Научная статья на тему 'Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема'

Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / СТАДИИ СОЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Ольга Борисовна

Раскрываются актуальность, научная значимость и суть научной проблемы разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем, определяются задачи и предполагаемые результаты работы над решением поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема»

Назарова О.Б.

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова», г.

Магнитогорск, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная информатика», onazarova 21@mail . ш

Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Индивидуальная траектория, профессиональное развитие бакалавров и магистров, автоматизированные системы, стадии создания.

АННОТАЦИЯ

Раскрываются актуальность, научная значимость и суть научной проблемы разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем, определяются задачи и предполагаемые результаты работы над решением поставленной проблемы.

Реформирование системы высшего профессионального образования происходит на фоне глобального экономического кризиса, тяжелой демографической ситуации и постоянных изменений на рынке труда через интеграцию и реорганизацию вузов; введения новых образовательных стандартов и подушевого финансирования. Современные социально-экономические условия, в которых приходится работать вузам, приводят к необходимости поиска новых способов и инструментов повышения эффективности работы образовательной организации. В этом ключе актуальность профессионального развития бакалавров и магистров исходит из того, что повышение качества образования вообще и конкурентоспособности выпускников российских образовательных организаций (ОО) в условиях новой «экономики знаний», в частности, становятся приоритетными направлениями государственной политики образования.

Это подтверждается рядом положений вновь принятых стратегий, концепций, законов и государственных программ развития различных сфер жизнедеятельности страны. Так в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью в области образования

является решение нескольких приоритетных задач, а именно: модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях. Кроме того, в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года в качестве основного в сфере образования определено приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. В законе об образовании РФ (от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3) устанавливаются уровни профессионального образования, включающие бакалавриат и магистратуру. При этом реализация этих решений еще находится на стадии становления.

Двухуровневая система высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура), введенная в Российской Федерации с 2011 года, способствует гармонизации российской и европейской образовательных систем, содействует развитию экспорта российских образовательных услуг, позволяет на каждом уровне задавать свои требования к качеству образования, предоставляя относительно широкую подготовку при обучении по направлениям бакалавриата и более узкую и глубокую специализацию, ориентированную на научно-исследовательскую или преподавательскую работу, при обучении в магистратуре.

Направленность системы высшего образования на перспективу профессиональной востребованности будущего специалиста в течение всей жизни становится возможной только тогда, когда уже в вузе закладываются основы его непрерывного профессионального развития. Бесперспективность ориентации на узкопрофессиональную подготовку очевидна, поскольку мир стремительно меняется, и сложно предвидеть, какова будет профессиональная структура общества в ближайшие двадцать-тридцать лет. Именно поэтому подготовка по широкой бакалаврской программе с последующей специализацией в магистратуре или на производстве соответствует требованиям быстро меняющегося рынка труда и потребностям общества. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет корректировать траекторию образования после окончания бакалавриата при продолжении образования в магистратуре, учитывая, что абитуриент при поступлении в вуз, далеко не всегда осознанно выбирает направление подготовки и тем более профиль. Закончив бакалавриат, выпускник получает общую фундаментальную и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач и позволяющую принять взвешенное решение: начинать трудовую деятельности или продолжать обучение и получать академическую степень - магистр.

В соответствии с принципом ориентации на потребителя (ГОСТ Р ИСО 9000:2001) важным и необходимым элементом в управлении качеством образования являются требования всех заинтересованных сторон, в том числе работодателей, к уровню подготовки специалистов в вузе. Эти требования, прежде всего, представляют собой набор профессиональных характеристик, которыми должен обладать выпускник вуза, чтобы наиболее полно соответствовать выбранному направлению подготовки и успешно выполнять свои профессиональные обязанности. В этом отношении Федеральные Государственные Образовательные Стандарты третьего поколения (ФГОС 3-го поколения), в разработке которых принимали непосредственное участие и представители работодателей, дают широкие возможности и сокращают разрыв между теорией и практикой.

