Научная статья на тему 'Проблема незрелости системы профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем'

Проблема незрелости системы профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / СТАДИИ СОЗДАНИЯ / ИТ-ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петеляк Владимир Евстахиевич

Рассматривается современность исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем, определяются задачи, тенденции и перспективы темы в социальном, образовательном аспектах, а также в контексте развития ИТ-индустрии страны и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петеляк Владимир Евстахиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема незрелости системы профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем»

Петеляк В.Е.

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова», г.

Магнитогорск, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Прикладная

информатика», petelyak@yandex . ш

Проблема незрелости системы профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Индивидуальная траектория, профессиональное развитие бакалавров и магистров, автоматизированные системы, стадии создания, ИТ-индустрия.

АННОТАЦИЯ

Рассматривается современность исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем, определяются задачи, тенденции и перспективы темы в социальном, образовательном аспектах, а также в контексте развития ИТ-индустрии страны и региона.

Проблема незрелости системы профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания АС в условиях полипарадигмальности научно-образовательного пространства в соответствии со сбалансированными потребностями личности и ИТ-индустрии региона, рассматривается в контексте требований к повышению качества и эффективности высшего профессионального образования, современных приоритетов развития страны.

Однако, как показывает практика, потребность общества в опережающей направленности подготовки бакалавров и магистров, готовых к решению профессиональных задач в условиях информатизации всех сфер общества, сталкивается с недостаточной готовностью основной части вузов к практической реализации данной функции. При этом традиционный характер образования не может в должной мере обеспечить индивидуальную траекторию непрерывного профессионального развития бакалавров и магистров. Кроме того, существует разрыв между социально-экономическим заказом на подготовку ИТ-специалистов, обладающего высокой профессиональной компетентностью в области информационных систем, и недостаточным уровнем направленного формирования их готовности к реализации стадий создания АС

Предлагаемый нами проект направлен на концептуальное

обоснование региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания АС на основе принципов полипарадигмальности и преемственности и экспериментальную проверку социально-экономических, психолого-педагогических условий её применения в образовательном процессе вуза согласно требованиям ИТ-подразделений, вендоров и работодателей.

В ходе выполнения проекта предполагается: уточнить содержание, структуру категорий «профессиональное развитие бакалавров и магистров», «индивидуальная траектория профессионального развития бакалавров и магистров»; разработать и экспериментально проверить функционально-динамическую модель индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем и технологий ее создания и последующего применения; спроектировать и внедрить в образовательный процесс вуза информационно-образовательную среду, используя различные формы её практического воплощения (программы спецкурсов для бакалавров, магистров, преподавателей вуза, работодателей; серии мастер-классов с вендорами и работодателями; электронные образовательные ресурсы, созданные на базе LMS Moodle с целью повышения мобильности реализации индивидуальных траекторий; организация психолого-педагогической поддержки профессионального развития будущих и состоявшихся бакалавров и магистров и др.); выявить и закрепить посредством публикаций внутренние и внешние факторы, определяющие целесообразность профессионального развития будущих и состоявшихся бакалавров и магистров в области Прикладной информатики для реализации послепроектной стадии создания АС на предприятиях с различной сложностью ИТ-инфраструктуры.

Согласно последним результатам проблема согласования интересов работодателей, вузов и личности обучающегося в отношении образовательных услуг особенно остро стоит в монопромышленных городах. Традиционно высшая школа моногородов обслуживает потребности в специалистах градообразующего предприятия и обладает узкой специализацией (Тольятти и Набережные Челны — автопром, Магнитогорск — металлургия). В этой ситуации важно не только переосмыслить назначение высшей школы в городе на макроуровне как средство изменения ситуации в лучшую сторону, но и найти механизмы перевода рынка услуг высшего образования на новый качественный уровень развития (Г.Н. Чусавитина).

