммуникационными и педагогическими технологиями, продуктивными методами обучения, развивающих личность обучающегося и другое [2; 9].
Данные обстоятельства обуславливают необходимость построения в каждом учреждении СПО персонифицированной модели профессиональной подготовки преподавателей, мастеров производственного обучения и системы контроля за ее реализацией.
В средствах массовой информации и научных кругах идет активное обсуждение понятия и содержания персонифицированной профессиональной подготовки работников системы СПО. Анализ периодики и монографических исследований различных ученых и практиков позволяет определиться с содержанием понятия персонифицированная подготовка.
Большинство исследователей понимает под персонифицированной подготовкой - адресную, ориентированную на конкретного педагога или мастера производственного обучения, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей систему повышения
квалификации через типовые региональные модели решения вопроса [2; 3; 4; 11].
Наиболее интересен подход к пониманию персонифицированной модели повышения квалификации, предложенный Г. Ф. Фомицкой и С. И. Андриевской. Под таковой они понимают регламенты повышения квалификации, обеспечивающие возможность выбора работниками образования индивидуальных образовательных программ, финансирование которых осуществляется из средств бюджета субъекта РФ [12].
В данном понимании персонифицированной модели повышения квалификации особый акцент сделан на свободе выбора педагогом формы и места повышения квалификации и что наиболее важно - реализация модели на основе финансирования персонально подобранных для педагогов и мастеров производственного обучения программ. В данном случае речь идет не о реализации программ массового потребления, а о финансировании индивидуальных траекторий повышения квалификации педагогических работников и мастеров производственного обучения с учетом конкретных потребностей, их деятельности и выполняемых ими профессиональных функций и обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности.
В ГАПОУ «ОГК» в рамках реализации комплексной программы «Кадры» руководством осуществляется реализация модели повышения квалификации работников на основе персонифицированного финансирования процедуры в соответствии с утвержденным графиком и годовым планом повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения.
В ГАПОУ «ОГК» разработано Положение о повышении квалификации педагогических работников и мастеров производственного обучения, на основании которого реализуется персонифицированная модель профессиональной подготовки работников колледжа.
Положение определяет основные методологические принципы, понятия и механизм реализации в рамках модели с учетом по каждой персоналии его реальной квалификации. Выстраивается работа по повышению профессиональной компетентности педагогических работников и мастеров производственного обучения ГАПОУ «ОГК».
При организации работы ГАПОУ «ОГК» по повышению профессионального уровня работников учитываются рекомендации ряда специалистов
в данной области по реализации в модели повышения квалификации наиболее важных принципов:
- выявление особенностей педагогического стиля каждого педагога, мастера производственного обучения и создание благоприятных условий для сохранения и развития его продуктивных компонентов;
- стимулирование инновационной деятельности и поддержка участия в инновационных формах профессионального совершенствования;
- поощрение стремления к постоянному профессиональному росту [6; 13].
Основной целью реализации персонифицированной модели профессиональной подготовки работников колледжа является развитие их профессиональной компетентности, формирование необходимого набора компетенций и устойчивых навыков системной рефлексии педагогического и производственного процессов и их результатов, формирование структурной целостности деятельности каждого работника, что в совокупности обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.
В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Реализация персонифицированной модели на основе компетентностного подхода в ГАПОУ «ОГК» позволила:
1) создать инструмент под названием «идеальный образ преподавателя». Введение в оборот данного эталона позволило упростить механизмы оценки преподавателями своих достижений и проблемных областей в профессиональной деятельности, а также упростить выбор направлений саморазвития. С другой стороны, позволили установить более эффективные коммуникации между администрацией и работниками колледжа;
2) более полно и достоверно обосновывать формирование групповых и индивидуальных планов развития персонала на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем компетентности;
3) оптимизировать систему вознаграждения преподавателей, уменьшив влияние субъективных факторов при установлении надбавок стимулирующего характера к заработной плате, усилив их прозрачность;
4) улучшить на уровне региона имидж колледжа, наглядно демонстрируя работодателям и социуму компетенции выпускников и требования ГАПОУ «ОГК» предъявляемые к преподавательскому составу и мастерам производственного обучения.
