Научная статья на тему 'Разработка профориентационных проектов и их реализация органами службы занятости в республике Татарстан'

Разработка профориентационных проектов и их реализация органами службы занятости в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ / CAREER GUIDANCE PROJECT / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STUDENTS / EMPLOYMENT SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Э.А.

Введение. В статье автор рассматривает возможность проектирования профориентационной деятельности службами занятости на примере Республики Татарстан, раскрывает принципы проектирования профориентационных проектов, а также приводит различные форматы реализации и наполнения проектов. Отличие данных проектов от других мероприятий по профориентации заключается в возможности предметно познакомить молодого человека с целым рядом востребованных профессий, что является более эффективным способом профессионального самоопределения. В качестве примера автор выделяет содержание трех проектов «Введение в профессию», «Сможем вместе», молодежный форум «Profдвижение». Методология. Исследование проведено на основе методов анализа теоретической и научнометодической литературы, а также в соответствии с принципами системности, непрерывности, многоуровневости, дополнительности и технологичности. Результаты. Автор показывает возможности профориентационной деятельности органов службы занятости на примере проектов «Введение в профессию», «Сможем вместе», молодежного форума «PROFдвижение». В каждом проекте выделены цель, участники, содержание и основные результаты. Заключение. Автор отмечает, что разработка профориентационных проектов, рассчитанных на определенную целевую группу молодых людей, а также включение в эту деятельность социальных партнеров органов службы занятости, позволяет получить социально значимый эффект популяризации профессий среди обучающихся, вовлечь обучаемых разного возраста в профессиональную проблематику и совместную разработку современных технологий профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарипова Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VOCATIONAL PROJECTS AND THEIR IMPLEMENTATION BY THE EMPLOYMENT SERVICES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Introduction. In the article the author considers the possibility of designing career guidance activities by employment services on the example of the Republic of Tatarstan, reveals the principles of designing career guidance projects, and also provides various formats for the implementation and filling of projects. The difference between these projects and other career guidance activities is the opportunity to introduce a young person to a number of popular professions, which is a more effective way of professional self-determination. As an example, the author highlights the content of three projects “Introduction to the profession”, “We can together”, youth forum “PROFmovement”. Methodology. The study was conducted on the basis of methods of analysis of theoretical and scientific-methodical literature, as well as in accordance with the principles of consistency, continuity, multilevel, complementarity and adaptability. Results. The author showed the possibilities of career guidance activities by the employment service bodies on the example of the projects “Introduction to the profession”, “We can together”, youth forum “PROFmovement”. The purpose, participants, the content and main results are allocated in each project. Conclusion. The author notes that the development of career guidance projects designed for a specific target group of young people, as well as the inclusion in this activity of social partners of the employment service, allows to obtain a socially significant effect on the popularization of professions among students, the involvement of students of different ages in professional issues and the joint development of modern technologies.

Текст научной работы на тему «Разработка профориентационных проектов и их реализация органами службы занятости в республике Татарстан»

13. Skelton J. Analysis of the Structure of Original Research Papers: An Aid to Writing Original Papers for Publication // British Journal of General Practice. 1994. № 44. P. 455-459.

14. Trakas A. K., Addis A., Kruk D. et al. Quality Assessment of Pharmaco-economic Abstracts of Original Research Articles in Selected Journals // Annals of Pharmacotherapy. 1997. № 31 (4). P. 423-438.

15. Winker A. M. The Need for Concrete Improvement in Abstract Quality // JAMA. 1999. № 281 (12). P. 1129-1130. doi:10.1001/jama.281.12.1129.

References

1. Baklanova P. P. Uchebniy i nauchnyi teksty s tochki zreniya postulatov rechevogo obsheniya [Study and scientific texts from the point of view]. Russian Language at School, 2010, no. 5. pp. 30-36. (In Russian).

2. Beskrovnaya L. V. Ob opyte obucheniya studentov neyazykovogo VUZa napisaniyu annotatsii na inostrannom yazyke [On attempt of teaching nonlinguistic higher education establishment students to write abstract in foreign language]. Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, 2013, no. 6 (24), parts II, pp. 37-40. (In Russian).

