Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ / ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумченко Сергей Александрович

В статье рассматриваются основные подходы к совершенствованию цифровых компетенций педагогических работников в рамках реализаций Федерального проекта «Профессионалитет». Рассмотрены результаты исследования уровня владения цифровыми компетенциями среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Изучена предложенная концепция среднего профессионального образования в рамках проекта «Профессионалитет», ее основные преимущества и план обучения педагогических работников согласно предложенной модели. Представлена модель обучения цифровым компетенциям педагогических работников профессиональных образовательных организаций в рамках экспериментального проекта «Профессионалитет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE DIGITAL COMPETENCIES OF TEACHING STUFF OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL PROJECT "PROFESSIONALISM”

The article considers the main approaches to improving the digital competencies of teaching staff within the framework of the Federal Project “Professionalism”. The results of the study of the level of digital competencies among the teaching staff of professional educational organizations are analyzed. The proposed concept of secondary vocational education in the framework of the project “Professionalism”, its main advantages and the training plan for teaching staff according to the proposed model were studied. The model of training in digital competencies of teaching staff of professional educational organizations in the framework of the experimental project “Professionalism” was presented.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"»

УДК 377 ББК 74.4

DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-54-63

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»

| С.А. Наумченко

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к совершенствованию цифровых компетенций педагогических работников в рамках реализаций Федерального проекта «Профессионалитет». Рассмотрены результаты исследования уровня владения цифровыми компетенциями среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Изучена предложенная концепция среднего профессионального образования в рамках проекта «Профессионалитет», ее основные преимущества и план обучения педагогических работников согласно предложенной модели. Представлена модель обучения цифровым компетенциям педагогических работников профессиональных образовательных организаций в рамках экспериментального проекта «Профес-сионалитет».

54

Ключевые слова: педагогические работники, профессиональные образовательные организации, цифровые компетенции, профессионалитет, подготовка квалифицированных кадров, среднее профессиональное образование.

Для цитирования: Наумченко С.А. Совершенствование цифровых компетенций педагогических работников профессиональный образовательный организаций в рамках реализации Федерального проекта «Профессионалитет» // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. Часть 1. С. 54-63. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-54-63

© Наумченко С.А., 2022

l/jjji о I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 2 / 2022

ВЕК

ENHANCING THE DIGITAL COMPETENCIES OF TEACHING STAFF OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL PROJECT "PROFESSIONALISM"

I S.A. Naumchenko

Abstract. The article considers the main approaches to improving the digital competencies of teaching staff within the framework of the Federal Project "Professionalism". The results of the study of the level of digital competencies among the teaching staff of professional educational organizations are analyzed. The proposed concept of secondary vocational education in the framework of the project "Professionalism", its main advantages and the training plan for teaching staff according to the proposed model were studied. The model of training in digital competencies of teaching staff of professional educational organizations in the framework of the experimental project "Professionalism" was presented.

Keywords: teaching staff, professional educational organizations, digital competencies, professionalism, training of qualified personnel, secondary vocational education.

Cite as: Naumchenko S.A. Enhancing the Digital Competencies of Teaching Stuff of Professional Educational Organizations within the Framework of the Federal Project "Professionalism". Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 2, part 1, pp. 54-63. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-54-63

Развитие цифровой экономики — одна из приоритетных целей России. К 2024 году поставлена задача максимального обеспечения предприятий высококвалифицированными кадрами. В рамках данной задачи системе профессионального образования необходимо создать условия для развития и функционирования современной цифровой образовательной среды, которая должна обеспечить качественное и доступное образование с учетом запросов потенциальных работодателей.

По мнению О.П. Осиповой и О.А. Шкля-ровой, «...компьютеризация, информатизация и цифровизация совершили определенную революцию как в сфере труда и быта в целом, так и в сфере образования, в частности. Влияние информационных (цифровых) технологий на процессы

реализации профессиональной деятельности в сфере образования, режим его организации, темп, объем и характер является значительным...» [1, с. 202-213].

В таких условиях системе профессионального образования для подготовки конкурентоспособного профессионала необходимо своевременно реагировать на вызовы интенсивно развивающегося общества и систематически обеспечивать образовательный процесс квалифицированными кадрами, владеющими также и цифровыми компетенциями.

