Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЫ'

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плющакова Ольга Евгеньевна

Введение. В статье рассмотрены проблемы организации корпоративного обучения в школе. На основе анализа научной литературы определены особенности такого обучения. Цель статьи - обосновать эффективность организации корпоративного обучения учителей в условиях цифровизации школы. Методология. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме организации и модели корпоративного обучения учителей. Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу создания модели, отражающей особенности, формы и методы взаимодействия системообразующих структур и специалистов образовательной организации. Результаты. Выделены особенности организации корпоративного обучения учителей. Разработана модель и определены основные этапы ее реализации. Отмечено, что организация корпоративного обучения учителей имеет свою специфику, которая заключается в динамичности и ориентации на запрос от учителя и образовательной организации. Приведены критерии эффективности и результативности модели. Заключение. Проведенное исследование позволило выявить особенности организации корпоративного обучения как одной из форм непрерывного образования учителей. С учетом ряда описанных принципов корпоративное обучение педагогов в образовательной организации может рассматриваться в качестве эффективного ресурса мотивации и непрерывного профессионального роста учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плющакова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ORGANIZATION OF CORPORATE TRAINING FOR TEACHERSIN ENVIRONMENT OF SCHOOL DIGITALIZATION

Introduction. The article reviews the issues of organizing corporate training at school. Based on the analysis of scientific literature, the features of the organization of such training are determined. The purpose of the article is to substantiate the effectiveness of organizing corporate training for teachers in the context of school digitalization. Methodology. In the course of the research, an analysis of scientific literature on the problem of organizing and building a model of corporate teacher training was conducted. The systematization and generalization of the obtained data formed the basis for the creation of a model that reflects the features, forms and methods of interaction between structure forming systems and specialists of an educational organization. Results. The features of the organization of corporate training for teachers were elaborated on. The model has been developed and the main stages of its implementation have been identified. It is noted that the organization of corporate training for teachers has its own features, which suggest agility and focus on the request from the teacher and the educational organization. Criteria for the effectiveness and productivity of the implementation of the model are given. Conclusion. The study made it possible to identify the features of the organization of corporate training as one of the forms of lifelong learning for teachers. If a number of the described principles are fulfilled, corporate training of teachers in an educational organization can be considered as an effective resource for motivation and continuous professional growth of teachers.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЫ»

13. Mosicheva I. A., Shestak V. P., Gurov V. N. Vysshaya shkola i dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye: problemy i resheniya [Higher school and additional professional education: problems and solutions]. Moscow, 2007, 323 p. (In Russian).

14. Nikitenko L. I. Samostoyatel'naya rabota v sisteme individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta studenta [Independent work in the system of the student's individual educational route]. Sustainable Development of Science and Education, 2016, no. 3, pp. 39-43. (In Russian).

15. Osokina O. Yu. Problemy razvitiya dopolnitel'nogo professio-nal'nogo obrazovaniya v regione: faktory sderzhivaniya [Problems of the development of additional vocational education in the region: deterrents]. Additional Vocational Education, 2008, no. 11 (47), pp. 4-8. (In Russian).

16. Pavlova L. E. Nravstvennoye vospitaniye v dopolnitel'nom obrazo-vanii [Moral education in additional education]. Young Scientist, 2021, no. 3 (345), pp. 373-375. (In Russian).

17. Pavlova O. A., Konyakhina S. V. Integrativnyy podkhod k proyekti-rovaniyu programm dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [An inte-grative approach to the design of programs for additional education for children]. Journal of Pedagogical Research, 2021, vol. 6, no. 1, pp. 33-39. (In Russian).

18. Pevneva I. V., Tabashnikova O. L. Global'nyye kompetentsii v professional'nom obrazovanii [Global competence in professional education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 60-68. (In Russian).

19. Povarenkov Yu. P. Problemy psikhologii professional'nogo stanov-leniya lichnosti [Problems of the psychology of the professional formation of personality]. Yaroslavl, 2008, 400 p. (In Russian).

