Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

179
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарницкая Е.А., Шашенкова Е.А.

Освещены вопросы совершенствования непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения. В рамках стратегии развития среднего профессионального образования определены компетенции, которыми должны владеть современные преподаватели и мастера производственного обучения, направления совершенствования системы непрерывной подготовки преподавателей профессионального образования в рамках фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Обоснована необходимость создания федеральных и региональных операторов для организации дополнительного профессионального образования педагогов и мастеров производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарницкая Е.А., Шашенкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF CONTINUOUS TRAINING OF VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS AND MASTERS

The article considers the issues of improving the continuous training of vocational education teachers and masters. The article describes the competencies that modern teachers and masters of vocational training should possess within the strategic framework for the development of secondary vocational education. The directions for improving the system of continuous training of vocational education teachers within the framework of the frontal socio-economic development strategy of the Russian Federation are defined. The necessity of creating federal and regional operators for organizing additional professional education of teachers and masters of vocational training is justified.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Раздел 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Научная статья

УДК 377.112:371.13/.14 йО!: 10/17853/2686-8970-2021-4-11-28

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Елена Анатольевна Комарницкая

кандидат педагогических наук, доцент, проректор

Институт развития профессионального образования,

Москва, Россия

e.komamitskaia@firpo.ru, https://orcid.org/0000-0003-2611-4228

Елена Анатольевна Шашенкова

кандидат педагогических наук, доцент

Институт развития профессионального образования,

Москва, Россия

e. shashenkova@firpo.ru, https://orcid.org/0000-0002-6126-9551

Аннотация. Освещены вопросы совершенствования непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения. В рамках стратегии развития среднего профессионального образования определены компетенции, которыми должны владеть современные преподаватели и мастера производственного обучения, направления совершенствования системы непрерывной подготовки преподавателей профессионального образования в рамках фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Обоснована необходимость создания федеральных и региональных операторов для организации дополнительного профессионального образования педагогов и мастеров производственного обучения.

Ключевые слова: система непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения, компетенции, компетентность, дуальное обучение, федеральные и региональные операторы.

Для цитирования: Комарницкая, Е. А. Совершенствование системы непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения / Е. А. Комарницкая, Е. А. Шашенкова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 4 (7). С. 11-28. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-11-28.

© Комарницкая Е. А., Шашенкова Е. А., 2021 INSIGHT. 2021. № 4 (7)

11

Section 1. VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION: METHODS AND TRENDS OF DEVELOPMENT

Original article

IMPROVING THE SYSTEM OF CONTINUOUS TRAINING OF VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS AND MASTERS

Elena A. Komarnitskaya

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector

Institute of the Vocational Education Development, Moskow, Russia

e.komarnitskaia@firpo.ru, https://orcid.org/0000-0003-2611-4228

Elena A. Shashenkova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Institute of the Vocational Education Development, Moskow, Russia

e. shashenkova@firpo.ru, https://orcid.org/0000-0002-6126-9551

Abstract. The article considers the issues of improving the continuous training of vocational education teachers and masters. The article describes the competencies that modern teachers and masters of vocational training should possess within the strategic framework for the development of secondary vocational education. The directions for improving the system of continuous training of vocational education teachers within the framework of the frontal socio-economic development strategy of the Russian Federation are defined. The necessity of creating federal and regional operators for organizing additional professional education of teachers and masters of vocational training is justified.

Keywords: continuous training for teachers and masters of vocational training, competencies, competence, dual training, federal and regional operators.

For citation: Komarnitskaya, E. A. Improving the system of continuous training of vocational education teachers and masters / E. A. Komarnitskaya, E. A. Shashenkova. Text: print // INSIGHT. 2021. № 4 (7). P. 11-28. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/ 2686-8970-2021-4-11-28.

12

HHCAHT. 2021. № 4 (7)

В современных условиях развития среднего профессионального образования (СПО) остается актуальной проблема повышения эффективности профессионального образования, развития и воспитания личности обучающихся. Решение этой проблемы зависит от профессиональной компетентности преподавателей и мастеров как главных фигур профессионального образования, в частности, от их компетентности в решении педагогических задач, так как они во многом определяют содержание педагогического процесса и результаты собственной профессиональной деятельности.

