Использованные источники:
1. Федеральный Закон №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»
2. Федеральный Закон №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 г. №1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года».
4. Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование/Под ред. Н.Н. Брушлинского, Ю.Н. Шебеко. - М.: ФГУ ВНИИПО России, 2007. - 370 с.
5. Статистика пожаров в России за 2017 год по данным МЧС 06.02.2018 А. Воробьев. [Электронный ресурс]Режим доступа:https://www.npb.su/single-post/pozharnaya-bezopasnost-1725
6. Пожары и пожарная безопасность в 2009 г. Статистический сборник. Статистика пожаров и их последствий. М.:ВНИИПО, 2015.-135с.
УДК 614.849
Шутов А.Н. студент магистратуры ивановская пожарно-спасательная академия
ГПС МЧС России Смирнов В.А.
заместитель начальника кафедры пожарной тактики и основ аварийно-спасательных и других неотложных работ (в составе учебно-
научного комплекса «Пожаротушение»)
Россия, г. Иваново РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ГАРНИЗОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация: В настоящей работе будут предложены рекомендации по совершенствованию управления пожарно-спасательными подразделениями Ульяновской области. Обозначены проблемы и пути их решения в улучшении пожарной безопасности на территории Ульяновской области. Проведен анализ реагирования пожарных подразделений на тушения пожов в разные годы.
Ключевые слова: Пожарно-спасательный гарнизон, оперативное реагирование на пожары, расписание выездов пожарной охраны.
Information about the authors: Shutov A.N., graduate student Ivanovo
fire and rescue Academy State fire service of EMERCOM of Russia
Russia, Ivanovo
V. Smirnov, Deputy head of the Department offire tactics and emergency
rescue and other urgent works (as part of the educational and scientific complex
"firefighting") Russia, Ivanovo DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE MANAGEMENT OF TERRITORIAL DIVISIONS OF FIRE AND RESCUE OF THE GARRISON OF THE ULYANOVSK REGION Abstract: This paper will offer recommendations for improving the management of fire and rescue units of the Ulyanovsk region. Problems and ways of their decision in improvement of fire safety in the territory of the Ulyanovsk region are designated. The analysis of the response of fire departments to fire fighting in different years.
Keywords: Fire and rescue garrison, rapid response to fires, the schedule of departures of fire protection.
Усовeршeнствованиe дeятeльности тeрриториального пожарно-спасательного гарнизона Ульяновской области возможно на основe данных анализа оперативной обстановки, их достаточности и достовeрности. В послeдующeм на их основe построeние матeматичeских мeтодов дeятeльности гарнизона.
При провeдeнии статистичeского анализа (исслeдований) и модeлировании дeятeльности ФПС субъекта были приняты следующие основные параметры:
1. Взяты выезда пожарных подразделений за 2011-2017 года в таблице 1 (туда не отнесли выезда на учения, занятия, профилактические мероприятия, заправку и т.д.).
Количество выездов подразделений связанных с тушением
пожаров
Таблица 1
2016 2017 %
г. Ульяновск 1015 804 -20,79
г. Димитровград 34 39 14,71
г. Новоульяновск 31 26 -16,13
Базарносызганский 39 43 10,26
Барышский 112 113 0,89
Вешкаймский 65 67 3,08
Инзенский 39 45 15,38
Карсунский 101 89 -11,88
Кузоватовский 73 52 -28,77
Майнский 74 78 5,41
Мелекесский 147 106 -27,89
Николаевский 51 57 11,76
Новомалыклинский 37 46 24,32
Новоспасский 61 41 -32,79
Павловский 33 38 15,15
Радищевский 42 28 -33,33
Сенгилеевский 94 97 3,19
Старокулаткинский 28 30 7,14
2016 2017 %
Старомайнский 70 81 15,71
Сурский 51 34 -33,33
Тереньгульский 43 50 16,28
Ульяновский 78 62 -20,51
Чердаклинский 93 101 8,60
Цильнинский р-н 83 84 1,20
ИТОГО 2494 2211 -11,35
В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
В 2017 году в Ульяновской области зарегистрировано 3 случая превышения нормативного времени прибытия пожарных подразделений к месту вызова (2016 г. - 0).
По состоянию на 31.12.2017 г. на территории Ульяновской области прикрыты по времени прибытия всеми видами пожарной охраны 936 населённых пунктов Ульяновской области из 953, что составляет 98,22 %, с численностью населения 1 257 058 человек (99,17 %), в том числе подразделениями ФПС - 210 населённых пунктов (22,04 %) с населением 945 117 чел. (74,56 %), подразделениями ППС - 592 населённых пункта (62,12 %) с населением 266 733 чел. (21,04 %), подразделениями ДПО - 129 населённых пунктов (13,54 %) с населением 42 065 чел. (3,32 %), другими видами ПО - 5 населённых пунктов (0,52 %) с населением 3 143 чел. (0,25 %). Остаются необеспеченными своевременным прибытием пожарных подразделений 17 населенных пунктов
2. Время следования пожарных подразделений к месту вызова принимается по времени прибытия первого пожарного автомобиля и учет времени следования с момента поступления вызова до момента прибытия к месту за вычетом времени (1 минута) на сбор и выезд караула, данные приведены в таблице 2).
