Масленникова О.Е.1, Назарова О.Б.2
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики, maslennikovaolga@yandex . ru
2 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск,
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики, nazarova 21@mail . ru
КАК РАЗРАБОТАТЬ КОРПОРАТИВНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ И ОБУЧИТЬ ЭТОМУ СТУДЕНТОВ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Корпоративная технология внедрения, интегрированная система управления предприятием (ИСУП), автоматизированная система (АС), методика, готовность студента, послепроектная стадия создания АС, модель.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена функциональная модель разработки корпоративной технологии внедрения автоматизированной системы на основе проекта внедрения интегрированной системы управления предприятием. Показано, что такой технологии ведения процесса необходимо обучать студентов соответствующих направлений подготовки, а также изложены ключевые положения методики организации такой подготовки. В качестве примера представлены задания и полученные результаты проектной работы в рамках курса «Программная инженерия». Дается обобщенная характеристика методическим аспектам решения проблемы, указывается необходимость соблюдения принципа преемственности и использования методов и средств различных педагогических подходов в их гармоничном сочетании.
Введение
В связи с высокой стоимостью проектов внедрения АС вообще и ИСУП, в частности, выполнение условия грамотной реализации этого процесса (с учетом уровня зрелости предприятия, согласно определенной сбалансированной технологии и пр.) определяет эффективность инвестиций в подобные системы. Таким образом, разработка методик и практических рекомендаций по внедрению АС и ИСУП в условиях максимального сохранения корпоративных стандартов и с учетом требований российского законодательства имеет важное научное и практическое значение. Кроме того, обоснованная необходимость подготовки студентов, компетентных в этих вопросах, требует проработки методической составляющей проблемы.
Цель данной работы: составить обобщенное представление функциональной модели разработки корпоративной технологии внедрения АС и педагогической модели организации образовательного процесса профессионального развития бакалавров в этом направлении.
Содержание работы следующее. В разделе 2 рассматриваются этапы разработки корпоративной технологии внедрения АС, разработанные для выполнения процедуры внедрения интегрированных систем управления предприятием.
В разделе 3 обосновывается необходимость профессионального развития бакалавров в вопросах выполнения послепроектной стадии создания АС, в том числе внедрения, определяются обобщенные характеристики методики организации образовательного процесса для этих целей.
В разделе 4 обсуждается педагогическая модель, в рамках которой возможно такое профессиональное развитие.
В разделе 5 приводятся результаты, полученные на текущий момент, и делаются выводы о перспективах дальнейшего исследования проблемы.
Представление корпоративной технологии внедрения автоматизированных систем в виде функциональной модели
Проведенный анализ методологий внедрения, а также работа с различными работами, отражающими проблему исследования, позволяют сделать вывод о целесообразности создания предприятием-разработчиком АС или ИСУП собственной технологии внедрения.
Методологии внедрения, а, следовательно, и технологии, обычно разрабатываются ведущими производителями АС с учетом особенностей их программных продуктов, а также сферы внедрения.
Разнообразие методологий позволяет организациям построить на их основе рациональную стратегию и сформировать собственные процедуры внедрения с целью обеспечения конкурентных преимуществ.
Адаптация методологий к специфике конкретного предприятия заключается не столько в переводе текстов и шаблонов документов на русский язык, сколько в корректировке подходов с учетом российских условий. При этом обычно пересматриваются рекомендуемые стандартами сроки и последовательность задач, создаются методики сбора, верификации и преобразования исходных данных, разрабатываются решения по интеграции с унаследованными системами. Тем более, предлагаемые методологии внедрения ИСУП ведущих мировых производителей не могут быть применены в абсолютном виде для решений, которые разрабатываются российской компанией для российских предприятий.
Тем не менее, исследование стандартизированных процедур внедрения показало их несомненное преимущество, заключающееся в практической направленности и ориентированности на особенности конкретных систем. Существенным недостатком таких стандартов в вопросах внедрения является то, что даже методологии, предназначенные для систем, близких по классу, не взаимозаменяемы [1, 2].