Одним из основных направлений развития среднего профессионального образования до 2035 г., как справедливо замечают В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев и другие [1, 2, 9], является актуализация кадровой политики, влияющей на обновление всей системы среднего профессионального образования, особенно при реализации нового уровня образования «Профессионалитет».

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, задачи, основные мероприятия, механизмы реализации государственной политики в области подготовки педагогических кадров, в том числе в области повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения [8].

Таким образом, сегодня особенно важна не только подготовка педагогических кадров, но и повышение профессионального уровня, развитие ключевых компетенций руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения и иных педагогических работников системы СПО, как работающих непосредственно в образовательных организациях СПО, так и обучающих студентов на рабочих местах отраслевых предприятий в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными вызовами научно-технологического развития, актуальным контекстом развития профессионального образования для создания условий личностного развития молодежи, обеспечения качества СПО.

INSIGHT. 2021. № 4 (7)

13

В настоящее время, по результатам мониторинга, проведенного ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» (ФГБОУ ДПО ИРПО) в 2021 г., в штате системы профессионального образования от общего количества работников профессиональных образовательных организаций работает 6 % мастеров производственного обучения и 38 % преподавателей (рис. 1).

Рис. 1. Количество преподавателей и мастеров производственного обучения от общего количества работников образовательных организаций, %: ЕВ - преподаватели; ЕЭ - мастера производственного обучения

Из них мужчин - 52 % мастеров производственного обучения и 23 % преподавателей; женщин - 48 % мастеров производственного обучения и 77 % преподавателей (рис. 2).

Мужчины

Женшины

У///////////////////у

52

48

У//////////////Ж

Рис. 2. Распределение преподавателей и мастеров производственного

обучения по полу, %: Ш - преподаватели; ЕЗ - мастера производственного обучения

Высшее педагогическое образование имеют 70 % преподавателей, 96 % - высшее образование, 4 % - среднее профессиональное образование, 39 % преподавателей - среднее профессиональное педагогическое образование.

14

ИНСАИТ. 2021. № 4 (7)

Высшее педагогическое образование имеют 50 % мастеров производственного обучения, 50 % - высшее образование, 48 % - среднее профессиональное образование, 29 % - среднее профессиональное педагогическое образование (рис. 3).

96

70

50

50 48 9

И 1 29

я 4 п=сз и

47

Л /

4?"

.<2>

<г>

<2.

хег х?

/

Рис. 3. Распределение преподавателей и мастеров производственного обучения по уровню образования, %: О - преподаватели; Е2 - мастера производственного обучения

По стажу работы в СПО преобладают преподаватели профессионального образования, имеющие 20 и более лет работы (рис. 4).

Ж™10,65 _

//////////////АЛЪ.Ш

■Д.

ж»»»»»»»»»шж.

I 41,42

'А 34,67

Рис. 4. Распределение педагогов профессионального образования по педагогическому стажу, %: Е - преподаватели; ¡3 - мастера производственного обучения

МЭЮНГ. 2021. № 4 (7)

15

Причем 2 % преподавателей и 3 % мастеров производственного обучения не имеют педагогического стажа работы.

Повышение квалификации прошли за последние 3 года 85 % преподавателей и 82 % мастеров производственного обучения. Из них по профилю педагогической деятельности - 78 % преподавателей и 75 % мастеров производственного обучения; по использованию информационных и коммуникационных технологий - 31 % преподавателей и 18 % мастеров производственного обучения; в форме стажировки в профильных организациях и предприятиях реального сектора экономики - 13 % преподавателей и 25 % мастеров производственного обучения (рис. 5).

По профилю педагогической деятельности

По использованию информационных и коммуникационных технологий

В форме стажировки в профильных организациях и предприятиях реального сектора экономики

У//////////////////Ш,

г/Ж 18

■ 1 о

У///М 25

Рис. 5. Педагоги профессионального обучения, прошедшие повышение квалификации, %: ЕВ - преподаватели; 0 - мастера производственного обучения

Результаты проведенного мониторинга показывают, что в системе СПО большинство преподавателей профессионального образования имеют значительный опыт работы в качестве педагогов профессионального обучения. Однако количество преподавателей с опытом работы или стажировки в профильных организациях и на предприятиях недостаточно, а это не отвечает квалификационным требованиям и требованиям современной экономики к преподавателям, обучающим студентов по профессии и специальности.

