Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КАК КОНЦЕПТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»'

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КАК КОНЦЕПТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ПРОЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ольга Эрнстовна

«Профессионалитет» - одна из стратегических инициатив развития России, призванных повысить качество жизни и гибкость российской экономики. Данный федеральный проект направлен на решение проблем современного рынка труда при создании гибкой модели системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающей современным потребностям отраслей экономики. Обосновано, что концептом взаимодействия стейкхолдеров проекта должна выступить вовлеченность. Цель статьи: исследовать вовлеченность как концепт взаимодействия стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессионалитет». Методы исследования: стейкхолдерский подход, акторский подход, концептуальный анализ, метод интеллект-карт. Раскрыты сущностные особенности вовлеченности стейкхолдеров проекта, приведены факторы влияния на вовлеченность заинтересованных лиц, бенефиты вовлеченности для внешних (государство, бизнес) и внутренних (персонал, обучающиеся СПО) стейкхолдеров. Обоснован вывод о целесообразности обращения к вовлеченности стейкхолдеров при реализации экспериментального проекта «Профессионалитет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ольга Эрнстовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT AS A CONCEPT OF INTERACTION OF STAKEHOLDERS OF THE EXPERIMENTAL PROJECT “PROFESSIONALISM”

Professionalism is one of Russia’s strategic development initiatives designed to improve the quality of life and the flexibility of the Russian economy. This federal project is aimed to solving the problems of the modern labor market while creating a flexible model of a system for training qualified personnel that meets the modern needs of economic sectors. It has been substantiated that the concept of interaction between project stakeholders should be involvement. Purpose of the article: to investigate involvement as a concept of stakeholder interaction in the pilot project “Professionalism”. Research methods: stakeholder approach, actor’s approach, conceptual analysis, mind mapping method. The essential features of the involvement of project stakeholders are disclosed, factors of influence on the involvement of stakeholders, the benefits of involvement for external (government, business) and internal (personnel studying open source software) stakeholders are shown. The conclusion about the expediency of referring to the involvement of stakeholders in the implementation of the pilot project “Professionalism” has been substantiated.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КАК КОНЦЕПТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»»

Стратегия развития профессионального образования

Сведения для цитирования: Иванова, О. Э. Вовлеченность как концепт взаимодействия стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессионалитет» / О. Э. Иванова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 13-22.

УДК 378 ББК 74.04

вовлеченность как концепт взаимодействия стейкхолдеров экспериментального проекта «профессионалитет»

О. Э. Иванова

«Профессионалитет» — одна из стратегических инициатив развития России, призванных повысить качество жизни и гибкость российской экономики. Данный федеральный проект направлен на решение проблем современного рынка труда при создании гибкой модели системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающей современным потребностям отраслей экономики. Обосновано, что концептом взаимодействия стейкхолдеров проекта должна выступить вовлеченность. Цель статьи: исследовать вовлеченность как концепт взаимодействия стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессионалитет». Методы исследования: стейкхолдерский подход, акторский подход, концептуальный анализ, метод интеллект-карт. Раскрыты сущностные особенности вовлеченности стейкхолдеров проекта, приведены факторы влияния на вовлеченность заинтересованных лиц, бенефиты вовлеченности для внешних (государство, бизнес) и внутренних (персонал, обучающиеся СПО) стейкхолдеров. Обоснован вывод о целесообразности обращения к вовлеченности стейкхолдеров при реализации экспериментального проекта «Профессионалитет».

Ключевые слова: вовлеченность, проект, профессионалитет, стейкхолдеры, эксперимент.

Введение

Интенсификация подготовки кадров высокой квалификации, востребованных работодателями, — один из вариантов решения проблем на рынке труда, таких как: удовлетворенность работодателями уровнем подготовки выпускников среднего профессионального образования, трудоустройство выпускников СПО по полученной рабочей профессии и специальности. С целью создания «гибкой модели системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающей скорости технологизации отраслей эконо-

мики в рамках комплексной реструктуризации системы среднего профессионального образования» [1] разработан проект «Профессионалитет» — стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации.

«Профессионалитет» — федеральный проект обучения по образовательным программам СПО, максимально ориентированным на практику при внедрении новых образовательных технологий и участии предприятий-работодателей, ключевыми инициативами которого являются:

1) интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров, которые объединят колледжи и предприятия по отраслевому признаку;

2) внедрение новых образовательных программ (профессионалитет), предусматривающих ускоренную подготовку специалистов СПО (для рабочих профессий и специальностей — до двух лет, для более технологичных — до трех лет);

3) воссоздание государственной системы подготовки педагогических кадров для СПО [1; 2].