Обобщая опыт корпораций, методологических подходов к внедрению можно говорить, что корпоративная технология внедрения — это методологически выстроенный проект запуска и функционирования некоторой ИТ (в частности ИСУП), осуществляемый в ограниченное время с использованием выделенных ресурсов, с целью обеспечения деятельности предприятия-Заказчика и получения прибыли предприятию-Исполнителю для развития конкурентных преимуществ, с возможным реинжинирингом задействованных процессов [3, 4, 5, 6, 7].
По мнению В.И. Грекула и его соратников, методология внедрения строится как пересечение двух различных областей знаний: специфической технологии создания продукта — информационной системы — и достаточно универсальной технологии управления проектной деятельностью. На наш взгляд, среди этих областей следует выделить как минимум корпоративную политику предприятия — Заказчика системы (для которого выполняется проект внедрения), а стандарт управления проектом может быть заменен на более гибкое его понимание — типовую методологию внедрения, основанную на лучших практиках соответствующей сферы деятельности (см. рис. 1).
Корпоративная
политика предприятиями ззч I'
ктв
Технология созданий ИСУП (что внедряем}
Методологиче екая основа внедрения (кто внедряет, имеющийся задел)
Рис. 1. Составляющие корпоративной технологии внедрения Условно можно определить следующие виды корпоративных технологий внедрения:
1) по виду принятого управленческого решения:
•технология внедрения силами ИТ-подразделения «заказчика»; •корпоративная технология консалтинговой компании; •технология внедрения силами разработчика ИТ-решения;
2) по принадлежности к разработчику:
•собственная технология консалтинговой компании; •собственная технология корпорации-разработчика; •типовая технология управления проектом;
3) по форме управления проектом:
•«жесткое внедрение»; •«мягкое внедрение».
4) по типу внедряемого решения (ИСУП):
•локальные системы; •финансово-управленческие системы; •средние интегрированные системы; •крупные интегрированные системы;
5) по виду автоматизируемого ИСУП бизнес-процесса:
•объемно-календарное планирование; •планирование потребности в материалах; •обслуживание клиентов организаций и др.
Такое разделение весьма условно, главное, полагаем, чтобы в описании технологии внедрения всегда учитывались три стороны вопроса — Заказчик и его требования к АС или ИСУП, сама система, а также Исполнитель процесса.
Кроме того, придерживаясь точки зрения В.И. Грекула, полагаем возможным перенести структурный состав методологии внедрения на корпоративную технологию внедрения. Таким образом, корпоративная технология внедрения должна включать в себя следующие компоненты: описание состава и структуры комплекса работ по внедрению, правила управления таким процессом, организационную структуру команды внедрения.
Структурирование комплекса работ предполагает определенную последовательность
работ.
Во-первых, выделение фаз (этапов) проекта (длительностью 3-4 месяца) позволяет получить значимые результаты в более сжатые сроки. Дает следующие преимущества в организации проекта: данные проектной документации не устаревают; после выполнения каждой фазы проекта появляется возможность уточнить или скорректировать задачи к решению на последующих фазах; снижаются проектные риски, обусловленные организационными изменениями на предприятии Заказчика в ходе проекта; оптимизируются бюджет проекта и график платежей.
Во-вторых, определение состава этапов проекта и распределение работ по этапам. Выполнимость этого условия зависит от конкретной методологии — основы корпоративной технологии внедрения. Типовой набор этапов:
1)определение проекта;
2)обследование объекта автоматизации;
3)анализ результатов обследования и разработки дизайна системы;
4)создание (настройка) системы;
5)запуск системы в эксплуатацию;
6)сопровождение системы.
В-третьих, выделение процессов (комплексов работ), выполняемых на различных этапах проекта. Состав и последовательность исполнения процессов определяются конкретной методологией и служат основой для планирования проекта — для построения иерархической структуры работ [1].
Отдельной составной частью корпоративной технологии внедрения является совокупность правил управления исследуемым процессом. Если говорить о предмете нашей работы, то процесс внедрения — это один из основных бизнес-процессов компании, который должен не только приносить прибыль, но и способствовать развитию компании, а значит быть управляемым. Таким образом, говоря об управлении процессом внедрения, мы говорим о необходимости соблюдения стандартов управления бизнес-процессами.
Обобщая позицию А. Борисова, отметим, что для проектов управления бизнес-процессами характерны следующие этапы работ:
• моделирование процессов «как есть»;
• моделирование процессов «как должно быть»;
• разработка регламентов процессов;
• внедрение изменений [2].