20. Rakhinsky D. V. Aksiologicheskiye aspekty global'nogo obrazovaniya [Axiological aspects of global education]. Philosophy of man in a historical context. Collection of scientific articles of the XXVI International Scientific and Practical Conference "Child in the Modern World". St. Petersburg, 2019, pp. 238-242. (In Russian).

21. Redkina T. M., Firova I. P., Solomonova V. N. Gibridnyye formy obrazovaniya sredstvo obespecheniya global'noy konkurentos-posobnosti rossiyskogo obrazovaniya [Hybrid forms of education a means of ensuring the global competitiveness of Russian education]. Global Scientific Potential, 2020, no. 10 (115), pp. 163-165. (In Russian).

22. Romanova E. N. Dopolnitel'noye obrazovaniye v reshenii zadach dukhovno-nravstvennogo obrazovaniya i vospitaniya [Additional education in solving problems of spiritual and moral education and upbringing]. Moral values and the future of mankind. Materials of the V Vladimir Spiritual and Educational Readings. Michurinsk, 2018, pp. 95-98. (In Russian).

23. Svatalova T. A., Yakovleva G. V. Osnovaniya otbora soderzhaniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [Grounds for selecting the content of additional professional education for preschool teachers]. Modern Management Technologies, 2017, no. 1 (73), pp. 41. (In Russian).

24. Senko Yu. V. Gumanitarnyye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya [Humanitarian foundations of teacher education]. Moscow, 2000, 240 p. (In Russian).

25. Seryakova S. B. Kompetentnost' pedagoga: psikhologo-pedagogicheskiye aspekty [Competence of the teacher: psychological and pedagogical aspects]. Moscow, 2008, 232 p. (In Russian).

26. Seryakova S. B., Kravchenko V. V. Obshcheye i osobennoye v otechestvennom i zapadnoyevropeyskom dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii [General and special in domestic and Western European additional professional education]. Bulletin of the Voronezh State Technical University, 2012, vol. 8, no. 10.2, pp. 30-35. (In Russian).

27. Slastenin V. A. Professionalizm pedagoga: akmeologicheskiy kontekst [Professionalism of the teacher: acmeological context]. Pedagogical Education and Science, 2002, no. 4, pp. 4-9. (In Russian).

УДК/UDC 37.08

DOI 10.54509/22203036_2022_1_82 Плющакова Ольга Евгеньевна

магистрант программы «Электронные образовательные технологии» Института физики, технологии и информационных систем, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Plyushcakova Olga E.

master's student of the program "Electronic Educational Technologies" of the Institute of Physics, Technology and Information Systems, Moscow Pedagogical State University, Moscow

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЫ

MODEL OF ORGANIZATION OF CORPORATE TRAINING FOR TEACHERS IN ENVIRONMENT OF SCHOOL DIGITALIZATION

Введение. В статье рассмотрены проблемы организации корпоративного обучения в школе. На основе анализа научной литературы определены особенности такого обучения. Цель статьи - обосновать

эффективность организации корпоративного обучения учителей в условиях цифровизации школы.

Методология. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме орга-

низации и модели корпоративного обучения учителей. Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу создания модели, отражающей особенности, формы и методы взаимодействия системообразующих структур и специалистов образовательной организации.

Результаты. Выделены особенности организации корпоративного обучения учителей. Разработана модель и определены основные этапы ее реализации. Отмечено, что организация корпоративного обучения учителей имеет свою специфику, которая заключается в динамичности и ориентации на запрос от учителя и образовательной организации. Приведены критерии эффективности и результативности модели.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить особенности организации корпоративного обучения как одной из форм непрерывного образования учителей. С учетом ряда описанных принципов корпоративное обучение педагогов в образовательной организации может рассматриваться в качестве эффективного ресурса мотивации и непрерывного профессионального роста учителей.

Introduction. The article reviews the issues of organizing corporate training at school. Based on the analysis of scientific literature, the features of the organization of such training are determined. The purpose of the article is to substantiate the effectiveness of organizing corporate training for teachers in the context of school digitalization.

Methodology. In the course of the research, an analysis of scientific literature on the problem of organizing and building a model of corporate teacher training was conducted. The systematization and generalization of the obtained data formed the basis for the creation of a model that reflects the features, forms and methods of interaction between structure forming systems and specialists of an educational organization.