Эксперимент стартует 1 сентября 2022 года, когда начнется обучение более 150 тысяч студентов профессиональных образовательных организаций.

Трансформация системы подготовки в сторону гибкости при внедрении новых образовательных технологий и привлечении широкого спектра заинтересованных лиц для практико-ориентированной подготовки квалифицированных кадров, отвечающей потребностям реального сектора экономики, требует обращения к концепту взаимодействия как инновационной идее, выражающей смысл взаимодействия и позволяющей повысить эффективность образовательной практики. Таким концептом, на наш взгляд, является вовлеченность. Цель статьи: исследовать вовлеченность как концепт взаимодействия стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессионалитет».

В работе использованы следующие материалы и методы исследования.

Теоретической базой исследования выступили концепт взаимодействия стейкхолдеров, концепция вовлеченности персонала, концепция вовлеченности обучающихся (студенческая вовлеченность). Стейкхолдерский подход позволил рассмотреть взаимодействие участников эксперимента «Профессионалитет» с позиции сторон, заинтересованных в развитии коллежа и в получении эффектов от участия в проекте. Акторский подход необходим для определения участников «Профессионалитета» субъектами взаимодействия. Концептуальный анализ проведен с целью выявления смысла вовлеченности по субъекту [вовлеченность стейкхолде-ров, вовлеченность персонала, вовлеченность обучающихся (студентов)]. Метод интеллект-карт применен для обобщения и систематизации знания о вовлеченности стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессиона-литет».

Результаты исследования

Вовлеченность выражает смысл взаимодействия стейкхолдеров — участников экспериментального федерального проекта «Про-фессионалитет».

Вовлеченность стейкхолдеров проекта

Вовлеченность стейкхолдеров рассматривается применительно к их участию в проектной деятельности. Данное направление изучено недостаточно и является перспективным. Согласно Руководству к своду знаний по проектному менеджменту (7-я редакция), стейкхолдер — заинтересованная сторона — это физическое лицо или организация, которые могут повлиять на решение, деятельность или результат проекта, а также — на программы или портфолио проекта [3]. Стейкхолдерами экспериментального проекта «Профессионалитет» являются участники, определенные Положением о проведении федерального эксперимента [1]: организации [Министерство просвещения Российской Федерации; федеральные органы государственной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования; образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО, и предприятия-работодатели и (или) их объединения] и физические лица [студенты очной формы обучения и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся; педагогические работники]. Данные стейкхолдеры эксперимента являются внешними (государство, бизнес) и внутренними (обучающиеся, родители, персонал СПО) заинтересованными лицами в развитии колледжа как центра подготовки квалифицированных кадров.

Вовлеченность стейкхолдеров проекта — общий термин, характеризующий коммуникацию, понимание идей других людей, усвоение иных точек зрения и коллективное формирование общего решения [3] и обеспечивающий представленность интересов заинтересованных сторон и учет их мнения. Основными факторами, влияющими на вовлеченность стейкхолдеров, мы полагаем степень заинтересованности участников в реализации проекта «Профессионалитет», определяемую соотношением ресурсных вложений в проект и потенциальных бенефитов, извлекаемых в результате реализации проекта. Кроме того, на вовлеченность стейкхолдеров может

повлиять и стадия жизненного цикла проекта. В частности, этап инициирования может сопровождаться низким уровнем вовлеченности инвестора [4].

Кроме того, вовлеченность стейкхолдеров, согласно Руководству к своду знаний по проектному менеджменту, в значительной степени зависит от навыков межличностного общения, включая проявление инициативы, добросовестность, честность, сотрудничество, уважение, сопереживание и уверенность, которые могут помочь заинтересованным лицам адаптироваться к работе и друг к другу, повышая вероятность успеха [3].

Бенефиты вовлеченности внешних стейкхолдеров

Государство как внешний стейкхолдер проекта, представляющий интересы федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, заинтересовано в реализации гибкой модели подготовки квалифицированных кадров по рабочим профессиям и специальностям, способной быстро реагировать на изменения во внешней и внутренней среде и с учетом возможностей отвечать на эти изменения.

Предприятиям-работодателям вовлеченность в проект «Профессионалитет» позволит в короткие сроки подготовить специалистов, востребованных для собственного бизнеса. Возможными бенефитами для работодателей выступят удовлетворенность уровнем подготовки выпускников СПО, экономия ресурсов (времени и его стоимости для бизнеса) на онбординге, а также — приобретение специалиста, знакомого с организационной культурой компании и спецификой рабочих процессов.

