Научная статья на тему 'Профессиональный отбор и подготовка спасателей Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда (филиал Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России)'

Профессиональный отбор и подготовка спасателей Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда (филиал Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1132
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинин С. В.

Важную роль в отборе и подготовке спасателей играют учебно-тренировочные и учебно-методические сборы, региональные соревнования, организационные и методические навыки руководящего состава отряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Selection and Rescuers Training in the North-Osetian Search-and-Rescue Detachment

Important role in selection and training of rescuers is played by educational-training and educational-methodical meet, regional competitions, organizational and methodical skills of the detachment leadership.

Текст научной работы на тему «Профессиональный отбор и подготовка спасателей Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда (филиал Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России)»

Научно-технические разработки

УДК 614.8:377/378

С.В. Щетинин (Северо-Осетинский ПСО)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР И ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА (ФИЛИАЛА ЮЖНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА МЧС РОССИИ)

S.V. Shetinin (North-Osetian SRD)

PROFESSIONAL SELECTION AND RESCUERS TRAINING IN THE NORTH-OSETIAN

SEARCH-AND-RESCUE DETACHMENT

Важную роль в отборе и подготовке спасателей играют учебно-тренировочные и учебно-методические сборы, региональные соревнования, организационные и методические навыки руководящего состава отряда

Important role in selection and training of rescuers is played by educational-training and educational-methodical meet, regional competitions, organizational and methodical skills of the detachment leadership

С.В. Щетинин

В августе 1992 г. на базе альпинистской контрольно-спасательной службы (КСС) была образована Северо-Осетинская республиканская поисково-спасательная служба. Тогда вопрос

о подборе кадров для службы не поднимался в связи с тем, что штат профессиональных спасателей был укомплектован за счет спасателей-общественников КСС, имеющих большой опыт проведения поисковоспасательных работ в горной местности. Вплоть до 1995 г. существующее положение вполне устраивало руководство службы, так как все поисково-спасательные работы осуществлялись в горах республики и требовали от спасателей хорошей подготовки в вопросах альпинизма и горного туризма.

С 1995 г. диапазон работ, проводимых поисково-спасательными службами заметно увеличился; они стали участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в работах на акватории. Поисково-спасательные службы начали оснащаться новой техникой, инструментом и оборудованием для выполнения широкого комплекса работ. При значительном расширении перечня проводимых поисково-спасательных работ возникла острая необходимость в специалистах широкого профиля, готовых работать не только в горах, но и при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, террористических актов, разрушений зданий и конструкций, наводнений, оползней, селей и т.д. В связи с отсутствием в тот момент учебных заведений, способных готовить указанных специалистов с широким набором навыков, многие руководители поисково-спасательных формирований столкнулись с проблемой подготовки спасателей. На примере Северо-Осетинской поисково-спасательной службы, как впрочем, и большинства других ПСС Северного Кавказа, данная задача была решена следующим образом. В основном служба состояла из сотрудников, для которых в бытность работы на КСП, статус спасателя-общественника был по большей части «хобби», а не основной работой. При переходе в профессиональные поисково-спасательные формирования они владели тремя-четырьмя профессиями и специальностями, приобретенными в учебных заведениях или на прежней работе. Навыки и знания спасателя-общественника позволило им достаточно быстро адаптироваться в сложившейся ситуации и успешно готовить вновь поступающих в отряд сотрудников.

Большую роль в отборе и подготовке спасателей сыграли учебно-тренировочные, учебно-методические сборы, региональные соревнования по пятиборью спасателей, проводимые каждый год в субъектах РФ Южного региона.

Открытие таких учебных заведений, как 40 Российского центра подготовки спасателей, 179 СЦ, Байкальского РПСО и Центра подготовки спасателей Южного регионального поисково-спасательного

отряда МЧС России в Красной Поляне значительно облегчило процесс обучения кадров для ПСФ Южного федерального округа, помогло в приобретении ими дополнительных профессий и специальностей, сопряженных с работой в условиях чрезвычайных ситуаций.

Отбору кандидатов в спасатели в отряде уделяется особое внимание. Отбор кандидатов для обучения и дальнейшей работы в должности спасателя проводит руководство аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного (поисково-спасательного) формирования и наиболее подготовленные специалисты и спасатели.

Отбор кандидатов в спасатели проводится и в военкоматах республики из числа военнослужащих запаса в возрасте до 30 лет. Все отобранные специалисты приглашаются первоначально для беседы с руководством отряда. Одновременно в местной газете дается объявление о наборе кандидатов в спасатели, о приглашении на работу с указанием возраста, образования, специальностей кандидата.

Данный отбор проводится по следующим направлениям:

- по результатам собеседования;

- по результатам медицинского осмотра;

- по результатам сдачи нормативов по физической подготовке;

- по изучению представляемых документов, определяющих образование, трудовой стаж, наличие специальностей, званий, спортивных разрядов;

- по оценке дисциплины, работоспособности, инициативы, способности к обучению, уживчивости в коллективе в период испытательного срока.

