Научная статья на тему 'Дополнительное образование обучающихся по программе «Юный турист-спасатель»'

Дополнительное образование обучающихся по программе «Юный турист-спасатель» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование обучающихся по программе «Юный турист-спасатель»»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ

«ЮНЫЙ ТУРИСТ-СПАСАТЕЛЬ»

ПЕТРОВ И.Б.

За последние годы наблюдается значительный рост чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иных угроз для жизни и здоровья людей.

Как сделать нашу жизнь более безопасной, более защищенной; как снизить людские и материальные потери от воздействия поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций; как помочь пострадавшим - людям, оказавшимся в беде, быстрее и с наименьшими потерями вернуться в нормальное русло жизни?

Одним из путей решения этих проблем является подготовка населения к

действиям в чрезвычайных ситуациях, создание и обучение специальных сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Первой ступенью на этом пути является подготовка самых юных граждан нашей страны, обучение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных учреждений основным вопросам обеспечения личной безопасности по специальным программам, как в учебное, так и дополнительное время.

Следует заметить, что в дополнительном образовании детей вопросам

обеспечения безопасности в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, которое осуществляется на добровольной основе. Возникает немало вопросов, требующих своего настоятельного решения. И хотя основы решения этой проблемы заложены в самих программах обучения, однако ее практическая

реализация вызывает немало трудностей.

Имеющиеся программы подготовки юных спасателей преследуют благую цель

- научить учащихся правилам поведения и действий в экстремальных ситуациях, помочь им овладеть приемами оказания самопомощи и взаимопомощи от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, привить им умение чувствовать чужую боль и готовность оказать необходимую помощь пострадавшим в трудных ситуациях.

Цель хорошая, но как ее достичь?

Во-первых, желание стать юным спасателем похвально, но это дело добровольное, так как оно накладывает на ребенка дополнительную и физическую и психологическую нагрузку. И естественно, не каждый ребенок пожелает брать ее на себя, да и многие родители постараются удержать ребенка от таких занятий, которые, на их взгляд, ребенку не нужны.

Значит, работа по привлечению детей в это движение должна проводиться как с ребятами, так и с их родителями. Заинтересовать детей, увлечь их прекрасной идеей, стать - спасателями, надежными и добрыми поводырями пострадавших в экстремальных ситуациях, умением приносить пользу людям, оказавшимся в беде

- задача не из легких. При этом главная воспитательная цель - привить учащимся уважение к профессии спасателя, готовность посвятить себя этой героической и благородной профессии.

Во-вторых, подготовку юных спасателей должны осуществлять заинтересованные специалисты, умеющие и желающие работать с детьми, знающие особенности их психологии, умеющие простым и доступным языком доводить до учащихся многие сложные понятия, явления и процессы. Проводимые занятия должны носить познавательный характер и иметь практическую направленность. Они должны строиться с учетом психологических и физических возможностей детей, их умения анализировать события, оценивать динамику их развития, выделять и удерживать в поле зрения главное в цепи событий.

Каждое занятие должно проводиться в состязательном духе. Осознания учащимися необходимости и личной ответственности за конечный результат, понимании ими важности коллективных действий, строгого соблюдения правил личной и общественной безопасности при выполнении любой задачи.

В-третьих, материальное обеспечение любого занятия с юными спасателями необходимо хорошо продумывать. Приборы, макеты, тренажеры, имущество гражданской обороны. Учебно-методическая литература и пособия должны способствовать отработке учебных вопросов в полном объеме, давать возможность практической работы каждому обучаемому.

В-четвертых, большую роль в качественном обучении юных спасателей азам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ играет педагог. Высокая педагогическая культура, грамотность речи, такт обращения преподавателя с обучаемыми, его внешний вид, умение использовать наиболее эффективные приемы и методы обучения, способствующие качественному достижению учебных целей. Активизации внимания и поддержания дисциплины -вот составные элементы работы преподавателя. Именно они помогают ему найти нужный подход к обучаемым, создать нормальный психолого-педагогический климат в коллективе.

Как показывает опыт обучение школьников, наглядность и познавательность, доступность понимания и использование ярких примеров способствуют повышению заинтересованности обучаемых к теме занятия. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель мог широко использовать огромный набор приемов и методов доведения необходимых знаний до обучаемых и при этом умело использовать различные методики проверки знаний, умений и навыков юных спасателей.

Не является секретом, что по уровню своего развития, восприятия учебного материала эмоциональной реакции на поведение и действия окружающих, особенно в экстремальных ситуациях, школьники существенно отличаются от взрослых. И эти нюансы мышления и поведения учащихся должны обязательно учитываться преподавателями при обучении юных спасателей.

