Научная статья на тему 'ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ'

ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

188
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ / ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуксин А.Н.

Названы основные тенденции развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов профессионального обучения. Представлены функциональные возможности Центра опережающей профессиональной подготовки Тамбовской области, созданного в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DVANCED VOCATIONAL TRAINING CENTER AS A UNIFYING PLATFORM FOR EDUCATION AND BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REGION

He main trends in the development of the system of professional retraining and advanced training of vocational training teachers are identified. The article presents the functionality of the Advanced Professional Training Center of the Tambov Region, created within the framework of the federal project “Young Professionals (Increasing the Competitiveness of Professional Education)” of the national project “Education”

Текст научной работы на тему «ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ»

Научная статья

УДК 377.12 DOI: 10/17853/2686-8970-2021-4-42-52

ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНС!Й ПОДГОТОВКИ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Александр Николаевич Чуксин

кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центр опережающей профессиональной подготовки, Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М. С. Солнцева, Тамбов, Россия chuksin_ an@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7963-5567

Аннотация. Названы основные тенденции развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов профессионального обучения. Представлены функциональные возможности Центра опережающей профессиональной подготовки Тамбовской области, созданного в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование».

Ключевые слова: профессиональная подготовка, среднее профессиональное образование, формирование компетенций, молодые профессионалы, центр опережающей профессиональной подготовки.

Для цитирования: Чуксин, А. Н. Центр опережающей профессиональной подготовки как объединяющая платформа для развития образования и бизнеса в регионе. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 4 (7). С. 42-52. https://doi.oig/10.17853/2686-8970-2021-4-42-52.

Original article

ADVANCED VOCATIONAL TRAINING CENTER AS A UNIFYING PLATFORM FOR EDUCATION AND BUSINESS DEVELOPMENT

IN THE REGION

Alexander N. Chuksin

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head Advanced Vocational Training Center, College of Engineering and Technology of Land Transport named after M. S. Solntsev, Tambov, Russia chuksin_an@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7963-5567

Ж

© Чуксин А. Н., 2021 42

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

Abstract. The main trends in the development of the system of professional retraining and advanced training of vocational training teachers are identified. The article presents the functionality of the Advanced Professional Training Center of the Tambov Region, created within the framework of the federal project "Young Professionals (Increasing the Competitiveness of Professional Education)" of the national project "Education".

Keywords: professional training, secondary vocational education, competence formation, young professionals, advanced vocational training center.

For citation: Chuksin, A. N. Advanced vocational training center as a unifying platform for education and business development in the region. Text: print // INSIGHT. 2021. № 4 (7). P. 42-52. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-42-52.

На фоне востребованности на рынке труда специалистов среднего звена во всех его сегментах сегодня наблюдается определенный дисбаланс между представлениями работодателей о работнике этого уровня, ценностными ориентациями самих работников, направлениями и содержанием их профессиональной подготовки. Вместе с тем, соглашаясь с А. Г. Гранбергом, отметим, что система профессионального образования на современном этапе имеет огромный потенциал и готова обеспечивать реализацию потребностей и ценностных перспектив молодежи, потребности работодателей в квалифицированных работниках [1].

В Указе Президента Российской Федерации В. В. Путина от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задачи модернизации профессионального образования, внедрения передовых подходов к подготовке рабочих и специалистов рассматриваются как значимые факторы технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан [9]. В связи с этим в Тамбовской области по инициативе губернатора А. В. Никитина была разработана стратегия социально-экономического развития региона на период до 2035 г. (в качестве ключевого приоритета данный документ определяет развитие системы среднего профессионального образования (СПО)).

На сегодняшний день в Тамбовской области действует 25 образовательных организаций, реализующих программы СПО. Профессиональное образование и обучение молодежи осуществляется по 44 профессиям и 79 специальностям СПО, 180 программам профессионального обучения, 193 программам дополнительного профессионального образования (ДПО).

