Научная статья на тему 'Мониторинг психологического развития обучающихся в рамках экспериментального проекта «Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)»'

Мониторинг психологического развития обучающихся в рамках экспериментального проекта «Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК Р. КЕТТЕЛЛА (HIGH SCHOOL PERSONALITY QUESTIONAIRE – HSPQ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юхина Елена Александровна

Работа посвящена рассмотрению проблемы мониторинга психологического развития обучающихся в рамках реализации экспериментального проекта в учреждении дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности. Автором выделен набор индивидуально-психологических особенностей обучающихся в соответствии с целями исследования и назван диагностический инструментарий для их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг психологического развития обучающихся в рамках экспериментального проекта «Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)»»

ФГОС второго поколения

реждения Рыбненская средняя общеобразовательная школа на основе следующей программы развития (2012-2017 г.).

Литература

1. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферийных нейронов в поведении. М.: Наука, 1989.

2. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с. (Стандарты второго поколения).

5. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под.ред. В. Н. Панферова. Псков. Изд-во

Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 280 с.

6. Программа развития учреждения «Рыбненская средняя общеобразовательная школа» сельского поселения Якотское Дмитровского района Московской области на 2007-2011 г. г,- М.: АПК и ППРО, 2008. 44 с.

7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И. В. Равич-Шербо. М.: Педагогика, 1988.

8. Свиридова Е. М. Индивидуализация обучения: теоретические основы и варианты реализации. М.: АПК и ППРО, 2009. 56 с.

9. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012.- № 4.

10. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.

УДК 371.398

Е. А. Юхина

J ^

МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ПРОЕКТА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ-

СПАСАТЕЛЕЙ (ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

РАБОТ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ)»

S____________________________________________г

Аннотация: Работа посвящена рассмотрению проблемы мониторинга психологического развития обучающихся в рамках реализации экспериментального проекта в учреждении дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности. Автором выделен набор индивидуально-психологических особенностей обучающихся в соответствии с целями исследования и назван диагностический инструментарий для их оценки.

Ключевые слова: мониторинг психологического развития, дополнительное образование детей, профессионально важные качества, личностный опросник Р. Кеттелла (High School Personality Questionaire - HSPQ)

Abstract. Work is devoted to consideration of a problem of monitoring of psychological development being trained within realization of a pilot project in establishment of additional education of children of a tourist and local history orientation. The author allocated a set of individual and psychological features being trained according to research objectives and the diagnostic tools for their assessment are called.

Keywords: monitoring of psychological development, additional education of children, professionally important qualities, R. Kettell’s personal questionnaire (High School Personality Questionaire - HSPQ)

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1

47

ФГОС второго поколения

Система дополнительного образования получила свой нынешний статус немногим более 20 лет. Преобразование совокупности внешкольных организаций в развёрнутую сеть учреждений дополнительного образования совпало с накоплением инновационного опыта в данной сфере образования. «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий», являясь учреждением дополнительного образования детей, имеет многолетний опыт работы в режиме экспериментальной деятельности. В 2012 году был успешно завершён экспериментальный проект по теме «Профильное обучение. Теория и практика профессиональной подготовки по специальности «инструктор-проводник» в связи с выполнением программы, который длился более 15 лет. С 1 сентября 2010 года согласно приказу Министерства образования и науки Камчатского края учреждению присвоен статус краевой экспериментальной площадки по теме «Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)». В ходе реализации данного экспериментального проекта планируется достижение следующих целей:

• Сформировать на основе синтеза современных технологий и форм организации образовательного процесса системы дополнительного образования детей, образовательную программу, позволяющую эффективно вести образовательную деятельность в соответствии с социальным заказом, осуществлять качественную подготовку туристов-спасателей; апробировать данную образовательную программу.

• Разработать, обосновать и апробировать программные и методические материалы, способные обеспечить уровневость, преемственность и эффективность учебного процесса подготовки по заявленной специализации.