Вовлеченность персонала

Обращение к теме вовлеченности персонала — относительно недавнее направление исследований теоретиков и практиков в области менеджмента, преодолевшее пределы оценки вовлеченности на индивидуально-психологическом уровне и перемещенное в организационный контекст — повышения показателей организационной эффективности. Установлено, что вовлеченность персонала может выступить механизмом влияния практик управления человеческими ресурсами на индивидуальные и организационные результаты [5-7].

Вовлеченность персонала подразделяется на вовлеченность в работу, когда сотрудники, выполняя рабочую роль, выражают себя физически, когнитивно, эмоционально и ментально [8], и вовлеченность в организацию [9] при разделении ее миссии, целей и ценностей. Мотиватором первого типа вовлеченности является

рабочий процесс, содержание и характер выполняемых трудовых функций, мотиватором второго типа — принадлежность к определенной организации. Оба типа вовлеченности, поскольку они реализуются в организации, требуют поддержки компании.

На организационную эффективность ориентированы модели вовлеченности консалтинговых компаний. Вовлеченность по модели Gallup включает психологические (эмоциональные) и социальные потребности (выполнение работы, которая получается лучше всего), требующие удовлетворения; исходит в основном из отношений и создается в рабочей среде, а также предшествует результативности. Вовлеченные сотрудники — те, кто «включен, увлечен и предан работе и рабочему месту», это — «сотрудники, полные энтузиазма» [10]. Согласно модели вовлеченности Kincentric (Aon Hewitt), вовлеченность — особая характеристика сотрудника, интегрирующая его психологическое состояние и результаты поведения; «вовлеченность сотрудников — это уровень рационального мышления, эмоций, поведения, намерений, вкладываемых сотрудниками в организацию, которые выражаются в высказываниях, чувствах и полезных действиях сотрудника для своей организации» [11, р. 755]. Концептуально данную модель выражает триада «говорит, остается, стремится» («say, stay, strive»), характеризующая вовлеченного сотрудника, который положительно отзывается об организации своим коллегам, потенциальным сотрудникам и клиентам («говорит»); испытывает сильное чувство принадлежности и желает быть частью компании («остается»); мотивирован и прилагает усилия для достижения успеха в работе и для компании («стремится»).

В образовательной организации частным проявлением вовлеченности персонала является вовлеченность по категории «педагогический работник». Вовлеченность педагогов колледжа выражает их отношение, в соответствии с законодательством, к образовательной деятельности (обучению, воспитанию, методической, организационной, диагностической деятельности) и профессиональной образовательной организации [12].

Факторы, влияющие на уровень вовлеченности персонала, можно разбить на две группы: индивидуальные и организационные. На индивидуальном уровне на вовлеченность могут повлиять ценностно-смысловые установки сотрудника, стадия жизненного цикла и этап карьеры, адаптивность сотрудника.

К группе организационных факторов относятся факторы в зоне возможностей и ответственности организации, в фокусе которых — создание рабочей атмосферы, способствующей вовлеченности сотрудников. Согласно концепции Gallup, вовлеченность сотрудников стимулируется наличием цели и смысла в работе и отношениями в процессе трудовой деятельности, особенно — с руководителем, выступающим в роли коуча, помогающим выйти на новый уровень. К факторам, положительно влияющим на вовлеченность сотрудников, относятся материальные и нематериальные практики: условия труда и рабочего места, в частности — наличие материалов и оборудования, необходимых для качественной работы; содержание выполняемой работы (сложность, разнообразие решаемых задач, их польза, обратная связь в процессе выполнения); организационные коммуникации с обратной связью с руководителем; командная работа; наличие организационной культуры, ориентированной на развитие сотрудников; позитивные межличностные отношения с коллегами в организации; вознаграждение и признание сотрудника, основанные на результатах; возможность ежедневно заниматься тем, что получается лучше всего, и поддержка организацией Well-being (эмоционального, психического, физического здоровья, экономического благополучия) сотрудников; привлекательность бренда [10; 11; 13].

Бенефиты вовлеченности персонала

Вовлеченность персонала выгодна как сотруднику, так и организации. Проявлениями пользы на индивидуальном уровне могут быть Well-being сотрудников, удовлетворенность работой, самореализация, представляющие «результаты положительных изменений в эмоциональном состоянии работника, а также в его позитивном когнитивном настрое и активном поведении» [5, с. 86].

