Раздел 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
УДК 377.112:123 йО!: 10.17853/2686-8970-2021-2-7-18
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕФИЦИТЫ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ СПО: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Антон Андреевич Коновалов
кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, Россия
Ирина Витальевна Чебыкина
кандидат социологических наук, доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, Россия
Аннотация. Представлены результаты исследования, проведенного с целью раскрытия приоритетных с точки зрения ценностного ориентира направлений профессионально-педагогической деятельности педагогических работников организаций среднего профессионального образования. Выявлены проблемы, возникающие в ходе реализации этих направлений. Определены основные цели профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения и существующие в профессионально-педагогической сфере профессиональные дефициты. Результаты исследования позволят выработать важнейшие направления совершенствования процесса подготовки педагогов профессионального обучения, в том числе в рамках оказания им адресной методической помощи.
Ключевые слова: профессионально-педагогический дефицит, педагог профессионального обучения, дидактико-методические компетенции, трудовые функции педагога профессионального обучения, цели профессионально-педагогической деятельности.
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
7
PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL DEFICITS OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: RESEARCH RESULTS
А. А. Konovalov
Candidate of Pedagogical Sciences, Director of the Science and Education Center
for Researching the Prospects of Vocational Education System Staffing
Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
I. V. Chebykina
Candidate of Sociological Sciences, associate professor
Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Abstract. The article presents the results of a study conducted in order to reveal the priority directions of professional and pedagogical activity of pedagogical specialists in secondary vocational education institutions in relation to the value orientation. The problems arising in the implementation of these directions are identified. The main goals of the professional activity of vocational teachers and trainers and the existing professional deficits in the professional and pedagogical sphere are determined. The results of the study allow to develop the most important directions for improving the process of vocational teacher training, including individual methodological assistance.
Keywords: professional and pedagogical deficit, vocational education teacher, didactic and methodical competencies, responsibilities of a vocational education teacher, goals of professional and pedagogical activity.
Непрерывные изменения, происходящие в обществе, достижения науки и техники, ценностные переориентации и многие другие факторы, несомненно, влияют на все сферы жизнедеятельности человека, прежде всего на образование. Вполне закономерно, что сегодня к образовательным организациям со стороны обучающихся предъявляются новые требования, отличные от условий прошлых лет. Конечно, пандемия, охватившая мир в начале 2020 г., внесла значительные коррективы в систему образования. Вместе с тем в сфере профессионально-педагогического образования тенденции к совершенствованию намечены были ранее.
8
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
Отметим, что наиболее подверженным влиянию происходящих изменений и появившихся требований становится педагог профессионального обучения, от компетентности и профессионального мастерства которого напрямую зависит качество образовательного результата. Опережающее обучение как неоспоримый принцип профессионально-педагогического образования является тому подтверждением. Однако обеспечение данного принципа, в свою очередь, зависит от того, насколько сегодня педагогические работники организаций системы профессионального образования владеют необходимым, как часто подчеркивается, обновленным перечнем компетенций.
Указывая на бипрофессионализм профессионально-педагогической деятельности, Е. М. Дорожкин, А. И. Лыжин и В. А. Федоров отмечают важность соблюдения сбалансированности при рассмотрении обеих составляющих данной деятельности - технико-технологической и психолого-педагогической [3, с. 27]. Исследователи также настаивают на взаимодействии организаций, координирующих различные ступени профессионально-педагогического образования.
Ученые Китая и Румынии подчеркивают, что помимо дидакти-ко-методической деятельности современный педагог профессионального обучения должен стать компетентным в выполнении таких видов деятельности, как командная работа (teamwork), наставничество (mentoring), консультирование (students counselling), исследовательская деятельность (action-research), участие в управлении образовательных организаций (participation in the organization and administration of educational institutions) [10; 11, с. 567].
В дополнение вышесказанному отметим и важнейшее направление развития профессионально-педагогического образования в сфере инновационных технологий за счет информационного обеспечения образовательного процесса, обогащения образовательных программ современными педагогическими, в том числе цифровыми, технологиями, погружения студентов в квазипрофессиональную деятельность [5].