Очевидно, выигрышными в данной ситуации становятся направления подготовки, ориентированные на сферу ИТ. Выпускники по образовательной программе 230700.62 (65) «Прикладная информатика» как ИТ-специалисты в области информационных систем должны быть компетентны в интеграции ИТ-решений с бизнес-процессами для

достижения стратегических целей предприятия (корпоративных целей). По существу, такие специалисты являются связующим звеном между техническими специалистами и управленцами. Полный перечень видов трудовой деятельности, определяемый профессиональным стандартом для специалиста по информационным системам, должен периодически обновляться и служить ориентиром для разработки университетами различного рода практико-ориентированных занятий, включая лабораторные, проектные и курсовые работы, учебные и производственные практики и т. п.

При этом формирование той или иной компетенции, согласно ФГОС ВПО третьего поколения, происходит в целом ряде дисциплин, в рамках каждой приобретая специфическую окраску. Таким образом, в настоящее время просто необходимо при организации образовательного процесса учитывать возможность построения цепочки «компетенция-дисциплина-компетенция» в развитии среди дисциплин учебных планов выбранных направлений подготовки.

Как отмечалось выше, не вызывает сомнения, что ИТ отрасль развивается стремительно; при этом появляются новые ИТ-специальности в то время, как значимость других сокращается. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 2204^ от 29.11.2014 г. предусмотрен план по разработке профессиональных стандартов в сфере ИТ. По информации Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), в 2013 году было разработано 18 стандартов (программист; системный архитектор; специалист по информационным системам; системный аналитик; специалист по системному администрированию; менеджер информационных технологий; менеджер по продажам решений и сложных технических систем; специалист по информационным ресурсам; администратор баз данных), еще 12 будет разработано в 2014 (контент-менеджер, менеджер проекта в области интернет-технологий; дизайнер графических интерфейсов; проектировщик информационных систем; специалист по тестированию; интернет-маркетолог; менеджер продукта; консультант по сложным техническим системам; архитектор программного обеспечения). При этом только 11 стандартов разрабатывались на основе существующих, а остальные будут создаваться заново.

Тенденция в совместных действиях государственного и частного секторов, теоретиков и практиков различных отраслей промышленности проявляется в инициативе ОАО ММК (г. Магнитогорск), получившей уже сегодня одобрение Министерства труда и социальной защиты РФ, в разработке нового профессионального стандарта «Специалист по архитектуре бизнес-процессов». Анализ проекта данного стандарта показал, что Ядро профессиональных компетенций составляют компетенции, формируемые у бакалавров и магистров по направлению «Прикладная информатика» на базе одноименной выпускающей кафедры

ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова».

Активность АП КИТ в решениях вопросов развития ИТ отрасли проявляется в самых различных направлениях. Подготовка аналитических отчетов позволяет получить представление о возможных мерах по развитию ИТ в РФ с позиций бизнес-сообществ, об уровне развития ИТ в разрезе федеральных округов и отраслей. Активность комитетов по региональной политике и образованию, результаты проводимых под их эгидой конференций позволяют познакомиться с прикладными исследованиями в области развития ИТ отрасли региона, использования профстандартов, вовлечения работодателей и производителей программного и аппаратного обеспечения (вендоров) в процесс подготовки и переподготовки ИТ-кадров.

Основные участники данного научно-исследовательского проекта являются сотрудниками МГТУ, который в настоящее время является одним из авторитетных многопрофильных технических университетов России с разветвленной инфраструктурой, мощной материально-технической базой, высоким интеллектуальным потенциалом. Программа развития МГТУ стала победителем в конкурсном отборе программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на основании чего университет включен в сотню ведущих вузов Российской Федерации.

По итогам мониторинга эффективности деятельности вузов, проводимого Минобразованием России в 2012, 2013 годах МГТУ признан эффективно действующим вузом. В 2010 году вуз был реорганизован путем присоединения к нему четырех Магнитогорских образовательных учреждений среднего профессионального образования (Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2009 г. №2039-р), а в 2014 году закончена реорганизация МГТУ путем присоединения к нему Магнитогорского государственного университета (приказ Минобрнауки России от 21 марта 2013 г № 197).

