Научная статья на тему 'Опыт формированиия культуры безопасности личности в условиях летнего палаточного лагеря'

Опыт формированиия культуры безопасности личности в условиях летнего палаточного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / CULTURE OF PERSON’S SAFETY / FORMATION OF THE PERSON’S SAFETY CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гужова Патриция Александровна, Суворова Галина Михайловна

Летний палаточный лагерь «Юный турист-спасатель» рассматривается авторами как необходимое условие для формирования культуры безопасности личности и успешной реализации творческой активности. В статье раскрываются организационные и методические аспекты применения технологии исследования для развития качеств личности, которые соответствуют культуре безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гужова Патриция Александровна, Суворова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation Experience of Person’s Safety Culture in the Conditions of a Summer Field Camp

The summer field camp «Young Tourist-Lifesaver» is considered by authors as a necessary condition in formation of the person’s safety culture and successful realization of a creative activity. In the article organizational and methodical aspects of applying research methods to develop the person’s qualities which correspond to safety culture are revealed.

Текст научной работы на тему «Опыт формированиия культуры безопасности личности в условиях летнего палаточного лагеря»

УДК 373.1.02:372.8; 378.02:372.8

П. А. Гужова, Г. М. Суворова

Опыт формированиия культуры безопасности личности в условиях летнего палаточного лагеря

Летний палаточный лагерь «Юный турист-спасатель» рассматривается авторами как необходимое условие для формирования культуры безопасности личности и успешной реализации творческой активности. В статье раскрываются организационные и методические аспекты применения технологии исследования для развития качеств личности, которые соответствуют культуре безопасности.

Ключевые слова: культура безопасности личности, формирование культуры безопасности личности. P. А. Guzhova, G. M. Suvorova

Formation Experience of Person's Safety Culture in the Conditions of a Summer Field Camp

The summer field camp «Young Tourist-Lifesaver» is considered by authors as a necessary condition in formation of the person's safety culture and successful realization of a creative activity. In the article organizational and methodical aspects of applying research methods to develop the person's qualities which correspond to safety culture are revealed.

Key words: culture of person's safety, formation of the person's safety culture.

Культура безопасности на всем протяжении человеческой цивилизации составляла неотъемлемую сторону развития личности. Культура безопасности демонстрировала определенный уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда, причиняемого опасными и вредными факторами ему лично, другим людям и ущерба обществу в целом. Выступая носителем культуры, человек всегда стремился обеспечить ее сохранность, преемственность и развитие. Формирование культуры безопасности личности (КБЛ) осуществляется на протяжении всей жизни индивида, когда человек усваивает элементы культуры, социальные нормы и ценности, на основе которых формируются качества личности [8]. Критериями социализации являются социальная адаптивность, социальная автономность и социальная активность. В процессе взаимодействия человека с многочисленными факторами, агентами при помощи ряда механизмов происходит формирование культуры безопасности личности. К механизмам формирования КБЛ относят следующие: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание) [7]. Процесс фор-

мирования культуры личной безопасности происходит в деятельности, общении и самопознании личности. Формирование КБЛ в широком аспекте - это процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной), к выполнению социальных функций, присвоение личностью разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической) [4]. В узком аспекте - формирование КБЛ - это присвоение фрагментов культуры, прямое назначение которых состоит в обеспечении безопасности человека и социума. Такого рода фрагменты входят в состав любых конкретных видов деятельности, средств деятельности в различных сферах и в реализации различных социальных функций в обществе. На современном этапе проводится специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка школьников к безопасной жизнедеятельности. Структура подготовки представляет собой сложную систему, которая выступает в качестве компонента, элемента, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа и условий педагогического процесса [5]. Образовательным и воспитательным результатом сформированности культуры безопасности личности является только тот результат безопасного поведения и деятельности, который осознан индивидом [6]. Су-

© Гужова П. А., Суворова Г. М., 2011

ществуют различные формы контроля уровня сформированности культуры безопасности, такие как активное участие в олимпиадах по ОБЖ, мероприятиях «Тропа экологической безопасности», «Безопасное колесо», туристических походах и экспедициях, а также соревнованиях по автономному выживанию в природных условиях [2]. Следует отметить, что в Борисоглебском районе Ярославской области для учащейся молодежи каждый год проходит летний палаточный лагерь «Юный турист-спасатель», цель которого - формирование у участников лагеря культуры безопасности в условиях природной автономии. Вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования.

Основные задачи исследования: разработка комплекса учебно-тренировочных занятий по формированию культуры безопасности личности; создание условий для включения участников летнего лагеря в различные виды социальных отношений; изучение эффективности учебно-практических занятий по формированию навыков выживания в условиях природной автономии.