Проблемы готовности педагогов профессионального обучения к работе в условиях цифровой образовательной среды рассматриваются
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
9
в работе Л. М. Андрюхиной, Н. В. Ломовцевой, Н. О. Садовниковой и др. [2]. Исследователи выявили потребность педагогических кадров системы среднего профессионального образования (СПО) в едином научно-методическом обеспечении педагогической деятельности, особенно в части применения технологий смешанного обучения.
Отметим, что в работах Т. В. Потемкиной, Т. И. Пуденко, С. В. Смирновой и других ученых разного рода трудности, возникающие при реализации профессионально-педагогической деятельности, носят название дефицитов той или иной компетенции (недостаточного уровня ее сформированности и развитости) [7, 9].
На противоречивый характер профессиональных дефицитов педагогических работников, обусловленный требованиями общества к качеству образования и неготовностью преподавателей его обеспечивать, указывают С. В. Александрова, Т. П. Андреевкая и О. Н. Журавлева [4]. Н. В. Гафурова, С. И. Осипова и О. Ю. Шубкина связывают педагогические дефициты с «отсутствием готовности осуществлять конкретную трудовую функцию в рамках педагогической деятельности» [1, с. 441].
С целью определения приоритетных с точки зрения ценностного ориентира направлений профессиональной деятельности педагогических работников организаций среднего профессионального образования, с одной стороны, и проблем, возникающих в ходе реализации этих направлений деятельности педагогами СПО, - с другой, научными сотрудниками научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) организовано эмпирическое исследование. В период с 13 по 23 ноября 2020 г. был проведен опрос преподавателей и мастеров производственного обучения организаций СПО с использованием метода анкетирования. В исследовании приняли участие 589 специалистов системы среднего профессионального образования Свердловской области. Анкетирование осуществлялось целенаправленно - приглашения к участию в опросе (ссылки) были разосланы в колледжи.
10
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
Основным видом деятельности образовательных организаций системы СПО является обучение (теоретическая подготовка, формирование практических навыков) по образовательным программам среднего профессионального образования. Однако испытуемые (преподаватели и мастера производственного обучения организаций СПО) называли в качестве приоритетной цели профориентационную деятельность по формированию интереса к профессии у будущих специалистов (70,5 % опрошенных). Кроме того, такую цель деятельности, как гармоничное развитие личности будущих специалистов, выбрали 55,5 % опрошенных (таблица).
Актуальные для преподавателей и мастеров производственного обучения организаций СПО цели профессионально-педагогической деятельности
Цель профессионально-педагогической деятельности Доля ответивших, %
Формирование интереса к профессии у будущих специалистов 70,5
Формирование профессиональных компетенций (практических навыков) у будущих специалистов 57,7
Гармоничное развитие личности будущих специалистов 55,5
Глубокая теоретическая подготовка будущих специалистов 38,0
Подготовка обучающихся к участию в других конкурсах и олимпиадах 24,1
Подготовка обучающихся к участию в конкурсах WoridSkills 21,7
Другое 0,3
Итого * 267,8
Примечание. Сумма ответов превышает 100 %, так как опрошенные могли выбрать несколько вариантов ответа.
Полученные в ходе опроса данные позволяют выявить следующую тенденцию. Интерес и вовлеченность обучающихся организаций
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
11
СПО в будущую профессию, а также воспитание личности как актуальные цели профессионально-педагогической деятельности могут быть обусловлены высокой самооценкой имиджа выполняемой деятельности (педагог как миссия, педагог как проводник в профессию и т. д.). Вероятен также более прозаичный вариант, связанный с некоторыми существующими стереотипами, согласно которым среднее профессиональное образование менее престижно, чем высшее, поскольку его получают обучающиеся, формирование учебной мотивации которых требует большей интенсивности, увеличивается и объем воспитательной деятельности. Колледж в отличие от вузов, действительно, принимает студентов, находящихся в переходном возрасте (возрастные особенности), что, конечно, требует особого внимания педагога к воспитанию их личностных качеств, большей ответственности в отношении профориентационной деятельности.