Results. The features of the organization of corporate training for teachers were elaborated on. The model has been developed and the main stages of its implementation have been identified. It is noted that the organization of corporate training for teachers has its own features, which suggest agility and focus on the request from the teacher and the educational organization. Criteria for the effectiveness and productivity of the implementation of the model are given.

Conclusion. The study made it possible to identify the features of the organization of corporate training as one of the forms of lifelong learning for teachers. If a number of the described principles are fulfilled, corporate training of teachers in an educational organization can be considered

as an effective resource for motivation and continuous professional growth of teachers.

Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации учителей, корпоративное обучение учителей.

Keywords: lifelong learning, teacher training, corporate training for teachers.

Введение

Современные изменения в образовании существенно меняют требования, выдвигаемые учителям для успешной реализации профессиональной деятельности. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день учитель занимает не центровую роль, а роль управляющего, наставника, который оказывает поддержку и направляет по верному пути. Одна из главных задач педагога создать условия для формирования у учащегося мотивации к непрерывному образованию. Очевидно, что это возможно реализовать, только если сам учитель принимает важность непрерывного обучения и активно участвует в нем. Стоит отметить, что идея, озвученная еще в 1996 г. в докладе на Международной комиссии Жак Делором, что непрерывное образование будет одним из ключевых решений проблем XXI в., остается актуальной и сегодня [7].

Одной из актуальных и эффективных форм непрерывного обучения, которая направлена на повышение уровня потенциала учителей и удовлетворение запросов в сфере современного образования, является корпоративное обучение.

Методология

Проведенный анализ исследований по теме непрерывного образования педагогических кадров и существующих моделей корпоративного обучения учителей стал методический базой для проектирования собственной модели с учетом особенностей современной школы в условиях цифровизации образования. Были выделены принципы и условия реализации корпоративного обучения учителей, критерии результативности работы модели.

Результаты

Впервые понятие корпоративного обучения появилось еще в середине прошлого столетия в работах Д. Мак-Грегора [9], далее получило развитие в трудах А. Маслоу [10]. Однако корпоративное обучение рассматривалось в таких сферах, как экономика, социология, психология, технология управления персоналом, так как ключевой целью такого обучения было

повышение уровня конкурентоспособности организации. В то же время актуальным остается вопрос качественного опережающего непрерывного образования педагогических кадров, в том числе учителей. Возможности решения данной проблемы в своих работах анализирует М. Е. Вайндорф-Сысоева, один из вариантов - это организации многоуровневой системы подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования [3; 4]. Сегодня анализ источников по теме показывает, что корпоративное обучение как часть непрерывного образования учителей активно внедряется в образовательные организации различных уровней. Например, О. Г. Селиванова в своей статье рассматривает корпоративное обучение учителей как эффективный ресурс внутришкольной методической работы [13].

Автору наиболее близко определение, сформулированное на основе работы А. И. Родина: корпоративное обучение - это динамический процесс передачи, обмена и распространения знаний и умений, необходимых для успешной работы учителей [12]. В ходе этого процесса педагоги не только получают новую информацию, но и сразу же применяют ее в работе, а значит, эффективно адаптируются к изменениям внешней среды, вырабатывая при этом новые подходы к профессиональной деятельности. Все это положительно отражается на работе каждого учителя и на комплексной работе образовательной организации, так как все сотрудники движутся в одном направлении, не противоречат друг другу.

Количество информации в открытом доступе растет с каждым днем, вместе с числом открытых онлайн-курсов, следовательно, для поддержания конкурентоспособности и привлекательности образовательной организации необходимо развивать основной, незаменимый ресурс - учителей.

Анализ исследований М. Е. Вайндорф-Сысоевой, И. Е. Девятова, О. А. Абдулаевой, В. В. Кузнецова показал, что инвестирование в развитие педагогического коллектива наиболее полезно и способствует в значительной мере повышению эффективности и результативности образовательной организации в целом [1; 3; 5; 7].