Исследования в области цифровых компетенций, которые понимаются нами как «комплекс компетенций по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами», можно найти в теории и педагогической практике, описанных в научных трудах Д.С. Ермакова, Н.Н. Коровкиной,

55

Е.В. Петровой, С.В. Тришиной, А.В. Хуторского, Л.М. Табатадзе, С.Д. Каракозова и др.

В 2021 году Российским государственным профессионально-педагогическим университетом проводилось исследование уровня владения цифровыми компетенциями среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций.

Респондентами исследования стали 488 педагогических работников. Участникам было предложено оценить по шкале от 0 до 5 уровень личного владения информационной грамотностью, умение выстраивать цифровые коммуникации и сотрудничество, создавать информационный контент, иметь навыки информационной безопасности, уметь решать проблемы в цифровой среде (см. рис. 1).

Результаты исследования показали, что владение цифровыми компетенциями педагогическими работниками профессиональных образовательных организаций

находится на недостаточном уровне, что, по нашему мнению, является одним из сдерживающих факторов развития современной цифровой образовательной среды.

Под цифровой образовательной средой (ЦОС) будем понимать программные и технические средства, образовательный контент, предназначенный для реализации основных профессиональных образовательных программ с применением электронной информационно-образовательной среды.

Электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, владение информационными технологиями и цифровыми компетенциями, телекоммуникационными технологиями и соответствующими технологическими средствами, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Поэтому совершенствование

56

Рис. 1. Уровень владения цифровыми компетенциями педагогическими работниками профессиональных

образовательных организаций

цифровых компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций становится актуальной проблемой как теории, так и практики педагогики профессионального образования [2, с. 198-199].

По мнению Л.М. Табатадзе, «.. .в условиях ускоренной цифровой трансформации образования электронная информационно-образовательная среда колледжа становится динамичной и требует углубления цифровых компетенций преподавателей и администраторов, а также перестройки корпоративной экосистемы.» [3, с. 277-278].

Как показывает теория и практика, совершенствование цифровых компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций направлено на решение следующих основных педагогических задач:

• автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебного процесса;

• работу в цифровой образовательной среде;

• организацию информационного взаимодействия между участниками учебного процесса с помощью цифровых инструментов;

• оценку уровня знаний обучающихся и динамики продвижения в обучении;

• реализацию профессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета с учетом цифровиза-ции и др.

Для решения поставленных задач необходимо сформировать современную цифровую образовательную среду. Для проектирования и работы такой среды необходимо наличие цифровых компетенций у всех участников образовательного процесса.

Все эти задачи вписываются в общую концепцию развития профессионального образования в рамках реализации Федерального проекта «Профессионалитет», который в качестве эксперимента реали-зовывается с сентября 2022 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Проект «Профессионалитет» направлен на:

• создание образовательно-производственных кластеров в рамках интеграции колледжей и предприятий;

• внедрение новых образовательных программ, которые предусматривают сокращение сроков обучения за счет интенсификации учебного процесса и прак-тико-ориентированного подхода в подготовке квалифицированных кадров, отвечающих современным потребностям отраслей экономики;

• воссоздание государственной системы подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования и др.

Одним из важных аспектов проекта является автоматизированное конструирование типовых образовательных программ, которое предполагает разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий на цифровых платформах.

Преимуществом таких платформ станет выбор профессиональной образовательной организацией индивидуальной траектории обучения с учетом компетенций и лучших образовательных практик, необходимых предприятиям-работодателям.

Автоматизированное конструирование типовых образовательных программ позволит оптимизировать работу методистов, а также поможет педагогическим работникам направить освободившиеся ресурсы на повышение качества учебного процесса [4].

57

ЕК

Рассмотрим новую концепцию среднего профессионального образования в рамках проекта «Профессионалитет» (см. рис. 2).

Исходя из предложенной модели, запрос на специалиста формируется заказчиком, которым выступает государство или предприятие. Контрольные цифры приема выделяются предприятиям. Прием осуществляется на конкурсной основе, а обучение предполагает ускоренную практико-ориентированную подготовку, включая региональный, профессиональный и корпоративный компонент. Государственная итоговая аттестация предполагает защиту в форме демонстрационного экзамена по стандартам WoгldSkills.