Основной целью любого занятия с юными спасателями перед обучаемыми должна ставиться задача овладения умением оценивать и анализировать возможные чрезвычайные ситуации, принимать грамотные решения на действия в ситуациях опасных для жизни и здоровья. При этом преподаватель должен всей своей работой способствовать развитию у обучаемых эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, готовности к действиям в условиях физических и психологических перегрузок; воспитанию у юных спасателей чувства высокой ответственности за свои действия, чувства коллективизма, готовности к самопожертвованию ради дела, ради спасения жизней других людей - то есть тех идеалов, которые характеризуют настоящего спасателя.

Предоставление обучаемым возможности самим оценивать складывающуюся обстановку. Принимать обоснованные решения, проводить их своевременное уточнение, а так же решительно и твердо проводить и реализовывать их требуют от преподавателя большого педагогического и методического мастерства.

Безусловно, в короткой статье подробно раскрыть все проблемы подготовки юных спасателей вряд ли возможно. Но и поставленных вопросов достаточно, чтобы относиться к решению это задачи серьезно.

Отсюда следует, что подготовка юных спасателей должна быть постоянно в поле зрения органов местного самоуправления, и органов управления образованием и учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города и административных округов, поисковоспасательных отрядов, если мы всерьез желаем заняться обеспечением безопасности населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» предусмотрено дальнейшее развитие и совершенствование организации Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», высшим звеном которого являются активисты, подготовленные по учебным программам «Юные спасатели» и «Юные туристы-спасатели», а также массовое туристско-краеведческое движение, как наиболее

эффективные средства патриотического воспитания, физического совершенствования, активного отдыха и оздоровления, молодежи.

С ростом потребности в безопасности, осознании угрозы надвигающихся опасностей во многих сферах жизнедеятельности человека, необходимо выделить роль системы образования. Ведь именно через образование детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве.

Общественно-политические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, позволяют выделить сферу дополнительного образования как инновационную в воспитании детей и подростков безопасному образу жизни, потому что, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей. Поэтому в Российской Федерации создана подсистема дополнительного образования, которая объединена во Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности», высшим звеном которого являются активисты, подготовленные по учебным программам «Юные туристы-спасатели» и «Юные спасатели».

В тоже время при решении проблемы обучения детей по названным программам возникли противоречия между;

• потребностью в обучении безопасному образу жизни и профессиональной ориентации молодежи и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций и требований к объему, содержанию и методике обучения воспитанников лицейских классов;

• отсутствием взаимосвязи теории и практики обучения и не разработанностью содержания программно-методического обеспечения.

Исходя из этого, мы постарались решить проблему разработки программнометодического обеспечения процесса обучения юных спасателей и туристов в условиях лицейского класса.

В процессе обучения в профильном классе лицея № 25 г. Москвы и лицейских классах школы № 1094 г. Москвы и школы № 1 г. Лыткарино Московской области за 1998-2006 г.г., в которых обучено и ориентированы на будущую профессиональную деятельность более 160 человек, нами выявлено, что профессиональная ориентация лицеистов по вопросам безопасности в сфере рекреации и туризма и поисковоспасательной деятельности будет эффективной, если будет разработана модель подготовки лицеистов по основам обеспечения личной и общественной безопасности; будут учитываться возрастные особенности обучающихся при отборе и разработке материала, входящего в учебно-методический комплекс; учебно-воспитательный процесс будет сопровождаться современными методами, реализуемыми на основе общей концепции дополнительного образования детей и обеспечивать формирование морально-психологической готовности к поисково-спасательной деятельности.

Ведущая социальная функция спасателей и туристских кадров - это управление туристским коллективом или группой, как социальным организмом, в котором специфически преломляются основные характеристики общества, особенности и задачи определенного этапа его развития. Сущность туристского коллектива состоит в том, что в нем непосредственно соединяются общественные, групповые и индивидуальные потребности и интересы, формируются общие для большинства его членов цели, нормы и правила поведения. Поэтому главная функция социального управления коллективом заключается в обеспечении возрастающего соответствия интересов и действий каждого человека и всего коллектива или группы безопасному взаимодействию.

Специфике социально-педагогической и организаторской деятельности кадров и спасателей в туризме требует необходимого уровня их подготовки (теоретической и

практической) и предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам. Поэтому от правильного подбора и расстановки кадров преподавателей, их социальной зрелости, от глубины знания порученного им дела зависит качество и эффективность работы по дальнейшему развитию подготовки кадров спасателей и детско-юношеского туризма, безопасному проведению туристских мероприятий.