Однако в процессе изучения материалов по теме исследования стоит отметить, что ключевая цель корпоративного обучения учителей - создание в образовательном учреждении непрерывно работающего механизма поддержки и развития педагога, что в свою очередь влечет повышение качества обучения в образовательной организации. В процессе исследо-

вания установлено, чтобы достичь цели корпоративного обучения, необходимо решить ряд таких задач:

1) организация непрерывного профессионального образования педагогов;

2) организация методической и технической поддержки учителей;

3) поддержание высокой мотивации сотрудников;

4) поддержание и обновление технической и методической базы образовательной организации;

5) создание благоприятных условий для работы и развития.

Возникает вопрос, что должно включать в себя корпоративное обучение учителей? Анализ научных публикаций, монографий, посвященных корпоративному обучению в целом, позволяет сделать вывод, что суть корпоративного обучения учителей заключается не в простом повышении квалификации сотрудников, а в непрерывной профессиональной поддержке, обмене опытом, проведении мастер-классов и деловых игр, раскрытии потенциала каждого учителя, создании методических объединений. На этой основе модель корпоративного обучения строится с учетом профессиональных потребностей организации и запросов педагогических работников. Следовательно, ориентируется на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем и развитием личностных и профессиональных качеств педагогов.

В процессе построения модели корпоративного обучения мы опирались на некоторые принципы, которые легли в основу проектируемой модели [5; 12; 14]:

1) целостный и последовательный подход к обучению вместо непостоянных, случайных и не связанных между собой учебных мероприятий, например прохождение курсов повышения квалификации раз в год;

2) использование единой системы обучения, которая при этом оказывает положительное влияние на работу коллектива;

3) ответственность за эффективность обучения лежит на всех участниках процесса, то есть и на самих обучающихся, и руководстве;

4) измерение успешности обучения - использования полученных знаний и умений учителем в работе;

5) обучение отвечает запросам педагогов, является целевым, своевременным и доступным;

6) использование имеющегося положительного профессионального жизненного опыта, практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний.

В процессе научного исследования существующих моделей А. И. Родина и Н. М. Мусиной [12] была спро-

ектирована собственная модель корпоративного обучения учителей (рис. 1), ее отличие заключается в следующем:

- центральное место отводится учителю, который формирует запрос на обучение;

- разработка и поддержание актуальности цифровой методической базы школы является основополагающей в организации корпоративного обучения учителей.

В реализацию разработанной модели вовлечены все специалисты образовательной организации и системообразующие структуры: педагогический совет, методические объединения. Представим ключевые этапы реализации, формы и методы взаимодействия элементов модели.

Одним из важных этапов реализации модели является мотивация и стимулирование учителей и руководства в достижении поставленной цели - повышение качества обучения в образовательной организации. Придерживаясь позиции исследования В. О. Коротаевой, которое посвящено повышению мотивации педагогических работников, считаем, что материальное стимулирование работает наиболее эффективно только на начальных этапах, с течением времени оно перестает приносить ожидаемые результаты [7]. Поэтому нематериальные методы стимулирования в большей степени важны и эффективны для долгосрочной мотивации к повышению уровня

профессиональной педагогической деятельности [2]. К таким методом можно отнести:

- оказание содействия в прохождении аттестации, получении гранта;

- предоставление возможности выбрать график работы: примерную нагрузку в неделю, классы;

- информирование родительской общественности об отличившихся учителях через социальные сети и сайт школы;

- публичная похвала учителя и/или его учеников на мероприятиях, объявление благодарности, занесение на доску почета.

Педагогический совет, являющийся системообразующим компонентом спроектированной корпоративной модели, в который входят учителя и руководители, задает вектор развития образовательной организации. С учетом этого формируется план дальнейшей методической работы, направленный на решение текущих и предотвращение возможных проблем в образовательной организации. Эффективность плана по решению вопросов, поднятых на педсоветах, отслеживается через обратную связь от учителей, посещение уроков, диагностику уровня мотивации учащихся, контрольные срезы, промежуточную и итоговую аттестацию, профессиональные конкурсы и методические мероприятия для педагогов.