INSIGHT. 2021. № 4 (7)

43

Формирование кадрового потенциала Тамбовской области осуществляется на основе кластерного подхода. С 2013 г. в регионе внедрена новая модель управления сетью организаций СПО. Действует 6 образовательно-производственных кластеров («Промышленность», «Агропромышленный комплекс», «Строительство», «Транспорт», «Социальная сфера», «Информационные технологии»), интегрирующих ресурсы профессиональных образовательных организаций, вузов, предприятий, базовых школ [10].

«Как показывает практика, кластерный подход меняет принципы и механизмы государственной и региональной экономической политики», отмечают С. В. Дорошенко и Ю. В. Шамков [2]. Он требует перестройки аппарата управления, другого формата информации о состоянии дел в экономике - не по отраслям, а относительно отдельных рынков и компаний.

В Тамбовской области среди укрупненных групп специальностей приоритетными являются «Транспортные средства», «Сельское и рыбное хозяйство», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Металлургия, машиностроение, металлообработка», «Информатика и вычислительная техника», «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров», «Архитектура и строительство». Все указанные кластеры обладают значительным потенциалом развития, привлекательными инвестиционными и рыночными перспективами. Как справедливо заметил Е. А. Карагулян, Тамбовская область является аграрно-промышленным регионом, который обладает необходимой сырьевой базой, трудовыми ресурсами для развития агропромышленных кластеров [3].

Кадровый потенциал системы СПО в регионе составляет 280 мастеров производственного обучения, 315 преподавателей специальных дисциплин. Сложившаяся же система повышения квалификации и профессиональной переподготовки в достаточной степени обеспечивает формирование профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников организаций СПО (85 % преподавателей специальных дисциплин имеют высшую квалификационную категорию).

В настоящее время вопросам повышения квалификации и профессионального развития педагогов системы СПО уделяется пристальное внимание как в научной, так и в организационно-управлен-

44

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

ческой среде при этом существует значительное количество программ дополнительного образования, направленных на повышение квалификации педагогов в той или иной компетенции.

Так, например, межкультурную программу повышения квалификации учителей, основанную на экспериментальной модели обучения и направленную на глубокое понимание участниками зарубежного опыта, разработали и внедрили в китайских образовательных организациях T. Wang, J. Ramdeo и C. McLaughlin [14]. Группа же нидерландских ученых (G. Sipman, R. Martens, J. Thölke и S. McKenney) разработала образовательную программу для развития педагогического такта учителей, который предполагает способность правильно справляться со сложными учебными ситуациями за доли секунды в четыре этапа (сбалансированное понимание для получения входных данных, обработка информации для работы с входными данными, педагогические действия в качестве выходных данных, которые могут привести к образовательным результатам) [13].

Ученые Республики Кипр M. Christoforidou и L. Kyriakides уделяли внимание другой важной педагогической компетенции - способности и готовности к осуществлению оценочной деятельности в профессиональном образовании на основе двух различных подходов к организации оценочной деятельности (основанного на компетенциях и динамического) [12].

Также появляются и онлайн-курсы повышения квалификации педагогов, высококачественное содержание которых, о чем уверенно заявляют австралийские ученые L. A. Bragg, C. Walsh и M. Heyeres, в скором будущем получит решающее значение для непрерывного образовательного процесса [11]. Комплексную образовательную программу профессиональной переподготовки или повышения квалификации для осуществления профессионально-педагогической деятельности «Педагогический ликбез» в формате онлайн-платформы предлагают А. И. Лыжин и А. В. Феоктистов [6, с. 27-28]. Стоит отметить, что данная образовательная программа нацелена на формирование целостного компетентностного портрета педагога профессионального обучения в контексте психолого-педагогической подготовки.