В современном мире информационный сектор экономики растёт и развивается значительно быстрее других отраслей. Следует отметить, что проблема востребованности ИТ-выпускников усугубляется тем, что если для большинства направлений подготовки период «полураспада» знаний составляет два-три года, то для ИТ-индустрии - всего несколько месяцев. Поэтому среди критериев, определяющих конкурентные преимущества ИТ-выпускника вуза, на первом месте находятся профессиональные ИТ-компетенции (ИТК). Как показывает практика, требования информационного общества к профессиональным и иным видам ИТК молодых специалистов значительно выше, чем та компетентность, которая формируется у них в ходе обучения в вузе. Работодатели отмечают, что традиционное ИТ-образование по-прежнему отстает от реальных потребностей науки и производства, наблюдается несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и задачам. Сделать образовательный процесс своевременным и отвечающим постоянно меняющимся потребностям - одна из основных проблем, стоящих перед высшим образованием в сфере ИТ. Причем подготовка компетентных бакалавров и магистров возможна только при самом активном взаимодействии высшей школы и индустрии, государственных и частных структур.

Стремительное развитие информационных технологий в направлении совершенствования процессов разработки, внедрения и сопровождения информационных систем (ИС) всё больше определяет, с одной стороны, успешность функционирования любого предприятия в целом, с другой стороны, повышает значимость формирования требуемых компетенций выпускника по образовательным программам 230700.62 «Прикладная информатика» как ИТ-специалиста в области автоматизированных систем (АС). Стандарты категории ГОСТ 34 «Информационная технология» играют важнейшую роль в процессе разработки и эксплуатации автоматизированных систем (АС). Одним из основных стандартов этой категории является ГОСТ 34.601-90 - ИТ.

Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания. Данный стандарт предлагает восемь стадий создания АС: формирование требований к автоматизированной системе; разработка концепции автоматизированной системы; техническое задание; эскизный проект; технический проект; рабочая документация; ввод в действие; сопровождение автоматизированной системы. Стадии создания объединяются в три укрупненные: предпроектная стадия; стадия проектирования и послепроектная стадия (внедрение и сопровождение АС). Следует отметить усиление роли послепроектной стадии жизненного цикла (ЖЦ) АС. Это объясняется современными тенденциями развития рынка ИТ, когда всё чаще руководители предприятий принимают управленческое решение по приобретению готового проектного решения (АС), а не идут по пути разработки собственной системы.

Долговременное функционирование новой системы предполагает её качественное внедрение, постоянную адаптацию к изменяющимся бизнес-процессам организации, а также быстрое реагирование специалиста на возможные сбои в процессе сопровождения. Сделать процесс устранения неполадок оперативным - проблема, стоящая перед службой ИТ очень остро. В связи с этим руководство заинтересовано в высококвалифицированных специалистах, обладающих профессиональной компетентностью, способных на деятельное и творческое освоение нового в профессиональной сфере, на отказ от стереотипов, а также готовность и способность к социальной адаптации.

Предметом данного исследования является не только процесс подготовки бакалавров и магистров в соответствии с учебными планами, а рассмотрение их профессионального развития, т.е. процесс становления высококлассного ИТ-специалиста по своей индивидуальной траектории в соответствии с требованиями ИТ-индустрии региона.

В последнее десятилетие в научной литературе активно разрабатывается понятие «индивидуальная траектория». В контексте нашего исследования важны теоретико-методологические разработки основ организации образовательного процесса в вузе, направленного на профессиональное развитие будущего специалиста с учетом его индивидуальной траектории, т.е. персональной стратегии профессионального роста студента, совершенствования его личностных качеств, формирования профессиональных компетенций, а также признания уникальности личности и создания условий для реализации ее потенциала.

Профессиональное развитие бакалавров и магистров во многом определяется региональными особенностями той территории, на которой они проживают. В то же время, проблемы региональной обусловленности уровня и особенностей профессионального развития ИТ-специалистов, к сожалению, почти не нашли отражения в современной научной литературе по проблемам высшей профессиональной школы.

Необходимость исследования проблемы моделирования индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания АС связана также с изучением конкретных социально-экономических и социально-культурных условий определенного региона, в частности, особенностей Юга Уральского Федерального Округа (УФО) в целом и Челябинской области в частности, который является «локомотивом индустриально-промышленного развития» всей страны, имеющий высокий инновационно-производственный потенциал, для реализации которого требуются в большом количестве высококвалифицированные кадры разного уровня профессионального образования. Несмотря на данные социально-экономических исследований уровня развития региона и его ИТ-индустрии на 2013 год (Федеральная служба государственной статистики, Развитие ИТ в разрезе федеральных округов и отраслей» (АП КИТ)), доказывающие в целом средний уровень показателей развития, благоприятный инновационный и инвестиционный климат Южного Урала, остаются нерешенными проблемы моногородов, неэффективности региональной системы образования, ведущие к несбаллансированности рынка труда, неудовлетворенности работодателей уровнем квалификации выпускников вузов.