В подтверждение данной мысли приведем утверждение А. И. Лыжина и А. А. Шарова: «Колледж и вуз должны взять на себя принципиально новую роль и стать не просто одним из звеньев, а превратиться в главного модератора всего процесса профориентацион-ной работы, обеспечив тем самым подготовку квалифицированных и мотивированных кадров для экономики региона» [6, с. 111]. В качестве инструментов реализации процесса профориентационной работы исследователи называют систему организации практик, взаимодействие с работодателями, профессиональное карьерное ориентирование и др.
Такие варианты ответов, как формирование профессиональных компетенций (57,7 %) и теоретическая подготовка будущих специалистов (38 %), входят во второй по значимости блок мотивов деятельности педагогов СПО и соответствуют основным целям функционирования колледжей.
Третий блок составляют ответы педагогов профессионального обучения о цели их педагогической деятельности как о подготовке обучающихся к конкурсам, олимпиадам. Действительно, в последние годы предпринято немало усилий по популяризации рабочих профессий, в том числе в рамках чемпионатов WorldSkills, что за-
12
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
дает новую планку в подготовке специалистов в сфере СПО: выстраивание индивидуальных образовательных траекторий наиболее мотивированных и способных участников. Колледжи могут получать гранты для оборудования мастерских в соответствии с требованиями конкурса, готовить своих педагогов в качестве экспертов, обучать коллег из других колледжей современным методикам работы со студентами для подготовки их к участию в чемпионатах. На примере физической культуры и спорта такой опыт представлен в работе Е. В. Кетриш и Р. В. Сафроновой [8].
Подготовка к конкурсам требует хорошего знания критериев оценивания, а также процедур отбора участников, что может быть не всегда возможно по ряду причин (в частности, плохое информирование о конкурсах и правилах участия в них, часто меняющиеся или непонятные требования к участникам, нехватка времени на разработку соответствующей методики подготовки и т. д.).
Безусловно, увеличивающаяся популярность конкурсов профессионального мастерства (например, «Мастер года») способствует росту престижа рабочих профессий. Однако участие в таких конкурсах предполагает постоянную работу преподавателя и мастера производственного обучения с современными технологиями профессиональной деятельности, новейшим оборудованием, что не позволяет обеспечить массовую доступность чемпионатов.
Стоит отметить, что указанные выше ответы о целях профессионально-педагогической деятельности практически не зависят от пола, возраста и стажа работы опрошенных, что, в свою очередь, свидетельствует об определенном единогласии в оценке сложившейся педагогической практики в организациях СПО и целей осуществления образовательной деятельности.
Вместе с тем в практике повседневной деятельности преподавателям и мастерам производственного обучения приходится сталкиваться с некоторыми трудностями или дефицитами при реализации трудовых функций (рисунок).
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
13
Трудовая функция
1-1-г
20 40 60 80 100 Степень испытываемых трудностей, %
Профессионально-педагогические дефициты педагогов профессионального обучения: Р7| - не испытываю трудностей; Ц - испытываю некоторые трудности; В - испытываю большие трудности; В - затрудняюсь ответить; П - данную трудовую функцию не выполняю
14
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
Обращаясь к полученным результатам исследования, заметим, что наименее выраженные профессиональные дефициты (опрошенные отмечают, что трудностей с выполнением функций не испытывают) выявлены во владении следующими компетенциями:
• планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или учебной практике (практического обучения) (64,7 %);
• консультирование обучающихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации (58,6 %);
• осуществление текущего контроля, оценка подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) / учебной и (или) производственной практики (58,2 %);
• проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (52,8 %);
• разработка и обновление программ производственного обучения или рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (51,6 %).
Данные трудовые функции педагогов профессионального обучения можно условно назвать дидактико-методическими компетенциями, они относятся к стандартному, традиционному направлению деятельности преподавателя. Однако более специализированные, требующие большей квалификации и затрат компетенции (по видам деятельности) являются профессиональными дефицитами для 2/5 опрошенных:
• организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (дефицит компетенции - 42,8 % опрошенных);
• разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) / учебной и (или) производственной практики (дефицит компетенции - 41,3 % опрошенных);
• руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся (дефицит компетенции -40,7 % опрошенных).
