УДК 373.1.02:372.8; 378.02:372.8
П. А. Гужова, Г. М. Суворова
Опыт формированиия культуры безопасности личности в условиях летнего палаточного лагеря
Летний палаточный лагерь «Юный турист-спасатель» рассматривается авторами как необходимое условие для формирования культуры безопасности личности и успешной реализации творческой активности. В статье раскрываются организационные и методические аспекты применения технологии исследования для развития качеств личности, которые соответствуют культуре безопасности.
Ключевые слова: культура безопасности личности, формирование культуры безопасности личности. P. А. Guzhova, G. M. Suvorova
Formation Experience of Person's Safety Culture in the Conditions of a Summer Field Camp
The summer field camp «Young Tourist-Lifesaver» is considered by authors as a necessary condition in formation of the person's safety culture and successful realization of a creative activity. In the article organizational and methodical aspects of applying research methods to develop the person's qualities which correspond to safety culture are revealed.
Key words: culture of person's safety, formation of the person's safety culture.
Культура безопасности на всем протяжении человеческой цивилизации составляла неотъемлемую сторону развития личности. Культура безопасности демонстрировала определенный уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда, причиняемого опасными и вредными факторами ему лично, другим людям и ущерба обществу в целом. Выступая носителем культуры, человек всегда стремился обеспечить ее сохранность, преемственность и развитие. Формирование культуры безопасности личности (КБЛ) осуществляется на протяжении всей жизни индивида, когда человек усваивает элементы культуры, социальные нормы и ценности, на основе которых формируются качества личности [8]. Критериями социализации являются социальная адаптивность, социальная автономность и социальная активность. В процессе взаимодействия человека с многочисленными факторами, агентами при помощи ряда механизмов происходит формирование культуры безопасности личности. К механизмам формирования КБЛ относят следующие: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание) [7]. Процесс фор-
мирования культуры личной безопасности происходит в деятельности, общении и самопознании личности. Формирование КБЛ в широком аспекте - это процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной), к выполнению социальных функций, присвоение личностью разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической) [4]. В узком аспекте - формирование КБЛ - это присвоение фрагментов культуры, прямое назначение которых состоит в обеспечении безопасности человека и социума. Такого рода фрагменты входят в состав любых конкретных видов деятельности, средств деятельности в различных сферах и в реализации различных социальных функций в обществе. На современном этапе проводится специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка школьников к безопасной жизнедеятельности. Структура подготовки представляет собой сложную систему, которая выступает в качестве компонента, элемента, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа и условий педагогического процесса [5]. Образовательным и воспитательным результатом сформированности культуры безопасности личности является только тот результат безопасного поведения и деятельности, который осознан индивидом [6]. Су-
© Гужова П. А., Суворова Г. М., 2011
ществуют различные формы контроля уровня сформированности культуры безопасности, такие как активное участие в олимпиадах по ОБЖ, мероприятиях «Тропа экологической безопасности», «Безопасное колесо», туристических походах и экспедициях, а также соревнованиях по автономному выживанию в природных условиях [2]. Следует отметить, что в Борисоглебском районе Ярославской области для учащейся молодежи каждый год проходит летний палаточный лагерь «Юный турист-спасатель», цель которого - формирование у участников лагеря культуры безопасности в условиях природной автономии. Вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования.
Основные задачи исследования: разработка комплекса учебно-тренировочных занятий по формированию культуры безопасности личности; создание условий для включения участников летнего лагеря в различные виды социальных отношений; изучение эффективности учебно-практических занятий по формированию навыков выживания в условиях природной автономии.
Исследование проводилось в 2010 г. на базе летнего полевого палаточного лагеря «Юный турист-спасатель». На первом этапе исследования проводили констатирующий эксперимент -тестирование уровня знаний школьников по выживанию в условиях автономного существования в природе. По результатам первичного тестирования было определено содержание учебно-тренировочных занятий по формированию культуры безопасности личности в условиях природной автономии. На втором - формирующем этапе исследования - в экспериментальной группе участников (п=15, возраст 13-16 лет) проводили учебно-тренировочные занятия по разделу «Культура выживания в условиях автономного существования в природе», а также подготовку к финальным соревнованиям по поисково-спасательным работам на природе. Содержание и разработку заданий проводили с учетом ландшафтных особенностей места расположения лагеря, а также требований, предъявляемых к процессу формирования культуры безопасности личности. Активное участие во втором этапе исследования принимали студенты ЯГПУ им. К. Д. Ушинско-го, обучающиеся по специальности «безопасность жизнедеятельности». На третьем заключительном этапе педагогического эксперимента, проводили оценку эффективности разработанных мероприятий по результатам контрольного
тестирования и итогам финальных соревнований. Практическая значимость исследования заключается в подготовке учебно-методического комплекса по формированию навыков безопасного поведения при автономном выживании в природной среде и воспитанию культуры безопасности личности.