Однако, несмотря на столь очевидную актуальность проблемы профессионального развития бакалавров и магистров вообще и для реализации стадий создания автоматизированных систем, в частности, мы все-таки не можем говорить о существовании единого подхода к ее решению. В проанализированных нами работах освещаются лишь отдельные аспекты регулирования процессов профессионального развития бакалавров и магистров, и в полной мере проблема еще не нашла своего решения. В логике вышеизложенного становится очевидной необходимость: концептуального обоснования региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания АС на основе принципов полипарадигмальности и преемственности, обладающую функционально-динамическим характером, структурно отражающую процесс самообразования и личностного роста ИТ-специалиста как профессионала; разработки технологии ее использования в образовательном процессе вуза при определенных социально-экономических и психолого-педагогических условиях.

В научно-теоретическом плане актуальность проблемы определяется необходимостью разрешения противоречий между: потребностью общества в опережающей направленности подготовки бакалавров и магистров, готовых к решению профессиональных задач в условиях информатизации всех сфер общества, и недостаточной готовностью основной части вузов к практической реализации данной функции; традиционным характером образования и необходимостью обеспечения

индивидуальной траектории непрерывного профессионального развития бакалавров и магистров; современным социально-экономическим заказом на подготовку ИТ-специалистов, обладающих высокой профессиональной компетентностью в области информационных систем, и недостаточным уровнем направленного формирования их готовности к реализации стадий создания АС

На основании вышесказанного, мы сформулировали проблему научно-исследовательского проекта: незрелость системы

профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания АС в условиях полипарадигмальности научно-образовательного пространства в соответствии со сбалансированными потребностями личности и ИТ-индустрии региона.

Новизна и оригинальность предлагаемой постановки проблемы и методологии её исследования могут быть раскрыты следующим образом:

•в основе методологии исследования положены принципы полипарадигмальности и преемственности, позволяющие, с одной стороны, преподавателям осуществлять педагогическую деятельность на основе органичного сочетания методологических подходов и достижений педагогической науки, а с другой - представляющие собой фундаментальное требование к деятельности преподавателя и обучаемого, в основе которого лежат объективные законы непрерывного развития личности бакалавров и магистров в единстве с новизной всех компонентов их профессионального развития;

•содержательное раскрытие сути категорий «профессиональное развитие бакалавров и магистров», «индивидуальная траектория профессионального развития бакалавров и магистров» позволяет научно обосновать инвариантную и вариативную их составляющие, определить субъекты процесса разработки моделей такой траектории;

•проектирование и апробация функционально-динамической модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров в вопросах реализации послепроектной стадии создания АС с учетом региональных особенностей на основе преимуществ социального партнерства и координации профессиональной подготовки студентов с инновационной образовательной средой и экономического развития округа (Челябинской области, Федерального Уральского округа). Модель в своей структуре и содержании отражает двойственность заявленной проблемы отслеживания уровня профессионального роста как будущих, так и состоявшихся бакалавров, и магистров. Компоненты данной модели (цель, задачи, принципы, подходы, содержание, педагогические условия) составляют систему, работающую на принципах компетентностного, личностно-ориентированного подходов и ключевых положений самообразования;

•обоснование технологий разработки и последующей реализации модели индивидуальной траектории профессионального развития

бакалавров и магистров в вопросах послепроектной стадии создания АС, которые основываются на принципах педагогического проектирования и принципе преемственности и выполняются поэтапно;

•определение социально-экономических и психолого-педагогических условий, раскрывающих механизмы эффективного моделирования и использования индивидуальных траекторий профессионального развития бакалавров и магистров в вопросах реализации послепроектной стадии создания АС на любом из этапов их профессионального становления в соответствии с современными требованиями ИТ-подразделений, вендоров и работодателей.

Конкретная задача проекта в рамках решения проблемы состоит в следующем: концептуально обосновать на основе принципов полипарадигмальности и преемственности и экспериментально проверить региональную модель индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания АС, обладающую функционально-динамическим характером, структурно отражающую процесс самообразования и личностного роста ИТ-специалиста как профессионала, внедряемую в образовательною практику согласно этапам специально разработанной технологии, учитывая при этом выявленные социально-экономические, психолого-педагогические условия и современные требования ИТ-подразделений, вендоров и работодателей.