Желательно эти этапы не пропускать и не переставлять. Поскольку писать регламенты без схем невозможно, а моделировать процессы «как должно быть», не изучив процессы «как есть», — значит, с большой вероятностью, оптимизировать процессы, которые ты себе представляешь, но, как правило, не те, которые на самом деле существуют.
Таким образом, в процесс разработки технологии корпоративного внедрения необходимо добавить и процедуры первоначального определения уровня зрелости самого предприятия, установления типа основного вида деятельности предприятия, описания технологии внедрения «как есть» и «как должно быть» для конкретного предприятия, а также разработки регламента рассматриваемого процесса с учетом необходимых изменений.
Наше обобщенное представление функциональной модели разработки корпоративной технологии внедрения АС представлено на рис. 2.
Оногаге-ре огэзнвче /
зое^оига' Екцес-Бусцэ1 Оцупуа^э^ пас-спгл'уташи: ^га^е- лн эче ■ ж^д'о
"ас-сп™ С.Тлее; ■даг;лв£:э:Е1г
от Э-№ спШ|М1 таггИ'н
Оа Оа 2 0& < (Ь 4 Оа 5
0 хгак-ие 4j.hu 'ка: егь'
О огэднвчеукБ-я гзетпгн всюаин
° огэднвче-ла^ дзтаъ-пгн
0 гит* ]уш«п:вгл:
0 тспзмесзш-е-ие шек^р Т.Сатн
цедгавнкэна
0 □ьЁооигсдгал'щ ос-сыКТБ
и ог^не-ре икчг эк эташКГБ
0 хс"те- .е Ъа дрпк-кьгъ пикета
" спасаю идет
■»"ино-лсяпащ.^ Б кмгеЕенЬ-КШ
ЛН1ВН ТЮЯ"»'
' <щчрв не фам а|м Еоа-длакга
Рис. 2. Дерево функций процесса «Разработка корпоративной технологии внедрения»
Рис. 3. Факторы успеха проекта внедрения
Еще одной существенной составляющей корпоративной технологии внедрения является её качество, а точнее факторы, делающие такие проекты успешными.
Обобщая позиции В.И. Грекула, О.А. Хвоичкиной и др., можно выделить ряд факторов, позволяющих в последствие сформировать технологию успешного корпоративного внедрения: •участие руководства в проекте;
•участие в проекте специалистов со стороны компании-клиента; •качество системы и квалификация команды консультантов; •ясные цели и четкие требования;
•наличие и качество технологии внедрения;
•предварительное проведение реинжиниринга бизнес-процессов;
•наличие и соблюдение плана внедрения и др.
Графическое представление факторов, влияющих на успех проекта внедрения, с использованием модели Исикавы представлено на рис.3.
Актуальность подготовки студентов к выполнению послепроектной стадии создания
АС
Как показывает практика, потребность общества в опережающей направленности подготовки бакалавров и магистров, готовых к решению профессиональных задач в условиях информатизации всех сфер общества, сталкивается с недостаточной готовностью основной части вузов к практической реализации данной функции. При этом традиционный характер образования не может в должной мере обеспечить индивидуальную траекторию непрерывного профессионального развития бакалавров и магистров. Кроме того, существует разрыв между социально-экономическим заказом на подготовку ИТ-специалистов, обладающего высокой профессиональной компетентностью в области информационных систем, и недостаточным уровнем направленного формирования их готовности к реализации стадий создания АС [8, 10].
Стремительное развитие информационных технологий в направлении совершенствования процессов разработки, внедрения и сопровождения информационных систем (ИС) всё больше определяет, с одной стороны, успешность функционирования любого предприятия в целом, с другой стороны, повышает значимость формирования требуемых компетенций выпускника по образовательным программам прикладной информатики как ИТ-специалиста в области АС [9, 12].
Кроме того, актуальной в этом направлении является и проблема коммуникативной и межличностной «неграмотности» студентов, недостаточная подготовка их в вопросах взаимодействия, налаживания контакта, бесконфликтного общения, «считывания» необходимой для исследования предметной области информации с экспертов и пр. С нашей точки зрения решение данной проблемы будет способствовать появлению новой тенденции в ИТ-образовании — повышению роли коммуникативных компетенций в становлении и развитии профессионалов ИТ-индустрии.