Необходимым условием реализации экспериментального проекта является обеспечение контроля за ходом исследования и мониторинг эффективности экспериментальной деятельности [14]. В рамках настоящего экспериментального проекта мониторинг эффективности осуществляется по двум основным направлениям:

1. Организация контроля выполнения исследовательским коллективом плана работы по проекту, своевременное производство продуктов экспериментальной деятельности.

2. Анализ эффективности образовательного процесса, включающий в себя следующие критерии:

• качество овладения профессиональными компетенциями (в сравнении с контрольными группами);

• психологическое развитие обучающихся, формирование у них определённых личностных качеств;

• уровень мотивации обучающихся;

• динамика развития коллектива обучающихся.

Цель настоящей статьи - дать теоретическое обоснование процедуре мониторинга психологического развития обучающихся в рамках экспериментального

проекта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. сформулировать цель мониторинга психологического развития обучающихся, определить его специфику в рамках экспериментального проекта;

2. определить содержание критерия «психологическое развитие обучающихся», а именно - выделить набор индивидуально-психологических особенностей обучающихся как основы для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя;

3. сформировать пакет диагностического инструментария для оценивания выделенных индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

С. В. Алехина и М. Р Битянова под мониторингом понимают систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе, которая ориентирована на информационное обеспечение процесса управления, что позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и обеспечить прогноз его развития [2]. В рамках нашего экспериментального проекта мониторинг психологического развития обучающихся, а именно формирование у них определённых личностных качеств, является одним их критериев эффективности образовательной деятельности по созданной и апробируемой программе «Подготовка туристов-спасателей», а также методическим материалам. Таким образом, целью мониторинга является изучение психологического развития обучающихся (набора индивидуально-психологических особенностей обучающихся как основы для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя) для осуществления диагностики, контроля и оценки эффективности направленного педагогического воздействия.

Диагностическая составляющая мониторинга предполагает изучение набора индивидуально-психологических особенностей обучающихся 13-14 лет, часть которых прошли обучение по первому блоку программы - ориентирующему курсу, часть - обучается первый год. Результаты, полученные на этом этапе, будут использованы в будущем для контроля и оценки эффективности направленного педагогического воздействия. Мониторинг психологического развития позволит осуществлять контроль эффективности образовательной деятельности по апробируемым программе и методическим материалам, своевременно учитывать положительные и отрицательные последствия вносимых изменений в систему подготовки обучающихся и программно-методическое обеспечение подготовки. Оценка эффективности направленного педагогического воздействия включает в себя сравнение результатов изучения набора индивидуально-психологических особенностей обучающихся 13-14 лет, полученных на диагностическом этапе, и результатов, полученных при изучении данного набора особенностей после прохождения обучения по апробируемой программе. Также возможно сравнение с контрольными группами обучающихся, которые проходили обу-

48

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1

ФГОС второго поколения

чение по иным программам туристско-спасательской направленности.

Решая задачу, связанную с выделением набора индивидуально-психологических особенностей обучающихся как основы для формирования профессионально важных качеств спасателя, целесообразно обратиться к опыту обучения детей и учащейся молодёжи по дополнительным образовательным программам туристско-спасательской направленности, а также изучить научную и методическую литературу, касающуюся психологических качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной подготовки как основы последующей эффективной деятельности в качестве спасателей МЧС России.

Профессиональную деятельность спасателя относят к деятельности в экстремальных и особых условиях, поскольку специфика её организации и осуществления предъявляет повышенные требования к психофизиологическим и личностным качествам сотрудников. Особое место в психологии и педагогике занимает исследование вопросов подготовки специалистов к деятельности в экстремальных условиях. Такие авторы как Э. Э. Кугно, А. П. Самсонов, Д. М. Та-беева, Р Х. Хамидуллин, Н. Ф. Носов и многие другие занимаются исследованием психолого-педагогического аспекта формирования готовности к деятельности в экстремальных условиях специалистов различных сфер [6,8,12,13,15]. Применительно к профессиональной деятельности спасателя выделены профессионально важные качества и уровень их развития, необходимый для успешного выполнения данной деятельности, а также валидизирован и адаптирован диагностический инструментарий, используемый при профессиональном психологическом отборе в высшие учебные заведения МЧС России [16]. Также выделены психофизиологические и психологические критерии оценки профессиональной пригодности опытных сотрудников - специалистов, аттестуемых на статус спасателя международного класса [5].