В связи с этим на сегодняшний день должна быть выстроена система непрерывной профессиональной переподготовки преподава-

16

ИНСАИТ. 2021. № 4 (7)

телей и мастеров производственного обучения таким образом, чтобы не только формировать, развивать, но и расширять спектр педагогических и профессиональных компетенций в соответствии с внедрением новых технологий в различных отраслях экономики.

Проблеме формирования профессиональной педагогической компетенции посвящены работы многих ученых (К. А. Абульхановой-Слав-ской, А. Д. Алферова, Р. М. Асадуллина, Ю. В. Варданяна, Л. К. Гре-бенкиной, И. А. Зимней, Г. А. Козберга, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Г. В. Матушевской, Л. М. Митиной, Л. А. Петровской, В. А. Сла-стенина, А. В. Хуторского и др.). Так, по определению Г. В. Мату-шевской, педагогическая компетенция - это синтез знаний, педагогических умений и профессиональных способностей, адекватных определенному типу ситуаций или ситуативных задач, обусловливающих успех деятельности [6]. Согласно же В. А. Сластенину, профессиональная компетентность - это единство теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность [10].

А. А. Коновалов среди отличительных особенностей профессиональных компетенций особо выделяет следующие [3, с. 179]:

• охват системы фундаментальных знаний, умений и навыков решения профессиональных задач;

• предметная (профильная) направленность;

• сформированность личностного опыта применения вышеназванной триады в практической квазипрофессиональной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие потенциала для самостоятельного приобретения новых знаний и умений в динамически развивающейся профессиональной деятельности;

• наличие оценки результатов своего труда.

По сути, профессиональная компетентность - готовность и способность эффективно решать практические задачи по подготовке обучающихся СПО к профессиональной деятельности; форма исполнения своей деятельности, обусловленной глубокими знаниями свойств преобразуемых предметов (человек, группа, коллектив) [12], свободное владение содержанием своего труда, а также соответствие этого труда личностным качествам педагога. Так, указывая на взаимовлияние про-

МвЮНГ. 2021. № 4 (7)

17

фессионального обучения и гармоничного развития всех компонентов личности педагога профессионального обучения, австралийский исследователь A. Miller особо выделяет физическое и психическое благополучие, свободу действий, атмосферу справедливости и равенства стартовых возможностей [14]. K. Nordgren, M. Kristiansson, Y. Liljekvist и D. Bergh занимаются исследованием организационно-управленческих условий профессионального развития педагогов во время коллегиального сотрудничества при планировании и подготовке к учебному процессу. При этом исследователи отмечают недостаточное влияние только лишь предоставления педагогам дополнительного времени, среди необходимых условий были названы такие, как организация наставничества и экспертной поддержки, возможностей для обратной связи и размышлений [13]. А. И. Лыжин, описывая компетентностную модель современного наставника, выделяет следующие группы компетенций: профессиональные, общекультурные (коммуникативные, управленческие и корпоративные), специальные (психолого-педагогические, методические и коуч-компетенции) [5, с. 17-19].

Таким образом, можно заключить, что компетентный преподаватель должен освоить нормы и эталоны профессии, достичь мастерства в ней; ему необходимо стремиться индивидуализировать свой труд, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии; он должен достигать необходимого уровня профессиональных знаний и умений; профессионально значимых личностных качеств. Также компетентный преподаватель должен осознавать перспективу, зону своего ближайшего профессионального развития, быть открытым для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, в то же время ему необходимо обогащать опыт профессии за счет личного творческого вклада; он должен быть социально активным в обществе, ставить в ходе общественных обсуждений вопросы о нуждах профессии, ее достижениях, и вместе с тем искать резервы решения проблем внутри профессии, не бояться попадать в условия конкуренции, существующей в сфере образовательных услуг [4].

Современный преподаватель СПО должен наряду с традиционными видами профессионально-педагогической компетентности (профессиональная, методическая, коммуникативная, социальная, социально-

18

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

психологическая, дифференциально-психологическая и аутопсихоло-гическая) обладать новыми, связанными с цифровизацией образовательного процесса, внедрением дуального обучения, актуализацией воспитательной деятельности, участием в движении WorldSkills и др.

В условиях обновления образовательной инфраструктуры, содержания и технологий в системе СПО преподаватели и мастера производственного обучения, по мнению исследователей ФГБОУ ДПО ИРПО, должны обладать определенными компетенциями (таблица).