3. Dobrynina 0. L. Propedevtika oshibok pri napisanii angloyazychnoi avtorskoi annotatsii k nauchnoi statie [Propaedeutics of errors in abstracts of papers written in Russian]. Higher Education in Russia, 2015, no. 7, pp. 42-50. (In Russian).

4. Dubinina G. A., Savchenko N. V. Obuchenie pis'mu nauchnoi napravlennosti v magistrature [Teaching writing in the contemporary world]. Materials of the II International Scientific and Practical Conference "Science in the Modern World: Theory and Practice". Ufa, 2014, pp. 42-49. (In Russian).

5. Minyar-Beloruchev R. K. Metodika obucheniya frantsuzkomy yazyku [Methodology of teaching Russian language]. Moscow, 1990, 224 p. (In Russian).

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 15.04.01 Mashinostroenie (uroven' magistratury) [About approving Federal State Educational Standards of Higher Education for major 1 5.04.01 Machine-building (Master Degree level)]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 21.11.2014 no. 1504. (In Russian).

7. Frolova N. A., Aleshchanova I. V. Obucheniye referirovaniyu i annotirovaniyu professional'noi literatury na inostrannom yazyke v kompleksnoi podgotovke spetsialistov [Teaching to abstract and annotate professional texts in foreign languages in complex training of specialists]. Modern Problems of Science and Education, 2007, no. 5, pp. 67-71. (In Russian).

8. Khomutova T. N. Nauchyi tekst: integral'nyi analiz leksiki [Scientific text: integral analysis of vocabulary]. Language and Culture, 2010, no. 4, pp. 77-82. (In Russian).

9. Hartley J. Is It Appropriate To Use Structured Abstracts in Social Science Journals?. Learned Publishing, 1997, no. 10 (4), pp. 313-317.

10. Hartley J. From structured abstracts to structured articles: a modest proposal. Technical writing and communication, 1999, no. 29 (3), pp. 255-270.

11. Haynes R. B. More Informative Abstracts: Current Status and Evaluation. Journal of Clinical Epidemiology, 1993, no. 46 (7), pp. 595-597.

12. Haynes R. B., Mulrow C. D., Huth E. J. More Informative Abstracts. Revisited Annals of Internal Medicine, 1990, no. 113 (1), pp. 69-76.

13. Skelton J. Analysis of the Structure of Original Research Papers: An Aid to Writing Original Papers for Publication. British Journal of General Practice, 1994, no. 44, pp. 455-459.

14. Trakas A. K., Addis A., Kruk D. et al. Quality Assessment of Pharmaco-economic Abstracts of Original Research Articles in Selected Journals. Annals of Pharmacotherapy, 1997, no. 31 (4), pp. 423-438.

15. Winker A. M. The Need for Concrete Improvement in Abstract Quality. JAMA, 1999, no. 281 (12), pp. 1129-1130, doi:10.1001/jama.281.12.1129.

УДК/uDC 331.548(470.41) Э. А. Зарипова

E. Zaripova

РАЗРАБОТКА ПРОФОРИЕНТАцИОННЫХ ПРОЕКТОВ

И их реализация органами службы занятости

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

DEVELOPMENT OF VOCATIONAL PROJECTS AND THEIR IMPLEMENTATION BY THE EMPLOYMENT SERVICES in the republic of TATARSTAN

Введение. В статье автор рассматривает возможность проектирования профориентацион-ной деятельности службами занятости на примере Республики Татарстан, раскрывает принципы проектирования профориентационных проектов, а также приводит различные форматы реализации и наполнения проектов. Отличие данных проектов от других мероприятий по профориентации

заключается в возможности предметно познакомить молодого человека с целым рядом востребованных профессий, что является более эффективным способом профессионального самоопределения. В качестве примера автор выделяет содержание трех проектов — «Введение в профессию», «Сможем вместе», молодежный форум «Ргс^движение».

Методология. Исследование проведено на основе методов анализа теоретической и научно-методической литературы, а также в соответствии с принципами системности, непрерывности, многоуровневости, дополнительности и технологичности.