Экспериментальную группу составили участники лагеря, приглашенные по желанию и результатам первичного тестирования. Первичное тестирование показало, что «удовлетворительные» знания имели 33 % участников, 47 % - написали тест на оценку «хорошо», а 20 % участников команды получили оценку «неудовлетворительно». Следует отметить, что никто из участников экспериментальной группы не показал «отличного» результата. Таким образом, возникает необходимость в организации и проведении занятий по формированию культуры безопасности личности в условиях автономного выживания в природе. В содержание учебно-тренировочных занятий были включены следующие вопросы культуры безопасности: психологическая и физическая безопасность личности, правовые вопросы безопасности, способы ориентирования на местности, правила безопасного поведения в условиях внужденного автономного существования, правила безопасного поведения на воде, первая доврачебная помощь при травмах и отравлениях, методы повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья. Следует отметить, что совместные учебно-тренировочные действия школьников и тренеров-наставников приводят к формированию у детей адекватного поведения в опасной ситуации, сохранению личности от деструктивности и профилактике асоциального поведения. Для реализации активных методов обучения использовали дискуссию, беседу, деловые и ролевые игры, групповой проект «Культура безопасности личности», мероприятия по ориентированию на местности и преодолению препятствий, проведение учебных поисково-спасательных работ, самоанализ деятельности. При организации и проведении учебно-тренировочных занятий максимально задействовали все стороны личности: волевую, эмоциональную и когнитивную. По окончании занятий было проведено контрольное тестирование. В результате - 67 % участников написали тест на оценку «хорошо», 33 % школьников имели оценку «отлично». Необходимо подчеркнуть, что после проведения комплекса учебно-тренировочных занятий «удовлетвори-
тельных» и «неудовлетворительных» оценок в экспериментальной группе не выявлено.
Важным аспектом этой разработки является то, что у каждого участника экспериментальной группы имелась зачетная книжка, в которой фиксировали результаты тестирования, оценки за работу на учебно-практических занятиях, а также личные достижения за период обучения в лагере. Анализ индивидуальных зачетных книжек показал, что 86 % участников экспериментальной группы имели «отличный» результат по освоению навыков культуры безопасного поведения личности в природной среде, а 14 % участников получили оценки «хорошо».
Итоговым этапом, который завершал комплекс мероприятий по формированию уровня КБЛ в условиях летнего палаточного лагеря «Юный турист-спасатель», было проведение 2-суточных финальных соревнований по поисково-спасательным работам (протяженность трассы составила 30 км). Соревнования были организованы при поддержке Главного управления МЧС по Ярославской области, а также учебно-методического центра по ГО и ЧС Ярославской области. Соревнования состояли из 6 блоков и
включали 56 этапов различной сложности: спортивное ориентирование, прохождение природных препятствий, стрельба из пневматической винтовки, оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего, изготовление носилок, постройка временного убежища, установка палатки, разведение костров и др. Во время прохождения дистанции руководителям команд, выдавали бланки с описанием этапов и заданий. В зачетно-маршрутных книжках участников команд фиксировали результаты прохождения каждого этапа. Залогом успеха являлось прохождение трассы с минимальной потерей времени и выполнение заданий с минимальным количеством штрафных баллов. Экспериментальная группа участников набрала минимальное количество штрафных баллов (34) и заняла первое место по итогам соревнований.
Определение уровня сформированности КБЛ у участников экспериментальной группы проводили по следующим показателям: результаты тестирования, оценки по занятию, итоги соревнований. Выделяли 4 уровня культуры безопасности личности: низкий (0 %-39 %), ниже среднего (40 %-50 %), средний (51 %-69 %), высокий (70 %-100 %) (см. табл. 1).
