Масленникова О.Е.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная информатика», masle nnikovaol ga @yandex. ru
Анализ современного состояния исследований по
проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Индивидуальная траектория, профессиональное развитие бакалавров и магистров, автоматизированные системы, стадии создания, ИТ-индустрия.
АННОТАЦИЯ
Рассматривается современность исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем, определяются задачи, тенденции и перспективы темы в социальном, образовательном аспектах, а также в контексте развития ИТ-индустрии страны и региона.
Одним из ключевых направлений поэтапного перехода Российской Федерации к инновационному социально ориентированному типу экономического развития согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года определено развитие человеческого потенциала нашей страны и обеспечивающих его социальных секторов экономики. При этом в качестве одного из достигнутых результатов данного процесса указывается переход от системы массового образования к непрерывному
индивидуализированному образованию для всех, неразрывно связанному с мировой фундаментальной наукой.
Приоритеты образовательной политики Российской Федерации планомерно отражаются в нормативно-правовых актах, указах, программах и законах: Законе об образовании РФ (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года»; «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»; Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»; Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы;
комплексе директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ по реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) и региональных комплексных проектов модернизации образования (КПМО); Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до2020 года и др.
Так Закон об образовании РФ (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) определяет принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, согласно которым законодательно закрепляется свобода выбора получения образования соответственно склонностям и потребностям человека, необходимость создания условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни.
Федеральная целевая программа (ФЦП) развития образования на 2011-2015 годы указывает на такие проблемы в образовательной системе при внешней ее целостности, как необходимость развития межвузовской кооперации, академической мобильности студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так и за рубежом, а также на важность использования в образовании информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и создания целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года приоритетным в сфере образования обозначено: приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. В связи с этим необходимо реализовать ряд направлений в сфере модернизации системы высшего образования: запуск программы "Глобальное образование", которая обеспечит до 2015 года обучение за рубежом не менее 3 тыс. человек; обучение около 30 процентов студентов по программам прикладного бакалавриата; формирование независимой системы оценки качества профессионального образования; расширение практики участия бизнеса в управлении и финансировании деятельности вузов; обеспечение опережающего развития непрерывного образования; разработка 800 профессиональных стандартов по основным профессиям; создание базового методического центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и др.
Ключевым механизмом реализации данных положений являются государственные программы: «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы; «Информационное общество» (2011 - 2020 годы); «Содействие трудоустройства» до 2020; государственные программы по направлению «Сбалансированное региональное развитие» и др., а также планы регионального развития (План мероприятий по реализации Стратегии
социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 годаи др.).
По мнению Д. Медведева, ориентир государства в вопросах модернизации образовательной системы, должен состоять не столько в реализации двухуровневой структуры, сколько в развитии ее новых форм -прикладной бакалавриат и технологическая магистратура, в рамках которых «по большому счету, подготовка студентов должна идти с учетом особенностей конкретного производства, заказов конкретного работодателя и, конечно, корпоративных стандартов, которые устанавливает этот работодатель».
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
• единство образовательного пространства РФ;
• преемственность основных образовательных программ (ООП);
• вариативность содержания ООП соответствующего уровня образования, возможность формирования ООП различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Определено место и электронного обучения в реализации образовательных программ, что расширяет принципиальные возможности в проектировании индивидуальной траектории развития профессиональных компетенций по сравнению с традиционной системой подготовки.
В последнем Бухарестском Коммюнике заявлен принцип открытости высшего образования, при получении которого студенты наряду со знаниями и навыками избранной предметной области приобретают интеллектуальную независимость и уверенность в себе, способность адекватно оценивать ситуацию и критически обосновывать свои действия.
Мировые тенденции в индивидуализации профессионального образования при переходе его на рельсы «заказа от работодателя» определяют только прикладную сторону вопроса. При этом фундаментальность высшего профессионального образования не отменяется, она в какой-то степени инварианта, но должна отражать современность, как самой предметной сферы, так и педагогической науки.