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих методологических принципов на различных уровнях работы над проектом.

На теоретическом уровне. Принцип полипарадигмальности (в целях интегрирования нескольких подходов, выступающих методологической основой исследования: системного, личностно-ориентированного, компетентностного, структурного, технологического, процессного, модульного).

Принципы системного подхода. Такие как: цели, двойственности, целостности, сложности, множественности и историзма (поскольку, согласно системному подходу, изменение объекта в процессе педагогического проектирования должно осуществляться с учетом его основных системных характеристик, не нарушая внутреннего единства, целостности и структурных связей и требует полномасштабного исследования проектируемого объекта как педагогического феномена).

На этом же уровне работы над проектом будут применены следующие методы:

•изучение документов, беседа, обобщение, изучение передового опыта, анализ философской, педагогической и психологической литературы (необходимы для формирования нормативно-правовой базы проводимого исследования, являются необходимыми методами получения первичной информации на ранних стадиях педагогического исследования, оценить мастерство и новаторство при изучении передового опыта,

способствуют сбору необходимой и достаточной информации для анализа состояния практики, выявления узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки, определению внутренних закономерностей достижения успеха в образовательном процессе);

•системный анализ (представляет собой совокупность научных приемов решения задачи на основе системного подхода, принципы которого выступают методологическими основаниями исследования; выступает ключевым методом в рамках исследовательского проекта для построения системы профессионального развития в заявленном контексте);

•структурно-функциональный (используется как метод системного исследования социальных явлений и процессов, которым и является исследуемый процесс профессионального развития бакалавров и магистров; при этом сам метод базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение);

•синтез (основополагающий метод любого исследования, направленный на установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа; в нашем случае, позволяет приходить к выводу, сложному обобщению современных педагогических явлений и систем - непрерывного профессионального развития, разработки индивидуальной траектории и др. - продвижению от тезиса через антитезис к синтезу закономерностей, принципов их функционирования, теоретических моделей, объединяющих структурные и содержательные их элементы);

•моделирование (является одним из важнейших путей познания сущностных характеристик исследуемого объекта, используется для изучения сложных явлений, процессов действительности, тесно взаимосвязан с экспериментом; позволит, в нашем случае, решить эвристическую задачу - определить закономерности, принципы, средства, условия профессионального развития бакалавров и магистров в рамках индивидуальных траекторий; «вычислительную» задачу - построить модель такой траектории с учетом региональных особенностей и выявленных законов существования данных явлений; экспериментальную задачу - эмпирически проверить эффективность созданного объекта для педагогической действительности образовательного процесса); систематизация экспериментальных данных (находит применение на начальных этапах проведения педагогического эксперимента для подтверждения рабочей гипотезы, а также на последующих этапах с целью приведения полученных результатов в систему);

•прогнозирование (используется с целью выявления перспектив и тенденций развития научной проблемы исследования); индукция (метод,

позволяющий изучить понятие, явление путем расширения его содержания; с использованием этого метода уточняется содержание ключевых терминов понятийного аппарата исследования);

•классификация (используется нами как средство установления связей между ключевыми понятиями исследования, фиксации закономерных связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства; базирующаяся на научных основах заявленных подходах и принципах, не только представит собой в развёрнутом виде картину состояния педагогической науки (достижений в ИТ-образовании), но и позволит сделать обоснованные прогнозы относительно неизвестных ещё фактов или закономерностей).

На моделирующем уровне работы над проектом. Принцип преемственности (как определяющий закономерности о всеобщей связи и непрерывном развитии личности, характерными признаками которого являются: 1) поступательность и согласованность содержания, форм и методов дидактического процесса на отдельном образовательном этапе; 2) поступательность и согласованность обучения на различных этапах учебного процесса, что позволяет сохранить достигнутый уровень обученности личности как результат предыдущего этапа и обеспечить возможность его развития).

Принципы субъектности, осознанной перспективы, гибкости и динамичности, ориентированности на будущую профессиональную деятельность и духовно-нравственные ценности, креативности, партнерства и взаимопомощи как принципы педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития, взятые с учетом современных тенденций в заданной области.