При этом учитывается ряд и других факторов:

кандидат должен обладать отменным здоровьем, не иметь врожденных или приобретенных заболеваний, несовместимых с работой в экстремальных условиях;

кандидат должен быть подготовлен физически, иметь спортивные разряды, владеть навыками альпинизма, туризма или горного туризма, иметь, по возможности водительское удостоверение. Кандидат в спасатели должен к моменту поступления в отряд отслужить в Российской армии (предпочтение при этом отдается водолазам, взрывникам, кинологам, десантникам и т.п.), иметь начальную профессиональную подготовку по специальности, связанной с работой спасателя.

Кандидат, отвечающий данным требованиям, имеет больший шанс быть аттестованным и стать профессиональным спасателем, овладеть большим количеством смежных специальностей, повысить свою классификацию.

Подготовка руководящего состава ПСО

Подготовка руководящего состава поисково-спасательных формирований направлена на выработку организаторских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.

Основными формами подготовки руководящего состава являются участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на чрезвычайные ситуации.

Повышение квалификации начальников ПСП и заместителей начальника СОПСО осуществляется в Институте развития МЧС России, в Академии гражданской защиты МЧС России и в ходе проведения учебно-методических и учебно-тренировочных сборов, проводимых в субъектах РФ региона. Они получают практику оперативно и эффективно осуществлять руководство подчиненными формированиями, прогнозировать и оценивать обстановку, определять границы зон и масштабы чрезвычайных ситуаций, принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие с силами РСЧС.

Профессиональная подготовка спасателей

Профессиональная подготовка спасателей проводится в соответствии с «Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России» (2002 г.), по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации ПСФ в составе дежурных смен. К проведению занятий привлекаются спасатели не ниже 2 класса, преподаватели (специалисты) образовательных учреждений МЧС России и других организаций соответствующего профиля на договорной основе.

Учебная нагрузка составляет 3-4 учебных часа в течение одних дежурных суток, но не менее 24 учебных часов в месяц. Продолжительность учебного часа

— 45 минут.

При проведении практических занятий основное внимание обращается на приобретение навыков и умений по предметам обучения и соблюдение правил и мер безопасности при проведении аварийноспасательных работ.

Повышение квалификации спасателей проводится в образовательных учреждениях МЧС России, а также на базе 40 Российского центра подготовки спасателей, 179 Спасательного центра МЧС России, центра стажировки и центра подготовки спасателей Туапсинского филиала отряда «Центроспас», центра подготовки спасателей Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России в п. Красная Поляна, в горном учебно-тренировочном центре Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда (филиала ЮРПСО) «Цей». Спасатели, подготовка которых требует специальной подготовки с выдачей квалификационных документов (водолазов, водолазных врачей, водолазных специалистов, парамедиков, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.), направляются для обучения на договорной основе в образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводится в соответствии с «Программой первоначальной подготовки спасате-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

лей Российской Федерации» (1999 г.), на базе образовательных учреждений МЧС России и в составе своих поисково-спасательных подразделений.

Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планируются и проводятся 1 раз в полгода в период учебных сборов.

На учениях и тренировках практически отрабатываются вопросы взаимодействия с войсками гражданской обороны, территориальными и ведомственными аварийно-спасательными формированиями.

При противопожарной подготовке проводятся учебные пожарные тренировки спасателей не реже

1 раз в полгода согласно плану противопожарной защиты территории (объекта) во взаимодействии с территориальными подразделениями ГПС.

В ходе медицинской подготовки два раза в месяц проводятся тренировки спасателей по отработке нормативов по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, с привлечением профессиональных врачей-преподавателей.

Психологическая подготовка спасателей направлена на формирование морально-психологических качеств, развивающих выносливость и позволяющих переносить длительные физические и психологические нагрузки при проведении поисково-спасательных работ в зонах ЧС.

Десантная подготовка спасателей осуществляется в труднодоступных районах на учебных сборах регионального уровня. Основным методом обучения являются практические занятия по отработке нормативов выполнения беспарашютного десантирования с вертолетов (для формирований спасателей, имеющих соответствующее спусковое снаряжение и допуски для проведения десантирования).

При проведении занятий по беспарашютной десантной подготовке, основное внимание сосредоточивается на изучении тактико-технических характеристик спусковых устройств роликовых (СУ-Р) на вертолетах Ми-8 и Ми-26; правил спуска, погрузки и разгрузки техники, оборудования и имущества; порядка эвакуации пострадавших с помощью штатного оборудования вертолетов; международных сигналов авиационного спасения и норм безопасности; а также на выработке у спасателей практических навыков десантирования. Практические занятия с применением спусковых устройств из вертолета планируются не менее 3 раз в каждый период обучения.

Воздушно-десантная подготовка проводится в поисково-спасательных формированиях, имеющих в штате подготовленных и аттестованных инструкторов, а также соответствующее снаряжение и допуски личного состава для организации прыжков с парашютом.

Основное внимание уделяется выработке у спасателей-десантников практических навыков десантирования с парашютом в любое время года, на различную местность, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, а также приема на земле десантируемых с воздуха грузов.

