МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
УДК 371.14
© С. И. Андреевская
Персонифицированная система повышения квалификации — ключевой фактор реализации профессионального стандарта педагога
В условиях модернизации системы образования возникают новые вызовы системе подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников. В статье анализируются проблемы реализации профессионального стандарта педагога, новые требования, предъявляемые к квалификации педагогических работников. Перед системой дополнительного профессионального образования стоит серьезная задача обеспечить формирование профессиональных компетенций учителя, отвечающих современным требованиям: инклюзивность, информационность образовательного процесса, поликультурность образовательной среды и т.д. Решение задачи видится в условиях организации персонифицированной системы повышения квалификации, которая позволит восполнить дефицит профессиональных потребностей педагога.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, система дополнительного профессионального образования, персонифицированная система повышения квалификации, профессиональные компетенции педагога.
S. I. Andreyevskaya
The personalized system of professional development as the key factor of the teacher's professional standard implementation
In the conditions of education system modernization there are new calls to pedagogical workers' system of preparation, professional development and professional retraining. In the article problems of the the teacher's professional standard implementation, new requirements imposed to pedagogical workers ' qualification are analyzed. The system of additional professional education faces a serious problem to provide the teacher's the professional competences formation to meet modern requirements: inclusivity, information technologies in educational process, multicultural educational environment, etc. The solution is seemed in the conditions of the personified system of professional development organization which will allow to fill shortage ofprofessional needs of the teacher.
Keywords: teacher professional standard, additional professional education system, personalized system training, professional competence of the teacher
Модернизация системы общего и профессионального образования актуализирует проблему реформирования системы непрерывного педагогического
образования. Современная образовательная политика направлена на определение новых стратегических ориентиров, которые влекут изменения законодательства в системе образования и определяют новые требования к уровню профессиональной компетентности педагога.
Одним из серьезных вызовов системе ДПО стал профессиональный стандарт педагога. Документ призван заменить существующие квалификационные требования к педагогам дошкольного, начального, среднего общего и специального образования как устаревшие и затрудняющие развитие системы образования. Профстандарт конкретизирует трудовые функции учителей, подразделяя их на три группы: обучение, воспитание и развитие и определяет пять групп занятий педагогических работников: преподаватели в средней школе, персонал дошкольного воспитания и образования, преподаватели в системе специального образования, преподавательский персонал специального обучения, преподавательский персонал начального образования.
По сути, документ предъявляет новые требования и к образовательной среде:
- инклюзивность образовательного процесса: одаренные и имеющие проблемы в развитии ученики, девиантные учащиеся и ученики с ограниченными возможностями здоровья, а также ученики, для которых русский язык не является родным;
- информационность образовательного процесса: свободное владение и использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), знание и использование социальных сетей всеми участниками образовательных отношений;
- кооперация субъектов образовательного процесса и его индивидуализации: вводится требование определять «совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся;
- поликультурность образовательной среды: использование иноязычных источников информации, формирование определенных переводческих компетенций [1].
Профессиональный стандарт, предъявляя новые требования к квалификации педагога, в то же время ориентирует педагогов на развитие своих профессиональных качеств, тем самым дает возможность профессионального роста. Мощным механизмом в этом плане становится аттестация педагогических работников и заключение «эффективного контракта» с педагогом.
Вместе с тем, требования профессионального стандарта и введение его в действие в кратчайшие сроки (январь 2017 г.) обнажают проблемы в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а именно:
- несоответствие требований профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов;
- безадресный и неперсонифицированный характер определенной части программ повышения квалификации.
Приведение ФГОС ВПО и ФГОС СПО в соответствие с требованиями профессионального стандарта достаточно сложный и длительный по времени процесс. В связи с этим, вариативность и гибкость системы дополнительного профессионального образования должна более оперативно решить проблему реализации профстандарта педагога и обеспечить реализацию разнообразных профессионально-образовательных программ, направленных на формирование новых компетенций педагогического работника.
Система дополнительного профессионального образования, решая поставленную задачу должна своевременно отреагировать на запросы представителей профессиональных сообществ, государственный и общественный заказ в плане подготовки и переподготовки кадров, осуществить маркетинг рынка профессионально-образовательных услуг, а также рынка труда, реализовы-вать персонал-технологии профессионального обучения, должна легко адаптироваться к происходящим изменениям во внешней среде, вырабатывать методы и способы разрешения противоречий между традициями и новациями, ориентироваться на разрешение возникающих проблем.