Другим важным направлением в содержании развития профессионального мастерства педагогов профессионального обучения в настоя-

INSIGHT. 2021. № 4 (7)

45

щее время становится ориентация на мировые стандарты WorldSkills и подготовка к сдаче демонстрационного экзамена как форме итоговой аттестации. Формат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills может стать эффективным решением, поскольку вопрос о процедуре оценивания уровня готовности выпускников вуза к профессионально-педагогической деятельности сегодня по-прежнему остается актуальным, как справедливо отмечают М. А. Якунчев, Н. В. Жукова, Т. А. Маскаева и О. А. Ляпина [8]. При этом система WorldSkills играет значительную роль в гармонизации отношений между педагогами современных профессиональных образовательных организаций и «цифровым» поколением обучающихся [4, с. 123].

В связи с этим отметим, что с 2013 г. Тамбовская область также является активным участником движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Здесь проводятся региональные чемпионаты, действует Региональный координационный центр, реализуется дорожная карта развития движения. По стандартам WorldSkills в регионе аккредитовано 3 специализированных центра компетенций. С 2016 г. мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин проходят повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза WorldSkills Russia. За два года такие программы освоили более 100 чел.

В регионе активно внедряется опыт наставничества. К работе со студентами привлекаются работники предприятий, более 60 % учебного времени в рамках практического обучения студенты проводят под руководством наставников специалистов-практиков.

Однако, несмотря на отмеченные выше направления, глубокий комплексный анализ ситуации позволил сформулировать три группы проблем, механизмом решения которых в ближайшей перспективе должен стать Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Тамбовской области как объединяющая платформа для развития образования и бизнеса в регионе.

Первая группа связана с необходимостью гибкого и оперативного реагирования системы СПО на стремительное изменение техники и технологий, демографической ситуации, государственной политики в сфере занятости. Сегодня крайне важно обеспечить раннюю профессиональную ориентацию подрастающего поколения (обучающихся

46

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

общеобразовательных организаций) на новые перспективные профессии, компетенции будущего, наиболее востребованные в регионе направления подготовки.

Кроме того, в настоящее время в регионе назрела необходимость в создании инновационных образовательных структур, на базе которых возможно эффективное осуществление проведения повышения квалификации педагогических кадров, демонстрационного экзамена.

Вторая группа проблем связана с необходимостью управления процессами кадрового обеспечения в экономической и социальной сферах, подготовки кадров нового качества, соответствующих международным стандартам. Здесь же уместно заметить, что крайне важным является постоянное дооснащение организаций СПО современным оборудованием, соответствующим международным требованиям.

Третья группа проблем касается межведомственного взаимодействия и информационной политики. Так, хотя в Тамбовской области на данный момент и выстроена достаточно эффективная система координации действий органов исполнительной власти по вопросам модернизации системы СПО (справедливости ради отметим, что данная система Агентством стратегических инициатив признана как лучшая практика), однако, безусловно, требуется специальная коммуникативная площадка, на которой различные группы активной молодежи, опытные педагоги и работодатели, проектные команды могли бы продумывать и разрабатывать образовательные технологии и программы.

Таким образом, активная информационная кампания, повышение престижа наиболее востребованных профессий и специальностей требуют создания и обеспечения функционирования информационного ресурса нового уровня - Цифровой платформы.

В связи с этим опережающая профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, ускоренное профессиональное обучение (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих), дополнительное профессиональное образование всех категорий граждан по перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам WorldSkills, могут быть осуществлены на базе единой площадки -Центра опережающей профессиональной подготовки.

INSIGHT. 2021. № 4 (7)

47

При формировании ЦОПП в области учтены все факторы, влияющие не только на первичную подготовку кадров по программам среднего профессионального образования, но и на прогноз потребности в опережающей профессиональной подготовке по видам деятельности и профессиям для разных возрастных групп.

ЦОПП в Тамбовской области - технологическая платформа внедрения опережающей профессиональной подготовки как системы мероприятий по обеспечению соответствия компетенций граждан изменяющимися технологиям и способам производства, мировым изменениям профессиональных сфер деятельности.

