Научная статья на тему 'Педагогические основы подготовки юных спасателей в условиях колледжа и полевого лагеря'

Педагогические основы подготовки юных спасателей в условиях колледжа и полевого лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы подготовки юных спасателей в условиях колледжа и полевого лагеря»

_КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКА КАК ФАКТОР..._

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - ML: Изд-во Смысл, и Ц Академия, 2002. - 416 с.

2. Беличева, С. А, Сложный мир подростка / С. А. Беличева. - Свердрловск: Урал. кн. изд-во, 1984. - 128 с.

3. Буева, Л. П. Человек: Деятельность и общение / Л. П. Буева. - М: Мысль, 1978, — 216 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Аспект-пресс, 1984.

УДК 378.011

И, Б. Петров

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА И ПОЛЕВОГО ЛАГЕРЯ

За последние годы наблюдается значительный рост чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иных угроз для жизни и здоровья людей.

Как сделать нашу жизнь более безопасной, более защищенной, как снизить людские и материальные потери от воздействия поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций; как помочь пострадавшим - людям, оказавшимся в беде, быстрее и с наименьшими потерями вернуться в нормальное русло жизни ?

Одним из путей решения этих проблем является подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, создание и обучение специальных сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Первой ступенью на этом пути является подготовка самых юных граждан нашей страны, обучение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных учреждений основным вопросам обеспечения личной безопасности по специальным программам как в учебное, так и дополнительное время.

Следует заметить, что в дополнительном образовании детей вопросам обеспечения безопасности в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, которое осуществляется на добровольной основе. Возникает немало вопросов, требующих своего настоятельного решения. И хотя основы решения этой проблемы заложены в самих программах обучения, однако ее практическая реализация вызывает немало трудностей.

Имеющиеся программы подготовки кшых спасателей преследуют благую цель - научить учащихся правилам поведения и действий в экстремальных ситуациях, помочь им овладеть приемами оказания самопомощи и взаимопомощи от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, привить им умение чувствовать чужую боль и готовность оказать необходимую помощь пострадавшим в трудных ситуациях.

Как достичь данную цель?

Во-первых, желание стать юным спасателем похвально, но это дело добровольное, так как оно накладывает на ребенка дополнительную и физическую и психологическую нагрузку. И естественно, не каждый ребенок пожелает брать ее на себя, да и многие родители постараются удержать ребенка от таких занятий, которые, на их взгляд, ребенку не нужны.

Работа по привлечению детей в это движение должна провотиться как с ребятами, так и с их родителями. Заинтересовать детей, увлечь их прекрасной идеей, стать - спасателями, надежными и добрыми поводырями пострадавших в экс тремальных ситуациях, умением приносить пользу людям, оказавшимся в беде - задача не из легких. При этом главная воспитательная цель - привить учащимся уважение к профессии спасателя, готовность посвятить себя этой героической и благородной профессии.

Во-вторых, подготовку юных спасателей должны осуществлять заинтересованные специалисты, умеющие и желающие работать с детьми, знающие особенности их психологии, умеющие простым и доступным языком доводить до учащихся многие сложные понятия, явления и процессы. Проводимые занятия должны носить познавательный характер и иметь практическую направленность. Они должны строиться с учетом психологических и физических возможностей детей, их умения анализировать события, оценивать динамику их развития, выделять и удерживать в поле зрения главное в цепи событий.

Каждое занятие должно проводиться в состязательном духе. Осознания учащимися необходимости и личной ответственности за конечный результат, понимании ими важности коллективных действий, строгого соблюдения правил личной и общественной безопасности при выполнении любой задачи.

В-третьих, материальное обеспечение любого занятия с юными спасателями необходимо хорошо продумывать. Приборы, макеты, тренажеры, имущество гражданской обороны. Учебно-методическая литература и пособия должны способствовать отработке учебных вопросов в полном объеме, давать возможность практической работы каждому обучаемому.

В-четвертых, большую роль в качественном обучении юных спасателей азам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ играет педагог. Высокая педагогическая культура, грамотность речи, такт обращения преподавателя с обучаемыми, его внешний вид, умение исполь-

зовать наиболее эффективные приемы и методы обучения способствующие качественному достижению учебных целей. Активизации внимания и поддержания дисциплины - вот составные элементы работы преподавателя. Именно они помогают ему найти нужный подход к обучаемым, создать нормальный психолого-педагогический климат в коллективе.

