Научная статья на тему 'Организация работы педагога дополнительного образования по ранней профориентации обучающихся (на примере реализации программы «Юный спасатель»)'

Организация работы педагога дополнительного образования по ранней профориентации обучающихся (на примере реализации программы «Юный спасатель») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ / РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EARLY PROFESSIONAL ORIENTATION / JUNIOR LIFEGUARD / TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафеев Р.Х.

Статья посвящена редкой проблематики изучения организации работы педагога дополнительного образования по ранней профориентации обучающихся. Материалы статьи основаны на обобщение персонального опыта руководителя объединения «Юный спасатель» Городской станции юных туристов «Полюс» г. Нижний Тагил. В статье автор представляет результаты структурно-компонентного анализа понятия «ранняя профориентация», факторы организации работы педагога дополнительного образования по реализации программ ранней профориентации и пример тематического планирования дополнительной образовательной программы объединения «Юный спасатель», в содержание которой введены компоненты профориентационной работы с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION ON EARLY PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF REALIZATION OF THE PROGRAM «JUNIOR LIFEGUARD»)

The article is devoted to the rare perspective of studying the organization of work of the teacher of additional education on early professional orientation of students. The article is based on a synthesis of the personal experience of the head of the Association «Young rescuer» City station for young tourists «Pole» in Nizhny Tagil. In the article the author presents the results of the structural-component analysis of the concept of «early professional orientation» factors of organization of work of the teacher of additional education on the implementation of programs for early professional orientation and example of thematic planning additional educational programs of the Association «Young rescuer», the contents of which introduced components of career guidance work with pupils.

Текст научной работы на тему «Организация работы педагога дополнительного образования по ранней профориентации обучающихся (на примере реализации программы «Юный спасатель»)»

Шарафеев Р.Х.,

педагог дополнительного образования МБОУ ДО Городская станция юных туристов «Полюс», слушатель программы профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования», ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»,

г. Нижний Тагил, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»)

Аннотация

Статья посвящена редкой проблематики изучения организации работы педагога дополнительного образования по ранней профориентации обучающихся. Материалы статьи основаны на обобщение персонального опыта руководителя объединения «Юный спасатель» Городской станции юных туристов «Полюс» г. Нижний Тагил. В статье автор представляет результаты структурно-компонентного анализа понятия «ранняя профориентация», факторы организации работы педагога дополнительного образования по реализации программ ранней профориентации и пример тематического планирования дополнительной образовательной программы объединения «Юный спасатель», в содержание которой введены компоненты профориентационной работы с обучающимися.

Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация, юный спасатель, работа педагога дополнительного образования.

Sharafiev R.H.,

teacher of additional education MBEIAE The city station of young tourists «Pole», the listener program professional the training «Teacher of additional education» of SBPEK SR «Nizhny Tagil training college № 1» Nizhny Tagil, Russian Federation

ORGANIZATION OF WORK OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION ON EARLY PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS

(ON THE EXAMPLE OF REALIZATION OF THE PROGRAM «JUNIOR LIFEGUARD»)

Abstract

The article is devoted to the rare perspective of studying the organization of work of the teacher of additional education on early professional orientation of students. The article is based on a synthesis of the personal experience of the head of the Association «Young rescuer» City station for young tourists «Pole» in Nizhny Tagil. In the article the author presents the results of the structural-component analysis of the concept of «early professional orientation» factors of organization of work of the teacher of additional education on the implementation of programs for early professional orientation and example of thematic planning additional educational programs of the Association «Young rescuer», the contents of which introduced components of career guidance work with pupils.

Keywords: early professional orientation, Junior lifeguard, teacher of additional education.

Специфика туристской деятельности такова, что безопасность туристской услуги его массовость находятся в прямой зависимости от уровня подготовки кадров: организаторов, гидов-проводников, инструкторов и руководителей походов, спасателей, которая начинается с раннего профессионального определения на этапе освоения дополнительной образовательной программы. Не вызывает сомнений важность подготовки граждан к безопасному поведению в новой повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях; одновременно обозначилась необходимость пересмотра ориентиров и самого характера жизнедеятельности людей. С ростом потребности в безопасности, осознании угрозы надвигающихся опасностей во многих сферах жизнедеятельности человека, необходимо выделить роль системы образования. Ведь именно через ранее самоопределение обучающимся организаций дополнительного образования легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве и в профессиональной деятельности.