Для организации главная выгода — повышение эффективности деятельности по ключевым показателям результативности в управлении персоналом, по операционным и финансовым показателям, клиентоориентированности. В частности, метаанализ Gallup (охвативший свыше 2,7 млн вовлеченных сотрудников из 276 организаций в 54 отраслях экономики 96 стран в октябре 2020 года) подтвердил связь между вовлеченностью сотрудников и бизнес-результатами (согласно измерению вовлеченности на основе опросника Gallup Q12). Сотрудники, находящиеся в верхнем квартиле вовлеченности, превосходят коллег из нижнего квартиля: по уровню

продуктивности — на 18 %, по уровню рентабельности — на 23 %, по рейтингам клиентов — на 10 %. При этом ниже уровень прогулов вовлеченных сотрудников (на 81 %); со стороны вовлеченных сотрудников зафиксировано меньше инцидентов безопасности (на 64 %) и инцидентов, связанных с безопасностью пациента (на 58 %); меньше хищений (на 28 %); текучесть кадров вовлеченных сотрудников ниже (на 18 % — в организациях с высокой текучестью и на 43 % — в организациях с низкой текучестью персонала); они качественнее выполняют работу (дефектов качества у вовлеченных сотрудников меньше на 41 %) [10].

Вовлеченность обучающихся (студенческая вовлеченность)

Наряду с персоналом обучающиеся российской образовательной организации являются внутренними стейкхолдерами, обладающими правом субъектности управления [14]. Обучающиеся, согласно ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», имеют право на участие в управлении образовательной организацией (ст. 34), мнение обучающихся, как и педагогических работников, должно учитываться в вопросах управления образовательной организацией (ст. 26) [12].

Вовлеченность обучающихся является актуальным предметом исследования современных зарубежных и российских теоретиков и практиков образования (P. C. Blumenfeld, J. A. Fredericks, A. H. Paris, Н. В. Киселева, Н. Г. Малошонок, С. Ю. Савинова, И. А. Щеглова и др.). Вовлеченность обучающихся исследуется как концепт качественного образования, позволяющий повысить эффективность образовательной политики и/или практики. Вовлеченность студентов рассматривается как психологическая (A. Astin, F. Newmann, R. Pace, E. Pascarella, P. Terenzini), социальная характеристика (S. Mann, V. Tinto) и как социальная и академическая интеграция [15]. Вовлеченность в образовательной организации предполагает понимание роли интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих, физических и социальных факторов в процессе обучения и социального развития.

В общих концептуальных представлениях о вовлеченности обучающихся зарекомендовавшей себя теоретической базой обоснования исследований признается позиция J. A. Fredericks и коллег, определивших вовлеченность как многогранную конструкцию, объединяющую поведенческий, эмоциональный и когнитивный аспекты и рассматриваемую изначально как «школьная вовлеченность» [16-18].

Поведенческая вовлеченность включает в себя выполнение работы и следование правилам и нормам поведения в классе, участие в учебных и вне-учебных мероприятиях школы; эмоциональная вовлеченность выражает интерес, ценности (удовольствие, полезность, важность) и чувства по отношению к школе, педагогу, работе, сверстникам, выполняемым заданиям; когнитивная вовлеченность представляет психологические инвестиции в обучение и подчеркивает нацеленность на познание и стратегический характер обучения [17].

Что касается студенческой вовлеченности, наиболее распространенной является теория вовлеченности студентов Alexander W. Astin, согласно которой «вовлеченность студентов — это количество и качество физической и психологической энергии, которую студенты вкладывают в обучение в колледже» [19, р. 528]. Вовлеченность проявляется в увлеченности, вдохновленности, заинтересованности процессом. Вовлеченность, как подчеркивают J. P. Connell, T. A. Kindermann, E. A. Skinner, J. G. Wellborn, характеризуется энергичными, устойчивыми и направленными действиями, нацеленными на обучение, в то время как разобщенность или разочарование является отражением неадаптивных состояний и указывает на отказ от участия в процессе обучения [20].

Основными формами вовлеченности студентов являются: академическая вовлеченность (вовлеченность в обучение), вовлеченность во внеучебные мероприятия (научно-исследовательская деятельность, студенческие организации, в том числе самоуправление), взаимодействие студентов с преподавателями [19; 21; 22]. Для студентов колледжа характерны пассивная и псевдововлеченность. Пассивная вовлеченность означает слабое выражение поведенческого компонента, отсутствие проявления высокого уровня активности в настоящем при готовности его проявления в будущем. Псевдововлеченность свидетельствует о проявлении конформизма: обучающиеся активно вовлекаются в социальное взаимодействие (поведенческий компонент), но при этом не уверены в собственном выборе профессии и не видят смысла в получаемом образовании (ценностный компонент) [23].