Результаты. Автор показывает возможности профориентационной деятельности органов службы занятости на примере проектов «Введение в профессию», «Сможем вместе», молодежного форума «РЯОРдвижение». В каждом проекте выделены цель, участники, содержание и основные результаты.

Заключение. Автор отмечает, что разработка профориентационных проектов, рассчитанных на определенную целевую группу молодых людей, а также включение в эту деятельность социальных партнеров органов службы занятости, позволяет получить социально значимый эффект популяризации профессий среди обучающихся, вовлечь обучаемых разного возраста в профессиональную проблематику и совместную разработку современных технологий профориентацион-ной работы.

Introduction. In the article the author considers the possibility of designing career guidance activities by employment services on the example of the Republic of Tatarstan, reveals the principles of designing career guidance projects, and also provides various formats for the implementation and filling of projects. The difference between these projects and other career guidance activities is the opportunity to introduce a young person to a number of popular professions, which is a more effective way of professional self-determination. As an example, the author highlights the content of three projects — "Introduction to the profession", "We can together", youth forum "PROFmovement".

Methodology. The study was conducted on the basis of methods of analysis of theoretical and scientific-methodical literature, as well as in accordance with the principles of consistency, continuity, multilevel, complementarity and adaptability.

Results. The author showed the possibilities of career guidance activities by the employment service bodies on the example of the projects "Introduction to the profession", "We can together", youth forum "PROFmovement". The purpose, participants, the content and main results are allocated in each project.

Conclusion. The author notes that the development of career guidance projects designed for a specific target group of young people, as well as the inclusion in this activity of social partners of the employment service, allows to obtain a socially significant effect on the popularization of professions among students, the involvement of students of different ages in professional issues and the joint development of modern technologies.

Ключевые слова: профориентационный проект, профориентация, профессиональное самоопределение, обучающиеся, службы занятости.

Keywords: career guidance project, career guidance, professional self-determination, students, employment services.

Ведение

В современных условиях развития образования идет интенсивный процесс разработки нового видения профориентационной работы. Можно констатировать позитивные перемены в области подготовки обучающихся к будущей профессиональной карьере. Однако при всем многообразии форм (кванториумы, чемпионаты WorldSkills, ЦМИТ, «Билет в будущее», детские технопарки) отсутствует системное решение проблемы подготовки обучающихся к профессиональному выбору и карьере. Для решения данной задачи в Республике Татарстан активно развивается практика разработки и реализации профориентационных проектов.

Методология

Разработка профориентационных проектов в республике осуществляется в соответствии с принципами системности, непрерывности, многоуровневости, дополнительности и технологичности.

Результаты

В целях решения проблемы разработки профориентационных проектов для определенной категории учащейся молодежи был использован комплекс взаимодополняющих принципов. Так, принцип системности предполагает четкое структурирование каждого элемента профориен-тационного проекта, анализ и сопоставление их друг с другом, объединение в целостную структуру с привлечением в эту систему всех имеющихся ресурсов (материальных и интеллектуальных] в целях достижения эффективного результата — самоопределения учащихся.

Принцип отбора учебных профессий со строгой ориентацией на потребности рынка труда включает в себя понимание учащимися необходимости, целесообразности проведения отбора для определенной профессии; конкретного содержания задачи отбора; мониторинг учащихся по направленности на овладение конкретной профессией в соответствии с потребностями рынка труда и т. д. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2014 № 208 правительством республики ежегодно утверждается перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан на перспективу 7 лет. В 2018 г. распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.04.2018 № 894-р утвержден перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан на 2019-2025 гг., включающий 659 профессий и специальностей, в том числе 116 профессий среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, 115 специальностей среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена, 180 специальностей высшего образования, 248 профессий профессиональной подготовки кадров (профобучение].