Важно, что формирование той или иной компетенции, согласно ФГОС ВПО третьего поколения, происходит в целом ряде дисциплин, в рамках каждой, приобретая специфическую окраску. Таким образом, в настоящее время просто необходимо при организации образовательного процесса учитывать возможность построения цепочки «компетенция-дисциплина-компетенция» с одной стороны, а с другой, использовать разнообразные интерактивные формы, методы и средства для проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы студентов (метод case-ов, проектный метод, круглые столы, квазипрофессиональные задачи и др.) [11, 13].
Что даёт студентам работа в проекте? Первое, что отмечают специалисты-практики (чаще организаторы конкурсов и олимпиад, где требуется выполнение проекта) — это выработка коммуникативных навыков, умение приходить к совместному решению проблемы реальных задач. Второе, чем чаще руководствуются преподаватели при выборе этой формы организации учебной и внеучебной деятельности студентов, — это необходимость самостоятельно ставить проблему и вырабатывать путь ее решения, отрабатывать профессиональные знания, умения, навыки в условиях, приближенных к реальным [14].
Методические аспекты подготовки студентов к разработке корпоративной технологии внедрения АС
Важен выбор дисциплины, которая, на наш взгляд, должна носить интегрированный характер, быть связана с другими курсами по различным компетенциям. В этом случае можно формулировать проектную задачу достаточно высокого уровня сложности, включать несколько этапов работ и прочее.
В качестве примера, подтверждающего выдвинутые ранее тезисы, приведем выданное студентам 4-го курса проектное задание по комплексной дисциплине «Программная инженерия».
Основанием для выбора тематики и содержания задания стала реальная необходимость кафедры Прикладной информатики Института энергетики и автоматизированных систем ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» в развитии информационного обеспечения своей деятельности. Разработка программных решений по ведению учета выпускных квалификационных работ (ВКР), справочника выпускников, электронного портфолио преподавателей, программного обеспечения для организации и проведения научно-исследовательских мероприятий с преподавателями и студентами, а также создание сайта кафедры, по мнению руководства, позволит улучшить работу
кафедры по основным направлениям ее деятельности.
Поскольку дисциплина читается в 7 семестре, и «за плечами» у студентов и «Проектирование ИС», и «Управление проектами», и «Базы данных», то есть дисциплины, в рамках которых получена необходимая фундаментальная и практическая база для выполнения работ по проекту, задание было сформулировано как заказ от руководства кафедры, но без подробной постановки задачи.
В ходе выполнения задания студентам необходимо было спланировать и реализовать работу над проектом по выбранному направлению. Для отслеживания деятельности команды были организованы совещания, где выносились некоторые теоретические вопросы, требующие повторения, практические результаты того или иного этапа работ. Главное условие — использование знаний, умений и навыков, а также компетенций, полученных и, сформированных в рамках других дисциплин.
Общие требования к результату проекта были сформулированы на основе планов каждой команды. Были предложены следующие выходы проекта:
• Документы по всем этапам проекта.
• Подготовительный этап (подготовка проекта, планирование, предпроектная стадия):
• коммерческое предложение;
• постановка задачи;
• анализ аналогов готовых ИТ-решений и технологий их внедрения;
• план-график (указание ролей, предполагаемых результатов по этапам);
• техническое задание на разработку (ТЗ);
• перечень используемых стандартов и этапов, для реализации которых применялись.
• Проектировочный этап (проектирование, проектная стадия):
• описание рисков проекта (план-график с внесенными рисками, пояснение, карта рисков с пояснениями);
• технико-экономическое обоснование;
• эскизный проект;
• программа и методики тестирования (сценарии).
• Реализация проектных решений:
• информационное обеспечение (информационная модель и ее описание; используемые классификаторы и системы кодирования; характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации; характеристика результатной информации — каталог базы данных);
• программное обеспечение (общие положения — дерево функций и сценарий диалога; структурная схема пакета — дерево вызова процедур и программ; описание программных модулей; схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов);
• протоколы испытаний;
• паспорт программного средства;
• листинг программного средства;
• рабочая документация (другие документы, не представленные выше).