На уровень студенческой вовлеченности также влияют индивидуальные и организационные группы факторов.

1. Индивидуальные факторы (демографические показатели, социально-экономические характеристики, уровень подготовки студента к обучению) [24] к моменту поступления сту-

дента в университет и его академическая успешность; кампус как место проживания студента в период обучения [19].

2. Факторы образовательного учреждения:

а) условия и особенности организации образовательного процесса и учебного пространства (материально-техническая и информационная база; осмысленное, практически значимое / проектное обучение; командная работа);

б) коммуникации (взаимоотношения с педагогами и сверстниками).

В частности, повышению вовлеченности способствуют отношения поддержки со стороны педагогов и сверстников, а также — сложные и аутентичные задания; напротив, конфликтные отношения и отсутствие поддержки студентов со стороны педагогов, плохие отношения со сверстниками приводят к разобщенности [17; 18]. Студенты, регулярно взаимодействующие с преподавателями, чаще других выражают удовлетворение всеми аспектами своего обучения в колледже, в том числе студенческой дружбой, разнообразием курсов, интеллектуальной средой и даже администрацией учебного заведения [19]. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что временной зоной риска студенческой вовлеченности является первая половина первого семестра на первом курсе обучения [24].

Бенефиты вовлеченности обучающихся

И зарубежные, и отечественные исследователи признают позитивные эффекты вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. Вовлеченность обучающихся — «противоядие от снижения академической мотивации и успеваемости» (P. C. Blumenfeld, J. A. Fredericks, A. H. Paris) [17].

1. Проявление познавательного интереса к изучаемому материалу: повышение активности на семинарских занятиях, снижение количества посещений учебных занятий с невыполненными заданиями [25].

2. Вовлеченность обучающихся влияет на академическую успеваемость: чем выше степень вовлеченности, когда студенты любознательны, заинтересованны или вдохновлены, тем выше результаты обучения; напротив, когда обучающиеся не вовлечены, им скучно, они демонстрируют негативное отношение к учебе [18; 19].

3. Вовлеченность студентов влияет на их личностное развитие: чем выше уровень вовлеченности студента в колледж, тем выше уровень его личностного развития [19]. Данный эффект имеет особую важность в связи с тем, что этапу

обучения студента в колледже или вузе в силу возрастных особенностей развития личности соответствует период интенсивного смыслообразо-вания.

4. Вовлеченность студентов в разные сферы деятельности (работа в классе, участие в науч-

но-исследовательской и студенческих организациях) развивает навыки критического мышления [26].

Вовлеченность стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессионалитет» отображена на рисунке 1.

Рис. 1. Вовлеченность стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессионалитет»: концепт, бенефиты

Таким образом, вовлеченность как концепт взаимодействия стейкхолдеров предполагает состояние приверженности проекту и проявляется эмоционально и рационально в поведении и намерениях заинтересованного лица. Вовлеченность может обеспечить представленность интересов внешних и внутренних стейкхолдеров и позволит каждой категории заинтересованных сторон извлечь пользу

из участия в проекте. В целом приверженность подготовке квалифицированных рабочих — ускоренной и совместной с работодателями — будет способствовать повышению гибкости экономики и повышению качества жизни. Следовательно, при реализации экспериментального проекта «Профессионалитет» целесообразно обратить внимание на вовлеченность стейкхолдеров.

Библиографический список

1. Положение о проведении в 2022-2024 годах эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» с применением автоматизированных методов конструирования указанных образовательных программ (проект) // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов : [офиц. сайт]. — 2021. — URL: https://regulation.gov.ru/projects#departments=119&n pa=119420 (дата обращения: 15.10.2021).

2. Проект «Профессионалитет» поможет внедрить новые программы, запустить образовательно-производственные кластеры и воссоздать госсистему подготовки педкадров для СПО // Минпросвещения России : [офиц. сайт]. — 2021. — 11 октября. — URL: https://edu.gov.ru/press/4237/ proekt-professionalitet-pomozhet-vnedrit-novye-programmy-zapustit-obrazovatelno-proizvodstvennye-klastery-i-vossozdat-gossistemu-podgotovki-pedkadrov-dlya-spo (дата обращения: 06.11.2021).

3. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide) and The Standard for Project Management). — PMI Seventh Edition, July 2021. — 274 р.

4. Жукова, Т. Н. Управление вовлеченностью стейкхолдеров проекта во взаимодействие с реализующей его организацией / Т. Н. Жукова, В. В. Кулибанова, Е. К. Чугунова // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2016. — № 2. — С. 149-153.