Принцип непрерывности непосредственно связан с длительностью процесса профессионального самоопределения учащейся молодежи, предполагающего формирование и развитие определенных компетенций. Перед учащимися на разных ступенях обучения поставлены различные задачи, поэтому единые методики профориентации должны остаться в прошлом, их должны сменить современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. Кроме того, необходимо обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни. Можно выделить сквозные тенденции, характеризующие изменение задач сопровождения профессионального образования по возрастным ступеням:

— по мере взросления обучаемого должны постепенно расширяться его представления о возможностях выбора, что требует постепенного расширения содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального выбора;

— по мере развития субъекта самоопределения возрастает степень его самостоятельности, что требует постепенного перехода от «воздействующих» и «направляющих» отношений к «помогающим»;

— потребность в профориентационных услугах и профдиагностических консультациях по мере взросления человека снижается, и, напротив, возрастает потребность в психологической поддержке.

Принцип многоуровневости обеспечивает постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения и предполагает выделение определенных этапов развития субъекта самоопределения с учетом особенностей образовательной ступени. Так, для каждой ступени общеобразовательной школы могут быть выделены следующие уровни самоопределяющегося: пассивный; уровень взаимодействия, уровень самостоятельности и осмысленности [2]. При пассивном уровне обучаемый просто ждет, когда ему окажут помощь или поддержку. Это распространенная стратегия, особенно в случаях, когда профориентационная услуга оказывается одноразово, например при профессиональном консультировании. Уровень взаимодействия предполагает сотрудничество обучаемого, педагога, психолога, профессионального консультанта в целях оказания адресной помощи и поддержки самоопределяющейся личности. Следующий уровень — самостоятельности и осмысленности — тесно связан со способностью обучаемого самостоятельно и осознанно решать свои профориентационные проблемы. В данном случае профориен-тационная работа построена таким образом, что у обучаемого развиваются внутренние средства ориентировки и принятия осмысленного решения в меняющихся жизненных ситуациях.

Выделение обозначенных уровней позволяет с помощью инструментов психолого-педагогического мониторинга определять динамику обучающихся как субъектов самоопределения и на основе этого выявлять имеющиеся проблемы, связанные с неэффективностью проводимой профориентации [3].

Принцип дополнительности предполагает усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности, использование потенциала, необходимого для развития у учащихся мотивации к познанию трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих ее социально позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе и позволяющих активно самореализовываться в жизни.

Принцип технологичности связан с оптимальным сочетанием массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, он утверждает необходимость использования как традиционных, так и инновационных технологий профориентационной работы [1; 2].

В государственных учреждениях службы занятости населения в Республике Татарстан проф-ориентационная работа с молодежью проводится в различных по технологии и наполнению форматах проектов. Отличие данных проектов от других мероприятий по профориентации заключается в возможности более предметно познакомить молодого человека с целым рядом востребованных профессий, что является более эффективным способом профессионального самоопределения. За 2014-2018 гг. наибольшую эффективность показали три следующих проекта — «Введение в профессию», «Сможем вместе», молодежный форум «РЯОРдвижение».

Проект «Введение в профессию», сочетающий профориентацию и основы профессиональной подготовки по рабочим профессиям для школьников, предусматривает для школьников возможности изучить основы нескольких профессий, востребованных на рынке труда Республики Татарстан и рекомендованных в результате получения государственной услуги по профориентации.

Цель проекта: содействие осознанному выбору школьниками профессии, профессиональной образовательной организации (ПОО) и возможного варианта трудоустройства. Для реализации цели проекта к участию в нем привлекаются центры занятости населения, работодатели, муниципальные органы исполнительной власти, в том числе органы управления образованием, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные организации. В процессе участия в проекте каждый учащийся имеет возможность:

— выбрать несколько профессий из числа востребованных на рынке труда города, района, республики, наиболее соответствующих типу его личности;

— участвовать (по возможности вместе с родителями) в организованных центрами занятости населения экскурсиях в профессиональные образовательные организации, обучающие по рекомендованным профессиям, и на профильные предприятия;

— изучать основы знаний и получать навыки, необходимые для выполнения минимального набора функций, предусмотренных рекомендованными профессиями, на базе профессиональной образовательной организации (техникум, колледж) с использованием ее материально-технической базы и привлечением преподавательского состава.

