Научная статья на тему 'Разработка программно-методического обеспечения для подготовки школьников к соревнованиям детско-юношеских движений "Школа безопасности"'

Разработка программно-методического обеспечения для подготовки школьников к соревнованиям детско-юношеских движений "Школа безопасности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махов И.И.

В статье обсуждаются вопросы применения методики проблемного обучения для подготовки обучающихся детско-юношеских движений в мире «Школа безопасности» к соревнованиям. В результате исследования разработана методика проблемного обучения, включающая три группы заданий: репродуктивные, поисковые и проблемные, способствующих в сочетании с традиционными методами создать условия для развития тактического мышления начинающих спасателей .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махов И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка программно-методического обеспечения для подготовки школьников к соревнованиям детско-юношеских движений "Школа безопасности"»

 Г'Ьегэ1

[ЪжЙ]

['Ье1кэ1

['Ь1111

[ЫЪат^

Приложение 3

Анкета удовлетворенности занятиями

1. Любите ли вы изучать английский язык?

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

2. Посещаете ли вы какие-то дополнительные занятия по английскому языку? Если да, то укажите, какие именно.

а) Да_

б) Нет

3. Чувствуете ли вы необходимость введения дополнительных занятий по английскому языку?

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

4. Нравятся ли вам занятия по практической фонетике английского языка?

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

5. Пригодились ли вам полученные знания в произношении звуков на уроках английского языка?

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

Приложение 4

Анкета-опросник в конце занятия

1. Сегодня на занятии я узнал ...

2. Было трудно ...

3. Я научился ...

4. Было интересно узнать, что .

5. Занятие для меня показалось .

И. И. Махов

Разработка программно-методического обеспечения

для подготовки школьников к соревнованиям детско-юношеских движений «Школа безопасности»

В статье обсуждаются вопросы применения методики проблемного обучения для подготовки обучающихся детско-юношеских движений в мире «Школа безопасности» к соревнованиям. В результате исследования разработана методика проблемного обучения, включающая три группы заданий: репродуктивные, поисковые и проблемные, - способствующих в сочетании с традиционными методами создать условия для развития тактического мышления начинающих спасателей.

Ключевые слова: методика, проблемное обучение, двигательные умения, аварийно-спасательные мероприятия техногенного характера.

Каждый день человек подвержен риску: дома, в пути, на отдыхе или в других условиях. Поэтому формировать культуру безопасного поведения необходимо с детского возраста. Это мнение многих специалистов, которые профессионально занимаются спасением людей.

Эта идея реализуется в одном из самых масштабных детско-юношеских движений в мире «Школа безопасности». Основные цели и задачи движения ориентированы на пропаганду и популяризацию среди детей и молодежи здорового и безопасного образа жизни, проверку уровня и качества практической подготовки участников по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Важным элементом движения «Школа безопасности» являются проводимые соревнования. С развитием данных соревнований, в силу специфичности содержания вида, возникла потребность в специальном научно обоснованном, программно-методическом обеспечении образовательного процесса.

Спецификой видов, входящих в программу соревнований «Школа безопасности», является проверка особых навыков - быстрая организация аварийно-спасательных мероприятий техногенного характера в зонах ЧС (чрезвычайных ситуаций), где место организации спасательной работы постоянно меняется (в лесу, горах, воде, разрушенных зданиях), а информация об особенностях соревновательной дистанции, месте расположения пострадавших, сценарии спасения для участников команд очень ограниченна [3, 5].

Такие условия создают сложности не только для спортсменов во время выступления на соревнованиях, но и для процесса подготовки к ним, так как все нюансы в условиях зала или тренировочного полигона отработать практически невозможно.

Сложность добавляет ещё тот факт, что на дистанции юные участники команды должны решать неординарные задачи часто самостоятельно, без подсказок взрослых. Не имея спасательного опыта, как взрослые спасатели МЧС, на начальном этапе подготовки все ребята обязательно испытывают трудности.

Поэтому сложившаяся ситуация заставляет тренеров искать новые эффективные методы обучения школьников, позволяющие подготовить технически и тактически грамотных спортсменов, способных самостоятельно спланировать нужную тактическую комбинацию в нестандартных соревновательных условиях и её осуществить.

Решение поставленной проблемы возможно только в разработке специальной отдельной программы и методической базы, систематизации форм учебно-тренировочной, спасательно-спортивной деятельности, прежде всего основанных на методах обучения поискового характера.

Для решения поставленной проблемы была подготовлена программа и методическая разработка «Школа безопасности», включающая преимущественно задания на решение проблемных ситуаций. Программа прошла экспериментальную проверку и в 2015 году была рекомендована Главным Управлением МЧС России по Белгородской области для подготовки команд Белгородской области к соревнованиям «Школа безопасности» муниципального и регионального уровней.