Как показывает опыт обучения школьников, наглядность и познава-тельность, доступность, понимание, использование ярких примеров способствуют повышению заинтересованности обучаемых к теме занятия. Поэтому очень валено, чтобы преподаватель мог широко использовать огромный набор приемов и методов, использовать различные методики проверки знаний, умений и навыков юных спасателей.

Не является секретом, что но уровню своего развития, восприятия учебного материала эмоциональной реакции на поведение и действия окружающих, особенно в экстремальных ситуациях, школьники существенно отличаются от взрослых. И эти нюансы мышления и поведения учащихся должны обязательно учитываться преподавателями при обучении юных спасателей.

Основной целью любого занятия с юными спасателями является овладение умением оценивать и анализировать возможные чрезвычайные ситуации, принимать грамотные решения на действия в ситуациях опасных для жизни и здоровья. При этом преподаватель должен способствовать развитию у обучаемых эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, готовности к действиям в условиях физических и психологических перегрузок; воспитанию у юных спасателей чувства высокой ответственности за свои действия, чувства коллективизма, готовности к самопожертвованию ради дела, ради спасения жизней других людей -то есть тех идеалов, которые характеризуют настоящего спасателя.

Подготовка юных спасателей должна быть постоянно в поле зрения органов местного самоуправления, и органов управления образованием и учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города и административных округов, поисково-спасательных отрядов, если мы всерьез желаем заняться обеспечением безопасности населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» предусмотрено дальнейшее развитие и совершенствование организации Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», высшим звеном которого являются активисты, подготовленные по учебным программам «Юные спасатели» и «Юные туристы-спасатели», а также массовое туристско-краеведческое движение, как наиболее эффективные средства патриотического воспитания, физического совершенствования, активного отдыха и оздоровления, молодежи.

Общественно-политические и социокультурные изменения, происходя-

щие в России в последнее десятилетие, позволяют выделить сферу дополнительного образования как инновационную в воспитании детей и подростков безопасному образу жизни, потому что дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей. В Российской Федерации создана подсистема дополнительного образования, которая объединена во Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности», высшим звеном которого являются активисты, подготовленные по учебным программам «Юные туристы-спасатели» и «Юные спасатели».

В тоже время при решении проблемы обучения детей по названным программам возникли следующие противоречия:

- между потребностью в обучении безопасному образу жизни и профессиональной ориентации молодежи и отсутствием научно - обоснованных рекомендаций и требований к объему, содержанию и методике обучения воспитанников лицейских классов;

- между отсутствием взаимосвязи теории и практики обучения и не разработанностью содержания программно-методического обеспечения.

Исходя из этого, мы постарались решить проблему разработки программно-методического обеспечения процесса обучения юных спасателей и туристов в условиях лицейского класса.

В процессе обучения в профильном классе лицея № 25 г. Москвы и лицейских классах школы № 1094 г. Москвы и школы № 1 г. Лыткарино Московской области за 1998-2006 г.г., в которых обучено и ориентированы на будущую профессиональную деятельность более 160 человек, нами выявлено, что профессиональная ориентация лицеистов по вопросам безопасности в сфере рекреации и туризма и поисково-спасательной деятельности будет эффективной, если:

- разработана модель подготовки лицеистов по основам обеспечения личной и общественной безопасности;

- учитываются возрастные особенности обучающихся при отборе и разработке материала, входящего в учебно-методический комплекс;

- учебно-воспитательный процесс сопровождается современными методами, реализуемыми на основе общей концепции дополнительного образования детей и обеспечивать формирование морально-психологической готовности к поисково-спасательной деятельности.

Ведущая социальная функция спасателей и туристских кадров - это управление туристским коллективом или группой, как социальным организмом, в котором специфически преломляются основные характеристики общества, особенности и задачи определенного этапа его развития. Сущность туристского коллектива состоит в том, что в нем непосредственно соединяются общественные, групповые и индивидуальные потребности и интересы, формируются общие для большинства его членов цели, нормы и

правила поведения. Поэтому главная функция социального управления коллективом заключается в обеспечении возрастающего соответствия интересов и действий каждого человека и всего коллектива или группы безопасному взаимодействию.