В зарубежных научных исследованиях можно выделить два основных подхода к проблеме профессионального развития человека: теория черт и факторов (Ф. Парсонс и его последователи), отрицающая влияние профессии на личность и предполагающая выбор одной профессии, подходящей к способностям человека; теория развития, признающая факт влияния профессиональной деятельности на развитие личности (психоаналитическое направление, теория решений, теория развития и типологическое направление).
Можно также отметить, что в зарубежной науке сегодня используется
сопоставимый с понятиями «профессиональное развитие», «профессионализация», термин «карьера» (И. Артур, Б.С. Лоренс, Л. Почебут, В. Чикер, Д. Холл), которая определяется как развивающаяся последовательность должностей, занимаемых человеком на протяжении его трудовой деятельности (Д. Сьюпер), как «последовательность трудовых опытов человека» (М. Артур, Б.С. Лоренс, Д. Холл).
Проблемы профессионального развития личности в контексте выявления его сущности и этапов рассматриваются отечественными педагогами и психологами К.А. Абульхановой, В.А. Бодровым, А.А. Вербицким, Е.А. Левановой, В.Д. Шадриковым и др. Целостная концепция профессионального развития личности представлена в трудах Л.М. Митиной.Вопросы формирования направленности специалиста на непрерывное профессионально-личностное самосовершенствование изучались Н.К. Сергеевым, профессионально-творческого саморазвития И.Ф.Исаевым, Л.Н.Макаровой, И.А.Шаршовым и др.
Проведенный с этих позиций анализ психолого-педагогической и другой литературы указывает на отражение в научных работах различных аспектов реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, где: исследованы различные виды компетентности, обоснованы условия и дидактические основы формирования компетентности специалиста (Н.В. Алехина, М.Б. Бетуганова, М.А. Иванова, М.И. Глотова, А.В. Гусев, И.М. Наумова, С.И. Новоселова, Н.В. Пятаева, С.Г. Рекунов, О.М. Самохвалова, Д.В. Ушаков и др.); описана практика реализации компетентностного подхода в информационно-образовательной среде (А.Х. Ардеев, Т.Г. Везиров, Е.Г. Зуева, Н.А. Кобиашвили, Д.С. Ломакин, В.В. Михаэлис, Н.А. Моисеенко, С.Л. Мякишев, А.Г. Прокофьева и др.) и т.д.
Очевиден интерес к проблемам профессионального развития в контексте развития институтов бакалавриата и магистратуры в современных научных исследованиях. Это подтверждается тематикой докторских и кандидатских диссертаций, проектов (Проф Интегратор и др.) различного уровня (поднимаются вопросы формирования профессиональной мобильности студентов в условиях региона, моделирования процесса подготовки абитуриентов, бакалавров, магистров в условиях модернизации профессионального образования, самопроектирования как средства формирования конкурентоспособности будущих специалистов, формирования и развития различного рода компетенций. Широк также спектр российских и международных научно-практических мероприятий, где выявляются противоречия, определяются тенденции и перспективы развития данного направления (влияние новых государственных инициатив и программ на развитие ИТ образования в краткосрочной и долгосрочной перспективе; потенциал российских университетов в области ИТ в современных условиях; условия формирования профессионально важных качеств бакалавров в учебном
процессе вуза; развитие профессиональных компетенций магистров по направлению подготовки «Прикладная информатика»; сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории; модели и алгоритмы адаптации субъектов профессиональной деятельности к условиям производственной среды; модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода и др.).
В последнее десятилетие в научной литературе активно разрабатывается понятие «индивидуальная траектория». Анализ психологической и педагогической литературы показал, что разные авторы определяют его по-разному.
А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Г.М. Кулешова, выявляет элементы образовательной программы, обеспечивающие реализацию индивидуальной образовательной траектории учащихся. Т.А. Собина выделяет структурные компоненты индивидуальной образовательной программы. Е.А. Александрова распространяет понятие «индивидуальная образовательная траектория» не только на сферу обучения, но и воспитания.
Концепция, разработанная И.Ф. Бережной, определяет закономерности и принципы педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста, раскрывает суть такой категории, как «индивидуальная траектория профессионального развития», устанавливает внутренние и внешние факторы, оказывающие существенное влияние на рассматриваемый процесс, раскрывает суть и содержание технологии педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста, предполагает осуществление всех обозначенных процессов согласно определенным условиям (организационно-педагогическим, психолого-педагогическим).