Одно из основных преимуществ про-фессионалитета — это автоматическая сборка типовых образовательный программ в единой информационной системе. Данное преимущество позволит создать новую гибкую модель системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающую скорости технологизации отраслей экономики в рамках комплексной

реструктуризации системы среднего профессионального образования.

По мнению разработчиков, результатом внедрения профессионалитета является специалист с широким набором навыков, готовый к решению практических задач на производстве. Также в рамках проекта планируется дооснащение материально-технической базы профессиональных образовательных организаций новым высокотехнологичным оборудованием. Для успешной реализации Федерального проекта «Про-фессионалитет» необходимо подготовить педагогических работников и сформировать на новом уровне цифровые компетенции. В программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих и программах подготовки специалистов среднего звена преподаватель знакомит с теорией, а мастер производственного обучения вводит в практику. В профессионалитете мастер-педагог должен уметь не только конструировать программы, но и обладать педагогическими, производственными и цифровыми компетенциями [5].

В рамках внедрения нового уровня образования «Профессионалитет» планируется

58

Рис. 2. Концепция среднего профессионального образования в рамках проекта «Профессионалитет»

ЗЕК

омоложение педагогического состава посредством вовлечения в педагогическую деятельность молодых и перспективных кадров, приходящих с производства, в том числе победителей и призеров международных чемпионатов профессионального мастерства. Срок переподготовки педагогических работников для программ профессионалитета составит 6 месяцев. На рисунке 3 представлен план обучения педагогических работников в рамках внедрения проекта «Профессио-налитет» [6].

По нашему мнению, для совершенствования цифровых компетенций педагогических работников в рамках внедрения нового уровня образования «Про-фессионалитет» необходима модель обучения. В нашем случае модель обучения — совокупность средств и методов воспроизведения, теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовы-вать поставленные образовательные цели в условиях цифровизации. По нашему мнению, модель обучения является промежуточным звеном между наукой и

производством, т. е. практикой образовательного процесса.

Опишем модель обучения цифровым компетенциям педагогических работников профессиональных образовательных организаций.

На первом этапе построения модели обучения цифровым компетенциям необходимо задать цель и пояснить содержание обучения. Целью данной модели обучения является совершенствование цифровых компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций в рамках реализации проекта «Профессионалитет». Содержание обучения предполагает информацию, которая будет использована в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя такие элементы, как знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Определим цифровые компетенции педагогических работников профессиональных образовательных организаций. По нашему мнению, модель должна включать профессиональные цифровые

Рис. 3. План обучения педагогических работников в рамках внедрения проекта «Профессионалитет»

59

;ек

6O

компетенции, педагогические цифровые компетенции и общие цифровые компетенции. Рассмотрим и поясним каждую из заявленных компетенций.

Под профессиональными цифровыми компетенциями педагогических работников профессиональных образовательных организаций будем понимать способность сотрудника решать профессиональные задачи с использованием цифровых аспектов, таких как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, рефлексивные практики и развитие цифровых навыков.

Педагогические цифровые компетенции работников профессиональных образовательных организаций будут включать:

• подбор, создание, модификацию, управление, защиту и совместное использование цифровык образовательный ресурсов;

• преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на личных примерах, а также самостоятельное управление обучением;

• аналитику, обратную связь и планирование;

• доступность и инклюзивность, пер-сонализацию и вовлечение обучающихся в цифровую среду.

Общие цифровые компетенции педагогических работников профессиональных образовательных организаций направлены на формирование цифровых компетенций обучающихся, развитие современных цифровых навыков. Они должны включать информационную и медиагра-мотность, этику цифрового общения и сотрудничества, создание цифрового контента, ответственное обращение с цифровыми ресурсами [7, с. 1060-1061].

Далее построим процесс обучения, который в цифровой среде предполагает обучение по трем модулям, направленным на развитие общих, профессиональных и педагогических цифровых компетенций.