Компетенции преподавателя и мастера производственного обучения СПО

Компетенция Дескрипторы компетенции

1 2

Оперировать правовыми нормами в рамках законов, связанных с профессиональной деятельностью Позиционировать себя как социально и политически активную личность с высокой правовой ответственностью Последовательно и грамотно отстаивать свои права Решать организационно-правовые вопросы в сфере профессиональной деятельности Демонстрировать максимальную готовность и мобильность в рамках изменений рынка труда

Осуществлять поиск возможностей для постоянного саморазвития и профессионального самосовершенствования Осуществлять профессиональную рефлексию Активно искать возможности для повышения квалификации с целью обеспечения своей конкурентоспособности Демонстрировать потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию Осуществлять рефлексию (действий, поступков, мыслей, опыта, успехов и неудач) Корректировать свои действия на основе обратной связи

МЭЮНГ. 2021. № 4 (7)

19

Продолжение таблицы

1 2

Выдвигать инновационные идеи и креативные подходы к их реализации Преодолевать архаические традиции Вырабатывать креативные (нестандартные) подходы к решению профессиональных задач Осуществлять прогнозирование развития процессов в области профессиональной деятельности Отвечать за качество профессиональной деятельности

Руководить проектами Определять цели и алгоритм действий по развитию проекта Осуществлять оценку и контроль разработки и реализации проекта Планировать разработку, апробацию и внедрение проектов Поддерживать проектную культуру (открытость, доверие, честность, коммуникации) Взаимодействовать с проектной группой Нести ответственность за успех проекта

Пользоваться информационными, цифровыми технологиями в профессиональной деятельности Осуществлять поиск всей необходимой информации для решения проблем Применять соответствующие знания, навыки и процедуры во всех технических аспектах работы Перерабатывать растущую массу информации, владеть информационными и цифровыми технологиями Организовывать процесс обучения с использованием информационных и цифровых технологий Вести дистанционное, смешанное обучение и др.

20

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

Продолжение таблицы

1 2

Интегрировать знания из разных областей для решения профессиональных задач (междисциплинарные знания) Привлекать данные разных областей для анализа и решения профессиональных проблем Адекватно использовать терминологию разных областей знаний Выявлять, отбирать и объединять фрагменты знаний, принадлежащих к качественно различным научным дисциплинам или отраслям практической деятельности Работать в междисциплинарных командах Работать с неопределенностью

Оценивать последствия влияния профессиональной деятельности на экологию, использовать технологии бережливого производства Демонстрировать экологическое мышление при решении профессиональных проблем Демонстрировать ценности бережливого производства Внедрять принципы бережливого производства Прогнозировать экологические последствия Использовать экологические знания для принятия профессиональных решений Выступать защитником окружающей среды

Организовывать и осуществлять воспитание Определять цели, методы, формы воспитательной работы Создавать условия для воспитания личности обучающихся Организовывать и проводить мероприятия Оценивать и прогнозировать результаты воспитательной работы Осуществлять методическое сопровождение воспитания

МЭЮНГ. 2021. № 4 (7)

21

Окончание таблицы

1 2

Организовывать и реализовывать дуальное обучение Последовательно и грамотно вести теоретическое обучение в условиях реального предприятия (организации) Отбирать наиболее рациональные приемы и методы обучения Обеспечивать оптимальное использование времени и ресурсов для обучения Осуществлять мобильную корректировку профессиональных компетенций студентов

Обучать по стандартам WorldSkills, организовывать подготовку обучающихся к чемпионатам Создавать систему работы с обучающимися, направленную на формирование у них профессиональных компетенций на основе стандартов WorldSkills Внедрять в образовательный процесс технологии WorldSkills Демонстрировать навыки эксперта чемпионата WorldSkills

Представленный в таблице набор компетенций позволяет рассматривать преподавателя профессионального образования как специалиста, в совершенстве владеющего предметными научными знаниями, образовательными технологиями и технологиями производственных (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение) и непроизводственных сфер (здравоохранение, образование, культура) в соответствии с профессиональной областью преподавания, 1Т-технологиями, технологиями подготовки обучающихся к чемпионатам WorldSkills, а также в соответствии с новыми компетенциями, обеспечивающими реализацию требований ФГОС СПО по профессии и специальности.