Основные усилия в горная подготовке спасате-лей-альпинистов направлены на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистских спасательных технологий, спелео-спасательной подготовке в пещерах, шахтных тоннелях и колодцах. Особое внимание уделяются на отработку приемов и способов организации страховки и самостраховки.

Практические занятия по горной подготовке проводятся в период учебных сборов регионального уровня с выездом в горные регионы не реже 1 раза в год. Отдельные разделы программ отрабатываются в местах постоянной дислокации формирований с учетом специфики и особенностей регионов.

Практические занятия спасателей по водной подготовке проводятся в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программ подготовки отрабатываются также непосредственно в местах постоянной дислокации формирований с учетом особенностей местных водных акваторий.

В ходе занятий спасателей учат правилам поведения на воде, эксплуатации водных судов, организации безопасного плавания, особенностям спасания и оказания первой медицинской помощи людям, пострадавшим на воде.

Особое внимание уделяется обучению правилам и мерам безопасности при сплавах по рекам повышенной сложности прохождения.

В водолазной подготовке первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей-водола-зов и водолазных врачей проводятся в условиях специализированных учебных центров (организаций) на договорной основе, а также в 40 Российском центре подготовки спасателей (г. Ногинск) и Туапсинском филиале отряда «Центроспас» в соответствии с утвержденными программами по водолазной подготовке и «Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах».

Сборы водолазных специалистов и водолазных врачей ПСО МЧС России проводятся ежегодно с приемом зачетов для подтверждения квалификации, а также периодическая переподготовка осуществляется в МАПО (г. Санкт-Петербург).

Возникла необходимость проводить региональные учебные сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов не реже 1 раза в год со сдачей зачетов для подтверждения квалификации водолаза. Учебно-тренировочные сборы водолазов-спасателей ПСО с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач необходимо проводить не реже 1 раза в полгода.

Основные усилия по технической подготовке направлены на отработку навыков эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования, средств связи в условиях чрезвычайных ситуаций, умение оперативно устранять неисправности, профессионально осваивать новые виды аварийноспасательного оборудования и техники.

Особое внимание обращается при этом на соб-

людение мер безопасности при работе с оборудованием, на недопущение эксплуатации не освидетельствованного органами гостехэнергонадзора аварийноспасательного инструмента и оборудования.

Подготовка спасателей ПСФ к работе с АХОВ осуществляется на базе УМЦ по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации.

Работу с АХОВ осуществляется после аттестации на данный вид работ и при надлежащей технической оснащенности спасателей.

Кинологическая подготовка направлена на поиск и обнаружение пострадавших, тел погибших, в том числе в горных условиях. Основное внимание обращается при этом на отработку слаженности действий кинологических расчетов (кинолога и специально обученной собаки). Подготовка кинологических расчетов осуществляется в 46 кинологическом центре 179 Спасательного центра МЧС России.

Для отработки методики подготовки служебных собак и сертификации расчетов поисковой кинологической службы проводятся (не реже 1 раза в год) учебно-методические сборы и сертификационные испытания регионального уровня и подразделений центрального подчинения. Для проведения сертификационных испытаний расчетов минно-розыскной службы 1 раз в год проводятся сборы и сертификационные испытания на базе 179 Спасательного центра.

Занятия по физической подготовке проводятся

2 раза в неделю по 2 часа. Особое внимание уделяется развитию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки. Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводятся 1 раз в месяц под руководством начальников ПСП с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок. Полученные оценки учитываются при последующей аттестации спасателей.

Время между зимним и летним периодами обучения используется для развития и совершенствования учебно-материальной базы ПСО, проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных городков и тренажерных комплексов.

Основные усилия руководство поисково-спасательного отряда направляет на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и повышение эффективности ее использования; на изучение и внедрение передового опыта лучших ПСО по организации подготовки спасателей; на обеспечение постоянного контроля за мероприятиями по подготовке спасателей в ПСО; на проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей комплексными группами в ходе плановых (не реже 1 раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований.

Литература

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: ПИТЕР, 2005.

2. Структура профессионально-важных качеств спасателей войск — ГО Корнейчук Ю.Ю., Глебов В.Ю., Мухин И.И., Корнейчук Л.В., Соловов Ю.А.// Гражданская защита. — № 6,7. — 2003

3. Активное социально-психологическое обучение. Емельянов Ю.Н. — Л.: ЛГУ, 1985.

4. Организация психологического сопровождения сотрудников ПСФ при ликвидации ЧС на химически опасном объекте: Учебное пособие. Ротанов И.А., Боженко Н.Н.// Омский территориальный центр медицины катастроф, Омск, 2005.

5. Фролов В. Психологическая готовность к опасности.// Гражданская защита. № 3. — 1999.

6. Безопасность жизнедеятельности: Государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия / Авт. сост. С.В. Петров. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

7. Сплоченность и толерантность в группе. К. Фопель. — Москва «Генезис», 2006.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.