Методические объединения изначально составляли учителя одной предметной области. Сегодня

Рис. 1. Модель корпоративного обучения учителей

в исследовании установлено, что актуальны межпредметные методические объединения. Современные методические объединения выполняют аналитическую, организационно-методическую и консультационную функции. В процессе реализации вышеназванных функций решается ряд новых задач:

- разработка и реализация метапредметных уроков, соответствующих ФГОС;

- организация и проведение профессиональных недель, межпредметной проектной деятельности учащихся под руководством учителей;

- организация взаимопосещений с включением (очное и виртуальное) уроков/этапов урока по смежным темам различных предметов;

- содействие и консультирование в освоении учителями практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

- выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

- составление рекомендаций по временным ограничениям текущего и итогового контроля, домашних заданий в дистанционном,электронном форматах.

В процессе исследования установлено что становятся актуальными мастер-классы учителей, которые проводятся исходя из запросов и текущих потребностей образовательной организации, каждый мастер-класс сопровождается заданием и обязательной обратной связью, по необходимости проходит серия мастер-классов на актуальную тему [11]. За формирование тем проводимых занятий несет ответственность заместитель директора и методист, сам мастер-класс проводит учитель/команда учителей, которые наиболее полно владеют информацией по запрашиваемой теме.

Основой методической и технической поддержки 24/7 является постоянно обновляемая методическая и информационная база школы - веб-сайт «Виртуальная учительская». Ответственность за своевременное и актуальное обновление информации несет руководитель, методист и добровольно выбранная команда учителей. Структура «Виртуальной учительской» систематизирована по направлениям: информационному, методическому, техническому.

Информационное направление:

- «доска объявлений» для оперативного информирования учителей;

- еженедельные подборки рекомендованных курсов и профессиональных мероприятий;

- формы для заявок на методическую/техническую консультацию.

Методическое направление:

- подборка цифровых образовательных ресурсов и инструментов по различным предметам;

- набор апробированных методик по использованию цифровых учебных ресурсов в образовательной деятельности;

- технологические карты, сценарии уроков, внеурочных занятий;

- подборка цифрового контента в МЭШ (Московской электронной школе);

- оценочные материалы по различным предметам (тренажеры, тесты, анкеты и контрольно-измерительные материалы).

Техническое направление:

- банк ответов на основные технические вопросы, возникающие по ходу работы;

- форма для заявок на дополнительную техническую поддержку.

Виртуальная учительская позволяет:

1) формировать и регулярно обогащать методическую базу школы;

2) обращаться для оказания своевременной методической и технической поддержки учителей;

3) формировать базу цифровых инструментов и ресурсов для организации дистанционного/смешанного обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сбор и обработка обратной связи организовывается 3 раза в учебный год (сентябрь, декабрь, июнь) на общешкольных педагогических советах. Ключевая роль обратной связи - выявление проблемных областей и последующая корректировка плана работы модели корпоративного обучения учителей. Ответственность за организацию и обработку обратной связи лежит на руководителе образовательной организации и методисте. Процесс организован посредством заполнения анкеты и самооценки проделанной работы за контрольный период.

На основе проведенного исследования, помимо сбора обратной связи, эффективно проводить мониторинг результативности работы модели. Проанализировав методы оценки, приведенные в работе О. Л. Чуланова и Я. А. Тимченко, авторами были разработаны собственные критерии [15]:

- педагоги стали более удовлетворены собственной деятельностью;

- в школьном коллективе создана положительная, уважительная атмосфера;

- учителя проявляют высокую заинтересованность в инновациях;

- педагоги систематически овладевают современными технологиями и методиками;

- положительная динамика качества обученности;

- постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.

По сути, модель корпоративного обучения учителей направлена на мотивацию и формирование устойчивой потребности к постоянному самообучению и повышению уровня профессионализма, в том числе уровня информационно-коммуникационных компетенций.