• Ввод в действие (послепроектная стадия):
• методологическая база внедрения (сопоставительная характеристика лучших отечественных и зарубежных практик);
• регламент процесса внедрения с учетом особенностей предприятия (кафедры вуза);
• инструкция пользователя (справка);
• программа ввода в действия;
• программа обучения пользователей.
• Программное средство, реализующее поставленную задачу.
• Презентация для представления результатов работы над проектом (все члены команды проекта выступают с той часть работы, которую выполняли).
При этом студентам давалась возможность скорректировать данный перечень с обоснованием. В качестве последнего принималась только ссылка на нормативно-правовую или методологическую базу проекта.
Итогом работы стали два проекта — два работающих приложения, прошедших опытную эксплуатацию: справочник выпускников и справочник ВКР.
Справочник выпускников.
Описание рабочей области моделирования. Информация о выпускниках на кафедре прикладной информатики (ПИ) хранится в бумажном виде, что значительно усложняет процесс обработки данных и поиск конкретных сведений о выпускниках ПИ. Есть случаи потери информации и создание ошибочных дубликатов.
Учитывая данные сложности с обработкой информации, было решено создать Web-приложение, соответствующее требованиям кафедры. Преимущества Web-приложения:
• централизованное хранение данных;
• отсутствие специализированных требований к аппаратной платформе;
• мобильность и удаленная работа;
• контроль и отчетность исполнения.
• Web-приложение позволит:
• оперативно обновлять информацию о выпускниках;
• привлечь к учебному процессу руководителей и специалистов — практиков, а также ведущих ученых других вузов;
• сократить время на поиск и обработку информации;
• установить связи с выпускниками университета, участие в проф. ориентационной работе и др.
Проект будет:
• проект будет внутренним и частично внешним: обмен информацией и документами происходит между сотрудниками кафедры, часть информации доступна сторонним пользователям;
• проект будет автоматизировать процесс учета выпускников кафедры;
• проект будет предназначен для: сотрудников кафедры и сторонних посетителей;
• проект предназначен для представления информации о выпускниках по образовательному направлению кафедры (все выпуски) в удобной форме для всех пользователей.
Проект не будет:
• проект не будет учебным;
• проект не будет интегрирован с другими системами;
• проект не будет внедрен в других подразделениях.
Разработка концепции. После определения объектов и процессов, которые будут принадлежать предметной области, на основе требований заказчика были определены: содержание анкеты выпускника, пользователи приложения и его функции. Пользователи приложения, их права доступа и возможности:
• администратор (добавить пользователя; удалить пользователя; ограничить доступ пользователя; восстановить доступ пользователя);
• пользователь (добавить выпускника; удалить выпускника; редактировать информацию; операции с информацией (поиск, сортировка, приглашения и т.д.);
• сторонние посетители (поиск информации; просмотр ограниченной информации (ФИО, дата рождения, ссылка на web-страницу, года обучения)).
Справочник ВКР «StrongBox»
Назначение приложения: Основным назначением «StrongBox» является автоматизация процессов, связанных с ведением базы данных ВКР.
Система позволяют решать следующие задачи:
• занесение и хранение ВКР в БД;
• сортировка по требуемым параметрам;
• поиск, по ключевым словам,;
• резервное копирование;
• формирование отчетности в формате. ^к.
Область использования системы: предназначена для обеспечения полной и оперативной информацией.
Основные характеристики АС. Состав функций:
• хранение данных в системе;
• поиск данных в системе;
• редактирование записи;
• сортировка в системе;
• формирование и сохранение отчетов;
• вывод отчета на печать.
Принцип функционирования АС. Система реализована на языке java с использованием БД MySQL, sqllite.
Регламент и режимы функционирования АС. Система обеспечивает работу пользователя в режиме — 8 часов в день, 7 дней в неделю (8х7), с допустимыми перерывами на профилактику и устранение сбоев, не более чем на 6 часов в месяц, с непрерывной продолжительностью не более 1 часа. При корректной перезагрузке аппаратных средств, функционирование системы восстанавливается в полном объеме автоматически.
Обеспечивает функционирование в однопользовательском режиме с единой СУБД, обеспечивающей сбор, обработку и загрузку данных; хранение данных, предоставление отчетности по показателям. Выводы
Показано, что разработка методик и практических рекомендаций по внедрению ИСУП в условиях максимального сохранения корпоративных стандартов и с учетом соблюдения требований российского законодательства имеет важное научное и практическое значение.