Данные концептуальные положения позволяют выстроить новую модель индивидуальной траекторию профессионального развития личности обучаемого с учетом современной структуры системы образования, региональных особенностей, уровня развития ИТ-индустрии, а также требований ИТ-стандартов и работодателей.
Принципиальное значение для нашего исследования имеет понимание «индивидуальной траектории профессионального развития» как персональной стратегии профессионального роста студента, выстраиваемой на основе осознания и субъективации профессиональных целей, ценностей, норм, признания уникальности личности и создания условий для реализации ее потенциала. Кроме того, существенна выявленная инвариантная составляющая индивидуальной траектории профессионального развития, ориентированная на модель специалиста,
включающую профессиональные компетенции и позволяющую учесть при ее реализации уровень развития ИТ-индустрии региона, а также требования профессиональных ИТ-стандартов. В вариативной же составляющей можно отразить личность будущих и состоявшихся бакалавров и магистров, их социально-психологические особенности, потребности, мотивы, интересы и способности.
В этой связи особенно актуально использование зарекомендовавших себя научных подходов и принципов, таких как личностно-ориентированное образование и самообразование. С точки зрения М.А. Акоповой, личностно-ориентированное образование предполагает такую организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, когда создаются максимально возможные условия для развития у участников этого процесса способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя в различных сферах деятельности, в том числе профессиональной.
Сложность внедрения личностно-ориентированного обучения в высших учебных заведениях, трудности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий студентов в современных условиях обуславливаются разными причинами: консервативностью вузов по отношению к образовательным инновациям, приспособленностью под поточно-групповой учебный процесс, ориентацией на массовые потребности и ценностные установки, решением комплексных коллективных учебных задач и др. Кроме того, в теории и практике педагогики раскрыты вопросы самообразования, самовоспитания личности и автодидактики (А.Я. Айзенберг, Р.С. Гирифьянов, А.К. Громцева, С.А. Днепров, С.Б. Елканов, В.С. Ильин, С.В. Паршина, Л.И. Рувинский, Г.Н. Сериков и др.); аспекты проблем учения и самостоятельной работы обучаемых (Б.П. Есипов, С.Е. Матушкин, Г.И. Некипелова, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, А.В. Усова, Т.И. Шамова и др.).
Процесс моделирования профессионального саморазвития всегда осуществляется в условиях конкретной социальной среды. Совокупность условий, в свою очередь, обозначается ситуацией выбора, которая подразумевает все компоненты, факторы и особенности объективного и субъективного плана, в которых осуществляется профессиональное саморазвитие личности. Под объективной стороной понимается независимая от личности совокупность социальных условий, в которых осуществляется саморазвитие, под субъективной - формирование модели, адекватно отражающей особенности ситуации профессионального саморазвития (С.А. Румянцев, А.В. Миронова).
Обобщая различные позиции исследователей относительно профессионального саморазвития, можно утверждать, что это процесс внутреннего инвариантного изменения профессионально значимых характеристик личности на основе самоопределения его жизненных и профессионально-деятельностных перспектив и целенаправленных
способов их достижения. Таким образом, самоуправление, саморегулирование выступают основным механизмом профессионального саморазвития субъекта будущей или реальной профессиональной деятельности.
Разработка проблемы педагогического проектирования обогатилась в последние десятилетия большим числом исследований и практических рекомендаций, в которых определены содержание, принципы, формы и методы осуществления этой деятельности, а также освещены проблемы подготовки педагогов и студентов к её реализации в практике вузов (А.Н. Алексеев, В.С. Безрукова, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильин, Е.А. Крюкова, В.П. Маркина, В.М. Монахов, Н.А Норенкова, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Н.Л. Худякова, Н. О. Яковлева и др.).