5. Смирнов, П. С. Вовлеченность персонала: типы, уровни проявления и связи с практиками управления человеческими ресурсами / П. С. Смирнов // Организационная психология. — 2019. — Т. 9. — № 1. — С. 81-95.

6. Кабалина, В. И. Вовлеченность работников через призму нормативного и сверхнормативного поведения / В. И. Кабалина, Л. М. Чеглакова // Корпоративный менеджмент и бизнес-образование ; под ред. С. О. Каледжан, Е. С. Яхонтова. — Москва : МАКС Пресс, 2015. — С.85-107.

7. Alfes, K. The link between perceived human resource management practices, engagement and employee behaviour: A moderated mediation model / A. D. Shantz, C. Truss, E. C. Soane // The International Journal of Human Resource Management. — 2013. — № 24. — Р. 330-351.

8. Kahn, W. A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work // Academy of Management Journal. — 1990. — № 33 (4). — Р. 692-724.

9. Saks, A. Antecedents and consequences of employee engagement / А. Saks // Journal of Managerial Psychology. — 2006. — № 21 (7). — Р. 600-619.

10. What Is Employee Engagement and How Do You Improve It? — URL: https://www.gallup. com/workplace/285674/improve-employee-engagement-workplace.aspx#ite-285701 (дата обращения: 10.10.2021).

11. Asan, S. Employee Engagement and Organization Support Strategies: The Mediating Role of Perceived Organization Support for Holistic Employee Subjective Well-Being / S. Asan, A. Panjaitan, S. E. Suwu and F. V. Ferdinand // Jurnal Aplikasi Manajemen. — 2020. — Vol. 18. — № 4. — P. 754-766.

12. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.10.2021).

13. Aon Hewitt's Model of Employee Engagement / K. Oehler. January 2015. — URL: https:// www.asia.aonhumancapital.com/document-files/thought-leadership/people-and-performance/ model-of-employee-engagement.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

14. Иванова, О. Э. Осмысленное обучение как ответ на вызовы VUCA-мира / О. Э. Иванова // Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире : материалы Междунар. науч.-практ. конференции. — Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. — С. 38-43.

15. Малошонок, Н. Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследования и процедура измерения / Н. Г. Малошонок // Социологические исследования. — 2014. — № 3. — С. 141-147.

16. Sjogren, A. Afterschool engagement: a mixed methods approach to understanding profiles of youth engagement / A. Sjogren, C. L. Bae, N. Deutsch, S. Zumbrunn, M. Broda // Applied Developmental Science. — 2021. — № 07/19. — URL: http://www.ijds.net/ (дата обращения: 15.10.2021).

17. Fredericks, J. A. School engagement: potential of the concept, state of the evidence / J. A. Fredericks, P. C. Blumenfeld & A. H. Paris // Review of Educational Research. — 2004. — № 74. — Р. 59-109.

18. Fredricks, J. A. What Matters for Urban Adolescents' Engagement and Disengagement in School: A Mixed-Methods Study / J. A. Fredericks, A. K. Parr, J. L. Amemiya, Ming-Te Wang, S. Brauer // Journal of Adolescent Research. — 2019. — Vol. 34 (5). — Р. 491-527.

19. Astin, A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education / A. W. Astin // Journal of College Student Development. September. — 1999. — Vol. 40. — № 5. — Р. 518-529.

20. Skinner, E. A. Engagement as an organizational construct in the dynamics of motivational development / E. A. Skinner, T. A. Kindermann, J. P. Connell, J. G. Wellborn. Handbook of motivation in school ; K. Wentzel, A. Wigfield ^ds.). — Malwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2009. — Р. 223-245.

21. Малошонок, Н. Г. Восприятие академической честности университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения / Н. Г. Малошонок // Вопросы образования. — 2016. — № 1. — С. 35-60.

22. Малошонок, Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах / Н. Г. Малошонок // Высшее образование в России. — 2014. — № 1. — С. 37-44.

23. Киселева, Н. В. Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса / Н. В. Киселева // Психология и психотехника. — 2017. — № 4. — С. 74-81.

24. Малошонок, Н. Г. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? / Н. Г. Малошонок // Мониторинг университета. — 2011. — № 6. — С. 11-21.

25. Савинова, С. Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов / С. Ю. Савинова // Человек и образование. — 2015. — № 4 (45). — С. 143-147.

26. Щеглова, И. А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления / И. А. Щеглова, Ю. Н. Корешникова, О. А. Паршина // Вопросы образования. — 2019. — № 1. — С. 264-289.