Методы, применяемые для реализации обозначенных принципов будут следующие:

•обсервационные методы (наблюдение как наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики позволит в рамках исследования не только провести целенаправленный и планомерный сбор информации об объекте исследования в его естественном функционировании, но и сделать определенные предположения относительно его дальнейшего функционирования в изменённых педагогических условиях; метод экспертных оценок позволит провести анализ сложных педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками, позволит подключить специалистов в предметной области исследования непосредственно к процессу разработки и проверки ключевых теоретических и прикладных позиций с целью подготовки и выбора рациональных решений; в нашем случае, таковыми экспертами выступают представители работодателей, вендоров, профессорско-преподавательского состава кафедры и института);

•анкетирование и интервьюирование (методы массового сбора

материала с помощью специально разработанных материалов -опросников, анкет; позволяют получить информацию о типичности тех или иных явлений, процессов, в изучаемой области; анкетирование (письменный опрос), интервьюирование (устный опрос) будут применяться как для сбора данных об осведомленности студентов, преподавателей, работодателей и вендоров о существующих проблемах в предметной области исследования, а также для определения экспериментальных и контрольных групп);

•методы структурного анализа и моделирования (модель потоков данных позволит определить информационную составляющую как процесса разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития, так и последующего процесса ее применения в реальных педагогических условиях; функциональная модель позволит установить структурно-иерархические связи между процессами, составляющие суть профессионального развития в целом и при соблюдении региональных и прочих допущений, в частности, модель потов работ позволит увидеть событийную сторону изучаемых явлений и процессов);

•методы процессного подхода (модель целей системы необходима для того, чтобы проследить цели и задачи существующей и разрабатываемой системы профессионального развития бакалавров и магистров;модель причинно-следственных связей (CauseandEffectDiagram) позволит определить противоречия сложившейся системы профессионального развития бакалавров и магистров в целом и на уровне региона и его ИТ-индустрии, в частности, а также установить уровень ее зрелости; модель событийно-управляемого процесса (extendedEvent-drivenProcessChain) позволит проследить логику разработки модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров, а также ее последующего применения; организационная модель (OrganizationChartDiagram) необходима для выявления участвующих в изучаемом процессе субъектов и связей между ними);

•технологической стандартизации и управления качеством (позволят проверить созданные модели на соответствие современным стандартам, перепроектировать по необходимости, определить качество реализованного согласно моделям образовательного процесса);

•инструменты моделирования - Case-средства (ErwinProcessModeler; MS Visio) - современные автоматизированные средства проектирования, позволяющие создать наглядные модели предметной области исследования, но и обеспечить последующее их перепроектирование, использование как основы средств автоматизации образовательного процесса).

На технологическом уровне работы над проектом. Принципы индивидуальности, самоактуализации, субъектности, успешности (формирование Я-концепции), альтернативы, доверия и поддержки

(поскольку, согласно личностно-ориентированному подходу, способствуют планированию собственных индивидуальных маршрутов обучающихся и выстраиванию образовательных жизненных траекторий, в том числе построению индивидуальных траекторий непрерывного

профессионального развития); принцип самообразования (как одно из звеньев актуализации приобретенных знаний, ведущий к самореализации личности в определенной сфере деятельности, выступающий источником профессионального самосовершенствования и социальной адаптации).

В ходе реализации проекта предполагается использование определенных методов, методик, инструментария, способных обеспечить необходимую проработку научной проблемы исследования на различных уровнях работы над проектом.

На данном уровне найдут применение следующие методы:

•интерактивные методы организации образовательного процесса (метод проектов, исследовательский метод, лекции «вдвоем» (со студентом, с представителем вендоров, работодателем), деловая игра, дискуссия, мозговой штурм, кейс-стади и др.), обеспечивают высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников образовательного процесса, при этом активность педагога уступает место активности обучаемых что в полной мере соответствует принципам личностно-ориентированного обучения и самообразования; диагностические методы (тестирование, оценивание, рейтинг, обобщение независимых характеристик) позволят с использованием соответствующих контрольно-измерительных материалов определить наличный уровень профессионального развития испытуемых для дальнейшего проведения педагогического эксперимента; обеспечивают целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса (тестирование);

•педагогический эксперимент (комплексный метод исследования, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между ключевыми педагогическими феноменами, факторами, условиями, процессами исследования (профессиональное развитие в ИТ-индустрии, индивидуальная траектория непрерывного профессионального развития и др.) за счёт планомерного манипулирования одним или несколькими переменными факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы; методы статистической обработки данных (выражают количественно качественные характеристика изучаемого объекта; позволяют количественно доказать состоятельность полученных экспериментальных данных);

•сбалансированная система показателей и ключевые показатели

эффективности, а также квалиметрическая оценка качества необходимы для оценки результатов студенческих проектов по реализации послепроектной стадии создания АС; методологии и корпоративные методики внедрения АС (MSF (MicrosoftSolutшnFramework), ОМ (OracleMethod),CitrixMetaFrame (CitrixSystems), РМВоок др.) необходимы для обобщения передового опыта в вопросах проведения послепроектных стадий создания АС, найдут применение в организации образовательного процесса и как предмет изучения, и как методы выполнения квази профессиональных и профессиональных задач.