Исследование проводилось в 2010 г. на базе летнего полевого палаточного лагеря «Юный турист-спасатель». На первом этапе исследования проводили констатирующий эксперимент -тестирование уровня знаний школьников по выживанию в условиях автономного существования в природе. По результатам первичного тестирования было определено содержание учебно-тренировочных занятий по формированию культуры безопасности личности в условиях природной автономии. На втором - формирующем этапе исследования - в экспериментальной группе участников (п=15, возраст 13-16 лет) проводили учебно-тренировочные занятия по разделу «Культура выживания в условиях автономного существования в природе», а также подготовку к финальным соревнованиям по поисково-спасательным работам на природе. Содержание и разработку заданий проводили с учетом ландшафтных особенностей места расположения лагеря, а также требований, предъявляемых к процессу формирования культуры безопасности личности. Активное участие во втором этапе исследования принимали студенты ЯГПУ им. К. Д. Ушинско-го, обучающиеся по специальности «безопасность жизнедеятельности». На третьем заключительном этапе педагогического эксперимента, проводили оценку эффективности разработанных мероприятий по результатам контрольного

тестирования и итогам финальных соревнований. Практическая значимость исследования заключается в подготовке учебно-методического комплекса по формированию навыков безопасного поведения при автономном выживании в природной среде и воспитанию культуры безопасности личности.

Экспериментальную группу составили участники лагеря, приглашенные по желанию и результатам первичного тестирования. Первичное тестирование показало, что «удовлетворительные» знания имели 33 % участников, 47 % - написали тест на оценку «хорошо», а 20 % участников команды получили оценку «неудовлетворительно». Следует отметить, что никто из участников экспериментальной группы не показал «отличного» результата. Таким образом, возникает необходимость в организации и проведении занятий по формированию культуры безопасности личности в условиях автономного выживания в природе. В содержание учебно-тренировочных занятий были включены следующие вопросы культуры безопасности: психологическая и физическая безопасность личности, правовые вопросы безопасности, способы ориентирования на местности, правила безопасного поведения в условиях внужденного автономного существования, правила безопасного поведения на воде, первая доврачебная помощь при травмах и отравлениях, методы повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья. Следует отметить, что совместные учебно-тренировочные действия школьников и тренеров-наставников приводят к формированию у детей адекватного поведения в опасной ситуации, сохранению личности от деструктивности и профилактике асоциального поведения. Для реализации активных методов обучения использовали дискуссию, беседу, деловые и ролевые игры, групповой проект «Культура безопасности личности», мероприятия по ориентированию на местности и преодолению препятствий, проведение учебных поисково-спасательных работ, самоанализ деятельности. При организации и проведении учебно-тренировочных занятий максимально задействовали все стороны личности: волевую, эмоциональную и когнитивную. По окончании занятий было проведено контрольное тестирование. В результате - 67 % участников написали тест на оценку «хорошо», 33 % школьников имели оценку «отлично». Необходимо подчеркнуть, что после проведения комплекса учебно-тренировочных занятий «удовлетвори-

тельных» и «неудовлетворительных» оценок в экспериментальной группе не выявлено.

Важным аспектом этой разработки является то, что у каждого участника экспериментальной группы имелась зачетная книжка, в которой фиксировали результаты тестирования, оценки за работу на учебно-практических занятиях, а также личные достижения за период обучения в лагере. Анализ индивидуальных зачетных книжек показал, что 86 % участников экспериментальной группы имели «отличный» результат по освоению навыков культуры безопасного поведения личности в природной среде, а 14 % участников получили оценки «хорошо».

Итоговым этапом, который завершал комплекс мероприятий по формированию уровня КБЛ в условиях летнего палаточного лагеря «Юный турист-спасатель», было проведение 2-суточных финальных соревнований по поисково-спасательным работам (протяженность трассы составила 30 км). Соревнования были организованы при поддержке Главного управления МЧС по Ярославской области, а также учебно-методического центра по ГО и ЧС Ярославской области. Соревнования состояли из 6 блоков и

включали 56 этапов различной сложности: спортивное ориентирование, прохождение природных препятствий, стрельба из пневматической винтовки, оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего, изготовление носилок, постройка временного убежища, установка палатки, разведение костров и др. Во время прохождения дистанции руководителям команд, выдавали бланки с описанием этапов и заданий. В зачетно-маршрутных книжках участников команд фиксировали результаты прохождения каждого этапа. Залогом успеха являлось прохождение трассы с минимальной потерей времени и выполнение заданий с минимальным количеством штрафных баллов. Экспериментальная группа участников набрала минимальное количество штрафных баллов (34) и заняла первое место по итогам соревнований.