На процесс обучения влияют методы обучения и LMS-системы. Под методами мы понимаем взаимодействие наставника и обучающегося, в результате которого происходит передача компетенций, предусмотренных содержанием обучения. По мнению О.П. Осиповой, LMS-системы — это системы управления обучением [8, с. 187-2Q1]. Под LMS-системами (Learning Management System, с англ. — система управления обучением) мы понимаем электронную базу данных учебных материалов, включающую систему дистанционного обучения [9, с. 48-57].

На третьем этапе необходимо произвести контроль и оценку уровня сформиро-ванности компетенций. Под оценкой будем понимать уровень развития сформи-рованности компетенций. Результат сфор-мированности компетенций будет представлять переход от оценки знаний к определению сформированности компетенций. Если в результате контроля и оценки результатов обучения выявлено, что педагогическим работником получены не все компетенции, необходимо пройти повторное обучение. В случае масштабного недостижения поставленной цели необходимо скорректировать саму цель обучения или содержание обучения.

Изобразим ранее описанную модель обучения цифровым компетенциям (см. рис. 4).

Таким образом, совершенствование цифровых компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций в рамках реализации Федерального проекта «Профессио-налитет» является неотъемлемой частью комплексной реструктуризации системы среднего профессионального образования, что позволяет создать новую гибкую модель системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающую скорости технологизации отраслей экономики.

Рис. 4. Модель обучения цифровым компетенциям педагогических работников профессиональных

образовательных организаций

В условиях совершенствования цифровых компетенций педагогический работник приобретает новый статус (мастер-педагог), который умеет не только конструировать программы, но и обладает педагогическими, профессиональными и общими цифровыми компетенциями, успешно реализуя поставленные образовательные цели в условиях цифровизации [10].

В результате предложенной модели обучения будут сформированы цифровые компетенции педагогических работников профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации

проекта «Профессионалитет». Это позволит переориентировать профессиональное образование на более качественное и доступное с учетом запросов потенциальных работодателей.

Современный темп цифровизации образования показывает, что педагогическим работникам необходимо максимально быстро получать цифровые компетенции, изучать современные технологии, использовать новые инструменты цифрового обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения.

61

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осипова, О.П., Шклярова, О.А. Ресурс самоменеджмента в повышении профессиональной жизнеспособности и развитии управленческой культуры педагогических работников // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 202-213.

2. Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. Екатеринбург: УГПУ, 2017. 235 с.

3. Табатадзе, Л.М. Менеджмент образования в условиях информатизации. М.: МПГУ 2021. С. 242-278.

4. Министерство просвещения. Проект профессионалитет. URL: https://edu.gov.ru/press/4237/ proekt-professionalitet-pomozhet-vnedrit-novye-programmy-zapustit-obrazovatelno-

proizvodstvennye-klastery-i-vossozdat-gossistemu-podgotovki-pedkadrov-dlya-spo/ (дата обращения: 27.03.2022).

5. Институт развития профессионального образования. О реализации Федерального проекта «Профессионалитет». URL: https://firpo.ru/wp-content/uploads/2021/09/Вопрос-2_Муравьева-Н.В._Профессионалитет-1.рр1х (дата обращения: 27.03.2022).

6. Министерство просвещения. О стратегии развития системы среднего профессионального образования Российской Федерации. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/Strategy_ SP0_2030.pdf (дата обращения: 27.03.2022).

7. Константинова, Д.С., Кудаева, М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. С. 1055-1072.

8. Осипова, О.П. Менеджмент образования в условиях информатизации. М.: МПГУ, 2021. С. 34-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Табатадзе, Л.М. Электронная информационно-образовательная среда для опережающей подготовки кадров в сфере креативных индустрий // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1 (44). С. 48-57.

10. Институт развития профессионального образования. Обучение преподавателей и мастеров производственного обучения конструированию образовательных программ под запросы работодателей и экономики в рамках Федерального проекта «Профессионалитет». URL: https://firpo.ru/obuchenie-prepodavatelej-i-masterov-proizvodstvennogo-obuchenija-konstruirovaniju-obrazovatelnyh-programm-pod-zaprosy-rabotodatelej-i-jekonomiki-v-ramkah-federalnogo-proekta-professionalitet/ (дата обращения: 27.03.2022).