Уточнены структура и содержание понятия «корпоративная технология внедрения» (КТВ) различных типов ИТ-решений, представления сути КТВ, определения ряда классификационных групп, разработки алгоритма создания КТВ ИСУП в виде функциональной модели. Определены факторы, определяющие эффективность процесса разработки КТВ.
Были выделены роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении в целом и для подготовки к реализации послепроектной стадии создания АС, в частности. При этом можно констатировать тот факт, что такой вид организации учебной и внеучебной деятельности как проект, выступает практико-ориентированным звеном в профессиональной подготовке будущего ИТ-специалиста, позволяет получить студентам возможность отработать задачи, максимально приближенные к реальным. Кроме того, для содержательной стороны самой преподаваемой дисциплины данная интерактивная форма — это возможность обеспечить межпредметные связи и реализовать принцип преемственности. Подробное описание полученных экспериментальных данных — предмет последующих публикаций.
Публикация выполнена в рамках работы над проектом РГНФ № 13-06-00156 «Подготовка педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи».
Литература
1. Грекул, В.И. Управление внедрением информационных систем: учебник /В.И. Грекул, Н.Л. Коровкин, Г.Н, Денищенко. — М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. — Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/itmngt/isimman/ (дата последнего обращения: 23.02.2015).
2. Борисов А. Управление бизнес-процессами: принципы и компромиссы/ А.Борисов //Intelligent Enterprise № 18, 2008. — URL-адрес: http://www.topsbi.ru/default.asp?artID=1574.
3. Масленникова, О.Е. Что даёт методология для эффективности процесса внедрения корпоративной информационной системы? /О.Е. Масленникова//Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сборник докладов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (ТИМ'2015) с международным участием, посвящённой 95-летию основания кафедры и университета (Екатеринбург, 26-27 марта 2015 г.). — Екатеринбург: УрФУ 2015. — 379 с. — С.247-251. — Библиограф. с. 250.
4. Махмутова М.В., Махмутов Р.Р. Разработка проектных решений по внедрению системы управления взаимоотношениями с клиентами VTIGER CRM | В сборнике: Современные инновации в науке и технике / Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 94-98.
5. Махмутова М.В., Васильев М.В. Моделирование решений по внедрению системы службы поддержки пользователей для компании «БАТ Россия» г. Магнитогорск / В сборнике: Современные инновации в науке и технике / Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 98-102.
6. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 8-2. — С. 252-256.
7. Гаврилова И.В. Типовая архитектура корпоративной информационной системы негосударственного пенсионного
фонда // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55202.
8. Петеляк В.Е. Проблема незрелости системы профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем //Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. избранных трудов IX Международн. науч.-практич. конф./ под ред. Проф. В.А. Сухомлина.- М.: ИНТУИТ.РУ 2014. — 957 с. — 978-5-9556-0165-6. — С. 664-671.
9. Назарова О.Б. Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема// Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. избранных трудов IX Международн. науч.-практич. конф./ под ред. Проф. В.А. Сухомлина.- М.: ИНТУИТ.РУ 2014. — 957 с. — 978-5-9556-0165-6. — С. 639-664.
10. Белоусова И.Д. Особенности информационно-технологического обеспечения вуза/И.Д. Белоусова//В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 299-302.
11. Курзаева Л.В. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов/Л.В. Курзаева, Л.И. Савва//Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск, 2008. -№7. -С. 53-63.
12. Чусавитина Г.Н., Масленникова О.Е. Мастер-класс как форма взаимодействия работодателя с будущими ИТ-специалистами//Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города (сборник статей). Под ред. Г.Н.Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой; 2012. -С. 75-85.
13. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е. Методика формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика»//Гуманитарные научные исследования /О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова. -Декабрь 2013. -№ 12. -Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/12/5375 (дата обращения: 25.12.2013).
14. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении/ О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова//Новые информационные технологии в образовании: Материалы VIIМеждународ. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г.). Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф..-пед.ун-т», 2015. — С. 470-475. — Библиограф. с. 475.
15. Губина, Т.Н. Опыт использования свободного программного обеспечения в сфере образовательных услуг [Текст] / Андропова Е.В., Губина Т.Н., Губин М.А. / / Педагогическая информатика. — № 1. — 2009.