Целью программы является совершенствование тактико-технических навыков школьников, готовившихся к соревнованиям «Школа безопасности», а также формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, основанного на принципах соревновательной взаимопомощи, любви к людям и природе.

Так как в программу соревнований «Школа безопасности» включаются дисциплины из разных видов спорта (легкая атлетика, силовая гимнастика, плавание, спортивное ориентирование, гребля, пожарно-прикладной спорт, спортивный туризм), то особенностью программы стала систематизация опыта данных видов спорта, выбор наиболее эффективных средств и методов подготовки к ним и равномерное планирование многолетнего тренировочного процесса, исходя из требований к каждому виду программы.

Для этого в программе выделены следующие разделы:

1. Основы подготовки юных спасателей.

2. Базовое снаряжение спасателя: индивидуальное и групповое.

3. Организация и проведения поисково-спасательных работ (ПСР) в чрезвычайных ситуациях:

- поисково-спасательные работы на техногенных участках;

- поисково-спасательные работы на воде;

- поисково-спасательные работы в природной среде.

4. Основы пожарно-прикладной подготовки:

- индивидуальная комбинированная полоса;

- командная эстафета.

5. Спортивное плавание:

- подготовка к виду «Подводное плавание»;

- подготовка к виду «Плавание на дистанцию 50 м».

6. Общая и специальная физическая подготовка:

- подготовка к виду «Комплекс силовых упражнений»;

- подготовка к виду «Эстафетный бег 4/1000 м»;

7. Топографическая подготовка.

8. Основы доврачебной помощи.

9. Основы выживания в природной среде.

Для программы «Школа безопасности» подготовлен методический блок, включающий упражнения для каждого раздела программы, а также специальные задания поискового характера по принципу проблемных ситуаций. Определенные сюжеты и сценарии погружают детей в соревновательные ситуации, выйти из которых можно, если выбрать совместно определенный алгоритм и реализовать его на практике.

Все задания в данной методике разделены на три группы: репродуктивные, поисковые и проблемные. Это способствует в сочетании с традиционными методами выполнению заданий в строго установленной последовательности, а также создаются условия для развития тактического мышления.

Вначале вводятся репродуктивные задания. Это воспроизведение теоретического материала, изученного ранее. Данная группа заданий предлагалась в виде следующих вопросов. Например: «Из чего можно изготовить носилки для транспортировки пострадавшего?»; «С помощью каких узлов можно связать порвавшуюся верёвку?»; «Как без компаса определить направление сторон горизонта?»; «Какое количество карабинов нужно участнику для преодоления верёвочной переправы?»; «Какое количество участников необходимо для организации первой помощи при ДТП?» и др. Такие вопросы помогают школьникам систематизировать пройденный теоретический материал и позволяют выполнять действия, руководствуясь полученными знаниями.

Но, развивая память, они совершенно не развивают мышление и, следовательно, являются только начальными.

Поисковые задания. В заданиях данной группы общий алгоритм выполнения был школьникам ясен, предлагаются несложные задания и несколько вариантов комбинаций для их выполнения. Спортсменам необходимо было выбрать один из числа наиболее удачных, по их мнению вариантов, и применить в действии. Например:

- при освоении техники спасения на воде утопающего с моторной лодки предлагались варианты спасения пострадавшего: поднять в лодку с правого (левого) борта или вытащить с кормы;

- при изучении темы «Артериальное и венозное кровотечение» предлагались несколько вариантов порядка оказания помощи и т. д.;

- при освоении элементов сопровождения легко пострадавшего по веревочным перилам школьникам предлагалось определить правильный порядок отправки пострадавшего.

Такие задания лучше помогают разобраться в изученном, систематизировать пройденное, а также сформировать умение самостоятельно комбинировать разные способы деятельности.

Заключительные задания - проблемные. Для того чтобы сформировать творческую самостоятельность действий в нетипичных соревновательных ситуациях, в ходе исследования подбирались проблемные задачи. Так, примером проблемных задач служили следующие ситуации: «Верёвки для навешивания перил для спуска к условному пострадавшему в ущелье не хватает. Что делать?»; «В задымленном помещении у одного спасателя из команды повредился противогаз»; «Требуется спасти пострадавшего со второго этажа учебной башни, а лестница отсутствует»; «Один из группы «спасатель» завис на шахте лифта, двигаться самостоятельно не может»; «В лесу потерялся один из команды, требуется организовать поиски»; «Необходимо развести огонь, спички промокли» и многие другие.

Образовательный процесс предусматривает различные формы проведения занятий, которые помогают сделать учебно-тренировочную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Главное - приобретение опыта организации аварийно-спасательных мероприятий техногенного характера в зонах ЧС в природных и на искусственных полигонах по программе соревнований.