Анализ работ названных авторов позволяет сделать следующий вывод: проблема психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях как составляющей профессиональной подготовки достаточно детально проработана, в то время как вопросы психологической подготовки, а также оценки развития индивидуально-психологических особенностей в ходе обучения детей и учащейся молодёжи по дополнительным образовательным программам туристско-спасательской направленности освещены слабо.

Так, например, в диссертационном исследовании, выполненном по теме «Дополнительное образование обучающихся по программе «Юный турист-спасатель», описана модель будущего специалиста, которая отражает требования, предъявляемые к человеку, ориентированному на деятельность в сфере спортивно-оздоровительного и детско-юношеского туризма, работу спасателем [9]. Автор выявил следующие критерии подготовленности специалиста, которые, в свою очередь, выступили в качестве критериев оценки эф-

фективности обучения по программе и подготовленности воспитанников для организации и обеспечения безопасности туристской деятельности: организационный, когнитивный, практический, личностный. Определив, что для успешного выполнения деятельности в туризме и спасении людей необходимы специальные качества - проявление находчивости, умение действовать в экстремальных ситуациях, развитие выносливости (личностный критерий), автор в качестве компонента подготовки называет морально-волевую подготовку, которая заключается в «... усвоении, практическом развитии и формировании в процессе теоретических и практических занятий устойчивых моральных и волевых качеств, целеустремлённости, воли и достижению цели, смелости и решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий, трудностей и лишений, дисциплинированности, коллективизма, дружбы, товарищества, патриотизма и других качеств» [9, с.90]. Несмотря на то, что выделены критерии и проработаны соответствующие компоненты подготовки по программе «Юный турист-спасатель», методы и методики определения эффективности обучения по программе согласно выделенным критериям в работе не описаны.

В диссертационном исследовании В.Р Лукьянова «Содержание и организация допрофессиональной подготовки учащихся в условиях школы юных спасателей» указаны виды подготовки юного спасателя - физическая, специальная, противопожарная, медицинская, топографическая, психологическая, морально-волевая. Содержание психологической подготовки в соответствующем разделе работы не раскрыто, однако указывается, что обучение в школах юных спасателей позволяет ученикам определить сформи-рованность профессиональных качеств подростков и провести им «пробу себя» в профессионально-практической деятельности, постепенно развивать качества, необходимые для выбранной профессии» [7]. В качестве общей цели воспитания юного спасателя обозначено следующее: «. развить человечность, гуманность, порядочность, то есть высокую нравственность и профессионально значимые качества - самостоятельность, инициативность, развить творческое начало» [7, с.80]. Морально-волевое воспитание при обучении в условиях школы юных спасателей выражается «. в усвоении и развитии устойчивых качеств личности: воли к жизни, смелости и решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий, направленности социальной мотивации на сотрудничество, коллективизма, взаимовыручки, способности принимать на себя ответственность, гибкости социального поведения» и других индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности [7, с.57-58]. Критериями оценки эффективности подготовки учащихся по указанным компонентам явились успешность освоения знаний и умений, намерение выбрать профессию спасательской сферы деятельности, сформированность мотивации участия в спасательных работах.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1

49

ФГОС второго поколения

В программе для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели», подготовленной в качестве типовой и утверждённой Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Министерства образования Российской Федерации в 2004 году, задача по формированию и развитию индивидуально-личностных качеств, необходимых для успешного освоения данной сферы деятельности, не выделяется [4]. Однако подчёркивается важность воспитания сознательной дисциплины и формирования морально-волевой подготовки, для чего предусмотрены практические занятия в форме психологического тренинга для развития данных характеристик личности. Мониторинг психологического развития обучающихся согласно содержанию программы не предусмотрен.