Повышение квалификации педагогических кадров для системы среднего профессионального образования осуществляется как непо-

22

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

средственно в колледже, так и разветвленной сетью образовательных организаций разного типа, уровня и ведомственной подчиненности. Содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют постоянной трансформации, связанной с изменениями, происходящими в системе СПО, с необходимостью обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Непрерывная подготовка преподавателей профессионального образования обладает комплексом особенностей, оказывающих существенное влияние на ее содержание и организацию в образовательной практике отраслевых организаций повышения квалификации и переподготовки. Данные особенности обусловлены как спецификой общего педагогического образования вообще (интегративностью (необходимость взаимосвязи педагогических, технических, технологических и иных знаний и подготовки к теоретическому и производственному обучению), поливариативностью (подготовка к преподаванию цикла специальных дисциплин с учетом практической подготовки), гибкостью (постоянное изменение содержания в соответствии с запросами рынка труда на педагогов соответствующей специализации), специфичностью (подготовка к выполнению видов работ, присущих только педагогу профессионального образования)), так и спецификой ее проведения (прикладной характер педагогической подготовки, ее осуществление в образовательной среде отраслевого вуза, предприятия, центра и др.).

Дидактическими условиями совершенствования педагогической подготовки преподавателей профессионального образования выступают интеграция педагогических и специальных профессиональных знаний в содержании педагогических дисциплин, моделирование педагогической подготовки на принципах синергетического подхода, а также организация сотворческого взаимодействия преподавателей профессиональных и педагогических дисциплин. Данные условия носят характер взаимосвязанного и взаимообусловленного комплекса, в котором системообразующую функцию выполняет теоретическое моделирование педагогической подготовки на принципах синергети-ческого подхода, позволяющее в максимальной степени учесть особенности педагогической подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения, рассмотреть ее как открытую, нелинейную,

МвЮНГ. 2021. № 4 (7)

23

динамическую систему и тем самым обеспечить возможности интеграции педагогических и профессиональных знаний.

Педагогическими механизмами создания условий совершенствования педагогической подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального образования является комплексное использование совокупности форм, методов, средств, приемов, техник обучения, доступных для преподавателя в условиях отраслевого вуза, центра и иной образовательной организации, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров, и обеспечивающих решение конкретных дидактических задач на каждом этапе изучения дисциплин, необходимых для профессиональной подготовки в области обучения по профессии и специальности в образовательных организациях СПО.

В связи с вышеизложенным для системы непрерывной подготовки преподавателя профессионального образования в целях достижения задач Федерального проекта «Профессионалитет» в рамках фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечивающей достижение национальных целей на период до 2035 г., открываются следующие направления развития профессионального образования:

• подготовка педагогов и мастеров производственного обучения за счет проведения пропедевтического курса «Основы профессиональной педагогики» для победителей профессиональных конкурсов и производственных работников;

• реорганизация и оптимизация профессионального образования;

• создание современных моделей профессиональных образовательных организаций (региональные центры, многофункциональные центры прикладных квалификаций, кластеры);

• подготовка преподавателей новой формации, обладающих критическим и проблемно-педагогическим мышлением, способных создавать многовариантные программы, использовать эффективные технологии обучения, готовых применять современные методы работы в профессиональных образовательных организациях (тьюторы, модераторы, фа-силитаторы, коучи);

• целевая подготовка кадров через реализацию дуального обучения (обучения по инфраструктурной модели, обеспечивающей прог-

24

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

нозирование потребностей в кадрах, профессиональное самоопределение, профессиональное образование, оценку профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве);

• участие в мероприятиях, проводимых по методике WorldSkills (результаты участия преподавателей профессионального обучения в конкурсах профессионального мастерства по рабочим профессиям свидетельствуют об их качественной подготовке);

• независимая оценка качества профессионального образования (согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации» [9] научно-педагогические кадры системы профессионально-педагогического образования получают возможность стать участниками системы независимой оценки квалификации);

• обеспечение потребности профессиональных образовательных организаций в педагогических работниках, привлекаемых к реализации образовательной программы из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности;

• обучение победителей профессиональных конкурсов и производственных работников цифровым компетенциям и производственным навыкам.

Организация дополнительного профессионального образования педагогов и мастеров производственного обучения, а также производственных работников предполагает создание федеральных и региональных операторов.