Региональная практика показывает различные подходы к формированию структуры и содержания персонифицированной модели профессиональной подготовки педагогов СПО [3; 4; 8; 10; 11].
В одних моделях отражается лишь перечень компетенций, которыми должен обладать педагог, в других - проводится различного рода их группировка по уровням, значимости для организации, педагога и прочее. Структура модели, реализуемой в ГАПОУ «ОГК», представлена на рисунке. Как видим, модель идентична реализуемым моделям в других учреждениях СПО, но имеет существенное отличие в рамках формирования творческого уровня педагога на основе базовых компетенций.
ТВОРЧЕСКИИ УРОВЕНЬ
ТВОРЧЕСКИИ УРОВЕНЬ
Структура персонифицированной модели профессиональной подготовки реализуемой в ГАПОУ «ОГК» / The structure of the personified model of vocational training implemented in SAPEO "OSC"
Специфически отличительным качеством предлагаемой модели выступает выделение в основе формирования всех блоков компетентностей основания, представленного в форме социально-личностной компетентности. Новизна построения модели как раз и заключается в том, что в основу компетентности педагогов и мастеров производственного обучения в ГАПОУ «ОГК» закладываются не требования профессиональных стандартов педагогов в свете ФГОС СПО ТОП-50 и квалификационных требований, а личностные характеристики персоны, на основе которых и формируются все профессиональные и соци-
ально-значимые надстройки. Практика построения подобных моделей основывается, как правило, лишь на профессиональных характеристиках и достижениях, а также трудовых функциях в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Кроме того, использование трехком-понентной модели позволяет руководству давать более объективную оценку профилю компетенций различных специалистов.
Выделение личностных качеств в блоке социально-личностная компетентность служит основой для формирования профессиональной и педагогической компетентностей, которые являются
ее равноценными надстройками в зависимости от рода занятия в образовательном процессе.
Социально-личностная компетентность представляется компетенциями, относящимися исключительно к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, к его взаимодействию с социальной сферой. В них входят компетенции: здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации, гражданственности, самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии социального взаимодействия с обществом и в личной жизни, компетенции общения и познавательной деятельности.
Общепедагогическая компетентность, являясь базовой надстройкой, позволяющей осуществлять общепрофессиональные виды деятельности, представляется готовностью преподавателя выполнять учебно-воспитательные, научно-методические, организационно-управленческие виды деятельности.
Профессиональная компетентность представляется набором специальных и профессиональных компетенций в области преподаваемой дисциплины или производственного обучения.
Границы тритохомии компетентностей преподавателя определяются нормативно-правовыми актами и, как правило, проявляются через реализацию трудовых функций. Но в процессе поиска решений нестандартных задач происходит профессиональный рост педагога, что ведет к переходу от стандартного набора компетентностей к реализации более широкого их спектра. Это означает переход педагога от стандартного уровня к творческому и формирование у него научно-исследовательской компетентности, что демонстрирует рисунок.
Поскольку профили компетенций педагогов и мастеров производственного обучения различных специальностей отличаются, для преподавателей различных специальностей состав компетенций также различается по трем осям: знания (когнитивная основа компетентности в модели); отношения к процессу, содержанию и результату компетентностей (ценностно-смысловой аспект); способность действовать конкретным способом в соответствии с поставленной целью.
Реализация модели в трехосном измерении позволяет в первом приближении оценивать уровень присвоенных компетенций различного профиля педагогов и мастеров производственного
обучения, поскольку представляется возможность выделения субъективных компетенций присвоенных конкретными педагогами и мастерами производственного обучения. Так, например, профиль компетенций историка, математика, социолога будет позиционироваться в большей степени вокруг оси знаний. Профиль мастера производственного обучения или педагога по техническим направлениям будет смещен в сторону оси способности действовать конкретным способом в соответствии с поставленной целью. Профиль компетенций менеджера, специалиста сервисного обслуживания и других будет группироваться вокруг оси отношений к процессу, определяясь в большей степени ценностно-смысловым аспектом.