Проект «Введение в профессию» помогает школьнику получить сведения об элементах деятельности рабочих и специалистов различных профессий, позволяет узнать профессию изнутри и способствует сознательному, обоснованному выбору старшеклассниками профессии. Школьники на собственном опыте узнают о своих индивидуальных особенностях и способностях, а главное — могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социально-профессиональный опыт помогает легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.

За 2014-2018 гг. школьники городов и районов республики получили представление о содержании трудовой деятельности:

— по профессиям: монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, токарь, фрезеровщик, слесарь, слесарь механосборочных работ, электросварщик, сварщик, автослесарь, повар, кондитер, аппаратчик-оператор, оператор технологических установок, слесарь-ремонтник, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электросварщик ручной сварки, оператор по добыче нефти и газа, слесарь-ремонтник (по ремонту нефтепромыслового оборудования), оператор по поддержанию пластового давления, парикмахер, портной, слесарь по ремонту авто-

мобилей, водитель погрузчика, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, пекарь, электромонтер;

— по специальностям: сестринское дело, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; основы технологии общественного питания, основы товароведения и экспертиза товаров, гостиничный сервис.

Отдельным направлением является проект «Введение в профессию — основы бизнеса». Цель — вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность со школьной скамьи. В соответствии с выявленными психологическими характеристиками, способностями, профессиональными предпочтениями, рекомендациями по определению профессиональной среды, школьник совместно с наставником выбирает тему для разработки собственного бизнес-проекта.

Для разработки бизнес-проекта школьники на базе вуза или ПОО проходят курс по программе «Основы бизнеса» и получают знания в области психологии бизнеса и предпринимательского мышления, мерчендайзинга, эффективной коммуникации, создания бренда, разработки финансового плана, получают информацию о формах поддержки малого и среднего бизнеса в республике. Курс завершается защитой школьниками своих бизнес-проектов. Имеются примеры успешной реализации в жизни бизнес-проектов их разработчиками.

В качестве бизнес-идей ребятами выбирались направления: предоставление услуг по ремонту автомобилей, по уходу и присмотру за детьми, юридических услуг; разведение промысловых рыб; передвижной планетарий; создание центра по обучению танцам детей с ОВЗ для их социальной адаптации в обществе; открытие кафе, швейной мастерской; создание интернет-магазинов; разработка компьютерных игр и др.

Следующий проект «Сможем вместе» направлен на оказание помощи детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в принятии осознанного решения о выборе профессии с учетом психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Целевая аудитория — несовершеннолетние, проходящие социальную реабилитацию в социальных приютах для детей и подростков.

Цель проекта — обязательное получение профориентационных услуг по профессиональному информированию и профессиональному консультированию всеми несовершеннолетними, проходящими социальную реабилитацию в социальных приютах, достигшими 14 лет, а также младше 14 лет при желании с их стороны и с учетом рекомендаций психолога и социального педагога социального приюта о готовности ребенка к получению помощи в самоопределении; практическое использование результатов профориентации для совершенствования личностных качеств ребенка, необходимых для овладения рекомендованными профессиями в целях дальнейшего получения образования и трудоустройства.

Для достижения цели проекта к участию привлекаются центры занятости населения, социальные приюты, профильные организации, имеющие опыт в профессиональной ориентации учащихся, и штатные высококвалифицированные специалисты-профконсультанты.

По итогам профориентационных услуг в портфолио, которое составляется для каждого ребенка в период пребывания в приюте и аккумулирует все его достижения, оформляется раздел «Профессиональная ориентация», который включает:

— форму «Результат профориентационных мероприятий», содержащую информацию об использованных профконсультантом тестах и методиках профориентации, заключение по итогам профориентации, рекомендации ребенку по развитию профессионально важных качеств;

— заполненные в ходе получения профориентационной услуги анкеты, результаты тестирования;

— профессиограммы (описания профессий] по рекомендованным профессиям, при этом профессии имеют расширенное описание с указанием информации о содержании труда, требованиях к компетенциям, профессионально важных качествах и медицинских противопоказаниях, а также о возможностях получения профессионального образования или прохождения профессионального обучения для овладения профессией;

— раздаточные материалы, которые получил ребенок в ходе профориентации (профориента-ционные буклеты, памятки, брошюры и т. д.].