Дополнительная образовательная программа «Ступени обучения выживанию» Е.А. и Н. И. Бочаровых, направленная на формирование у детей и учащейся молодёжи навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека, предусматривает психологическую подготовку обучающихся как профильную уже на второй ступени обучения - «Школа выживания» (возраст обучающихся 10-13 лет) [3]. На данной ступени обучения проводится «тестирование на готовность овладеть специальностью «спасатель», повторное тестирование «на выявление готовности к овладению указанной специальностью» проводится на третьей ступени обучения «Школа спасения» (возраст обучающихся 14-16 лет). Здесь возникает закономерный вопрос о возможности установить «готовность к овладению специальностью «спасатель» у обучающегося 10-13 лет, когда и когнитивные, и личностные характеристики находятся в стадии становления. К сожалению, в программно-методическом пособии не описаны показатели готовности к овладению специальностью «спасатель», а в качестве методического инструментария в пособии представлена лишь «Анкета для новичка», с помощью которой изучается самооценка профессионально важных качеств спасателя обучающимися, а также причины выбора данного профиля обучения [3].

По итогам, проведённого анализа, мы можем констатировать следующее:

• в дополнительных образовательных программах туристско-спасательской направленности уделяется внимание психологической подготовке обучающихся, в том числе морально-волевой;

• набор индивидуально-психологических особенностей обучающихся как основы для формирования профессионально важных качеств спасателя, зачастую размыт и представляет собой результат опроса мнения различных категорий специалистов туристкой отрасли и спасателей, либо результат умозрительных заключений;

• диагностический инструментарий, используемый для оценки индивидуально-личностных особенностей, как правило, не указан, либо сводится к анкетному опросу, в ходе которого определяется мнение обучающегося

о качествах, которые должны быть присущи спасателю, о намерении стать спасателем и о причинах такого выбора.

Подобный подход к решению поставленных задач не отвечает требованиям нашего исследования, поэтому мы считаем возможным обратиться к работам, в которых выявлены ведущие психологические качества личности специалистов, обеспечивающие высокий уровень эффективности деятельности в качестве спасателей МЧС России. Работа в данном направлении позволит нам, опираясь на научно обоснованный комплекс основных профессионально важных качеств, выделенных на основе анализа деятельности специалистов поисково-спасательных формирований МЧС России, определить набор индивидуально-психологических особенностей обучающихся как основы для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя.

Ю. С. Шойгу в диссертационном исследовании «Профессиональный психологический отбор курсантов вузов МЧС России - будущих спасателей (обоснование психодиагностического инструментария)» определила информативные психодиагностические показатели для оценки профессиональной пригодности, прогноза успешности профессиональной подготовки и эффективности последующей деятельности будущих спасателей МЧС России, а так же показала целесообразность их использования для профессионального психологического отбора курсантов МЧС России и долгосрочного прогнозирования надёжности их последующей профессиональной деятельности в качестве спасателей МЧС России [16]. Профессио-графический анализ деятельности спасателей МЧС России позволил автору выявить ведущие неблагоприятные профессиональные стресс-факторы, воздействие которых в условиях ликвидации аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций предъявляет повышенные требования не только к состоянию здоровья, уровню профессиональной подготовки, но и к профессионально важным качествам спасателей МЧС России. [16]

Ю. С. Шойгу отмечает, что успешность профессиональной подготовки будущих спасателей определяется уровнем развития основных профессионально важных качеств, характеризующих мотивационную сферу (мотивация достижения успеха, социальная активность, стремление соответствовать социальным и групповым этическим нормам), когнитивные способности (абстрактно-логическое и пространственное мышление, вербальные и математические способности, устойчивость интеллектуальной деятельности в условиях дефицита времени), индивидуально-психологические особенности (коммуникативные способности, уверенность в себе, социальная адаптивность, общительность, ответственность, стрессоустойчивость, умеренная склонность к риску, высокий уровень субъективного контроля, эмоциональная стабильность, средний уровень личностной и ситуативной тревожности, активность, рассудительность, умение

50

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1

ФГОС второго поколения

работать в команде, склонность к соблюдению общественных и групповых и моральных норм) [16].