Опираясь на опыт реализации подобных персонифицированных моделей учреждениями СПО других регионов [3; 4; 8], в ГАПОУ «ОГК» была выработана шкала, позволяющая дифференцировать набор компетенций у персонала на основе удельного веса каждой по частоте наделенности ей каждого субъекта.
Каждой компетенции соответствуют поведенческие характеристики (индикаторы), позволяющие структурированно описать компетенции среднестатистического преподавателя (мастера производственного обучения) ГАПОУ «ОГК». Компетенции были взвешены в ходе проведения опросов и анкетирования персонала ГАПОУ «ОГК». В этих процедурах компетенция интерпретировалась как набор поведенческих индикаторов, под которыми мы подразумевали конкретные поведенческие действия педагога (мастера производственного обучения), свойственные субъекту, обладающему конкретной компетенцией и ведущему себя рационально и эффективно в рамках образовательного процесса.
Ниже представлено описание дифференцирующих компетенций с их взвешенной частотой присвоения персоналом ГАПОУ «ОГК», которые составляют основу творческого уровня в реализуемой модели. Каждой компетенции присвоено весовое значение. В сумме удельные веса, присвоенные каждой компетенции, дают 1. В нашем понимании в рамках предложенной модели вес представляет собой эквивалент значимости для социума и педагога компетенции. Вес определяет относительную частоту, с которой компетенция присваивается субъектами образовательного и производственного процесса, различая тем самым их
участников. В ГАПОУ «ОГК» при исследовании персонала в ходе опроса нами был скорректирован и закреплен ниже следующий набор компетенций, с учетом методики, предложенной В. В. Рябовым и Ю. В. Фроловым [10], и замечаниями коллектива ГАПОУ «ОГК», который наиболее полно, на наш взгляд, позволяет дать картину фактического уровня профессионализма коллектива ГАПОУ «ОГК». В опросе участвовали 87 педагогов и мастеров производственного обучения, которым было предложено выбрать наиболее свойственные и важные в его понимании поведенческие индикаторы. После чего была дана взвешенная оценка каждому индикатору, исходя из частоты, с которой ответ встречался в результатах опроса к общему числу полученных ответов.
Результаты опроса педагогического коллектива ГАПОУ «ОГК» на предмет самооценки присвоения индикаторов набора социально-значимых компетенций с описанием их поведенческого содержания представлен ниже.
Воздействие и оказание влияния на окружающий социум (0,12). Поведенческими индикаторами компетенции является использование таких стратегий и тактик влияния, которые задействуют не только учащихся, но и их родителей, применение «вознаграждения», основанного на знании индивидуальных потребностей учащихся.
Эффективный тьютор (0,11). Поведенческими индикаторами проявления данной компетенции может выступать использование инновационных программ и способов обучения, облегчающих самостоятельное освоение учебного материала, использование обратной связи от учителя к ученику, адаптация учебных планов и методов к учебным целям ученика, ориентация на гуманистическое обучение.
Межличностное понимание (0,11). Поведенческими индикаторами проявления данной компетенции могут служить эмпатия, сопереживание, проявление интереса и помощь другим людям, способность потратить время на выслушивание проблем учащихся (как личных, так и связанных с образовательным процессом), понимание текущей ситуации, которую переживают другие люди, знания о прогрессе бывших учеников после окончания колледжа.
Командная работа (0,1). Проявляется через умение взаимодействовать и выстраивать вза-
имные диалоги с коллегами. Без хорошо слаженной команды не может быть успешного учреждения.
Самоконтроль (0,1). Данная компетенция обусловлена тем, что педагоги часто сталкиваются с личными кризисами учеников, недовольными родителями и прочими негативными ситуациями. Индикатором проявления данной компетенции у педагога является недопущение смешивания личных эмоций с исполнением педагогической деятельности, проявление выдержки и чувство такта.
Удовольствие и ощущение ответственности от работы (0,1). Критериально данная компетенция диагностируется посредством оценки серьезности отношения педагога к образовательному процессу, миссии своей и колледжа. Например, получение удовольствия от достигнутого студентами приращения в понимании учебного материала или развития их личности.