Осуществление разработки и экспериментальной проверки педагогических моделей, отражающих современные тенденции развития системы образования, целесообразно на базе принципа преемственности, в основе которого лежат закономерности о всеобщей связи и непрерывном развитии личности. Преемственность есть основное исходное положение, выполняющее роль требования к организации образовательного процесса, характерными признаками которого являются: во-первых, поступательность и согласованность содержания, форм и методов дидактического процесса на отдельном образовательном этапе; во-вторых, поступательность и согласованность обучения на различных этапах образовательного процесса, что позволяет сохранить достигнутый уровень обученности личности как результат предыдущего этапа и обеспечить возможность его развития. Методологические основы выделения признаков категории преемственности разрабатывались в трудах Э.А. Баллера, Г.Н. Исаенко, А.В. Тимофеевой и др. Понятие преемственности в обучении рассматривали Б.Г. Ананьев, А.В. Батаршев, Ш.И. Ганелин, М.Е. Дуранов и др.
Информационные технологии (ИТ) с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины, образования, торговли, финансового сектора, страхования и др.) и государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с внедрением ИТ.
Согласно данным, представленным в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года (Стратегия), мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием ИТ. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Отрасль информационных технологий является одной из наиболее
динамично развивающихся отраслей как в мире, так и в России. Объем мирового рынка информационных технологий оценивается в 1,7 трлн. долларов в США. По прогнозам, до2016 года рынок продолжит расти в среднем не менее чем на 5 процентов в год. Средний темп роста российского рынка за последние10 лет превосходит среднемировой. При этом российская отрасль ИТ в ближайшие 5-7 лет имеет потенциал значительно более быстрого роста - на 10 процентов и более в год.
Первоочередными задачами по развитию отрасли ИТ России согласно Стратегии являются: развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий отрасли; развитие в России исследований в сфере ИТ и смежных областях.
Поскольку компании отрасли ИТ, сталкиваясь с дефицитом кадров, заинтересованы в высоком уровне подготовки специалистов в данной области, они должны быть системными участниками этого процесса. По данным некоммерческого партнерства «Руссофт» в 2012 году менее 10 процентов российских компаний оценили работу системы образования хорошо, остальные или неудовлетворенны ее работой, или имеют к ней серьезные замечания. Более половины принятых на работу выпускников российских образовательных организаций высшего образования приходится доучивать на рабочем месте для того, чтобы выработать у них необходимые для профессии навыки. Большинство крупных компаний отрасли ИТ проводят обучение специалистов своими силами, инвестируя средства в подготовку персонала.
По прогнозам аналитиков отрасли, до 2018 года система образования должна подготовить не менее 350 тыс.специалистов в области ИТ, из них не менее 125 тыс. специалистов - в рамках обучения на бюджетных местах в образовательных организациях высшего образования.
В связи с этим, основные направления реализации Стратегии в развитии кадрового потенциала и образования отрасли ИТ станут следующими: активное использование в том числе государственно-частного партнерства при решении задачи обеспечения отрасли кадрами; актуализация образовательных программ бакалавров и магистров ведущих российских университетов согласно требованиям новых профессиональных и образовательных стандартов; обеспечение своевременной подготовки высококвалифицированных кадров в областях, необходимых для проведения исследований и разработок по приоритетным направлениям развития отрасли. Принципиальными для обоснования состоятельности научной проблемы и практической значимости проекта являются тезисы Стратегии о том, что: разработчикам необходимо обладать навыками и возможностями для постоянного совершенствования своих знаний в области современных технологий и методов разработки, непрерывного самообучения; значительно возрастет востребованность специалистов по внедрению решений, основанных на информационных технологиях, на производстве и в бизнесе в целом, а также по поддержке таких решений.
Одним из основных направлений работы государства по развитию образования в области ИТ станет: расширение введения в образовательных организациях высшего образования практики для студентов в компаниях отрасли и стимулирование таких компаний к открытию кафедр в образовательных организациях высшего образования, а также открытие в региональных профессиональных образовательных организациях дополнительных общеобразовательных программ подготовки по специальностям базового уровня.
В России развитие отрасли географически неравномерно, что коррелируется с развитием и других высокотехнологичных отраслей экономики.
Показатели Уральского Федерального округа в целом и Челябинской области в частности в этом аспекте находятся на недостаточно высоком уровне.
В.В. Путин: "Исторически Урал для России - это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой. Сложившийся производственный потенциал округа настолько богат, что он обязан быть одним из самых бурно развивающихся регионов России".