Образовательная деятельность ведется по более, чем 300 образовательным программам высшего образования, среднего профессионального образования и программам дополнительного образования. По 46 специальностям открыта аспирантура, по 10 докторантура, действует 5 докторских диссертационных советов по 10 научным специальностям. По результатам внешнего российского и международного аудита МГТУ сертифицирован на соответствие системы менеджмента качества МС ИСО 9001:2008 (№ 09.720.026 от 19 октября 2009 г.). За последние годы в университете резко активизировались работы по комплексному внедрению ИТ во все сферы вузовской деятельности, а также по разработке новых программ базовой и специальной подготовки по ИТ, отвечающих современным, быстро меняющимся требованиям.

В течение нескольких лет в университете ведутся исследования по проблемам профессионального развития ИТ-специалистов. Это

потребовало решения целого ряда задач, основными из которых явились следующие: разработка организационной структуры, обеспечивающей создание, поддержку и развитие информационно-образовательной среды; подготовка преподавателей и специалистов для работы в данной среде; техническое и технологическое обеспечение («Система управления информационной инфраструктурой образовательного процесса факультета информатики Магнитогорского государственного университета» -свидетельство об отраслевой регистрации №10.11); разработка и сопровождение электронных образовательных ресурсов; создание и поддержка сайтов (свидетельство об отраслевой регистрации № 3497) и портала (№ 4054); развитие научной и научно-методической работы в области современных ИКТ, применение их в области образования; взаимодействие с отечественными и зарубежными организациями и развитие инновационной деятельности в указанной области.

МГТУ имеет обширную сеть партнёров на региональном, федеральном и международном уровнях. Стратегическими партнёрами вуза на региональном уровне являются: Администрации городов и районов Челябинской области, промышленные предприятия (ОАО «ММК» и др.), организации и предприятия различных форм собственности, банки, учреждения культуры и здравоохранения, учреждения профессионального образования города и области, школы и т.д. С большим количеством предприятий университет имеет договора на подготовку специалистов. К стратегическим партнёрам университета на федеральном уровне следует отнести: Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, РФФИ, РГНФ и др., которые финансируют научные исследования, выполнение инновационных программ и проектов. В 2008 году был создан «Отдел по содействию трудоустройству выпускников», который предоставляет информацию и консультации выпускникам по вопросам касающимся трудоустройства, обобщает имеющийся опыт установления связей высшей школы с производственной сферой и др. Совместно с администрацией Магнитогорска был создан бизнес-инкубатора инновационных технологий. Приоритетными направлениями работы которого являются создание и внедрение программных продуктов и современных технологий для различных отраслей как промышленной, так и социальной сферы города. К работе привлечены ведущие ученые, преподаватели и талантливые студенты.

Ежегодно количество НИР растет, в том числе по профилю предполагаемого проекта. Университет ведет активную научно-исследовательскую деятельность. На базе вуза действуют НИИ «Наносталей», НИИ «Металлургических технологий и обработки материалов давлением», НИИ «Комплексного освоения георесурсов»; инновационно-технологический центр, технопарк и студенческий бизнес-инкубатор. Основные научные направления МГТУ соответствуют Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники

Российской Федерации и Перечню критических технологий федерального уровня: энергетика и энергосбережение; информационно-телекоммуникационные системы; рациональное природопользование; технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф; технологии создания и управления новыми видами транспортных систем; технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых и др.

Научный коллектив в период с 2008 по 2011 год участвовал в международном проекте Темпус № 144853-TEMPUS-2008-FR-JPHES «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона». Разработанные 2 сетки квалификаций были широко обсуждены и одобрены на Международной конференции и в рамках социологического опроса, в котором приняли участие образовательные учреждения профессионального образования и работодатели Челябинской и Свердловской областей, Республики Башкортостан. Итогом интеграции двух сеток квалификаций стала итоговая рамка квалификаций. Проект был выполнен консорциумом вузов, состоящим из трех европейских университетов, в странах которых уже приняты и широко используются Национальные рамки квалификаций: Университет науки и технологий Лилля, Лимерикский университет и Эдинбургский университет, - и трех вузов Челябинской области.