Определение уровня сформированности КБЛ у участников экспериментальной группы проводили по следующим показателям: результаты тестирования, оценки по занятию, итоги соревнований. Выделяли 4 уровня культуры безопасности личности: низкий (0 %-39 %), ниже среднего (40 %-50 %), средний (51 %-69 %), высокий (70 %-100 %) (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровень культуры безопасности личности

№ п/п Результаты Уровень КБЛ

Высокий Средний Ниже среднего Низкий

1. Правильных ответов по тесту, % 70-100 % 51-69 % 40-50 % 0-39 %

2. Оценка по учебно-тренировочному занятию «5» «4» «3» «2»

3. Штрафных баллов за соревнование 0-50 51-100 101-259 260 и >

В начале исследования 47 % участников имели «средний» уровень КБЛ. «Ниже среднего» и «низкий» уровень культуры безопасности были отмечены у 33 % и 20 % участников соответственно. Причем «высокий» уровень КБЛ в экспериментальной группе не был отмечен. В процессе обучения участников летнего полевого лагеря «Юный турист-спасатель» выявлено повышение уровня культуры безопасности личности. По ре-

зультатам контрольного тестирования, оценок за освоение навыков безопасного поведения в природной среде и итогов соревнования, следует отметить, что 40 % участников имели «средний» уровень КБЛ. Высокого уровня КБЛ достигли 60 % участников экспериментальной группы. Необходимо подчеркнуть, что школьников с низким уровнем КБЛ не выявлено (рис.1).

Рис. 1. Динамика изменения уровня КБЛ в экспериментальной группе

70 60 50 40 30 20 10 0

47%

33%

20%

0,%

0%

40%

Низкий уровень Ниже среднего

60%

0%

Средний уровень Высокий уровень

□ До ■ После

Итоги исследования, полученные в условиях организации летнего полевого лагеря «Юный турист-спасатель» - это результат целенаправленного процесса по формированию культуры безопасности личности, необходимых знаний, умений и навыков выживания в условиях природной среды, воспитанию и развитию наиболее значимых качеств личности, которые характеризуют уровень культуры человека. В Ярославской области это направление реализуется в работе летнего палаточного лагеря «Юный турист-спасатель».

В результате исследования определены критерии сформированности КБЛ: умение соблюдать нормы и правила поведения на природе; умение анализировать ситуацию; навыки поступать в стандартной ситуации «как учили», а в нестандартной ситуации поступать адекватно реальным условиям. К качествам личности, формирующим КБЛ, нами отнесены следующие: собранность, концентрация внимания, целеустремленность, взаимопонимание, взаимопомощь, решительность [7]. Адекватными методами проверки знаний по культуре безопасности личности являются тестирование, семинары и тренинги, самоанализ, участие в проведении практических учебно-тренировочных занятий и в организации этапов соревнования.

Важным фактором для формирования КБЛ является изучение внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий. В условиях летнего полевого лагеря «Юный турист-спасатель» решаются задачи занятости ребенка в летнее время, повышение уровня культуры безо-

пасности личности и комплексное сочетание обучения и отдыха. В период обучения в условиях летнего полевого лагеря подростки приобретают навыки безопасного поведения на природе и овладевают теорией культуры безопасности. Использование различных педагогических методов и приемов позволяют в полной мере раскрыть потенциал участников палаточного лагеря «Юный турист-спасатель», повысить их уровень культуры безопасности. Так, в результате применения разработанного учебно-тренировочного комплекса, включающего 16 тематических занятий и соревнование по поисково-спасательным работам, выявлено, что у 60 % участников летнего лагеря «Юный турист-спасатель» показатели КБЛ достигли более высокого уровня, чем на начальном этапе исследования. Следует отметить, что разработанный учебно-тренировочный комплекс рекомендован к использованию в рамках реализации общей ежегодной Программы лагеря.

Библиографический список:

1. Губарева, Л. И. Экология человека [Текст] : практикум для вузов / Л. И. Губарева, О. М. Ми-зирева, Т. М. Чурилова. - М., Высшая школа, 2006. - 112 с.

2. Захлебный, А. Н. Факторы формирования отношения личности к природе [Текст] / А. Н. За-хлебный // Материалы второй Российской конференции по экологической психологии. - М. : 2000. - С. 135-138.

3. Иванов, Д. Экспертиза педагогической экспериментальной и инновационной деятельности:

как ее организовать и провести [Текст] /Д. Иванов. - М. : Чистые пруды, 2009. - 32 с.

4. Кузнецов, В. Н. Культура безопасности: социологическое исследование [Текст] / В. Н. Кузнецов. - М. : Наука, 2001. - 320 с.

5. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников [Текст] / В. Н. Мошкин. -Барнаул : Изд-во БГПУ, 2000. - 318 с.

6. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Текст] / под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : Деловой экспресс, 2006. - 316 с.

7. Суворова, Г. М. Культура экологической безопасности в городе [Текст] : учеб. пособ. / Г. М. Суворова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.