Основой формирования новых компетенций учителя должно стать развитие по индивидуальной траектории, что очень органично ложится в практику персонифицированного учета образовательных потребностей педагогов и персонифицированного повышения квалификации.
Суть персонифицированного подхода к повышению квалификации заключается в том, что это особая форма организации образовательного процесса, учитывающего особенности индивидуальных различий и индивидуальных потребностей слушателей (обучающихся). Персонифицированная модель ПК — это значит адресная, ориентированная на конкретного обучающегося, его потребности и восполнение дефицитов профессиональных компетентно-стей. Персонифицированная модель повышения квалификации обеспечивает возможность выбора педагогическими работниками образования индивидуальных образовательных программ.
В АОУ ДНО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» в 2014 году разработана модель персонифицированного повышения квалификации [2] в рамках которой осуществляется тесное взаимодействие с муниципальными методическими службами, ассоциациями учителей-предметников, муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями, педагогическими работниками и т.д.
Итогом такого сотрудничества с разными субъектами образовательной политики региона уже стало удовлетворение потребностей педагогических работников и образовательных организаций по вопросам, закрепленных в профессиональном стандарте педагога:
-изучения основ законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (инвариантный модуль в программах повышения квалификации «государственная политика в сфере образования»);
2) использования и апробации специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в рамках реализации совместно с МГППУ курсов ПК для участников проекта «Доступная среда», включение модуля «Инклюзивное образование» в инвариантную часть курсов ПК, организация внебюджетных курсов по заявкам от ОО);
3) изучения основных закономерностей возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики;
4) формирования ИКТ-компетенций: общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической и т.д.
В Институте в настоящее время осуществляется разработка индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта: повышение квалификации в форме кратскосрочных курсов, стажировок на базовых опорных площадках Института, организация и проведение семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов ведущих педагогов РБ. Таким образом, осуществляется повышение квалификации педагогических по накопительной системе в рамках которой они сами могут формировать свой образовательный маршрут в соответствии со своими потребностями, тем самым систематически повышая свой профессиональный уровень, формируя и приобретая дополнительные компетенции.
Эффективным методом выявления индивидуальных образовательных потребностей педагогов и руководящих работников является проведение в республике проектно-аналитических семинаров, форумов, дискуссий, общественных обсуждений, которые позволяют сформировать определенный общественно-профессиональный заказ системе ДПО по подготовке руководящих и педагогических работников к реализации профстандарта. Так, в рамках проектно-аналитического семинара «Модели участия органов ГОУО в развитии профессиональных компетенций учителя (реализация профессионального стандарта педагога)» проведенного в Джидинском районе Республики Бурятия 13.03.2015 г. состоялось обсуждение представленных проектов реализации профессионального стандарта педагога в ОО республики. Анализировались вопросы и степень возможного участия органов государственно-общественного управления образованием в вопросах реализации профессионального стандарта. Итогом работы семинара стало определение пилотных площадок, на которых под руководством сотрудников Института будет осуществлять работа по внедрению моделей реализации профстандарта и выработка методических рекомендаций для ОО республики. Пилотные площадки станут базой для проведения стажировок руководящих и педагогических работников по вопросам реализации профессионального стандарта. Результатом семинара стало и определение потребности в подготовке общественных экспертов, которые в рамках аттестации и сертификации педагогических ра-
ботников должны серьезное внимание уделять содержанию педагогической деятельности.
Таким образом, система персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, ориентированная на индивидуальные образовательные и профессиональные потребности педагогов позволит эффективно решать проблему реализации профессионального стандарта педагога в ОО.
Литература
1. Ямбург Е. А. Профессиональный стандарт педагога: перспективы внедрения [Электронный ресурс]. — URL: //http://teachers.msk.ru/blog/254/13.
2. Фомицкая Г. Н., Андреевская С. И. Институциональные изменения в системе дополнительного профессионального педагогического образования Республики Бурятия в условиях модернизации) // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных процессов общественного развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (24-25 июня 2014 г.). — 2014. — Т.2 — № 8. — С. 12.
Андреевская Светлана Ивановна, кандидат исторических наук, проректор по организации образовательной деятельности Бурятского республиканского института образовательной политики. E-mail: [email protected]
Andreyevskaya Svetlana I., candidate of historical sciences, vice-rector for the organization of educational activity, Buryat republican institute of educational policy. E-mail: [email protected]