Портфолио ребенка, в том числе раздел «Профессиональная ориентация», является постоянно доступным для ребенка материалом как во время пребывания в социальном приюте, так и после завершения курса реабилитации.

При выборе тестовых методик для корректного диагностического процесса используются тесты на оценку профессиональных интересов и склонностей, уровня интеллектуальных способностей, личностных особенностей в связи с выбором профессии.

При определении перечня рекомендованных несовершеннолетнему профессий профконсуль-тант учитывает возможность получения ребенком профессионального образования или прохождения профессионального обучения по рекомендованной профессии, а также востребованность кадров данной профессии на рынке труда Республики Татарстан и Российской Федерации.

Для каждого ребенка профконсультант разрабатывает развернутое заключение по итогам профориентации, содержащее перечень рекомендованных ребенку видов профессиональной деятельности и профессий и подробное описание типов профессий, наиболее соответствующих способностям, физическим и (или) психологическим особенностям, ограничениям возможностей здоровья (при наличии) несовершеннолетнего. При описании типов профессий профконсультант учитывает профессионально важные качества, требующиеся для данного типа профессий.

Социальный педагог (психолог) социального приюта в течение не более трех дней после проведения профориентации:

— обсуждает с несовершеннолетним рекомендации профконсультанта о возможных профессиях;

— помогает ребенку изучить профессиограммы данных профессий, размещенные в разделе «Профессиональная ориентация» портфолио;

— обсуждает возможности и преимущества получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства по рекомендованным профессиям.

Во время пребывания несовершеннолетнего в приюте воспитатели, социальные педагоги, психологи приюта доступными методами стимулируют интерес ребенка к рекомендованным профконсультантом профессиям. Например, в рамках проведения занятий с детьми предлагают различные творческие задания на тему данных профессий.

При обсуждении с ребенком рекомендованных профессий профконсультанты центров занятости населения и социальные педагоги (психологи) приюта используют информационные ресурсы: «Атлас новых профессий»; «Справочник профессий» на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; «Работа в России. Общероссийская база вакансий».

Форум «РИОРдвижение». Профориентационный форум в формате молодежного кампуса, или студенческого лагеря, является примером взаимодействия государства, бизнеса, системы образования в профессиональной ориентации и популяризации рабочих и инженерно-технических профессий, он направлен на знакомство молодежи с одним из крупнейших предприятий Республики Татарстан и Российской Федерации — ПАО «КАМАЗ».

Цель проекта — популяризация среди учащихся старших классов общеобразовательных школ, студентов колледжей и вузов инженерно-технических профессий, востребованных на ПАО «КАМАЗ», путем формирования привлекательного образа инженера как социально успешной личности, адаптированной в профессиональной среде. Привлечение талантливой молодежи в Республику Татарстан и на предприятия машиностроительного комплекса, в том числе на ПАО «КАМАЗ». Знакомство молодежи с корпоративной культурой компании. Вовлечение участников форума в профессиональную проблематику и разработку современных технологий профориента-ционной работы. Тиражирование полученного успешного опыта и лучших практик.

Этапы подготовки и проведения форума:

— разработка концепции — определяются команда организаторов форума, основные направления работ (привлечение, отбор и обучение кураторов; работа с делегатами; программа форума; пресс-центр и т. д.) и ответственные за каждое направление;

— разработка «портфеля технологий» — разрабатываются программа и содержание форума. Программа форума состоит из блоков: «Образовательный» (образовательные игры, мастер-классы, тренинги, квесты, викторины и т. д.), «Деловой» (гостевые лекции, экскурсии, презентации), «Спортивно-развлекательный» (соревнования, вечерние мероприятия, дискотеки и т. д.). На данном этапе проводится форум работающей молодежи ПАО «КАМАЗ», где апробируются предложенные технологии;