Сегодня в круг вопросов, на решение которых направлена деятельность ЦОПП, входит реализация следующих функций:

• мониторинг, анализ актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Тамбовской области, прогнозирование востребованности рабочих кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, разработка и реализация комплекса мер по устранению существующего и потенциальных дефицитов кадров и компетенций (ЦОПП аккумулирует сводные данные о востребованности рабочих кадров, отраслевые прогнозы востребованности рабочих кадров, перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, перечень компетенций WorldSkills);

• формирование заказа на опережающую подготовку кадров на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с Национальным проектом «Образование», федеральными проектами «Молодые профессионалы», «Старшее поколение», «Современная цифровая образовательная среда», «Кадры для цифровой экономики», с учетом Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 г., а также перспективных направлений развития экономики (особая роль отводится формированию перспективных компетенций, необходимых работодателям, отвечающих требованиям общемирового и общероссийского рынков, обусловленных трансформацией национальной и мировой экономики);

• развитие приоритетных и перспективных для Тамбовской области групп компетенций специалистов и отдельных компетенций,

48

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

формирование новых компетенций по ведущим отраслям экономики («Агропромышленный комплекс», «Промышленность», «Информационные и цифровые технологии», «Строительство», «Транспорт», «Социальная сфера»);

• формирование современной системы подготовки по перспективным и приоритетным для региона компетенциям специалистов на основе имеющейся в регионе инфраструктуры для реализации программ опережающей профессиональной подготовки (учебные аудитории, мастерские, лаборатории (в том числе 5 специализированных центров компетенций, 14 центров проведения демонстрационного экзамена, 25 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой, 11 стажировочных площадок), имеющееся оборудование, необходимое для подготовки и проведения чемпионатов по 27 компетенциям в соответствии с инфраструктурными листами WorldSkills, технические средства обучения и компьютерная техника);

• координирование развития и использования ЦОПП ресурсов региона в целях опережающей профессиональной подготовки (в целях информационного обеспечения деятельности ЦОПП создается и функционирует информационных ресурс - Цифровая платформа);

• формирование предложения программ опережающей профессиональной подготовки (на цифровой платформе размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии базы данных ресурсов для опережающей профессиональной подготовки);

• определение заказа на опережающую профессиональную подготовку, формирование базы данных информационно-справочных ресурсов, которая включает в себя данные мониторинга и анализа актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда, прогноз востребованности рабочих кадров и компетенций;

• конструирование образовательных программ с использованием принципа конструктора компетенций (ЦОПП формирует модульную структуру программ опережающей профессиональной подготовки с использованием лучших мировых и отечественных практик, программа может состоять из всех или из части элементов (модулей) компетенции, а также включать в себя элементы (модули) из разных компетенций; основным принципом реализации программ является ускоренное обучение с длительностью программ не более 6 месяцев;

INSIGHT. 2021. № 4 (7)

49

разрабатываются следующие программы: базовые программы профессиональных модулей для СПО, для обучающихся школ, под заказ работодателей, отраслевые программы, для граждан предпенсионного возраста, по компетенциям будущего, включая компетенции цифровой экономики);

• обеспечение доступности для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов для реализации программ подготовки по перспективным и приоритетным для региона направлениям;

• реализация индивидуальных образовательных траекторий (модульный принцип разработки и реализации программ, опережающее освоение дополнительных профессиональных программ по запросам работодателей, освоение нескольких компетенций в рамках программ СПО, получение первой профессии школьниками в том числе на основе профессиональных проб, зачет компетенций, освоенных в рамках предшествующих образовательных программ, учет индивидуальных возможностей по обеспечению реализации программ СПО для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

• реализация комплекса мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в образовательных организациях, в том числе обучение их первой профессии на современном оборудовании (предполагается работа по организации доступности профессиональных проб, организация обучения первой профессии школьников, реализация проекта «Билет в будущее»; формируется экспертное сообщество из числа наставников эффективных практик профессиональной ориентации);

• создание условий для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам СПО с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills (формируется база данных ресурсного обеспечения процесса).