Показатели времени оперативного реагирования подразделений
Таблица 2
Показатель оперативного реагирования ПФО Ульяновская область 2017 обл/ПФО %+,-
2017 2016 %+,- 2017 2016 %+,-
Среднее время сообщения о пожаре, мин 1,28 1,25 2,40 1,04 1,03 0,97 -18,75
Среднее время прибытия первого подразделения на пожар, мин 5,57 5,54 0,54 7,20 6,95 3,60 29,26
Среднее время подачи первого ствола на тушение пожара, мин 1,09 1,08 0,93 1,02 1,00 2,00 -6,42
Среднее время локализации 4,13 3,82 8,12 3,41 2,97 14,81 -17,43
пожара, мин
Среднее время ликвидации открытого горения, мин 4,74 4,31 9,98 4,31 3,86 11,66 -9,07
Среднее время тушения пожара, мин 8,87 8,20 8,17 7,93 6,67 18,89 -10,60
Среднее время ликвидации последствий пожара, мин 16,84 16,23 3,76 38,83 38,10 1,92 в 2,3 р.
3. Учет времени обслуживания (занятости) осуществляется с момента поступления вызова, т.к. боевые действия начинаются с момента получения сообщения и до времени возвращения последнего пожарного автомобиля в часть. По автомобилю, у которого было максимальное время обслуживания.
Задачи оптимального варианта использования сил и средств территориального пожарно-спасательного гарнизона Ульяновской области решались исходя из наименьших кадровых затрат, материальных и финансовых ресурсов обеспечивающего и повышающего существующий уровень пожарной безопасности городов и населенных пунктов.
При этом были учтены следующие основные ограничения:
- прибытие пожарных подразделений в достаточном количестве к месту вызова должно быть минимальным или своевременным и укладываться в допустимые промежутки времени, где будет осуществляться безопасность людей в зданиях, т.е. пожарные могли успеть провести комплекс мероприятий на пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях до наступления критических для человека опасных факторов пожара;
- общее количество л/с, основной и специальной техники, пожарных депо в городах и населенных пунктах должно быть обосновано и социально -экономически эффективно.
- нагрузки на караулы (пожарные части) должно быть примерно равномерным по поступающим вызовам, выездам, а также исходя из численности населения и площади обслуживания района выезда части.
В целях усовершенствования оперативной обстановки и укрепления пожарной безопасности на территории гарнизона необходимо отметить следующие мероприятия практического характера:
1. При разработке расписания выездов пожарно-спасательных гарнизонов на территории Ульяновской области необходимо учесть, что большое количество выездов подразделений пожарной охраны происходит в выходные дни, а именно в субботу и воскресенье, в послеобеденное, вечернее и ночное время. Максимальная нагрузка по выездам выпадает на такие города Ульяновск и Барыш. Особую озабоченность вызывает количество вызовов связанных с халатностью жителей области (26%), на объекты жилого сектора (75%). Среднее количество выездов в сутки в крупном городе достигает более 3 раз, соответственно 0,13 вызовов в час. Среднее время обслуживания вызовов по всем выездам 1 час. Среднее время
следования первых пожарных подразделений на все вызовы в Ульяновской области в городах более 8 минут (8,43), в сельских населенных пунктах более 7 минут (7,29).
2. Направить предложения в министерство и Правительство области об обновлении автопарка пожарных подразделений.
3. Предусмотреть при распределении в территориальном пожарно-спасательном гарнизоне Ульяновской области основной и специальной пожарной техники все вышеуказанные параметры оперативной обстановки и пожарную опасность имеющихся объектов в населенных пунктах.
4. Опираясь на имеющиеся и действующие документы разработать и утвердить конкретный классификатор (кодификатор, идентификатор) вызовов и выездов отделений, подразделений и техники для всех типов (причин) и объектов вызова, а также для проведения анализа пожаров по их причинам и объектам возникновения.
5. В соответствии с положениями руководящих документов разработать графики и обеспечивать отработку (КШУ) многоуровневых по масштабам и времени организации реагирования на ЧС.
6. Произвести один из основных упоров на подготовку высокопрофессиональных кадров в учебных заведениях МЧС России.
7. Ввести в практику более глубокий анализ и оценку боевых действий, пожаротушения и проведения АСР в разделе организации пожаротушения особенно по выездам дежурных караулов не ограничиваясь составлением карточек боевых действий и заполнением сводных таблиц.
8. При строительстве новых депо и введения пожарной техники произвести корректировку расписания выездов пожарных подразделений по Ульяновской области.
Проанализировав и исследовав основные параметры и закономерности процессов функционирования пожарной охраны Ульяновской области, можно сделать вывод, что для поддержания существующего состояния пожарной безопасности территориального пожарно-спасательного гарнизона необходимо дополнительно обновить автопарк гарнизона на 78 %.
Использованные источники:
1. Федеральный Закон №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности».
2. Федеральный Закон №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
3. Федеральный Закон №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
4. ПРИКАЗ МЧС РОССИИ № 467 ОТ 20.10.2017 Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ГАРНИЗОНАХ».
5. Статистика пожаров в России за 2017 год по данным МЧС 06.02.2018 А. Воробьев. [Электронный ресурс]Режим доступа:https://www.npb.su/smgle-роБ1;/ро2Ьагпауа-Ье2оравпов1;-1725.
6. Пожары и пожарная безопасность в 2009 г. Статистический сборник. Статистика пожаров и их последствий.М.:ВНИИПО, 2015.-135с.