Противопоказанием к деятельности являются следующие особенности: «... нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обострённая реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; низкая физическая подготовка [16, с.115—116].

При определении набора индивидуально-психологических особенностей обучающихся - основы для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя, в качестве объекта мониторинга и подбора соответствующего диагностического инструментария необходимо руководствоваться как общими принципами организации и проведения психологической диагностики, так и частными, касающимися особенностей реализации экспериментального проекта, которые были сформулированы следующим образом:

• при определении набора индивидуально-психологических особенностей следует помнить, что мы можем говорить только о некой тенденции, а не о сформированной готовности к профессиональному обучению или, более того, готовности к решению задач профессиональной деятельности;

• компактность диагностического инструментария является важным критерием отбора методик: поскольку наиболее информативными и наименее затратными с точки зрения временного критерия являются опросные методы, в частности, личностные опросники, следует обратить внимание на методики, чувствительные к наибольшему количеству особенностей личности согласно поставленным задачам;

• важно учитывать возможность использования выбранных методик повторно для оценки результата направленного педагогического воздействия, учитывая возрастной диапазон обучающихся, принимающих участие в реализации экспериментального проекта.

Исходя из вышеизложенного, в качестве объекта мониторинга психологического развития обучающихся в рамках экспериментального проекта «Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)» был определён набор индивидуально-психологических особенностей обучающихся как основы для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя: эмоциональная стабильность, реакция на неудачу, уровень личностной и ситуативной тревожности, склонность к риску; социальная адаптивность, общительность, стремление соответствовать социальным и групповым нормам; мотивация достижения успеха, контроль поведения, ответственность. Среди представленных в методической литературе диагностических методик, направленных на изучение данных характеристик личности адресного контингента, нами был выбран ряд методик, предназначенных для глубокого и дифференци-

рованного изучения отдельных характеристик. Однако их комплексное применение в ходе мониторинга психологического развития обучающихся в рамках настоящего проекта не представляется возможным из-за громоздкости процедуры и существенных временных затрат, более целесообразно, на наш взгляд, применение личностных опросников, а именно опросников черт личности. Указанному выше набору индивидуально-психологических особенностей обучающихся соответствует применяемый в отечественной практике адаптированный вариант опросник Р Кеттел-ла для подростков и старшеклассников (High School Personality Questionaire - HSPQ).

Адаптация выполнена Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой. Цель опросника Кеттелла, содержащего перечень биполярных показателей,- оценить развитость определённых личностных качеств, составляющих 14 факторов. Личностный опросник в предлагаемом варианте содержит 142 вопроса [1]. Все 14 шкал опросника содержат по 10 вопросов и могут быть оценены в соответствии с ключом в 0, 1 или 2 балла. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в стеновые оценки. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Для проведения тестирования испытуемым раздаются тестовые тетради и бланки ответов. Школьники предупреждаются о том, что в тестовой тетради нельзя делать никаких пометок, а все ответы необходимо отмечать в бланке ответов. Перед началом тестирования каждый испытуемый должен указать в верхней части бланка ответов свои фамилию, имя, возраст, объединение и другую необходимую информацию. Затем испытуемые самостоятельно читают инструкцию и начинают отвечать на вопросы. В методической литературе содержится информация о стеновых нормах для подростков 13-15 лет [11], а также информация о нормативных данных, полученных при обследовании опросником школьников 8-11-х классов [10]. Для иллюстрации соответствия индивидуально-психологических особенностей обучающихся - основы для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя, факторам опросника Р Кеттелла нами была разработана таблица, фрагмент которой приведён в настоящей работе (табл. 1). В таблице указаны индивидуально-психологические особенности обучающихся, выделенные соответственно задачам настоящей работы, и факторы опросника Кеттелла, которые отражают данные особенности. Наименование факторов дано по работе А. А. Рукавишникова и М. В. Соколовой [цит. по 11, с.246-255].