Ориентация на потребителя образовательной услуги (0,09). Проявляется через способности педагога выявлять скрытые потребности учеников, родителей, работа над их удовлетворением, внимательны к запросам, жалобам, одинаково доступны для всех субъектов образовательного процесса.
Аналитическое мышление (0,09). Проявляется через способность педагога анализировать ситуацию, подводить итоги проведенных занятий и полученных результатов, способность выстраивать и анализировать взаимосвязи между различными событиями и фактами.
Инициатива (0,07). Проявляется через принятие самостоятельных, взвешенных решений, не противоречащих регламентам колледжа в различного рода ситуациях, возникающих в ходе учебного процесса. Активная реакция на критические ситуации.
Гибкость (0,06). Проявляется через способность объективно воспринимать ситуацию, принимать во внимание точки зрения всех субъектов образовательного процесса (учащихся, коллег, родителей, администрации), менять формы и методы образовательного процесса в зависимости от ситуации.
Ориентация на достижение (0,02). Данная компетенция в меньшей степени различает педагогов. Проявляется в реализации трудовых функций, стандартов обучения, продвижении образовательных инноваций.
Директивность/настойчивость (0,02). Данная компетенция также в незначительной степени различает педагогов. Авторитет учителя проявляется по отношению к ученикам на основе общепринятых правил и установленных директив.
Профессиональные знания по предмету (0,01), данной компетенцией обладает большинство персонала, поэтому весовое отклонение незначительно.
Модель выстроена, исходя из особенностей «внешней» и «внутренней» среды, достоверность модели проверена в ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой в рамках научно-исследовательской практики и написания магистерской диссертации. Первые полученные результаты получили положительную оценку при обсуждении на заседании кафедры управ-
Литература
ления образованием ИНО, а также в рамках обсуждений на научно-практических конференциях. Данная инновация не обеспечит в полном объеме системных, устойчивых результатов без дальнейшего ее распространения на уровень управления колледжа. Основные вопросы, которые возникают в ходе апробации описанной модели как стратегической цели развития ГАПОУ «ОГК», связаны с вопросами организации управления мотивацией персонала и организацией персонифицированных траекторий подготовки педагогов и мастеров производственного обучения ГАПОУ «ОГК» на базе МФЦ и других учреждений. При этом необходимо установить четкую взаимосвязь в работе всех подразделений, участвующих в реализации модели.
1. Абоимова О.Ю. Стратегия образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50 // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сб. статей по итогам Междунар. научно-практич. конф. (Стерлитамак, 29 ноября 2017): в 3 ч. Ч. 2. Стерлитамак : АМИ, 2017. С. 20-23. 245 с.
2. Андреевская С.И. Персонифицированная система повышения квалификации - ключевой фактор реализации профессионального стандарта педагога // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/personifitsirovannaya-sistema-povysheniya-kvalifikatsii-klyuchevoy-faktor-realizatsii-professionalnogo-standarta-pedagoga (дата обращения: 19.06.2019).
3. Васильчук Г.Т. Региональная модель подготовки педагогов к реализации профессиональной деятельности в условиях стандартизации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 2 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-model-podgotovki-pedagogov-k-realizatsii-professionalnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-standartizatsii (дата обращения: 19.06.2019).
4. Жаркова Е.В., Калашникова Н.Г. Модель персонифицированного повышения квалификации работников образования: типовое региональное решение // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 3. С. 135-144.
5. Климова А.А., Резникова О.С. Обучение персонала как кадровая технология его развития // Современные технологии управления персоналом. 2016. № 1. С. 227-230.
6. Кутукова М.А., Галимова Н.А., Терехова О.В. Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 964-966.
7. Ленкова А.А., Петрова О.В. Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-zatrudneniy-i-potrebnostey-pedagoga-kak-osnovanie-proektirovaniya-personifitsirovannoy-programmy (дата обращения: 19.06.2019).
8. Листвин А.А. Подготовка педагогических кадров для системы среднего профессионального образования: региональный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 5 (80). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/podgotovka-pedagogicheskih-kadrov-dlya-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 19.06.2019).