Таблица 1
Уровень культуры безопасности личности
№ п/п Результаты Уровень КБЛ
Высокий Средний Ниже среднего Низкий
1. Правильных ответов по тесту, % 70-100 % 51-69 % 40-50 % 0-39 %
2. Оценка по учебно-тренировочному занятию «5» «4» «3» «2»
3. Штрафных баллов за соревнование 0-50 51-100 101-259 260 и >
В начале исследования 47 % участников имели «средний» уровень КБЛ. «Ниже среднего» и «низкий» уровень культуры безопасности были отмечены у 33 % и 20 % участников соответственно. Причем «высокий» уровень КБЛ в экспериментальной группе не был отмечен. В процессе обучения участников летнего полевого лагеря «Юный турист-спасатель» выявлено повышение уровня культуры безопасности личности. По ре-
зультатам контрольного тестирования, оценок за освоение навыков безопасного поведения в природной среде и итогов соревнования, следует отметить, что 40 % участников имели «средний» уровень КБЛ. Высокого уровня КБЛ достигли 60 % участников экспериментальной группы. Необходимо подчеркнуть, что школьников с низким уровнем КБЛ не выявлено (рис.1).
Рис. 1. Динамика изменения уровня КБЛ в экспериментальной группе
70 60 50 40 30 20 10 0
47%
33%
20%
0,%
0%
40%
Низкий уровень Ниже среднего
60%
0%
Средний уровень Высокий уровень
□ До ■ После
Итоги исследования, полученные в условиях организации летнего полевого лагеря «Юный турист-спасатель» - это результат целенаправленного процесса по формированию культуры безопасности личности, необходимых знаний, умений и навыков выживания в условиях природной среды, воспитанию и развитию наиболее значимых качеств личности, которые характеризуют уровень культуры человека. В Ярославской области это направление реализуется в работе летнего палаточного лагеря «Юный турист-спасатель».
В результате исследования определены критерии сформированности КБЛ: умение соблюдать нормы и правила поведения на природе; умение анализировать ситуацию; навыки поступать в стандартной ситуации «как учили», а в нестандартной ситуации поступать адекватно реальным условиям. К качествам личности, формирующим КБЛ, нами отнесены следующие: собранность, концентрация внимания, целеустремленность, взаимопонимание, взаимопомощь, решительность [7]. Адекватными методами проверки знаний по культуре безопасности личности являются тестирование, семинары и тренинги, самоанализ, участие в проведении практических учебно-тренировочных занятий и в организации этапов соревнования.
Важным фактором для формирования КБЛ является изучение внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий. В условиях летнего полевого лагеря «Юный турист-спасатель» решаются задачи занятости ребенка в летнее время, повышение уровня культуры безо-
пасности личности и комплексное сочетание обучения и отдыха. В период обучения в условиях летнего полевого лагеря подростки приобретают навыки безопасного поведения на природе и овладевают теорией культуры безопасности. Использование различных педагогических методов и приемов позволяют в полной мере раскрыть потенциал участников палаточного лагеря «Юный турист-спасатель», повысить их уровень культуры безопасности. Так, в результате применения разработанного учебно-тренировочного комплекса, включающего 16 тематических занятий и соревнование по поисково-спасательным работам, выявлено, что у 60 % участников летнего лагеря «Юный турист-спасатель» показатели КБЛ достигли более высокого уровня, чем на начальном этапе исследования. Следует отметить, что разработанный учебно-тренировочный комплекс рекомендован к использованию в рамках реализации общей ежегодной Программы лагеря.
Библиографический список:
1. Губарева, Л. И. Экология человека [Текст] : практикум для вузов / Л. И. Губарева, О. М. Ми-зирева, Т. М. Чурилова. - М., Высшая школа, 2006. - 112 с.
2. Захлебный, А. Н. Факторы формирования отношения личности к природе [Текст] / А. Н. За-хлебный // Материалы второй Российской конференции по экологической психологии. - М. : 2000. - С. 135-138.
3. Иванов, Д. Экспертиза педагогической экспериментальной и инновационной деятельности:
как ее организовать и провести [Текст] /Д. Иванов. - М. : Чистые пруды, 2009. - 32 с.
4. Кузнецов, В. Н. Культура безопасности: социологическое исследование [Текст] / В. Н. Кузнецов. - М. : Наука, 2001. - 320 с.
5. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников [Текст] / В. Н. Мошкин. -Барнаул : Изд-во БГПУ, 2000. - 318 с.
6. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Текст] / под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : Деловой экспресс, 2006. - 316 с.
7. Суворова, Г. М. Культура экологической безопасности в городе [Текст] : учеб. пособ. / Г. М. Суворова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - 104 с.