В заключение отметим, что на протяжении последних лет система профессионального образования Тамбовской области динамично развивается, что подтверждает успешная реализация различных федеральных и региональных проектов и программ. В регионе действует целый ряд федеральных стажировочных площадок, созданных в рамках Федеральной целевой программы развития образования. В пилотном формате работают площадки по вопросам создания новых моде-

50

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

лей образовательных учреждений, организации работы социокультурных комплексов, введения новых образовательных стандартов, выравнивания шансов детей и подростков на получение качественного образования и по другим направлениям. Ориентация системы профессионального образования идет не только на распространение уже имеющегося опыта по той или иной проблематике, но и на опережающую разработку проблем, заявленных как актуальные, но пока еще не проработанных.

Список литературы

1. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гран-берг; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. Москва, 2006. 494 с. Текст: непосредственный.

2. Дорошенко, С. В. Ценностно-ориентированное измерение качества государственного управления / С. В. Дорошенко, Ю. В. Шам-ков. URL: http://pandia.ru/text/78/132/78765.php. Текст: электронный.

3. Карагулян, Е. А. Свободные и особые экономические зоны России / Е. А. Карагулян, Т. В. Погодаева, Л. И. Попова. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2007. 255 с. Текст: непосредственный.

4. Кириченко, А. В. WorldSkills International и его место в системе высшего образования / А. В. Кириченко, М. Н. Стриханов. Текст: непосредственный // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 11. С. 117-125. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-117-125.

5. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты: монография / Н. Я. Калюжнова, Ж. А. Мингалева, Т. В. Калашникова [и др.]; под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Калюжновой. Москва: ТЕИС, 2003. 472 с. Текст: непосредственный.

6. Лыжин, А. И. Профессионально-педагогические кадры: новые технологии подготовки / А. И. Лыжин, А. В. Феоктистов. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2021. № 2 (5). С. 19-29. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-2-19-29.

7. Мидлер, Е. А. Национальная инновационная система как институциональная платформа инноваций: способы координации / Е. А. Мид-лер. Текст: непосредственный // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2013. № 4 (46). С. 71-81.

INSIGHT. 2021. № 4 (7)

51

8. Модернизация государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза / М. А. Якунчев, Н. В. Жукова, Т. А. Маскаева, О. А. Ляпина. Текст: электронный // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 65-77. URL: https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.6.

9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (ред. 21.07.2020 г.). Текст: электронный // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.

10. О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года: закон Тамбовской области от 04.06.2018 г. № 246-З [принят постановлением Тамбовской областной думы от 30.05.2018 г. № 648]. Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/Document/View/ 6800201806050007?index=2&rangeSize=1.

11. Bragg, L. A. Successful design and delivery of online professional development for teachers: A systematic review of the literature / L. A. Bragg, C. Walsh, M. Heyeres. Text: electronic // Computers & Education. 2021. Vol. 166. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104158.

12. Christoforidou, М. Developing teacher assessment skills: The impact of the dynamic approach to teacher professional development / M. Christoforidou, L. Kyriakides. Text: electronic // Studies in Educational Evaluation. 2021. Vol. 70. URL: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.101051.

13. Professional development focused on intuition can enhance teacher pedagogical tact / G. Sipman, R. Martens, J. Tholke, S. McKenney. Text: electronic // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 106. URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103442.

14. Wang, T. Experiencing and experimenting: An exploration of teacher agency in an international collaborative teacher professional development programme using experiential learning / T. Wang, J. Ramdeo, C. McLaughlin. Text: electronic // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 104. URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103389.

Статья поступила в редакцию 01.08.2021; одобрена после рецензирования 21.09.2021; принята к публикации 30.09.2021.

The article was submitted 01.08.2021; approved after reviewing 21.09.2021; accepted for publication 30.09.2021.

52

ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.