9. Обухов В.В., Сартакова Е.Е., Матюкевич Г.П. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования // Вестник ЦПУ. 2013. № 13 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-variativnyh-modeley-povysheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniya (дата обращения: 19.06.2019).
10. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалистов // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». М., 2006. URL: https://studme.org/ 168418/menedzhment/ispolnitelskie_kompetentsii (дата обращения: 02.09.2019).
11. Савинова Л.Ф. Современные модели повышения квалификации: опыт, проблемы, перспективы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3-4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-modeli-povysheniya-kvalifikatsii-opyt-problemy-perspektivy (дата обращения: 19.06.2019).
12. Фомицкая Г.Ф., Андриевская С.И. Институциональные изменения в системе дополнительного профессионального педагогического образования Республики Бурятия в условиях модернизации // Непрерывное педагогическое образование.RU. 2014. № 12. URL: http://www.apkpro.ru/294.html (дата обращения: 1.09.2019).
13. Циулина М.В. Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб. : Свое издательство, 2016. С. 123-126. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10726/ (дата обращения: 1.09.2019).
References
1. Aboimova O.Yu. Strategiya obrazovatel'noi organizatsii v usloviyakh realizatsii FGOS SPO po TOP-50 [The strategy of the educational organization in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education in TOP-50]. Proryvnye nauchnye issledovaniya kak dvigatel' nauki: sb. statei po itogam Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. (Sterlitamak, 29 noyabrya 2017): v 3 ch. Ch. 2. = Breakthrough research as the engine of science: collection articles on the basis of the International scientific and practical conf. (Sterlitamak, November 29, 2017), Sterlitamak, AMI, 2017, pp. 20-23, 245 p. (In Russ.).
2. Andreevskaya S.I. Personifitsirovannaya sistema povysheniya kvalifikatsii - klyuchevoi faktor realizatsii professional'nogo standarta pedagoga [A personalized continuing education system is a key factor in the implementation of a teacher's professional standard]. Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo = BSU bulletin. Education. Personality. Society, 2015, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/personifitsirovannaya-sistema-povysheniya-kvalifikatsii-klyuchevoy-faktor-realizatsii-professionalnogo-standarta-pedagoga (accessed 19.06.2019). (In Russ.).
3. Vasil'chuk G.T. Regional'naya model' podgotovki pedagogov k realizatsii professional'noi deyatel'nosti v usloviyakh standarti-zatsii [Regional model of teacher training for professional activities in the context of standardization]. Otechestvennaya i zarubezh-naya pedagogika = Domestic and foreign pedagogy, 2018, no. 2 (49), Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-model-podgotovki-pedagogov-k-realizatsii-professionalnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-standartizatsii (accessed 19.06.2019). (In Russ.).
4. Zharkova E.V., Kalashnikova N.G. Model' personifitsirovannogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya: tipovoe regional'noe reshenie [The model of personified continuing education of educators: a typical regional solution]. Upravlenie obra-zovaniem: teoriya ipraktika = Management of education: theory and practic, 2013, no. 3, pp. 135-144. (In Russ.).
5. Klimova A.A., Reznikova O.S. Obuchenie personala kak kadrovaya tekhnologiya ego razvitiya [Personnel training as a personnel technology for its development]. Sovremennye tekhnologii upravleniyapersonalom = Modern HR technologies, 2016, no. 1, pp. 227-230. (In Russ.).
6. Kutukova M.A., Galimova N.A., Terekhova O.V. Formirovanie kadrovogo potentsiala v obrazovatel'nykh organizatsiyakh ob-shchego srednego obrazovaniya [Formation of personnel potential in the organizations of the general secondary education]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 3 (107), pp. 964-966. (In Russ.).
7. Lenkova A.A., Petrova O.V. Diagnostika professional'nykh zatrudnenii i potrebnostei pedagoga kak osnovanie proektirovani-ya personifitsirovannoi programmy povysheniya kvalifikatsii [Diagnosis of professional difficulties and needs of a teacher as the basis for designing a personalized continuing education program]. Nauchnoe obespechenie sistemypovysheniya kvalifikatsii kadrov = Scientific support of a system of advanced training, 2012, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-zatrudneniy-i-potrebnostey-pedagoga-kak-osnovanie-proektirovaniya-personifitsirovannoy-programmy (accessed 19.06.2019). (In Russ.).