Для этого программой выделены часы на беседы со спасателями МЧС, выполнение заданий на полигонах, имитирующих ЧС с постоянно меняющимися сценариями, соревнования с привлечением сотрудников МЧС и самостоятельную работу.

Основной формой деятельности объединения являются учебно-тренировочные занятия, в ходе которых умения и навыки должны отрабатываться до автоматизма, чтобы в любых ситуациях учащиеся могли их выполнять технически быстро и правильно.

В результате применения в течение нескольких лет данного программно-методического блока можно констатировать следующее:

- разработанная и апробированная программа «Школа безопасности» позволяет упорядочить и систематизировать образовательный процесс. Это подтверждается и выступлениями спасателей-школьников на соревнованиях. За время исследования по данной программе спортсмены неоднократно становились победителями городских и региональных соревнований. В 2017 году белгородцы стали победителями XXII межрегионального слет-соревнования Центрального федерального округа детско-юношеского движения «Школа безопасности» в Тамбове, и в этом же году - победителями в отдельных видах на XIV Всероссийских соревнованиях «Школа безопасности - 2017» в Москве.

Программу и методическое содержание «Школа безопасности» нельзя рассматривать как узко специализированную по данному виду деятельности с детьми. За соревновательной подготовкой стоит воспитание морально-волевых качеств, межличностных отношений, экологической культуры.

Кроме того, работа предусматривает преемственность и согласованность со школьными предметами и способствует формированию практических умений, которые в условиях школы не могут быть созданы на достаточном уровне.

Список литературы

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании . М. : Физкультура и спорт, 1978. 223 с.

2. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. М. : ФЦДЮТиК, 2006. 600 с.

3. Махов И. И. Программно-методическое обеспечение занятий по туристскому многоборью с детьми 12-15 лет : дис ... канд. пед. наук. Белгород, 2007. 173 с.

4. Правила организации и проведения соревнований обучающихся РФ «Школа безопасности» . М., 2018.

С. А. Мышкина

Этапы обучения школьников умению прогнозировать

В статье раскрывается поэтапная методика подготовки учеников 4-го класса к прогнозированию в процессе создания образного конспекта двух видов: непосредственного и опосредованного. В результате экспериментальной деятельности учителя и ученика создаются условия для определения успешности в деятельности ученика и диагностирования уровня его продвижения относительно предыдущих результатов.

Ключевые слова: краеведение, регулятивные универсальные действия, прогнозирование, конспект непосредственный, конспект опосредованный.

Опыт работы по методике обучения прогнозированию сложился в Вятской гуманитарной гимназии в курсе «Краеведение». «Краеведение» как курс по выбору преподается с 1-го по 6-й класс. В настоящее время поэтапная методика обучению прогнозировать последовательность изложения идей текста успешно адаптируется в процессе обучения школьников в образовательной организации № 59 г. Кирова.

О важности краеведения как научного знания свидетельствует интеграция его со многими другими науками: историей, географией, топонимикой, биологией, лингвистикой, культурологией и др. Таким образом, краеведение является составной частью этих наук, опираясь на их достижения, в то же время своими сведениями дополняет каждую из этих областей человеческого знания. Д. С. Лихачев в своей статье «Краеведение как наука и как деятельность» отмечал, что краеведение - «воспитывающая наука» и «вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать» [3].

«Краеведение» в начальной школе позволяет интегрировать с учебными курсами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология» и осуществлять целенаправленную подготовку гимназистов к осознанному взаимодействию в системе «человек - природа - общество».

В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи: углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края; сохранение, распространение и развитие региональной культуры; воспитание личности, заинтересованной в жизни родного края.

Важно, что краеведение позволяет осуществлять экспериментальную работу учителя и апробировать нетрадиционные приемы обучения школьников. Вследствие этого учитель-предметник проводит с учениками углубленную работу, направленную на получение предметных, метапредметных и личностных результатов, что дает возможность активизировать познавательную деятельность, приобретать умение учиться.

Особое внимание мы уделяем формированию регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. В общем смысле термин «организация» (от греческого «органон» - упорядочиваю) означает форму взаимодействия, виды деятельности людей в процессе создания продукта. Организационная деятельность (или менеджмент, в переводе с английского - «руководство») осуществляется через ряд различных, но взаимосвязанных между собой функций (прогнозирование, планирование, управление, контроль и др.). Получается, что регулятивные универсальные учебные действия - это руководство к учебной деятельности, которое дает ученику представление о целостности этой деятельности: от постановки цели до результата. Также в процессе деятельности ученик понимает, что получилось, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.