Проведенный анализ структуры кадров детско-юношеского и спортивнооздоровительного туризма позволяет выделить их в две группы:

а) профессиональные кадры, входящие в штаты агентств (комитетов) по физической культуре и спорту, центры и станции юных туристов, дворцы творчества юных, поисково-спасательные службы и отряды (ПСС и ПСО).

б) общественные кадры, получившие специальную подготовку и прошедшие повышение квалификации на учебных мероприятиях по обучению: туристских организаторов, руководителей туристских походов и путешествий, гидов-проводников, инструкторов туризма, судей туристских соревнований, спасатели -общественники.

В штатную численность специалистов детско-юношеского и спортивнооздоровительного туризма входят руководители учреждений и подразделений (отделов, секторов), методисты, педагоги дополнительного образования и инструкторский состав специалистов, на которых возложено не только организационное обеспечение развития социального туризма, но и безопасное проведение туристских мероприятий.

Психологическая подготовка туристов и спасателей - это целеустремленный и организованный процесс формирования у них эмоционально - волевой устойчивости и внутренней готовности к действиям в сложных ситуациях, в постоянно меняющейся обстановке, при длительном нервно-психическом воздействии, при преодолении трудностей связанных с прохождением маршрутов.

Воспитание, обучение, образование, развитие (умственное и физическое) и морально-психологическая подготовка находится в неразрывной связи и является составными частями единого педагогического процесса. В силу того, что туризмом в стране занимается население с детского возраста и на протяжении всей жизни, следует учитывать особенности возрастных границ педагогического воздействия в туристской деятельности.

Проблема профессиональной ориентации будущих специалистов для конкретных видов деятельности является ключевой для определения, как содержания учебных планов, так и содержания учебных программ. Система типовых жизненных задач позволяют разработать систему типовых умений, которыми необходимо вооружить специалиста данного профиля; анализ содержания этих умений дает возможность однозначно определить программу знаний, на которую опирается запланированные умения. Таким образом, обоснованность целей одновременно означает и обоснованность содержания обучения в различных циклах.

Достижение достаточного уровня обучения туристских кадров по каждой квалификационной категории и спасателей невозможно без поэтапного усвоения знаний, умений и навыков, рассчитанных на три года обучения в лицейском классе. На базе практического опыта, накопленного с 1998 года в процессе обучения и профессиональной ориентации кадров для туризма и спасателей, проведенных педагогических экспериментов и экспертной оценки существующей системы обучения специалистов для туристской отрасли и спасательного дела, выработанных профессиональных моделей, разработаны:

1. Трехуровневая система обучения и профессиональной ориентации в лицейском классе «Юный турист-спасатель» (схема 1);

2. Учебные планы и программы «Юный спасатель», «Юный турист-спасатель», рассчитанные на трехлетний цикл обучения с ориентацией на будущую профессиональную деятельность.

В первом цикле обучения объединяются учебные планы и программы начальной туристско-спасательной подготовки, в задачу которых входит — дать начинающим знания, умения и навыки, необходимые для участия в походах выходного дня, степенных и 1-й категории сложности походах. В этот же цикл обучения входят учебные планы и программы, задачей которых является обучение необходимой теоретической, технической и тактической подготовки для прохождения многодневных некатегоричных походов на сдачу нормативов знаков «Юный турист России», «Турист России» и походов I категории сложности в различных видах туризма.

Во время обучения выявляются наиболее способные воспитанники и направляются для обучения во втором цикле обучения, задачами которых заключаются в предоставлении знаний, умений и навыков для качественной и безаварийной подготовки и проведения туристских походов и путешествий 2-3 категорий сложности; обучении начальным навыкам безопасного поведения в природной среде; проведении поисково-спасательных работ и оказанию первой медицинской помощи; отбору наиболее перспективных воспитанников для обучения в третьем цикле.

Третий цикл обучения объединяет планы и программы начальной подготовки спасателей, базового уровня подготовки туристских кадров по избранному виду туризма, в задачу этого этапа обучения входит подготовка будущих участников и руководителей туристских походов 2-3 категорий сложности с высоким уровнем теоретических и практических знаний в данном виде туризма; развитие организаторских способностей и навыков, необходимых для организации и проведения массовых туристских мероприятий, консультационной работы по их безопасному проведению; овладение основами педагогики, теории и методики физического воспитания, необходимыми для проведения учебно-методической работы на туристских маршрутах, способных организовать и проводить учебный процесс в качестве стажера в любом цикле обучения лицейских классов; начальная профессиональная подготовка спасателей; отбор кандидатов на получение высшего профессионального образования в сфере туризма или специальной подготовки в системе МЧС.