Федеральные операторы будут функционировать по трем направлениям:

• администрирование проекта и координация реализации мероприятий (ФГБОУ ДПО ИРПО);

• координация деятельности сети региональных операторов профессионально-педагогического образования и их методическое сопровождение (ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»);

• обеспечение повышения квалификации на базе стажировоч-ных площадок WorldSkills Россия («Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»).

МвЮНГ. 2021. № 4 (7)

25

Региональные операторы будут создаваться на базе центров опережающей профессиональной подготовки, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования с целью реализации целевых региональных программ по направлениям подготовки 44.03.04 или 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям).

В регионах оператору предстоит выявление педагогических кадров СПО, требующих дополнительного профессионально-педагогического образования, организация обучения и стажировки по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом потребностей слушателей в индивидуальных планах обучения, а также обеспечение трудоустройства лиц, прошедших обучение в соответствующих профессиональных образовательных организациях, в которых имеется потребность в педагогических работниках по соответствующей области профессиональной деятельности и др.

Подчеркнем, что совершенствование системы непрерывной подготовки преподавателя профессионального образования важно для повышения эффективности профессиональной деятельности образовательных организаций СПО и может осуществляться по различным направлениям.

В заключение отметим, что система непрерывной подготовки преподавателя профессионального образования должна быть гибкой, способной эффективно реагировать на возрастающие запросы отраслей экономики и производства, быстро адаптироваться к непрерывно изменяющейся ситуации на рынке образовательных услуг и труда.

Список литературы

1. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клинк [и др.]; под общ. ред. А. Н. Лейбовича; Федер. ин-т развития образования. Москва, 2016. 256 с. Текст: непосредственный.

2. Дубицкий, В. В. К решению актуальных задач кадрового обеспечения в системе профессионального образования / В. В. Дубицкий, А. А. Коновалов, А. Г. Кислов. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 6-20. https://doi.org/ 10.52944/Р0ЯТ.2021.46.3.00.

26

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

3. Коновалов, А. А. Формирование профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров при реализации компе-тентностного подхода / А. А. Коновалов. Текст: непосредственный // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, № 2 (141). С. 177-184. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2017-16-2-177-184.

4. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе / Н. В. Кузьмина, В. Н. Софьина; Центр стратегических исследований. Санкт-Петербург, 2012. 199 с. Текст: непосредственный.

5. Лыжин, А. И. Институт наставничества как технология привлечения и подготовки новых рабочих кадров / А. И. Лыжин. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 15-24.

6. Матушевская, Г. В. Современные тенденции развития педагогических компетенций студентов - будущих учителей в вузах Франции: диссертация ... кандидата педагогических наук / Галина Васильевна Матушевская. Казань, 2000. 167 с. Текст: непосредственный.

7. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Текст: электронный // Агентство стратегических инициатив. Москва, 2016. 168 с. URL: https://asi.ru/upload/ 0b6/Metod_dualeducation_full.pdf.

8. О национальные целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2021 г. № 474. Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202007210012.

9. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 3.07.2016 г. № 238-ФЗ. Текст: электронный // КосультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/.

10. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. Москва: Академия, 2002. 576 с. Текст: непосредственный.

11. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года:

INSIGHT. 2021. № 4 (7)

27

от нормативного моносценария к стратегическому управлению на основе веера сценариев / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, А. И. Сатдыков [и др.]; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2021. 73 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/ scenarii_razvitiya_spo/part1.pdf. Текст: электронный.

12. Читаева, Ю. А. Формирование профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования / Ю. А. Читаева. Текст: электронный // Научные исследования в образовании. 2012. № 11. С. 40-44. URL: https://cyberleninka.rn/aiticle/nformirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-vypusknikov-uchrezhdeniy-professionalnogo-obrazovaniya/viewer.

13. Collegial collaboration when planning and preparing lessons: A large-scale study exploring the conditions and infrastructure for teachers' professional development / K. Nordgren, M. Kristiansson, Y. Liljekvist, D. Bergh. Text: electronic // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 108. URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103513.

14. Miller, A. Development through vocational education. The lived experiences of young people at a vocational education, training restaurant in Siem Reap, Cambodia / A. Miller. Text: electronic // Heliyon. 2020. Vol. 6, is. 12. P. 1-10. URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05765.

Статья поступила в редакцию 19.08.2021; одобрена после рецензирования 27.09.2021; принята к публикации 30.09.2021.

The article was submitted 19.08.2021; approved after reviewing 27.09.2021; accepted for publication 30.09.2021.

28

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.