— информирование и отбор участников — создается электронная площадка (группа в социальной сети «ВКонтакте»), разрабатывается основа для отбора — конкурсное задание. Проводятся мероприятия для привлечения и информирования потенциальных участников (выездные встречи,

электронная рассылка, оповещение участников предыдущих форумов, освещение в СМИ). По итогам конкурса определяется состав участников, проводится дальнейшая работа по обеспечению приезда делегатов на форум. Все проводимые в ходе подготовки к форуму мероприятия освещаются на электронной площадке и в СМИ;

— подготовка команды организаторов — отбор кураторов из числа молодых работников компании, проведение обучения кураторов и организаторов (вводная сессия «Кто такой куратор? Его основные задачи», знакомство с организаторами, командообразование, знакомство с программой, START-сессия «Как это будет? Разбор возможных ситуаций, передача опыта прошлых лет»);

— организация и проведение форума — подготовка инфраструктуры под формат форума (подготовка территории проведения форума, заключение договоров с поставщиками товаров и услуг, транспортными компаниями, обеспечение вопросов безопасности участников и т. д.);

— аккумуляция и анализ полученных результатов — на форуме проводятся различные исследования и опросы целевой аудитории и организаторов. Анализ данных является основанием для совершенствования работы по проведению последующих форумов.

Примеры результатов исследований: численность изменивших свое отношение к профессии инженера/рабочего; численность выпускников, готовых трудоустроиться на ПАО «КАМАЗ»/дру-гие промышленные предприятия по специальности; численность школьников, желающих поступить в профильные образовательные организации; изменение объема знаний у делегатов о профессиях и предприятии; количество упоминаний о форуме и его организаторах в СМИ; предложения участников и организаторов по совершенствованию форума; предоставление результатов всем заинтересованным сторонам — отчет и результаты исследований, которые проводились во время форума, — направляются заинтересованным органам исполнительной власти Республики Татарстан, информация о форуме предоставляется заинтересованным регионам для использования опыта.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что для организационно-технологического обеспечения системы профориентационной работы необходима интеграция всех заинтересованных институтов общества, обеспечивающая диверсификацию содержания психолого-педагогического сопровождения выбора профессиональной карьеры учащимися с опорой на принципы системности, многоуровневости, преемственности новейшими технологиями, а также с учетом необходимости ранней профориентации и ее непрерывности в течение всей жизни. Реализация профориентационных проектов позволяет получить социально значимый эффект популяризации инженерно-технических профессий, вовлечь обучаемых разного возраста в профессиональную проблематику и разработку современных технологий профориентационной работы.

Литература

1. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4, часть 1. С. 10-14.

2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.]. М., 2014. 38 с.

3. Отчет о научно-методической работе по теме «Разработка научно-методического обеспечения профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях многоуровневого образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mggeu. ru/wp-content/uploads/2017/03/Otchet-NIR-17-gos.zadanie.pdf#1.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Mukhametzyanova F. S., Shaikhutdinova G. A. Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty proforiyentatsii uchashcheysya molodezhi v usloviyakh nauchno-obnazovatel'nogo klastera [Theoretical and practical aspects of professional orientation for studying youth under the conditions of the scientific and educational cluster]. Каzan Pedagogical Journal, 2015, no. 4, part 1, pp. 10-14. (In Russian).

2. Blinov V. I., Sergeev I. S., et al. Kontseptsiya organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh nepreryvnosti obrazovaniya [The concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the context of continuity of education]. Moscow, 2014, 38 p. (In Russian).

3. Otchet o nauchno-metodicheskoy rabote po teme «Razrabotka nauchno-metodicheskogo obespecheniya professional'noy oriyentatsii invalidov i lits s OVZ v usloviyakh mnogourovnevogo obrazovaniya» [Report on scientific and methodological work on the theme "Development of scientific and methodological support for the vocational guidance of persons with disabilities and persons with special health opportunities in a multi-level education"]. Available at: http://www.mggeu.ru/wp-content/ uploads/2017/03/0tchet-NIR-17-gos.zadanie.pdf#1. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.