8. Listvin A.A. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya: regional'nyi aspekt [Training teaching staff for the system of secondary vocational education: regional aspect]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universi-teta = Cherepovets State University Bulletin, 2017, no. 5 (80). Available at: https://cyberleninka.ru/aiticle/n/podgotovka-pedagogicheskih-kadrov-dlya-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-regionalnyy-aspekt (accessed 19.06.2019). (In Russ.).
9. Obukhov V.V., Sartakova E.E., Matyukevich G.P. Teoreticheskie aspekty formirovaniya variativnykh modelei povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya [Theoretical aspects of formation of variable models of professional development of educators]. Vestnik TGPU = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 13 (141). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-variativnyh-modeley-povysheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniya (accessed 19.06.2019). (In Russ.).
10. Ryabov V.V., Frolov Yu.V. Proektirovanie kriteriev otsenki kachestva podgotovki i perepodgotovki spetsialistov [Designing criteria for assessing the quality of training and retraining of specialists]. Materialy XI simpoziuma «Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya, metodika, praktika» = Materials of the XI Symposium "Qualimetry in Education: Methodology, Methodology, Practice", Moscow, 2006. Available at: https://studme.org/168418/menedzhment/ispolnitelskie_kompetentsii (accessed 02.09.2019). (In Russ.).
11. Savinova L.F. Sovremennye modeli povysheniya kvalifikatsii: opyt, problemy, perspektivy [Modern models of professional development: experience, problems, prospects]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov = Scientific support of a system of advanced training, 2013, no. 3-4 (16). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-modeli-povysheniya-kvalifikatsii-opyt-problemy-perspektivy (accessed 19.06.2019). (In Russ.).
12. Fomitskaya G.F., Andrievskaya S.I. Institutsional'nye izmeneniya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya respubliki Buryatiya v usloviyakh modernizatsii [Institutional changes in the system of additional professional pedagogical education of the Republic of Buryatia in the context of modernization]. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie.RU = Modern pedagogical education.RU, 2014, no. 12. Available at: http://www.apkpro.ru/294.html (accessed 1.09.2019). (In Russ.).
13. Tsiulina M.V. Professional'naya podgotovka pedagoga: sotsial'no-pedagogicheskie predposylki [Teacher training: socio-pedagogical prerequisites]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IXMezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg,
iyul' 2016 g.) = Theory and practice of education in the modern world: materials of the IX Intern. scientific conf. (St. Petersburg, July 2016), Saint Petersburg, Svoe izdatel'stvo, 2016, pp. 123-126. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10726/ (accessed 1.09.2019). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 5.09.2019 г.; принята к публикации 4.10.2019 г.
Submitted 5.09.2019; revised 4.10.2019. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Бочков Д.В., Лукьяненко О.А. Персонифицированная модель профессиональной подготовки преподавателей СПО как механизм персонификации финансовых ресурсов по кадрам // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 440-448. Б01: 10.30914/2411-9687-2019-5-4-440-448
Об авторах
Бочков Денис Владимирович
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления образованием, Институт непрерывного образования, Оренбургский государстве н-ный педагогический университет, г. Оренбург, dionisoren@mail. гы
Лукьяненко Ольга Александровна
магистрант, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,
о1ау-кык1а@таИ гы
Citation for an article:
Bochkov D. V., Lukyanenko O.A. A personified model of professional training of teachers of secondary vocational education as a mechanism for personifying financial resources by personnel. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2019, vol. 5, no. 4, pp. 440-448. DOI: 10.30914/2411-9687-2019-5-4-440-448 (In Russ.).
About the authors Denis V. Bochkov
Ph. D. (Economics), Associate Professor of the Department of Education Management, Institute of Continuing Education, Orenburg State Pedagogical University (OSPU), Orenburg, [email protected]
Olga A. Lukyanenko
Undergraduate student, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, [email protected]