У коллектива проекта имеется опыт выполнения работ в области тематики конкурса, наличие публикаций и монографий, защищенные диссертации. Повсеместно идет внедрение результатов проведенных работ в образовательный процесс. Используются различные формы внедрения результатов работы в образовательный процесс: новые курсы, отдельная образовательная программа со специализацией по тематике конкурса, использование результатов работ коллектива в практических и лабораторных занятиях. Особое внимание уделяется регистрации результатов интеллектуальной деятельности. Таким образом, коллективом накоплен богатый организационный и методический опыт по совершенствованию подготовки научно-педагогических кадров.

Вендоры, с которыми сотрудничает вуз, предлагают свои сертифицированные курсы в виде образовательных инициатив. При этом студенты получают возможность освоить работу с соответствующим программным и аппаратным обеспечением, а также адаптироваться к требованиям работодателей. Проблема на сегодняшний день состоит в теоретическом и практическом обосновании реализации модели индивидуальной образовательной траектории профессионального развития бакалавров и магистров по направлению «Прикладная информатика» на базе программно-аппаратных средств и образовательных инициатив вендоров на основе современных методологических подходов и принципов. Факультет информатики, а теперь и кафедра «Прикладной информатики» ФГБОУ ВПО «МГТУ им.Г.И. Носова» сотрудничает в данном

направлении с рядом компаний: Microsoft, ComputerAssociate, Oracle, CISCO и многими другими.

Анализ обозначенных позиций относительно проблем внедрения и сопровождения автоматизированных систем на предприятия различных областей позволяет утверждать, что в организации должен присутствовать специалист (или наниматься из соответствующей компании), который на высоком уровне владеет методологиями внедрения, сопровождения современных систем, способен оценить необходимость применения того или иного механизма для конкретных условий предприятия с учетом особенностей системы.

Таким образом, повышение ориентации образования на практические нужды отрасли ИТ является одной из важнейших задач учебных заведений в настоящее время. Перспективным направлением является взаимодействие ведущих образовательных организаций высшего образования и компаний, работающих в области ИТ, как по вопросам кадровой политики, так и в части научной деятельности.

Литература

1. Махмутова, М.В., Давлеткиреева, Л.З. Инновационный подход к технологии подготовки ИТ-специалиста в университете [Текст] / Махмутова М.В., Давлеткиреева Л.З. // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 2013. - № 2. - С. 103116. - Библиогр.: с. 115.

2. Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З., Малахова, И.В. Аудит информационной инфраструктуры компании и разработка ИТ-стратегии [Текст]: монография / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, И.В. Малахова. - Магнитогорск. - Изд-во Магнитогорск.гос. ун-та, 2012. - Библиогр.: с. 224. - 500 экз. - ISBN 978-5-86781-967-5.

3. Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З., Масленникова, О.Е., Пролозова, Н.О. Сопровождение корпоративных информационных систем [Текст]: учебник / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова, Н.О. Пролозова. - Магнитогорск. - Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2013. - 220 с. - Библиогр.: с. 180 - 187. - 500 экз. - ISBN 978-54463-0076-1.

4. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е., Давлеткиреева, Л.З. Формирование компетенций специалиста в области информационных систем с привлечением вендоров [Текст] /О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева // Прикладная информатика. - 2013. - № 2(44). - С. 49-56. - Библиогр.: с.56, ISSN 1993-8314.

5. Пролозова, Н.О., Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З. Анализ стандартов в области сопровождения автоматизированных информационных систем [Электронный ресурс] / Н.О. Пролозова, О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева // Современные научные исследования и инновации, 2012. - № 11 (19). - С.7. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18571.

6. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) [Текст]/ Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С. // Международный журнал экспериментального образования, 2010. - № 3. - С. 13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.