Заключение

Создание и внедрение модели корпоративного обучения учителей является одним из ключевых факторов повышения качества обучения в образовательной организации. В результате проведенного исследования стоит отметить, что модель способствует: принятию педагогами инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности школы, динамическому информированию учителей, оказанию оперативной методической и технической помощи учителям, эффективному внедрению актуальных цифровых образовательных технологий. Таким образом, при создании благоприятных условий корпоративное обучение педагогов в образовательной организации может рассматриваться в качестве эффективного ресурса мотивации и непрерывного профессионального роста учителей.

Литература

1. Абдулаева О. А., Греку И. А. Внутрифирменное и корпоративное обучение учителей: анализ понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1.

2. Повышение мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию в контексте реализации федерального проекта «Учитель будущего» / Т. А. Абрамовских, А. В. Ильина, А. В. Коптелов, А. В. Машуков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 2 (43).

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Концептуальные подходы к организации многоуровневой подготовки педагогических кадров в условиях цифровизации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4.

4. Вайндорф-Сысоева М. Е. Современные подходы к организации повышения квалификации современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 4.

5. Девятова И. Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 3 (28).

6. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». М., 1996. С. 2.

7. Коротаева В. О. Внедрение новой системы повышения мотивации педагогических работников в общеобразовательной

организации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 19. URL: https://moluch.ru/archive/205/50180 (дата обращения: 21.10.2021).

8. Кузнецов В. В. Корпоративное образование: содержание и сущность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 1 (35).

9. Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство // Социс. 1995. № 1. С. 34-43.

10. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 425 с.

11. Матукина А. Н. Внутрикорпоративное обучение педагогов как способ формирования нового педагогического профессионализма // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 6.

12. Родин А. И. Система корпоративного обучения как серьезный фактор профессионального развития кадров образовательной организации // Про_ДОД. 2016. № 11. C. 58-65.

13. Селиванова О. Г, Санникова Н. И. Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности [Электронный ресурс] // Концепт. 2020. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-pedagogov-kak-resurs-povysheniya-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 22.10.2021).

14. Фоменко С. Л. Корпоративное обучение усиливает педагогический коллектив [Электронный ресурс] // Народное образование. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ korporativnoe-obuchenie-usilivaet-pedagogicheskiy-kollektiv (дата обращения: 27.10.2021).

15. Чуланова О. Л., Тимченко Я. А. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2016. № 1 (32). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-personala-i-metody-ego-otsenki-podhody-instrumentariy-problemy-i-puti-ih-preodoleniya (дата обращения: 27.10.2021).

Referense

1. Abdulaeva O. A., Greku I. A. Vnutrifirmennoe i korporativnoe obu-chenie uchitelej: analiz ponyatij [Intra-company and corporate training of teachers: analysis of concepts]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2019, no. 63-1. (In Russian).

2. Abramovskikh T. A., Ilina A. V., Koptelov A. V., Mashu-kov A. V. Povy'shenie motivaczii pedagogov k neprery'vnomu professional'nomu razvitiyu v kontekste realizaczii federal'nogo proekta "Uchitel' budushhego" [Increasing teachers' motivation for continuous professional development in the context of the implementation of the federal project "Teacher of the Future"]. Scientific Support for the System of Professional Development, 2020, no. 2 (43). (In Russian).

3. Vajndorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. Konczeptual'ny'e pod-khody' k organizaczii mnogourovnevoj podgotovki pedagogich-eskikh kadrov v usloviyakh czifrovizaczii [Conceptual approaches to the organization of multilevel training of pedagogical staff in the conditions of digitalization]. Problems of modern Pedagogical Education, 2018, no. 60-4. (In Russian).

4. Vajndorf-Sysoeva M. E. Sovremenny'e podkhody' k organizac-zii povy'sheniya kvalifikaczii sovremennogo pedagoga [Modern approaches to the organization of professional development of the modern teacher]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2017, no. 4. (In Russian).

5. Devyatova I. E. Razvitie pedagogicheskogo potencziala uchitelya v sisteme korporativnogo obucheniya [Development of pedagogical potential of a teacher in the system of corporate training]. Scientific Support of the System of Professional Development, 2016, no. 3 (28). (In Russian).

6. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche. Osnovnye polozheniya Doklada Mezhdunarodnojkomissii po obrazovaniyu dlya XXI veka [Education: hidden treasure. Highlights of the Report of the International Commission on Education for the 21st Century]. MOO WFP UNESCO "Information for All". Moscow, 1996, pp. 2. (In Russian).

7. Korotaeva V. O. Vnedrenie novojsistemy' povy'sheniya moti-vaczii pedagogicheskikh rabotnikov v obshheobrazovatel'noj organizaczii [The introduction of a new system to increase the motivation of teachers in the general education organization]. Young Scientist, 2018, no. 19. Available at: https://moluch.ru/ archive/205/50180 (accessed 21.10.2021). (In Russian).

8. Kuzneczov V. V. Korporativnoe obrazovanie: soderzhanie i sushh-nost' [Corporate education: the content and essence]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2017, no. 1 (35). (In Russian).

9. Makgregor D. Chelovecheskij faktor i proizvodstvo [The human factor and production]. Sociological Studies, 1995, no. 1. pp. 34-43. (In Russian).

10. Maslou A. Novy'e rubezhi chelovecheskoj prirody' [New frontiers of human nature]. Moscow, 1999, 425 p. (In Russian).

11. Matukina A. N. Vnutrikorporativnoe obuchenie pedagogov kak sposob formirovaniya novogo pedagogicheskogo professional-izma [Intra-corporate training of teachers as a way of forming a new pedagogical professionalism]. Russian Journal of Education and Psychology, 2018, no. 6. (In Russian).

12. Rodin A. I. Sistema korporativnogo obucheniya kak ser'ezny'j faktor professional'nogo razvitiya kadrov obrazovatel'noj organi-zaczii [The system of corporate training as a serious factor of professional development of personnel of the educational organization]. Pro_DOD, 2016, no. 11, pp. 58-65. (In Russian).

13. Selivanova O. G., Sannikova N. I. Korporativnoe obuchenie peda-gogov kak resurs povy'sheniya professional'noj kompetentnosti [Corporate training of teachers as a resource for improving professional competence]. Concept, 2020, no. 9. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-pedagogov-kak-resurs-povysheniya-professionalnoy-kompetentnosti (accessed 22.10.2021). (In Russian).

14. Fomenko S. L. Korporativnoe obuchenie usilivaet pedagogich-eskij kollektiv [Corporate training strengthens the teaching staff]. Public Education, 2011, no. 1. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-usilivaet-pedagogicheskiy-kollektiv (accessed 27.10.2021). (In Russian).

15. Chulanova O. L., Timchenko Ya. A. Korporativnoe obuchenie personala i metody' ego oczenki: podkhody', instrumentarij, problemy' i puti ikh preodoleniya [Corporate personnel training and methods of its assessment: approaches, tools, problems and ways to overcome them]. Bulletin of Eurasian Science, 2016, no. 1 (32). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/korporativnoe-obuchenie-personala-i-metody-ego-otsenki-podhody-instrumentariy-problemy-i-puti-ih-preodoleniya (accessed 27.10.2021).

УДК/UDC 374.7

DOI 10.54509/22203036_2022_1_88 Кудрина Екатерина Леонидовна

доктор педагогических наук, профессор, Государственный университет управления, г. Москва

Ярных Вероника Игоревна

кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Kudrina Ekaterina L.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, State University of Management, Moscow

Yarnykh Veronika I.

Candidate of Economic Sciences,

Russian State University for the Humanities, Moscow

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE CORPORATE EDUCATION DEVELOPMENT AND TRAINING SYSTEM

Введение. В статье представлены теоретико-методологические аспекты корпоративного образования. Цель статьи - показать, на каких теоретических основах и методологических концепциях строится система корпоративного образования.

Методология. Исследование проводилось на основе теоретических и эмпирических методов анализа развития образовательного корпоративного пространства в условиях цифровой трансформации

и влияния рынка труда и рынка образования, когда меняются поколения и, соответственно, парадигмы обучения.

Результаты. Деятельность организаций в период пандемии COVID-19 существенно ускорила процесс цифровой трансформации и предъявила новые вызовы для системы корпоративного образования. Происходящие изменения обусловливают корректировку и актуализацию теоретических и методологиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.