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
15
Некоторые выявленные профессионально-педагогические дефициты связаны с компетенциями, которые выполняют не все сотрудники. Соответственно, реализация данных компетенций становится либо эпизодической, либо, наоборот, специализированной для конкретных педагогов, которые осуществляют ее более интенсивно. Среди таких компетенций отметим следующие:
• организация и проведение учебной и (или) производственной практики (практического обучения) (27,5 % не выполняют эту функцию);
• мониторинг и оценка качества реализации программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик (18,7 % не выполняют эту функцию);
• социально-педагогическая поддержка обучающихся: консультирование, обеспечение личностного и профессионального самоопределения студентов и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (17,3 % не выполняют эту функцию).
Примерно каждый 4-й педагог из 10 сталкивается с определенными трудностями при реализации следующих профессиональных функций (компетенций):
• организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (42,8 %);
• разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) / учебной и (или) производственной практики (41,3 %);
• руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся (40,7 %).
Вероятно, данная ситуация может быть связана не только с нехваткой знаний о методике разработки существующих видов учебной деятельности, но и с выраженной ориентацией колледжей на практическую подготовку, а не на научное осмысление изучаемых процессов. Сегодня педагоги профессионального обучения научной деятельностью (получение образования в аспирантуре, защита диссертации) практически не занимаются. Согласно данным опроса, ученую степень имеют лишь 2,5 % участников, а ученое звание - только 0,5 %.
Отсутствие ориентации на научную деятельность у преподавателей и мастеров производственного обучения и недостаток исследова-
16
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
тельских компетенций вследствие не в полной мере сформированного научного мышления, а также слабо развитого навыка работы с современной профессиональной литературой могут быть причинами возникновения представленных в настоящей статье дефицитов в профессионально-педагогической сфере.
Список литературы
1. Гафурова, Н. В. Адаптивная система развития преподавателей для реализации образовательного процесса в идеологии CDIO / Н. В. Гафурова, С. И. Осипова, О. Ю. Шубкина. Текст: непосредственный // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 441-451.
2. Готовность педагогов профессионального образования к работе в условиях цифровой образовательной среды / Л. М. Андрюхина, Н. В. Ломовцева, Н. О. Садовникова [и др.]. Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=30563.
3. Дорожкин, Е. М. Профессионально-педагогическое образование на современном этапе: состояние, перспективы / Е. М. Дорожкин, А. И. Лыжин, В. А. Федоров. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 14-29.
4. Журавлева, О. Н. Входная диагностика профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования педагогов (на примере оценивания уровня информационно-аналитической компетенции учителя истории) / О. Н. Журавлева, Т. П. Андреевская, С. В. Александрова. Текст: непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 1 (38). С. 97-106.
5. Коновалов, А. А. Профессионально-педагогическое образование: современные тенденции и пути развития / А. А. Коновалов. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 7-14.
6. Лыжин, А. И. Многоуровневая профориентация как основа развития кадрового потенциала экономики региона / А. И. Лыжин, А. А. Шаров. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 105-112.
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)
17
7. Пуденко, Т. И. Внешняя оценка качества общего образования как фактор профессионального развития педагогов / Т. И. Пуденко, Т. В. Потемкина, А. А. Руднева. Текст: непосредственный // Образование и наука. 2017. № 6. С. 52-70.
8. Сафронова, Р. В. Участие в движении WorldSkills как основной вектор развития системы среднего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / Р. В. Сафронова, Е. В. Кет-риш. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 3 (3). С. 18-28.
9. Смирнова, С. В. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования / С. В. Смирнова, А. К. Киселева. Текст: непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 3 (32). С. 29-34.
10. Gao, Q. Professional development and ICT literacy of college teachers based on FPGA and image target recognition education / Q. Gao. Text: electronic // Microprocessors and Microsystems. 2021. Vol. 80. URL: https://doi.org/10.10167j.micpro.2020.103349.
11. Nicoleta, N. S. Recommendations for Educational and Systemic Policies for Academics Training / N. S. Nicoleta. Text: print // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 76. P. 565-569.
Для цитирования: Коновалов, А. А. Профессионально-педагогические дефициты педагогов системы СПО: результаты исследования / А. А. Коновалов, И. В. Чебыкина. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2 (5). С. 7-18. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-2-7-18.
18
ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)