REFERENCES

Osipova, O.P., Shklyarova, O.A. Resurs samomenedzhmenta v povyshenii professionalnoj zhiznesposobnosti i razvitii upravlencheskoj kultury pedagogicheskih rabotnikov [Resource of Self-Management in Improving Professional Viability and Development of Managerial Culture of Pedagogical Workers], Problemy sovremennogo obrazovaniya = Problems of Modern Education,

2020, No. 5, pp. 202-213. (in Russ.)

Pecherkina, A.A. Razvitie professionalnoj kompetentnosti pedagoga: teoriya i praktika [Development of Professional Competence of a Teacher: Theory and Practice]. Ekaterinburg, Uralskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2017, 235 p. (in Russ.) Tabatadze, L.M. Menedzhment obrazovaniya v usloviyah informatizacii [Management of Education in Terms of Informatization]. Moscow, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet,

2021, pp. 242-278. (in Russ.)

Ministerstvo prosveshcheniya. Proektprofessionalitet [Ministry of Education. The Professionalism Project]. Available at: https://edu.gov.ru/press/4237/proekt-professionalitet-pomozhet-vnedrit-novye-programmy-zapustit-obrazovatelno-proizvodstvennye-klastery-i-vossozdat-gossistemu-podgotovki-pedkadrov-dlya-spo/ (accessed: 27.03.2022). (in Russ.)

Institut razvitiyaprofessionalnogo obrazovaniya. O realizacii Federalnogoproekta "Professionalitet" [Institute of Professional Education Development. On the Implementation of the Federal Project "Professionality"]. Available at: https://firpo.ru/wp-content/uploads/2021/09/Vopros-2_Muraveva-N.V._Professionalitet-1.pptx (accessed: 27.03.2022). (in Russ.)

Ministerstvo prosveshcheniya. O strategii razvitiya sistemy srednego professionalnogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii [Ministry of Education. On the Development Strategy of the

62

2.

3.

4.

5.

Secondary Vocational Education System of the Russian Federation]. Available at: https://fgosvo. ru/uploadfiles/presentations/Strategy_SPO_2030.pdf (accessed: 27.03.2022). (in Russ.)

7. Konstantinova, D.S., Kudaeva, M.M. Cifrovye kompetencii kak osnova transformacii professionalnogo obrazovaniya [Digital Competencies as a Basis for the Transformation of Vocational Education], Ekonomika truda = Labor Economics, 2020, vol. 7, No. 11, pp. 1055-1072. (in Russ.)

8. Osipova, O.P. Menedzhment obrazovaniya v usloviyah informatizacii [Management of Education in Terms of Informatization]. Moscow, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2021, pp. 34-72. (in Russ.)

9. Tabatadze, L.M. Elektronnaya informacionno-obrazovatelnaya sreda dlya operezhayushchej podgotovki kadrov v sfere kreativnyh industrij [Electronic Information and Educational Environment for Advanced Training in the Field of Creative Industries], Professionalnoe obrazovanie i rynok truda = Professional Education and Labor Market, 2021, No. 1 (44), pp. 4857. (in Russ.)

10. Institut razvitiya professionalnogo obrazovaniya. Obuchenie prepodavatelej i masterov proizvodstvennogo obucheniya konstruirovaniyu obrazovatelnyh programm pod zaprosy rabotodatelej i ekonomiki v ramkah Federalnogo proekta "Professionalitet" [Institute for the Development of Vocational Education. Training of Teachers and Masters of Industrial Training in the Design of Educational Programs for the Needs of Employers and the Economy within the Framework of the Federal Project "Professionality"]. Available at: https://firpo.ru/obuchenie-prepodavatelej-i-masterov-proizvodstvennogo-obuchenija-konstruirovaniju-obrazovatelnyh-programm-pod-zaprosy-rabotodatelej-i-jekonomiki-v-ramkah-federalnogo-proekta-professionalitet/ (accessed: 27.03.2022). (in Russ.)

Наумченко Сергей Александрович, соискатель, Московский педагогический государственный университет, naumchenko.sergei@mail.ru Sergey A. Naumchenko, Applicant, Moscow Pedagogical State University, naumchenko.sergei@ 63

mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2022. Принята к публикации 23.04.2022 The paper was submitted 19.03.2022. Accepted for publication 23.04.2022

2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.