Академическая наука представлена в Уральском федеральном округе институтами и подразделениями Уральского отделения Российской академии наук (40 научно-исследовательских институтов и 30 структурных подразделений). В них работает более 3 тыс. научных работников. Научной деятельностью руководят 29 академиков, 56 членов-корреспондентов Российской академии наук, более 600 докторов и 1700 кандидатов наук.
Важнейшими научно-инновационными центрами региона являются ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» (г. Екатеринбург), Национальный исследовательский университет Южно-Уральский государственный университет в г.Челябинске.
Инновационный вариант развития ИКТ Урала предусматривает ускоренное развитие сектора за счет реализации конкурентных преимуществ уральской экономики в традиционных секторах, развития новых наукоемких секторов и экономики знаний. Объем рынка ИТ к 2020 году возрастет по сравнению с 2009 годом в 5 - 6 раз. Ожидаются более высокие темпы изменения структуры в сторону сокращения доли аппаратных средств при одновременном увеличении доли рынка программных средств и предоставления услуг. Для решения проблемы кадрового голода во всех регионах Урала планируются меры по увеличению количества выпускаемых из вузов специалистов по компьютерной технике и программированию.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики социально-экономические показателя 2013 года по УФО прослеживается
положительная динамика числа организаций, использующих ИТ в своей деятельности. Процент организаций, использующих специальные программные средства в 2012 году от общего числа исследованных предприятий составил 88,4% (для УФО) и 84,6% (для Челябинской области). В основном программные продукты находят применения для осуществления финансовых расчетов в электронном виде (64,8%).Недостаточно высокий процент предприятий, которые используют программные решения для предоставления доступа к базам данных через глобальные информационные сети, включая Интернет (32,3%); для управления автоматизированным производством или отдельными техническими средствами и технологическими процессами (их применяют порядка 20% организаций), для проектирования (13,8%), CRM, ERP, SCM -системы (11,2%).
Показательным в этом отношении являются и распределение затрат на ИТ в 2012 году. Ключевые затраты порядка 20% от общих затрат на ИТ в УФО составили расходы на приобретение вычислительной техники, на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ (кроме услуг связи и обучения) - 24%, когда как на обучение сотрудников, связанное развитием и использованием ИТ предприятия тратят порядка 0,6%.
Современный рынок программных решений, которые могут использовать предприятия различной сферы деятельности для автоматизации своих бизнес-процессов, достаточно широк. Разнообразен рынок и типовых решений. Определению места и роли ИТ в деятельности предприятий посвящены многие российские и зарубежные исследования (T. Pisello, С. Cornwell, В. Trehan, P. Strassmann).
При том продолжаются дискуссии о целесообразности и эффективности внедрения и последующего сопровождения информационных систем, что связано с постоянно углубляющимися противоречиями между современными требованиями к управлению и принятию решений, с одной стороны, и стоимостью и неопределенностью эффектов от внедрения программных комплексов управления - с другой.
Положительной тенденцией в этом вопросе можно считать сформированную нормативную базу, включающую группы международных и национальных стандартов, методологий внедрения, направленных на обеспечение данных процессов (ИСО МЭК 12207 Процессы жизненного цикла программных средств, Стандарты категории ГОСТ 34 «Информационная технология» (ГОСТ 34.601 -90 ИТ. Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания, ГОСТ 34.603-92 ИТ.Комплекс стандартов на АС. АС. Виды испытаний АС), ГОСТ ИСО МЭК 14764 Сопровождение программных средств, IEEE 1219-1998 Стандарт IEEE на сопровождение программного обеспечения, методологии внедрения MSF (MicrosoftSolutuinFramework), OM (OracleMethod), CitrixMetaFrame (CitrixSystems) и др.). Методологии моделирования бизнес-процессов предприятий раскрываются в работах А.Шеера, Г. Н.Калянова, Е.И.Всяких,
В.И. Грекула и других. В них приводятся стандарты и методологии моделирования с описаниями их принципов, достоинств и недостатков, что позволяет осуществлять выбор в зависимости от предметной области и характеристик объектов моделирования. Стоит отметить, что согласно ГОСТ 34.601-90 - ИТ. Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания работы по внедрению, сопровождению и обучению персонала работе с новой системой образуют послепроектную стадию создания АС.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что КИС, включающие модули управления различными звеньями цепочки жизненного цикла продукта, по-прежнему являются одним из стратегических инструментов повышения эффективности. Несмотря на снижение ИТ-бюджетов в период кризиса и связанные с этим неудачные или не полные внедрения корпоративных систем управления, предприятия по-прежнему будут развивать это направление и внедрять информационные системы.