Специфике социально-педагогической и организаторской деятельности кадров и спасателей в туризме требует необходимого уровня их подготовки (теоретической и практической) и предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам. Поэтому от правильного подбора и расстановки кадров преподавателей, их социальной зрелости, от глубины знания порученного им дела зависит качество и эффективность работы по дальнейшему развитию подготовки кадров спасателей и детско-юношеского туризма, безопасному проведению туристских мероприятий.

Проведенный нами анализ структуры кадров детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма позволяет выделить их в две группы:

а) профессиональные кадры, входящие в штаты агентств (комитетов) по физической культуре и спорту, центры и станции юных туристов, дворцы творчества юных, поисково-спасательные службы и отряды (ПСС и ПСО);

б) общественные кадры, получившие специальную подготовку и прошедшие повышение квалификации на учебных мероприятиях по обучению: туристских организаторов, руководителей туристских походов и путешествий, гидов-проводников, инструкторов туризма, судей туристских соревнований, спасатели-общественники.

В штатную численность специалистов детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма входят руководители учреждений и подразделений (отделов, секторов), методисты, педагоги дополнительного образования и инструкторский состав специалистов, на которых возложено не только организационное обеспечение развития социального туризма, но и безопасное проведение туристских мероприятий.

Психологическая подготовка туристов и спасателей - это целеустремленный и организованный процесс формирования у них эмоционально-волевой устойчивости и внутренней готовности к действиям в сложных ситуациях, в постоянно меняющейся обстановке, при длительном нервно-психическом воздействии, при преодолении трудностей связанных с прохождением маршрутов.

Проблема профессиональной ориентации будущих специалистов для конкретных видов деятельности является ключевой для разработки содержания учебных планов и содержания учебных программ.

Достижение достаточного уровня обучения туристских кадров по каждой квалификационной категории и спасателей невозможно без поэтапного усвоения знаний, умений и навыков, рассчитанных на три года обучения в лицейском классе.

На базе практического опыта, накопленного с 1998 г. в процессе обу-

чения и профессиональной ориентации кадров для туризма и спасателей, проведенных педагогических экспериментов и экспертной оценки существующей системы обучения специалистов для туристской отрасли и спасательного дела, выработанных профессиональных моделей, разработаны:

1. Трехуровневая система обучения и профессиональной ориентации в лицейском классе «Юный турист-спасатель».

2. Учебные планы и программы «Юный спасатель», «Юный турист-спасатель». рассчитанные на трехлетний цикл обучения с ориентацией на будущую профессиональную деятельность.

В первом цикле обучения объединяются учебные планы и программы начальной туристско-спасательной подготовки, которые должны дать начинающим знания, умения и навыки, необходимые для участия в походах выходного дня, степенных и 1-й категории сложности походах. В этот же цикл обучения входят учебные планы и программы, задачей которых является:

- обучение необходимой теоретической, технической и тактической подготовки для прохождения многодневных некатегорийных походов на сдачу нормативов знаков «Юный турист России», «Турист России» и походов I категории сложности в различных видах туризма.

Во время обучения выявляются наиболее способные воспитанники и направляются для обучения во втором цикле обучения, задачей которого является:

- дать знания, умения и навыки для качественной и безаварийной подготовки и проведения туристских походов и путешествий II-III категорий сложности в конкретном виде туризма;

- обучить начальным навыкам безопасного поведения в природной среде, проведения поисково-спасательных работ и оказанию первой медицинской помощи;

- отобрать наиболее перспективных воспитанников для обучения в третьем цикле обучения.

Третий цикл обучения объединяет планы и программы начальной подготовки спасателей, базового уровня подготовки туристских кадров по избранному виду туризма, в задачу данного этапа обучения входят:

- подготовить будущих участников и руководителей туристских походов 2-3 категорий сложности с высоким уровнем теоретических и практических знаний в данном виде туризма;

- привить организаторские способности и дать навыки, необходимые для организации и проведению массовых туристских мероприятий, консультационной работы по их безопасному проведению; овладение основами педагогики, теории и методики физического воспитания, необходимыми для проведения учебно-методической работы на туристских маршрутах, способных организовать и проводить учебный процесс в качестве стажера в любом цикле обучения лицейских классов.