For citation: Ivanova, O. E. Involvement as a concept of interaction of stakeholders of the experimental project "Professionalism" / O. E. Ivanova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 13-22.

involvement as a concept of interaction of stakeholders of the experimental project "professionalism"

O. E. Ivanova

Professionalism is one of Russia's strategic development initiatives designed to improve the quality of life and the flexibility of the Russian economy. This federal project is aimed to solving the problems of the modern labor market while creating a flexible model of a system for training qualified personnel that meets the modern needs of economic sectors. It has been substantiated that the concept of interaction between project stakeholders should be involvement. Purpose of the article: to investigate involvement as a concept of stakeholder interaction in the pilot project "Professionalism". Research methods: stakeholder approach, actor's approach, conceptual analysis, mind mapping method. The essential features of the involvement of project stakeholders are disclosed, factors of influence on the involvement of stakeholders, the benefits of involvement for external (government, business) and internal (personnel studying open source software) stakeholders are shown. The conclusion about the expediency of referring to the involvement of stakeholders in the implementation of the pilot project "Professionalism" has been substantiated.

Key words: involvement, project, professionalism, stakeholders, experiment.

References

1. Polozhenie o provedenii v 2022-2024 godah jeksperimenta po realizacii obrazovatel'nyh programm srednego professional'nogo obrazovanija v ramkah federal'nogo proekta «Profession-alitet» s primeneniem avtomatizirovannyh metodov konstruirovanija ukazannyh obrazovatel'nyh programm (proekt). Federal'nyj portal proektov normativnyh pravovyh aktov, 2021, available at: https://regulation.gov.ru/projects#departments=119&npa=119420 (accessed: 15.10.2021). (In Russian)

2. Proekt «Professionalitet» pomozhet vnedrit' novye programmy, zapustit' obrazovatel'no-proiz-vodstvennye klastery i vossozdat' gossistemu podgotovki pedkadrov dlja SPO. Minprosveshhenija Rossii, 2021, available at: https://edu.gov.ru/press/4237/proekt-professionalitet-pomozhet-vnedrit-novye-programmy-zapustit-obrazovatelno-proizvodstvennye-klastery-i-vossozdat-gossistemu-pod-gotovki-pedkadrov-dlya-spo (accessed: 06.11.2021). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide) and The Standard for Project Management), PMI Seventh Edition, July 2021, 274 p. (In English)

4. Zhukova T. N., Kulibanova V. V., Chugunova E. K. Upravlenie vovlechennost'ju stejkholderov proekta vo vzaimodejstvie s realizujushhej ego organizaciej [Management of the involvement of project stakeholders in interaction with the organization implementing it], Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomi-cheskogo obshhestva Rossii [Scientific works of the Free Economic Society of Russia], 2016, no. 2, pp. 149-153. (In Russian)

5. Smirnov P. S. Vovlechennost' personala: tipy, urovni projavlenija i svjazi s praktikami upravlenija chelovecheskimi resursami [Scientific works of the Free Economic Society of Russia], Organizacionnaja psihologija [Organizational psychology], 2019, vol. 9, no. 1, pp. 81-95. (In Russian)

6. Kabalina V. I., Cheglakova L. M. Vovlechjonnost' rabotnikov cherez prizmu normativno-go i sverhnormativnogo povedenija [Employee involvement through the prism of normative and over-normative behavior], Korporativnyj menedzhment i biznes-obrazovanie [Corporate management and business education], ed. S. O. Kaledzhan, E. S. Jahontova. Moscow, MAKS Press, 2015, pp. 85-107. (In Russian)

7. Alfes K., Shantz A. D., Truss C., Soane E. C. The link between perceived human resource management practices, engagement and employee behaviour: A moderated mediation model, The International Journal of Human Resource Management, 2013, no. 24, pp. 330-351. (In English)

8. Kahn W. A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work. Academy of Management Journal, 1990, no. 33 (4), pp. 692-724. (In English)

9. Saks A. Antecedents and consequences of employee engagement, Journal of Managerial Psychology, 2006, no. 21 (7), p. 600-619. (In English)

10. What Is Employee Engagement and How Do You Improve It? available at: https://www.gal-lup.com/workplace/285674/improve-employee-engagement-workplace.aspx#ite-285701 (accessed: 10.10.2021). (In English)

11. Asan S., Panjaitan A., Suwu S. E., Ferdinand F. V. Employee Engagement and Organization Support Strategies: The Mediating Role of Perceived Organization Support for Holistic Employee Subjective Well-Being, Jurnal Aplikasi Manajemen, 2020, vol. 18, no. 4, pp. 754-766. (In English)

12. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj Dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 15.10.2021). (In Russian)

13. Oehler K. Aon Hewitt's Model of Employee Engagement, January 2015, available at: https:// www.asia.aonhumancapital.com/document-files/thought-leadership/people-and-performance/mod-el-of-employee-engagement.pdf (accessed: 10.10.2021). (In English)

14. Ivanova O. E. Osmyslennoe obuchenie kak otvet na vyzovy VUCA-mira [Meaningful learning as a response to the challenges of the VUCA-world], Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. kon-ferencii «Nacional'naja bezopasnost' i molodezhnaja politika: kibersocializacija i transformacija cen-nostej v VUCA-mire» [Materials of Intern. scientific-practical conferences "National security and youth policy: cyber-socialization and transformation of values in the VUCA-world"]. Chelyabinsk, Izd-vo Juzh.-Ural. gos. guman.-ped. un-ta, 2021, pp. 38-43. (In Russian)

15. Maloshonok N. G. Studencheskaja vovlechennost' v uchebnyj process: metodologija issledovanija i procedura izmerenija [Student involvement in the educational process: research methodology and measurement procedure], Sociologicheskie issledovanija [Sociological research], 2014, no. 3, pp. 141-147. (In Russian)

16. Sjogren A., Bae C. L. , Deutsch N., Zumbrunn S., Broda M. Afterschool engagement: a mixed methods approach to understanding proflles of youth engagement, Applied Developmental Science, 2021, no. 07/19, available at: http://www.ijds.net/ (accessed: 15.10.2021). (In English)

17. Fredericks J. A., Blumenfeld P. C. & Paris A. H. School engagement: potential of the concept, state of the evidence, Review of Educational Research, 2004, no. 74, pp. 59-109. (In English)

18. Fredricks J. A., Parr A. K., Amemiya J. L., Wang Ming-Te, Brauer S. What Matters for Urban Adolescents' Engagement and Disengagement in School: A Mixed-Methods Study, Journal of Adolescent Research, 2019, vol. 34 (5), pp. 491-527. (In English)

19. Astin A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education, Journal of College Student Development, 1999, vol. 40, no. 5, pp. 518-529. (In English)

20. Skinner E. A., Kindermann T. A., Connell J. P., Wellborn J. G., Wentzel K., Wigfield A. (eds.) Engagement as an organizational construct in the dynamics of motivational development. Handbook of motivation in school. Malwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2009, pp. 223-245. (In English)

21. Maloshonok N. G. Vosprijatie akademicheskoj chestnosti universiteta vzaimosvjazano so studencheskoj vovlechennost'ju: vozmozhnosti konceptualizacii i jempiricheskogo izuchenija [Perception of the academic honesty of the university is interconnected with student involvement: the possibilities of conceptualization and empirical study], Voprosy obrazovanija [Education Issues], 2016, no. 1, pp. 35-60. (In Russian)

22. Maloshonok N. G. Vovlechennost' studentov v uchebnyj process v rossijskih vuzah [Involvement of students in the educational process in Russian universities], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2014, no. 1, pp. 37-44. (In Russian)

23. Kiseleva N. V. Vovlechennost' obuchajushhihsja v nepreryvnoe obrazovanie na raznyh jetapah obrazovatel'nogo processa [Involvement of students in lifelong education at different stages of the educational process], Psihologija ipsihotehnika [Psychology andpsychotechnics], 2017, no. 4, pp. 74-81. (In Russian)

24. Maloshonok N. G. Studencheskaja vovlechennost': pochemu vazhno izuchat' process obu-chenija, a ne tol'ko ego rezul'tat? [Student involvement: why is it important to study the learning process, and not just its result?], Monitoring universiteta [Monitoring of the University], 2011, no. 6, pp. 11-21. (In Russian)

25. Savinova S. Ju. Vovlechennost' studentov v obrazovatel'nyj process: ocenka pozitivnyh jef-fektov [Involvement of students in the educational process: assessment of positive effects], Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2015, no. 4 (45), pp. 143-147. (In Russian)

26. Shheglova I. A., Koreshnikova Ju. N., Parshina O. A. Rol' studencheskoj vovlechennosti v raz-vitii kriticheskogo myshlenija [The role of student involvement in the development of critical thinking], Voprosy obrazovanija [Education Issues], 2019, no. 1, pp. 264-289. (In Russian)

Иванова Ольга Эрнстовна, профессор кафедры экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор философских наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: ivanovaoe@cspu.ru

Ivanova Olga Ernstovna, Professor of the Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: ivanovaoe@cspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.