Итак, в настоящей работе было определено содержание критерия «психологическое развитие обучающихся»: выделен набор индивидуально-психологических особенностей обучающихся как основа для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя, а так же определён диагностический инструментарий для оценивания выделенных индивидуально-психологических особенностей обу-

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1

51

ФГОС второго поколения

Таблица 1

Соответствие индивидуально-психологических особенностей обучающихся -основы для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя, факторам опросника Р. Кеттелла (High School Personality Questionaire - HSPQ) (фрагмент)

Фактор Наименование фактора Индивидуально-психологические особенности

Высокая оценка Низкая оценка

А Доброта, сердечность Обособленность, отчуждённость Общительность

В Высокие общие мыслительные способности Низкие общие мыслительные способности

С Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость Эмоциональная стабильность

D Беспокойство Уравновешенность

E Настойчивость, напористость Покорность, зависимость Склонность к риску

F Беспечность Озабоченность Общительность. Тревожность

G Высокая совестливость Недобросовестность Ответственность

чающихся. Следующий этап работы будет включать в себя разработку рекомендаций по организации и проведению мониторинга психологического развития обучающихся в рамках данного экспериментального проекта.

Литература

1. Акимова М. К. и др. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2003. 655 с.

2. Алехина С. В., Битянова М. Р Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образовании.- 2009.-№ 4.- С.66-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бочаров Е. А., Бочарова Н. И. Ступени обучения выживанию: програм.- метод. пособие для педагогов. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. 204 с.

4. Дрогов И. А. Юные туристы-спасатели: программа для системы дополнительного образования детей. М.: Издательство ЦДЮТиК МО РФ, 2000. 64 с.

5. Колошук О. П. Психологические и психофизиологические критерии оценки профессиональной пригодности специалистов, аттестуемых на статус спасателя международного класса: дис. ... канд. биол. наук: 05.26.02.- М., 2006.- 179 с.

6. Кугно Э. Э. Развитие эмоционально-волевого и физического компонентов готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях // Европейский журнал социальных наук.- 2012.- № 2.- С.133-137.

7. Лукьянов В. Р Содержание и организация допрофессиональной подготовки учащихся в условиях школы юных спасателей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08.- М., 2001.110 с.

8. Носов Н. Ф. Исследование техники падения в борьбе для подготовки студентов к деятельности в экстремальных условиях // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта.- 2010.- № 2.- С.90-93.

9. Петров И. Б. Дополнительное образование обучающихся по программе «Юный турист-спасатель»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08.- М., 2007.- 186 с.

10. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- 2 изд., дополн. и перераб. СПб.: Речь, 2006. 694 с.

11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. 384 с.

12. Самсонов А. П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. Пермь, 1999. 600 с.

13. Табеева Д. М. Руководство по психологической подготовке пожарных. М.; Л., 1982. 124 с.

14. Теория и практика развития экспериментальной работы в дополнительном образовании детей. М.: ООО «ДОД», 2008. 120 с.

15. Хамидуллин Р.Х. Подготовка сотрудников спецподразделений ОВД в условиях экстремальных ситуаций (психолого-педагогический аспект) // Казанский педагогический журнал.- 2008.- № 4.- С.12-20.

16. Шойгу Ю. С. Профессиональный психологический отбор курсантов вузов МЧС России - будущих спасателей (обоснование психодиагностического инструментария): дис. ... канд. психол. наук: 05.26.02.- СПб., 2003.- 168 с.

52

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.