- начальная профессиональная подготовка спасателей;

- отбор кандидатов на получение высшего профессионального образования в сфере туризма или специальной подготовки в системе МЧС.

Разработанная модель подготовки туристских кадров и спасателей предусматривает определенную совокупность требований, предъявляемых к обучающимся, инструкторско-преподавательскому составу учебных мероприятий каждого цикла обучения.

Как показала десятилетняя практика проведения профильных полевых лагерей по программам «Юные туристы-спасатели» и «Юные спасатели», эта форма дополнительного образования детей наиболее эффективна.

Оздоровительно-образовательные программы лагеря, в отличие от чисто образовательных, более демократичны, динамичны. Главное в этих программах — не конкретные знания, умения, а существенные компоненты развивающейся личности - направленность интересов, мотивация; опыт общения и анализ отношений к себе, людям, миру, природе; познание себя, самореализация, ведущие потребности, индивидуальные проявления и т. д.

Для практиков важно осуществить выбор такой деятельности, который помог бы избавиться от единообразия в работе с детьми. Выполнить эту задачу призваны программы деятельности, реализуемые различными лагерями: «Лидер», «Экология и дети», «От культуры и спорта - к здоровому образу жизни», «Юный турист-спасатель», «Юный турист-эколог», «Робинзоны», «Мир красотой спасется», «Детский орден милосердия» и многие другие.

При реализации оздоровительно-образовательных программ существенно преобразуются предлагаемые детям ранее и возникают принципиально новые виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности. Очевидно, что в структуре детских объединений могут быть использованы творческие мастерские, клубы, или какие-либо иные объединения, способствующие групповой дифференциации и групповой сплоченности.

Предлагая детям широкий спектр направлений деятельности, важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть и посильной, и сложной (содержательно и технологически) для конкретной личности, и требовать интеллектуального, физического, эмоционального напряжения. Она должна быть привлекательна - соответствовать интересам ребенка, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или самим поставленных) целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.

Включение детей в спасательные и туристско-краеведческие виды деятельности должно иметь в своей основе дифференцированный подход.

Характерной особенностью деятельности в лагере является индивидуальный подход к каждому ребенку, организация его деятельности с учетом возможностей и особенностей, Создавая детям условия для развития их талантов, дарований, способностей, можно определить перспективу профессиональной ориентации каждого из них, помочь разработать программу саморазвития.

Важнейшая проблема оздоровительно-педагогической деятельности плевого профильного лагеря - проблема адаптации детей. В течение нескольких дней дети привыкают друг к другу, знакомятся с физической и социальной средой, приобретают уверенность.

Лагерная программа, приобщая детей к различным видам деятельности, может способствовать дополнительному образованию каждого из них. Наиболее актуальными в этой связи становятся следующие задачи:

- приобщение к культурным общечеловеческим ценностям;

- реализация возможности индивидуального выбора видов и дополнительного образования детей, развитие на этой основе творческого потенциала;

- создание в умах и сердцах детей «ситуации успеха», когда ребенок соревнуется не со своим сверстником, а с самим собой, развивая разные грани своей личности, характера, способностей.

В лагере ребенок оказывается в другой ситуации: новая группа, новый вид деятельности, возможность проявить себя в новой роли и качестве. Здесь новая общность сверстников и для ребенка-это другое его качество (успешно проявить себя в чем-то другом). Это придает уверенность в себе, способствует повышению самооценки самого подростка и в глазах сверстников.

Развитие коммуникативных свойств личности, гуманных отношений—одно из приоритетов деятельности лагеря в развитии личности ребенка. Выстраивая организационные структуры, ориентируясь на гуманизацию отношений в коллективе, следует:

- понимать коллектив как свободное объединение автономных личностей;

- проектировать создание ситуаций выбора, развивать у ребят способности и умения выбирать;

- обеспечить получение полноценной, исчерпывающей информации, необходимой ребенку для его самоопределения, выбора будущей профессии.

Снятие требований и запрета означает новые взаимоотношения педагога и воспитанника, где приказ и окрик исключены, зато появляется необходимость работы в мотивационной сфере. Однако такое взаимодействие возможно лишь в том случае, когда ребенок и взрослый хорошо слышат и понимают друг друга, сближают свои позиции, находят общее решение, которое их равно устраивает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.