В целом, обзор отечественных и зарубежных источников по теме исследования позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на проводимые исследования в данной области, проблемы разработки модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации послепроектой стадии создания АС до конца не проработаны. Разрозненными остаются представления ученых об индивидуальной траектории как фактора профессионального развития. Кроме того, не имеют достаточного обоснования социально-экономические и психолого-педагогические условия существования и успешного функционирования такой траектории в системе профессионального образования. Таким образом, опираясь на обзор научной литературы, анализ социально-экономической ситуации, образовательной практики и существующих тенденций ее развития, мы можем говорить о наличии объективного противоречия между растущей потребностью в опережающей направленности подготовки бакалавров и магистров, готовых к решению профессиональных задач в условиях информатизации всех сфер общества, и недостаточной готовностью основной части вузов к практической реализации данной функции.
Литература
1. Назарова, О.Б., Андрианова, А.Е. Реализация процессов проекта жизненного цикла системы в соответствии со стандартами ГСО/1ЕС 15288:2008 И ^0/1ЕС 12207:2008 [Текст] / О.Б. Назарова, А.Е. Андрианова // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте: Сб. науч. тр. по материалам Международ. науч.-практ. конф. Том 3. Технические науки. - Одесса: Черноморье, 2010. - С. 62-67. - Библиогр. с. 67.
2. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е. Методика формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» // Гуманитарные научные исследования [Электронный ресурс]/О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова. - Декабрь 2013. - № 12. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/12/5375 (дата обращения: 25.12.2013).
3. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е. Методика формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» [Электронный ресурс] / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова // Гуманитарные
научные исследования. - Декабрь 2013. - № 12. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/12/5375 (дата обращения: 25.12.2013).
4. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е. Разработка реляционных баз данных с использованием CASE-средства ALL Fusion Data Modeler [Текст]: учеб. пособие /О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова. - Москва: Изд-во «ФЛИНТА», 2013. - 74 с.. - Библиогр.: с. 52. - 500 экз.. - ISBN 978-5-9765-1601-4.
5. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е., Давлеткиреева, Л.З. Формирование компетенций специалиста в области информационных систем с привлечением вендоров [Текст] /О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева // Прикладная информатика. - 2013. - № 2(44). - С. 49-56. - Библиогр.: с.56, ISSN 1993-8314.
6. Овчинникова, И.Г., Курзаева, Л.В., Давлеткиреева, Л.З. Адаптивное управление качеством профессионального образования в сфере информационных технологий на основе компетентностного подхода [Электронный ресурс] / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева, Л.З. Давлеткиреева // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. тр. девятой всеросс. науч.-практ. конф. - Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2012. - Режим доступа: http://labourmarket.ru/conf9/viewtopic.php?f=6&t=57
7. Петеляк В.Е. Формирование криптографической компетенции ИТ-специалиста [Текст] /В.Е. Петеляк // Применение новых технологий в образовании: материалы XXV Международной конф. /под ред. М.Ю.Алексеева, О.С. Алексеевой, С.И.Золотовой, Е.И.Киревниной, ТП.Кузькиной, Е.М. Шумковой. - Москва-Троицк, 2014. - С. 465-467.
8. Пролозова, Н.О., Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З. Анализ стандартов в области сопровождения автоматизированных информационных систем [Электронный ресурс] / Н.О. Пролозова, О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева // Современные научные исследования и инновации, 2012. - № 11 (19) . - С. 7. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18571
9. Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Масленникова, О.Е. Подготовка будущих ИТ-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: Сб. статей / под ред. Г.Н.Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2012. - С. 132-140. - Библиограф. с. 140. - 200 экз. - ISBN 978-5-86781-982-8.