Общественно-политические и социокультурные изменения, происходящие в России в последние двадцать лет, позволяют выделить сферу дополнительного образования как имеющую большой потенциал организации раннего профессионального самоопределения обучающихся безопасному образу поведения как профессиональной деятельности, потому что, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей в данном направлении. Поэтому в Российской Федерации создана подсистема дополнительного образования, которая объединена во Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности», высшим звеном которого являются активисты, подготовленные по учебным программам «Юные туристы-спасатели» и «Юные спасатели».

Кроме того, туристскими организациями и фирмами ежегодно организуется определенная сеть курсов и семинаров для туристских кадров-менеджеров, инструкторов туризма, руководителей походов, экскурсоводов, руководителей туристских групп и др. Учебный процесс на этих мероприятиях организуется и позволяет не только обучающимся, но и педагогам дополнительного образования дополнительно проанализировать правильность своего профессионального самоопределения.

Для того чтобы определиться с содержанием термина «ранняя профориентация» необходимо сопоставить его различные трактовки. Для данной цели наиболее используется структурно-компонентный анализ, который позволил выявить схожие и отличительные компоненты ранней профориентации как организационного процесса. Результатом анализа является компонентная модель ранней профориентации, представляющая собой список элементов профориентации и внешних элементов, с которыми взаимодействует данный термин. Кроме того компонентный анализ позволяет сформулировать функции понятия «ранняя профориентация».

Структурно-компонентный анализ изученной литературы позволил выявить следующие походы к определению термина «ранняя профориентация»:

1) Ранняя профориентация как научно обоснованный управляемый процесс (И.Н. Назимов [4]). На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Профориентация — это научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их личных потребностей самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов. Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала.

2) Ранняя профориентация как процедура профессионального самоопределения (М.Л. Басов [1]). Эта процедура, как правило, требует психологической помощи, консультирования, поддержки. Выбор профессии является, во-первых, более или менее длительным процессом ориентации в мире профессий. Во-вторых, на жизненном пути возможна неоднократная смена профессий, именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодежи, но и для людей в зрелом возрасте.

3) Ранняя профориентация как система мер профессионального самоопределения (А.Ю. Кобозев [3]). Основным видом психологической помощи в выборе трудовой деятельности является профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии. Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер,

способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Основательно вопросы выбора профессии интересуют ученика, когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретнонаглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста.

4) Ранняя профориентация как система мероприятий, ориентированных на профессиональное самоопределение (И.Н. Назимов [4]). Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учеников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их психологических служб, педагогических коллективов, органов управления образованием.

5) Ранняя профориентация как направление в воспитании (А.Ю. Кобозев [3]). В основной общеобразовательной программе младших школьников, которую используют классные руководители в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место.

6) Профориентация - это система психолого-педагогических процедур, помогающих человеку выбирать себе профессию с учетом своих способностей и потребностей общества (И.Н. Назимов [4]).

Результаты структурно-компонентного анализа позволили выявить характерные отличительные признаки термина «ранняя профориентация»:

- это управляемый процесс;

- требует научного обоснования;

- целью и результатом является профессиональное самоопределение;

- включает в себя систему мероприятий по ознакомлению с миром профессий, направленных на помощь в выявлении у человека определенных качеств и способностей, для профессионального самоопределения;

- профориентация обучающихся является одной из основных задач образовательных учреждений;

- начало профоориентационной работы - осознанная деятельность человека.

Таким образом, рассмотренная терминология понятия «ранняя профориентация» позволяет нам выявить факторы, влияющие на организацию работы педагога дополнительно образования и условия для повышения её результативности. Для осуществления анализа были введены следующие ограничения:

1. Выявлять в ходе анализа только педагогические факторы - те факторы, которые влияют на приобретение учащимися опорных знаний, необходимых при ознакомлении с миром профессий, на овладение качеств и способностей, для профессионального самоопределения.

2. Направления организации ранней профориентации:

- Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов, осуществляющих профориентацию, - довести эти сведения до обучающихся через различные формы профориентационной работы.

- Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов обучающихся. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах образовательной и самостоятельной работе, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет обучающимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов.

Проведенный анализ психолого-педагогической научной литературы и обобщение собственного педагогического опыта позволили выделить следующие факторы, влияющие на организацию работы педагога дополнительного образования по ранней

профориентации обучающихся:

1. Психологический факторы - те факторы которые влияют на личностный компонент. Развитие психических процессов и качеств личности зависят от особенностей содержания и структуры деятельности, в которых происходит развитие психических процессов и качеств личности. К группе «психологических факторов» относят: интерес к профессии; интерес к познавательной деятельности; самосовершенствование.

2. Гендерный фактор. Особое значение имеет вопрос изучения опыта реализации гендерного подхода к обучению, воспитанию и профориентации подрастающего поколения в учреждениях дополнительного образования, который характеризуется высоким уровнем активности в социальной жизни как мужчин, так и женщин. Проблемам гендера посвятили многочисленные труды отечественные и зарубежные педагоги - О. Цокур, Л. Ковальчук, Н. Кутова, О. Петренко, С. Харченко, П. Миддлетон, Н. Хайде, Г. Браун, У. Кессельс, Л. Фрид, А. Шпренгель и др.

3. Педагогические факторы. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Поэтому ранняя профориентация обучающихся характеризуется в основном выявлением сферы их интересов и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса или дополнительных занятий по интересам.

Все условия организации работы педагога доп. образования можно разделить на три группы: условия касающиеся обучающихся, личности педагога и организации процесса обучения. Рассмотрим каждую группу подробно.

а.) Условия касающиеся обучающихся. В этой группе можно выделить следующие критерии:

- Количество обучающихся: максимальное количество обучающихся в одной группе 15 человек. Оптимальное число, на наш взгляд составляет 6-8 человек, что объясняется необходимостью уделить внимание в процессе тренировки и лично поработать с каждым обучающимся.

- Медицинский допуск: так как занятия в объединении «Юный спасатель» связаны с определёнными физическими нагрузками, для их посещения у обучающегося должно быть хорошее здоровье и допуск к занятиям физической культурой, что в свою очередь подтверждается медицинской справкой.

- Уровень подготовки. Для занятий в объединении допускается любой ребёнок имеющий медицинский допуск, однако для успешного освоения образовательной программы необходим определённый уровень физической подготовки и высокие показатели в выполнении физических упражнений будут важным критерием для отбора кандидатов в команду на городские и областные соревнования. Кроме физической подготовки огромное значение имеет и психотип личности обучающегося. Работа спасателя - это работа в команде и в напряжённых условиях, поэтому решающим показателем для успешного обучения будет являться психологическая уравновешенность личности и высокая степень социальной адаптации обучающегося.

б.) Условия, касающиеся педагога. Здесь наиболее важными будут следующие критерии:

- квалификация педагога - педагогическое образования, желательно наличие образование спасателя;

- опыт - реальный персональный опыт работы спасателем или помощника спасателя;

- опыт реализации практико-ориентированного обучения.

в.) условия организации процесса обучения:

- продолжительность занятий: обычное занятие длится 2 часа включая перерывы; тренировки за пределами территории станции и походы могут занимать больше времени - до 6 часов в день;

- материальное обеспечение: достаточное количество личного и общественного снаряжения (такого как индивидуальные страховочные системы, карабины, средства защиты - каски, рукавицы, верёвки и т.д.);

- тренировочная база: скалолазный тренажер, где обучающиеся отрабатывают скалолазную технику и технику спортивного туризма, кабинеты для теоретических занятий и двор со снарядами для работы на открытом воздухе;

- возможность осуществлять соревновательную деятельность.

Выявленные факторы и принципы организации работ педагога

дополнительного образования по ранней профориентации позволили разработать соответствующую программу. Пример тематического планирования составительской программы «Юный спасатель» для одного года обучения представлен ниже (см. таб. 1).