Разработанная модель подготовки туристских кадров и спасателей предусматривает определенную совокупность требований, предъявляемых к обучающимся, инструкторско-преподавательскому составу учебных мероприятий каждого цикла обучения. Кроме того, как показала десятилетняя практика проведения профильных полевых лагерей по программам «Юные туристы-спасатели» и «Юные спасатели», эта форма дополнительного образования детей наиболее эффективна.

Оздоровительно-образовательные программы лагеря, в отличие от чисто образовательных, более демократичны, динамичны. Главное в этих программах — не конкретные знания, умения, а существенные компоненты развивающейся личности — направленность интересов, мотивация; опыт общения и анализ отношений к себе, людям, миру, природе; познание себя, самореализация, ведущие потребности, индивидуальные проявления и т.д.

Для практиков важно осуществить выбор такой деятельности, который помог бы избавиться от единообразия в работе с детьми. Выполнить эту задачу, призваны программы деятельности, реализуемые различными лагерями: «Лидер», «Экология и дети», «От культуры и спорта — к здоровому образу жизни», «Юный турист-спасатель», «Юный турист-эколог», «Робинзоны», «Мир красотой спасется», «Детский орден милосердия» и многие другие.

При реализации оздоровительно-образовательных программ существенно преобразуются предлагаемые детям ранее и возникают принципиально новые виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности. Очевидно, что в структуре детских объединений могут быть использованы творческие мастерские, клубы, или какие-либо иные объединения, способствующие групповой дифференциации и групповой сплоченности.

Предлагая детям широкий спектр направлений деятельности, важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть и посильной, и сложной (содержательно и технологически) для конкретной личности, и требовать интеллектуального, физического, эмоционального напряжения. Она должна быть привлекательна — соответствовать интересам ребенка, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять

творчество и самостоятельность, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или самим поставленных) целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении. Включение детей в спасательные и туристско-краеведческие виды деятельности должно иметь в своей основе дифференцированный подход. Характерной особенностью деятельности в лагере является индивидуальный подход к каждому ребенку, организация его деятельности с учетом возможностей и особенностей. Создавая детям условия для развития их талантов, дарований, способностей, можно определить перспективу профессиональной ориентации каждого из них, помочь разработать программу саморазвития.

Важнейшая проблема оздоровительно-педагогической деятельности плевого профильного лагеря — проблема адаптации детей. В течение нескольких дней дети привыкают друг к другу, знакомятся с физической и социальной средой, приобретают уверенность. Лагерная программа, приобщая детей к различным видам деятельности, может способствовать дополнительному образованию каждого из них. Наиболее актуальными в этой связи становятся следующие задачи:

• приобщение к культурным общечеловеческим ценностям;

• реализация возможности индивидуального выбора видов и дополнительного образования детей, развитие на этой основе творческого потенциала;

• создание в умах и сердцах детей «ситуации успеха», когда ребенок соревнуется не со своим сверстником, а с самим собой, развивая разные грани своей личности, характера, способностей.

В лагере ребенок оказывается в другой ситуации: новая группа, новый вид деятельности, возможность проявить себя в новой роли и качестве. Здесь новая общность сверстников и для ребенка — это другое его качество (успешно проявить себя в чем-то другом). Это придает уверенность в себе, способствует повышению самооценки самого подростка и в глазах сверстников. Развитие коммуникативных свойств личности, гуманных отношений — один из приоритетов деятельности лагеря в развитии личности ребенка. Выстраивая организационные структуры, ориентируясь на гуманизацию отношений в коллективе, следует понимать коллектив как свободное объединение автономных личностей; проектировать создание ситуаций выбора, развивать у ребят способности и умения выбирать; наладить получение полноценной, исчерпывающей информации, необходимой ребенку для его самоопределения, выбора будущей профессии.

Организационной формой, процедурой и способом построения воспитательной системы в лагере является выбор каждым ребенком пути развития, способов удовлетворения его новых потребностей, содержания форм деятельности, педагога, группы, способов организации своей жизни и т.д. Снятие требований и запрета означает новые взаимоотношения педагога и воспитанника, где приказ и окрик исключены, зато появляется необходимость работы в мотивационной сфере. Однако такое взаимодействие возможно лишь в том случае, когда ребенок и взрослый хорошо слышат и понимают друг друга, сближают свои позиции, находят общее решение, которое их равно устраивает.

В проводимых нами: обучении в лицейском классе, лагерях создаются эффективные условия для развития личности каждого ребенка, взрослые (педагоги дополнительного образования, спасатели, инструкторы туризма) и дети совместно решают, чем заниматься, какие создавать объединения, какие использовать символы и ритуалы, какие формы управления и самоуправления выбрать. В то же время обязательно определяется группа задач и организационных способов решения, которые являются базовыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.