Ожидаемые результаты научного исследования по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем:

1. Уточненное содержание, структура категорий «профессиональное развитие бакалавров и магистров», «индивидуальная траектория профессионального развития бакалавров и магистров», субъекты процесса их разработки;

2. Функционально-динамическая модель индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров, демонстрирующая их профессиональное становление в вопросах реализации послепроектной стадии создания АС на различных уровнях вузовской и послевузовской подготовки, согласно выявленным социально-экономическими и психолого-педагогическими условиям;

3. Технология разработки и последующего использования модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации послепроектной стадии создания АС;

4. Информационно-образовательная среда, действующая на принципах личностно-ориентированного и компетентностного подходов, реализующая идеи полипарадигмальности и преемственности образовательного процесса, вариативности и самообразования личности в различных формах их практического воплощения (программы спецкурсов для бакалавров, магистров, преподавателей вуза, работодателей; серии мастер-классов с вендорами и работодателями, способствующие корректировке индивидуальных траекторий профессионального развития обучающихся; электронные образовательные ресурсы, созданные на базе LMS Moodle с целью повышения мобильности реализации индивидуальных траекторий; организация психолого-педагогической поддержки профессионального развития будущих и состоявшихся бакалавров и магистров и др.);

5. Внутренние и внешние факторы, определяющие целесообразность профессионального развития будущих и состоявшихся бакалавров и

магистров в области Прикладной информатики в вопросах реализации послепроектной стадии создания АС для предприятий с различной сложностью ИТ-инфраструктуры (серия статей, тезисов, докладов на конференциях различного уровня).

Литература

1. Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З., Масленникова, О.Е., Пролозова, Н.О. Сопровождение корпоративных информационных систем [Текст]: учебник / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова, Н.О. Пролозова. - Магнитогорск. - Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2013. - 220 с. - Библиогр.: с. 180 - 187. - 500 экз. - ISBN 978-54463-0076-1

2. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е. Методика формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» Гуманитарные научные исследования [Электронный ресурс]/О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова. - Декабрь 2013. - № 12. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/12/5375 (дата обращения: 25.12.2013).

3. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е., Давлеткиреева, Л.З. Формирование компетенций специалиста в области информационных систем с привлечением вендоров [Текст] /О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева // Прикладная информатика. - 2013. - № 2(44). - С. 49-56. - Библиогр.: с.56, ISSN 1993-8314

4. Петеляк В.Е. Использование криптографического свободного программного обеспечения в учебном процессе [Текст] /В.Е. Петеляк //Применение инновационных технологий в образовании: Сб. тр. XXIV Международной конф. / под ред. М.Ю. Алексеева; О.С. Алексеевой; С.И. Золотовой; Е.И. Киревниной; ТП. Кузькиной; Н.П. Митрофановой. - Троицк-Москва: изд-во Тровант, 2013. - С. 462-463.

5. Петеляк В.Е. Формирование криптографической компетенции ИТ-специалиста [Текст] /В.Е. Петеляк // Применение новых технологий в образовании: материалы XXV Международной конф./под ред. М.Ю.Алексеева, О.С. Алексеевой, С.И.Золотовой, Е.И.Киревниной, ТП.Кузькиной, Е.М. Шумковой. - Москва-Троицк, 2014. - С. 465-467.

6. Пролозова, Н.О., Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З. Анализ стандартов в области сопровождения автоматизированных информационных систем [Электронный ресурс] / Н.О. Пролозова, О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева // Современные научные исследования и инновации, 2012. - № 11 (19) . - С. 7. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18571

7. Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З. Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города [Текст]/Чусавитина Г.Н., Давлеткиреева Л.З. - Магнитогорск, 2012. - 200 экз. - ISBN 978-5-86781-982-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.