Таблица 1

Тематическое планирование дополнительной образовательной программы обуъединения «Юный спасатель» _1 год обучения_

Количество часов

№ Наименование тем и разделов всего теория практика

1 Основы туристской подготовки профессиональных спасателей 93 21 72

1.1 Туристские путешествия, история развития туризма 1 1 -

1.2 Личное и групповое туристское снаряжение профессионального спасателя 10 2 8

Организация туристского быта профессионального спасателя. Привалы

1.3 и ночлеги 6 3 3

1.4 Подготовка к походу, путешествию 18 2 16

1.5 Питание в туристском походе 3 1 2

1.6 Туристские должности в группе профессиональных спасателей 6 2 4

1.7 Правила движения в походе, преодоление препятствий 18 2 16

1.8 Техника безопасности при проведении походов, занятий для профессиональных спасателей 10 2 8

Подведение итогов туристского похода. Профессиональный анализ

1.9 деятельности 6 3 3

1.10 Туристские слеты, соревнования начинающих туристов-спасателей 15 3 12

2 Топография и ориентирование 21 7 14

2.1 Понятие о топографической и спортивной карте 3 1 2

2.2 Условные знаки 3 1 2

2.3 Ориентирование по горизонту, азимут 3 1 2

2.4 Компас. Работа с компасом 3 1 2

2.5 Измерение расстояний 3 1 2

2.6 Способы ориентирования 3 1 2

Ориентирование по местным предметам. Действия профессионального

2.7 спасателя в случае потери ориентировки 3 1 2

3 Основы гигиены и первая доврачебная помощь 22 8 14

3.1 Понятие личной гигиены, профилактика различных заболеваний 3 1 2

3.2 Походная медицинская аптечка 3 1 2

Основные приемы оказания первой помощи для профессионального

3.3 спасателя 8 4 4

3.4 Приемы транспортировки пострадавшего 8 2 6

4 Общая и специальная физическая подготовка профессиональных 80 8 72

спасателей

4.1 Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений 6 6

4.2 Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение травм на тренировках и в походах 5 2 3

4.3 Общая физическая подготовка профессиональных спасателей 34 - 34

4.4 Специальная физическая подготовка профессиональных спасателей 35 - 35

Итого за период обучения: 216 44 172

Зачетный поход I степени сложности или многодневное мероприятие (лагерь, слет, соревнования и т.д.) — вне сетки часов.

Требования к уровню подготовки 1 года обучения:

1. Предметно-информационная составляющая - к концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- правила безопасности при проведении туристических походов;

- основные правила ориентирования на местности;

- основные приёмы оказания первой медицинской помощи.

2. Деятельностно-коммуникативная составляющая- к концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

- преодолевать препятствия в походе, организовывать быт;

- ориентироваться по компасу и горизонту, читать топографическую карту;

- уметь оказывать первую помощь и организовывать транспортировку пострадавшего с использованием подручных средств.

3. Ценностно-ориентационная составляющая - к концу первого года обучения обучающиеся должны: быть готовыми к неотложным действиям в непредвиденных ситуациях в походных условиях.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Программа разработана на основе рекомендованной программы «Юный спасатель». Программа рассчитана на обучающихся 10 - 16 лет из расчета: 1 год обучения: 216 часов, подростки 10-14 лет, 6 часов в неделю; 2 год обучения: 216 часов подростки 1115 лет, 6 часов в неделю; 3 год обучения: 216 часов, подростки 12-16 лет, 6 часов в неделю; 4 год обучения: 216 часов, подростки 13-16 лет, 6 часов в неделю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басов, М.Л. Личность и профессия (К научному обоснованию выбора профессии) [Текст] / М.Л. Басов. М.: [б.и.], 1926. - 68 с.

2. Винокур, А.Ю. Индивидуальные особенности принятия решения о выборе профессии и их учет в профконсультации. (Психолого-педагогические проблемы профориентационной работы) [Текст] / А.Ю. Винокур. Сыктывкар: СГУ, 1989. - С 6-9.

3. Кобозев, А.А. Молодежная политика Российской Федерации в сфере подготовки кадров [Текст] : сб. статей / А.А. Кобозев. М: Академии управления МВД России, 2004. - С. 45-51.

4. Назимов, И.Н. Профориентация между прошлым и будущим [Текст] / И.Н. Назимов // Школа и производство. - № 1. - 2007. - С. 89-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.